Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Сочинение на тему «Непонимание во взаимоотношении «отцов» и «детей». Конфликт поколений»

Сочинение на тему «Непонимание во взаимоотношении «отцов» и «детей». Конфликт поколений»

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой «отцов и детей», преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной.

Однако слово «поколение » многозначно. Оно обозначает:

  1. генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка;
  2. возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и тоже время и образующих определенный слой населения;
  3. условный отрезок времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение;
  4. современников-людей, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний.

В общем виде можно сказать, что чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями. Поэтому сложнее механизмы преемственности, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Взаимоотношения поколений никогда и нигде не могут быть абсолютно равными, симметричными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается и перевешивается влиянием сверстников и т. д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную, состоящую из супружеской пары и ее потомства. Отсюда - растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Раньше старый мог сказать юноше: «Ты должен слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен». Этим Мид объясняет и молодежную «контркультуру», и студенческие волнения в США.

Степень сходства и преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной морали, расхождения между родителями и детьми, старшими и младшими вообще, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирует консервативных отцов. С их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» от «чужих». Скажем в сфере музыкальных увлечений уже между 15-17-летними и 20-23-летними существуют большие различия; они ориентируются на разную музыку, а в других областях культуры их вкусы могут совпадать.

Современных подростков не без основания упрекают в том, что их эмоциональная раскованность иногда перерастает в нравственную распущенность.

Стиль воспитания детей, его цели, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения.

Из факторов социализации самым важным н влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростков оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей :

  • подкрепление : поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
  • идентификация : ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
  • понимание : зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств;напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти независимым.

Вместе с тем весьма важны социальный тон семейных взаимоотношений поколений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы на одном полюсе который стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувства своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я».

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям, поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие.

Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным эталоном поведения.

Однако, родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассника есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Но влияние родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают взаимодополнительными.

«Значимость » для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Однако, взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано как оценивают школьники с 7 по 10 класс уровень понимания со стороны родителей, легкости общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу.

Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.

Понять скрытого человека можно только при условии уважения к нам нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Группу московских десятиклассников просили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники (И. С. Кон и В. А. Лосенков). После этого приглашенных в школу отцов и матерей также попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Подобный результат получил и французский психолог Р. Томе. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: «Что значит - оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он не самом деле». Даже добросовестно пытаясь стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно. А это серьезно затрудняет понимание детей: юношей и девушек.

В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрения доверительности общения со стороны старшеклассников, информационного содержания общения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 московских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов детей и родителей: родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и производственным трудом родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т. д.

Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны . Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85% невест и 80% женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи (с матерями соответственно - 35% и 63%). Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней юности темы - «этапы полового созревания» и «интимные отношения» - занимают последние места в разговорах с родителями.

Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше казеннее, регламентированнее становятся их взаимоотношения.

Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма . Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны.

В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Но в этой установке - источник постоянных конфликтов. И здесь особенно трудно приходится отцам. Конфликт поколений не случайно формулировался как столкновение отца и сына. Не касаясь психологической теории Эдипова комплекса, распространенность таких конфликтов можно объяснить, с одной стороны, социальными причинами (эмансипация от отцовской власти, борьба сына за право самостоятельно выбирать жизненный путь), а с другой - психологическими (жесткость и инструментальность мужского характера, затрудняющие взаимопонимание и компромиссы).

Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных В. Д. Поповым уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» - дети, начиная с пятого класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки, последнее место - отцы. В некоторых семьях единственная форма общения отцов с детьми - совместный просмотр телепередач, после чего семья тихо отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В старом патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще невольно ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, и все остальное - благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети - появится автоматически. Возиться с детьми и разводить «нежности телячьи» - не мужское дело. Такова была господствующая установка, и, хотя, очень многие мужчины чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального тепла и интимности, это не воспринималось как социальная проблема.

Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т. д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую психологическую помощь.

Часто ли мы можем стать свидетелями проявления чуткости, нежности, внимания, заботы близкими людьми по отношению друг к другу? К сожалению, сегодня редко кто может похвастаться тем, что у него в семье царит гармония и взаимопонимание.

Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что люди в наше время стали более жестокими, эгоистичными, разучились сопереживать и терпеливо относиться даже к своим родным. Очень часто можно стать свидетелем сцен выяснения отношений между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами. Зачастую они даже не стесняются прохожих, совершенно посторонних людей.

Пример образцовых отношений в семье приводит в своем произведении Л.Улицкая, показывая взаимоотношения между пожилым человеком и его правнуками, их готовность всегда прийти на помощь. Автор отмечает, что, только накопив определенный жизненный опыт, человек может по достоинству оценить теплоту отношений между близкими людьми, это «делается с годами все ясней» в нашем сознании.

Безусловно, я разделяю такую позицию писательницы. Действительно, все в нашей жизни мы познаем в сравнении. Например, оказавшись в дали от своих родных, мы начинаем острее ощущать, что нам не хватает их тепла и заботы.

Я считаю, что примером таких же трепетных отношений между представителями разных поколений можно считать семью Ростовых из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В наше время можно редко встретить такую чуткость и теплоту, которые питают члены этой семьи по отношению к друг другу.

Мне тоже посчастливилось родиться в семье, где все воспитаны в патриархальных традициях, где из поколения в поколение передаются нравственные устои, примеры проявления благородства и чуткости по отношению к близким. Для меня всегда являются образцом для подражания трепетные взаимоотношения между бабушкой и дедушкой, их забота о детях и внуках. И если вдруг с кем-то из родственников случается беда, все сразу оставляют свои дела и бросаются на помощь.

К сожалению, далеко не всем так повезло в жизни. Вокруг достаточно много одиноких людей. Даже тех, у кого вроде бы и есть родные. Мне искренне жаль их, ведь, возможно, в этом есть доля и их вины: возможно, они сами не сумели наладить взаимоотношения с близкими…

Воспитанность

Что такое воспитанность? Как она появляется в наши дни в общественных местах?

Наверное, каждый человек имеет свое представление об этом. А проблема взаимной вежливости между людьми и сейчас стоит достаточно остро. Я убеждена, что назрела необходимость её публичного обсуждения. В самом деле, в современном мире, забывая о том, что постоянно находимся среди других людей, мы заботимся только о своем комфорте. А ведь истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

Известный публицист З.Паперный в своем очерке «Наедине с толпой» пытается донести до читателей мысль о том, что в наши дни воспитанность – «это прежде всего внимание к окружающим», умение быть терпимым и предупредительным по отношению к другим.

Так, недавно мне в руки попала статья, опубликованная в одной из центральных газет, о несчастном случае, который произошел по вине невнимательных и нетерпеливых пассажиров московского метро. Я пришла в ужас от того, какими безразличными могут быть люди. К платформе подошел поезд; толпа, ничего не замечая перед собой и расталкивая друг друга, спешила войти в вагон. Хрупкая молодая девушка, которая стояла прямо перед дверью, не смогла выдержать напора людей и под оказалась колесами состава. К счастью, девушка выжила, но на всю жизнь осталась инвалидом. Этот случай лишний раз доказывает безразличие людей, их эгоизм и равнодушие по отношению к окружающим.

Действительно, невоспитанность людей в обычном общественном транспорте – это типичная ситуация для крупных городов. Например, сидит какой-нибудь парень и смотрит, нагло улыбаясь, на старушку, которая стоит перед ним с тяжелыми сумками и пытается удержать равновесие, или на беременную женщину, которую со всех сторон локтями толкают проходящие по салону пассажиры.

Подводя итог, хочу сказать, что каждый человек должен проявлять уважение и терпимость к людям, которые ежедневно нас окружают. И если каждый из нас будет хоть чуточку внимательнее по отношению к другим, то мы заметим, насколько приятнее станет наша жизнь в целом…

Чинопочитание

Почему в нашей стране люди все время пытались угодить начальникам и вообще всем, кто имеет высокое положение в обществе? Почему чинопочитание так распространено и сегодня?

Н.В. Гоголь, рассуждая над этой проблемой, в своем произведении «Мертвые души» высмеивает чинопочитание в сочетании со стремлением властьпредержащих показать своё «могущество» людям более низкого достатка и служебного положения: «У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим 200 душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их 300…». Описывая поведение чиновников, автор иронизирует: «Когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха слова не выговоришь!»

По моему мнению, Н.В.Гоголь, безусловно, прав, высмеивая эти негативные качества в людях. Я думаю, что каждый должен иметь чувство собственного достоинства, которое, с одной стороны, не совместимо с самоуважением, а с другой – с высокомерным отношением к окружающим. На мой взгляд, проблема заключается в том, что в России эпохи крепостного права чинопочитание было развито гораздо больше, чем, скажем, на Западе. Однако со временем ничего не изменилось, а даже наоборот, усугубилось, приобрело широкое распространение. С другой стоны, наряду с угодливостью имеет место высокомерие и стремление начальников подчеркнуть свое превосходство над подчиненными.

В качестве аргумента в защиту позиции автора можно привести пример из произведения В.П.Аксенова «Завтраки 43-го года», где мальчику приходилось каждый день отдавать свою булочку, да и вообще все, что имело хоть какую-то ценность более взрослым и «авторитетным» одноклассникам. Можно только догадываться о том, как долго это могло длиться, если бы однажды герой не осознал, что нужно изменить ситуацию. Мальчик поверил в себя и, что еще более важно, заставил всех себя уважать.

В качестве еще одного аргумента хочется привести в пример взаимоотношения социальных слоев населения в Европейский странах. Для них не характерно самоуничижение перед властьимущими. Например, в английском языке даже нет такой этикетной формы обращения на «Вы», как у нас, и, может быть, поэтому, в частности, как говорил Гоголь в своем произведении «Мертвые души», «француз или немец век не смекнет всех особенностей и тонкостей нашего общения». А в Америке даже считается в порядке вещей критиковать президента и его правительство публично. У нас же «отголоски» культа личности переносятся на все высшее руководство.

В заключение хочу сказать, что каждый человек должен прежде всего уважать себя, тогда не будет ни чинопочитания, ни угодливости по отношению к начальникам, ни самопревознесения, тогда всем будет намного проще и легче жить!

Духовность

Духовность… Что это такое? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было по праву назвать духовно развитым? Мне кажется, что не каждый сразу сможет ответить на эти вопросы.

На самом деле проблема заключается в том, что для кого-то жить духовной жизнью значит ходить по галереям, выставкам, театрам… А для других– это интеллигентность и сила духа, стремление к высокому и вера в добро, правду и красоту.

В своем очерке С.Соловейчик, размышляя над проблемой истинной духовности, пытается донести до читателей мысль о том, что это понятие включает в себе прежде всего «бесконечное стремление к добру, неутомимую жажда правды, ненасытный голод по красоте…». И с этим, конечно же, нельзя не согласиться.

Я считаю, что духовно развитым человеком можно считать того, кого по-настоящему волнует прекрасное, кто ходит в театры и галереи не ради праздного времяпрепровождения, а именно потому, что он движим стремлением еще раз приблизиться к великому, «духоподъемному» искусству.

Также С.Соловейчик упоминает о людях, чей «дух низок», но они хотят казаться интеллигентными и образованными.

Такие ситуации нередко описывались и в классической литературе. Так, в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» изображаются, так сказать, и «просвещенные», и «непросвещенные» дворяне. К первым относятся Стародум, Правдин и, конечно же, Софья. Все они – умные, бескорыстные, добрые, способные любить и надеяться люди. Ко вторым же можно отнести помещицу Простакову и ее брата Скотинина. Это люди, главной ценностью которых является материальный достаток, но они стремятся «пустить пыль в глаза», показать, что тоже разбираются в искусстве.

Если перейти от литературных персонажей к реальным людям, то тут ярчайшим примером духовно развитого человека для меня является бабушка. Она бесконечно добрая, бескорыстная, интеллигентная женщина. Безусловно, я ею очень горжусь и всячески стараюсь быть хоть немного на нее похожей.

В заключение хочется привести известные слова о том, что «духовность – не то, что культура поведения или образованность». Ведь немало людей, не имея образования, обладают, говоря словами С.Соловейчика, «высочайшей силой духа», а истинная духовная жизнь человека – это его собственное стремление к прекрасному.

Интернет

Что такое Интернет? Помогает он людям или, наоборот, приносит один лишь вред?

В современном обществе эта проблема стоит особенно остро, ведь мы даже и не можем представить себе жизнь без «Всемирной паутины». Тысячи людей живут в Сети как в параллельном мире, напрочь забывая о реальной жизни, «живом» разговоре с друзьями, родственниками и просто знакомыми.

Известный публицист Д.Писаренко в своем очерке пишет о том, что миллионы людей предпочитают общаться в Интернете только потому, что там, в «параллельном» мире, они могут предстать совершенно иными людьми: без комплексов и недостатков. Автор глубоко обеспокоен этим: «Неужели нас ждет печальная картина: через десять – двадцать лет страну будут населять сплошь лицемеры, живущие в нескольких виртуальных мирах?»

Лично я тоже знаю немало людей, которые на своем опыте ощутили разочарование, обусловленное ложью и несоответствием во внешности, манерах и интересах виртуального собеседника.

Подводя итог, хочется сказать о том, что каждый человек должен сам выбрать для себя, что ему по душе: живое общение или же «параллельный» мир, который для многих, к сожалению, куда более важен, чем тот, где они учатся, работают, встречаются с родными и друзьями…

Одинокая старость

Что ждет нас в будущем? Что будет, когда мы состаримся? Наверное, каждый задумывается над этими вопросами, независимо от возраста.

К.Г.Паустовский в своем произведении «Телеграмма» описывает нелегкую жизнь пожилой женщины Катерины Ивановны. Автор поднимает проблему одинокой старости: «Дочь Настя уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные».

В последнее время все чаще и чаще в обществе обсуждается вопрос «брошенных», забытых родителей. К сожалению, сейчас далеко не все люди пожилого возраста живут в достатке и окружены заботой близких людей.

Я думаю, что каждый человек должен задуматься о том, что, не уделяя сейчас должного внимания своим старикам, он сам рано или поздно окажется в таком же положении, ведь наши дети копируют наши же образцы поведения.

К.Г.Паустовский, осуждает Настю и говорит, что он был бы счастлив, если бы у него была такая мама.

Я убеждена, что люди в пожилом возрасте нуждаются в заботе и внимании близких людей. Мои бабушка и дедушка живут не с нами, но мы с родителями стараемся как можно чаще навещать их. Хоть мы приезжаем к ним довольно часто, бабушка и дедушка каждому нашему приезду очень радуются.

Нужно сказать о том, что многие поэты и писатели не обошли вниманием проблему одинокой старости. Так, С.А.Есенин с грустью думает о своей маме, которая боится умереть, так и не увидев сына. Его стихотворение «Письмо матери» пронизано теплыми чувствами и раскаянием.

В заключение хочется сказать, что каждый человек должен ценить и уважать своих пожилых родителей, ведь им очень важны наше внимание и забота.

Сериалы

Какие кинофильмы мы сейчас смотрим по телевидению? Почему они все либо про бандитов и их жизнь, либо про милиционеров, которые тем или иным образом связаны с теми же бандитами?

На мой взгляд проблема заключается в том, что в современных телесериалах идеализируют преступников, и тем самым наносят большой вред обществу, так как формируют у подрастающего поколения искаженные стереотипы поведения. Так почему же в нашей стране так много снимается фильмов про бандитскую жизнь? Наверное, потому, что в последние годы эта «красивая и благородная жизнь» стала очень популярной. Люди просто не хотят смотреть телесериалы с другим сюжетом. Конечно, ведь жизнь преступников такая интересная и захватывающая, и она явно уступает в плане приключений и яркости жизни обыкновенных людей!

В своем очерке Леонид Андреев саркастически высмеивает авторов и заказчиков телефильмов, которые, стараясь добиться популярности у зрителей, привлечь их интерес самыми дешевыми средствами, часто, сами того не ведая, формируют у молодежи агрессивность и жестокость.

Да, действительно, это так. Дети и подростки стараются во всем подражать своим «кумирам» из кино, не понимая всей серьезности ситуации. А ведь наша жизнь и без того переполнена жестокостью и насилием.

Также среди молодых людей особую популярность сегодня приобрели различные компьютерные игры с аналогичным сюжетом, где детям предлагается «войти в банду» террористов или наемных убийц, пытающихся захватить власть во всем мире. Чему может научить ребенка такая игра? – Правильно, только жестокости и агрессии по отношению к людям.

Не менее популярны и книги, содержащие детективные истории. У всех на слуху такие известные писательницы, как Д. Донцова, Т. Устинова, А.Маринина и другие. Но ведь на самом деле их произведения с примитивным сюжетом настолько предсказуемы и неинтересны, что иногда просто невозможно их читать. И тем не менее люди, главным образом молодежь, предпочитают именно такую литературу, а,допустим, о классике даже и слышать не хотят!

В заключение хочется сказать о том, что очерк Л.Андреева произвел на меня сильное впечатление. Получается, что мы сами делаем мир таким жестоким и несправедливым, а с этим, по моему мнению, нужно бороться. И для начала люди должны определиться, в каком обществе им хочется жить: в таком, какое мы имеем сейчас, или же все-таки в социуме, где царит гармония, любовь и взаимопонимание!

О книгах

Интересно, существует ли определенный список книг, прочитав которые можно считать себя образованным, культурным человеком?

Я думаю, что такого списка не существует хотя бы потому, что у всех свой круг общения, свои интересы… к тому же человечество накопило такой богатый литературный опыт, что с приоритетами определиться довольно сложно. Чтобы считать себя образованным, начитанным человеком, нужно неплохо разбираться и в классике, и во всем многообразии современной литературы.

Так, известный отечественный публицист Л.Лазарев, размышляя над проблемой необходимости выбора для себя того минимума, который был бы достаточным для начитанного человека, утверждает: «чем больше человек читает, тем яснее уму становится, какое огромное количество «необходимых» книг он еще не прочитал».

Я, безусловно, согласна с мнением автора в том, что никто не может порекомендовать человеку тот необходимый минимум, который он должен прочитать, в первую очередь потому, что у всех разные интересы, вкусы, предпочтения... а процесс чтения настолько увлекает, что хочется продолжать каждый день выбирать все новые и новые книги.

Ярким примером человека, наделенного жаждой познания, может служить герой произведения В.Каверина «Два капитана». Санька Григорьев с детства читал все, что касалось его мечты – стать капитаном, путешественником, исследователем неизвестных земель. Фрагменты книг, которые были ему не понятны в силу его юного возраста и недостаточности образования, герой просто заучивал наизусть, уверенный в том, что рано или поздно он сможет разобраться в этих «сложных материях». Может быть, именно благодаря такому упорству, целеустремленности и жажде познания Санька сумел воплотить свою детскую мечту в реальность.

Другой литературный герой, также увлеченный занимательным чтением, - Артур Грэй из романа А.С.Грина «Алые паруса». Этот молодой человек, еще в детстве увидев на стене картину с изображением корабля, не мог остановиться до тех пор, пока не перечитал в отцовской библиотеке все, что касалось путешествий по неведомым морским просторам. Грэй хотел быть капитаном и стал им. Те знания, которые герой почерпнул из книг, безусловно, в последствии сослужили ему добрую службу.

Если перейти от литературных персонажей к реальным людям, то в первую очередь приходит на ум пример М.В.Ломоносова. С детства испытывавший тягу к знаниям, он всю свою жизнь увлекался самыми разными науками. В круг его интересов входили химия, литература, риторика, этика, география, история, искусствоведение. Может быть, именно поэтому в последствии Михаил Васильевич явился основателем первого в России университета, который до сих пор носит его имя.

Итак, эти примеры доказывают мнение Л.Лазарева о том, что «страстное любопытство…заставляет людей читать книгу за книгой». А поскольку у всех людей разные вкусы и наклонности, то каждый составляет для себя свой индивидуальный список «необходимых» книг.


Похожая информация.


Проблема “отцов” и “детей” существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах – все это приводит к конфликтам.
Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Проблема “отцов” и детей” остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует

Себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
В трилогии Льва Николаевича Толстого “Детство. Отрочество. Юность” также затрагивается проблема “отцов” и “детей” Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах “Классы”, “Наталья Савишна”.
Проблема “отцов” и “детей” так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе “Телеграмма”. Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя – главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет – вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме “отцов” и “детей”. Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители – это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

(4 оценок, среднее: 4.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и,...
  2. Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными...
  3. Любовь – это прекрасное чувство, которое в жизни должен обязательно испытать каждый. Любовь дарит человеку счастье, свободу, гармонию. Проблема любви...
  4. Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека....

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой.

Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье.

Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту.

Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

Семья как источник непонимания

Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности.

Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни. В сознании молодежи формируется ошибочное мнение о бесполезности людей преклонного возраста и вместо почета и уважения, старики получают негативное к ним отношение.

Как найти доверие и взаимопонимание

Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь. В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.

Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.