Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Кто автор рассказа девочка на шаре. Детские сказки онлайн

Кто автор рассказа девочка на шаре. Детские сказки онлайн

Я считаю, что в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре» автор говорит об отношениях детей и взрослых. Дениска и его папа — близкие люди, но каждый из них живет своей жизнью. Когда Дениска первый раз пришел из цирка, он постоянно говорил о маленькой девочке на голубом шаре. Папа вспомнил, что он давно не был в цирке, и пообещал сыну в воскресенье сходить с ним еще раз. Дениска целую неделю думал только о девочке на шаре. Чтобы он ни делал: ел, спал, учился, дрался — Дениска думал о том, как он в воскресенье пойдет с папой в цирк и увидит девочку на шаре. Но в жизни так случается, что у взрослых появляются другие дела. Так случилось и с Денискиным папой. В то воскресенье, когда они должны были пойти в цирк, к его папе пришли товарищи по работе. Они что-то чертили и обсуждали. В цирк они так и не пошли. Но мне кажется, что папа просто забыл о своем обещании. Но, когда он увидел расстроен.иого Дениску, он дал клятву Верности и Чести пойти в цирк в следующее воскресенье. для Дениски пролетела еще одна долгая неделя. Он не мог сдержать нетерпення, когда они с папой Пришли в цирк. А папа, чувствуя свою вину, купил билеты близко к арене — во втором ряду. Началось представление. Дениска не давал папе смотреть ЦИрковые номера. Он только и говорил: «Да ну его! Это еруида на постном масле! Это не то». Дениска представлял, как сейчас Выйдет необыкновенная девочка в серебряном костюме, как она будет ловко бегать по шару. Он хотел показать папе девочку, которая так ему понравилась. Но тут объявили антракт. И они узнали, что эквилибристка Танечка Воронцова вчера уехала с родителями во Владивосток. у Дениски испортилось настроение, и он попросил папу пойти домой. Папа понимал, что если бы они пошли в цирк в прошлое воскресенье, то Дениска бы увидел свою девочку на шаре. Он попытался «задобрить» сына мороженым и «Кахетинской водой». А Дениска был потружен в свои переживання. Он не видел, что папа тоже расстроен. Дениска не понимал, что его папа хотел досмотреть представление до конца. Непонимание Дениски привело к тому, что папа почувствовал себя Виноватым. Он огорчился сначала Потому, что сын не увидел девочку на шаре, а потом — когда понял, что Дениска не умеет видеть переживания других людей.Мне кажется, что взрослые иногда поступают неправильно. Но они часто признают свои ошибки. Поэтому надо уметь не огорчать Своих родителей, даже если они поступили не так, как хочется нам.

Рассказ для детей

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шел туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Аленке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, все увижу как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость. И еще в тот раз я все больше смотрел на оркестр, как они играют - кто на барабане, кто на трубе, - и дирижер машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз еще совсем глупый был.
И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво - в красные костюмы с желтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошел их начальник в черном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглер, и началась потеха. Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть... Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка - в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижера, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглеру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тетеньке в прическу, и у нее получилась не прическа, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.
И когда жонглер убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень веселое, только не так быстро, как раньше.
И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе: она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было как в сказке. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, - я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.
И когда зажгли свет, все захлопали и завопили "браво", и я тоже кричал "браво". А девочка соскочила со своего шара и побежала вперед, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и еще, и еще раз, и все вперед и вперед. И мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить ее и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась. И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него. Я все время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза;, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она все еще мне представлялась на своем голубом шаре.
А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошел к занавеске, откуда выходили артисты.
Мне хотелось еще раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел - вдруг она выйдет? Но она не выходила.
А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население. А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.
И когда кончилось и мы пошли домой, я все время думал про девочку на шаре.
А вечером папа спросил:
- Ну как? Понравилось в цирке?
Я сказал:
- Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдем в следующее воскресенье в цирк! Я тебе ее покажу!
Папа сказал:
- Обязательно пойдем. Обожаю цирк!
А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.
...И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и все равно каждый день думал, когда же придет воскресенье, и мы с папой пойдем в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу ее папе, и, может быть, папа пригласит ее к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.
Но в воскресенье папа не смог идти. К нему пришли товарищи, они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:
- В следующее воскресенье... Даю клятву Верности и Чести.
И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил еще одну неделю. И папа сдержал свое слово: он пошел со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, все время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по-всякому, но девочка все не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своем серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:
- Сейчас он объявит ее!
Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я все время говорил папе:
- Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!
А папа говорил, не глядя на меня:
- Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!
Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре. Небось подскочит на своем стуле на два метра в высоту...
Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:
- Ант-рра-кт!
Я просто ушам своим не поверил! Антракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у нее сотрясение мозга?
Я сказал:
- Папа, пойдем скорей, узнаем, где же девочка на шаре!
Папа ответил:
- Да, да! А где же твоя эквилибристка? Что-то не видать! Пойдем-ка купим программку!..
Он был веселый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:
- Ах, люблю... Люблю я цирк! Самый запах этот... Голову кружит...
И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенках висели фотографии разных тигриных морд, и мы побродили немного и нашли наконец контролершу с программками. Папа купил у нее одну и стал просматривать. А я не выдержал и спросил у контролерши:
- Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?
- Какая девочка?
Папа сказал:
- В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?
Я стоял и молчал. Контролерша сказала:
- Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?
Я стоял и молчал.
Папа сказал:
- Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а ее нет.
Контролерша сказала:
- Да она уехала... Вместе с родителями... Родители у нее "Бронзовые люди - Два-Яворс". Может, слыхали? Очень жаль. Вчера только уехали.
Я сказал:
- Вот видишь, папа...
- Я не знал, что она уедет. Как жалко... Ох ты боже мой!.. Ну что ж... Ничего не поделаешь...
Я спросил у контролерши:
- Это, значит, точно?
Она сказала:
- Точно.
Я сказал:
- А куда, неизвестно?
Она сказала:
- Во Владивосток.
Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.
Я сказал:
- Какая даль.
Контролерша вдруг заторопилась:
- Ну идите, идите на места, уже гасят свет! Папа подхватил:
- Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат - ужас! Бежим смотреть!
Я сказал:
- Пойдем домой, папа.
Он сказал:
- Вот так раз...
Контролерша засмеялась. Но мы подошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка. Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:
- Владивосток - это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь...
Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли еще немного, и я вдруг вспомнил про самолеты и сказал:
- А на "ТУ-104" за три часа - и там!
Но папа все равно не ответил. Он к;репко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:
- Зайдем в кафе-мороженое. Смутузим по две порции, а?
Я сказал:
- Не хочется что-то, папа.
- Там подают воду, называется "Кахетинская". Нигде в мире не пил лучшей воды.
Я сказал:
- Не хочется, папа.
Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное и грустное лицо.

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, всё увижу, как следует. А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, что бы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость. И ещё в тот раз я всё больше смотрел на оркестр, как они играют — кто на барабане, кто на трубе, — и дирижёр машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз ещё совсем глупый был.

И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пах нет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а по толок высокий, и там привязаны разные блестящие качели.

И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких- то людей, одетых очень красиво — в красные костюмы с жёлтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглёр, и началась потеха. Он кидал шарики, по десять или по сто штук вверх, и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть... Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как примагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглёр кинул этот мячик к нам в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я пой мал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка — в Мишку, а Мишка вдруг на целился и ни с того ни с сего засветил прямо в дирижёра, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рас сердился и кинул мяч обратно жонглёру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тётеньке в причёску, и у неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не по мерли.

И когда жонглёр убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень весёлое, только не так быстро, как раньше.

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие- синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голу бой шар, который для неё выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под её ногами, и она на нём вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вёз её на себе: она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это всё было как в сказке. И тут ещё потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в тем ноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, — я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.

И когда зажгли свет, все захлопали и завопили «браво», и я тоже кричал «бра во». А девочка соскочила со своего шара и побежала вперёд, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и ещё, и ещё раз, и всё вперёд и вперёд. И мне показалось, что вот она сейчас разобьётся о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась.

И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами. И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я её вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она по махала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел подбежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала всем воз душный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него.

Я всё время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она всё ещё мне представлялась на своём голубом шаре.

А потом объявили антракт, и все по бежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошёл к занавеске, откуда выходили артисты.

Мне хотелось ещё раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел — вдруг она выйдет? Но она не вы ходила.

А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель всё время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет туземное население. А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.

И когда кончилось и мы пошли домой, я всё время думал про девочку на шаре.

А вечером папа спросил:

— Ну как? Понравилось в цирке?

Я сказал:

— Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдём в следующее воскресенье в цирк! Я тебе её покажу!

Папа сказал:

— Обязательно пойдём. Обожаю цирк!

А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.

И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и всё равно каждый день думал, когда же придёт воскресенье, и мы с папой пойдём в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и по кажу её папе, и, может быть, папа при гласит её к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.

Но в воскресенье папа не смог идти.

К нему пришли товарищи, они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:

— В следующее воскресенье... Даю клятву Верности и Чести.

И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как прожил ещё одну неделю. И папа сдержал своё слово: он пошёл со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, всё время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по- всякому, но девочка всё не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своём серебряном костюме с воздушным плащом и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:

— Сейчас он объявит её!

Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я всё время говорил папе:

— Да ну его! Это ерунда на постном масле! Это не то!

А папа говорил, не глядя на меня:

— Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

Я подумал, что папа, видно, плохо разбирается в цирке, раз это ему интересно. Посмотрим, что он запоёт, когда увидит девочку на шаре. Небось, подскочит на своём стуле на два метра в высоту...

Но тут вышел объявляющий и своим глухонемым голосом крикнул:

— Ант-рра-кт!

Я просто ушам своим не поверил! Ан тракт? А почему? Ведь во втором отделении будут только львы! А где же моя девочка на шаре? Где она? Почему она не выступает? Может быть, она заболела? Может быть, она упала и у неё сотрясение мозга?

Я сказал:

— Папа, пойдём скорей, узнаем, где же девочка на шаре!

Папа ответил:

— Да, да! А где же твоя эквилибрист ка? Что-то не видать! Пойдём-ка купим программку!..

Он был весёлый и довольный. Он огляделся вокруг, засмеялся и сказал:

— Ах, люблю... Люблю я цирк! Самый запах этот... Голову кружит...

И мы пошли в коридор. Там толклось много народу, и продавались конфеты и вафли, и на стенках висели фотографии разных тигриных морд, и мы побродили немного и нашли наконец контролёршу с программками. Папа купил у неё одну и стал просматривать. А я не выдержал и спросил у контролёрши:

— Скажите, пожалуйста, а когда будет выступать девочка на шаре?

— Какая девочка?

Папа сказал:

— В программе указана эквилибристка на шаре Т. Воронцова. Где она?

Я стоял и молчал.

Контролёрша сказала:

— Ах, вы про Танечку Воронцову? Уехала она. Уехала. Что ж вы поздно хватились?

Я стоял и молчал.

Папа сказал:

— Мы уже две недели не знаем покоя. Хотим посмотреть эквилибристку Т. Воронцову, а её нет.

Контролёрша сказала:

— Да она уехала... Вместе с родителя ми... Родители у неё «Бронзовые люди — Два-Яворс». Может, слыхали? Очень жаль. Вчера только уехали.

Я сказал:

—- Вот видишь, папа...

— Я не знал, что она уедет. Как жал ко... Ох ты боже мой!.. Ну что ж... Ничего не поделаешь...

Я спросил у контролёрши:

— Это, значит, точно?

Она сказала:

Я сказал:

— А куда, неизвестно?

Она сказала:

— Во Владивосток.

Вон куда. Далеко. Владивосток. Я знаю, он помещается в самом конце карты, от Москвы направо.

Я сказал:

— Какая даль.

Контролёрша вдруг заторопилась:

— Ну идите, идите на места, уже гасят свет!

Папа подхватил:

— Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рычат — ужас! Бежим смотреть!

Я сказал:

— Пойдём домой, папа.

Он сказал:

— Вот так раз...

Контролёрша засмеялась. Но мы по дошли к гардеробу, и я протянул номер, и мы оделись и вышли из цирка. Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:

— Владивосток — это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь...

Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. Мы прошли ещё немного, и я вдруг вспомнил про самолёты и сказал:

— А на «Ту-104» за три часа — и там!

Но папа всё равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:

— Зайдём в кафе-мороженое. Смутузим по две порции, а?

Я сказал:

— Не хочется что-то, папа.

— Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучшей воды.

Я сказал:

—- Не хочется, папа.

Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шёл так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьёзное и грустное лицо.

Разделы: Литература

Цели:

  • Воспитательные цели:
    • Приобщить учеников к непростому и нелегкому разговору о взаимоотношениях девочек и мальчиков.
    • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
    • Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.
  • Образовательные цели:
    • Учить глубокому прочтению прозаического произведения.
    • Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.
    • Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.
    • Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.
  • Развивающие цели:
    • Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.
    • Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.
    • Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям
    • Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.

Тип урока: изучение нового, урок внеклассного чтения

Основной метод: частично-поисковый

Оборудование: выставка ученических рисунков по рассказу «Девочка на шаре», выставка книг В.Драгунского

ХОД УРОКА

Всё было как в сказке!

В.Драгунский.

I. Организационный момент (2 мин.)

– Сегодня мы познакомимся, а некоторые из ребят, может, и вспомнят один из рассказов Виктора Юзефовича Драгунского «Девочка на шаре».
Разговор у нас сегодня с вами не простой, и нам будет нелегко, потому что речь пойдет о взаимоотношениях мальчиков и девочек. Мы с вами прочитали замечательную книжку Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Это 46 удивительных и забавных историй, рассказанных от лица главного героя – Дениса Кораблева. В первых рассказах он еще дошкольник, а в последних – ваш ровесник. Первые истории – действительно забавные, смешные, а последние – уже нет, потому что Дениска вырос, повзрослел. Потому что у него появилась своя, особая внутренняя жизнь, глубокие переживания.

? Ребята, а что обозначают слова РОВЕСНИК и СВЕРСТНИК? (Ровесник – человек, одинаковый по возрасту с кем-либо. Сверстник – то же, что и ровесник. Следовательно, это слова-синонимы)

? А кто такой Дениска Кораблёв? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны вспомнить биографию автора этих рассказов.

Небольшое сообщение ученика о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского. (Приложение 1 )

III. Теория литературы (2 мин.)

– Но прежде, чем мы обратимся рассказу, вспомним, что такое рассказ. (Рассказ – это эпическое произведение, в нём одна сюжетная линия и не больше двух главных героев).

? Подходит ли определение рассказа к нашему произведению? (Да, здесь одна сюжетная линия – Дениска в цирке, 1 главный герой – Дениска)

IV. Словарная работа (1 мин.)

Так как действие рассказа происходит в цирке, нам встречаются некоторые слова, связанные с цирковой тематикой. Дайте толкование этих слов.

БРАВО – выражение чувства восхищения.
ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка, удерживающая равновесие на шаре, канате и др. предметах.
АНТРАКТ – перерыв между выступлением.

V. Работа с текстом (15 мин.)

– Обратимся к самому тексту. Вспомним основное содержание рассказа «Девочка на шаре».

? С какими чувствами шел Дениска в цирк? («Я очень радовался, когда шел туда...Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на степах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели... » стр. 86)

А теперь прослушаем этот ответ в исполнении художественного чтеца рассказов Драгунского – народного артиста Евгения Вестника и посмотрим, как должно звучать чтение художественных произведений. (Прослушивание отрывка – 3 мин.)

Итак, Дениска на долгожданном цирковом представлении.

? Что хотел увидеть Дениска в цирке в первую очередь? (Только что-то смешное).
? Что знали Дениска и его друзья о цирке? (Цирк – это смешное зрелище).

– А теперь обратимся к сцене выступления девочки на шаре. (Подробный анализ)

? Что почувствовал и понял Дениска, смотря необычный цирковой номер? Какие эпитеты, определения он использует, рассказывая о номере и его участнице? Вспомним, что эпитетами в художественных произведениях являются, как правило, имена прилагательные, несущие образное определение того или иного предмета или лица. (Маленькая красивая девочка, длинные ресницы, особенная, в серебряном платье с воздушным плащом, огромный голубой шар, она маленькая, милая и необыкновенная, колокольчатые браслеты на девочкиных руках, стр. 88)
? Как Дениска называл про себя девочку на шаре? (Дюймовочка)
? А почему? в каких словах мы видим отношение Дениски к девочке? (такая она была маленькая, милая и необыкновенная; красивая, особенная)
? Почему Дениске захотелось кинуться на сцену и спасти девочку? Работаем с текстом рассказа. («..мне показалось, что вот она сейчас разобьется о барьер, и я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась, как вкопанная, раскинула свои длинные руки, стояла и улыбалась...» стр. 88. Дениска хотел защитить девочку от любой опасности, п.ч. был восхищен и очарован ею)

Запись на доске и в тетради:

Рассказ «Девочка на шаре»:

  • О новом незнакомом чувстве, которое зародилось у мальчика.
  • О взаимопонимании между родителями и детьми.

? Какой эпизод вам наиболее понравился и почему? Прочитайте его выразительно.

VI. Работа в парах (5 мин.)

Ответьте на вопросы:

? Почему писатель сделал концовку рассказа грустной? Может ли она быть другой? (Именно печальный поворот сюжета рассказа помогает раскрыт характер главного героя, показывает то, что Дениска повзрослел, он уже не маленький ребёнок, он способен на глубокие личные переживания)
? Чем обогатил вас этот рассказ?

VII. Итоги (5 мин.)

  • Прочитайте строки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень ему за это благодарен, (конец рассказа, стр. 95)
  • Как вы понимаете слова: «Счастье – это когда тебя понимают...»

Вывод: Денис назвал Девочку на шаре особенной. Раньше для Дениски все девочки были обыкновенными. А потом он подрос и вдруг заметил, что одна девочка – необыкновенная, особенная, потому что понравилась ему. Мы видим главного героя повзрослевшим, серьёзным, способным на глубокие переживания. Вот об этом рассказ Драгунского – замечательного детского писателя, который говорит нам, что каждый случай в жизни взрослеющего человека, на первый взгляд, не значимый, оказывается очень важным. А взрослые должны уметь понимать своих детей и помогать им «взрослеть» правильно.
Счастлив тот человек, который знает, что близкие его всегда поймут и поддержат в любую минуту!

VIII. Домашнее задание (2 мин.)

Всем: подумайте, в чем изменился Дениска на протяжении этого рассказа. Составьте письменный рассказ о Дениске Кораблеве по плану (план рассказа на листках). (Приложение 2 )
Перспективно: прочитать рассказы Ю.Яковлева и записать в читательский дневник.

Литературное чтение

Тема: В.Драгунский "Девочка на шаре"

Цели: Образовательная : совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

Развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умению ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;

Воспитательная: способность нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.

Оборудование: работы детей рисунок - портер девочки эквилибристки, толковые словари Ожегова и Даля.

Ход урока

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. А гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

2. Сообщение темы урока.

( Презентация В. Драгунский. "Девочка на шаре". Слайд №1)

Продолжим работу над произведением В.Драгунского "Девочка на шаре".

На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном.

3. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.

К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

Какие бывают рассказы? (научные и художественные )

Какой это рассказ? (художественный)

Докажите, что художественный. (Есть сюжет и художественный вымысел)

Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)

Кто главный герой рассказа "Девочка на шаре"? (Денис Кораблев)

Почему в рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?

Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.

(Слайд№2)

Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером? Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: "Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости:"

Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как "Девочка на шаре".

4. Проверка домашнего задания.

Откроем страницу учебника, найдем в рассказе и зачитаем отрывок - описания девочки на шаре.(зачитывают отрывок)

5. Работа с текстом

А сейчас давайте понаблюдаем какие изменения происходили с главным героем в течение рассказа.

Обратимся к началу рассказа, найдем отрывок о том, как воспринимал цирк Дениска в самый первый раз, когда был совсем маленький?

(А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что подумал, что это они так нарочно делают, для смеху,ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице:)

Каким видим Дениса?

( радостным, счастливым)

На что Денис обращал внимание, находясь в цирке?

(на оркестр, на дирижера)

Почему Денис мало, что запомнил из посещения циркового представления?

(был маленьким, глупым)

Давайте проследим, что же изменилось с возрастом у Дениса в восприятии цирка? Найдите и зачитайте отрывок, рассказывающий о том, как Денис во второй раз, уже вместе с классом пришел в цирк.

(И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят разные картины, и кругом светло и в середине лежит красный ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели.)

Что же Денису сейчас больше всего понравилось в цирке?

(выступление артиста - жонглера)

Как Денис называет это выступление?

(потеха)

Что значит началась потеха в понимании Дениса?

(стало весело)

Вам было весело, когда читали?

6. Работа с образными выражениями.

В рассказе их встречается много. Вы можете объяснить их значение?

Накупили эскимо - : (много купили)

Угодил одной тетеньке в прическу - :(попал мячом)

Не прическа, а нахлобучка - : (взъерошенные волосы)

Смутузим по две порции -:(съедим по две порции)

Засветил прямо в дирижера - : (бросил мяч в дирижера)

Перечитаем еще раз отрывок о выступлении жонглера? Подумайте, как его нужно прочитать, чтобы передать состояния веселья, потехи? Медленно, спокойным голосом, или читать нужно с ускорением, меняя громкость?

Вы заметили, на сколько чувствительным стал Денис? На что он обращает свое внимание в цирке на этот раз? (запах, стены, картины, Свет, красивый ковер, на потолок, блестящие качели)

Что же больше всего поразило Дениса в цирковом представлении на этот раз? (выступление девочки)

Что в ней было такого особенного? Чем она так поразила Дениса? (своей красотой)

С кем сравнивает Денис девочку? (с Дюймовочкой)

Только ли красотой девочки был сражен Денис? А выступление ему понравилось? ?

Обратимся еще раз к тексту.

Какая музыка сопровождала выступление девочки?

(Зачитайте строчки.)

Давайте сейчас послушаем музыку, которая сопровождала выступление девочки?

(слушание музыки)

Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске? Он же любил все веселое? (было ощущение сказки)?

Как вы думаете, если бы артист жонглер выступал не до девочки на шаре, а после нее, он понравился бы Денису?

(возможно понравился, но меньше, т.к. Денис был потрясен выступлением девочки, ее красотой)

Антракт.

После выступления девочки объявили антракт, и все побежали в буфет. Мы тоже сделаем антракт и немножко отдохнем.

Сейчас представим, что мы - цирковые артисты. Продемонстрируем свое выступление под веселую музыку. А для этого давайте вспомним, какие цирковые профессии мы знаем.?

Этот цирковой артист искусно выполняет акробатические упражнения в неустойчивых положениях, не теряя равновесия. Кто это? Эквилибрист.

Этот артист на арене цирка искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. Кто это? Жонглер.

Этот артист представляет вид спорта и циркового искусства. Он исполняет сложные гимнастические упражнения. Кто это? Акробат.

После антракта дальнейшие выступления были интересны Денису?

О чем это говорит?

С кем Денис в следующий раз пошёл в цирк?

Почему Денису захотелось пойти следующий раз в цирк именно с папой?

(Видимо папа для Дениса был лучшим другом. Ему захотелось, чтобы и папа увидел эту девочку)

Можно ли сказать, что папа понимает Дениску? Откуда это видно?

(Поддержал Дениса, разделил его боль - зачитать.)

8. А сейчас вернемся к названию рассказу "Девочка на шаре" - подходящее название для этого рассказа?

- А другие варианты могли бы быть?

("Цирк", "Как я ходил в цирк", "Дениска в цирке".)

- Почему же В.Драгунский выбрал именно это название "Девочка на шаре"?

("Девочка на шаре" - это то конкретно прекрасное,что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, что стало его мечтой. Поэтому лучше названия, чем "Девочка на шаре", придумать трудно.)

9. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Оценки за работу на уроке:

10. Домашнее задание стр. 175 – 181, задание 6