Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Где произошло расселение восточных славян. Расселение восточно-славянских племен

Где произошло расселение восточных славян. Расселение восточно-славянских племен

Начальная русская летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести о начале русской земли знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны; оттуда же вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его притокам и далее к северу. Повесть приводит, этих восточных славян прямо с Дуная на Днепр и не помнит, чтобы они останавливались где-нибудь на этом пути.

Рассказывая о расселении славян, она различает две их ветви – западную и восточную. Славяне с Дуная расселились в разные стороны и назвались по именам мест, где поселились: одни поселились по реке Мораве и назвались моравой, другие – чехами. Это – западные славяне. Восточную ветвь составляли хорваты белые, сербы и хорутане; от этих славян Повесть и производит те племена, которые заселяли Поднепровье. Она рассказывает, что, когда волохи (по мнению некоторых исследователей, римляне при императоре Траяне) напали на славян дунайских и начали их угнетать, эти восточные славяне пришли поселиться на Днепр и стали называться одни полянами, а другие древлянами и т. д.

Значит, собственно славяне занимали тогда Карпатский край. Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне расселились в разные стороны. Эти карпатские славяне в продолжение всего VI в. громили Византийскую империю, переходя за Дунай; следствием этих постоянных вторжений, начало которых относят еще к III в., и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Итак, прежде чем восточные славяне попали с Дуная на Днепр, они долго оставались на Карпатах; здесь была их промежуточная стоянка. Одно из восточнославянских племен, хорватов, знает на склонах Карпат, в Галиции, и наша начальная летопись даже в X в., при князе Олеге . Продолжительный вооруженный напор карпатских славян на Империю соединял их в военные союзы. Мы находим следы одного такого союза, в состав которого входили именно восточные славяне.

Повесть о начале Русской земли составлена, очевидно, в Киеве; автор ее с особенным сочувствием относится к киевским полянам, да и знает о них больше, чем о других племенах восточных славян. Он передает ряд вражеских нашествий, испытанных этими славянами, говорит о болгарах, обрах (аварах ), уграх (венграх ), хазарах ; но до хазар он не помнит о судьбе своих полян. Народные потоки, прошедшие по Южной России и часто дававшие больно чувствовать себя восточным славянам, как будто ничем не задели восточнославянского племени, ближе всех к ним жившего, – полян .

В памяти киевского повествователя XI в. уцелело от тех времен предание только об одном восточном славянском племени, но таком, которое в X в. не играло заметной роли в нашей истории. Повесть рассказывает о нашествии аваров на дулебов (в VI в.): «Эти обры [авары] воевали со славянами и примучили славян-дулебов и насилие творили женам дулебским: если обрину надо было ехать, то не позволял он запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4 или 5 жен, чтобы они везли обрина: так мучали дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, не осталось ни одного обрина. Есть по сей день поговорка на Руси: погибли как обры ». Очевидно, благодаря этой поговорке в Повести и уцелело предание об обрах.

Но где были в то время поляне и почему одни дулебы страдали от обров? Неожиданно с другой стороны идет нам ответ на этот вопрос. В 40-х гг. X в., лет за сто до составления писал о восточных славянах араб Масуди в своем географическом сочинении Золотые луга. Описывая восточные славянские племена, он рассказывает, что некогда одно из них, коренное между ними, господствовало над прочими, имело верховную власть над ними; но потом пошли между ними раздоры, союз их разрушился, они разделились на отдельные колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствовавшее некогда племя Масуди называет Valinana (волыняне ): из летописи мы знаем, что эти волыняне – те же дулебы и жили по Западному Бугу. Понятно, почему киевское предание запомнило одних дулебов из эпохи аварского нашествия: тогда дулебы господствовали над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии все восточные славяне звались русью по имени главной области в Русской земле, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область. Во время аварского нашествия еще не было ни полян, ни самого Киева, а масса восточных славян была расселена западнее, на склонах Карпат, в краю обширного водораздела, откуда идут в разные стороны Днестр, оба Буга, притоки Верхней Припяти и Верхней Вислы.

Итак, мы застаем у восточных славян в VI в. большой военный союз под предводительством князя дулебов. Постоянная борьба с Византией завязала этот союз, стянула восточные племена в одно целое. Вот факт, который можно поставить в начале нашей истории. Со склонов Карпат восточные славяне постепенно расселились по нашей равнине. Это расселение – второй начальный факт нашей истории. Его можно уловить по некоторым косвенным указаниям. Византийские писатели VI и начала VII в. застают задунайских славян в состоянии необычайного движения. Император Маврикий , долго боровшийся с этими славянами, пишет, что славяне живут, точно разбойники, всегда готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам многочисленных рек их страны. Несколько ранее писавший историк Прокопий замечает, что славяне живут в плохих, разбросанных поодиночке хижинах и часто переселяются.

Славяне и их соседи в VII-VIII веках

Наша Повесть о начале Русской земли, не помня о приходе славян с Карпат, запомнила один из последних моментов их расселения по русской равнине. Размещая восточнославянские племена по Днепру с его притоками, эта Повесть рассказывает, что были в ляхах два брата Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и сели – Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них и пошли восточнославянские племена радимичей и вятичей . Расселение этих вышедших из нынешней Польши племен за Днепром показывает, что их приход был одним из поздних приливов славянской колонизации: новые пришельцы уже не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были продвинуться далее на восток, за Днепр. С этой стороны вятичи очутились самым крайним племенем русских славян. Летопись говорит, что радимичи и вятичи «от ляхов»; это потому, что область указанного водораздела, древняя страна хорватов, в XI в., когда написана Повесть, считалась уже ляшской страной и была предметом борьбы Руси с Польшей.

Так, сопоставляя византийские известия с преданиями Повести о начале Русской земли, узнаем направление расселения восточных славян и время, когда оно началась. Византийцы перестают рассказывать о вторжениях карпатских славян в пределы Восточной Империи со второй четверти VII в., потому что расселение этих славян в разные стороны сопровождалось прекращением их набегов на Империю. Тогда славяне расселялись в Польше, Балтийском Поморье; тогда они начали расселяться и в Поднепровье.


Так будем называть повествование, излагающее древнейшие предания о Русской земле и служащее введением в начальную русскую летопись XII в. Оно составлено около половины XI в. и носит в летописи сложное заглавие: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля стала есть». Эта повесть, как она читается в начальной летописи, переработана и пополнена составителем последней.

2. Происхождение и расселение славян.

Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных в историографии. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке (это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти).Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях, по всей Восточной Европе.

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов - это несомненно славяне.

Таким образом можно выделить 2 признака схожести венедов и славян:

    Венеды на рубеже 1-2 веков н.э занимали территорию на которой с 7 века мы видим действительно славян

    Имена венеды, славяне, словены содержат созвучные вен вян

Достаточно ли этого? К сожалению нет единого языка и археологических культур.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.

Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды - суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX-X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях.

Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временн‹х лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв. Так же в повести ПВЛ упоминаются норики, как первые славяне. В настоящее время известно достаточно много, чтобы полностью опровергнуть эту версию. Ни их язык ни культура не дают каких либо оснований связывать их со славянами. Т.к. соотнесение нориков и славян у средневекового историка могло возникнуть в следствие того, что уже в 6 веке норик был 1 провинцией рима заселенный славянами, и за этим новым населением какое-то время сохранилось имя жителей провинции.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян - «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II-III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» - это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, - и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное - местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI-VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, были 3 версии первоначального расселения:

    Дунайская

    Карпатская

    Босейн реки вислы которая в современной историографии предпочтительна

    Западное – бассейн реки Эльбы,

    Южное – балканы

    Восточное – восточно европейская равнина.

Та же особое место в жизни славянского мира во время великого переселения народов занимали отношения с кочевыми народами степи. В к. 4 века готский племенной союз был разбит тюрко-язычными племенами гуннов, пришедшими из центральной Азии, в подчинении которых были славяне по мнению Иордана.

На новых местах племена называют по месту проживания, например если около реки Буг то название племен бужане, вокруг озера ильмень ильменские словяне. Либо по имени предводителя. С 6-9 века славяне расселяются по восточно-европейской равнине вдоль рек. Расселение имело интенсивный характер и делилось на 2 механизма: переселение из за ведения подсечно-огневого земледелия, в результате которого каждые 15 лет поселок передвигался. И расселение только мужской части населения.

Местом обитания восточнославянского союза племен вятичи стал бассейн течения Оки - верхнего и среднего и побережье реки Москва.
Расселялись вятичи, покидая территорию Днепровского левобережья либо верховья Днестра. Субстрат вятичей представлен был местным балтским населением. Вятичам удавалось дольше иных славянских племен сохранять языческие верования, сопротивляясь влиянию киевских князей. А визитной карточкой племени вятичей стала непокорность и воинственность.

Карта расселения славянских племен

Кривичи были племенной унией славян Востока, существовавшим в 6-11 веках. Местом их проживания стали территории современных областей, таких как Витебская, Могилёвская, Псковская, Брянская и Смоленская. В этот список входит также восточная Латвия. Основой для формирования Тушемлинской культуры стало пришлое славянского и балтского общества. Проходил этногенез кривичей с участием остатков финно-угорских и местных балтских - эстов, ливов, латгалов - племен, смешавшихся с пришлым многочисленным славянским населением. Кривичи подразделены на две огромные группы: это псковская и полоцко – смоленская группа.
Словене ильменские считаются племенным союзом, организованным восточными славянами на некоторых из области Новгородской территории, в том числе на территории около озера Ильмень, соседствующей с кривичами. Как гласит «Повесть временных лет», вместе с кривичами словене ильменские принимали участие в призвании варягов, родственных словенам, что считались беженцами с Балтийского Поморья. По мнению ряда историков, прародиной словен стало Поднепровье, иными выводятся из Балтийского Поморья предки ильменских словен, поскольку по преданиям, верой и традициями, типу жилья новгородцы и полабские словяне очень близки. В дальнейшем произошло формирование вятичей, кривичей и словен ильменских в великороссов.

Территории расселения славянских племен.

Дулебы выступают в качестве племенной унии славян Востока. Ими была населена зона бассейна реки, именуемой Буг, а еще правые притоки Припяти. Объединение дулебов распалось с наступление десятого столетия, а их области были в составе Киевской Руси.
Восточнославянский союз племен волыняне проживал на территории, местом расположения которой стали два побережья Западного Буга и исток р. Припять. О волынянах в русских летописях упоминаются впервые в 907 году. 10 век стал периодом образования на землях волынян Владимиро-Волынское княжество.
Древляне представляют восточнославянскую племенную унию, которым были заняты в 6-10 вв. зоны Полесья, Правобережного Днепра, места вдоль реки Тетерев, Уж. Наименование свое оно приобрели соответственно месту своего проживания - жили они в лесах.




проживания - жили они в лесах.
Племенной союз дреговичи. Не установлены точные границы обитания восточных славян, причисляющихся к этому союзу. Но как утверждают некоторые исследователи, в 6-9 веках дреговичами занималась территория в части расположенной посредине бассейна реки Припять, позднее южная граница расселения прошла южнее Припяти, а западная - в верховьях Неман. Когда происходило заселение Беларуси, движение дреговичей осуществлялось на север к той же реке Неман, и это указывает на южное происхождение племенного союза дреговичи.
Славянское племя Полочане считается составной племенной унии кривичей, проживающих на побережье реки Двина и притоках Полота. Отсюда название племени. Центр земли полочан - город Полоцк.
Местом обитания полян - племенной унии славян Востока, стал Днепр, примерно район современного Киева. Остается невыясненным происхождение полян, так как местом расположения их территория проживания стала граница между несколькими культурам области арехеологии.
Радимичи выступает в качестве унии племен славян Востока, живших на востоке Верхнего Поднепровья, по течению реки Сож в 9 веке. Земли радимичей стали местом прохождения путей по рекам, соединявших их с Киевом. Радимичи и вятичи аналогично проводили погребения - прах прятали в срубе. По мнению археологов и лингвистов материальная культура радимичей создавалась с участием племен балтов, обитавших в верховьях Днепра.

Восточнославянский союз племен северяне обитал примерно в 10 столетии на побережье реки Десна, Сейм, Сула. Происходит название северяне от скифско-сарматского направления, возводится к слову «чёрный», что и подтверждено наименованием города северян - Чернигов. В основном северяне занимались земледелием.
Тиверцы представляют восточнославянское племя, что было расселено в 9 веке на территории междуречья Днестра, Прута, Дуная, у Буджакского побережья на Чёрном море.

Уличи, выступают в качестве восточнославянского союза племени, существовавшего примерно в 10 столетии. Местом проживания уличей стала территория, расположенная в местах нижнего течения Днепра, Буга, на побережье Чорного моря. Роль центра племенного союза исполнял г. Пересечен. Уличам долго удавалось успешно противостоять действиям князей, желающих подчинить союз племени своей власти.

1. Прародина славян. Прародина - это та территория, которую первоначально населял тот или иной народ. Была прародина также и у славян. Здесь они осознали, что отличаются от своих соседей. Поэтому стали называть себя своим собственным именем - славяне.

Название народа «славяне» происходит от «слова». Славянами называли себя люди, которые «владели словом», это значит, понимали друг друга.

У историков нет единого мнения о местонахождении прародины славян. Одним из основных является предположение, согласно которому славяне в последние века до нашей эры и в начале нашей эры занимали территорию между Западным Бугом и средним течением Днепра. Северной границей их расселения была река Припять. Таким образом, прародиной славян мог быть и юг Беларуси.

Согласно другому мнению, прародина славян находилась на Среднем Дунае, южнее красивых гор Центральной Европы - Карпат.

Это интересно. Это мнение находит подтверждение в древнейшей летописи - «Повести временных лет». На страницах летописи читаем: «...Когда прошло много времени, сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и назвались именами своими по тем местам, на которых сели. Так те, что пришли и сели на реке по имени Морава, и назвались моравами, а другие назвались чехами...»

Однако большинство историков ищут прародину славян севернее Карпат . Сейчас эта территория принадлежит Польше и Украине. Отсюда славяне попали и в междуречье Одера и Вислы. Здесь, в Центральной Европе, определяли славянскую прародину польские историки.

Славяне были индоевропейцами. Предки славян когда-то составляли единое целое с предками германцев и балтов. Возможно, несколько веков существовало балтско-славянское единство.

Долгое время славяне жили на своей прародине вдали от более развитых средиземноморских народов. Трудно сказать, когда они выделились в отдельный народ. Возможно, это произошло в середине 1-го тысячелетия до н. э. В это время с предками славян столкнулись загадочные кельты. Но только в VI в. славяне стали известны под своим собственным именем.

Славяне широко расселились с территории своей прародины, где появились те их особенности, которые были пронесены через века. С древности для наших предков характерны великодушие, гостеприимство, коллективизм.

2. Первые сведения о славянах. Славяне совершенно неожиданно заявили о себе в начале нашей эры как о сильном и воинственном народе. От их набегов особенно страдала Византийская империя.

Именно византийцы первыми обратили внимание на новый народ. Византийские историки отмечали, что славяне отличались высоким ростом и силой, были язычниками, почитали силы природы и разных богов. Воевали они в основном пешими. Образ их жизни был прост и непритязателен. Все эти свидетельства относятся к VI в. В это время славяне уже поделились на отдельные группы. Одна - склавины - проживала западнее Днестра, возле Дуная. Другая - анты - разместилась на землях от Днестра до Днепра. Теперь это территория Украины. Но византийцы особо подчеркивали, что все группы славян говорили на одном языке и ничем не различались. Первоначально они имели одно общее имя - венеды.


Это интересно. Анты были предками не только восточных славян. Отдельные племена антов вошли в состав южных славян. Из антского союза племен вышли племена сербов и хорватов. В то же время среди потомков антов был и восточнославянский союз племен дреговичей (о нем вы узнаете из следующего параграфа). Дреговичи поселились на юге современной территории Беларуси. Таким образом, южные и восточные славяне очень близки по происхождению.

Возможно, в более раннее время славяне были известны под другими именами. Существует мнение, что славянами были невры . Они жили где-то на юге современной Беларуси. Рассказывали, что эти невры раз в год на несколько дней превращались в волков. Легенды об оборотнях и позднее были распространены на белорусской земле.

Таким образом, первые письменные сведения про славян относятся к VI в. Именно с тех времен славяне играют важную роль в мировой истории.

3. Пути расселения славян. В первые века пашей эры на прародине славян сложились очень хорошие условия для земледелия. Развивались ремесло и торговля. Все это привело к увеличению количества населения. Но с конца IV в. началось похолодание, V в. был самым холодным за последние 2000 лет. Славяне вынуждены были покинуть свои поселения. Их земли оказались непригодными для земледелия.

В это же время в Европе происходило Великое переселение народов. Орды гуннов и германцев прошли через всю Европу. Пострадали от них и славяне. Множество поселений были разорены. Но славяне смогли занять опустевшие земли.

Так славяне начали широко расселяться в Европе. Естественными дорогами для них являлись реки. Как правило, свои селища они основывали на высоких берегах рек.

Славяне с территории своей прародины двигались на запад. В этом направлении они оттеснили германцев до реки Эльбы, а затем и за нее. С конца V в. славянские племена начали освоение Балканского полуострова. Переселялись славяне и на восток. В VI в. они уже появились в Среднем Поднепровье. Вскоре славянские племена заселили и современные белорусские земли.

4. Появление славян на территории Беларуси. Заселение славянами белорусских земель не было простым и быстрым. Славяне смогли освоить территорию Беларуси только в конце Раннего средневековья (V – IX вв).

Один из путей заселения территории Беларуси шел с юга. С территории Среднего Поднепровья славяне двигались вдоль Днепра, Припяти и их притоков. Здесь довольно рано появились славянские поселения.

Это интересно. На юге Беларуси лучше всего исследованы славянские поселения в городе Петрикове на реке Припять и возле деревни Хотомель Столинского района на реке Горынь. На окраине города Петрикова белорусские археологи обнаружили славянское селище VI-VII вв. (Чем городище отличается от селища?) Его жители выплавляли железо из болотной руды и лепили посулу из глины. Возле деревни Хотомель найдены городище, селище и могильник, в котором хоронили умерших. Хорошо укрепленное валами и рвами городище защищало людей в случае опасности.

В северную и центральную часть Беларуси славяне пришли с севера Восточной Европы. Так считают современные ученые. На север славяне ушли с территории вокруг реки Вислы. Теперь это территория нашей западной соседки - Польши.

Селища славян-земледельцев по реке Висле наиболее пострадали от неблагоприятных климатических условий IV-V вв. Пахотные земли были затоплены. В поисках пригодных для земледелия территорий славяне отошли на восток. Часть их осела возле озера Ильмень. Позже здесь будет построен Новгород Великий. Другие славянские племена нашли себе место поселения на белорусских землях.

На новых территориях славяне выбирали для селищ сухие места на возвышенностях. Освоиться на новых землях славянам помогали местные жители. При этом славянские племена смешивались с балтами, что стало основной причиной своеобразия славян на территории Беларуси.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из «Истории» Геродота (V в. до н. э.). На север от ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют хлеб не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а на север от невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня... У невров обычаи скифские. ...им пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Так как не только их собственная земля породила множество змей, но еще больше попало их из пустыни посреди страны. Поэтому невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов. Эти люди, видимо, колдуны. Скифы и эллины (греки), живущие среди них, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней превращается в волка, а затем вновь принимает человеческий облик. Меня эти байки, конечно, не могут убедить; тем не менее так говорят и даже клятвенно утверждают это.

«Славяне» - это формация, понятие только языковое, а не антропологическое. Его основой был именно готский этносубтракт. В Полябье , где окончили к VI веку свой поход готы и гепиды, появился праславянский язык. Расселение славян на все более обширные территории естественным образом вело к становлению славянских наций/народностей, развитию местных наречий и отказу от славянского-латинского языков как не народных для данной страны (до XVI-XVIII веков европейские страны использовали два языка в качестве государственных: латынь и церковнославянский-солунский, оба вымершие), часть из которых затем претерпела превращение в самостоятельные языки - создаются официальные национальные языки: польский, чешский, словацкий, литвинский-беларуский, русинский-украинский, и т.д.. Церковные книги были переведены на национальные языки.

Однако, применительно к древним славянам, нам хотелось бы знать, где находилась так называемая прародина славян.


Прародину (славян, и не только славян) не следует понимать как исконную область обитания единого народа с единым языком. Прародина - это условная, с размытыми рубежами территория, на которой происходил как правило запутанный и трудноопределимый этногенический процесс.

В вопросах славянского этногенеза существует значительная разноголосица: процесс формирования народности настолько сложен и многообразен, что ожидать полной определенности, точности этнических границ, чёткости этнических признаков, разумеется, нельзя. Антропология, исследующая многообразие физических типов человека, показала, что полного совпадения с лингвистическими ареалами нет, что язык и физический тип могут совпадать, но могут и не совпадать.

Одних историко-лингвистических материалов, на которые опирались ученые XIX в., было недостаточно для решения проблемы этногенеза. Значительно более устойчивые данные были получены при сочетании лингвистических материалов с антропологическими и археологическими. Таким серьезным обобщением был труд Л.Нидерле. Прародина славян, по Нидерле (применительно к первым векам н.э.), выглядела так: на западе она охватывала верхнюю и среднюю Вислу, на севере граница шла по Припяти, на северо-востоке и востоке включала в себя низовья Березины, Ипути, Десны и по Днепру доходила до устья Сулы. Южный рубеж славянского мира шел от Днепра и Роси на запад по верховьям Южного Буга, Днестра, Прута и Сана. В последующее время другие исследователи предпочитали и западную половину - на запад от Буга и Вислы до Одера (т.е. на территории современной Польши). Степень убедительности аргументов висло-днепровской и висло-одерской гипотез примерно одинакова. Отсюда возникала мысль о возможности объединения обеих гипотез с тем, что прародиной славян можно считать все пространство от Днепра до Одера.


Древнеевропейццы и становление славян во II и начале I тыс. до н.э

Облако этногенеза славян в период зарождения и их соседей - ок. 1000 г. до н.э.


Старинная карта Европы → Увеличить .


Районы, населенные славянами в начале средневековья на немецком карте.


Славяне в высоком средневековье - около 800-950 годов → Увеличить .


Археологические культуры восточной части Европы в V-IV вв. н.э.

Расселение племён в V-IV вв. н.э. → Увеличить .


VI в.


Славянская формация и их соседи


Начало большого расселения славян . V - первая половина VI в. н.э.. На карте освещены события , к которым привело завоевание протогосударства остроготов гуннами . → Увеличить .


Киевская Русь в IХ в.


Великое Княжество Литовское ХII-ХV вв. н.э.. См. больше → .


ВКЛ при Гедымине, 1341 год. См. больше → .

Великое Княжество Литовское до 1462 года → Увеличить . См. больше → .


Речь Посполита, 1572 год. См. больше → .


Этнографическая карта русинского (украинского) племени, 1903 год → Увеличить .

Территория Украины до 1954 года → Увеличить . См. больше → .


Этнографическая карта беларуского племени, 1903 год → Увеличить . Читать больше → Беларусы - древнейшие жители Европы .

Имеющиеся историко-лингвистические, археологические, антропологические материалы и современные генетические исследования, на которые опираются ученые, не уменьшают дискуссии и споры касающиеся формации и этногенеза славян.

Перетягивание ордынской Московией/Россией на себя всего славянского и так называемого «русского» - возвеличивание придуманной «великорусской» нации, объясняется просто: с целью захвата территорий Европы, лишить национальной идентичности славянские народы Европы, для опеки их с высоты своего «высокородного» положения и ассимилировать их в метрополию « » на правах младших братьев - колониальных народов.

Доказано, что так называемые . Нельзя на основании некоторых славянских черт в так называемом "русском" языке - смешение финно-угорских, тюрских, и др. языков с болгарским (церковно-славянским) книжным (привнесённый религией извне, отнюдь не преобладающих в лексике и грамматике так называемого «русского» языка), относить его к «славянским».

Никакой единой славянской общности и(или) «древнерусской народности» никогда не существовало. Формирование славянских народов происходило на разных территориях и с участием разных этнических компонентов. Не было в прошлом и никаких «русичей». Идеологи ордынской Московии/России в XIX веке выдумали слово «русич», потому что в реальности принадлежность человека Руси определялась в средние века совсем другим словом: «русин». Оно означало вовсе не русских (тогда московитов), а только одних русинов (украинцев) - жителей Киевщины, Подолья, Волыни, Галиции. Этот научный факт не афишируется в России только потому, что он полностью опровергает миф о «Русском мире» и каком-то общем происхождении угро-финской и азиатской ордынской Московии/России с исторической формацией славянских народов Европы.