Меню
Бесплатно
Главная  /  Саморазвитие  /  Педагогическая конфликтология. Конфликты

Педагогическая конфликтология. Конфликты

С точки зрения педагогики конфликтология - область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.

Интерес к психологическим конфликтам в педагогической деятельности вызван прежде всего взаимоотношениями учащихся, педагогов и родителей. Педагоги до недавнего времени предпочитали говорить о трудных ситуациях и барьерах. Однако по природе эти ситуации конфликтогенны, хотя в научных сообщениях в таком аспекте не фигурируют. Можно предположить, что умолчание конфликтов было вызвано идеологическими догмами о мягких, несущественных противоречиях в этой сфере.

В исследованиях педагогических конфликтов авторы в основном обращаются к разноплановым противоречиям, возникающим между участниками учебно-воспитательного процесса.

К противоречивым позициям относится оценка конфликтов в педагогике как явлений нормальных или аномальных. Как и часть психологов, некоторые исследователи относят конфликт к разрушительным событиям по отношению к естественно протекающему процессу взаимодействия участников обучения и воспитания. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, объединяющей множество людей с разнообразными личными качествами, опытом, характерами. Наиболее адекватным подходом к этой теме является целостное отражение конфликта как естественного проявления жизнедеятельности педагогической системы, ее структуры.

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком), а так же межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например.Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами "Я призван тебя воспитывать!", позиция ученика отражена в классической фразе: "Я не хочу, чтобы меня воспитывали".

Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах (школьники - несовершеннолетние граждане), образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.Содержание [убрать]



1 Причины педагогических конфликтов

2 Виды педагогических конфликтов

3 Педагогическая конфликтология

4 Карта конфликта

5 Литература

[править]

Причины педагогических конфликтов

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях школы достаточно часто возникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определенным образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.



Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя. Существенно чаще именно "педагоги" допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми к личному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

1. Объективные причины педагогических конфликтов:

Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.

Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).

Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").

Зависимость ученика от учителя.

Необходимость оценивания учащихся учителем.

Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

Социальная нестабильность и др.

2. К субъективным причинам относятся:

Психологическая несовместимость учителя и ученика.

Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).

Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

Вынужденная бездеятельность ученика.

Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых:

взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;

недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;

изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребенка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» - привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

[править]

Виды педагогических конфликтов

Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:

Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер);

Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе);

Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).

[править]

Педагогическая конфликтология

Педагогическая конфликтология - это специфическая область конфликтологии, целью которой является изучение закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании, а также разработка и практическое применение принципов, способов и приемов их конструктивного регулирования.

Предмет педагогической конфликтологии - факты, механизмы и закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании.

Объект педагогической конфликтологии - системные, процессуальные и результативные конфликты в образовании.

[править]

Карта конфликта

Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть ее в следующем:

определить проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составить диаграмму распределения нагрузки;

выяснить, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Составление такой карты позволит:

ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

создать возможность совместного обсуждения проблемы, возможность высказать свои требования и желания;

уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

поискать новые пути разрешения конфликта.

Прежде чем переходить к разрешению конфликта, желательно ответить на следующие вопросы:

искренне ли вы хотите благоприятного исхода;

как бы вы себя чувствовали на месте конфликтуюших сторон;

нужен ли посредник для разрешения конфликта;

что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.

Педагогические конфликты возникают в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и проявляются в форме обострившихся субъект-субъективных противоречий, вызывающих обычно отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагают конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение причин. Особо следует подчеркнуть, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъект-субъективных противоречий, весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.

Все педагогические конфликты можно распределить по трём группам.

Первая группа – мотивационные конфликты . Они возникают между учителями и учениками из-за слабой учебной мотивации.

Образовательная среда – это огромный пласт для изучения, исследований и экспериментов. Самые интересные психологические разработки в этой сфере связаны с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией. Например, запрет на применение телесных наказаний в школе. Главным аргументом против них стали исследования, показавшие неэффективность такого воспитательного процесса . Предполагается, что телесные наказания приводят к разным неблагоприятным последствиям: повышенной агрессивности , девиантному поведению , страху школы, низкой самооценке , суициду и к острому конфликту с учителем .

Всегда интересно наблюдать за эмоциями человека и анализировать его поведение в той или иной ситуации. Человеческое мировоззрение так устроено, что вникает оно больше в сложные процессы, а легкие оставляет без внимания. Если учесть, что возникновение конфликта – это сложнейший процесс в жизни, значит ее изучение человечеству сверх интересно.

Конфликты в педагогической деятельности

Объединяя участников образовательной среды и конфликт, получаем понятие «педагогический конфликт». Возникновение ситуации противостояний, несовпадения взглядов, связанных с элементами образовательной деятельности. В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик », «учитель-родитель », «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником , то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога .

Особенности педагогических конфликтов

  • Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.
  • Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.
  • Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.
  • Школа - это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе .
  • Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

Конфликты в педагогическом коллективе

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента. Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные. Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы , которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс .

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей. Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога). Есть важное условие! Во время проведения урока, Учитель 1 должен завуалированно дать понять всем присутствующим, что горд и рад взаимодействию с таким талантливым молодым педагогом как Учитель 2.

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

  • Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.
  • Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив . Главное, чтобы соотношение сил было равное.
  • Определить роль ведущего в разборе конфликта.
  • Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.
  • Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.
  • Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?
  • Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры , деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.

Школьная служба медиации. Технологии разрешения педагогических конфликтов

Гребенюк О.С.

1. Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Как известно, в настоящее время в школе учатся совершенно иные учащиеся, чем в 90-е годы. Об этом говорят данные социологических опросов, говорящие об отношении молодежи к труду, учению, к старшим. Около 70% школьников не любят труда, не имеют навыков бережливости, их мотивационная сфера резко поляризована: потребительская мотивация значительно превышает созидательную мотивацию. Среди жизненных интересов и ценностей интерес к профессии старшие школьники ставят на четвертое место, учение в школе - на десятое. За последнее десятилетие (1985-1995) резко изменилось отношение молодежи к старшим: уважение к старшим как ценность переместилось с первых мест в конец списка жизненных ценностей. Большинство старшеклассников (78%) считают, что начавшиеся в России перемены либо ни к чему не привели, либо вызвали ухудшение дел и в стране, и в школе (кто виноват? Ясно, что не школьники). Конфликты с учителями теперь (1995 г.) возникают в три-четыре раза чаще, чем пять лет назад. На вопрос: “Стали ли человечнее отношение учителей с детьми?” - ответили “да” 18% опрошенных взрослого населения России, а “нет” - 52%. Психологи отмечают, что на каждом уроке возникает от 25 до 150 ситуативных положений психологической несовместимости педагогов и детей (10).

Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:

И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз;

Директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится;

Химичка ругает меня за то, что я дружу с...;

Почему, если тебе не удается какой-нибудь предмет, учитель придирается ко всему. Например: “Было бы у тебя столько знаний, сколько одежды” Или: “Ты бы не волосы красила, а решала примеры”;

Учительница информатики заставила стереть помаду;

Учителя не дают высказывать свое личное мнение;

На счет оценок! Если я не согласна с отметкой, которую мне выставили за четверть, естественно, я начинаю отстаивать свое, то есть, например, мне поставили 3, а я уверенна, что знаю на 4. Совершенно не выслушивают, не хотят и не желают углубляться в этот вопрос. Учитель в какой-то степени психолог, так надо же не забывать это;

Физрук ударил Шурика;

Трудовик с неба берет оценки;

Учительница сказала, что тетрадь это лицо ученика, а раз в тетради есть пробелы, то значит и в голове то же самое.

Всякий раз, когда заходит разговор с учителями о трудностях работы, они обязательно называют проблему взаимодействия с коллегами, родителями, школьниками. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим. Опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отношения влияют на характер отношений учителя и школьника при организации групповых форм занятий. При этих формах работы происходит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель. Отношения учителя и учащегося преломляются через его отношения с другими учениками класса, определяют реакцию ученика на замечания, обращения к нему учителя.

Готовы ли учителя к работе в изменившихся условиях? Как показывают исследования (Ю.Н.Козырев, В.Б.Ольшанский), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. В наибольшей степени их беспокоит собственная неподготовленность к решению психологических задач, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией (10, с.64). Психологи отмечают, что “лишь у одного учителя из десяти достаточно развиты такие профессионально важные качества, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении (11, с. 23). В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией управления педагогическими конфликтными ситуациями.

2. Понятие конфликта в педагогике, конфликтные ситуации.

Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности учителя и учащихся, для воздействия на школьников. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, “силой” или рангом. Ранг оппонента - это социальная характеристика человека. Например, оппонент первого ранга - человек, преследующий только собственные интересы и цели; оппонент второго ранга - человек, отстаивающий некую групповую цель и интересы и т.п. Человек более высокого ранга имеет более развитые индивидуальные и личностные качества.

Объект - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию. Объект может быть эквивалентен призовому месту в спорте, денежной премии, праву на контроль, праву на человеческое достоинство. Если объект неделим, то он является одним из условий существования конфликтной ситуации. Если объект делим, и способ деления признается справедливым всеми участниками, то и конфликтной ситуации может не быть, она не должна возникать. Объект может быть как материальным, так и духовным как следствие желаний, интересов и т.п. Отношения между объектом и оппонентами можно сформулировать как доступность объекта для оппонента. Таким образом, конфликтная ситуация включает оппонентов, объект, цели и отношения между ними. Каждый из оппонентов характеризуется уровнем цели и интересов, доступностью для него объекта и рангом. Изменение одного из них приводит к изменению всех других составляющих конфликтную ситуацию.

По нашим данным две трети учащихся старших классов в объект конфликта вкладывают объективно существующее противоречие, проявляющееся в несоответствии взглядов учащихся и педагога на суть дисциплины (“я только повернулся и попросил карандаш у друга, а она уже замечание в дневник пишет”), неоптимально выработанных и несогласованных с учащимися критериях оценивания результата учебной работы (“в четверть выходило 4, а поставили 3”), отсутствии у учителей преподавательских умений и навыков (“учитель рассказывает неинтересно, на уроке скучно, хочется хоть с соседом поговорить”), педагогической этики и такта (“чуть, что не по ней, то сразу начинает кричать и ругаться”), приверженности традиционной авторитарной педагогической философии - “мое дело учить, а ваше - молчать и слушать”, вступает в противоречие с доминирующими потребностями возраста старших школьников - не только брать, но и отдавать, не только исполнять, но и вести и т.п., с социальными требованиями сегодняшнего дня - творческой активности, ответственности, самостоятельности индивида.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и неучебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникнуть в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя.

Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Такие ситуации могут приобретать характер конфликтных в случаях, если учитель, не выяснив мотивов сделает ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными отношениями, когда даются неоправданно отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам. Грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного лица, очень тонка, почти незаметна. Поэтому конфликтная ситуация может перейти из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную.

Возможно, ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся. В то же время конфликтная ситуация - это сигнал - звонок - набат какого-то нарушения. Это возникшее, обнажившееся пpотивоpечие. Не замечать его нельзя.

Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной ситуации заложена в его должностных функциях. Но, чтобы возник конфликт одной конфликтной ситуации недостаточно, конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов.

Конфликт - столкновение противоположно наплавленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Обратимся к школьной практике.

На уроке учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания не pеагиpовал, продолжал мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников. Как, по-вашему, это конфликт? Он произошел или еще нет? Это еще не конфликт, но налицо конфликтная ситуация. Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (то, что вызвало конфликтную ситуацию, - учебная работа). Но раз ученик не выполняет, учитель настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий: если в этом случае школьник не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь ученик на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастет в конфликт.

Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Таким образом, конфликт - это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом. В определенном смысле конфликтная ситуация и конфликт ведут себя независимо. Читатель спpосит, какое практическое значение для нас, как педагогов, может иметь знание стpуктуpы конфликта? Обратимся к практике.

Рассмотрим пример одной из конфликтных ситуаций, которая нередка в наших школах - это сорванный урок.

Урок шел как обычно. Учительница по черчению приступила к объяснению. Вдруг она услышала позади себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила, что это сделал С., и, не задумываясь, строго сказала, чтоб он прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока. Она и не подозревала, что провал ее урока начался, так как она поддалась на провокацию (не смогла быстро проанализировать и оценить конфликтную ситуацию). Учительница продолжила свое объяснение, но скрип все равно возобновился. Тогда учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание (переход к действиям - возник конфликт).

Так она совершила сразу две педагогические ошибки. Прежде всего, если бы она учла особенности С. (озорной, наглый, неумный, трусливый), то поняла бы, что достаточно было взять дневник и положить к себе на стол, тем самым вызвать у С. стимул хорошо работать на уроке, чтобы не записали замечание в дневник. Вторая ошибка - это потеря драгоценного для учителя времени на запись замечания и привлечение к конфликту внимания всего класса.

Поскольку замечание было записано, С. стал скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Еле сдерживаясь, она стала кричать, что удалит его с урока. Это была очередная ошибка молодой учительницы (она не выходила из конфликта, а еще более усугубляла его). Учительница в этом случае поставила себя в такое положение, когда ее авторитет публично, на глазах у детей, падает. Такие слова (“Удалю с урока!”) может себе “позволить” учитель только в том случае, когда он твердо уверен в том, что ученик подчинится его требованию, когда он обладает большим авторитетом и достаточной властью.

С. не только не вышел из класса, а еще больше продолжал препираться, тогда учительница хлопнула журналом и села за стол. Но это никак не подействовало ни на С., ни на класс. Прозвенел звонок, и со слезами на глазах учительница вошла в учительскую, где все учителя сочувствовали ей, слушая ее рассказ о сорванном уроке.

Следующий урок в этом классе был урок географии. Преподавала этот предмет учительница, которая была подругой молодой учительницы и острее других пережила ее рассказ. Будучи во взвинченном состоянии, оно, забыв поздороваться с детьми, стала на высоких тонах делать замечание С. про то как надо стоять за партой. С., как всегда, не смог смолчать, за что она начала его отчитывать и в конечном счете выгнала из класса. С., ничего не поняв, вышел. Класс также ничего не понял и солидаризировался с С., заняв негативную позицию по отношению к действиям учителя.

Следующий урок в этом классе был урок иностранного языка. Преподавала этот предмет классный руководитель. Вместо того, чтобы вести урок, она стала разбирать случай на уроке черчения.

С. не был трудным учеником, но в результате конфликта только с одним учителем у него были испорчены отношения с другими педагогами. После происшедшего С. возненавидел учительницу черчения.

Главная ошибка других учителей состоит в том, что из солидарности с коллегой они разрушили то, что долго создавалось и что должно быть основным правилом педагогического влияния на ребенка. Если эта волна учительской “солидарности” против С. вовремя не остановится, то весьма вероятно, что подросток быстро станет объективно трудным.

Анализ подобных фактов из школьной жизни показывает, что во-первых, конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта - нежелательные поступки учащегося. В нашем примере причиной конфликта стали действия... учительницы, точнее, ее педагогически неграмотные действия. Ученик С. действительно создал конфликтную ситуацию, но конфликта могло и не быть, не допусти учительница ряд ошибок.

Во-вторых, легче конфликт предупредить, чем pазpешить. Задача учителя пpедупpедить возникновение конфликтной ситуации (где это возможно). Например, познакомиться с листом здоровья и сведениями о родителях по журналу класса. Если у ребенка заболевание эндокpинной системы - ждите немотивированных поступков и эмоциональных взрывов.

В-третьих, возможно возникновение инцидента, как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Это касается прежде всего эмоциональной сферы (pаздpажение, гнев, обида). В таких случаях и ученику и учителю могут помочь навыки саногенного мышления и поведения.

Наконец, если предупредить конфликт не удалось, то его придется pазpешать. В педагогике неразрешенные конфликты особенно опасны как для педагогов, так и учащихся. Это длительный процесс, но при правильном его развитии воспитательный успех вам обеспечен.

Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей (из-за транспорта школьник опоздал на урок), но могут быть созданы и по инициативе оппонентов (проявление, например, грубости), то есть могут быть объективными и субъективными, или и тем, и другим.

Сторонами конфликт может восприниматься по-разному. От того, насколько правильно и полно воспринимают оппоненты природу конфликтной ситуации и инцидента, в очень большой степени зависит процесс развития конфликта и его разрешение.

3. Динамика конфликта

Социальная психологии в динамике конфликта различает 4 этапа: 1) возникновение объективных пpотивоpечий; 2) осознание конфликтной ситуации; 3) переход к конфликтным действиям; 4) pазpешение конфликта. Рассмотрим подробнее каждый этап, но применительно к практике педагогов.

В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит противоречие. Противоречие - это двигатель пpогpесса, pазвития. Логично ли избегать его? Преодолевая разногласия, различия позиций или взглядов, мы поднимаемся на качественно более высокий уровень развития индивидуальности.

Вся педагогическая хитрость заключается во втором этапе динамики конфликта - осознании ситуации. Во-первых, если перед вами конфликт эмоциональный, где просто не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь, не нужно оценивать ситуацию как конфликтную. Необходимо позаботиться о том, чтобы, сработали механизмы психической защиты (см. главу о сфере саморегуляции) или стражи душевного здоровья: мудрость, понимание другого и свобода выбора переживаний (см. 8). Во-вторых, если налицо объективное пpотивоpечие, где есть объект конфликта (именно тот, в котором вы увидели воспитательный потенциал), вы оцениваете ситуацию как конфликтную конструктивную и переходите к конфликтному поведению.

Под “конфликтным поведением” мы понимаем не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника. Оно включает в себя продуманную систему акций, как для учителя, так и учащегося. Эта система конфликтного поведения представляет собой pазpаботанные и реализованные известные стили поведения в ситуация разногласия. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на школьника зависит от правильно оцененного учителем пpотивоpечия (есть ли в конфликте делимый или неделимый объект конфликта) и от оптимально выбpанного стиля поведения.

Таким образом, педагогический конфликт - это объективное пpотивоpечие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального pазвития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (pазpешение) которого пеpеводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального pазвития.

КоллективеДипломная работа >> Психология

Конфликта в сознании. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение... профессионального общения с представителями различных возрастных категорий учащихся. Данные, полученные при...

1. Педагогическая конфликтология: особенности

Особенности педагогических конфликтов:

Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками. В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий поведения поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

2. Структура педагогического конфликта

Конфликты в педагогической деятельности, как и социальные конфликты, имеют общую структуру. Структурными компонентами педагогических конфликтов являются конфликтная ситуация, участники конфликта, объект конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации и конфликтное взаимодействие. Конфликтная ситуация в педагогике предшествует конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта с их отношениями и характеристиками (М. Р. Битянова, Н. М. Вереникина). Конфликтная педагогическая ситуация представляет собой совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определенное психологическое напряжение, благодаря чему ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Конфликтной ситуации предшествует инцидент. По мнению М. Р. Битяновой, инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях. Инцидент является неосознанным фактом и выступает как повод к конфронтации. Инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие, которое проявляется в поведении субъектов (культура конфликтного поведения субъектов). В педагогической конфликтологии под конфликтующими сторонами подразумевают субъектов конфликта. Ими могут быть отдельные личности или группы лиц (учащиеся, педагоги, педагогические коллективы, администрация, родители). Объектом педагогического конфликта служат различия в системе ценностей, ресурсы или статус, по поводу которых этот конфликт происходит. Под предметом педагогического конфликта подразумеваются материальные образования, с ним связанные.

3. Динамика педагогических конфликтов (этапы, процессы)

К динамическим характеристикам конфликта относят этапы развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Этапы развития конфликта : 1) возникновение предконфликтной ситуации или объективной конфликтной ситуации; 2) осознание ситуации как конфликтной; 3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); 4) разрешение конфликта. Конфликт как процесс имеет три стадии: латентная стадия (предконфликтная ситуация); стадия открытого конфликта; стадия разрешения (завершения) конфликта. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в динамике конфликта выделили ряд периодов и этапов. Латентный период (предконфликтная ситуация) состоит из следующих этапов: ● возникновение объективной проблемной ситуации. В ее основе лежат объективные причины, которые являются предпосылкой возникновения конфликтов; ● осознание объективной проблемной ситуации. На данном этапе происходит восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, т. е. с искажениями; ● попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание конфликтной ситуации сторона- ми, вовлеченными в конфликт, ведет к разрешению ее неконфликтными способами: убеждение, разъяснение, просьба, информирование противостоящей стороны. На данном этапе один из участников ситуации может уступить, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт; ● возникновение предконфликтной ситуации. Ситуация может восприниматься как предконфликтная, т. е. восприятие угрозы каким-то общественно важным интересам, причем действия оппонента не рассматриваются как реальная угроза. Открытый период, или конфликтное взаимодействие (собственно конфликт), составляют следующие этапы: ● инцидент: происходит первое столкновение сторон, попытка одной стороны решить проблему в свою пользу. Конфликт может развиваться как чередование конфликтных столкновений – инцидентов; ● эскалация: интенсификация противостояния участников конфликта. Этот этап связан с началом открытого конфликтного взаимодействия: эмоциональным напряжением (аффективное реагирование); переходом в общении от аргументов к претензиям и личным выпадам; углублением противоречий; применением насилия; снижением значимости первичных разногласий по поводу предмета конфликта; увеличением числа участников. Эскалация конфликта характеризуется сужением когнитивной сферы, т. е. переходом к более примитивным формам отражения реальности; вы- теснением адекватного восприятия другого образом врага; ● сбалансированное противодействие: снижение интенсивности противостояния. Происходит осознание, что продолжение конфликта силовыми методами не даст результата, но действия по достижению согласия участниками еще не предпринимаются; ● завершение конфликта: осуществляется поиск путей выхода из конфликта и переход от конфликтного противодействия к решению проблемы и прекращению конфликта. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

4. Типы педагогических конфликтов (проблемы типологии типы)

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие: 1. Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.2. Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться, совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником. 3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

5. Факторы возникновения и развития педагогических конфликтов

К межличностным конфликтам между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком) относят педагогический конфликт. Следовательно, педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах, образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами. Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д.

Ребенок, начиная с первого класса, находится под жестким прессингом со стороны учителей и школы в целом. Рабочий день у него начинается с боязни опоздать в школу и страха перед грозящими за это санкциями, затем он может подвергнуться аналогичным наказаниям за забытую тетрадку, учебник, циркуль, сменную обувь и другие аналогичные провинности. Кроме этих "предварительных страхов", не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу, в ходе самого урока ребенка преследуют чисто "учебные страхи" (неправильно ответить, что-либо забыть, сделать ошибку, быть вызванным к доске, оказаться в смешном положении, получить неудовлетворительную отметку и т.д.). Поэтому он практически постоянно находится в состоянии достаточно сильного нервного возбуждения, что уже само по себе создает конфликтную ситуацию. По представлению К. Левина, частоту конфликтов в группе определяет "уровень напряжения", в котором существует человек или группа. К конфликтам также приводит наличие "внешних барьеров", которые не позволяют человеку покинуть неприятную ситуацию. В роли внешних барьеров в школе выступают обязательность посещения учебных занятий, строгая регламентация учебной деятельности и поведения школьника. Степень напряженности и вероятность конфликта определяются также готовностью сторон к принятию позиции партнера. В практике школы именно учитель, как более опытный и подготовленный коммуникатор, должен воспринимать, понимать и объективно оценивать позицию ученика.

Известно, что только понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии. Исходя из рассмотренных взглядов на природу конфликтов, можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

Объективные причины педагогических конфликтов: Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка. Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним). Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.). Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей"). Зависимость ученика от учителя. Необходимость оценивания учащихся учителем. Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах. Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми. Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни. Социальная нестабильность.

К субъективным причинам относятся: Психологическая несовместимость учителя и ученика. Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм). Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика. Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика. Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований. Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей). Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса. Чрезмерная загруженность учителя или ученика. Вынужденная бездеятельность ученика. Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе. Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.

Конфликт в школе - это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников. При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату. Однако достаточно часто встречаются конфликты (особенно в сфере межличностных отношений), вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.

Конфликтная педагогическая ситуация характеризуется резким обострением возникших противоречий вовзаимодействиях педагога и учащихся, возросшей степенью напряженности межличностных отношений, представляет собой потенциальный конфликт. Конфликты классифицируются по отношениям статуса участников: вертикальные (между учителем и учащимися, родителем и детьми) и горизонтальные (между учащимися); по степени проявления: открытые или скрытые; по степени интенсивности: ярко выраженные и стертые; по причинам: порожденные объективными и субъективными причинами; по времени действия - затяжные и кратковременные, по значению: конструктивные и деструктивные.

Таким образом, педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предлагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания.

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем видеэти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов;отсутствие коммуникативнойкультуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способоврешений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их вконтексте педагогическойдеятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативнойкультуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социальногостатуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежелиправилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действияучителя. Существенно чаще именно "педагоги" допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников,повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми кличному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявивсвою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся онивызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учениюрезко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями. Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск иобнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

6. Основные конфликтогены педагогических конфликтов

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

Например, вызывают конфликт:

□ незаслуженные или унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!»);

□ негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы такие...»);

□ настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести;

□ указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец - алкоголик!»);

□ решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем - для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);

□ неуместная ирония, сарказм;

□ ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых - «выпустить пар».

Конфликтогены - это, образно говоря, «мусор» общения. Они не всегда приводят к конфликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника. Определены (И. С. Сергеев и другие) наиболее часто встречающиеся в педагогическом общении типы конфликтогенов (см, схему 89, с. 192).

Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении правил бесконфликтного общения:

□ не употреблять конфликтогенов;

□ не отвечать конфликтогеном на конфликтоген;

□ делать как можно больше благожелательных посылов по отношению к учащимся (готовность к сотрудничеству, демонстрация дружелюбия, проявление эмпатии).

Типы конфликтогенов
Конфликтогены превосходства: □ проявления возрастного, ста­тусного, позиционного превос­ходства учителя (угроза, замечания, критика, насмешка, сарказм, прямые обвинения и т. п.); □ снисходительное отношение к ученику, проявление высоко­мерия, напоминание об оказан­ном благодеянии; □ навязывание своего мнения, позиции; □ намеренные или непредна­меренные нарушения этики, обман и т. п. Конфликтогены агрессив-ности: □ непреодоленная природная агрессивность; □ привьгчка к проявлению ситуативной агрессивности (плохое самочувствие, непри­ятности, ответная реакция на конфликтоген) Конфликтогены эгоизма: □ эгоцентризм; □ отсутствие эмпатии; □ корысть и т. п.

Выявлены наиболее часто встречающиеся «возрастные» конфликтогены (М. М. Рыбакова и др.). Так, у подростков это потребность в самовыражении и самоутверждении, «чувство взрослости», усиление половой идентификации, потребность в общении и общественном признании (например, потребность быть принятым группой), повышенный эгоцентризм. В целом увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется обострением противоречий в кризисный период развития подростка. По данным исследователей, преобладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковом возрасте выступают факты негативного поведения учащихся, неспровоцированные или вызванные действиями учителей. На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками (например, систематическое занижение оценки, разные отметки за одинаковые ошибки в письменных работах и т. п.). Далее идут конфликты, обусловленные неправильной тактикой взаимодействия педагогов с подростками (мстительность, дискриминация в отношении к отдельным подросткам), а также грубым открытым или маскируемым нарушением педагогической этики.

Конфликтогены юношеского возраста - это переживание своего «Я» какиндивидуальной целостности, неповторимости, непохожести надругих людей, потребность в самопознании; рост социальной активности, «примеривание» к различным социальным ролям, определение гражданской позиции, нравственных ориентиров, профессиональный выбор; большая самостоятельность в оценочной деятельности, проблема смысла жизни, размышление о своем жизненном предназначении, потребность в доверительном общении, любви идругие.

Конфликты в старшем школьном возрасте вызываются, во-первых, нарушениями дисциплины старшеклассниками (невыполнение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, курение, пропуск занятий, обман учителей, вражда, драки и т. п.); во-вторых, конфликтогенным поведением самих учителей, их бестактностью (позиция «учитель всегда прав»; применение мер наказания, не соответствующих возрастным особенностям; публичные оскорбления, вторжение в личный мир юношей и девушек, осуждение их взаимных симпатий; злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов другим учащимся, любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия советоваться со старшими и т. п.).

7. Профилактика педагогических конфликтов

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент - женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов. Участниками конфликта могут быть:Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.)).Родители.Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:

1. Воспитатель - воспитатель. Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2. Старший воспитатель - воспитатель . Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель - воспитатель.

3. Заведующий - старший воспитатель . Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.

4. Администрация - воспитатель . Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

5. Воспитатель - родитель . Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

6. Родитель - Администрация . Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье. Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя. Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе нашего детского сада я использую следующие методы работы: I. Изучение педагогического коллектива. II. В зависимости от полученных результатов совместно со старшим воспитателем, выстраиваем направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом:

1. Развитие сплоченности коллектива: совместные мероприятия; мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы; тренинг.

2. Работа с личностными проблемами: направление к специалисту; тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.); подключение администрации с разрешения.

Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными: 1. Объективно оценивать труд своих подчиненных. 2.Проявлять заботу, по отношению к ним. 3.Не злоупотреблять официальной властью. 4.Эффективно использовать метод убеждения. 5.Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными. 6.Информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность). 7.Предупреждать и устранять межличностные конфликты.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Педагогическая конфликтология

По мере того как развивается конфликтология, она все больше и больше пытается интегрироваться с различными отраслями научного знания.

Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности в образовательном процессе, обусловлена потребностями школы, процессами её демократизации и гуманизации.

Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как нежелательное явление, как показатель слабости руководства групповой, вплоть до признания того факта, что руководитель, воспитатель недостаточно требователен, а учащийся имеет ошибочную линию поведения.

На необходимость изучения конфликтов в педагогическом процессе обращали внимание еще в свое время известные отечественные психологи и педагоги: П.П.Блонский (1925), А.Р.Лурия (1930), А.С.Макаренко (1934) и др. Они предупреждали, что психологический межличностный конфликт трудно и болезненно переживается детьми, особенно его непосредственными участниками, и отмечали, что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка. С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, способствуют ее переходу на новые, более сложные уровни ее функционирования, с другой -- могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности. Ведь даже в старшем подростковом возрасте еще не до конца сформирована способность находить самостоятельный выход из неблагополучных ситуаций, снимать отрицательные эмоциональные напряжения с помощью внутриличностной саморегуляции. А так как конфликты - неизбежные спутники школьной жизни, то объективно необходимым и актуальным является изучение педагогических конфликтов.

Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе "учитель - учащиеся", преодоление которых предполагает пользование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, решение которых требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности.

Что касается конфликтов учителей с коллегами, родителями учащихся, школьной администрацией, то они подчиняются общепринятым нормам делового общения и могут быть предметом специального рассмотрения.

Проблема педагогического конфликта и его детерминант рассматривается, в основном, исследователями через категорию "отношений". Это в свою очередь ведет к тому, что ряд исследователей пытаются выявить специфические особенности деятельности педагога, которые обуславливают конфликты.

В работах Я.Л.Коломинского и Н.А.Березовина отмечается, что одним из важнейших факторов формирования межличностных отношений в классных коллективах является стиль отношения педагога.

В отличии от широкого применяемого в социальной психологии понятия "стиль руководства", стиль отношения педагога состоит из двух основных подструктур: мотивационной , под которой понимается эмоционально - ценностная позиция по отношению к детям и педагогической деятельности в целом, и операционной , которая включает в себя систему поведенческих реакций, реализующих эту позицию.

Стиль отношения, являющийся внутренним психологическим фоном, на которой развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей, может быть по- разному гармонизирован: положительному внутреннему отношению может соответствовать адекватная система педагогических воздействий (устойчиво- положительный стиль), отрицательному -отрицательная (устойчиво - отрицательный стиль).

В настоящее время появляется много публикаций по конфликтологии, но исследований на стыке педагогики и других наук очень мало. Известно, что природа педагогического конфликта существенным образом отличается от других межличностных конфликтов, так как в этом случае в столкновении участвует ребенок как развивающаяся личность и взрослый. При этом взрослый обладает опытом, умениями, самоконтролем и другими качествами, а у ребенка поведение может носить импульсивный характер, так как волевая сфера еще не достаточна развита.

В педагогическом общении раскрывается субъективный мир учащихся и учителя, обнажается их личностное своеобразие. Таким образом, конфликтность их взаимодействие детерминирована различия их индивидуальных особенностей, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемый социальных ролей и т.д.

Школа, социальный институт отражают все противоречия современного состояния общества, что еще более может усложнить межличностное противоречие.

Учителю приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. В психолого - педагогическом регулировании и коррекции нуждается общение с учащимися, ибо его доминантной является реализация образовательных целей, управления развития личности.

Педагогическому взаимодействию свойственно определенная динамика развития, обусловленная внутренними (субъективными) и внешними (объективными) причинами.

Таким образом, к объективным предпосылкам относятся условия и обстоятельства, являющиеся источниками конфликтной ситуации.

Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особенностями людей имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности.

Объективные и субъективные предпосылки конфликтов находятся в динамическом взаимодействии. Причем объективные предпосылки могут влиять на конфликтную ситуацию в большей мере, чем субъективные.

Однако при этом и те, и другие сохраняют свою относительную автономность. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов могут существовать длительный период времени, создавая конфликтную ситуацию. Однако это не значит, что конфликтная ситуация обязательно перерастет в конфликт. Известно немало примеров, когда конфликтная ситуация приобретает затяжной характер и никогда не приводит к открытому столкновению сторон.

Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

ситуации (конфликтов) поведения поступков, возникающее по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

ситуации (конфликты отношений), возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;

Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.

Ситуации и конфликты деятельности. Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учениками и учителем, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Ситуация и конфликты поступков. Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться, совершенно различными мотивами.

Учителю приходиться корректировать поведения учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадываясь о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравиться учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением "заглянуть в себя", самому оценить свой поступок.

Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

Ситуации и конфликты отношений. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго разрушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позиция учителя и учеников - в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов. Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством и противоборствующие, несогласные с учителем. Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это дает возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений. Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие:

профессиональная ответственность учителя за разрешения ситуации: ведь школа -- модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют различный социальный статус (ученик -учитель), чем и определяется разное поведение в конфликте:

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

различное понимание событий и их причин участника - и (конфликт "глазами учителя" и "глазами ученика" видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику -справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходиться помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

В психологии конфликты изучаются на разных этапах социализации личности:

в дошкольном возрасте;

в школьном возрасте;

в подростковом периоде.

Как указывал Д.Б.Эльконин, основной механизм смены возрастных периодов определяется связью между уровнем развития отношений с окружающими людьми и уровнем развития знаний, способностей. Изменения соотношения между этими двумя разными сторонами процесса развития ребенка составляет движущую силу перехода к следующим возрастным этапам. Объективные условия жизни ребенка действуют на него непосредственно. Одни и те же внешние условия на разных детей влияют по разному, и влияние это зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические особенности личности ребенка они преломляются. В процессе развития подростка очень важным является то, как он переносит изменения, происходящие в его организме, как определяет свое место в системе общественных связей, и т.д. Решение этих и других проблем зависит, в свою очередь, от характера ранее сформировавшихся у подростка отношения с людьми, от событий, пережитых им в предшествующие годы.

В подростковом возрасте складывается ситуация, когда совокупность достижений предшествующего периода и изменение условий жизни ребенка приводит к необходимости изменить содержание и способы взаимоотношений его с окружающими людьми, изменить формы отношений к нему со стороны взрослых. Анализ проблемы конфликта в подростковом возрасте показал, что в это время происходит перестройка прежних отношений со взрослыми и переход к качественно новым отношением, которые специфичны именно для взрослых людей и кардинально отличаются от прежних отношений ребенка и взрослого. Эти изменения непосредственно связаны с развитием самосознания подростка, появлением у него чувства взрослости и потребности в отношении к нему со стороны окружающих людей не как к ребенку, а как ко взрослому. Подросток чувствует себя личностью, хочет на этой основе иметь равные права со взрослыми, старается добиться признания своих прав. Он претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и самостоятельность. Подросток ждет и требует от взрослого соблюдения в отношениях с ним соответствующих этических норм поведения. Нежелание взрослого считаться с этими требованиями подростка порождает трудности и конфликты в их отношениях. Они отсутствуют или уменьшаются, если взрослый строит отношения с подростком, учитывая его возрастные психологические особенности. Опыт показывает, что не все воспитатели понимают те изменения, которые происходят в подростковом возрасте, не все адекватно реагируют на различные неприятные явления в поведении подростков. Один из взрослых сознательно, другие - по неведению мало уделяют внимания особенностям этого периода, что приводит к взаимному непониманию, отчужденности, психологическим барьерам во взаимоотношениях и конфликтам. Учитель (как и родители) имеет множество обязанностей по отношению к учащимся, но он обладает и многими правами в качестве взрослого. Он обладает правом предписывать, контролировать, запрещать, наказывать, требовать подчинения, причем эти права сохраняются у него и в отношениях с подростками - младшими и старшими. В этом зафиксирован факт формально допускаемой неизменности основы отношения учителя и учащихся на протяжении всего периода обучения. Известно, что неблагополучие в отношениях подростка с учителем имеет многочисленные отрицательные последствия. Падения интереса к учению, безразличное отношение ко всему, необщительность, замкнутость, вызывающее поведение в школе и на улице часто является следствием не всегда адекватного отношения учителя к ученикам, являются негативным ответом учащихся на эти отношения. Совершенно справедливо, за 10 лет обучения ребенка в его личности происходят огромные перемены. Меняется система его отношений к окружающему, характер его общения, позиции в обществе - словом, меняется весь образ его жизни и соответственно меняется его мотивационная сфера. Неизменной остаются форма урока, его структура и т.д."Удивительная монотонность сохраняется и в общении. Почему, например, в школе бытует обращение даже к старшеклассникам на "ты", называние уменьшительными именами? Это естественно, скажем, в первом классе, но, по -моему, это совершенно не правильно по отношению к юношам и девушкам 16-18 лет. Это может показаться мелочью, но на самом деле это далеко не мелочь". Изучая особенности конфликтов среди старшеклассников, можно отметить, что в старшем школьном возрасте преобладают коммуникативные конфликты. Наиболее типичными в этот период жизни школьника являются ценностные конфликты, конфликты слома стереотипа поведения и конфликты мгновенной эмоциональной разрядки (конфликты "по пустякам"). Большинство конфликтов в среде старших школьников могут быть управляемыми. Процесс управления конфликтами, возникающие в группах старшеклассников, предполагает корректировку внутригрупповых отношений, целесообразное педагогическое вмешательство в эти конфликты. Последние во многом зависит от отношения учителя, воспитателя к конфликту от его позиций. В итоге разрешения конфликтной ситуации определяется не только и сколько характером самого конфликта, сколько отношение педагога к ситуации. Как он воспримет конфликт, как отнесется к нему -- это оказывается решающим для преодоления сложной ситуации. Существует три наиболее распространенные позиции педагога, ведут к эффективному управлению конфликтом среди старшеклассников: нейтральная, авторитарного вмешательства и рационального педагогического воздействия на конфликт. Разумное педагогическое решение конфликтов предполагает два пути: прямой и косвенный. Практика школьной жизни убеждает, что последний дает чаще всего ощутимый педагогический эффект. Важно лишь в том и другом случае не забыть чувства меры. Несмотря на наличие общих, типичных черт протекание и разрешение конфликтов, сходство их характера и участвующих сторон все же нельзя дать рецептурные советы, ибо само разрешение зависит от целой группы специфических факторов, которые нельзя игнорировать. Поэтому в каждом конкретном случае педагог принимает свое, своеобразное решение, используя комплекс своих средств и приемов, исходя из своей индивидуальности и индивидуальных особенностей учащихся.