Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Нарисовать предметы на звук н и нь. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с онр

Нарисовать предметы на звук н и нь. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с онр

Цель: сформировать умение дифференцировать звуки [н] и [н`] и находить их место в слове.

Задачи:

Образовательные:дифференциация звуков [н] и [н`];развитие слуховой и зрительной памяти;

развитие логического мышления;закреплять умение определять позицию заданного звука в слове;

развитие зрительного восприятия;

Развивающие:развитие фонематического слуха;закрепить навыки употребления в речи новых слов;

формирование грамматически правильной речи;обогащение словарного запаса;

Воспитательные:формировать положительный эмоциональный фон на занятии;

учить слушать педагога;продолжать учить работать в коллективе;формировать личностные качества.

Словарная работа:объяснение значения слова: блинница.

Оборудование и материалы : рисунок носорога, Звуковичок синий, рисунок нерпы, Звуковичок зеленый, фишки: синяя, зеленая, буквы Нн, компьютер, флешка с презентацией «Незнайка загадывает загадки», картинки для игры «На что похожа буква Н?» (рисунок гамака, лесенки, замка, мостика, ниток), рисунок Незнайки, карточки- схемы слов (начало, середина, конец слова), рисунки животных.

Рабочие тетради с 22,

Простые карандаши,

Синий, зеленый карандаши,

Смайлики,

Маркеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - «Центр детского творчества «Светлячок» г. Ртищево Саратовской области»

Конспект

открытого занятия

в предшкольной группе «Капельки»

по разделу программы

«Подготовка к обучению грамоте»

на тему:

«Звуки Н, Н. буква Н. написание буквы Н»

Время проведения: 08.30

Место проведения: кабинет «Капельки».

Участники: обучающиеся 5,5 – 7 лет.

Разработала:

педагог ДО

Теселкина Л.А.

Ртищево-2013

Цель: сформировать умение дифференцировать звуки [н] и [н`] и находить их место в слове.

Задачи:

Образовательные: дифференциация звуков [н] и [н`]; развитие слуховой и зрительной памяти;

развитие логического мышления; закреплять умение определять позицию заданного звука в слове;

развитие зрительного восприятия;

Развивающие: развитие фонематического слуха; закрепить навыки употребления в речи новых слов;

формирование грамматически правильной речи; обогащение словарного запаса;

Воспитательные: формировать положительный эмоциональный фон на занятии;

учить слушать педагога; продолжать учить работать в коллективе; формировать личностные качества.

Словарная работа: объяснение значения слова: блинница.

Оборудование и материалы : рисунок носорога, Звуковичок синий, рисунок нерпы, Звуковичок зеленый, фишки: синяя, зеленая, буквы Нн, компьютер, флешка с презентацией «Незнайка загадывает загадки», картинки для игры «На что похожа буква Н?» (рисунок гамака, лесенки, замка, мостика, ниток), рисунок Незнайки, карточки- схемы слов (начало, середина, конец слова), рисунки животных.

Раздаточный материал для детей:

Рабочие тетради с 22,

Простые карандаши,

Синий, зеленый карандаши,

Смайлики,

Маркеры.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие.

Приглашение в Школу Знаек.

Дети стоят к кругу.

Каждый день по утрам

Мы делаем зарядку.

Мы сейчас покажем вам,

Что все у нас в порядке.

Здороваемся мы вот так.

А так прощаться будем.

Прощаться рано нам пока.

Заняться делом нужно.

Займем мы все свои места

Сидеть мы будем дружно.

Дети рассаживаются за парты.

2. Введение в тему.

Загадка 1.

Кто один имеет рог?

Отгадайте… (носорог)

Правильно, ребята, это носорог.

Какой первый звук в слове носорог?

Посмотрите, а вот и Звуковичок к нам в гости пришел!

Какой звук он нам принес?

(ответы детей: согласный, твердый, звонкий - Н)

Как вы узнали, что звук Н звонкий?

(ответы детей: по шапочке Звуковичка- звонок, значит звук звонкий)

Загадка 2.

Нерпы все живут во льдах

В дальних северных морях.

Вот готов у нерпы лед

И домой она идет.

Какой первый звук стоит в слове нерпа?

НЬ

Посмотрите, а вот и другой Звуковичок к нам в гости пришел!

Какой звук он нам принес?

(ответы детей: согласный, мягкий, звонкий - НЬ)

3. Ознакомление с новым материалом.

Обозначать звуки Н и НЬ при составлении звуковых моделей мы будем фишками.

(Показ звуковых фишек синих и зеленых)

Забежали звуки в нос.

Для чего же? Вот вопрос!

Звуки Н и НЬ тотчас

Объяснили все для нас:

«К зубкам язычок прижался.

Нам один лишь путь остался».

Ребята, а кто из вас знает, какой буквой обозначаются звуки Н и НЬ?

(ответы детей: буквой Н)

Показ буквы Н

Правильно!

Вот буква главная большая – стоит она всегда вначале

Названий городов, названиях рек, людей имен,

И в кличках всех животных

Найдешь её охотно.

А вот дочурка с нею рядом

Похожа, как две капли с мамой.

Та буква н мала.

Она на строчке вмещена.

Вот так печатаются буквы Н.

Ребята, сегодня к нам в Школу Знаек пришел гость. Вы хорошо с ним знакомы. У него есть друг, который ему всегда помогает, на все вопросы отвечает, любит конструировать и создавать технические аппараты. А вместе друзья живут в Цветочном городе. Как вы думаете, кто это?

Правильно, это Незнайка.

А сейчас ваш друг приглашает нас в гости. Он в своем Цветочном городе узнал про букву Н и приготовил для вас загадки и задания. Отправляемся в наш кинозал.

(дети переходят и рассаживаются на стульчики )

Вспомните правила поведения в кинозале.

Молодцы!

Смотрите и слушайте все внимательно!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Загадка 1.

Два конца, два кольца.

Посередине гвоздик. (ножницы)

Загадка 2

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (конь)

Давайте напечатаем в воздухе буквы Н большую и букву н маленькую.

Упражнение в воздухе.

Палка, палка, поясок

Буква Н как мосток.

Ребята, подумайте, на что еще похожа буква Н.

(ответы детей)

4. Актуализация знаний.

Игра «На что похожа буква Н»

Вот, друзья, вы посмотрите, на что похожа буква, назовите.

Показ рисунков.

  1. Гамаки средь пальм висят

Обезьяны часто на них сидят.

И качаются на них, и кувыркаются.

И по утрам на них просыпаются.

  1. На букве Н я как на лесенке.

Сижу и распеваю песенки.

  1. Мостик есть меж стройных башен,

Между двух высоких стен!

Вам любой волшебник скажет:

Этот замок – буква Н.

  1. Вот катушки так катушки

Две построились, стоят.

В нитках Н найдете сразу,

Они об этом говорят.

Ребята, вы все запомнили, как печатается буква Н?

Молодцы!

Физминутка.

Мы с Незнайкой потянулись.

Раз нагнулись. Два нагнулись.

Три в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре руки – шире.

Пять руками помахать.

Шесть за парты надо сесть .

Дети рассаживаются за парты.

Ребята, давайте откроем тетради и вспомним правило работы при письме.

Правило.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Карандаш вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

Выше голову держу.

Я сейчас писать учусь.

Аккуратно напишу.

Лисенок предлагает четко и правильно произнести скороговорку.

Работа со скороговоркой (3 раза).

У НАТЫ И У НИНЫ СЕГОДНЯ ИМЕНИНЫ.

ПОДАРИЛИ ИМЕНИННИЦАМ НОСКИ, КОНЬКИ И БЛИННИЦУ.

Ребята, кто из вас знает, что такое блинница?

А сейчас давайте подготовим пальчики для письма.

Пальчиковая гимнастика .

Нам сейчас, нам сейчас нужно всех назвать на раз!

Этот пальчик самый сильный.

Этот пальчик самый смелый.

Этот пальчик самый средний.

Этот пальчик безымянный.

Этот пальчик с ноготок.

Получился кулачок.

5.Закрепление полученных знаний.

Работа в тетради.

Задание 1. Выполите штриховку простым карандашом.

Задание 2. Напечатайте буквы Н правильно.

Самостоятельная работа детей.

На магнитной Д! рисунок Незнайки и три карточки схемы слов и рисунки животных.

Ребята, Незнайка очень любит шалить и перепутал схемы слов и рисунки животных. Надо правильно подобрать слова к схемам. Вы сможете помочь?

Выходите из-за парт, встаньте в круг.

Игра «Найди место звука в слове»

Стихи к рисункам.

Он огромный, как гора,

Уши, словно два крыла,

Ноги - толстые колонны,

Вес отличный: под две тонны!

Грузы носит он шутя,

А послушен, как дитя,

Сло н силен и неуклюж,

Очень любит теплый душ . (в конце слова звук Н)

Апельсины и бананы,

Очень любят обезья н ы .

Любят детки, любят мамы,

Могут съесть их килограммы .

(в середине слова звук Н)

Чем известен полюс Южный?

Тем, что полюс Южный-вьюжный.

Землю там покрыли льдины.

А на них живут пи н гви н ы .

Не летают птицы эти,

Но летать они хотят

И подолгу на рассвете

В небо низкое глядят. (в середине слова 2 звука Н)

Как на бал зимой и летом –

Павли н - птица разодета.

Чуть прищуривает глаз:

Нет ли зеркальца у вас?

(в конце слова звук Н)

У реки, в тени лиан,

Поселился пелика н .

Пеликан не ловит мошек

Ловит он в мешок рыбешек. (в конце слова звук Н)

У флами н го оперенье

Вызывает восхищенье,

Потому, что птица эта

Нежно – розового цвета .

(в середине слова звук Н)

На прогулке поутру,

С кенгурёнком ке н гуру .

Скачет мама е спеша,

Прячет в сумке малыша.

Он сидит в её кармане,

Как в подушках, на диване. (в середине слова звук Н)

Молодцы! Как хорошо вы занимаетесь в Школе Знаек.

Ребята, посмотрите на доску. Подумайте и скажите, а ко всем ли схемам мы подобрали слова?

Нет.

Какая схема осталась без слов? (звук н в начале слова).

Правильно!

  1. Подведение итогов.

С какими звуками вы познакомились сегодня в Школе Знаек?

Какой буквой обозначаются звуки Н и НЬ?

Названия каких животных вы запомнили?

  1. Рефлексия.

Ребята, Незнайка оставил вам солнечные смайлики, на которых передал разное настроение. А вы маркером нарисуйте свое настроение.

Выходите, к доске и расскажите, какое у вас настроение было на этом занятии.

Я благодарю вас за работу на занятии и желаю узнать еще много интересного.


Занятие по обучению грамоте

Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н

Задачи:

    Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’]

    Дифференциация звуков [Н] и [Н’] в словах

    Развивать фонематическое восприятие

    Развивать позиционный анализ

    развитие памяти, внимания, воображения

Оборудование: компьютер, презентация, картинки, счётные палочки

    Организационный момент.

«Ребята, давайте с вами встанем. Глубоко вдохнём и поднимем ручки вверх, выдохнем, опуская руки. А теперь хлопнем в ладоши, улыбнемся друг другу и сядем на свои места».

    Загадка

«Дети, отгадайте загадку

Три хорошеньких зверюшки

И построили избушки,

И от волка убегали,

Отгадайте, как их звали?

(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)»

    Определи звуки

(Слайд1)«А сегодня к нам в гости пришли Наф-Наф и Ниф-Ниф. И им очень стало интересно, сможете ли вы определить, какой первый звук у каждого из Поросят в имени?

Какой первый звук у Наф-Нафа? [Н]

А какой первый звук у Ниф-Нифа? [Н’]»

    Артикуляция

«Поросята рады, что вы смогли правильно определить первые звуки их имен. А теперь они просят рассказать им, как их правильно произносить.

Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук [Н].

Губки у нас сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты)

А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами? (за верхними)

А теперь произнесите звук [Н’].

Губы у нас тоже разомкнуты?

А язычок за нижними или за верхними зубами? (за нижними)

Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить [Н] и [Н’]. Что у нас с голосовыми связками происходит? (Вибрируют).

А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка? (Кончик языка мешает)».

    Различие звуков [Н] и [Н’]

(Слайд2) «Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за то, что вы рассказали им, как правильно произносить звуки [Н] и [Н’]. Но смотрите, они нашли схему и никак не могут в ней разобраться. Давайте поможем им?

Смотрите, звук [Н]. Поросята не понимают, почему мы обозначаем его синим кружочком? (Потому что он твёрдый)

И ещё почему рядом со звуком [Н] изображаем звоночек? (потому что он звонкий).

А рядом со звуком [Н’] почему нарисован зелёный кружок? (потому что он мягкий)

Почему рядом с [Н’] звоночек? (потому что он звонкий)»

    Раздели вещи

«Поросята говорят вам большое спасибо за то, что вы им помогли разобраться в этой сложной схеме и они теперь знают, чем отличается звук [Н] от звука [Н’].

(Слайд3) И они предлагают сыграть с ними в игру. На этой картинке много вещей. И мы их с вами будем делить. Те вещи, в названиях которых мы услышим [Н], будет отдавать Наф-Нафу. А те, в которых услышим [Н ’] – Ниф-Нифу».

    Найди звук

(Слайд4) «А теперь давайте с вами попробуем отыскать наши звуки [Н] и [Н’] в словах. Посмотрите, здесь изображены две схемы. Первая показывает, что звук находится в начале слова, а вторая, что звук в конце. Давайте называть предметы на картинках и определять, где же стоят звуки [Н] и [Н’]. В начале или в конце».

    Физ.минутка

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть. (на второй повтор)

    Что пропало?

(Слайд5-10) «Я знаю, что на этой неделе вы очень много узнали нового про обувь. Давайте с вами посмотрим на картинки и вы мне назовете, что за обувь на них изображена.

Ниф-Ниф и Наф-Наф решили нас разыграть и проверить, внимательные ли мы с вами. Смотрите на картинки и запоминайте, какая обувь на них изображена.

Смотрите, поросята что-то стащили. Что пропало?»

    Буква Н

(Слайд11) «Ребята, есть звуки [Н] и [Н’]. Мы их говорим. А есть буква Н, которую мы пишем и читаем.

Посмотрите на неё. Она состоит из трёх палочек: двух вертикальных и одной горизонтальной.

А на что похожа буква Н? (лесенка, гамак)

Давайте составим её из счётных палочек».

    Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?

А о какой букве?

Кто к нам в гости сегодня приходил?

А что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

Ребята, Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за занятие и говорят, что вы большие молодцы!

Конспект логопедического занятия

(подготовительная группа)

Тема: « Буква Н. Звуки Н и НЬ».

Цель: познакомить с буквой «Н» и со звуками «Н – НЬ».

Оборудование: на доске два цветка с пятью лепестками каждый. В центре первого цветка

находится буква «Н» синего цвета, а в центре второго цветка буква «Н» зеленого цвета.

Тетради для индивидуальной работы, карточки со слоговыми домиками.

Ход занятия.

1.Орг.момент

Сядет тот, кто назовёт гласные буквы.

2. Основная часть.

1) Ознакомление с буквой «Н».

Характеристика буквы и звука «Н» - согласный, звонкий, твёрдый.

2) Сравнение артикуляции звуков «Н» и «НЬ»: логопед показывает правильную артикуляцию твердого и мягкого звуков.

3) Логопед: гласные звуки проснулись и увидели два необычных цветка с лепестками и

буквами синего и зелёного цвета в центре цветков.

Что за буква пришла в гости к гласным буквам? (Ответы детей).

Логопед: на лепестках первого цветочка твердые гласные, на лепестках второго мягкие гласные. Какие слоги получились на первом цветочке? Какие на втором? Как звучит «Н» синего цвета? Как звучит «Н» зелёного цвета? (Ответы детей).

3. Физ.пауза. Упражнения для глаз.

Посмотрите на потолок, на пол, в стороны, на пальцы рук. Сделайте глубокий вдох через нос и выдохните через рот. Молодцы!

4. Игра «Найди звук «Н»».

Дети определяют позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце.

Логопед называет слова: носок, сон, зонт, носорог, санки, ночь, ландыш и др.(Ответы детей).

5.Логопед: достаньте тетради и нарисуйте букву «Н».

6. Итог занятия.

Логопед: С какой буквой и какими звуками мы познакомились? Что нового узнали?

Когда буква говорит твердо, а когда мягко? (Ответы детей).

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области.
Хочу предложить учителям-логопедам конспект НОД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по формированию правильного произношения на темуЦель:
Ознакомление детей с новым согласным звуком Н.
Задачи:
1. Учить выделять звук Н в ряду других звуков, слогах, словах. Выполнение звукового анализа слогов АН, НО.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа. Закрепить знания по теме «Осень», умение составлять рассказ по опорным картинкам об осени.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал:
звук Н, звуковые кубики, предметные картинки, кукла, цветные карандаши
Ход:
1. – Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук Н).
- Сегодня к нам на занятие придет звук Н. Он хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук Н, или согласный.
- Произнесите звук Н. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук Н, или глухой? (Звук Н – звонкий).
- Как вы узнали, что звук Н – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук Н? (В синей, потому что звук Н – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук Н).
- Расскажите еще раз все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
2. Звук Н хочет поиграть с вами в игры.
«Топни ногой»:
Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»
«Повтори цепочку слогов»
НА – НУ – НЫ
НО – НО – НА
УН – НУ - УН
АН – ОН –НО
НЫ – НУ – НЫ
НЭ – НА - НЭ
3. Выполнение звукового анализа слога АН:
- Звук Н предлагает вам выложить из кубиков слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кубик на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н рядом с А.

- Прочитаем слог (АН).
- Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).
Выполнение звукового анализа слога НО.
- Звук Н просит выложить из кубиков слог НО.
- Какой первый звук в слоге НО? (В слоге НО первый звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н на дорожке. Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Назовите второй звук в слоге НО (Второй звук О).
- Поставьте кубик рядом со звуком Н. Расскажите о звуке О (звук О – гласный).
- Соедините звуки указательным пальцем правой руки и голосом (НО).
- Где стоит звук Н в слоге НО (В слоге НО звук Н стоит в начале слога).
4. Игра «Какой картинки не стало»:
- Я покажу картинки, в названии которых есть звук Н: ножницы, ноты, носки, батон, бант (Логопед убирает одну из картинок).
- Чего не стало? (Не стало носков).
- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).
- Кто такой носорог? (Носорог – дикое животное жарких стран).
5. Выразительное чтение стихотворения Маршака
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
6.Физкультминутка
На ногах у нас сапожки – выставить поочередно ноги вперед на носок
Не промочим, значит, ножки – прыжки на месте
Мы по лужам пробежим – бег на месте
Осень встретить поспешим – поднять прямые руки вверх
7. Составление рассказа по опорным картинкам об осени.
Логопед показывает детям куклу.
- Надя ноги промочила, почему? (Потому что не надела сапоги).
- Зачем нужно надевать сапоги? (Потому что наступила осень. Потому что на улице идет холодный дождь).
- Расскажите Наде об осени (Рассказы детей об осени по опорным картинкам).
- Наступила осень. Часто идут холодные дожди. Пожелтели на деревьях листья. Начался листопад. Перелетные птицы улетают на юг. Насекомые спрятались в свои домики. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
8. Надя принесла картинки об осени. Их нужно дорисовать и раскрасить (Дети дорисовывают тучи, птиц. Раскрашивают деревья,листья, лужи).
9. Итог занятия.
- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком Н.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.

Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.

Учить анализировать и преобразовывать слова.

Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

Задание 1 . Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.

Задание 2 . Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.

Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:

губки свободны;

зубки видны, но не сомкнуты;

язычок кончиком прижат к верхним зубам;

воздух проходит через носик;

горлышко «работает».

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».


Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Задание 6 . Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

Задание 8 . Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].

Задание 10 . Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

Задание 12 . Знакомство с предлогами на, над.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)

Составить предложения по картинкам:

Кот спит... (на окне).

Мальчик сидит... (на стуле).

Солнышко светит... (над домом).

Птица пролетает... (над деревом)...

Выбрать нужный предлог (на, над):

Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.

Составить предложения по опорным словам.

Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.

Задание 13. Знакомство со звуком [Н"].

Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....


Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»:

нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;

Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

Задание 15 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 16 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"].

Задание 17 . Выучить чистоговорки:

Ни-ни-ни — звонок, звони.

Ень-ень-ень — теплый день.

Задание 18 . Дифференциация звуков [Н] — [Н"]. Назвать первый звук в словах:

Нина, нитки, ноты, носок, небо.

Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]):

ноги, небо, нос, нора.

Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:

налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]).

Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]:

В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла.

У носорога рог. Катя порвала нитку.

Задание 19 . Знакомство с буквой Н.

Н похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Н?

Игры с буквой .

Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.

нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...

Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.

НАТА И НИНА

Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.