Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Занятие как жили первобытные люди. О каких занятиях первобытного человека рассказывается в тексте

Занятие как жили первобытные люди. О каких занятиях первобытного человека рассказывается в тексте

Определите, о каких занятиях первобытного человека рассказывается в тексте. Подчеркните названия орудий, которые использовались людьми.

…Всё своё время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удоволь­ствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков.

Ползком на животе, если не представляется иной возможности, они мед­ленно подкрадываются к ничего не подозревающему животному, пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силой втыкают копьё в мягкую часть живота, после чего животное падает.

Быстро нагнувшись и схватив камень, Туй с силой бросил его в воду, по­том, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он поднял убитую камнем рыбку.

Ответ

…Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками . С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков.

Ответ: Собирательство.

Ползком на животе, если не представляется иной возможности, они медленно подкрадываются к ничего не подозревающему животному, пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силой втыкают копье в мягкую часть живота, после чего животное падает.

Ответ: Охота.

Быстро нагнувшись и схватив камень . Туй с силой бросил его в воду, потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он поднял убитую камнем рыбку.

Ответ: Рыболовство.

Каменный век, прошел три основных этапа в своем развитии:

1) Древнекаменный, или палеолит, который делится на три периода - раннего (ашель), среднего (мустье) и позднего (ориньяк, солютре, мадлен) палеолита 2) среднекаменный век, или мезолит; 3) новокаменный век (неолит и энеолит).

Ранний палеолит. Этот период характеризуется становлением человека и человеческого общества, а также появлением первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами. Человек использовал естественные источники питания, ограничиваясь собирательством и охотой. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы- грубые рубящие орудия, т.е. массивные куски камня- гальки, стесанные с одной, реже с обеих сторон. При помощи их древний человек мог выкапывать корни, добывать животных, резать, колоть и т.д. Физический тип человека раннего палеолита представлен архантропом /человек древний/, разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.

Средний палеолит /мустье/. Похолодание, начавшееся в результате распространения резкого оледенения, заставило древних людей совершенствовать охотничье хозяйство, приспосабливая его для охоты на крупных животных. В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня. Человек научился делать копье и рогатину. Древние люди начинают объединяться в более крупные коллективы, в которых появляются зачатки родового устройства и разделения труда по полу. На смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец, который является переходной ступенью к человеку современного вида и отличался высоким ростом, прямым хождением, имел более развитый головной мозг.

Верхний палеолит поздний палеолит. Наряду с техникой скола возникает техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление, преимущественно кости, иногда - камня. Широко применяются острые тонкие ножи, скребки, проколки, резцы. Важным изобретением, способствовавшим развитию охоты, стало создание дротика, копьеметалки - предшественницы лука и стрел. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства, сооружение долговременных зимних жилищ. В эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной, представляющей собой экзогамную запрет браков внутри общины группу людей. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.

Мезолит. Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда - топор в результате присоединения к рубилу ручки, лук и стрелы, что привело к возрастанию роли одиночных охотников. Возникла новая техника - шлифование, сначала кости, а в конце периода - камня. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных: собак, ягнят, оленей, коз, кошек, свиней. Возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство. К мезолитическому периоду относится широкое распространение красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой Ширабадский район Сурхандарьинской области/.

Неолит. Эпоха неолита стала переходным периодом от присваивающего хозяйства охота, собирательство к производящему - земледелию и скотоводству. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита расцвета в своем развитии достигает матриархат. Матриархальная родовая община сосредотачивает в своих руках все производственные функции, возникает парная семья.

Всеобщая история в вопросах и ответах Ткаченко Ирина Валерьевна

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.

Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.

Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.

Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35-9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий – легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.

Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.

Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.

Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.

Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.

Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.

Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись – это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами – распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.

Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.

Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.

В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы – мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.

Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия – воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

А каковы были союзники!. Вик. К. То, что «не помнят» там, на Западе, не столь удивительно в сравнении с «забывчивостью» некоторых наших соотечественников. С эдакой сознательной забывчивостью, умышленными умолчаниями и, конечно же, вполне сознательно, умышленно искажаемой

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

КАКОВЫ БЫЛИ МОТИВЫ ПРЕСТУПНИКОВ? Ретроспективный взгляд эсэсовца фон дем Бах-Целевского для обсуждаемой здесь проблематики примечателен в трех отношениях. Во-первых, в нем устанавливается, причем без всяких оговорок, тесная связь между антисемитизмом и антиславизмом,

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Каковы были доходы и имущество Геринга Затем последовали вопросы денежного характера.Кто распоряжался вашей чековой книжкой?«Моя секретарша и я».Кто покрывал расходы на замок Каринхолл?«Министерство авиации и государственное министерство».Как вы оплачивали закупки

Из книги Великий Ганнибал. «Враг у ворот!» автора Нерсесов Яков Николаевич

Часть VI. Итоги всегда печальны – каковы бы они ни были… Глава 1. «Чужой среди своих…», или Снова за пределами родины Главный герой Второй Пунической войны, чья могучая тень совершенно затмила всех остальных знаменитых участников этой почти что 20-летней кровавой эпопеи,

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

1. Как возникло Древне Греческое государство и каковы были периоды его становления? Историю Древней Греции можно разделить на 5 периодов:1) эгейский, или крито-микенский (III?II тысячелетия до н. э.), период разложения родового строя, возникновения и развития в отдельных

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

4. Каковы были характерные особенности крупных полисов Греции: Афины и Спарты? Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии.Спарта является древнейшим государством

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

3. Каковы были сущность и последствия промышленного переворота в Англии? В результате победы революции ХVII в. в Англии стал быстро развиваться капиталистический уклад в сельском хозяйстве, начался переворот в промышленном производстве.В стране получили развитие идеи

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

10. Каковы были основные этапы послевоенного развития ведущих западноевропейских стран (20–50 гг. ХIХ в.)? После окончания наполеоновских войн в Европе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, политические элиты европейских государств стремились к

автора

Из книги Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий автора Эрдёди Янош

Скитания первобытных людей Странные народы жили чуждой для нас жизнью в огромных центральноамериканских империях, о которых Лейф слышал легенды на севере и на поиски которых снарядил свои корабли. Древняя история этих народов ныне еще мало известна, к тому же изучение

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Точка отсчета: каковы были условия существования человека в эпоху франков Представим себе государство франков в начале IX века - им мы временно и ограничимся, - и кого-либо из тех, кто, имея дело с большим количеством людей, захотел бы определить их юридические права,

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ На низших ступенях культурного развития человеческого общества, при первобытно-родовом строе, процесс накопления химических знаний происходил весьма медленно. Условия жизни людей, объединявшихся в малочисленные общины, или большие

Из книги Христианство и религии мира автора Хмелевский Генрик

Глава II. Религия первобытных людей Религиозный культ у первобытных народов принимал разные формы. Ученые, которые имели возможность уже в XIX веке, а также в начале XX века непосредственно обследовать общественную жизнь народов, остававшихся на низкой ступени развития,

Из книги Письменная культура Руси автора Чудинов Валерий Алексеевич

Часть III. КАКОВЫ БЫЛИ ОСОБЕННОСТИ СЛОГОВОГО ПИСЬМА НА РУСИ? В этом разделе предполагается рассмотреть графические особенности славянского слогового письма на Руси, а также выяснить его предполагаемые связи с последующими двумя славянскими азбуками, глаголицей и

яна войнова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека »

Войнова Яна

Конспект «Жизнь первобытного человека »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека ; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение , фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Беседа о первобытных людях , рассматривание иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия » , журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек »

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Иллюстрация по теме, муляжи продуктов (рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела, плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека ) .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель : Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек . Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации) . У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями . И в каждой стае был вождь, старейшина . Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек ?

Дети : Древний человек был одет в шкуру .

Воспитатель : Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети : Шкура нужна была первобытному человеку , чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.

Воспитатель : Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку , чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети : Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель : Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети : Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.

Воспитатель : А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети : Развести огонь

Воспитатель : Да, хорошо было бы развести костер , вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей) . Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали , когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек» ). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Воспитатель : Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей) . Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов : из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека . Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья) . У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

Динамическая пауза «Острова» .

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги» )

Досчитал до десяти!

Воспитатель : Человек все необходимое для питания добывал в лесу и реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?

Дети : Первобытный человек охотился на дичь , собирал ягоды, грибы и различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку» ). Какой большой улов!

Воспитатель : Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это приготовить?

Дети : Продукты можно сварить, пожарить, посушить

Воспитатель : Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы возьмем длинный камень, который заточим о другой камень

Воспитатель : А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды» ).

Воспитатель : А сейчас мы с вами опять превратимся в современных детей (дети снимают шкуры) . Молодцы дети, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями . Скажите, как жилось первым людям на нашей цветущей планете?

Дети : Первобытным людям было тяжело . Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель : Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети : Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель : Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их примеру и дружно продолжим прогулку.

Публикации по теме:

«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сердце-главный орган человека» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. Воспитатель МАДОУ№93 г. Томска Головач Наталья Егоровна.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь зверей в лесу» Конспект НОД по познанию «Жизнь зверей в лесу». Цель: закрепить представления детей о диких животных; дать понять, что дикие животные сами.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека». Цели 1. Образовательные: а) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: - вода- источник.

Ознакомление детей с природой. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь птиц зимой» Задачи: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимосвязь живой и неживой природы;.

Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Первобытные люди – это первые люди, которые появились на Земле и существовали до возникновения классового общества. Появление первых людей относится к нижнему палеолиту (700–600 – 40 тыс. лет до н. э.). Наиболее древний человек – питекантроп (в буквальном переводе «обезьяночеловек»). Он обитал в лесу. Человек на более высокой ступени развития, называется синантропом («китайским человеком»). Характерные для той эпохи жилища строились из веток, которые опирались на центральный столб. В центре жилища был очаг. Именно синантроп научился пользоваться огнем. Первые первобытные люди уже применяли орудия труда. Это были необработанные куски камня с острыми краями или обычные палки. Позднее они научились заострять орудия труда из дерева, закаляя острия палок на огне или обрезая их острыми камнями. Из орудий труда получили наибольшее распространение массивные рубила и отщипы (оттесанная галька). Из занятий были известны охота и собирательство. Людей следующей стадии развития называют неандертальцами. Они жили по большей части в пещерах. Основными орудиями их труда были остроконечники, копья, скребла. Формы орудий стали более разнообразными. Большое значение для первых людей имела охота. Охота на стадных животных велась по принципу загона. Люди загоняли их в болота или к крупным обрывам и убивали. Кроме охоты, неандертальцы занимались также собирательством съедобных кореньев, плодов растений, личинок насекомых, грибов. В Верхнем палеолите (40 тыс. лет до н. э.-10 тыс. лет до н. э.) появился homo sapiens – человек разумный современного типа. Жилища этих людей были огромными. В центре находилось несколько симметричных очаговых ям, которые вырывались на расстоянии 2 м друг от друга. В качестве топлива люди использовали кости мамонта. Очаги использовались не только для обогревания помещения, в них древние люди также обжигали куски бурого железняка и сферосидерита и получали минеральную краску – кровавик. Поселения в основном состояли из землянок. На полу землянок находились костры для обогрева помещения. Крыши имели каркасы из крупных костей и бивней мамонта. В жилищах находились ямы, в которые складывались особенно ценные вещи – скульптурные изображения женщин, животных, украшения из коренных зубов и клыков хищников. Одежда первобытных людей изготавливалась из шкур животных. Царил матриархат – ведущая роль уделялась женщине. Считалось, что прародительницей людей была мать-Земля. Для этого периода характерны экзогамные браки, т. е. браки между членами одной общины запрещались, а дети оставались в роду матери. Женщины всех поколений одного рода являлись потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Это главный признак зарождения родовых отношений. Первобытные люди хоронили своих сородичей в одежде, браслетах, ожерельях из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Умерших засыпали минеральной красной краской. В захоронениях этого периода сохранились разнообразные по форме, более совершенные по обработке, специализированные орудия труда.

Появилась новая техника изготовления пластин. Удары для их отделения наносились теперь не косо, а вертикально. Из орудий труда известны резцы, скребки, тесла, ножи, проколки, наконечники копий, остроги, дротики, копьеметалки, гарпуны, костяные жезлы с отверстиями, рыболовные крючки.

Основные занятия – охота и собирательство, но теперь появляется и рыболовство. Охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей, оленей, горных козлов, косулей, газелей и др. хищников.

3. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слой, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:
1) профессиональные администраторы;
2) технические специалисты;
3) предприниматели;
4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;
5) квалифицированные рабочие;
6) неквалифицированные рабочие и др. Человек, занимающий некоторое место в этой
структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной мобильности, во втором - о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.
Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного российского общества, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам. К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3-5% населения). Создание так называемого среднего класса в России сегодня только начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий момент, по данным социологических исследований, число людей, принадлежащих к данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15% . Наконец, низшая страта в современной России - это рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие (приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);
3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Билет 18

1.. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценки сущности и значения нэпа.
Россия вышла из Гражданской войны 1918- 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти». Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха дополнялась социальной катастрофой и политическим напряжением. Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами отстранения большевиков от власти.
Кризис свидетельствовал о крахе «военного коммунизма». Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой, экономической политике (нэп) Она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Нэп включал в себя ряд мер:
- замена продразверстки меньшим продналогом;
- допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;
- денационализация мелкой и средней промышленности;
- объединение крупных предприятий в тресты;
- отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации;
- разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, поощрение кооперации;
- допущение иностранного капитала;
- проведение денежной реформы и введение устойчивой валюты - червонца.
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.
Вместе с тем он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов.
Противоречия нэпа проявлялись в:
- экономике (техническая отсталость промышленности - высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей);
- социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства);
- политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой.
Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г..

Договор о создании СССР был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. Оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство.
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление российских руководящих органов утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Его авторы утверждали, что объединение республик в федерацию приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что эта федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации).
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства.