Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Межгосударственные отношения россии и германии. Российско-германские отношения на современном этапе Эпоха холодной войны

Межгосударственные отношения россии и германии. Российско-германские отношения на современном этапе Эпоха холодной войны

Статья в Википедии
Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения.
Ангела Меркель (канцлер Германии с 2005 года) относится к России более скептически, чем ее предшественник на этом посту Гельмут Коль и Герхард Шрёдер. Став канцлером, она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относиться более дистанцированно, хоть и прагматично.

Представлена книга о российско-германских отношениях в ХХ веке (30 мая 2015 - www.istpravda.ru)
В здании президиума Российской академии наук вчера был представлен совместный труд российского и немецкого авторских коллективов "Россия – Германия. Вехи совместной истории. 20-й век".

Издан российско-немецкий исторический сборник (11 марта 2015 - Российская газета - rg.ru)
Наконец-то плод многолетнего труда российско-немецкой исторической комиссии, основанной первым президентом России Борисом Ельциным и экс-канцлером Германии Гельмутом Колем в 1997 году, увидел свет. Во вторник вечером в полном зале Берлинской государственной библиотеки был торжественно представлен третий том сборника, посвященный истории XX века. Ученые России и Германии дали оценки всем значимым событиям XX века. Но по ряду эпизодов Второй мировой войны возникли разногласия.

"По четырнадцати из двадцати тем мы пришли к единому мнению, - отмечает доктор исторических наук Хорст Мюллер. - По ним опубликована одна статья, будь она представлена первоначально русским автором или германским. По оставшимся шести темам у нас представлены по одной статье с каждой стороны. Это дает возможность читателю выбрать интересующую его позицию и показывает тот диалог между историками, который существует в наших странах".

Объединение Германии и политика Бисмарка (1871-1890). От отставки Бисмарка до 1918 года

Российско-германские отношения от объединения Германии до окончания Первой мировой войны (rossgerm.ru)
Первый канцлер объединенной Германии Отто фон Бисмарк отстаивал необходимость сохранения хороших отношений с Россией, однако большая часть немецких политиков относилась к восточном соседу негативно.
В 1887 году был подписан российско-германский «Договор о перестраховке», гарантировавший взаимный нейтралитет на случай войны.
В 1890 году Бисмарк был отправлен в отставку, и молодой император Вильгельм II отказался возобновлять «Договор перестраховки».

Владимир Дегоев. Россия и Бисмарк . (magazines.russ.ru)
В 1871 году в центре континента, на границе с Россией появилась Германская империя. Наивно было надеяться, что она будет вести себя так же, как скромная по размерам и военно-экономическим возможностям Пруссия. Вежливо выслушивая заверения Берлина о вечной благодарности за неоценимую помощь в судьбоносном вопросе объединения Германии, Петербург все же больше думал о новых для себя угрозах и пытался, исходя из них, выстроить собственную европейскую стратегию.

Прежняя, ориентированная на поддержку Пруссии, политика нуждалась в корректировке, характер которой зависел не от эмоциональных заявлений Германии, а от ее реального поведения по отношению к России и Европе. На чью сторону - Петербурга или Вены - встанет она в балканских делах, и как далеко простираются ее планы на рейнских землях и в других регионах?

Железные канцлеры: Бисмарк и Горчаков (ricolor.org)
В международной политике бывают моменты, когда доминирующее значение приобретают такие факторы, как интеллектуальные, волевые и этические качества государственных мужей. Это чаще всего случается в периоды, когда старая структура международных отношений вдруг разваливается, а новая не успевает вызреть не только в системах межгосударственных договоров, но и в головах президентов и императоров. Один из таких периодов пришелся на промежуток между 1856 и 1890 гг.

Обострение русско-германских отношений (1871-1917) (Вся-История.рф)
Германия шаг за шагом проводила политику обострения отношений с Россией. Вся эта антирусская политика Бисмарка в конечном итоге обернулась против Германии. Отказ Германии в кредитах России толкнул последнюю к получению финансового займа во Франции.

Роль династических отношений в истории Германии и России
Почему же именно немецкие принцессы чаще всего становились женами русских царей и великих князей? В первую очередь из-за своей лютеранской веры, которая позволяла свободно переходить или менять ее на другую. В то время как Римская католическая церковь не приветствовала отречения от своей веры. Невесты же русских великих князей непременно должны были принять православие. Это было обязательным условием.
Традиция российско-германских династических связей ведет свое начало от Петра I, который был женат сначала на Евдокии Федоровне Лопухиной из известного русского боярского рода, а потом на дочери лифляндского обывателя Екатерине Скавронской (будущей императрице Екатерине I). «Своего сына Петр хотел обязательно породнить с каким-нибудь из немецких королевских семейств. Царевич Алексей не посмел противиться властному отцу.

Российско-германские отношения, двусторонние контакты между Москвой и Берлином всегда вызывали к себе обострённый, нередко настороженный интерес международного сообщества.

Российско-германские отношения, двусторонние контакты между Москвой и Берлином всегда вызывали к себе обострённый, нередко настороженный интерес международного сообщества. С учётом истории, по крайней мере последних полутора веков, такое внимание к процессам, происходящим между двумя крупнейшими державами континента, вполне обоснованно: от характера и степени взаимопонимания россиян и немцев в решающей степени зависят стабильность и траектория развития европейской цивилизации, её способность находить оптимальные ответы на современные вызовы и угрозы.

При всей неоспоримой и всё возрастающей значимости связей России с западными многосторонними интеграционными структурами, такими, как Евросоюз и НАТО, а также международными финансово-экономическими объединениями (ОЭСР, Парижский клуб и др.), в которых ФРГ является активным членом и во многом определяет политику на российском направлении, смеем утверждать, что двустороннее сотрудничество между нашими странами в последние годы не только не потеряло своего значения, но и приобрело новое качество - взят курс на стратегическое партнёрство, способное стать локомотивом формирования подлинно единой “Большой Европы”.

Но что же должно лежать в основе “стратегического партнёрства”? Каково должно быть его практическое содержание и почему этот термин, на наш взгляд, по праву можно применить к характеру отношений, складывающихся между Россией и Германией, точнее, к тому уровню отношений, к которому обе стороны объективно должны стремиться?

По нашему мнению, это общность или близость интересов и долгосрочных целей соответствующих государств и народов, понимание того факта, что реализация этих интересов и целей сильно затруднена, если вообще возможна, без участия партнёра, а тем более вопреки ему. Другими словами, это осознанная взаимозависимость. Сюда же мы отнесли бы общую оценку тех вызовов, для ответа на которые требуется объединение на более или менее отдалённую перспективу двух или нескольких государств.

Стратегическое партнёрство предполагает: наличие прагматичных, свободных от бремени крупных нерешённых проблем отношений; способность политического руководства обеих стран мыслить перспективно, в исторической взаимосвязи, избегать сиюминутных соблазнов во имя достижения далеко идущих целей; глубокое знание и уважение друг друга, равноправие, доверие, взаимопомощь.

Прецеденты попыток наладить стратегическое партнёрство в российско-германской истории были. В качестве одного из, пожалуй, наиболее ярких примеров назовем “политику Рапалло”, вокруг которой вот уже несколько десятилетий не стихают жаркие дискуссии специалистов-международников, очередной всплеск которых прогнозируем на конец апреля, когда исполнится 80 лет со дня подписания известного договора. (Сразу оговоримся, что, с нашей точки зрения, так называемый пакт Молотова-Риббентропа, вопреки имеющемуся мнению, не есть “продол-жение Рапалло на новом историческом витке развития”. Документы и последующие шаги обеих стран свидетельствуют, что августовско-сентябрьские 1939 года соглашения между Москвой и Берлином были для них действиями сугубо тактическими - по причине существенного расхождения интересов и целей, о которых говорилось выше.)

Особенностью нынешнего, принципиально отличного от “рапалльского”, этапа отношений между нашими странами, начавшегося с объединения Германии, в котором Россия вновь сыграла решающую роль, является стремление и Москвы, и Берлина развивать сотрудничество между собой максимально транспарентно, при сохранении безусловной верности своим союзническим обязательствам, а также ненаправленность этого сотрудничества против третьих стран, намерение встроить российско-германские связи в более широкий международный, прежде всего, евроатлантический, контекст.

К настоящему времени между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия создан прочный правовой фундамент созидательного и активного взаимодействия, выдержавший испытания временем. Его краеугольным камнем является так называемый “большой” Договор 1990 года о добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве - уникальный и во многом еще не исчерпавший своих потенций документ, охватывающий практически все принципиально важные направления взаимоотношений - от совместных действий по обеспечению международного мира и борьбы с терроризмом (!) до кооперации в экономической и гуманитарно-культурной сферах.

Нормативно-правовая база партнёрства включает в себя значительный массив долгосрочных соглашений - от Договора о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники (действует до 2010 года) до таких специфических документов, как соглашения об обмене конфиденциальной информацией и о линии прямой шифрованной связи между Кремлем и ведомством федерального канцлера.

Год от года набирает обороты и становится всё более многогранным механизм стратегического партнёрства России и ФРГ. Как само собой разумеющееся воспринимаются теперь регулярные встречи и телефонные контакты лидеров двух стран. В международном календаре прочно прописались ежегодные двухдневные российско-германские межгосударственные консультации на высшем уровне - плотные и предельно конкретные переговоры руководителей ключевых министерств и ведомств под эгидой Президента России и канцлера ФРГ. Вспомним, что подобная форма переговоров впервые начала практиковаться германской дипломатией в отношениях с ближайшими европейскими союзниками ФРГ, прежде всего с Францией.

К обыденным рабочим связям по линии МИД добавились “рутинные” контакты по линии министерств экономики, финансов, культуры, внутренних дел. Актуальная международная обстановка стимулировала к сотрудничеству спецслужбы обоих государств. Обмен доверительной информацией идёт через созданные в последние годы в России и ФРГ аппараты официальных представителей органов безопасности.

Действенным рычагом урегулирования денежно-хозяйственных проблем, в том числе долговых, а также генератором нестандартных идей в области новых инвестиционных проектов стала образованная в 2000 году и подчиняющаяся напрямую президенту и канцлеру Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества (в её составе - “профильные” заместители министров экономики, финансов, промышленности и науки, иностранных дел). В своеобразную “биржу идей” в торгово-экономической сфере преобразовался российско-германский Кооперационный совет, возглавляемый министрами экономики России и ФРГ и объединяющий многочисленных представителей государственных и частных хозяйствующих операторов.

Наконец, весьма важной составной частью формирующегося механизма стратегического партнёрства стала организация диалога гражданских обществ двух стран на базе созданного президентом и канцлером дискуссионного форума общественности “Петербургский диалог”. Среди его учредителей - авторитетные представители интеллигенции России и Германии, небезразличные к тому, как будут развиваться отношения между грядущими поколениями россиян и немцев, и готовые внести свой вклад в окончательное преодоление все еще присутствующих в общественном сознании клише периода холодной войны, а также новых предубеждений и негативных штампов, создаваемых подчас под воздействием тенденциозной информации.

Чтобы быть устойчивым и, следовательно, долговечным, партнёрство между странами должно покоиться на трёх, желательно равновеликих, опорах. Это политическая сфера, торгово-экономические связи и культурно-гуманитарные обмены. Недостроенность одной из этих опор способна в определённой обстановке поколебать всю конструкцию.

Сферы совпадения или значительной близости политических интересов России и Германии сегодня очевидны. Это, прежде всего, обеспечение международной и региональной стабильности, в том числе в условиях существования глобальной террористической угрозы. Не вызывает сомнения, что, действуя совместно либо на параллельных курсах, Москва и Берлин способны внести весомый вклад в формирование новой системы международной безопасности, обеспечивающей надежную защиту их гражданам и опирающейся на основополагающие принципы международного права.

В числе наших общих важнейших приоритетов - своевременная профилактика потенциальных кризисных очагов и содействие продвижению в урегулировании застарелых конфликтов в Европе (Балканы, Закавказье) и её ближайшем окружении (прежде всего на Ближнем Востоке). С учётом декларируемой Берлином готовности в целом брать на себя большую ответственность в международных делах (пример Афганистана подтверждает это) потенциал сотрудничества, в том числе в двустороннем плане, объективно возрастает. Показательно, в частности, что взаимодействие внешнеполитических ведомств России и Германии, согласование подходов к наиболее важным международным проблемам в последние полтора-два года не просто стали нормой, но и приобретают все более субстантивный, прикладной характер.

Далеко не последнее место в этом ряду занимают вопросы разоруженческого досье. Совершенно очевидно, что тематика стратегической стабильности с акцентом на СНВ-ПРО уже давно вышла за рамки чисто российско-американских отношений. Это и естественно, так как она касается безопасности всех государств, как и вопросы, скажем, нераспространения или радикального сокращения различных видов ОМУ и средств его доставки.

Приведённые выше примеры, разумеется, лишь отчасти покрывают актуальную российско-германскую повестку дня. У нас много совместимых позиций по различным международным вопросам, в их числе - борьба с трансграничной организованной преступностью, цивилизованное решение миграционных проблем, поддержание экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезмерного разрыва в уровнях жизни близлежащих государств и многое другое. Конечно же, как у любых партнёров и даже ближайших союзников, наши взгляды на тактику и механизмы действий здесь могут в чем-то расходиться, а в ряде аспектов присутствуют и серьёзные разногласия. Однако исключительно важно при этом, что поиск баланса интересов ведётся Москвой и Берлином на равноправной и конструктивной основе, на базе единой системы цивилизационных ценностей.

В Берлине не могут не понимать, что Россия - это “стабилизатор” Евразии и “окно” Германии в данный регион. В Москве сознают, что Германия для России - одна из ключевых стран Старого континента. Именно на этой основе в последние годы и развивалось, причём по восходящей, взаимодействие России и ФРГ в политической области: от объединения Германии и беспрецедентного по целому ряду параметров (военных, финансовых, экономических) вывода российских войск с её территории до вступления России в “восьмёрку” и начала процесса становления качественно новых отношений с Евросоюзом и НАТО, которые были бы невозможны без активной поддержки со стороны Германии.

Полагаем, что сегодня как никогда очевидно - опыт прошлого и интересы всех государств Европы диктуют необходимость включения России и Германии в единую систему координат в сфере безопасности. Вырабатываемая новая философия сотрудничества России с НАТО и ЕС, включая её военно-политический компонент, открывает для этого исторический шанс. В Москве хотели бы искренне рассчитывать на дальновидный и по-настоящему партнёрский подход Берлина к этой работе.

За прошедшие после Второй мировой войны десятилетия Россия и Германия проделали непростой по своему содержанию путь. Возложения в прошлом году - впервые в истории - Президентом Российской Федерации и канцлером ФРГ совместных венков на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге и в берлинском Тиргартене наглядно отражают окончательный выбор наших народов в пользу искреннего примирения и добрососедства. Сегодня этот выбор прочно укрепился в сознании абсолютного большинства россиян и немцев. В Москве вновь доверяют Германии, видят в ней надёжного и ответственного партнёра. Надеются, что и разрабатываемые в Берлине внешнеполитические установки ориентируются не на временную экономическую слабость России, а на будущую сильную евразийскую державу, граничащую и тесно сотрудничающую с Евросоюзом.

Очевидно, нет нужды подвергать детальному анализу жизненно необходимый для обеих стран, особенно на перспективу, характер их взаимодействия в экономической сфере. Взаимодополняемость наших экономик сегодня в значительной степени предопределяет развитие тесных деловых отношений с Германией. О многом говорит хотя бы инициированный Москвой и Берлином диалог Россия-ЕС по вопросам энергобезопасности в ХХI веке. Действительно, топливно-энергетическая составляющая на 90 процентов доминирует в нашей торговле, покрывая около трети потребления газа и на четверть - обеспечение нефтью ФРГ. Хорошо известно и то, что Германия является не только крупнейшим кредитором России, но и главным поставщиком машин и оборудования на российский рынок. Но сводить всё к достаточно малопривлекательной, особенно в эпоху глобализации, схеме простого обмена сырья на оборудование было бы близоруко.

Проблемы, десятилетиями накапливавшиеся бывшим СССР во внешней торговле (не только с Германией), в одночасье не решить. Здесь необходимо совместно поработать обеим сторонам, задействовать нестандартные пути и механизмы.

Серьёзным бременем для поднимающейся российской экономики, безусловно, является огромный внешний долг (кстати, Россия исправно выполняет свои обязательства перед кредиторами и за последние десять лет выплатила только Германии свыше 12 млрд. долларов, половина из которых - проценты). В Берлине заявляют о готовности - в случае резкого ухудшения макроэкономических показателей российской экономики - пересмотреть свои жёсткие подходы в Парижском клубе. Это, конечно, важный стабилизирующий фактор. Однако истинно партнерский подход, думается, мог бы быть и более кооперативным. Жаль также, что в вопросе зарубежных активов бывшего СССР Германия не столь последовательна и вот уже в течение десятилетия, ссылаясь на известные возражения Украины, категорически отказывается перезаписать на Россию принадлежащую ей зарубежную недвижимость. В отличие, между прочим, от многих своих же партнёров по Евросоюзу.

За прошедшие годы в российско-германском экономическом взаимодействии создан прочный каркас, который способен - события 1998 года тому пример - выдерживать сильные перегрузки и может служить плацдармом для движения вперёд. На общем фоне снижения в 2001 году мировой экономической конъюнктуры российско-германская торговля сохранила свою позитивную динамику, выйдя, по оценкам, на уровень в 47,5 млрд. марок (+14,5 процента) при положительном для России сальдо в 15 млрд. марок - малореальный ориентир для многих других наших ведущих партнёров.

И, тем не менее, реальный потенциал российско-германского экономического сотрудничества, по нашему убеждению, может быть в полной мере раскрыт только путём многовекторной кооперации в наукоёмких и высокотехнологичных отраслях. Только тогда оно станет действительно стратегическим. Это, на наш взгляд, понимают многие партнёры в Германии, настроенные всерьёз и надолго идти на российский рынок, осознающие, что сегодняшняя смелость сторицей окупится завтра.

У России есть “прорывные” разработки, которые мы готовы осуществлять вместе с европейскими, прежде всего немецкими, концернами, например, в авиационной сфере, космосе. Российские математики и программисты, инженеры и физики, биологи и генетики (“дешёвые”, но высококвалифицированные) предлагают современные российские технологии, их совместное патентование и продвижение на международные рынки. Для нас это альтернатива “утечке мозгов”, для Евросоюза - шанс обеспечить себе вместе с Россией достойное место в конкурентной борьбе с другими мировыми экономическими центрами силы. Пока мы здесь находимся лишь в начале пути.

Непросто обстоят дела в важнейшей инвестиционной сфере. Обгоняя всех своих конкурентов по накопленным капвложениям в российской экономике (6,5 млрд. долларов, или 18 процентов от их общего объёма), ФРГ значительно уступает по объёму прямых инвестиций (1,4 млрд. долларов), занимая лишь пятое место. Эти цифры ещё более меркнут, уступая в несколько раз в сравнении с инвестиционной активностью ФРГ, к примеру, в Чехии, Венгрии или Польше, в Китае или ряде стран Латинской Америки.

Выправление этой ситуации, конечно же, зависит и от того, сколь быстро Россия пройдёт свою часть пути в создании благоприятного климата для иностранных инвесторов. Движение с нашей стороны, несомненно, началось, и в России вправе рассчитывать на встречное движение и активность германского капитала.

Не сомневаемся: если удастся уйти от идеологических стереотипов времен конфронтации, если мыслить стратегически, то выгода от реализации совместных крупных инвестиционных проектов будет взаимной. Относим к их числу не только двусторонние начинания с Берлином, но и крупные трансъевропейские, в том числе магистральные транспортные проекты с Евросоюзом.

И, наконец, о третьем, не менее важном духовно-психологическом аспекте стратегического партнёрства, его демографической и культурно-гуманитарной составляющей.

Русская и немецкая культуры как части общеевропейской культуры равноценны, самодостаточны и в тоже время взаимодополняемы и взаимообогощаемы. Русская литература, музыка, живопись стали органичной частью немецкого общества, и наоборот.

Отрадно, что российско-германское партнёрство не замыкается сегодня исключительно на межгосударственный уровень отношений, а реально развивается вширь и вглубь. Большинство федеральных земель ФРГ поддерживают устойчивые и весьма интенсивные связи с регионами Российской Федерации, более 80 пар городов в России и Германии, около 330 университетов обеих стран объединены партнёрскими отношениями. Объём этих связей характеризуют и 150 регулярных авиарейсов, осуществляемых еженедельно между нашими странами.

Красноречивы и такие цифры: свыше 2 миллионов человек, для которых русский язык является основным, родным, переехали за последние десять лет на постоянное жительство в ФРГ из стран бывшего СССР. Около 20 миллионов человек (включая членов семей), большинство из которых живет в России, служили или работали в Восточной Германии и сохранили об этой стране самые тёплые чувства. Десятки, если не сотни, тысяч немцев не понаслышке знакомы с жизнью россиян и имеют в России давние дружеские контакты.

Особое место в формировании объективного образа страны-партнера, развитии действительно прочных контактов между людьми - важнейшей опоры двусторонних отношений, имеет вопрос о прямом общении россиян и немцев, предполагающем знание языка своих соседей. Сегодня русский язык изучают в Германии около 200 тысяч человек, более 4 миллионов человек учат немецкий в российских школах и вузах. Потенциал знающих и понимающих язык в обеих странах намного больше.

И. Б. Братчиков, Д. Е. Люблинский

Российско-германские отношения являются важным фактором европейской и глобальной политики , оказывающим влияние на решение многих мировых проблем.

Первый официальный визит в ФРГ президента РФ Владимира Путина состоялся в июне 2000 года. В свою очередь, первый визит германского канцлера Герхарда Шредера с супругой в Россию состоялся 7 января 2001 года и носил неформальный характер.

Начиная с 2001 года российско-германский диалог приобрел характер постоянных консультаций на высшем уровне с включением в него всех актуальных вопросов современности.

После избрания на пост Федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года интенсивность контактов между двумя странами на высшем уровне не снизилась . Встречи лидеров двух стран проходили несколько раз в году, при этом обсуждались не только отношения России и Германии, но и происходящие в мире процессы, шел обмен мнениями по вопросам международных отношений.

Важность для России отношений с Германией сохранилась и после избрания в 2008 году президентом России Дмитрия Медведева. В июне 2008 года Германия стала первым из европейских государств, которое Дмитрий Медведев в качестве президента России.

В ноябре 2009 года президент России принял участие в торжествах в Берлине в связи с 20-летием падения Берлинской стены, 9 мая 2010 года канцлер ФРГ присутствовала на праздновании 65-летия Победы в Москве.

Также канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин в Берлине на саммите лидеров "нормандской четверки" и на переговорах по ситуации в Сирии. В 2017 году лидеры двух стран провели несколько телефонных разговоров .

C 1998 года проводятся, как правило, ежегодно Межгосударственные консультации (МГК) на высшем уровне с участием членов правительств обеих стран. Последний по счету 14-й раунд МГК состоялся 16 ноября 2012 года в Москве. Намечавшиеся на апрель 2014 года очередные МГК были отложены по инициативе германской стороны из-за украинского кризиса.

В 2000 году по инициативе президента России и канцлера ФРГ была учреждена Рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ).

В 2003 году по решению руководителей двух стан создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности (РГВУ).

Регулярный характер носят контакты на уровне министров иностранных дел. Тесные и дружеские отношения сложились у главы МИД России Сергея Лаврова с министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, занимавшим этот пост в 2005-2017 годах. По словам Сергея Лаврова, их диалог "носил неизменно конструктивный характер , был направлен на выстраивание позитивной повестки отношений между Россией и Германией и тесное сотрудничество наших стран на международной арене".

16 февраля 2017 года "на полях" неформальных консультаций глав МИД G20 в Бонне министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с новым министром иностранных дел ФРГ Зигмаром Габриэлем. 18 февраля глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль впервые (Германия, Россия, Украина и Франция) "на полях" Мюнхенской конференции по безопасности.

9 марта 2017 года в Москве состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с вице-канцлером, федеральным министром иностранных дел ФРГ Зигмаром Габриэлем, который впервые посетил Россию в новом качестве главы внешнеполитического ведомства. Министры обсудили график предстоящих политических контактов, актуальное состояние российско-германских отношений.

Россия и Германия являются участниками "нормандского процесса" и, наряду с Францией и Украиной, соавторами Минского документа . Страны регулярно взаимодействуют по тематике Афганистана, по вопросам ливийского урегулирования.

В контексте украинских событий официальным Берлином был взят курс на снижение либо полное замораживание динамики развития двустороннего взаимодействия практически по всем направлениям. Германская сторона инициировала отмену очередного раунда МГК, регулярных заседаний СРГ, РГВУ, заблокировала работу других форматов.

Германия была в первом ряду сторонников введения по линии ЕС секторальных санкций в отношении России в качестве "наказания" за "аннексию" Крыма и "дестабилизацию" ситуации на Украине.

28-30 июня 2017 года в Краснодаре запланирована к проведению очередная российско-германская Конференция городов-партнеров.

В 2017-2018 годах пройдет перекрестный российско-германский Год регионально-муниципальных партнерств под патронатом глав внешнеполитических ведомств двух стран.

Обсуждается возможность продолжения практики проведения двусторонних перекрестных годов.

Функционируют Межправительственная комиссия по делам российских немцев, Смешанная комиссия по научно-техническому сотрудничеству, Совместная комиссия по изучению новейшей истории двусторонних отношений, Российско-Германский совет в области молодежного сотрудничества, другие совместные органы.

На территории Германии расположено более трех тысяч советских воинских захоронений, на которых покоятся 760 тысяч российских/советских граждан. Германская сторона осуществляет содержание советских воинских захоронений в соответствии с межправительственным Соглашением об уходе за военными могилами от 16 декабря 1992 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Германия традиционно являлась союзником России, однако в начале ХХ столетия пути этих двух великих держав коренным образом разошлись в силу ряда причин, вызванных особенностью самой эпохи. На рубеже XIX-XX веков соотношение сил на международной арене резко изменилось. Геополитические устремления великих держав: Великобритании, Франции и России, с одной стороны, Германии с Австро-Венгрией - с другой - привели к необычайно острому соперничеству. В нараставшем соперничестве каждая из великих держав преследовала собственные интересы. В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. После основания Германской империи в 1871 отношения с Россией у неё были холодными. Это было вызвано германской поддержкой Австро-Венгрии и немецким сопротивлением расширению влияния России, в том числе на Балканском полуострове. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию.

Результатом всех мероприятий, предпринятых Бисмарком против России, было резкое ухудшение русско-германских отношении. Германский канцлер Отто фон Бисмарк был организатором Берлинского конгресса, на котором были значительно урезаны выгодные для России результаты Русско-турецкой войны 1877-1878. Это событие вызвало в российском обществе растущую вражду к Германии и ко всему германскому народу. Германия представлялась свирепой милитаристской державой и одним из главных противниковславянства. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. - секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.



Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

С целью окончательного определения места России в системе европейских союзов необходимо было урегулировать отношения с партнером Франции - Великобританией. В 1907 г. после длительных переговоров при содействии Франции удалось заключить англо-русское соглашение о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. Это соглашение открыло возможность сотрудничества России и Великобритании против Германии. Англо-русский соглашение 1907 г. завершила формирование нового военно-политического блока, который вошел в историю как Антанта.

Итак, перегруппировки сил в Европе в основном завершилась. Европа окончательно раскололась на два противостоящих между собой военные блоки.

Германии не удалось использовать благоприятную обстановку, создавшуюся вследствие ослабления царской России в 1904 - 1906 гг. Германская дипломатия не смогла ни оторвать Россию от Франции, ни расстроить англо-французскую Антанту, ни воспрепятствовать присоединения к этому военному блоку России в 1907г.

В 1242 году . Между северо-западной Русью и северной Германией существовали разветвлённые торговые отношения, а Новгород и Псков участвовали в торговле Ганзейского союза . В 1410 году смоленские полки приняли в составе войск Великого княжества литовского участие в Грюнвальдской битве .

Немцы в Московской Руси

29 января 1894 года был заключен русско-германский торговый договор сроком на десять лет, согласно которому обе страны понижали пошлины на товары друг друга. Подписанию договора предшествовала напряжённая торговая война .

Первая мировая война

Это был первый межгосударственный договор, регулирующий взаимоотношения между Германией и Россией после окончания Первой мировой войны. В дальнейшем он подтверждался и расширялся другими договорами, в частности Берлинским договором 1926 года . Подписанием же Рапалльского договора, как Веймарская республика, так и Советская Россия, находившиеся в международной изоляции, рассчитывали усилить свои позиции на международной политической арене. Важное значение подписание имело и для экономики двух стран: для Германии Россия являлась хорошим рынком сбыта промышленной продукции, бойкотировавшейся другими странами Европы; для России сотрудничество с Германией означало единственную возможность для построения собственной промышленности. Например, Германия поставила оборудование для разработки каспийских нефтяных месторождений. Выгода была обоюдной: Россия самостоятельно, без помощи других стран, разрабатывает нефтяные месторождения; Германия уменьшает свою зависимость от нефтяных картелей Великобритании и США.

Несмотря на широко распространённое мнение, что в Рапалло были подписаны также тайные дополнительные протоколы о военном сотрудничестве, каких-то дополнительных или отдельных соглашений заключено не было. Тем не менее, ещё до рапалльской встречи, Веймарская республика, в военном отношении имевшая право только на войска для «внутренних нужд», сотрудничала с Россией и в этой области. С установлением дипломатических отношений работа в этом направлении была усилена: Германия получила возможность военной научно-исследовательской деятельности и обучать своих военных специалистов для авиации и танковых войск, что ей было запрещено после Первой мировой войны по условиям Версальского договора ; Россия получила доступ к немецким военным разработкам и возможность обучения своих военных кадров.

В рамках военного сотрудничества в 1925 году под Липецком была организована совместная лётно-тактическая школа на базе уже имеющегося аэродрома и сооружений, аренда которых была бесплатна. Финансирование деятельности школы, а также реконструкция и строительство инфраструктуры осуществлялось немецкой стороной. Под руководством немецких специалистов за 8 лет существования было обучено и переподготовлено около 120 лётчиков для Германии и сопоставимое количество военных специалистов для Советского Союза.

3 октября 1926 г. был подписан документ о создании совместной танковой школы под Казанью, но к практическому обучению в ней приступили только с весны 1929 года. В школе одновременно обучалось не более 12 человек. 20 июня 1933 года школа была расформирована. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено до 30 офицеров рейхсвера . Одним из советских выпускников школы был Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин С. М. .

Также в 1926 г. был подписан договор о создании совместной химической лаборатории для военных целей (Объект «Томка»). В Саратовской области на объекте «Томка» «испытывались методы применения отравляющих веществ в артиллерии, авиации, а также средства и способы дегазации загрязненной местности ».

Взаимоотношения с Третьим рейхом

Однако на фоне событий в 1938 (Аншлюс Австрии, Мюнхенский сговор , англо-германская и франко-германская декларации о дружбе и ненападении, Венский арбитраж) и 1939 (локальная война с Японией , провал переговоров о взаимопомощи с Англией и Францией) годах Советский Союз вынуждено пересмотрел свою внешнюю политику, пойдя на восстановление отношений с Германией . Между СССР и Германией в 1939 году заключено торговое соглашение , подписаны Договор о ненападении и Договор о дружбе и границах . После этого на ближайшие два года из советской пропаганды исчезли антигерманские темы. На переговорах 12-13 ноября 1940 года в Берлине Гитлер предложил В. М. Молотову рассмотреть вопрос о присоединении СССР к Тройственному пакту и войти в число членов держав «Оси» , хотя в тот же день, 12 ноября, Гитлер отдал распоряжение: «Независимо от того, какой будет исход этих переговоров, следует продолжать все уже предусмотренные ранее приготовления для Востока. », а разработка операции нападения на СССР вошла в завершающую стадию. По мнению Молотова «затеянная по инициативе фашистской стороны встреча, явилась лишь показной демонстрацией » и «неизбежность агрессии Германии неимоверно возросла, причём в недалеком будущем » .

Великая Отечественная война

Эпоха холодной войны

Политика

После поражения в войне Германия оказалась поделенной между Союзниками на четыре оккупационные зоны. На территории оккупационных зон Великобритании , США и Франции 7 сентября была основана Федеративная Республика Германия со столицей в Бонне . Через месяц в советском секторе - Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине . В ФРГ вступила в НАТО , а ГДР в - в Организацию Варшавского договора . 13 августа между Восточным и Западным Берлином была возведена стена . Таким образом, «Восточная Германия» стала главным форпостом СССР в холодной войне .

На территории ГДР дислоцировалась Группа советских войск в Германии , считавшаяся одной из наиболее боеспособных в Советской Армии . Германия стала также, пожалуй, важнейшим центром деятельности Комитета государственной безопасности в его противостоянии с западными спецслужбами. В основном именно в Германии между США и СССР происходил обмен арестованными шпионами (в этой связи получил известность мост Глинике).

Современная ситуация

Политические отношения

Экономическое сотрудничество

Германия является самым важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли . Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 % от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует более 30 % природного газа и 20 процентов нефти из России и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество продуктов машиностроения .

Сотрудничество в культурной сфере

В культурном плане между обоими государствами существует тесное сотрудничество. 2003 год был годом России в Германии, а - годом Германии в России. Россия была основной страной на Франкфуртской книжной ярмарке . Одним из периодически возникающих вопросов, связанных с культурной сферой, является вопрос о возвращении Германии трофейного искусства , вывезенного советскими солдатами после окончания Второй мировой войны.

Гуманитарное направление взаимодействия России и Германии регулируется Межправительственным Соглашением между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года, Межправительственным Соглашением об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации от 9 октября 2003 года и Межправительственным Соглашением в области молодёжного сотрудничества от 21 декабря 2004 года, а также рядом межведомственных документов.

Ссылки