Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Сочинение по рассказу В. Солоухина «Мститель

Сочинение по рассказу В. Солоухина «Мститель

О чём произведение В. Солухин "Мститель"?И какие главные герои и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Рассказ В. Солоухина "Мститель" об обиде, злости, о желании отомстить. Но и о любви и дружбе.
Главный герой-рассказчик, т. к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении.
Ученики убирали картошку на школьном участке: дурачились как могли, "Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым.. . "
Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика.
Герой рассказа хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т. к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному "злодейскому замыслу".
В названии содержится мягкая авторская ирония.
Поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях) .
Источник: http://festival.1september.ru/articles/507081/

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: О чём произведение В. Солухин "Мститель"?И какие главные герои

Тема урока : Нравственная проблема выбора в рассказе В.Солоухина «Мститель» Цели урока : развитие умения самостоятельно формулировать проблему произведения, стоящую перед героем изучаемого произведения; анализировать поступки героев и соотносить их с поступками своих сверстников, прогнозировать поведение литературных героев и выбирать оптимально приемлемый вариант решения конфликта.Оборудование урока: текст рассказа (разбитый на части), лист ватмана, маркеры, компьютер, медиапроектор, экран, лист для разрешения проблемы.

Ход урока

  1. Стадия вызова ( Индивидуальная работа, работа в минигруппах)
Показ слайда №1 «Гнев – плохой советчик» 1. Учитель: Как понимаете смысл пословицы «Гнев – плохой советчик»? Ответы детей: - В гневе нельзя принимать важные решения. - В гневе человек часто не понимает, что делает, руководствуется чувством мести. - Можно не разобравшись, когда сильно разозлишься, обидеть невинного человека. - Когда ты сильно злишься на кого-нибудь, трудно в такой момент правильно поступить, а пройдёт время, обдумаешь всё, взвесишь, злость поутихнет, и ты можешь совершенно другое принять решение – мирное. - Мы с мальчишками подрались, и маму вызвали в школу. Ей всё Наталья Ивановна рассказала. Мама, конечно, разозлилась на меня и хотела меня наказать. Домой пришла, со мной долго беседовала, сказала мне: «Такая злая была за твой поступок, но пока шла, вся злость пропала». А мне стыдно было за своё поведение.2. Скажите, какие чувства вы испытываете, когда вас обижают? Ответы детей: - Слёзы наворачиваются, хочется плакать, особенно если не виноват. - Такая досада берёт, очень переживаю, себя становится жалко. - Злюсь не на шутку, жду удобного случая, чтобы сдачи дать. Злость постепенно проходит, и самой становится легче, что никого не обидела. - А я не терплю, когда меня обижают, сразу даю сдачи. Надо уметь за себя постоять. - Мне отомстить хочется, но злость проходит, и я прощаю обидчика. - Я сразу злюсь, хочется ударить, сдачи дать.3.С каким цветом ассоциирует слово «месть»? (на доску прикрепить овал того цвета, который выберут дети ). Большинство детей выбирают овал красного цвета, объясняя, что красный цвет - цвет тревоги. (Из 12 детей красный выбирают 8, 4 – чёрный)4. А с каким словом у вас ассоциирует слово «месть»? Составляется кластер . (Приложение №1)Дети называют: Наказание и страх, борьба, война, страшное горе,драка, слёзы, убийство, тревога и ожидание, смерть и слёзы невинных.Вывод : слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.4. А кто задумывает месть? От кого зависит замысел, исход мести? Ответы детей: - Всё зависит от нас. - На мой взгляд, тот виноват, кто затевает ссору. - Я думаю, тот задумывает месть, кого обидели. - Но и тот, кого обидели, и тот, кто обидел. - Можно одним словом сказать - Человек!- Человек. Конечно, от нас, от людей зависит выбор, решение мстить или простить своего обидчика.
    Стадия осмысления ( Индивидуальная работа)
1.Прогнозирование по названию рассказа Учитель: Сегодня мы познакомимся с содержанием рассказа В.Солоухина «Мститель». Как вы думаете, о чём этот рассказ? Кто герои? Когда происходят события: в военное или мирное время?Гипотезы учащихся: - Я думаю, что события происходят в годы войны. За погибшего отца начинает мстить сын. - А думаю, что автор написал о партизанской войне, когда мстили фашистам за убитых, за сожжённые деревни, разрушенные города. - А может, о войне в Чечне. По телевизору показывали, как мальчишка с автоматом мстил за погибшего брата. - Месть может быть и в мирное время. Я считаю, что в рассказе пойдёт речь о мести за обиду, нанесённую взрослому человеку в наши дни. - Ученики что-то не поделили и поссорились, а потом подрались. Обидно было тому, кто в драке оказался слабее. Он решил отомстить, собрал своих друзей и …Показ слайда № 2, 3 «В.Солоухин. Рассказ «Мститель» 2.Чтение со стопами рассказа В.Солоухина «Мститель». (3 отрывка Приложение № 4) Учитель: А теперь узнаем, о чём рассказ «Мститель». Задание : заполнить в ходе анализа таблицу «Лист для решения проблемы» (у каждого ученика таблица на столе) (Приложение №2 и №3 – образцы незаполненной таблицы и заполненной к концу занятия) Выслушиваются все варианты и в общую таблицу на доске вписывается наиболее удачный.Вопросы для анализа содержания рассказа. 1. В какое время происходят события рассказа? Ответы детей: - События происходят в мирное время. - события происходят осенью во время уборки урожая.2.Кто герои рассказа? Ответы детей: - Герои рассказа – наши ровесники. - Герои рассказа – два одноклассника. - Два друга.3.Найдите ключевые фразы, отражающие чувства, которые дети испытывали при одном только известии «завтра на картошку». Какие это чувства? Ответы детей: - «чудесное занятие», «выпала удача» (Показ слайда №4 «Денёк стоял на редкость») - Чувство радости - Ощущение полной свободы.4. Какой приём использует автор, когда сравнивает занятия в школе с работой на поле? - антитеза (противопоставление: «чудесное занятие» - «унылый класс» (эпитеты)5. Какие краски преобладают в описании осеннего дня? Ответы детей: - Голубые, золотые, серебряные (Показ слайда №5 «…сделанный из голубого с золотым») - Светлые, солнечные. - Вызывающие чувство радости.6. Какие языковые средства использует автор при описании осеннего дня? - Эпитеты: (вспоминаем определение) «серебряные ниточки паутинок», «золотисто-голубой воздух» - Метафору (вспоминаем определение) «денёк, сделанный из золотого с голубым»7.Как вели себя дети на природе? Ответы учащихся: -Дети веселились, потому что не в школе были, ощущали полную свободу. - Они радовались, придумали игру. - Никто друг друга не обижал. - Все были счастливы, потому что последние тёплые деньки стояли, хотелось после лета ещё побегать, а не сидеть за партами в школе.8.Какую проблему должен решить герой? (в формулировке не должно быть отрицательных частиц НЕ и НИ.) Формулировка проблемы вписывается учащимися в таблицу. (Дети работают в минигруппах)Запись у детей: - Как правильно поступить. - Что делать, если тебя обидели. - Какое принять правильное решение в сложившейся ситуации. - Что делать, если тебе сделали незаслуженно больно. - Как отомстить обидчику. - Как правильно поступить: отомстить или простить.Запись на доске: Как правильно поступить в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания?9.Какой информацией снабдил нас автор? - дал сравнение занятий в школе с копкой картофеля (приём антитезы) - дал описание сентябрьского дня (эпитеты, метафора); - рассказал о поступке Витьки Агафонова; - показал состояние героя, его переживания (внутренний монолог).10. От чьего имени ведётся рассказ? - От имени мальчика, которого обидели.9. Как называется в литературе приём, когда даётся речь, размышления или переживания одного героя? Какую роль играет данный приём в тексте? Ответы учащихся: - Монолог. (Повторить определение монолога)- Монолог - развёрнутое высказывание одного лица. Внутренний монолог – передача мыслей, психологических переживаний героя, которые не произносятся вслух. -Такой приём помогает автору передать более достоверно и тонко состояние и переживания героя.10. Чем была нарушена мирная игра? - Витька Агафонов обидел исподтишка, незаслуженно своего одноклассника.11.Какое определение подбирает герой к слову «происшествие»? - «маленькое»12. Подберите синонимы к слову «маленькое» - Незначительное, незапоминающееся, непамятное, необидное.13. Каким оказалось происшествие для самого героя? - Запомнившимся надолго. - Очень впечатляющим.- Каким-то глобальным, потому что мальчик не мог дальше со всеми радоваться, ему весь мир показался мрачным. Он никого не замечал, погрузился в свою проблему. - После нанесённой обиды мальчик не мог со всеми уже радоваться, хотелось плакать.14.Проследите по тексту этапы переживания мальчика. было больно «многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах» обидно от несправедливости «губа предательски задёргалась»15.Оцените поступок Витьки Агафонова. Какие ключевые фразы помогают нам оценить этот поступок? - «тайком», «подкрался сзади». - Нечестно, подло Витька поступил. - Он не по-товарищески сделал, сподличал.Прогнозирование. 1. Как, на мой взгляд, можно решить эту проблему? .Заполнение третьей графы листка решения проблемы . (время на обдумывание) Записи учащихся: - Дать сдачи, чтобы почувствовал силу и больше не обижал тайком. - Отомстить, чтобы знал, как больно бывает другим. - Месть ничего не решит. Злоба всегда порождает злобу. - На зло нельзя злом отвечать, а то получится замкнутый круг. - Надо помириться, они ведь одноклассники. - Я думаю, мирно надо разрешить проблему. На доске запись: Мнения разные: отомстить (в 2 карточках), мирно разрешить конфликт (в 4 карточках).2. Чем закончится история, на ваш взгляд? Ответы учащихся: - Я думаю, что мальчишки подерутся, а потом помирятся. - Мне кажется, что Витьку надо проучить, чтобы подло так не поступал. Но всё равно хотелось бы, чтобы они друзьями остались. - Сдачи даст Витьке мальчишка, потому что сильно обидел Витька его. - А я думаю, что герой добрый и простит Витьку. - Зло у обидевшегося пройдёт, и помирятся. - С кем не бывает, когда разозлишься: строишь планы мести, а потом зло проходит, обида сама собой куда-то улетучивается, и мир наступает. Помирятся мальчишки, им ещё учиться в одном классе.Чтение второго отрывка . 1.Что решает сделать герой? - Разработал план мести.Заполнение 4 графы листка решения проблемы 1. Как разрешил проблему автор? 2. Были ли ситуации, когда мальчик мог отомстить Витьке? Найдите фразы, подтверждающие ваши предположения.Ответы учащихся: (Показ слайда №6 «Сколько было удачных моментов отомстить) - Герой всё время оттягивает момент мести. - При мысли о мести у него «под ложечкой начинает сосать и ныть». - Радуется любой задержке осуществления мести («Чтобы мне ещё такое придумать, очень не хотелось сразу домой идти»). - Цитирую: «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку»3. Что повлияло на изменение плана мести? Ответы учащихся: - Доверчивость Витьки. - Доброта главного героя. - Общие интересы.4. А каким словом главный герой называет план мести? - «злодейским»5. Можете по данному определению сказать, как герой сам относится к своему замыслу мести? Ответы учащихся: - Герой, став взрослым, отрицательно относится к детской мечте о мести.- Осуждает своё поведение и план мести. - Став взрослым, прощает обиду и даже немного осуждает себя.6. А почему тогда рассказ называется «Мститель»? Ответы учащихся: - Смеётся над собой, каким был в детстве.- А я думаю, что он не зло смеётся, а слегка. 7. Учитель: Как называется приём в литературе отрицательной оценки через осмеяние? Ответы учащихся: - Автор иронизирует.8. Какие произведения мы изучали, в которых говорилось о мести? В какое время происходили события? Ответы учащихся: - Виталий Закруткин «Матерь человеческая». - Отрывок из «Повести временных лет «Месть Ольги».Учитель : События происходили в военные годы. В начале урока вы предполагали, что действия в рассказе военного времени. Но события мирного времени. Значит, понятие мести существовало и существует во все времена. 9.От кого исходит решение мстить или нет? - От человека.От нас.10. Как можно разрешить конфликтную ситуацию? Ответы учащихся: - Можно разрешить конфликт мирным путём. - Надо предпринять попытку договориться. - Всё необходимо обдумать и сгоряча не предпринимать поспешных решений, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. - Надо помнить пословицу: «Гнев – плохой советчик». Ссоры можно избежать, если быть сдержаннее. Надо научиться прощать, и тогда не будет конфликтных ситуаций.Показ слайда № 7 «мир и любовь – всему голова » III .Стадия рефлексии. 1.Составление кластера Задание: дополните кластер: перед вами ключевое слово «месть». Вы сами выбрали цвет этого слова. Какие слова ассоциируют у вас со словом «месть» после прочтения и обсуждения рассказа В.Солоухина? Запишите слова на цветные карточки. Пусть каждому слову соответствует цвет карточки.Кластер на стадии рефлексии (тёплые цвета дети выбрали для слов, ассоциирующих с мирным путём разрешения конфликта) (Приложение №1) Вывод: «Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Эстафета мести во все времена зависит от человека. Человек – разумное существо, и поступать он должен не только согласно нахлынувшим чувствам, но и разумно обдумывать последствия своего поступка. Помните о нашем уроке, старайтесь конфликтные ситуации разрешать мирным путём.IY .Творческое задание на дом Учеников одной из школ попросили ответить на вопрос «На что похожа месть?» Вот лишь некоторые из них
Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему:Месть можно сравнить с ….

Литература:

1.Белова Т.В. Системный подход к работе с определением. – Петрозаводск, 2001. 2.Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! – Рига: Эксперимент, 1997. 3.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003. 4.С.Г. Мигранова. Как организовать «Интеллектуальный марафон». Журнал.Народное образование». 2000 год, №6. 5.Нестеренко А.А. Несколько мыслей о ТРИЗ – педагогике. – Петрозаводск, 1999. 6.В.Г.Трифонова, Н.В.Макарова. Творческое развитие индивидуальных способностей учащихся: как его обеспечить. Журнал. Народное образование». 2000 год, №6. 7.Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) (Вестник № 3), - Москва – Рига, 1997г. 8.М.Чечевицына. Творческие задания на уроках. Журнал.Народное образование». 2004 год, №9.

Рассказ Солоухина "Мститель", краткое содержание (для читательского дневника) которого мы рассматриваем, рассказывает о двух школьниках. На первый взгляд, это просто детский рассказ, но как он поучителен!

Удар в спину

В один теплый и солнечный день школьников отправили сажать картошку на школьном участке. Ребята, довольные возможностью отвлечься от арифметики, с восторгом принялись за дело. Конечно, занимались они не только картошкой. Любимым занятием стало формирование шариков из комьев земли. Насаживая их на длинный прутик, ребята их бросали. Шарики летели на удивление далеко. Развлекался таким образом и наш герой, имени которого автор не называет.

И тут он почувствовал сильный удар в спину. Это Витька Агафонов ударил одноклассника таким шариком по спине и со всех ног бросился бежать. Герою стало невообразимо обидно. Даже плакать захотелось. Нет, не от боли. Зачем же так, в спину, а главное - за что?! Ведь дрались они с Витькой в последний раз два года назад.

Вендетта

Он начал планировать месть. Решил пригласить Витьку в лес жечь теплинку и там отдубасить. По уху съездить, а потом в нос? Или по спине дать сзади, как и он?

Когда на следующей перемене наш герой подошел к Витьке с предложением, тот сразу насторожился. Решил, что его ждет драка. Но одноклассник уверил, что давно забыл про обиду. Витька поверил и расплылся в радостной улыбке. Его доверчивость немного покоробила героя.

Прогулка по лесу

Итак, мальчишки пошли в лес. Витька наслаждался природой, а наш герой только и думал о мести. Прикидывал, по какому месту треснуть друга. А чтобы огонь мести не угасал, герой рассказа Солоухина "Мститель" (в кратком содержании это отражено) постоянно подпитывал его обидой. Мальчик все обдумывал, как и когда ударить обидчика.

Внезапно Витька увидел шмеля, который вылетел из норки. Глаза у него сразу загорелись. Мальчик предположил, что в норке может быть мед. И наш герой снова отложил акт возмездия.

Мальчишки вырезали лопатки и начали рыть. Намучившись с твердым грунтом, наконец добрались до мягкой земли. Но никакого меда там не оказалось. Что там делал шмель - осталось загадкой для ребят.

На опушке Витька заприметил грибы. Рыжики росли густо и были очень красивы. Мальчик тотчас предложил сбегать за солью, чтобы поджарить их на костре. Вот обед был бы!

Наш герой подумал, что о мести придется забыть на некоторое время.

У Витькиной матери удалось украсть несколько куриных яиц. Ребята закопали их в ямку, и на этом месте начали разводить теплинку. Думали, что яйца от жара огня запекутся и будут очень вкусными. Мальчики собрали хворост. Постепенно костер разгорелся небольшим, но стойким пламенем. Огонь выплясывал, словно девушка на танцах.

Герой рассказа Солоухина "Мститель", краткое содержание которого мы рассматриваем, даже подумал, что Витька вовсе не так плох, как он думал. Но треснул-то он его за что между лопаток?

Ребята собрали рыжики, когда костер разгорелся. Витька насаживал на прутик свой первый рыжик, и его спутник подумал, что это идеальный момент для свершения мести. Но решил отложить ее. Рыжиков хотелось сильнее, чем мстить. Мальчик просто не хотел признаваться себе, что давно перестал злиться на Витьку и желание мстить пропало.

Грибы оказались очень вкусными. И так как соль еще не закончилась, ребята решили собрать еще рыжиков. Наконец они, довольные, наелись. Но наш герой не мог насладиться отдыхом в полной мере - его мысли были заняты предстоящей местью.

Прощение

Герой рассказа Солоухина "Мститель", краткое содержание которого мы обсуждаем, понимает, что время мести пришло. Он отчаянно ищет, как можно продлить этот замечательный день. И приглашает Витьку на речку, смыть сажу.

И вот мальчики отправились домой. Витька доверчиво идет вперед, и его спутник понимает, что очень трудно ударить человека в спину. Он больше не чувствует злости и обиды. Он решает спустить Витьке с рук утренний удар. Вот если это повторится - уж он ему задаст!

На душе нашего героя неожиданно становится легко.

Этот легкий, но поучительный рассказ был написан прекрасным детским писателем - В. Солоухиным. "Мстителя" в интересно будет прочитать не только детям, но и их родителям.

Обида - это тяжелый камень, который несет тот, кто ее испытывает. И лишь избавившись от него, он имеет возможность чувствовать легкую, ничем не замутненную радость. Ведь счастье зависит только от нас.

Главный герой рассказа Владимира Солоухина «Мститель» — деревенский школьник. Однажды осенью вместе с одноклассниками он принимал участие в уборке картофеля на школьном огороде. Мальчишки придумали веселую игру: они накалывали на прутья комки земли и старались бросить их как можно дальше.

В какой-то момент игры герой рассказа почувствовал сильный удар по спине. Он обернулся и увидел, как его приятель Витька убегает прочь с толстым прутом в руке. Школьник обиделся на друга и решил ему отомстить. Он придумал, что позовет Витьку в лес и там его поколотит.

Через несколько дней школьник подошел к своему другу и стал звать его в лес, чтобы пожечь там костер. Витька сначала с недоверием отнесся к предложению приятеля, которого он обидел. Но тот сумел убедить Витьку в своем дружелюбии и мальчишки отправились в лес.

По пути к лесу герой рассказа все время ждал удобного момента, чтобы поколотить своего обидчика. Но такой момент никак не наступал. То они раскапывали гнездо шмеля, то находили полянку с грибами, которые можно было запечь на огне.

Найденные в лесу рыжики отвлекли школьника от планов мести. Разжигание костра и поджаривание на нем грибов увлекло ребят настолько, что настроение главного героя стало улучшаться. Потом приятели отправились на речку, чтобы отмыться от сажи и выпить чистой речной воды.

Обиженный, глядя на Витьку, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и на душе у него от этого решения стало легко. Домой мальчишки вернулись добрыми приятелями.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Мститель» заключается в том, что обида – не лучший способ реагирования на проблему. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает, в первую очередь, его самого. Герой рассказа сумел преодолеть свою обиду и сохранил добрые отношения с приятелем.

Рассказ Солоухина «Мститель» учит не копить в себе обиды и не строить планы мести, а решать проблемы мирным путем.

В рассказе мне понравился главный герой, деревенский школьник, который сумел побороть свою обиду и отказался от мести, сохранив добрые отношения с приятелем Витькой. Нормальному, хорошему человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти. Все же лучше откровенно поговорить, подобрать такие слова, чтобы собеседник понял. Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Мститель»?

Месть — это дорога в пропасть, у которой нет дна.
Всякому своя обида горька.
На обиженных воду возят.
У мести нет чести.

(Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).

Аннотация

Урок литературы в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащиеся оценивают поступки героев и приходят к выводу о сознательном отказе от мести, о гуманном отношении к другому человеку.

Оборудование урока.

    Портрет В. Солоухина.

    Рассказ В. Солоухина «Мститель».

    Рисунки учащихся.

    Карточки с текстом притчи.

    Мультимедийная презентация.

Эпиграф

Зорко лишь одно сердце.

Самого главного глазами не увидишь

А.Экзюпери.

Цели урока:

I .Образовательные: научиться понимать и решать поставленные в рассказе проблемы; совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

II .Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; работать над развитием речи учащихся.

III .Воспитательные: формировать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку.

Ход урока

    Организационный момент.

    Мотивационное начало урока.

Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина «Мститель». Но начать нашу работу я бы хотела с чтения притч

Притча -это краткий иносказательный поучительный рассказ.

Сейчас я прочитаю вам притчу.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?

Он отвечал им:

Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!

Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души - человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство - внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным? ( Положительные : любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные : ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть).

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? (Чувство мести).

Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (Пожар, смерч, огонь, буря).

4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

III . Тема урока. Цели и задачи урока.

Сегодня мы проведём урок-размышление по рассказу «Мститель». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова французского писателя А.Экзюпери. (Зачитывается эпиграф)

IV . Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».

1. Какова проблема рассказа? (сильное желание отомстить обидчику)

Правильно, но мне еще кажется, что этот рассказ о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.

- Все события рассказа можно разделить на 2 части: до и после конфликта

- Какое настроение у героя-рассказчика было до конфликта? Докажите текстом . (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку-чудесное занятие»).

Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости …»)

-Какую роль играет пейзаж в этом рассказе? Какая погода была до конфликта и после? Докажите текстом. (До конфликта: «Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…» После конфликта: «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба») Мы видим, что пейзаж отражает чувства героя- рассказчика.

-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).

Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова)

- Подберите синонимы к слову месть. (Отмщение, отплата; отместка (разг.); вендетта (шутл. и иро нич.)

Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)

Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).

Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова)

Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Приведите примеры из текста . («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» Герой искусственно разжигает в себе обиду).

Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).

Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).

К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик? («... Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает»).

А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).

Вывод: Ребята, мы с вами убедились, что необдуманный поступок или слово может сделать лучших друзей врагами. И мы переживаем за них. Но герой рассказа сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно.

А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (Художественные средства выразительности, которые помогают подчеркнуть настроение, чувство героя).

2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение».

Какие средства выразительности вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.

Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».

Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».

Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».

3. А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о милосердном, гуманном отношении друг к другу.

V . Работа над смыслом названия произведения.

Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).

VI . Закрепление материала. Индивидуальная работа.

Ребята, как бы вы назвали наш сегодняшний урок-размышление? Я предложила бы назвать его: «Думайте Сердцем!» А как вы понимаете это выражение?Напишите небольшое сочинение-рассуждение.

VI . Рефлексия.

Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека, побороть это чувство непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности и милосердия.

А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё, добрым сердцем помочь).

VIII . Домашнее задание. Поделитесь собственным жизненным опытом: были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? Напишите сочинение-рассуждение.

Список использованной литературы:

1. Вокруг тебя – Мир. Книга для ученика. 6 класс. К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н. Пискунова, М.,1999.

2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М, 1989 .
3.Этикет. Учебно- методическое пособие для образовательных учреждений. (Сост. Л.Пегеева). Чебоксары, ЧРИО,2003.
4.Карнеги Д. Как завоёвывать друзей. М. Прогресс, 1990.

Башкова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Порецкая СОШ»