Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Формирование основ экологической грамотности младших школьников. Фундаментальные исследования ст.42 Конституции РФ

Формирование основ экологической грамотности младших школьников. Фундаментальные исследования ст.42 Конституции РФ

Разделы: Начальная школа , Экология

Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь Человека. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Реализовать воспитательный подход можно в системе занимательных воспитательных занятий.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

показать необходимость:

  • экологического правового воспитания младших школьников;
  • формирования нового отношения к природе, основанного на неразрывной связи человека с природой;
  • формирования активной жизненной позиции по вопросам охраны природы.

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

11 ст.42 Конституции РФ

В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде, мерах по обеспечению экологически чистых производств, предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф; создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИИ МАРКСОВСКОГО РАЙОНА

Выписка из программы развития района на 2016-2018 гг.
Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области
Экология

Рост объемов производств, большие антропогенные нагрузки на окружающую среду, наличие предприятий с низким уровнем технической оснащенности, растущее количество автотранспортных средств, постоянное увеличение площадей для размещения отходов являются причинами негативного воздействия на окружающую среду, сверхнормативное загрязнение в результате хозяйственной и иной деятельности атмосферного воздуха, водоемов, почв отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья жителей района.

РАБОТА ОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

Обучающиеся начальных классов МОУ – СОШ с.Подлесное состояли в Саратовском отделении всероссийского общества “Охраны природы”. На протяжении ряда лет принимали участие во всероссийских конкурсах-играх “ЧиП”, “Гелиантус”, олимпиадах разного уровня по естествознанию.

Экологическое воспитание в нашей школе ведётся по следующим направлениям:

ВЫВОДЫ

Стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Планомерная работа по экологическому правовому воспитанию младших школьников является неотъемлемой частью работы образовательного учреждения. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволяет воспитать экологически культурного гражданина.

Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры.

2015-2016 уч. год. По результатам диагностики развития экологической культуры обучающихся во 2-4 классах 60% показали высокий уровень, 27% средний уровень, 13% низкий уровень.

Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Используемая литература.

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

2. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.

3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.

4. И.В. Цветкова “Экология для начальной школы”.

5. С. К. Зайцева “Экология для младших школьников”, журнал “Начальная школа. Плюс до и после” № 4, 2005г.

6. В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова “Научное общество учащихся” “Путь к природе”, 2005 г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.// Москва“Просвещение” 2005.

8. Конституция РФ// Москва ЭКСМО. 2014.

9 .https://yandex.ru/images/search

Килевич Ксения Сергеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: мгпу иппо
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль экскурсий в формировании экологической грамотности дошкольников и младших школьников
Дата публикации: 10.11.2016
Раздел: начальное образование

Роль экскурсий в формировании экологической грамотности

дошкольников и младших школьников
Килевич К.С., магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ. Научный руководитель – Козина Е.Ф., к.п.н., доцент, ГАОУ ВО МГПУ г.Москва Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста экологической грамотности; представлены разнообразные трактовки данного понятия, конечные цели процесса формирования, принципы организации и критерии оценки. Автор рассматривает экскурсию как оптимальную форму для формирования у воспитанников всех компонентов экограмотности. Ключевые слова: экологическая грамотность, экологически грамотная личность, формирование экологической грамотности, дошкольники, младшие школьники, экскурсия.
Annotation
. The necessity of forming for the children of preschool and junior school age of ecological literacy is reasonable in the article; various interpretations of this concept, ultimate goals of forming process, principles of organization and criteria of estimation, are presented. An author examines an excursion as optimal form for forming for the pupils of all of the tools of ecological literacy.
Keywords
: ecological literacy, ecologically literate personality, forming of ecological literacy, preschool children, junior schoolchildren, excursion. Реализация современных ФГОС ДО и ФГОС НОО в условиях глобализации обостряющихся экологических проблем предполагает формирование у ребенка экологической грамотности, под которой понимается уровень естественнонаучных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности. «Это особый вид деятельности, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде» . В целом экологически грамотная личность как ожидаемый результат данного процесса характеризуется тремя главными особенностями: 1) психологическая включенность в мир природы; 2) субъективный характер восприятия природных объектов; 3) стремление к взаимодействию с миром природы .
Формирование экологически грамотного человека необходимо начинать на эмоционально-аксиологическом уровне с дошкольного, а на осознанном «знаниевом» – с младшего школьного возраста, когда приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Однако анализ соответствующей литературы показал неоднозначность понимания его сути. В своей работе мы исходим из того, что это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Это предполагает решение в учебном процессе следующих актуальных задач: а) усвоение ребенком ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и наоборот; б) понимание многосторонней ценности Природы как источника материального и духовного развития общества; в) овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояния природной среды, принимать правильное решение по ее улучшению; г) выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе; д) формирования понятия о взаимосвязях в природе; е) развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; ж) формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе. Показателями же сформированности экологической грамотности младшего школьника могут служить проявления: 1) выполнение ряда правил поведения в окружающей среде вошло в привычку – ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; 2) развита потребность в заботливом отношении к тем или иным представителям животного и растительного мира; 3) вполне способен самостоятельно выбирать объекты своей экодеятельности; 4) потребность в знаниях экологического содержания пытается реализовать в свободное от уроков время; 5) доброта, отзывчивость, внимание к окружающим людям, природе сопровождается готовностью оказать помощь нуждающимся в ней. Поскольку конечная цель формирования у воспитанников экологической грамотности – ответственное отношение к окружающей среде, ее достижение, несмотря на очевидную деятельностно-естественнонаучную основу, не возможно исключительно в рамках одного учебного предмета (в ДОУ – тематического направления). Это сложный, комплексный процесс, в коем важная роль отводится межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления экологической грамотности дошкольников и младших школьников представляет
смешанная модель, при которой все учебные дисциплины (ДОУ – направления работы) сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмет на себя предмет естественнонаучного цикла – «Окружающий мир» . В целом процесс формирования экологической грамотности ребенка организуется в соответствии с принципами: 1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. 2. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению. 3. Процесс формирования экологической грамотности воспитанников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании, организации экологического развития. Со всей определенностью можно утверждать, что процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подхода к раскрытию современных экологических проблем; в основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению . Следовательно, экологическая грамотность предполагает наличие у индивида базовых социально- бытовых экологических знаний и умений, необходимых для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранительные действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера . Содержание экологической грамотности как минимальной необходимой ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках личностного контекста. Как считают В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черноглазкин, экологическая грамотность связана с формированием обыденных (социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, введением в практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей . Именно поэтому особое внимание необходимо уделять формам, методам и средствам формирования экологической грамотности, которые можно подразделить на разновидности: традиционные, активные, инновационные. Различаются следующие виды занятий: урок как традиционная форма (вводные, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы,
исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач и др.); специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, учебные дискуссии, ролевые игры); внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач); факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов, различные виды экскурсий, использование средств массовой информации . При этом наиболее оптимальными формами организации получения вышеперечисленных знаний и умений являются экскурсия, в том числе по экологической тропе (в ДОУ – экотропинке). Экскурсия – один из видов занятий и основная форма организации работы по формированию экологической грамотности, одна из трудоемких и сложных форм обучения. Ее преимущество в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Так, знакомство с растениями, животными и условиями их обитания способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии во всем их разнообразии способствуют развитию детской наблюдательности, возникновению интереса к первозданной природе и социальной среде. Так, в ходе экскурсий на промышленные предприятия обучающиеся узнают об источниках загрязнений и их составе, о последствиях загрязнения окружающей среды и влиянии отходов на экологическую обстановку города, а также о способах утилизации и ликвидации загрязнителей. При этом формируется элементарное умение предвидеть последствия некоторых человеческих действий по отношению к окружающей среде и находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека. Значительную роль в формировании экограмотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы, краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т.д. . В целом акцентирование внимания экскурсантов на взаимосвязях наблюдаемых объектов и среды их обитания, характер взаимовлияния способствовало появлению особой разновидности – экологической экскурсии (от лат. «еxcursiо» – поездка), под которой понимается форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях . Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с их движением, что содействует укреплению здоровья . Находясь в лесу, на берегу реки и т.п., воспитанники собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т.д.). При этом у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и
беззащитному, слабому и нежному» (по В.А. Сухомлинскому). Все это составляет аксиологический компонент экскурсии. Задачи образовательного ее компонента заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе . Развивающий же стимулирует формирование у дошкольников и младших школьников: а) навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; б) сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); в) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); г) воображения и творческих способностей. То есть, при разработке экскурсии, нацеленных не только на формирование экологической грамотности ребенка, но и развитие в целом, важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Экологическая же экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: 1) между органами животных и растений и их функциями; 2) между средой обитания живых существ и особенностями их строения, образа жизни; 3) между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования; 4) между различными живыми существами в одной экосистеме. Поскольку большинство экскурсий в ДОУ и начальной школе носит комплексный характер, а использование всех их разновидностей направлено на воспитание у ребенка любви к природе и осознанного, бережного отношения к ней, все это способствует важному в свете реализации ФГОС НОО II поколения формированию экологической грамотности младших школьников. То есть, экскурсию модно рассматривать как наиболее эффективную форму последнего. Литература 1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Академия, 1999. – 133 с. 2. Добротин, Д.Ю. К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни / Д.Ю. Добротин // Химия в школе. – 2013. – №6. – С.15-21. 3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2007. – 176 с. 4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2009. – 528 с.
. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2008. – 496 с. 6. Козина, Е.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях многообразия видов деятельности / Е.Ф. Козина // Проблемы формирования экологической культуры младших школьников: материалы кругл. стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов 19.12. 2013 г. / сост. М.С.Смирнова. – М.: Экон-информ, 2014. – С.7-11. 161 7. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С.57-59. 8. Минаев, В.М. Внеклассная работа по природоведению / В.М. Минаев. – Мн.: Харвест, 2009. – 275 с. 9. Смирнова, М.С. Методические приемы формирования основ экологической культуры / М.С. Смирнова // Начальная школа. – 2014. – №9.– С.45- 49. 1 0 . P Damerell, C Howe, and E.J. Milner-Gulland. 2013. Child-orientated environmental education influences adult knowledge and household behaviour. Environmental Research Letters 8: 015016. 11. Laura Barraza. 1999. Children’s Drawings About the Environment. Environmental Education Research 5, 1: 49–66.

Мы живем в бурно развивающемся мире, и на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня происходит проникновение экономики в природу, экологию, экосистему, и темпы этого вмешательства становятся критическими.

Экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическими для всего живого последствиями не могут сравниться ни с какими другими проблемами. По многочисленным данным уже уничтожено 2/3 лесов, ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления; утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения, запас пригодных для сельскохозяйственного использования земель, составляющий 2,5 млрд. га, сокращается со скоростью 6 – 7 млн. га/год; крайне истощены биоресурсы мирового океана, морей и рек: с 2000 года кислотность Мирового океана увеличилась в 10 раз, а за последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%; сокращается биоразнообразие планеты, каждый год человек уничтожает около 1% животных. Глобальное загрязнение окружающей среды привело к потеплению климата на планете. За последние 15 лет среднегодовая температура воздуха выросла на 0,8 °C, это ведет к снижению иммунитета и ухудшению здоровья людей, к примеру, в Европе 225 тыс. человек ежегодно умирает от заболеваний, связанных с выхлопными газами, при этом более 100 млн. россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях .

В мире регулярно проводятся конференции по вопросам изменения климата, в которых принимает участие большое количество разных стран. Одним из самых крупных международных событий 2015 года является конференция Организации Объединенных Наций по климату СОР21, проводимая на территории Франции в Париже с участием 138 стран. Значимость Конференции заключается в подписании международного соглашения по климату, в котором содержится требование по ограничению повышения температуры на 2°C к 2100 году, так как учеными доказано, что потепление климата больше чем на 2°C до конца столетия чревато тяжелыми последствиями для населения. Задача данного соглашения состоит в приостановлении изменения климата, представляющего угрозу для экономики каждой страны в мире, это, в свою очередь, должно привести к снижению выбросов парниковых газов и адаптации компаний к изменениям климата, а также соглашение призвано найти баланс между потребностями и возможностями каждой страны для решения мировых экологических проблем.

Экологическая безграмотность считается одной из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления проблем, связанных с окружающей средой.

Из данных государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» следует, что с каждым годом объем затрат на охрану окружающей среды увеличивается и при этом ежегодно составляет 0,7-0,8% по отношению к ВВП . Эти затраты включают в себя среди прочих затраты на образование в сфере охраны окружающей среды, а также затраты на научные исследования и разработки экологического характера. Таким образом, государство заинтересовано в решении экологических вопросов, в том числе в развитии экологического образования и формировании экологически грамотного населения.

В настоящее время экологическая грамотность формируется на всех уровнях государственной образовательной системы, то есть во всех социальных институтах, чьей целью является образование человека, так как формирование экологической грамотности – это непрерывный процесс, зарождающийся в детстве и длящийся на протяжении всей жизни.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; профессиональное образование: среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование, включающее бакалавриат, специалитет, магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации; а также дополнительное образование. В таблице 1 по данным Центра социологических исследований приведена численность учащейся молодежи государственных образовательных учреждений Российской Федерации.

Таблица 1- Численность учащейся молодежи в дневных государственных (муниципальных) образовательных учреждениях Российской Федерации по состоянию на 2013 год

По прогнозу Центра социологических исследований общая численность учащихся дневных образовательных учреждений Российской Федерации будет неуклонно расти и к 2025 году достигнет 20561 тыс. чел. . А это приблизительно 15 % от общего количества населения Российской Федерации, составляющего сейчас более 146 млн. чел. Таким образом, существует значительный слой населения, которому необходимо формировать и развивать свою экологическую грамотность.

В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний . В процессе обучения должно происходить формирование экологически грамотного человека.

В настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует. После анализа различных определений экологической грамотности, был сделан вывод, что под экологической грамотностью понимается запас экологических знаний и возможность применения этих знаний и навыков в повседневной жизни для того чтобы изменить свой образ жизни на более экологичный для себя и окружающей среды с целью дальнейшего развития человечества. При высоком уровне экологической грамотности увеличивается продолжительность жизни населения, уменьшается число заболеваний и патологий; с помощью рационального природопользования происходит экономия и приумножение природных ресурсов, поэтому экологическое воспитание в настоящее время приобретает особую значимость в развитии любого города, региона, страны и мира.

На каждом уровне образования принципы формирования экологической грамотности имеют свои особенности, что рассмотрено в таблице 2.

Таблица 2 – Формирование экологической грамотности учащихся по уровням образовательной системы

Уровень образования

Требования государственных образовательных стандартов в сфере экологических знаний

Особенности формирования экологической грамотности

Дошкольное образование приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,

формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности .

Формируется любовь к природе, интерес к изучению родного края, навыки ведения здорового образа жизни.
Общее образование:

начальное общее

основное общее

среднее общее

формирование системы знаний и представлений о природе .

формирование понимания значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы .

формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности .

Происходит воспитание ответственного и бережного отношения к природе, развитие навыков ведения здорового и экологичного образа жизни, формируются умение практической деятельности по улучшению окружающей среды, а также навыки самообразования по вопросам взаимодействия природы и общества.
Профессиональное образование: В данном случае нет единого государственного образовательного стандарта; существуют стандарты отдельно для каждого направления обучения, но все они включают в себя изучение общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые обладают значительным эколого-образовательным потенциалом. Происходит углубление полученных ранее знаний в области экологии, приобщение к научно-исследовательской работе, к возможности поиска творческих решений проблем в области охраны окружающей среды.

Несмотря на объем затрат со стороны государства на охрану окружающей среды, на экологическое образование, включающее изучение экологических дисциплин на всех ступенях образовательной системы и проведение различных мероприятий по формированию экологически грамотного общества, уровень экологической культуры в России остается невысоким. В первую очередь, это связано с различными проблемами федерального законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В последние годы законодательная база в этой области ослабла и стала менее прозрачной: в действующем базовом законе «Об охране окружающей среды» от 2002 года мало норм прямого действия, тогда как в предыдущем законе их было гораздо больше. Реализация многих экологических норм осложнена тем, что в основополагающих законах не в полной мере учитываются положения действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Несовершенство законодательной базы, в свою очередь, создает серьезные трудности для промышленных предприятий. Законодательные акты могут содержать термины и понятия, определение которых не раскрывается в действующем законодательстве, поэтому возникает проблема неоднозначного их толкования различными контролирующими органами, что приводит к высокой коррупционной емкости оформления документации, связанной с воздействием на окружающую среду. Например, в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» используются термины: «обработка рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов», «обработанные водные биоресурсы», но нет определения (разъяснения) этих терминов .

Также на сегодняшний день серьезной проблемой является отсутствие на многих предприятиях современных улучшенных технологий очистки вод и технологий безотходного производства, что зачастую приводит к различным уловкам с их стороны. В частности, некоторые предприятия могут предоставлять не соответствующую действительности информацию о выбросах и сбросах с целью снизить плату за вредное воздействие от своей деятельности. Таким образом, бюджеты теряют значительную часть доходов, а население страдает от загрязнений среды.

На бытовом уровне существуют свои сложности с соблюдением экологических норм и правил. К примеру, несознательность и экологическая неграмотность многих людей приводит к лесным свалкам и пожарам, возникающим вследствие оставления различного мусора в лесах и непотушенных после себя костров. До тех пор, пока каждый из нас не научится бережно относиться к природе и окружающей среде, леса, парки, дворы будут наполняться мусором, и, в конечном счете, экологические проблемы и катастрофы будут существовать и разрастаться.

Итак, экологическое образование необходимо всем и каждому, население должно быть экологически грамотным.

Формированию экологической грамотности на ступени общего образования, посвятили свои труды разные авторы: Драгунов Е.А., Захлебный А.Н., Топор А.В., Валуева Н.Н. и многие другие. Также значительная часть исследований принадлежит проблеме формирования экологической культуры населения в целом, независимо от уровней образования. А работ, посвященных развитию экологической грамотности на уровне профессионального образования, существенно меньше. Поэтому в данной статье будет рассматриваться вопрос формирования экологической грамотности на ступени высшего образования.

Необходимо учитывать, что обучаться профессиональному образованию приходят люди уже имеющие определенный уровень экологических знаний и навыков, с собственным экологическим мышлением, поэтому целью формирования экологической грамотности у студентов является повышение и дальнейшее развитие экологической культуры, углубление имеющейся экологической подготовки.

Таким образом, очень важно определить реальный уровень экологической грамотности студентов, обучающихся на ступени высшего профессионального образования. Для этого было проведено исследование, в котором приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры очной формы обучения, а также преподаватели вуза. Для студентов был составлен тест, включающий в себя 5 блоков, затрагивающих разные экологические вопросы. В результате были получены следующие данные: знают экологические понятия и термины 39% студентов бакалавриата и 26% студентов магистратуры; разбираются в основных экологических проблемах 53,5% студентов бакалавриата и 68% магистрантов; умеют классифицировать природные ресурсы по категориям студенты бакалавриата и магистратуры примерно одинаково – было получено около 68% правильных ответов; на вопросы, связанные с эколого-экономическими аспектами природопользования, верно отвечают 61% учащихся бакалавриата и 68% магистрантов; 58% студентов бакалавриата и такой же процент студентов магистратуры разбираются в такой экологической проблеме как перенаселение. Вследствие чего мы видим, что у студентов средний уровень экологической грамотности: 56% студентов бакалавриата и 58% магистрантов ответили правильно на поставленные в тесте вопросы. Но также важно понять потребность студентов в экологическом образовании. Для решения этой задачи учащимся была предложена анкета, с помощью которой мы узнали, что более 50% опрошенных студентов хотели бы углубить свои экологические знания; встречи со специалистами и лекции для повышения экологической культуры нужны 27% студентов бакалавриата и 58% магистрантов; мероприятия экологической тематики хотели бы посещать 32% учащихся бакалавриата и 53% студентов магистратуры; практически все студенты в повседневной жизни задумываются о проблемах экологии, а более половины считают, что экологическая грамотность имеет значение для будущей профессиональной деятельности.

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты заинтересованы в углублении своих экологических знаний и повышении своей экологической культуры. И для того чтобы повысить уровень их экологической грамотности в процессе получения высшего образования необходимо решить следующие задачи:

Вооружить будущего специалиста системой научных знаний, умений и навыков экологического характера,

Сформировать у студента потребность в экологических знаниях: показать возможность использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности для принятия экологически целесообразных решений,

Дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных способах природопользования с целью показать необходимость гуманного отношения к окружающей природной среде, а также значимость экономии природных ресурсов и их рационального использования,

Предоставить студенту актуальную информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах, объяснить необходимость личного участия студента в экологической жизни общества; студент должен осознавать всю опасность глобальной экологической катастрофы,

Необходимо заинтересовать учащегося выполнением различных научных исследований по экологической проблематике.

Эффективное решение поставленных задач позволит углубить знания студентов в области экологии, сформировать стремление к рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов, приобрести студентами знания о грамотном природопользовании, а также имеющихся экологических проблемах и, таким образом, повысить уровень их экологической грамотности.

Для успешной реализации данных задач необходимо соблюдать определенные принципы формирования экологической грамотности студентов:

Направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды,

Направленность на выработку у студентов бережного отношения к окружающей среде, культивирование гуманистического отношения к природе,

Постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована для более эффективного процесса формирования экологической грамотности.

К сожалению, в настоящее время выполняются лишь некоторые из поставленных задач и соблюдаются не все принципы формирования экологической грамотности студентов. В первую очередь, это связано с тем, что в учебных планах, которые реализуются для направлений подготовки специалистов, напрямую не связанных с экологией, очень мало дисциплин экологических и косвенно касающихся экологических проблем. Так, после проведенного анкетирования преподавателей, был сделан вывод о том, что лишь 40% из них касаются в рамках своих дисциплин экологических проблем, но это происходит редко. А также только 29% преподавателей сказали, что могут в процессе обучения влиять на формирование экологического мышления студентов, но при этом 86% преподавателей считают, что экологическая культура необходима современному студенту.

Исходя из полученных данных следует, что для повышения уровня экологической грамотности студентов вузов необходимо:

Внести в учебные планы различные экологические дисциплины, которые могут быть как основными, так и в форме факультативных занятий для действительно заинтересованных в углублении своих экологических знаний студентов, желающих заниматься научными исследованиями, решать кейсы и проблемные задачи экологического характера;

Организовать для преподавателей дополнительные курсы повышения квалификации и мастер-классы, в ходе которых будет рассматриваться вопрос значимости экологического образования и возможности каждого преподавателя внести вклад в экологическое воспитание студента;

Проводить различные экологические мероприятия внутри вуза: приглашать специалистов из этой области; показывать видео экскурсии по загрязненным и нетронутым рукой человека территориям, по промышленным заводам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и при этом применяющим современные технологии для снижения отрицательных последствий, с целью научить студента бережному отношению к окружающей среде; проводить конкурсы среди научных работ и докладов на тему экологических проблем;

Мотивировать студента на участие в различных региональных, общероссийских форумах, посвященных проблемам экологического характера с помощью поощрений в виде дипломов и возможностью выигрывать гранты;

Объединить усилия государства и различных существующих экологических организаций, направленные на охрану окружающей среды путем создания в каждом вузе экоклубов и/или экологических отрядов, которые будут заниматься природоохранной деятельностью, пропагандой здорового и экологичного образа жизни, делиться между собой опытом проведения разнообразных экологических мероприятий, для сплочения студентов вокруг принципов охраны окружающей природной среды и для формирования имиджа своего вуза как «экологически сознательного» учебного заведения.

Таким образом, формирование и повышение уровня экологической грамотности студентов невозможно без экологизации профессионального образования. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека и общества. В процессе обучения в различных учебных заведениях профессионального образования студент может углубить свои знания в области экологии, развить в себе гуманное отношение к окружающей среде, но для этого необходимо создать в вузах соответствующие условия.

  • Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 413
  • Конференция «Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rospromeco.com/zakonodatelstvo/27-analytic/zakonodatelstvo/71-zakonodatelstvo-13
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира посредством заданий творческого характера

    Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Я глубоко убежден, что если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы, если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том, что видят его глаза, в эти часы пробуждается пульс его живой мысли. Благодаря этим часам общения с родной природой развиваются его умственные способности, в его духовную жизнь входит слово родной речи и становится его собственным богатством: в слове он выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образа и слова, познания умом и познания сердцем – это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру». Анализируя эти слова, я поняла, что большая роль в воспитании этого чувства принадлежит учителю начальных классов. На уроке окружающего мира я провела анкетирование учащихся и пришла к выводу, что негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел. Подавляющее большинство детей усвоили негативные примеры и, в лучшем случае, заняли пассивную позицию «так не поступать». Подобная позиция соответствует низкому уровню развития экологической культуры. Дети с низким уровнем развития экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами уже сейчас смогут принести природе, городу, окружающим людям. Таким образом, в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения в развитии экологической грамотности младших школьников: учащиеся не в полной степени представляют, что в природе все взаимосвязано; у обучающихся отсутствуют экологические знания, нет ощущения, что человек - часть природы; дети не умеют оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к окружающей среде на основе предвидения возможных отрицательных последствий.

    За последнее время вопросы охраны природы, экологические проблемы стали главными не только для ученых, но и для широких слоев населения, в том числе и младших школьников. В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение . Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.

    Актуальность проблемы продиктовала следующие задачи: 1. Проанализировать школьную программу и выявить ее возможности в экологическом образовании обучающихся. 2. Создать представление о сложных взаимоотношениях человека с природой. 3. Дать современные представления о биосфере, о роли водного и воздушного бассейнов, почвенного покрова, растительного и животного мира. 4. Воспитание ответственности за состояние природы, ее сохранение и улучшение в интересах будущих поколений.

    Решение данной проблемы зависит от уровня общей культуры каждого человека на земле. Основы любой культуры закладываются в детском возрасте. Считаю, что необходимо, чтобы каждый день учащиеся делали для себя открытие, чтобы каждый шаг облагораживал душу ребенка. Этому способствует интегрированный курс Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова « Мы и окружающий мир» в системе Л.В. Занкова, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную сферу активизирует эмоционально – чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли, к семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

    Важнейшим показателем сформированности экологической грамотности, экологической культуры личности является ● проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать; ● выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку. Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

    Для реализации поставленных задач использую в своей работе следующие средства: ● экологические сказки ●экологические задачи, задачи-рассказы ●конференции, пресс-конференции ●изучение растений и животных своей местности, занесенных в «Красную книгу» ●задания занимательного характера: интеллектуальные творческие игры, викторины, конкурсы рисунка-плаката «Защитим жизнь», «Береги Землю!»

    Хорошим материалом для познания экологии является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий. Но в экологических сказках не должны нарушаться экологические правила, свойства и действия сказочного героя не должны искажаться.

    Цель экологической сказки – дать точную, научно-достоверную информацию. Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания. В сказках даются представления о закономерностях в природе: о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных и растений, природных явлений, ландшафтов.

    Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок сам придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить» (В.А.Сухомлинский) Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

    Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по теме, так и независимо от темы урока. В любом случае они будут активизировать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, способствующую творчеству и инициативе, повышающую эмоциональный фон урока. Текстовые задачи экологического содержания целесообразно применять на уроках для оценки как положительного, так и отрицательного влияния человека на природу. Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы. Экологические задачи для младших школьников могут быть разного уровня сложности в зависимости от класса и подготовленности детей.

    На уроках окружающего мира учащиеся овладевают навыками видеть проблему, выдвигать и доказывать гипотезы, выражать свои мысли устно и письменно. Учатся предъявлять результаты изысканий в виде схем, планов, моделей, поделок. Накопленные знания и умения следует закреплять и применять, т.е. нужен естественный выход, возможность реализовать свой опыт. Для того, чтобы дать детям почувствовать значимость их знаний, было решено провести ряд конференций.

    Проводилась подготовительная работа, в результате которой рассматривались такие вопросы:

    1.Что такое «конференция»?

    2.Зачем нужны конференции?

    3.Кому нужны конференции?

    4.Нужны ли конференции школьникам?

    5.Как люди готовятся к конференции?

    6.А как готовиться к конференции нам?

    7.Как нам организовать конференцию? Кто будут нашими гостями?

    Увлекательна и полезна для учащихся работа над экологическими проектами:

    «Моё дерево», «Реки нашего края», «Горы ценны не тем, что высоки, а тем, что богаты», «Помоги птицам зимой», «Растения и животные, занесенные в Красную книгу», «Земля- наш общий дом». Работая над проектами, учащиеся учатся работать с инструкциями, развивают навыки исследования, наблюдения, умение получать информацию из разных источников, анализировать её, Учатся работать со справочной литературой, вырабатывают навыки работы в интернете. При создании презентации проявляют творчество, для выступления перед аудиторией отрабатывают умение кратко формулировать свою мысль, аргументированно доказывать своё мнение.

    Так как современные экологические изменения создают реальную угрозу жизни людей, учебно-воспитательная деятельность школы должна быть направлена на формирование экологической грамотности, экологической культуры учащихся, чтобы выросло поколение, которое будет охранять окружающую среду.

    Приведенная система средств опыта способствует становлению экологической грамотности и формированию личностной позиции младших школьников. Вопросы культуры потребления природных ресурсов стояли в центре моей воспитательной работы с классом.

    Разделы: Начальная школа , Экология

    «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорил тургеневский герой. Долгое время свои отношения с природой человек выстраивал по этому принципу. Однако то, что воспитывалось веками – потребительский подход к природе - очень трудно изменить. И здесь особое значение приобретает экологическое образование.

    Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «Окружающий мир» , являющимся интегрированным курсом и направленным на формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек, природа, общество». Воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в природе.

    По УМК «Школа России» я работаю второй год.

    Основные темы разделов:

    1. Где мы живём
    2. Природа
    3. Жизнь города и села
    4. Здоровье и безопасность
    5. Общение
    6. Путешествие

    В конце каждого раздела даются темы для проектов, но сами презентации проектов проводятся в конце первого и второго полугодия. В первом классе дети готовили небольшие сообщения по этим разделам, с помощью родителей выполняли презентации на ватманах. Во втором классе дети выполняют эту работу в группе. Они делятся той информацией, которая у них сохранилась с первого года, объединяют её, дополняют новым найденным материалом. Защиту проводят выбранные ученики каждой группы.

    Есть темы, которые очень интересуют детей, но их нет в проектах. Ребята сами с увлечением берутся за эти темы и затем делятся своими находками. Так получилось с работой по теме «Звёздное небо», в разделе природа. Мы изучили созвездия, на внеурочном занятии «Моя Астрахань» познакомились с Астраханским планетарием и его сотрудниками, которые нам сообщили о творческом конкурсе и ребята, объединившись в группу решили участвовать.

    Во время сезонных экскурсий дети наблюдают за изменениями в природе, собирают природный материал, создают поделки, помогают зимующим птицам, строят кормушки и ждут гостей. Рассказывают о своих домашних питомцах и уходе за ними. В зимнее время устраивают огород на своих окнах и выращивают бобовые.

    Элементы экологического образования могут быть включены на любых уроках: русского языка (словарная работа, диктанты, изложения), математики (при решении и составлении задач), литературного чтения (при обсуждении стихотворений, прозы).

    На уроках русского языка, на этапе развития речи, детям можно предложить задания экологического содержания, объяснить значение пословиц и поговорок о природе.

    Дети составляют рассказы по картинкам на заданную тему, например, "Что мне рассказал весной скворец".

    Тексты для диктантов, изложений, проверочного списывания подбираю так, чтобы они помогали ребёнку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство прекрасного.

    Основы экологического образования и воспитания формируются и на уроках математики. Детям нравятся задачи, в которых они могут познакомиться с жизнью природы. Во 2 классе дети сами начинают составлять задачи, используя знания, полученные на других уроках. При этом учащиеся учатся решать задачи, получают новые сведения о природе и развивают речь, память, мышление.

    Большие возможности для экологического образования заложены в уроках литературного чтения. Я уделяю внимание развитию мотивации охранять природу путём образного познания мира. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает литературный анализ лирических стихотворений русских поэтов. Дети учатся чувствовать "настроение природы", высказывать своё видение окружающего мира, находить необычное в обычных предметах.

    Экологическая работа проводится и с родителями: на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.

    Разнообразная кропотливая работа даёт хорошие результаты. На основе диагностики можно сделать вывод: дети задают больше вопросов, вопросы становятся более глубокими по смыслу. У ребят возникает желание искать ответы на вопросы самостоятельно. Ребята не просто созерцают природу, но и переживают, волнуются, радуются, сопереживают, овладевают навыками ухода за животными и растениями.

    Работа по экологическому воспитанию ведётся и за пределами школы. Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение ребят с природой в разные сезоны.

    Я стараюсь учить детей видеть не только красоту природы, но и необдуманное истребление её людьми.

    Экологическое воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач на данный момент. Это очень трудная, но интересная работа.

    Одним из принципов экологического воспитания является непрерывность. Об этом нужно помнить и отражать этот принцип в своей работе с детьми.

    Достаточно новым направлением совершенствования экологического образования в начальной школе становится проблема управления самостоятельной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды с помощью заданий, ставящих ребёнка в положение исследователя, открывателя природных тайн и загадок.

    В процессе работы можно использовать следующие виды деятельности:

    • сюжетно-ролевые игры;
    • практическая деятельность;
    • детское творчество;
    • общение с природой;
    • экспериментирование;
    • речевая деятельность: обмен информацией, впечатлениями;
    • наблюдение;
    • чтение книг, посещение выставок, музеев, кинозалов.

    Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности младшего школьника.

    Задачи экологического воспитания в начальной школе требуют целенаправленной систематической работы. Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий. Детей необходимо знакомит с особенностями природы родного края. Изучение осуществляется по принципу: от близкого к далёкому - от родного города, края - ко всей стране, а затем к другим странам и континентам.

    Целью экологического воспитания и образования младших школьников является достижение положительных учебных и воспитательных результатов именно на этом этапе школьного образования. У ребят формируются начала экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.