Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Где установлен первый конный монумент петру 1. Бюсты Петра работы Растрелли (1724)

Где установлен первый конный монумент петру 1. Бюсты Петра работы Растрелли (1724)

Знаменитый памятник Петру I - первая конная статуя в России.

Памятник с надписью «Прадеду Правнук 1800» хранит в себе несколько удивительных загадок: и в цифрах, и в истории создания скульптуры.

Модель памятника была выполнена еще при жизни Петра в 1716-1724 годах скульптором К. Б. Растрелли, затем работы были остановлены. Памятник своему отцу хотела установить Елизавета Петровна, по ее приказу Растрелли, который много работал над бюстами и статуями Петра Великого, создал новый конный памятник. Он провел все подготовительные работы для отливки монумента, но умер, не успев закончить работу. Дело отца продолжил его сын Франческо Растрелли. Отливка скульптуры произошла только в 1745-1747 годах. Он планировал установить памятник Петру I на Дворцовой площади после окончания строительства Зимнего дворца. Но Елизавета умерла и к работе Растрелли потеряли интерес, поэтому памятник был убран в амбар Литейного двора на Васильевском острове, где простоял несколько десятков лет.

Затем Екатерина II пригласила французского скульптора Э.М.Фальконе для работы над новым памятником. Екатерине II памятник не нравился, и она подарила его своему фавориту Г.Потемкину.

О забытой статуе Петра вспомнил лишь Павел I, он и приказал установить монумент перед Михайловским (Инженерным) замком. Торжественное открытие бронзового конного монумента состоялось в 1800 году. Петр I изображен в одежде римского цезаря: на голове - лавровый венок, в правой руке - жезл маршала, на плечах - роскошная мантия с двуглавыми орлами. На поясе полководца-победителя - тяжелый меч с рукояткой в виде львиной головы, а на ногах - римские сандалии. Мощный конь выглядит торжественно, как будто гордясь царственным седоком. Пышный хвост коня тянется до самой земли. Массивный четырехгранный постамент из светлого мрамора украшают два бронзовых барельефа: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте».

Правда, Павел полюбовался на него недолго - через 40 дней он был убит. А знал ли он одну особенность памятника или нет - не известно.

Но есть у этого памятника одна особенность, любимая всеми. Итак, внимательно смотрим:
Конь под Петром прекрасен, благороден, с изогнутой круто шеей, пышным хвостом, мощными ногами. Стройный жеребец персидской породы по имени Лизетта. И чепрак у него с крупными кистями, и сбруя с подвесками, и уздечка в драгоценностях. Сам с царственной осанкой. Под стать императору, увенчанному лавровым венком и с маршальским жезлом. Слиты они в один художественный образ, целостный и величественный.

Выдвигались различные теории этого странного явления. Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший женское имя Лизетта (говорят, в честь дочки). Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у мелких торговцев. С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его на свою лошадь.

С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст «без всякого при том себе вреда и надсады». Случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола. На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова.

Когда лошадь пала, ее чучело 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру - первый музей Петербурга - в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина. Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук.

И все-таки версия не совсем верна. Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Но если учесть, что это конь, то ситуация становится более чем странной.
Кто-то считает, что это шутка скульптора или мелкая месть, потому что автору ничего не заплатили. Но есть и романтичная версия, что это ножка возлюбленной скульптора. Реалисты утверждают, что это обман зрения, там реальное копыто и нога конская.
Какой версии верить - решать вам. Но одной загадкой в любимом всеми стало больше.

И небольшое дополнение для любителей мистики и примет:
Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важные эпизоды Северной войны - битвы при Гангуте и под Полтавой.
Если приглядеться к барельефу, изображающему Гангутскую битву, то можно увидеть отполированную до блеска пятку одного из моряков. Это потому, что тысячи туристов прикасаются к ней в надежде, что их мечта исполнится.

В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Существует городская легенда - если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа, то можно заметить, как он шевелится.

История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век. Началась она в 1716 году, когда приглашенному итальянскому скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание конного памятника императору. В первых эскизах скульптора сразу же обозначилась основная задумка всей композиции – Петр в образе римского императора, с лавровым венком на голове, восседающий на коне. Прототипом послужил конный памятник Марку Аврелию в Риме.

Марк Аврелий. Памятник в Риме.

Модель памятника многократно дорабатывалась, дополнялась, корректировалась, в том числе, по заметкам самого Петра, с его лица была слеплена маска, которую использовал Растрелли, однако кончина царя в 1725 году надолго остановила работу над завершением установки памятника.

В 1743 году, после осмотра и одобрения модели Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была завершена в 1744. Так сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен. В этом же 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умирает в Петербурге, и отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца осуществляет уже его сын Франческо три года спустя. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо «неудачного» труда Растрелли.

За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте. Спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ о перевозке и установке памятника в Петербург, и с 1800 года по сей день, он стоит у фасада Михайловского замка на площади Коннетабля. Павел также приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800», явно перекликающуюся с надписью «Петру первому Екатерина вторая Лета 1782» на гром-камне «Медного всадника».

Пара слов о постаменте. Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы. На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.

Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.

Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. Обратите внимание, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.

Однако памятник Петру у Михайловского замка интересен еще одним удивительным загадочным явлением. Женская ножка вместо левой ноги коня и туфелька вместо копыта, об этом есть тема

Памятник Петру I - бронзовый конный памятник, исполненный Бартоломео Карло Растрелли, находится на Кленовой улице, перед главным (южным) входом в .

Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) изготовил модель памятника ещё в 1716 году, при жизни Петра I и под его руководством. Однако скульптура была завершена лишь к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. К этому времени и заказчик и скульптор скончались.

По первому проекту, памятник имел пирамидальное построение и должен был быть в 64 фута вышиной. Первоначально Петр планировал установить монумент на Коллежской площади, находящейся на Васильевском острове - в то время главной площади Санкт-Петербурга. Ещё один конный памятник, по тому же проекту, немного меньше размером - в 52 фута, предназначался для Летнего сада и должен был стоять перед Летним дворцом Петра I.

Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком. . На цоколе должен был помещаться большой барельеф "Полтавская баталия"; фигуры побеждённых "полоняников" служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь - из пёстрого мрамора. Многие детали монумента - барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие "уборы" предполагалось позолотить. Для овального барельефа Растрелли просил Петра самого выбрать соответствующий сюжет.

В 1717 году Растрелли решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра. В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела 76 сантиметров в высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя "Река" с четырьмя купидонами и "Земная сфера", поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главный акцент был сделан на прославление "добродетели" и посрамление "зависти". Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (Невы) и Глобуса - земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и "облачают в златую обёртку", означало обновление и исправление карты мира, то есть возвращение несправедливо отторгнутых территории.

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал и работа в очередной раз остановилась.

Труды скульптора по изготовлению моделей были оплачены только в 1734 году при Императрице Анне Иоанновне.

Распоряжение об отливке в бронзе было дано следующей Императрицей Елизаветой Петровной - 22 июня 1743 года. При этом Растрелли переработал первоначальную модель, утверждённую Петром: свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись к первому проекту памятника. Композиция стала более лаконична, а форма - пластически обобщена.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Для отливки, которая должна была проходить под наблюдением автора, был построен специальный "литейный амбар". Скульптору помогали свыше 20 человек, но завершить работу он не успел - 18 ноября того же года Б.К. Растрелли скончался. Продолжил работу его сын - Франческо Бартоломео. Под его руководством в 1745-1747 годах были построены две литейные печи, доставлены 1300 пудов зелёной и 130 пудов красной меди. 3 ноября 1747 года отливка из меди была закончена.

Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

В 1748-1755 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

В связи с переносом к этому времени центра Петербурга на левый берег Невы, памятник Петру I предполагалось установить перед Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к , где под деревянным навесом она простояла 45 лет. Екатерине II памятник не понравился и в 1766 году она заказала новый монумент Петру французскому скульптору Э.М. Фальконе.

В 1782 году Растреллевский памятник был подарен Екатериной князю Г.А. Потёмкину, который планировал отправить памятник на Украину, но передумал и поместил в амбаре Таврического дворца, где памятник и простоял до 1791 года.

Лишь в августе 1798 года Император Павел I вспомнил о скульптуре и повелел установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года было повелено "отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить". Было назначено новое место - площадь Коннетабля перед строившимся . Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По сути она являлась островом. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре этой площади должно было установить памятник Петру I, а за памятником находились ров и три моста.

Установкой памятника занимался итальянский архитектор Винченцо Бренна.

22 марта 1800 года изготовление гранитного пьедестала по рисунку Федора Ивановича Волкова (1754-1803) поручили "архитектурии помощнику Лериону Шестикову". Тивдийский светло-красный и рускольским серовато-белым мрамор для облицовки поставил крестьянин Василий Одинцов, сердобольский гранит для цоколя - ржевский купец Иван Одинцов и петрозаводский купец Фёдор Бекренев.

28 апреля 1800 года литейщик В.П. Екимов взялся отлить барельефы в металле. Он же реставрировал фигуру Петра Первого и лошадь под ним: у статуи была усилена железная арматура, заделаны дыры в брюхе коня, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя "прикрыта колером", т.е. патинирована. Полости ног лошади для устойчивости были залиты свинцом, которого понадобилось более 12 пудов.

15 октября 1800 года скульптор Пьер Луи Анжи (1752-1828) взялся за создание модели венка, воинских трофеев, орлов с коронами. Он же позолотил буквы надписи.

По приказу Императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись "Прадеду - правнук 1800 год", очевидно, в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру Первому Екатерина Вторая". К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней.

Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, возвышается фигура Петра одетая в воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь. На ногах императора римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

Голова Петра повёрнута чуть влево. На голову возложен лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени - сомнительная аллегория.

Убор коня роскошен: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка. Скульптором изображен жеребец персидской породы по имени Лизетта. По другим источникам лошадь Петра I была карабахской породы, но все сходятся на том, что Петр приобрёл этого коня в Риге, выменяв на свою собственную лошадь. Лошадь, носящая женское имя, была мужского пола. Говорят, именно Лизетта является прообразом коня на всех конных статуях Петру I. Судя по тому, что Растрелли изобразил у коня длинную, прогибающуюся бабку - у лошади Петра была очень мягкая рысь. Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук.

Конная статуя имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

Возможно, Растрелли вдохновили лучшие образцы конных статуй времен античной Римской империи: конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме и эпохи Возрождения конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата работы скульптора Донателло, воздвигнута в 1443-1453 годах в итальянском городе Падуя.

Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами - "Полтавская баталия" и "Битва при Гангуте", а также аллегорической композицией с трофеями.

Барельефы исполнены скульпторами Иваном Ивановичем Теребенёвым (1780-1815), Василием Ивановичем Демут-Малиновским (1779-1846), Иваном Е. Моисеевым под руководством Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).

Во время блокады Ленинграда статуя Петра I была снята с пьедестала и скрыта в котловане, вырытом рядом. В 1945 году статуя была возвращена на место.

Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989-1990 годах: Государственный музей городской скульптуры провел тщательное обследование монумента и полную его реставрацию с воссозданием утраченной позолоты накладных бронзовых деталей.

Памятник является Культурным наследием Российской Федерации, объект № 7810540000.
Проезд: от станции метро "Гостиный двор" пешком по Садовой улице до Инженерного замка, 10-15 минут.


Памятник Петру I. Фрагмент. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I перед Инженерным замком. Фото: 2014 год.

"Прадеду - правнук 1800 год". Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Детки изучают барельеф "Гангутское сражение". Фото: 2014 год.

На барельефе "Гангутский бой" слева на флагманском корабле изображен Пётр I, который командует "авангардией". К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа изображен захваченный шведский корабль, над которым поднимают русский флаг. Над плененным кораблем изображен знак зодиака Лев, как напоминание о месяце победного боя, которое произошло 27 июля (7 августа), 1714 года. На переднем плане изображена драматическая сцена - спасение тонущего моряка. Фото: 2014 год.

В центре барельефа "Полтавская баталия" на переднем плане Петр I указывает шпагой А.Д. Меншикову на отступающих шведов. В левой части на заднем плане - на носилках уносят раненого короля шведов Карла XII. В небе над полем боя парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лаврами победителей. Над русскими войсками изображен знак зодиака Рак - 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско.

Считается, что потрогать копыто коня Петра I или ботфорд - это к удаче. А если подержаться за пятку тонущего моряка - это отведёт опасность утонуть. Потому данные части барельефа отполированы руками суеверных туристов.

Аллегорическая композиция с трофеями на задней поверхности пьедистала. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I и грустные голуби... Фото: 2014 год.

Памятник Петру I перед Михайловским замком. Фото: 2014 год.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

У этого памятника Петру I непростая судьба.
Мысль увековечить Петра в бронзе принадлежала еще Анне Иоанновне, но, осуществила ее Елизавета, "дщерь Петрова".

Но памятник мог появиться еще при жизни Петра. В 1716 году в Петербург для его создания прибыл скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Уже через два года в «портретном амбаре» ваятеля появилась глиняная модель коня для будущего памятника. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с него гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста царя хранящегося в Эрмитаже.

В 1719 году Петр посетил мастерскую Растрелли и дал скульптору ценные указания, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла.

Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император умер, и последующие десять лет его наследникам было не до памятника. Даже плату за уже проделанную работу Растрелли получил только в 1734 году! Растрелли так и не увидел свое детище на постаменте. Мастер скончался 18 ноября 1744 года. Работы по отливке памятника были завершены его сыном, Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году.

Лишь Елизавета Петровна вспомнила о памятнике и поручила Растрелли его закончить. Хоть монумент был отлит из бронзы, установлен он почему-то не был. Случай удивительный, потому что памятник стоил больших денег.

К сожалению дочери Петра императрице Елизавете Петровне статуя не понравилась (кстати, дочери незаконно рожденной, т.е. вне церковного брака) и несколько десятилетий памятник находился в амбаре Литейного двора. Елизавета хотела поставить памятник на площади перед новым Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий, но за прошедшие два десятилетия художественные вкусы сильно изменились и скульптура нуждалась в очередной доработке. Но мода на аллегоризм прошла, а ведь это первая конная статуя в России! Петр изображен полководцем-триумфатором на своем любимом коне с редким именем Лизетта.

Все царствование Екатерины Великой он пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста. У Петра и коня и правда выпученные глаза и вид немного комичный. Лавровый венок больше похож на рога или на корону, которую неоднократно роняли...

Возможно поэтому Петр работы Растрелли в 1782 году был подарен Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить памятник на Украину, а потом установил его под навес у Таврического дворца.

Когда к власти пришел Павел, во всем противоречивший матери, памятник был возвращен из потемкинской ссылки и установлен на почетном месте перед Михайловским замком. Это случилось ровно через 53 года после создания памятника, столько же лет прожил на свете и Петр Великий! Совпадение?! Не думаю (С) Кисилев.

Павел приказал сделать надпись "Прадеду - правнук". Эту надпись сочинил сам император.

Пьедестал памятника украшают два барельефа "Сражение при Гангуте" и "Полтавская битва" и необычный двуглавый орел с мальтийским крестом, без которого великий магистр Мальтийского ордена обойтись никак не мог. В одном углу барельефа «Полтавский бой» можно увидеть Карла XII покидающего поле боя на носилках, в другом - Рака, символизирующий зодиачный знак июня, месяца Полтавской битвы.

Нужно потереть копыто коня и ногу Петра. Те кто сомневается где именно Петр, трет все копыта и все ноги))))

На барельефе с гангутом, считается что нужно потереть пятку спасенного моряка, чтобы не утонуть. Особенно часто ее трут студенты для успешной сдачи экзаменов (вместо изучения билетов). Скоро сотрут напрочь.

К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней, по прошествую которых Павел тихо скончался от «апоплексического удара» табакеркой по голове...

Памятник этот странный и таинственный. Копыта коня - всегда блестят, а левая передняя конская нога похожа на женскую ножку в высоком сапоге на каблуке (посмотрите ниже на ногу коня). Хотя... это оптический эффект такой при просмотре сбоку, если залезть к памятнику, там обычное копыто))) просто плоское.

Говорят, что если внимательно вглядываться в памятник Петру белой ночью, то в 3 часа утра можно увидеть, как он шевелится и кажется, будто Петр торжественно выезжает из ворот замка...

В 1941 году статую сняли с пьедестала и закопали на площади. Так ее сохранили для потомков. Только в июле 1945 года она вернулась на свое законное место.

В 1989-1990 гг. памятник был отреставрирован. Сегодня он не так знаменит у туристов как а зря...)))

Памятник стоит у Михайловского замка. ул. Садовая, д. 2. Ряд фото (С) Артем Кирпиченок. Инфа (С) интернет

Образной основой бюстов послужила «гипсовая голова» Петра, выполненная в 1721 году. Только после неё Растрелли смог подняться до создания гениального скульптурного портрета, находящегося в Эрмитаже, и его варианта – в копенгагенском музее Розенборг.

В начале июля 1723 года Растрелли, через архитектора Микетти, получил устное распоряжение Петра выполнить царский «поясной портрет». За два месяца он исполнил модели бюстов в глине. Затем с этих глиняных моделей были сняты алебастровые формы, состоявшие из нескольких частей.

Алебастровые формы заполнялись воском, т.е. получались восковые модели бюста. Они тщательно расчищались до полного сходства с глиняным оригиналом. Одновременно делали специальный алебастровый кожух, в который помещали восковой бюст, покрытый слоем особого состава. Через специальные отверстия в кожухе вливали расплавленную бронзу, занимавшую место вытапливаемого воска. Это был так называемый способ воскового литья, разработанный итальянцами в эпоху Возрождения.

К июню 1724 года Растрелли закончил отливку обоих бюстов и потребовал присылку к нему чеканщиков. Первый был отлит «новым римским манером» (барочный), а второй – «старым» (цезарианский).

Барочный («новоманерный») бюст

Растрелли изобразил фигуру Петра до пояса. Император облачён в боевые доспехи, покрытые рельефными изображениями аллегорических и батальных сцен, издали воспринимаемых как сложный декоративный узор. На груди Петра – лента ордена Андрея Первозванного. Горностаевая мантия с цветочным орнаментом, как бы сброшенная с плеч порывом ветра, извиваясь одним краем за спиной, ниспадает пышными складками по левой руке. На шее повязан кружевной шарф, из-за которого выступает стоячий воротник. Голова Петра приподнята и энергично повёрнута вправо. Лицо обрамлено париком, напоминающим львиную гриву. Оно излучает энергию, приковывает внимание своей внутренней красотой и значительностью. Глаза, немигающие, грозные, кажутся выступающимися из орбит, тонкие губы под небольшими жёсткими усиками твёрдо сжаты. В складе всего лица, в ясной благородной линии большого лба чувствуется безмерная отвага, сила мысли, величие «всеобъемлющей души».

Бюст в многом близок «гипсовой голове», но все черты художественно усилены углублены. Правдивая передача натуры поднята здесь на высоту психологического анализа. Пётр показан в период высшего торжества своего дела, «в пору мужества, во всей силе творческой деятельности».

Бюст Петра I («новоманерный»)

Декоративные элементы несут очень большую смысловую нагрузку: каждая деталь бюста полна значения, дополняющего основное содержание портрета. На правом нагрудном щитке кирасы Растрелли поместил аллегорический барельеф: Пётр в императорской короне и мантии высекает из глыбы камня фигуру молодой женщины в доспехах, со скипетром и державой в руках. Такой же символической группой скульптор завершил в 1721 году модель Триумфального столпа. Её идею он объяснил в одной из своих челобитных: статуя представляет Россию, которую «ваше величество вычищает», т.е. высекает из камня.

На левом щитке кирасы скульптор показал эпизод Полтавского боя, а на панцире – батальную сцену. В трёх барельефах сжато выражены основные моменты деятельности Петра: разгром армий Карла XII и создание мощной России. Но этим не исчерпывается аллегоризм бюста. Андреевский крест на щите рядом с Петром-ваятелем и орден Андрея Первозванного напоминают о морских «достославных викториях». И, наконец, обрамляющая бюст горностаевая мантия служила символом императорской власти Петра.

Фрагмент бюста («Пётр, высекающий статую России»)

Композиция рассчитана на трёхсторонний осмотр. При осмотре в фас хорошо ощущается огромный рост Петра, он подавляет могуществом. Слева прекрасно читается чёткая волевая линия профиля, сосредоточенность мысли. При осмотре справа на этом энергичном лице заметны следы усталости и тревоги. Очень эффектно проработан силуэт бюста, в котором сочетаются компактность с барочной разорванностью контура.

Вид слева и справа

Созданием скульптурного портрета Петра Растрелли решил задачу большой сложности: ему удалось сочетать глубокую правду характера и определённую парадность общего облика, психологизм и аллегоричность. Исполненный им бюст воспринимается и как портрет определённого человека с его индивидуальными особенностями, и как типический образ деятеля эпохи крутых преобразований, резких социальных сдвигов и войн.

Цезарианский («староманерный») бюст

Хранящийся в Копенгагене золочёный свинцовый бюст, исполненный «по старому манеру цесарем римским», – одно из дошедших до нас авторских повторений «персоны» Петра Растрелли.

Такие бюсты, отлитые из свинца или алебастра, преподносились знатным иностранцам. Сам Растрелли, как об этом сообщает Берхгольц, поднёс в феврале 1724 года экземпляр из алебастра и воска, покрытый особым бронзовым составом, герцогу Голштинскому. Бюст, хранящийся в Дании, был поднесён датскому королю Фридриху IV самим Петром I.

Погрудный бюст на круглой подставке изображает Петра в виде римского императора. Как это было принято в античных бюстах, царь показан с обнажённой шеей и грудью, в панцире, из-за которого виднеется оборка туники. Панцирь украшен рельефной головой медузы Горгоны; тонкая лепка её искажённого злобой лица, с открытым ртом, извивающимися на голове змеями, – жемчужина растреллиевского мастерства.