Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Пик скобелева. Кичик-алай

Пик скобелева. Кичик-алай

  • Перевал Седло Скобелева находится в Алайском хребте к западу от вершины. Соединяет ледник Кумтор Восточный (бассейн реки Кичик-Алай Восточный) и незначительный ледник в верховьях реки Кек-Джар (бассейн Алайской долины). Определяющая сторона - северная.

Пик Скобелева (5051) - высшая точка туристского района, называемого Кичик-Алаем. Вершина хорошо известная и достаточно доступная. Подъем на нее с севера (по "северной стене") проходит по несложному ледопаду на перевал Седло Скобелева (2Б), далее по широкому снежно-осыпному гребню на саму вершину. Весь путь подъема хорошо виден с ледника Кумтор Восточный . В связках по закрытому леднику подходим под перевальный взлет и начинаем подъем по снежно-ледовому склону крутизной около 30°, выше до 40°, обходя справа (по ходу) ледовый разлом по центру. По пути встречается лубокий узкий бергшрунд (1,5 хч от палатки). Преодолеваем его с попеременной страховкой и продолжаем подъем в связках. Крутизна склона до 50°, глубина тропежки до колена. Пройдя еще немного, решаем организовать перильную страховку. Вешаем 1 веревку прямо вверх, вторую вверх-влево (по ходу) в обход очередных разломов до выхода на гребень. Крепление веревок на ледобурах. От берга до гребня около 2 хч. Гребень широкий, снежно-осыпной (WPT 133). Тура нет. Виден несложный скально-осыпной спуск на юг, на ледник № 89. В сторону вершины уходит цепочка следов. По следам поднимаемся на вершину. Снежный, выше снежно-осыпной склон крутизной до 20-25° . От выхода на гребень менее 0,5 хч.


Технические характеристики ходового дня

Участок пути

Характеристика пути

Набор / сброс высоты

Направл.

Ходовое время

Погода

Движение по лед. Кекджар

Открытый пологий ледник

Подъем на пер. Седло Скобелева (2Б, 5000)

Мелкая смерзшаяся осыпь, снежник

Пер. Седло Скобелева(2Б, 5000)

Снежно - осыпная седловина

Радиальный выход пик Скобелева В. (1Б, 5051)

Мелкая осыпь, снежник

Снежно-ледовый склон до 70 0

Пасмурно

Общая протяженность пути: 2,7 км

Ходовое время: 8 ч 35 мин

Перепад высот: 960 м (+710; -350)

Описание маршрута

Участки пути

Описание

Движение по лед. Кекджар

Сегодня нам предстоит пройти перевал Седло Скобелева (2Б, 5000), посетить радиально высшую точку района - пик Скобелева Восточный (1Б, 5051) и подойти под пер. Рототаева (2А, 4820).

Выходим со стоянки, расположенной на морене непосредственно у языка ледника Кекджар и за 5 мин достигаем самого ледника.

Дальнейшее движение в кошках. Ледник открытый, пологий (до 20 0), трещин нет (Фото 13-01). Движемся в С, затем в СВ направлении и за 1 ч 40 мин подходим под перевальный взлет пер. Седло Скобелева (2Б, 5000) в самой верхней камере ледника (Фото 13-02).

Подъем на пер. Седло Скобелева(2Б, 5000)

Со стороны лед. Кекджар перевальный взлет пер. Седло Скобелева (2Б, 5000) классифицируется как 1Б, что делает возможным посещение высшей точки района группами, совершающими горные походы от 2 к.с.

Перевальный взлет представляет собой крутую (до 35 0) смерзшуюся осыпь с выходами скал на основной части склона и снежник (до 35 0) на последних 70 м склона (Фото 13-03, 13-04).

Перевальный взлет преодолеваем в кошках, поскольку они значительно лучше держат на смерзшейся осыпи и снежнике (Фото 13-05). Подъем осуществляем совместно с группой нашего турклуба под руководством И. Петрунина, совершающей радиальное восхождение на переавал и пик Скобелева. Подъем до седловины пер. Седло Скобелева занимает 1 ч 50 мин.

Пер. Седло Скобелева

Перевал Седло Скобелева (2Б, 5000) расположен в основном хребте Чон Алайского Хребта, ориентирован в направлении С-Ю и соединяет дол. р. Кекджар(с юга) и дол. р. Кумтор (с севера) (Фото 13-06, 13-07).

С седловины перевала возможно восхождение на высшую точку района - пик Скобелева В., а также на пик Скобелева З. Определяющей является северная сторона перевала.

Седловина широкая, снежно-осыпная (GPS -39°47"34.36"С, 72°36"52.57"В). Возможна ночевка. Тур расположен по центру седловины, на равном удалении от пиков. Сняли записку группы Нижегородского горного клуба, руководитель - Максим Турченко, 2014 г.

Радиальный выход на

пик Скобелева В. (1Б, 5051)

Подъем на пик Скобелева В (GPS - 39°47"33.91"С, 72°37"0.80"В) представляет собой мелко-осыпной склон крутизной до 30 0 . Также можно подняться по снежнику той же крутизны (Фото 13-06). Весь подъем занял 20 мин.

Пик - прекрасная обзорная точка перевалов и вершин Чон-Алайского и Кичик-Алайскоого хребтов, также открывается прекрасный вид на Памир (Фото 13-08, 13-09).

На пике установлена памятная табличка в честь русского генерала Скобелева М.Д. Делаем на вершине совместную фотографию с группой И. Петрунина (Фото 13-07) и спускаемся обратно на седловину.

Спуск с пер. Седло Скобелева (2Б, 5000)

Начинаем спуск с перевала Седло Скобелева (2Б, 5000).

Северный склон представляет собой крутой (до 70°) ледник с большим количеством разломов. Склон подрезают два бергшрунда. Первый находится в З части склона на 50 м ниже седловины. К середине склона этот бергшрунд сужается, полностью засыпан снегом. Второй бергшрунд находится ниже первого на 100 м и подрезает склон по всей его ширине. В З части этот бергшрунд имеет гигантский размер: расстояние между его верхней и нижней частями составляет 100 м, но ближе к средней и В части склона бергшрунд сужается до 6 м (Фото 17-07).

Перила начинаем вешать непосредственно с седловины перевала. Первую веревку крепим в станцию из ледобуров (Фото 13-11). Место крепления показано на Фото 13-10. Рекомендуем делать первую станцию метров на 50 ближе к восточному пику, это позволит спуститься сразу к мосту через бергшрунд. Однако в нашем случае возможности организовать там надежную станцию не было из-за большого количества снега.

Крутизна склона на первом участке - 45°. Вторую станцию организуем с удобной снежной площадки восточнее большого разлома. Крепление веревки - на ледорубы, до льда докопаться не удалось.

Вторую перильную веревку разбиваем на 2 участка. Первый участок (около 35 м, до 40°) - косой спуск в сторону восточного пика. Второй участок - спуск по линии падения воды по ледовому склону (15 м, 55°-70°) , в качестве промежуточной точки используем ледобур. Снятие первого участка перил - способом «ледорубный крест», второго участка - ледобуром-самовывертом.

По ледовому склону крутизной до 55° провешиваем третью и четвертую веревки, закрепляя их в станции на ледобурах.

В конце четвертой веревки - большой бергшрунд шириной - 1,5 м, перепад высоты между краями - 6 м. Таким образом, последние 6 м этой веревки проходят по отвесному ледовому участку. Станцию у нижнего края бергшрунда организуем на ледорубах.

До пологой части ледника остается 300 м. Склон здесь выполаживается до 35-40°, глубина снега - по колено. Трещин нет, внизу - открытый ледник. Для подготовленной группы возможен спуск с ледорубом «на 3 такта». Спускаемся на пологую часть ледника, проходим еще 300 м по открытому льду в поисках открытой воды и ровного места и, найдя такое место практически сразу, встаем на ночевку (GPS - 39°47"50.30"С, 72°36"53.96"В).

Путь спуска и организация станций показаны на Фото 14-12, 14-13. Весь спуск занял 4 ч 30 мин.

Александр Смуров


Описание от Подрованов Алексей

Связка препятствий: перевал Седло Скобелева(2Б) + пик Скобелева
Восточный(1Б) + пик Скобелева Западный(1Б) = 2Б

Перевал Седло Скобелева (2Б.сн-лд-ос,4957)
1. Перевал расположен в Алайском хребте в районе Кичик-Алай к северо-западу от
пика Скобелева В.(5051) и к юго-востоку от пика Скобелева 3.(4986) (фото 7.0).
2. Соединяет д.р.Кекджар (д.р.Кашкасу) и д.р.Зор-Кумтор (д.р.Кичик-Алай). Ведёт с
ледника №89 на ледник Кумтор В.(№308).
3. Ориентация: север-юг.
4. Характер: с юга закрытый ледник, осыпной склон с севера ледовый склон с
бергшрундом. Перевал односторонний, определяющая сторона с севера.
5. Сведения о первопрохождении: по данным А.А.Лебедева: первовосхождение на пик
Скобелева Восточный принадлежит работникам 24 топоотряда (позже 223 экспедиция) 12
АГП в 1963г. Руководил восхождением Н.П.Луцик. В составе бригады были
Т.М.Мумджи, В.А.Донцов. Можно предположить, что они так же являются
первопроходцами перевала Седло Скобелева, по крайней мере, одной из сторон перевала.
6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова прошла перевал насквозь с юга
на север в походе 4 к.с. 19-20 июля 2013 года. Перевал соответствует заявленной
категории трудности.
7. Тур и записка не обнаружены. Сложили свой тур с запиской.

Техническое описание

3. Подъём по второму левому притоку р.Кекджар к леднику №89. От места обеда

сворачиваем влево и начинаем подъём по второму левому притоку р.Кекджар. Слева по
ходу открывается водопад. Его присутствие вносит хоть какое-то разнообразие в этом
каменном царстве. Вначале идём по правому борту долины пересекая многочисленные
моренные валы сложенные осыпью различного размера. Через 1,6 км от начала подъёма
вправо отходит отрог, отделяющий часть основной долины (на хребтовке Пурикова этот
отрог отсутствует). Сразу после него переходим долину на левый борт и продолжаем

подъём (фото 7.2). Выбирая менее трудозатратные пути подъёма по моренным валам
подходим под ледник №89 (фото 7.ЗУ Отсюда цирк с перевалом не виден. Решаем
остановиться на ночлег на последних ровных площадках перед выходом на ледник
(N39°46.651 Е72°36.325, 4420м), воду берем в ручьях, стекающих с ледника. ЧХВ 2-30
часа, расстояние 4,1км, перепад высот +505м.
4. Подъём по леднику №89 к перевальному взлёту пер.Седло Скобелева. Выход в
6:00. Ледник закрыт, трещин не видно, идём в связках с одновременным движением (фото
’7.4). Так как в предыдущие дни выпало довольно много снега, то остается вероятность
схода лавин, идём по центру ледника, не подходя к его бортам. Отсюда хорошо
просматривается пер.Скобелева 3. (фото 7.5). Через 1,2км долина поворачивает направо
по ходу движения и перед нами во всей красе предстаёт пик Скобелева В., хорошо виден
путь подъёма на пер.Седло Скобелева. Продолжаем движение по центру ледника до
самого перевального взлёта, снег уже растопило, поэтому приходиться тропить (местами
глубина снега до 1м). Солнце отражается и слепит глаза. ЧХВ 2-30 часа, расстояние 2,2км,
перепад высот +325м.
5. Перевальный взлёт пер.Седло Скобелева сложен мелкой подвижной осыпью со
снежниками. Седловина перевала слабо выражена, находится правее пояса скал,
опоясывающих пик Скобелева Западный. 200м набора чередуют осыпные «острова» с
выходами разрушенных скал со снежниками (фото 7.6). В нашем случае из-за
свежевыпавшего снега почти весь склон образовал единый снежник. Снег глубокий,
рыхлый, угол наклона до 30°. Заключительные 50м подъёма угол наклона до 40° по
смороженной мелкой сыпухе. Весь путь подъёма в кошках плотной группой. Вышли на
гребень в 120м правее по ходу от седловины. ЧАТ? 1-30 часа, расстояние 0,6км, перепад
высот +212м.
6. Перевал Седло Скобелева (2Б,сн-лд-ос,4957). С перевала открывается отличный
вид на Алайскую долину, над «ватными» облаками величаво возвышается пик Ленина и
другие вершины Памира, просматриваются пики Скобелева 3. и В., Алайский хребет и его
окрестности (фото 7.7. фото 7.8). Есть много мест под палатки в снежных мульдах
широкого гребня, для получения воды топим снег (ночёвка на перевале). Тур не
обнаружили, сложили свой (N39°47.585 Е72°36.807). Поднялись на оба пика. Идея
провесить верёвку сразу от палатки с северной стороны (для завтрашнего спуска) не
увенчалась успехом, так как пришлось бы перепрыгивать через огромный бергшрунд.

Место для завтрашнего спуска с перевала выбрали при визуальном осмотре с пика
Скобелева Западного.

9. Спуск с пер.Седло Скобелева на ледн.В.Кумтор (№308).В виду большого
количества свежевыпавшего снега в этом месяце уделяем большое внимание
планированию траектории спуска с перевала. С седловины пер.Седло Скобелева спуск на
ледник Кумтор Восточный не просматривается. Для этого с Западного и Восточного пика
делаем множество фотографий. На участке гребня от седловины перевала (м/н) до пика
Скобелева Восточного на север нависает карниз, так что спуск здесь мы сразу исключаем.
По центру (под м/н) склон сильно разорван огромным бергшрундом и ледовыми
разломами (фото7.16). Остаётся для спуска склон вблизи пика Скобелева Западного. Здесь
склон широкий без больших трещин с равномерным уклоном. Но ближе к скалам пика
Скобелева Западного склон имеет форму еле заметного желоба, поэтому наиболее
безопасный коридор для спуска немного западнее зоны ледовых разломов. Явным
ориентиром для спуска (а также альтернативным местом ночлега) является ледниковое
озеро в мульде на гребне (N39°47.620 Е72°36.716) (фото 7.17). Выходим в шесть утра.

1- я верёвка: станцию организуем на ледобурах прямо вниз, сбив часть талого льда на
краю озера. Первые 10м склон около 40°, но после перегиба до 60°. Нижнюю станцию
закрепляем на ледобурах, выкопав куб снега для того чтобы вкрутить их в лёд (лёд
твёрдый, зимний). Последний участник спускается без рюкзака с нижней страховкой
через промежуточные буры.
2- я, 3-я, 4-я верёвкаспуск аналогичен: от станции провешиваем верёвку прямо вниз,
склон до 50°, организуя каждую станцию роя снег до льда (до 1м), на ледобурах.
Последний участник спускается по двойной веревке, организовывая одёргивание через
ледовую проушину (фото 7.15).
5- я верёвка: спуск вниз после4-ой верёвки не виден за перегибом, и мы ожидали, что
под нами большой бергшрунд или трещина (впоследствии это оказалось не так), поэтому
уходим горизонтально налево по ходу движения на половину верёвки и организуем
станцию для дальнейшего спуска около ледового грота (пещеры).Если взять ещё левее
будет снежный гребень, на него и за него выходить не стали, так как виднелся след
недавно сошедшей лавины.
6- я верёвка:от ледового грота на ледобурах вертикально вниз, склон до 40°, нижнюю
станцию закрепляем на ледобурах, отрывая очередной куб снега. Последний участник
спускается по двойной веревке, организовывая сдёргивание через ледовую проушину
(фото 7.18).
7- я верёвка: провесили для собственного успокоения, склон до 35°. Последний
участник спускается с нижней страховкой.
Всего провешено 325м перил (фото 7.19). Последующий спуск по закрытому леднику
З.Кумтор крутизной до 15° в связках с одновременным движением, прямо вниз не
подрезая склон (фото 7.20. фото 7.21). Отсюда виден пер.Рототаева и подъём к нему
(фото7.22. Фото 7.23). Напротив пер.Скобелева резко забираем направо по ходу движения
и на границе льда и сыпухи встаём на обед (N39°47.946 Е72°36.984, 4675м). ЧХВ 7часов,
расстояние 3,7км, перепад высот -260м.

Выводы и рекомендации:
Перевал Седло Скобелева является сильной снежно-ледовой 2Б. А пик Скобелева
Восточный высшая точка района Кичик-Алай, откуда открывается отличный вид на весь
район. Рекомендуем эту связку препятствий к прохождению.


Описание от Подрованов Алексей

Перевал Седло Скобелева (2Б*)

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток ):

Перевал находится в главном Алайском хребте западнее пика Скобелева.

Что соединяет и связывает:

Дол. р. Кекджар - лед. В. Кумтор

GPS координаты: 39.47,574С; 072.36,884В

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает :

Перевал назван первопроходцами группой П. Рыкалова в 2000г.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):

Перевал пройден первый раз в 2000г группой под рук. П. Рыкалова

Описание участка маршрута:

Дол.р. Кекджар - пер. Седло Скобелева - дол.р. В. Кумтор

14.08.2007 - 13 день

В месте впадения р. Кекджар в р. Кашка-Суу стоит летовня местных жителей, от летовни идем вверх по левому ор. притоку р. Кекджар по тропе. Через 40мин. подходим к слиянию двух истоков реки Кекджар. Чтобы попасть в район пер. Седло Скобелева и Скобелева Зап. нужно идти вдоль правого по ходу истока. Идем вверх по левому ор берегу правого истока. Тропа теряется. Временами в русле реки исчезает вода, потом снова появляется. Вдоль русла доходим до места впадения левобережного притока. В месте впадения становимся на ночевку. С утра нам идти вверх по левому притоку - он выведет к леднику под пиком Скобелева.

15.08.2007 - 14 день.


Идем вверх по левому притоку р. Кекджар по левому ор. берегу (фото 13.1). За два перехода доходим до моренного вала и поднимаемся на него. Еще за пол часа доходим до языка ледника.

Здесь встречаем группу из Новосибирска. Они идут к перевалу Скобелева Зап. Одеваем кошки и поднимаемся на ледник. Заход на ледник идет по сн-л склону 30º крутизны 250м. Т. к. перед нами тут прошла группа, идем по тропе. Трещин на этом участке не видно. Выходим на нижнее плато ледника (фото 13.2). Спускается туман. Останавливаемся, пережидаем туман и связываемся. Через час туман рассеивается, и мы в связках поднимаемся на верхнее плато. На подъеме возможны трещины. Снова спускается туман, метет снег. Ставим шатер, пережидаем непогоду, готовим обед. Через пару часов погода улучшилась, солнца нет, но видимость нормальная. Решили в этот день на перевал не подниматься т.к. по информации из места для ночевки на перевале сильно продуваемые. (Video 13)



После обеда производим разведку оптимального пути подъема на перевал. Седловина перевала с места ночевки имеет вид небольшого полого понижения в гребне, ближайшего к вершине (слева по ходу от нее). Начинать подъем удобнее всего значительно левее самой седловины, и подниматься все время постепенно забирая вправо по ходу. (Video 13)



16.08.2007 - 15 день

Одеваем кошки и пересекаем ледник в направлении пути подъема на перевал, выбранного вчера. Подъем идет по мелкоосыпному смерзшемуся склону. Идти по нему удобнее в кошках. Крутизна склона достигает 25-30º. Поднимаемся все время забирая влево. За 40 мин. поднимаемся на перевал. Седловина перевала широкая снежная, разделена снежными надувами на несколько мульд (фото 13.4). Все мульды пригодны для ночевок и вопреки утверждениям закрыты от ветра. Оставляем рюкзаки на перевале и поднимаемся на вершину по осыпному склону. Подъем с перевала на вершину занимает 15-20 мин. На вершине тур и мемориальная табличка Скобелеву, занесенная сюда и установленная группой С. Довженко в 2006г (фото 13.5). Координаты вершины 39.47,563С; 072.37,012В. С вершины открывается хороший панорамный вид на Кичикалайский, Алайский и Заалайский хребты, а так же на Кичик-Алайскую и Алайскую долины. С вершины на перевал спускаемся по пути подъема. (Video 13)



Спуск с перевала начинаем между первой и второй мульдой (от п. Скобелева) - спуск в этом месте выглядит положе (фото 13.4). В верхней части 100 склона крутизной до 40º (R0-R2) (фото 13.8). Рыхлый снег. Первую и вторую станции крепим на снежных якорях и ледорубах. (Video 13)

Последний уходит на ледорубном кресте, который после ухода сдергивается. Третья станция крепится на ледобурах и располагается чуть выше бергшрунда (R2). Третья веревка перил идет в обход крупного разлома бергшрунда (R2-R3). Для ухода последнего веревка крепится в ледовую проушину. Четвертая станция чуть ниже бергшрунда тоже на снежных якорях (R3). Крутизна склона 35º. Ниже бергшрунда вешаем еще 150м перил по склону крутизной 30-35º (R3-R6). Все станции на якорях и ледорубах. Последний уходит с нижней командной страховкой без рюкзака. При выходе на ледник связываемся. (Video 13)



Ледник имеет две ступени, разделенные ледопадом. Верхняя ступень, на которую мы спустились, пологая длиной около 300м. Проходим ее в связках по центру. В самом центре цирка видны следы снежных стенок находившегося здесь лагеря. Прямо поперек лагеря просела снежная пробка, оголив довольно крупную трещину. Пройдя верхнюю ступень, забираем вправо по ходу - здесь спуск более пологий и менее расчленен трещинами (фото 13.9). Видны следы группы, проходившей здесь ранее, это сильно облегчает нахождение оптимального пути между трещинами. По следам спускаемся на нижнюю ступень ледника.

Пересекаем нижнюю ступень в направлении ее левого по ходу края и выходим на морену. По морене спускаемся в долину реки (фото 13.11). По долине Кумтор поднимаемся по осыпи до озера Кумтор. Напротив озера в главном Алайском хребте находится Кумторская стена, виден пер. СК МАИ (фото 13.10). (Video 13)



Общее время прохождения: 11 ч 51 мин

Время, затраченное на подъем: 6 ч 41 мин

Время, затраченное на спуск: 5 ч 10 мин

Движение с одновременной страховкой: 30 мин

Движение с попеременной страховкой: 3 ч 15 мин

Организовано пунктов страховки: 6

Даже если оголится от снега весь склон, длина определяющего участка вряд ли увеличится, ледопад с севера вполне легко проходится, так что звезда к перевалу явно лишняя. Упроститься он вряд ли может, т.к. протяженность и крутизна взлета никуда не деваются.

Возможные опасности и меры безопасности:

С юга основной проблемой будет нахождение оптимального пути на перевальном взлете. Стоит не искать разные варианты, а идти по диагонали слева направо. При этом в снежный год возможно пересечение лавиноопасных кулуаров с накапливающимся там переметным снегом. С севера основной проблемой является повышенная лавиноопасность. Не рекомендуется идти после длительных снегопадов. Так же с севера нужно идти в связках через ледник, в изгибе которого читаются трещины. Проходить лучше по центру.

Веревки, снежные якоря, ледобуры.

Дол. р. Кекджар

Моренное озерцо возле выхода на ледник с юга.

Цирк перевала с обеих сторон.

Очень неплохие ночевки в мульдах на самой седловине.

Оз. Кумтор.


Описание от Подрованов Алексей

пер. Седло Скобелева 2Б 5000 (№ 57 на схеме)+радиальное восхождение на пик Скобелева 5051 м.

расположен в главном Алайском хребте, соединяет р. Кёкджар на юге и Кумторский цирк на севере. Прохождение с юга на север. Определяющая снежно-ледовая северная сторона.

ис. 3. Путь через перевалы Седло Скобелева и Скобелева.

Включение перевала Седло Скобелева в нитку маршрута это:

1. Восхождение на высшую точку Кичик-Алайского хребта.

2. Ночевка на 5000 м. - прекрасная акклиматизационная подготовка к восхождению на в. Раздельная 6400.

3. С перевала открывается вид на заснеженный Заалайский хребет, и если приглядеться, то различимы пики Корженевской и Коммунизма. Закат и рассвет с обзорной точки - это «картинки в душе» на долгие зимние вечера.

Траекторию подъема смотрите на фото 55.

Подъем на перевальный взлет начали в 9-40 , на седловине были в 11-30.

В наш год подъем на перевал был комбинированный: снежно - осыпной.

Сначала поднимались серпантином без кошек, но вечерняя застывшая вода на камнях, еще полностью не растаявшая, вынудила одеть кошки и часть оставшегося пути прошли либо по осыпным склонам, либо по снежным языкам.

На перевале (фото 57) есть место под несколько палаток.

Путь на вершину - это осыпной гребень. (фото 56,57). На вершину поднялись радиально после обеда с перевальной седловины.

Спуск с перевала прошел в соответствии с описаниями прохождения других группы. (Рыкалов 2000 г., Довженко 2006 г.)

С седловины организовали на спуск 4 веревки (фото 58). Первую веревку так и повесили в 5-ти метрах от палатки, которая стояла недалеко от большого камня - скального выступа. Таким образом, карнизы обрамляющие перевал со стороны пика Скобелева не послужили помехой для спуска.1-ую веревку закрепили на снежном щите. Остальные на ледобурах.


Описание от Подрованов Алексей

24.07. Прав. приток р. Кумтор - пер. Седло Скобелева + рад. пик Скобелева.

Пер. Седло Скобелева (2Б* 5000). Расположен в водоразделе Алайского хр. между В. и З. вершинами пика Скобелева. Ориентация С-Ю. Соединяет долины р. Кумтор и р. Кекджар. Описание дается от истоков прав. притока р. Кумтор до р. Кекджар. Определяющей является С. сторона (подъем из долины р. Кумтор).

Пик Скобелева имеет две вершины: восточную (5051 м) и западную (ок. 5020 м), между которыми имеется широкая седловина (пер. Седло Скобелева). На С. от В. вершины отходит крутое ск. ребро, являющееся частью водораздела Алайского хр. К З. от него расположен пологий и высокий ледниковый цирк (4700 м), в который спускается крутой ледник с седловины пер. Седло Скобелева. На С. и СЗ. c З. вершины отходят два гребня. Северный скалистый гребень увенчанный многочисленными жандармами упирается в ледопад, истекающий с плато ледника на высоте 4400 м. Водораздел Алайского хребта отходит от З. вершины на ЮЗ. к глубокой седловине пер. З. Скобелева 1Б к.с. На В. пик Скобелева обрывается крутой и высокой ледовой стеной. На ЮВ. от него отходит изрезанный жандармами гребень. Ю. Склоны пика Скобелева более пологие и в зависимости от сезона осыпные или снежно-ледовые.

Выход в 6:30. За ночь опять выпало много снега, который утром все еще продолжал идти. Долина р. Кумтор вся в снегу. Вершины гор скрыты грозовыми облаками. Утром снеговая линия доходила до слияния р. Кумтор и р. В. Кичик-Алай (3450 м). Все это напоминало условия межсезонья.

По прав. берегу ручья, далее вдоль прав. борта ледника, не выходя на него, поднялись за 2.25 часа ЧХВ до поворота ледника на З. (4500 м) (Ф46). Здесь встретили группу туристов МАИ под руководством Малахова Б.В. За завтраком они рассказали много интересных вещей: про тяжелую тропежку на леднике по пояс в снегу и о подвижке ледника на пер. Седло Скобелева. Попив чайку и обвязавшись в 10:00 мы пошли дальше.

Вышли на ледник (движение в связках) и, придерживаясь прав. борта по дуге, обошли ледопад. Пришлось преодолеть пару широких разломов по сн. мостам. Этого можно было избежать, уклонившись еще правее, но там был очень глубокий снег. Тропежка 40-50 см, меняемся каждые 100 шагов. За 2 часа ЧХВ поднялись в ледниковый цирк (4700 м) (Ф47). Дальше тропить стало тяжелее, начал раскисать снег. Под бергшрунд ведет сн. склон 30°, вверху до 40°. Снегу по “помидоры”, меняемся каждые 20-30 шагов (Ф48). Перед самым бергшрундом тропить с рюкзаком стало просто невозможно, не могли продвинуться ни метра вперед. Начали челночить. Связка-лидер тропила без рюкзаков, аккуратно утаптывая ступени. Тропежка отняла очень много времени и сил (4.5 часа от выхода на ледник). У бергшрунда были только в 16:00.

Подъем на пер. Седло Скобелева проходил по центру С. стены пика Скобелева. Ключевой участок начинается от бергшрунда: подъем по жесткому льду средней крутизной 55° 180 м. Повесили 4 веревки перил. На первой веревке преодолели бергшрунд по рыхлой сн. пробке, (высота между краями бергшрунда 3 м) и вышли на крутой лд. участок ок. 80° ок. 15 м, затем выполаживание до 60° (Ф49,50,51). Вторая веревка продолжала идти по льду 60° (Ф52). На третьей и четвертой веревках крутизна положе- 55-50° (Ф53). Четвертой веревки едва хватило, чтобы выйти на седловину (Ф54). Первые две веревки вешали без рюкзаков. Все точки страховки ледобурные, кроме нижней (у бергшрунда) и верхней (на седловине), где была ледорубная страховка. Перила крепили на 2-х ледобурах, последняя на 2-х закопанных в снег ледорубах. Для навески одной веревки требовалось 6-8 ледобуров, плюс ледобуры для точек самостраховки и крепления рюкзаков. Т.е. были задействованы все ледобуры (всего 12 шт.) и карабины группы. При прохождении перил пользовались жюмаром (кулачком) с прусом и петлей под ногу. Петлю под ногу использовали также как дополнительную опору при простое на точках перестежки. Преодоление ключевого участка потребовало 4.5 часа. На седловину вышли в 20:30 (Ф54).

Седловина снежная, неширокая. Карнизы с С. стороны по всей седловине, кроме центральной части. Можно поставить 1-2 палатки.

Оставив вещи на седловине, поднялись за 10 мин. на пик Скобелева. К туру на В. вершине вышли в 20:50. Видимости никакой, полное молоко. Пошел снег. Сняли записку туристов МАИ, руководитель Лебедев А.А., от 31.07.1998 г. Написали свою, сфотографировались (Ф55) и в сумерках спустились на седловину. В темноте выкопали площадку под палатку и поставили лагерь.

ЧХВ - 11.55 час. Пройдено 5 км. Вариация высоты 4000/5051/5000. Разность высот +1051.

25.07. Спуск с пер. Седло Скобелева - р. Кекджар - р. Кашка Суу.

Утром при хорошей погоде засняли панораму с пер. Седло Скобелева (Ф56,57,58). Вышли в 8:00 без завтрака. Завтрак решили сделать внизу на морене, где заодно отдохнуть и просушить вещи. С седловины спускались в связках одновременно по сн-лд. склону с выходами скал 40-35°, протяженностью ок. 300 м (Ф59). Для спуска потребовались кошки. На леднике, стекающего с Ю. склонов пика Скобелева с утра началась тропежка по колено. У поворота ледника на Ю. вышли на лев. морену и продолжили путь по ней. Затем спустились к ручью и по нему вышли на морены ледника (4400 м), где и остановились позавтракать. ЧХВ от седловины до завтрака 2.15 часа.

По-настоящему отдохнуть не удалось. Вскоре пошел снег, еле успели просушить вещи.

С завтрака вышли в 12:30. За 45 мин спустились к р. Кекджар (Ф60). Вниз по р. Кекджар тропа идет то прав. то лев. берегом, река переходится по камням. За 1.5 часа дошли до слияния с р. Кашка Суу. Отсюда впервые за поход мы увидели Заалайский хр. Дальше поднимались прав. берегом р. Кашка Суу и через 1.5 часа перешли на лев. берег, где встали на ночлег в 17:30 перед входом в каньон. Как обычно вечером начался дождь.

ЧХВ - 6 час. Пройдено 14.4 км. Вариация высоты 5000/3450/3600. Разность высот +1551.


Описание от Подрованов Алексей

6.11 День 11. 14.08.2012
М.н. - северный цирк пер. Седло Скобелева. Обработка северного склона пер. Седло Скобелева

Общая протяженность пути: 6 км

Ходовое время:3-55

Перепад высот: +704м

Ночевка на высоте 4700м.

Утром - ясно, днем и вечером - пасмурно.

К утру заболевший ожил, но заболел следующий, правда, в более легкой форме. Решаем двигаться дальше по маршруту.

Выход в 8-30.

Начинаем подъем по левой боковой морене мимо осадкомера к леднику Кумтор Восточный (№308). Язык ледника обходим слева по мелкой и средней морене. Затем выходим на центр ледника по срединной морене. Подъем к высшей точке морены занял 2 часа ЧХВ.

Здесь ледник становится закрытым. Связываемся. Ледопад на повороте ледника обходим по склону слева (мелкие трещины!) и выходим на ровную часть ледника. В 14-00 подходим под перевальный взлет перевала Скоболева (4885) и встаем на ночевку.

Перевальный взлет - снежно-ледовый склон с перепадом высот 250 м с двумя большими бергшрундами. С вечера проводим обработку склона. Связка-двойка протоптала склон вверх до левого края первого бергшрунда. Затем прошла траверсом нижнего края бергшрунда направо и навесила 50 метров перил через бергшрунд и еще 50 м вверх по склону. Крутизна - около 30 гр., под снегом зимний лед, в верхней части он выходит на поверхность. Первая станция на ледорубах, вторая на ледобурах, третья - на фирновых крючьях.

6.12 День 12. 15.08.2012
М.н. - пер. Седло Скобелева + пик Скобелева Зап. (2Б, 5050, сн-лд, рад) - стоянка у осадкомера

П ер. Седло Скобелева (2Б,5000, сн-лд) - соединяет л. Кумтор Вост и л. N89 (р. Кекджар). Ориентирован север-юг. Южная сторона - осыпная, северная - снежно—ледовая. Нашей группой пройден радиально с севера при восхождении на пик Скобелева Вост.

Общая протяженность пути: 6.5 км (в зачет - 1.5)

Ходовое время:6-50

Перепад высот: +350, -1054м

Ночевка на высоте 3996м.

Весь день переменная облачность.

Выход в 07-00.

Поднимаемся в связках с одновременной страховкой под навешенные перила. Затем по перилам. Вешаем еще 2 веревки прямо вверх до седловины. Станции - на ледорубах. Седловина широкая, снежно-ледовая. Тура нет. Высота - 4900. Подъем на вершину по широкому пологому снежному гребню. Перепад - 125м. На вершине в 10-40. Сняли записку ошских геологов. Спуск до седловины по своим следам. Далее - дюльфером по навешенным перилам. По первой и третьей последней веревкам последний спускается с нижней страховкой с 2 инструментами, вторую и 4-ю сдергиваем самовывертом. В 12-45 - в лагере. Обед. Затем по пути подъема возвращаемся на стоянку у осадкомера. На стоянке - в 16-30.

Вечером «кичик-алайской заразой» заболел очередной участник.


Описание от Подрованов Алексей

Выход в 8.00. Сразу в лагере одели кошки и связались в связки.
Подъем под перевал по закрытому леднику в обход ледопада (Ф. 4). Под
перевал подошли по пологому закрытому леднику за два перехода. В 9.50
начали подъем на перевал. Подъем на перевал (Ф. 5,6) представляет собой
снежно-ледовый склон.

В начале подъема склон крутизна достигает 40 град., под
засыпанным бергом (участок 1). Участок лавиноопасый, глубокий снег,
тропежка. Движение в связках.

Участок 2 . Снежно-ледовый склон крутизна, в некоторых местах,
достигает 60 град. Средняя крутизна склона 50 град. Участки снега
сменяются выходами голого льда поэтому применялась страховка как
малоснежный год берг, скорее всего будет открытым. На перевале были в
12.20. На подъем затратили 50 мин. С перевала открывается красивый вид
на пик Скобелева (Ф. 2). В туре обнаружили записку спортивного клуба
Челябинского тракторного завода количест вом 2 чел. под руководством
Сивкова Л.А. от 25.09.86 г.

Спуск с перевала представляет собой мелкую осыпь, крутизна 30
град. (Ф. 3). Спуск занял 20 мин. при этом мы сбросили 200 м.
Спустившись с перевала в 31.10 встали на обед. Пока обедали начался
снег. Быстренько, собрав шмотки, мы повалили вниз в долину р. Кичик-
Алай вост. Тем временем снег перешел в довольно сильный град, который
через час перешел в дождь. К вечеру дождь прекратился и выглянуло
солнце. Однако это обстоятельство не уменьшило нашего желания
спустится в зеленую теплую долину. И в 18.15, пройдя три перехода, мы
встали на ночь на берегу р. Кичк-Алай вост. Высота ночевки 3300 м.

Ходовое время 4 ч. 40 мин. Набор высоты 500 м. Спуск 1300м.
Пройдено около 9 км.


    Перевал Скобелева (2Б, 4880)

    Перевал Скобелева расположен в Алайском хребте и соединяет ледник Кумтор Восточный (бассейн реки Кичик-Алай Восточный) и незначительный ледник в верховьях реки Кек-Джар (бассейн Алайской долины). Ориентация перевала север-юг. Определяющая северная сторона. Характер снежно-ледовый. Назван в честь талантливого русского полководца Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882), героя Плевны и Шипки, освободителя Болгарии, избавителя Средней Азии от кровопролитных междоусобиц. Впервые пройден группой туристов МАИ в 2000. Описание дано от верхнего цирка ледника Кумтор Восточный.

    Утро морозное, но не ясное, перевал закрыт легким облаком. Восхождение я решил
    сделать с попеременной страховкой, для чего сформировал две связки: тройку, состоящую из двух наиопытнейших и одного наименее опытного и двойку с остальными. Связки должны двигаться параллельно. Такая тактика позволяла, во-первых, пройти быстрее (меньше простоев отдельно взятого участника), во-вторых отточить индивидуальное мастерство каждому в большем объеме, в-третьих, поработать двойке самостоятельно.

    Вышли в 7:30. По закрытому леднику подошли под большой треугольный ледовый лоб по центру перевального взлёта. В конечной части подъёма крутизна склона возросла до 40°, но снег глубокий, ступени формировались хорошо.

    Подъём с попеременной страховкой начали от бергшрунда справа по ходу от ледового лба в 9:00, потратив до этого около получаса на отдых и организацию станций. Двигались вертикально вверх, получилось 3 веревки. Предпоследняя перед выходом на гребень станция на ледорубе, до льда не смогли докопаться. (Последней считаю станцию на самом гребне). Склон снежно-ледовый, в верхней части снежный, местами крутизна до 45°.

    В 10:40 вылезли на гребень, состоящий из множества мульд, где есть места под палатки. Немного отдохнув и оставив ненужное дальше снаряжение, отправились на пик. Гребень широкий, осыпной, местами заснеженный. Крутых участков не содержит, кошки не обязательны. На южную сторону виден простой спуск по осыпному склону.

    В 11:20 поднялись на пик, встретив там 5 человек из группы туристов ПКТ под руководством Чижика А.С., остальные (включая командира) остались внизу. Записку сняли их же. Погода наладилась: высокая облачность, периодически солнце. Красивые виды на окрестности и Заалайский хребет. Виден наш следующий перевал Зоркумтор и предыдущие перевалы. В 11:45 начали спуск с вершины.

    Поскольку не хотелось организовывать дюльфер, групповую станцию и сдергивание на точках на снегу (предпоследняя станция на подъеме), отправили троих участников на наращенной вдвое веревке до льда (т.е. на 2 веревки вниз), верхнюю веревку сдернули оставшиеся двое самовывертом, среднюю веревку последний спустил с нижней страховкой, а нижнюю веревку также самовывертом. В 13:00 закончили техническую работу и продолжили спуск в лагерь по пути подъёма. В лагере в 13:25, обед и отдых.

    Собрав лагерь, вышли в 15:45. Ледник закрытый, связки. Сперва двигались по центру ледника, затем перед ледопадом у поворота ледника ушли на его правый борт и продолжили вдоль осыпи. Вскоре ледник открылся, а мы, обойдя ледопад, вышли на центральную часть плоского тела ледника, по которой и проследовали донизу. В нижней части ледника вышли на левобережную морену, где развязались на привале в 16:45 (239).

    Спуск продолжили по морене и осыпям левого борта долины, поскольку мне очень хотелось дотянуть до озера Кумтор (почему-то место ночевки там представлялась красивым и романтичным, что, как выяснилось, не соответствует действительности). Однако вскоре я понял, что мы не успеваем и пора вставать на ночевку. На противоположном правом берегу виднелся травянистый зелёный холм, на который мы и нацелились. Не без труда нашли место перехода по камням речки (поток был достаточно
    сильным) и в верхней части холма в 18:05 устроили привал для разведки наиболее подходящей площадки для бивака. Нашлась она в самом низу, в ложбине под осадкомером, где на плотной траве газонного типа мы поставили палатки, что было безумно приятно (240). Настроение было прекрасное, погода тёплой, а с места ночевки открывался прекрасный вид на Кичик-Алайскую долину. Ночью было тепло и пасмурно.

    Расклад дня

    Расстояние по нарастающей, без коэфф, км.

    Имя точки

    Координаты

    39,801030° 72,615797°

    Пер. Скобелева (гребень)

    39,793607° 72,612466°

    Пик Скобелева

    39,792752° 72,616871°

    Бивак, обед

    39,801030° 72,615797°

    39,802987° 72,600023°

    39,806216° 72,582838°

    Итого

    7 ч

    5,8 км


    Описание от Подрованов Алексей

— это восточная часть Памиро-Алая, который в западной части называется Фанами:), потом идет Матча и Высокий Алай, а на востоке — Кичик-Алай (или Малый Алай).

Район по азиатским меркам не высокий — высшая точка пик Чон-Кумтор (пик Скобелева) 5051, и достаточно несложный — основная масса перевалов до 2А-2Б, высоты от 4000 до 4800. Из виденного ранее больше всего похож на Южно-Чуйский хребет, но на километр выше. Большая часть ночевок у нас была на уровне 4000 м.

Район относительно новый, интенсивно осваивается последние 10 лет, хотя были походы и раньше — многие перевалы в последние годы «первопроходились» по второму разу.
Наш короткий (7-8 дней) поход был акклиматизацией перед топтанием склонов пика Ленина. Идея маршрута — пересечь хребет с севера на юг, зайти на пик Скобелева, а так же посетить озера Дамджайлоо. В итоге пройден маршрут:

д.р. Ак-Арт — пер. Ак-Арт (1Б, 4500) — пер 4150 н/к — пер. Обходной (1А, 4200) — истоки р. Карасиль — пер. Спартак (2А, 4650) — озера Дамджайлоо — пер. Кекджар (н/к) — д.р. Кекджар — пик Чон-Кумтор (пик Скобелева, 1Б, 5051) — д.р. Кашка-су

День 1.
Утром прилетели в Ош, в обед выехали на двух внедорожниках, успев закупить и распределить продукты, собрать заброску на МАЛ. Начало маршрута — долина Ак-Арт, одноименное поселение.
Ехать около 100 км — по азиатским меркам рядом, но вторая часть пути, по долине Чиле, идет по грунтовке, которая периодически размывается, заносится селями и т.п.

Боковое ущелье, вид с дороги в долине Чиле.

Добрались без приключений, и даже заехали чуть выше, чем планировали. Пройдя пару километров, становимся на ночевку в живописном месте на берегу реки. Рядом набитая тропа, по которой вниз по долине бредут коровы.

День 2.
Ближайшие два дня — подход по долине реки Ак-Арт под одноименный перевал, нужно набрать более 2 км, от 2400 до 4600. Долина дстаточно длинная, поэтому набор плавный, по хорошей тропе. Нижняя часть покрыта арчевым (вид можжевельника) лесом, временами кажеться, что идешь где-то в Крыму:). По пути проходим несколько кошей.

верхние коши в долине Ак-Арт

Обедаем под взлетом ригеля, по хорошему здесь нужно было бы и заночевать. Но еще рано, поэтому после обеда два перехода премся вверх, мимо водопада — на следующую ступень долины.

Высота ночевки порядка 3500. Погода пока радует.

День 3.
Снова вверх по долине — тропа похуже, но набор так же плавный.

Думали, цивилизация уже закончилась — но под самой мореной ледника пасуться лошади. Впрочем, через наш первый перевал Ак-Арт (1Б, 4500) когда-то проходил караванный путь.

К обеду выходим под ледник и становимся на песчаных площадках. Получилась полудневка, но спешить не стоит — и так высота уже более 4000. После обеда погулки по окрестностям, домино и прочие прелести высокогорного безделья.

пер. Ак-Арт (Акарт)

День 4.
Наконец-то началась обещанная непогода;) — с утра дождь и туман, выходим около 11. Подъем по пологому открытому леднику, потом осыпной взлет (и где тут обещанная тропа??) — и мы на седловине.
Южные склоны хребта более крутые, практически бесснежных и по-азиатски разноцветные.

Нам нужно обогнуть отрог и, не спускаясь в долину Восточного Кичик-Алая, выскочить под следующий перевал — Н/К, 4150 после которого еще один перелаз в обход каньона (1А, 4200, Обходной). Перевал Кичик-Алай ничего примечательного из себя не представляет, н/к как н/к — пологий травянистый взлет, широкая седловина. Погода радует:)

Перевалив в верховья правого притока р. Карасиль, начали подъем на отрог — как оказалось, слишком рано, все-равно на ночевку пришлось спускаться к реке. Зато были вознаграждены видами на верховья каньона.

Вид на в. 4898: большинство вершин в районе безымянные (и нехоженные), исключение — район а/л Киргиз-Ата, осваивавшийся, судя по всему уральцами — чего стоят названия Легендарная Магнитка или Челябинский Рабочий:)

День 5.
Утро порадовало выпавшим за ночь снегом, хорошей погодой и шикарными видами:)

Вылазим на перевал Обходной — седловины как-таковой нет, гребень можно перевалить в любом месте. Каньон, кстати, вполне проходим, но тропа выходит в долину гораздо ниже — а нам надо наверх, к перевалу Спартак.

долина Карасиль, вид на запад с перевала Обходной

Спустившись с перевала, начинаем подъем вверх по долине по многочисленным скотским тропам. Выше есть два пути — или по моренам (как пошли мы), или по тропе, идущей высоко по правобережному склону.

Переправа через Карасиль.

Верховья долины Карасиль, отмечена седловина пер. Спартак (2А, 4650).

Поскольку район не очень посещаем (по сравнению например с Кавказом), тропы (скотские и пастушьи) есть в основном на зеленке — выше, на моренах — бездорожье. Стоянок в верховьях тоже немного.
Мы нашли место на правобережной морене, и очень во-время — традиционный снег и туман до самого вечера.

День 6.
С утра несколько распогодилось, идем на перевал Спартак, 2А.

на заднем плане — в. 4882

Перевал не лавиноопасный — подъем проходит по контрфорсу. Да и в сравнении с описаниями, в этом году снега немного. Крутизна до 40 град, но снега достаточно, идем без связок, придерживаясь скальных выходов.

За перевалом находится изюминка похода — озера Дамджайлоо. Их там 7 или 8 штук. Верхнее озеро, ниже — Двойное.

Спуск идет по боковой долинке к Двойному озеру — прямо сбросы. Погода испортилась — дождь, туман. Группа растянулась — на мокрых камнях не все идут уверенно. Наконец выходим к Двойному, находим место под палатки — и, о чудо, — снова солнце.

Очередная фотосессия — на этот раз озера Дамджайлоо.

Внизу Алайская долина и за ней массив пика Ленина.

Это нижние озера. Слева видна седловина нашего следующего перевала Кекджар.

День 7.
Следующий перевал — снова н/к, Кекджар — в одноименную долину. Широченная седловина с высокогорной тундрой.

Спуск в долину Кекджар.

Постепенно подходим к леднику, …

…а потом и в верхний цирк. Высота ночевки — около 4800, на заднем плане пик Скобелева..

Ночевка под пиком Скобелева (Чон-Кумтор)

Вечер порадовал закатом …

… а утро — сносной погодой.

День 8.
Пик Чон-Кумтор (пик Скобелева), 5051 — высшая точка района. С юга с ледника (через перевал Седло Скобелева) самый простой путь — 1Б.

Выходим после легкого завтрака, восхождение и спуск заняли чуть более 2 часов. Собираемся и бежим вниз, обед ниже ледника.
Дальше нам вниз по Кекджару, а потом по Кашка-су. По пути нас догнал дождь, гроза — не останавливаясь, бежим вниз.

долина Кашка-су, дождь прошел

непогода над Алайской долиной

вид на Алайскую долину

Становимся на ночевку в долине Кашка-су. Вечером в гости пожаловали коровы, весьма наглые — пришлось обороняться. Так же при постановке модной однослойки Mountain Hardware сломали стойку.

Mountain Hardware и Vaude Space 3 в долине Кашка-су.

День 9.
Выход в цивилизацию — вниз по долине Кашка-су в одноименый поселок.
Азиатские контрасты — болото в долине и сухие склоны.

Местный колорит.

В поселке мы пообедали, и на удивление легко нашли транспорт на МАЛ.