Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Фундаментальные исследования. Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Сущность понятия творческой самостоятельности

Фундаментальные исследования. Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Сущность понятия творческой самостоятельности

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия

Современной России как члену «Большой восьмёрки» предстоит развиваться в условиях глобализирующегося мира, в котором каждому приходится общаться с представителями разных культур. Одной из основных целей, преследуемых процессом модернизации образования, является вывод выпускника российского университета на уровень конкурентоспособного профессионала на мировом рынке труда, что неизбежно ведёт к выработке единого стандарта в мировой системе высшего образования . В связи с Болонским процессом следует отметить появление такого понятия как Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) EHEA (European Higher Education Area). Оно нацелено на развитие и поддержание сотрудничества между всеми высшими образовательными учреждениями стран участниц Болонского процесса, которые, в свою очередь, должны добиться введения единого образовательного стандарта и реализации общих целей образования. Европейское пространство высшего образования предполагает мобильность студентов и преподавателей, признание дипломов и унификацию программ.

Следует отметить, что переломный период в образовании не закончился с изменениями в политическом устройстве российского общества, поэтому уместно говорить не о корректировках в образовательной политике, а о новой парадигме российского образования, а также параллельном преобразовании идеологии населения. Россия уже вступила на путь отказа от «советского» образования, которое, не смотря на свою фундаментальность и обширность, предлагало не подлежащие сомнению и пересмотру истины. Теперь современное российское образование пытается воспитывать демократичных, свободных профессионалов, проявляющих творческую самостоятельность, способных отстаивать свои интересы, при этом, не нанося ущерб себе и другим.


Роль образования в информационном обществе значительно повышается. Развитие новых технологий и информационных средств делают возможным непрерывное образование, многоуровневое высшее образование, дистанционное образование.

Некоторыми исследователями отмечается противоречие между потоком поступаемой информации и аудиторным временем, выделяемым для усвоения этого материала, так как в последнее время наблюдается быстрое обновление знаний. Если раньше это происходило каждые двадцать четыре года, то теперь каждые два – четыре года . В связи с этим всё большую значимость приобретает самостоятельная работа студентов.

Основным направлением модернизации образования в развитых странах является оптимизация системы управления учебной работой студентов, воспитание творческой самостоятельности у будущих специалистов . В связи с этим в западных странах объём аудиторной нагрузки студентов снижен, что позволяет им использовать свободное время для самостоятельной работы, и обеспечивает индивидуальный график работы .

Мы считаем, что современной России, столкнувшейся с проблемами глобализации образования, необходимо придерживаться общемировых тенденций в воспитании нового типа специалиста, способного к планированию и предвидению результатов своей самостоятельной деятельности.

Необходимо отметить растущий интерес учёных к проблеме «самости» студентов вообще. Так в педагогической литературе для обозначения близких по значению явлений используются такие понятия как самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самообразовательная деятельность, самообразование, самовоспитание, самоорганизация .

Наиболее часто встречается термин «самостоятельная работа», который трактуется как:

Работа, выполняемая по заданию преподавателя в указанные сроки, но без его участия ();

Деятельность обучающихся по усвоению информации без посторонней помощи, способность рефлексии и трансформации усвоенного материала ();

Деятельность личности, которая выступает категорией и психологии, и педагогики ();

Учение, определяемое способностью учащихся ставить перед собой задачи, осуществлять их и рефлексировать ();

Определённая обязательность, стимулируемая преподавателем (,);

Целенаправленная, внутренне мотивированная и корригируемая деятельность личности ();

Деятельность обучаемого, направленная на применение опыта и знаний для решения новых задач ();

Средство закрепления изученного материала (, ёв);

Разнообразная индивидуальная и коллективная деятельность учащихся, выполняемая как на занятии, так и дома (,).

Таким образом, во многих исследованиях понятия самостоятельная работа и самостоятельная деятельность используются как синонимичные, при этом их рассматривают в качестве базового этапа на пути формирования творческой самостоятельности студентов, так как они в большинстве случаев предполагают обязательную деятельность, стимулируемую преподавателем, но ещё не самостоятельность.

А. Беляева предлагает своеобразную формулу самостоятельной работы студентов: информация – знание – информация, суть которой заключается в создании новой информации из уже имеющейся, что формирует у учащихся готовность и потребность к управлению своей познавательной деятельностью .


По мнению ряда учёных (, В. Графа,) успешность самостоятельной работы зависит от умения самоорганизации, которая выступает основой первой . Не следует забывать, что студенты не всегда обладают навыками поиска необходимой информации, умением самоорганизации, поэтому их самостоятельная работа должна контролироваться преподавателями.

считает, что оптимальным для самостоятельной работы является рефлексивный контроль, который представляет собой обмен мнениями между студентом и преподавателем по заданной теме в форме диалога .

Ковалевский и предлагают использовать проблемную ситуацию как метод активизации учебного процесса, что заставляет студентов делать выбор, использовать приобретенные знания в сходных ситуациях , что на наш взгляд может быть использовано в качестве одной из форм контроля, а так же побуждать студентов к самостоятельной деятельности в целях усовершенствования полученных знаний.

Более высокой формой проявления самостоятельности следует считать самообразование или самообразовательную деятельность, под которой понимают цель и результаты деятельности, а под самостоятельной работой – средство достижения данного результата . Самообразование студента – это добровольная деятельность, нацеленная на получение знаний в процессе самостоятельной работы без помощи преподавателя, которая невозможна, если у студентов не сформированы первоначальный опыт познавательной деятельности, потребность к ней и эмоционально-волевые качества . Таким образом, мы считаем, что самостоятельная работа является необходимым этапом, формирующим умения самообразования и, как следствие, развитие самостоятельности.

Мы согласимся с, которая рассматривает взаимосвязь выше упомянутых терминов и считает, что «самостоятельная работа готовит личность к самостоятельности и самоорганизации, которые, в свою очередь, являются основой самообучения, а готовность личности к самообучению является необходимым условием её самообразования» . Следует уточнить, что самостоятельная работа как обязательный элемент образовательного процесса, контролируемая преподавателем, учит студентов технике самообразования, а последняя зависит от уровня сформированности самостоятельности.

Сегодня всё чаще говорят о сдвиге ведущей роли в образовательном процессе с преподавателя на студента. Акцент образования переносится на развитие самостоятельности учащихся, умение получать необходимую информацию как в процессе обучения, так и после окончания вуза.

Анализ научных работ , и др. показал, что многие учёные рассматривают самостоятельность как качество личности, в значительной степени определяющее не только эффективность выполнения профессиональных обязанностей, но и отражающее способность личности к саморегулированию своего мышления.

Таким образом, одной из задач преподавателя вуза является воспитание самостоятельности как черты характера, как основы компетенции будущего профессионала, позволяющей «без посторонней помощи, основываясь на знаниях, умениях, убеждениях, жизненном опыте, ставить задачи, контролировать волю и настойчивость для достижения цели» .

В связи с этим меняется роль преподавателя вуза, которая заключается не просто в передаче определённых знаний студентам, а в «стимулировании их самостоятельной познавательной активности», формировании постоянной необходимости самосовершенствования и развития научно-исследовательских умений .

Преподаватель приобретает статус консультанта, который планирует, оценивает и контролирует самостоятельную деятельность студентов. При этом следует отметить особую роль педагогической поддержки, которая рассматривается многими учёными (, и др.) как сотрудничество субъектов педагогического процесса, направленное на выявление и устранение трудностей, возникающих на пути к реализации творческого потенциала учащихся.

Таким образом, учёные единогласно утверждают, что педагогическая поддержка направлена на развитие неповторимой индивидуальности обучаемого, раскрытие его умений и способностей в процессе взаимодействия преподаватель – студент. При этом создание креативной образовательной среды и совместная творческая деятельность преподавателей и студентов выступают важными факторами педагогической поддержки .

Следовательно, преподаватель должен всегда уметь создавать проблемную ситуацию, побуждающую студента к самостоятельному творческому поиску, при этом своевременная, но ненавязчивая педагогическая поддержка выступает залогом успеха учащегося в самостоятельном решении поставленных задач. На наш взгляд, именно, педагогическая поддержка позволяет находить индивидуальный подход к каждому студенту, что наилучшим образом раскрывает творческие умения самостоятельности учащихся.

При этом конечным продуктом воспитательной работы преподавателя должна стать особая профессионально-личностная компетенция будущего специалиста, основанная на высоко развитой творческой самостоятельности.

Литература:

1. Развитие навыков самообучения у студентов университета: Дис…канд. пед. наук / . – Магнтиогорск, 2004. – 197 с.

2. Управление самостоятельной работой студентов// Высшее образование в России / А. Беляева. – 2003. – №6. – С.105 – 109.

3. Управление самостоятельной работой: мировой опыт// Высшее образование в России / В. Жураковский. –2003.– №2. – С.45-50.

4. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой самостоятельности учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческой самостоятельности.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческая самостоятельность не развивается стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческой самостоятельности школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Развивать творческую самостоятельность? Что это значит?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций , позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:

    классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

    рассматривать систему в развитии;

    делать предположения прогнозного характера;

    выделять противоположные признаки объекта;

    выявлять и формировать противоречия;

    разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

    представлять пространственные объекты.

Большое значение я придаю выполнению творческих заданий на различных уроках:

    выполнить задание по аналогии;

    выполнить задание при частичной подсказке учителя;

    доказать правильность принятия решения;

    выполнить нестандартное задание;

    самостоятельно составить творческое задание;

    выполнить диагностическую (тестовую) работу.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Развить в детях творческую самостоятельность учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

А творческий учитель тот, кто:

Преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

- уважает личность ученика;

- дифференцирует объем и сложность заданий;

Побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

Развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

Педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческой самостоятельности младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

УДК 378:37.026.9

Ю.Г. Резникова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье анализируется проблема становления творческой самостоятельности студентов как основы профессиональной компетентности будущего педагога, рассматривается структурные компоненты творческой самостоятельности, условия, методы и формы, способствующие ее развитию.

Ключевые слова: компетентностный подход, самостоятельность, творческая самостоятельность, структура творческой самостоятельности, условия, методы, формы развития творческой самостоятельности.

The article deals with the problem of creative independence development which is viewed as the basis for the professional competence of future teachers. The article gives the description of the structure of creative independence, conditions, methods and forms of its development.

Keywords: competence approach, independence, creative independence, the stucture of creative independence; conditions, methods, forms of creative independence development.

Изменения, происходящие во всех сферах развития современного общества, а также вхождение России в Болонский процесс инициировали переход высшего образования от знаниево-ориентированной к компетентностной парадигме. Современная система образования должна способствовать развитию таких качеств выпускника как самостоятельность, инициативность, мобильность, конструктивность. Будущий специалист должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные умозаключения, быть готовым к решению проблем, нести за них ответственность. В связи с этим одной из задач подготовки будущего педагога является формирование у студентов самостоятельности как черты характера, как основы компетенции будущего профессионала, позволяющей «без посторонней помощи, основываясь на знаниях, умениях, убеждениях, жизненном опыте, ставить задачи, контролировать волю и настойчивость для достижения цели». Высококвалифицированный учитель - это педагог, способный самостоятельно находить нестандартные, инновационные решения профессиональных педагогических задач. Сегодня, как никогда ранее, идея развития творческой самостоятельности будущего учителя актуализируется в процессе профессиональной подготовки.

По мнению ученых, для развития педагогического творчества будущему учителю важно с самого начала предоставить максимальную самостоятельность, которая признается исследователями одновременно и качеством личности профессионала, и средством достижения профессионализма.

Исследования А.К. Марковой, Е.А. Климова, и др. доказывают, что полноценная профессиональная деятельность выражается в абсолютной самостоятельности человека как субъекта труда.

Это утверждение имеет прямое отношение к работе педагога. В.А. Кан-Калик, Е.И. Рогов и др. соотносят самостоятельность с педагогическим творчеством и определяют этот уровень как личностно самостоятельным. Собственно творчество - это самостоятельное решение проблемы (Стоуне, 1984).

Анализ научных работ (С.В. Акманова, Н.В. Бочкина, П.И. Пидкасистый, Н.П. Чанилова и др.) показал, что многие учёные рассматривают самостоятельность как качество личности, в значительной степени определяющее не только эффективность выполнения профессиональных обязанностей, но и отражающее способность личности к саморегулированию своего мышления. Ссамостоятельность выступает как условие продуктивных мыслительных процессов. Ее наличие можно считать показателем высоких способностей к познавательной деятельности.

Самостоятельность человека всегда выражает личность в целом, в единстве ее интеллектуальных, эмоциональных и волевых сторон (Данилов, 1972). Это качество придает личности устойчивость, во многом определяет процесс адаптации человека к стрессам, повышенным интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам (Ростовецкая, 1975).

Как личностное свойство самостоятельность заключается в умении составлять и осуществлять программу деятельности в соответствии с объективно изменяющимися условиями в относительной независимости от группового и индивидуального давления (Петровский, 1973). Люди с высоким уровнем самостоятельности независимы и ответственны. У них проявляется склонность к творческим видам деятельности, непрерывному углублению знаний, прослеживается желание учить других. Людей самостоятельных отличает контактность, интерес к людям, интеллектуальная и эмоциональная защи-

щенность, самообладание, трезвость мышления.

Проанализировав многообразие точек зрения на сущность самостоятельности, мы пришли к выводу, что творческую самостоятельность можно понимать в двух аспектах: как качество личности и как деятельность. Следовательно, творческая самостоятельность - это интегральное понятие, которое мы рассматриваем, как способность ориентироваться в ситуации самостоятельного решения проблем, умения генерировать новые идеи, нетрадиционные способы решения задач. Применительно к педагогической деятельности можно уточнить характеристики, присущие творческой самостоятельности: постоянное расширение имеющихся знаний, осознанное стремление к самообразованию; умение ставить перед собой определенную педагогическую задачу, ориентация на творческий поиск ее решения, умение произвести педагогический анализ собственных действий и дать им оценку; осмысленная потребность в обогащении своего педагогического опыта.

Опираясь на педагогические исследования (И.К. Кондаурова, И.Я. Лернер, Н.А. Половни-кова и др.), в структуре творческой самостоятельности мы рассматриваем следующие компоненты: мотивационный, когнитивно-

деятельностный и рефлексивный.

Мотивационный компонент творческой самостоятельности представляет собой систему развития мотивационно-ценностных, эмоцио-нально-волевых отношений, которые в целом можно обозначить как потребность в осознании самого себя как личности и субъекта учебнопрофессиональной деятельности, что является главной линией развития побудительных сил творческой самостоятельности, позиционирование к творческой деятельности, формирование позитивного отношения к творческой деятельности, установка на развитие самостоятельности как качества личности, осознание значимости и личностной ценности наличия умений творческой деятельности.

В когнитивно-деятельностный компонент входят знания приемов творческой деятельности, способов генерирования нестандартных идей и умения использовать их для решения нестандартных педагогических ситуаций, умения планировать и проектировать самостоятельную творческую деятельность.

Рефлексивный компонент предполагает владение оценочными умениями результатов своей деятельности, опыта самостоятельной творческой деятельности, оценку самодвижения в освоении творческих умений. Подобный подход к

структуре познавательной самостоятельности позволяет выстраивать систему мер развития разных уровней творческой самостоятельности обучающихся. Среди них мы рассматриваем наличие некоторых педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования творческой самостоятельности.

Важным, на наш взгляд, является способ организации учебного взаимодействия преподавателей и студентов. Эффективным в данном случае является обеспечение субъект-субъектных отношений и диалогического общения. Педагогическое взаимодействие между студентом и преподавателем должно выстраивается в фаси-литационном режиме. Только в этом случае студенты воспринимают цели преподавателя как свои собственные, что существенно влияет на успех, обеспечивает высокий уровень активности, осознанности и мотивированности их действий. Такая ситуация предполагает состояние творческой раскрепощенности студентов, позволяет принять им роль субъекта деятельности.

Существенно стимулирует самостоятельность учебное или научное сотворчество, совместное с преподавателем решение реальной научной или профессиональной проблемы. В этом случае преподаватель уже не может руководить процессом профессионального становления, только оказать помощь, а студент становится равноправным партнером совместной деятельности, принимает на себя роль ассистента, несущего ответственность за ход и результат работы. «Диадность в усвоении знаний» (А.В. Качалов) активизирует самостоятельное и осмысленное участие студентов в деятельности, значительно повышает мотивацию самостоятельности

Результативность развития творческой самостоятельности зависит от включения студентов в разнообразные формы и виды творческой деятельности, предполагающие, что студенты вовлечены в учебную, познавательную деятельность, связанную с творческим поиском и созданием творческого результата.

Применение в обучении проблемных методов также стимулирует установку на самостоятельное открытие нового знания. Учебный материал, включаемый в содержание образования и используемый для развития самостоятельности, должен быть проблематизирован не только по способам предъявления, но и по содержанию. Причем эти знания должны иметь личностную ценность для обучающихся. Одним из вариантов проблемного обучения может быть задачный подход, в котором развитие творческой само-

стоятельности осуществляется за счет приобщения студентов к будущей профессиональной деятельности с помощью анализа задач, моделирующих реальные педагогические ситуации. Анализ педагогической действительности позволяет студентам увидеть себя в роли учителя, приобрести определенный опыт нахождения педагогически целесообразных решений, помогает в дальнейшем оперативно и обоснованно ориентироваться в подобных ситуациях. Ситуативные задачи являются соединительным звеном теории с практикой. Значимым является насыщение учебно-познавательного процесса творческими задачами: задания на рефлексивную догадку, интеллектуальный поиск, творческую интерпретацию и пр. При их решении повышается удельный вес исследовательских и оценочных операций. Такие задачи предполагают выработку и принятие собственных решений как в учебной ситуации, так и в реальной школьной практике, осуществляется перевод знания в средство нового познания.

Результативность формирования творческой самостоятельности связана с самоконтролем, способностью к самоанализу, самооценке своих действий, качеств личности. В этом случае учебная деятельность студента в процессе формирования творческой самостоятельности будет осмысленной, осознанной, позволит самостоятельно находить и предупреждать ошибки, допущенные в ходе решения творческих задач.

Существенным в развитии самостоятельности является создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, ситуаций успеха, которые формируют у обучающихся уверенность в своих силах, поддерживают желание к самостоятельным действиям, существенно повышают оригинальность мышления, раскрепощенность поведения.

Одним из способов решения рассматриваемой проблемы может быть специальное развитие у студентов в рамках селективных курсов воображения, фантазии, интуиции, нетрадиционного мышления (например, «Развитие фантазии у студентов», «ТРИЗ-педагогика» и т.п.).

Подводя итог, можно констатировать, что только педагогически правильно инструментированная самостоятельная работа студентов может развивать самостоятельность не только как совокупность определенных интеллектуальных умений и навыков, но и как качество личности.

этого списка традиционный лекционный курс, необходимо только перенести акцент с информационной функции, на функцию развития мышления, поисковых умений, самооналаиза. В практике вузовского обучения давно известны проблемные лекции, на которых знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемность на лекции понимается достаточно широко: это и проблемное изложение лектором учебного материала, постановка проблемных вопросов аудитории, решение проблемных задач, сопоставление разных точек зрения, связь учебного материала с жизненным опытом студентов, предложение сформулировать некоторые определения или понятия, выбрать из нескольких определений одно и аргументировать выбор, сделать выводы и т.п. Проблемная лекция побуждает к самостоятельному поиску, включает творческое мышление, обеспечивает успешное усвоение знаний.

Применяются в учебном процессе провокационные лекции, т.е. лекции с запланированными ошибками, которые должны обнаружить студенты. Такой вид лекции активизирует внимание студентов, развивает их мыслительную деятельность, умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д. Лекции-пресс-конференции и лекции-дискуссии предполагают свободный разговор преподавателя со студентами по теме лекции, взаимный обмен информацией, мнениями, взглядами по обсуждаемой проблеме, что серьезным образом актуализирует субъектную позицию учащихся, повышает их самооценку.

В связи с тем, что обучение должно осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, использование интерактивных методов обучения является наиболее перспективным. Среди методов интерактивного обучения можно выделить эвристические беседы, дискуссии, круглые столы, метод «Дельфи», имитационные тренинги и др. В учебном процессе активно используется метод ролевых (деловых) игр. В игре происходит изменение позиции студента от познавательного и личностного эгоцентризма к последовательной децентрации, благодаря чему более глубоко осознается собственное «я» и возрастает мера профессиональной компетентности и способности к решению проблемных ситуаций. В игре формируются реальные партнерские отношения сотрудничества и кооперации, обеспечивающие возможность позитивного личностного развития студента, творческой самостоятельности. Деловую игру в ми-

ниатюре представляет собой кейс-метод (от англ. саэс - случай, ситуация, дело) - один из популярных активных методов обучения. Этот метод основан на реальном событии из профессиональной жизни и предполагает активный поиск обучающимися решения предлагаемой проблемы с последующим обсуждением процесса и результата совместных действий всех участников.

Весьма эффективны в контексте рассматриваемой проблемы методы коллективного стимулирования творческих поисков. К ним можно отнести метод мозгового штурма, который учит свободно обсуждать проблему, высказывать предположения о путях ее решения, высказывать как можно больше идей; метод синектики, позволяющий студентам научиться формулировать проблемы, составляющие ее элементы, выделять главную цель поиска, искать аналогии решения задач самого разнообразного характера; ТРИЗ-методы способствуют развитию воображения, фантазии. Критического мышления и пр.

Одним из наиболее перспективных является метод проектов, который предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учебный проект - это совместная деятельность преподавателя и студентов, направленная на решение сложной учебно-научной проблемы и создание социально-значимого продукта, в процессе которых создаются условия для развития творческой самостоятельности.

Применение метода проектов отличается рядом дидактических возможностей (Э.В. Бурце-

ва), главные из которых заключаются в том, что проект имеет конкретную цель, которая предполагает использование знаний в контексте будущей профессиональной деятельности студентов; самостоятельный поиск учебной и научной информации, самостоятельное исследование, что способствует более прочному усвоению знаний; получение профессионально-значимого конечного продукта деятельности; способствует изучению и освоению опыта решения профессиональных проблем; позволяет предложить свой путь решения проблемы и обсудить его эффективность с однокурсниками. Метод проектов способствует формированию творческой личности будущего специалиста, позволяет включить его в практическую деятельностью по овладению профессиональными знаниями и умениями. Идея проектного обучения нацелена на формирование у студентов глубоких знаний и развития творческого мышления, формирование деятельности по решению профессиональнопрактических задач.

Таким образом, увеличение доли проблемных, поисковых, рефлексивных, творческих методов и форм работы в вузе серьезным образом повышают инициативность и активность студентов в учебном процессе, развивают склонность к креативным видам деятельности, формируют творческие умения, опыт профессиональной деятельности. На наш взгляд, сочетание указанных условий, методов и форм организации учебной деятельности обеспечивает эффективность развития творческой самостоятельности у студентов.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998.

2. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров. - Волгоград, 2004.

3. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. - Екатеринбург, 2001.

4. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. - № 3.

5. Качалов А.В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза // Известия Урал. гос. ун-та. -2009. -№ 1/2(62). - С. 212-217.

6. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2000. - №1.

7. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Академия, 2001.

8. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник ТГПУ. - 2010. - №1.

Резникова Юлия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета

Reznikova Yulya Gennadyevna, candidate of education sciences, associate professor of the department of pedagogy, Buryat State University.

Статья

«Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если прививать ученикам стремление к активной самостоятельной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний. Внутренняя потребность в творческой деятельности, в творческой самостоятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности.

Этой важной проблеме посвящены теоретические статьи Л. Щербы, А. Потебни, Л. Доблаева о развитии творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы, о приемах самостоятельной работы с лингвистическим текстом; о некоторых формах и методах активизации творческих способностей учеников, о рациональных приемах самостоятельной работы с учебником, умении самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, свободно пользоваться ею. Интересен в этом плане опыт Т.Я. Фроловой – «Методика интенсивного обучения правописанию», который позволяет осуществить цели личностно ориентированного подхода, направить ребенка на путь самопознания, саморазвития, самореализации.

Главная цель моей работы - формирование творческой самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Основная задача – создать условия для прочного усвоения системы филологических знаний и умений, для творчества, сотрудничества и самореализации детей; показать перспективы саморазвития личности.

Развитие творческих лингвистических способностей – основной принцип развивающего обучения русскому языку.

В привитии самостоятельности приобретения знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов с 5 по 8 класс:


  1. формирование коммуникативной и социокультурной компетентностей – понимание лингвистического текста (умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи) 5 класс;

  2. повышение эффективности учебного процесса путем внедрения инновационных технологий: самостоятельная постановка вопросов, самопроверка, взаимопроверка (6 класс);

  3. свертывание лингвистической информации до опорных (ключевых) слов и развертывание до полного объема (7-8 класс);

  4. пересказ лингвистического текста по опорным словам (7-8 класс)
Остановимся на некоторых приёмах технологии развивающего обучения, оживляющих урок русского языка и способствующих проявлению творческой самостоятельности.

  • Самостоятельная постановка целей и задач урока (с использованием опорных слов, упражнение «Закончи предложение»).

  • Использование лингвистических задач и проблемных вопросов. Например, второстепенны ли второстепенные члены предложения? Какой главный член предложения главнее?

  • Диктанты по аналогии.

  • Написание лингвистических сказок.

  • Самостоятельное оформление учениками папок по разделам и темам.

  • Самостоятельный подбор лингвистического материала для объяснения закрепления и контроля пунктуационных и орфографических правил.

  • Карточки-зачеты по темам.

  • Выпуск лингвистического альманаха «Родничок» с рубриками: «Времена года», «Домашние питомцы», «Все во мне, и я – во всем», «Великий и могучий русский язык».

  • Творческие работы:
сочинения на основе личных впечатлений:

  • музыкальные;

  • читательские;

  • жизненные;

  • фантазийные.
сочинения-миниатюры:

  • по данному началу «Однажды ранней весной я побывал в парке и не узнал его…»

  • по данной концовке «Вот такая история произошла со мной летом на даче…»

  • по опорным словам
Творческое списывание (найди вторую часть)

  • «Исследование текста» - поиск особенностей текста в единстве формы и содержания, идеи и стиля. Ребята любят быть «исследователями»: отыскивать художественные средства, которыми пользуется автор, чтобы создать ту или иную картину; задавать вопросы к тексту; работать над толкованием слов; указывать сферу их употребления; работать над трудными орфограммами и пунктограммами. Такой вид работы не только развивает коммуникативные навыки, обогащает словарный запас, но и формирует «зоркость», самостоятельность, осуществляет межпредметные связи. Какие тексты используются? Миниатюры К.Паустовского, М. Пришвина, тексты из сборника Фроловой, развивающие коммуникативную и социокультурную компетентности учащихся.
Например: «Астра восхищает нас. Она великолепна. Этот цветок – последняя улыбка лета.» На этой миниатюре повторяются способы выражения главных членов предложения, знаки препинания между подлежащим и сказуемым, выраженных существительным; орфографические умения и навыки; художественно-изобразительные средства описания осеннего пейзажа.

Уроки литературы – это постоянный процесс сопереживания, соразмышления, «человековедения».

Начиная с 5 класса, уделяю особое внимание изучению сведений теоретического характера, направленных на выработку у учащихся способностей обсуждать, анализировать отдельные аспекты художественного текста.

Развивать творческую самостоятельность на уроках литературы помогают элементы технологии проблемного обучения. В своей практике широко использую вопросы проблемного характера, которые создают ситуацию, требующую исследовательской активности учащихся. Например, при изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» использую проблемный вопрос: «Как ты понимаешь слова Тыбурция: «Каждый идет своей дорожкой, и кто знает, может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?»

При изучении романа Пушкина «Евгений Онегин» даю предварительно проблемные вопросы, настраивающие современных учащихся прочитать классическое произведение:


  • В романе главная героиня переживает состояние первой влюбленности и совершает непродуманный поступок, который вызвал бы осуждение окружающих, если бы о нём узнали. Как вы оцениваете его?

  • Как должен поступить молодой человек, если он не готов ответить на чувства девушки? Есть ли подобная ситуация в романе?

  • Кого выбрать: нелюбимого супруга или дорогого человека? Как поступила героиня? Возможны ли, на ваш взгляд другие варианты решения?
Помимо проблемных вопросов и заданий, использую и другие приемы, активизирующие творческую самостоятельность на уроках литературы.

  • Театрализованно-игровые задания: самостоятельно составить сценарий небольшого эпизода, продумать элементы костюмов героев, подготовить инсценированное выступление, музыкальное сопровождение.

  • Рассказ-сочинение от имени героя: рассказ о событиях от лица Вырина, Дуняши, гусара Минского (по повести А. Пушкина «Станционный смотритель).

  • Письмо литературному герою: Джульетте, Лизе (пишут девочки); Ромео, Эрасту (пишут мальчики).

  • Творческие работы: создание обложки к произведению, электронные презентации жизни и творчества писателей.

  • Активно использую элементы проектной деятельности, к уроку «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» глазами современных читателей» ребятами были подготовлены презентации продукта деятельности в разных формах: таблицы, схемы, сочинения в разных жанрах.

  • Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературы позволяют формировать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетентности. Изучая балладу А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», прошу ребят дома найти в тексте устаревшие слова и объяснить значения этих слов, используя электронный словарь или словари в сети Интернет. Это необходимо для наиболее полного и осмысленного восприятия художественного произведения, анализа текста, погружения в эпоху, обогащения собственной лексики. Для решения данной задачи детям предлагается использовать пошаговую инструкцию:
1. На учебном компьютере запустите электронную книгу «Даль. Толковый словарь живого великорусского языка».

2. В поисковую строку введите нужное слово.

3. В информационном поле прочтите толкование слова.

В среднем звене дети учатся использовать различные источники информации и перерабатывать их в модели, схемы, графики, делать и представлять собственный продукт: проект, презентацию, эссе.

Более глубокое эстетическое воздействие оказывают произведения литературы, если они сочетаются с художественным творчеством и художественно-исполнительской деятельностью учащихся. Большие возможности для этого представляет внеклассная работа по предмету.

Создание литературной композиции – это форма организации не только учебно-познавательной, но и творческой деятельности учеников, т.к. в основе ее – взаимосвязь трёх видов искусства: литературы, музыки, живописи. Для создания композиции ученики объединяются в творческие группы: одни составляют композицию, другие готовят инсценировку, третьи занимаются оформительской деятельностью. В старших классах были подготовлены и проведены композиции: «Целый мир от красоты…» (по лирике Фета и Тютчева), «Мы были музыкой во льду…»(о судьбах М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака), «Пройдемте по миру, как дети…» (о личности М.Волошина)

Ежегодно использую музыкально-литературные композиции на родительских собраниях.

Заключительный урок литературы провожу как праздник творческой мысли учеников, проверку того, насколько в каждом из них велика потребность выйти за рамки произведения, взглянуть на него, дать самостоятельную оценку. В 5-7 классах – это бал литературных героев: ученики, или объединившись в группу, или индивидуально, представляют эпизоды, героев полюбившегося произведения. В 8-9 классах – это урок памяти. Готовясь к нему, ученики пишут сочинение «Мой любимый писатель». (Когда и как я познакомился с творчеством писателя? Что меня больше всего привлекает в его книгах? Чем близки мне его герои? Как помогло это произведение в становлении моего характера? Какие цветы я выбрал бы как символ творчества писателя?)

Этап подготовки выступления (коллективный или индивидуальный) – момент творчества, который нельзя переоценивать. Пусть не все захотят выступить, но разве такой урок не заставит всех задуматься, преклониться перед памятью о писателе!

Я остановилась на некоторых формах работы, которые я использую, чтобы развивать творческую самостоятельность учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения школьников. Это всего лишь составная, но крайне необходимая часть уроков русского языка и литературы, которая вместе с традиционной обеспечит необходимый результат и поможет нам подготовить обладающих высоким уровнем культуры выпускников, успешно использующих приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.