Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Математические диктанты методическая разработка по математике (3 класс) на тему. Математические диктанты Умножение десятичных дробей

Математические диктанты методическая разработка по математике (3 класс) на тему. Математические диктанты Умножение десятичных дробей

Здравствуйте, уважаемые родители моих Буквоежек и сами Буквоежки!

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое математический диктант .

Вы, ребята, пишете такие диктанты с 1-ого класса, но сейчас, во 2-ом классе, появилось много вопросов у ваших родителей - что это за зверь такой и почему некоторым ребятам никак его не укротить...

Немного теории...

"После прохождения определённого объема учебного материала, перед учителем встает вопрос о проверке качества усвоения материала учениками. Провести опрос всех учеников - задача непосильная и нереальная как по времени, так и физически.
Если же провести выборочный опрос нескольких учеников, то обычно остальные ученики слушают их не внимательно. Поэтому для комплексной проверки качества усвоения материала применяются контрольные работы, тесты, самостоятельные работы или математические диктанты. В большинстве случаев, математические диктанты выполняются устно. И в этом - их особенность и достоинство. При выполнении арифметических операций в устном виде, ученики закрепляют ранее полученные навыки и выполняют математические действия более осмысленно, а не механически. При регулярном выполнении устных вычислений тренируются внимание, сосредоточенность, смекалка".

Итак, как проходит такой диктант в классе.
Во-первых, всегда в начале урока. Во-вторых, такой диктант мы проводим 1-2 раза в неделю (а в неделю 4 урока математики) фронтально, т.е. я задаю вопрос, спрашиваю ответ и все ребята его записывают. Или после моего озвучивания сначала записывают, а потом проговаривают правильный ответ для проверки. Или пишем весь диктант (обычно 10 примеров-заданий), а потом проверяем, зачитывая ответы.

Диктую задание я только один раз ! Дети уже привыкли, знают, что нельзя переспрашивать, надо поставить прочерк. Почему так? Потому что переспрашивание отвлекает других детей и заставляет их ошибаться.
Через какой интервал диктую, не могу сказать... Я смотрю на детей. У нас есть специальный знак (рука на локоток), который означает, что ответ записан. Могу сказать точно одно - такой вид деятельности не занимает у нас больше 7-10 минут.

Как выглядят задания?

Чему равна сумма чисел 12 и 17?
Чему равна разность чисел 19 и 4?
Первое слагаемое - 11, второе слагаемое - 4. Чему равна сумма этих двух слагаемых?
Уменьши число 17 на 5.
Увеличь число 8 на 7.
Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить число 18?
Увеличь число 9 на 9.
Найди сумму чисел 3 и 4 и прибавь к полученной сумме 5.
Сколько получится, если к 8 прибавить 5?
От числа 19 отними сумму чисел 3 и 4.
Найди произведение чисел 7 и 3.
На сколько надо умножить 4, чтобы получилось 20?
Первый множитель - 6, второй - 3. Найди произведение.

Чтобы грамотно и без ошибок писать математические диктанты, ребенок должен не только хорошо считать, но и точно знать названия компонентов действий (плакаты висят у нас над доской, так что всегда есть возможность "подглянуть", если забыл)

Напоминаю их здесь.

Дошкольная математика - важный компонент интеллектуального развития малышей. Занятия этого курса направлены на формирование познавательных и творческих способностей дошколят, на обучение порядковому и количественному счёту. На уроках математики в детском саду, дома или на кружке ребёнок знакомится с основными математическими понятиями, развивает логическое и пространственное мышление.

Основным инструментом математического развития дошкольников являются дидактические игры, но наряду с ними используют и другие:

  • практические упражнения;
  • элементарные опыты и эксперименты;
  • моделирование;
  • графические задания;
  • математические диктанты.

Давайте разберёмся, что собой представляют математические диктанты в принципе и как их можно адаптировать к особенностям и требованиям дошкольной педагогики.

Польза математических диктантов

Математический диктант - популярная форма контроля знаний, активно применяемая школьными учителями математики. Суть этого явления состоит в том, что педагог задаёт вопрос (в устной или письменной форме), а ученики должны записывать краткие ответы. Дошкольнику можно предложить выполнять задания диктанта наглядно:

  • переставить местами кубики;
  • добавить/убрать названное количество пуговиц;
  • сравнить представленные группы объектов;
  • сгруппировать определённым образом представленные объекты.

Для классификации математических диктантов можно использовать разные критерии. Чаще всего математические диктанты делят на группы в соответствии с теми задачами, которые они решают:

  • усвоение математической терминологии;
  • тренировка устного счёта;
  • логические вопросы.

Смешивать разные виды математических диктантов не рекомендуется, хотя считается допустимым. Главное при составлении задания - его адаптация к уровню знаний конкретного малыша (или группы детей, если речь идёт о математике в детском саду).

Математический диктант отлично тренирует способности ребёнка к концентрации внимания. Чтобы успешно справиться с заданием, малышу требуется проявить значительные усилия воли:

  • внимательно прослушать задание;
  • достаточно быстро, без подсказки (желательно!) сообразить, что нужно сделать;
  • записать свой ответ (выполнить задание).

К пользе математических диктантов следует также отнести развитие грамотной математической речи:

  • ребёнок слушает правильное чтение математических выражений;
  • обогащает тематический лексический словарь;
  • закрепляет названия арифметических действий и геометрических фигур.

Чтобы не вызвать переутомления и не допустить потери интереса к такому виду деятельности, следите за состоянием вашего подопечного. Продолжительность математического диктанта в среднем составляет 7 минут. Конечно, если в вашей семье растёт юный математик, который с удовольствием выполняет все задания, вы можете позаниматься дольше рекомендованного времени. Но никакого принуждения! Это важно, друзья.

Как организовать математический диктант для дошкольника

  1. Вопросы диктанта должны быть связаны между собой. Читайте их медленно. Слова произносите чётко. Следите, чтобы ребёнок был собранным и слушал вас внимательно.
  2. Каждый вопрос зачитывайте три раза. Сначала малыш должен услышать вопрос полностью. Дайте несколько секунд на обдумывание. Прочитайте второй раз - ребёнок должен записать ответ (выполнить задание). Во время третьего прочтения маленький математик может проверить правильность своего решения.
  3. Не комментируйте ответы ребёнка, пока не прочитаете весь диктант целиком. Все обсуждения и анализ проводятся в конце задания. Впрочем, вы можете отступить от этого правила, если малыш проявляет беспокойство. Но старайтесь к концу старшего дошкольного возраста приучить ребёнка действовать по установленным правилам, ведь именно так будут проходить математические диктанты в 1 классе.
  4. Не стремитесь любой ценой выполнить все задания подготовленного математического диктанта. Если ребёнок устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, а к диктанту можно будет вернуться в следующий раз.
  5. Для успешного выполнения традиционного математического диктанта требуется хорошо воспринимать информацию на слух. Если у вашего малыша есть проблемы со слуховой памятью, вы можете подготовить карточки, отражающие ваши вопросы. Постепенно объем графически представленных вопросов должен снижаться в пользу устной формы.

Примеры математических диктантов для дошкольников


Вариант 1
  1. Нарисуй столько кружков, сколько на карточке яблок.
  2. Закрась первый справа кружок красным цветом.
  3. Закрась кружок посередине зелёным цветом.
  4. Закрась оставшийся кружок жёлтым цветом.
  5. Запиши числом, сколько яблок нарисовано на картинке.

Вариант 2
  1. Нарисуй в первой строке столько треугольников, сколько морковок нарисовано на карточке.
  2. На второй строке нарисуй на один треугольник больше, чем на первой.
  3. На третьей строке нарисуй столько же кругов, сколько треугольников на второй строке.
  4. На следующей строке нарисуй на один круг меньше, чем на третьей.
  5. Закрась в каждой строке первую фигуру красным цветом, а последнюю - зелёным.
  6. Запиши числом, сколько фигур осталось незакрашенными.
Вариант 3
  1. На первой строке запиши числа от «1» до «3».
  2. На второй строке запиши число, которое следует за числом «2».
  3. На третьей строке запиши число, которое стоит перед числом «2».
  4. На следующей строчке запиши самое большое из чисел в первой строчке.
  5. На новой строке запиши самое маленькое из чисел в первой строчке.
Вариант 4
  1. Запиши по порядку числа от «1» до «9».
  2. Запиши числа от «1» до «9» в обратном порядке.
  3. Запиши соседей числа «6».
  4. Какое число на 1 больше «3».
  5. Какое число получится, если к «3» прибавить «2».
Вариант 5
  1. У треугольника всегда три стороны.
  2. У квадрата всегда три стороны
  3. Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
  4. У круга три угла.
  5. У квадрата 5 углов.
Вариант 6

Ставь знак «+», если согласен с утверждением. Ставь знак «–», если утверждение неверно.

  1. В первой строчке 4 красных треугольника.
  2. Во второй строчке 2 зелёных и 2 синих круга.
  3. В третьей строчке только один из квадратов зелёного цвета.
  4. На картинке синих фигур больше, чем зелёных.
  5. На картинке нет красных кругов.

Друзья, вы можете составлять математические диктанты для дошкольников самостоятельно. Главное - понять несложный принцип и убедиться, что ребёнку такая форма проведения дошкольной математики приносит и пользу, и удовольствие!

Счастливого вам родительства! До новых встреч!

Математические диктанты

Составила

учитель начальных классов

Кучевская Н.В.

Математический диктант № 1

  1. Во сколько раз 4 больше 12?
  2. 7 умножить на 8.
  3. Во сколько раз 18 больше 9?
  4. На какое число надо умножить 6, чтобы получилось 54?
  5. Первый множитель 3, второй неизвестен. Произведение равно 27. Найдите второй множитель.
  6. Какое число надо умножить на 2, чтобы получилось 14?
  7. Уменьши 32 в 8 раз.
  8. Сколько раз 7 повторится в 35?
  9. Я задумала число, увеличила его в 8 раз и получила 72. Какое число я задумала?
  10. Делимое 63, делитель 9. Найдите частное.

(3, 56, 2, 9,9, 7, 4, 5, 9, 7)

Математический диктант № 2

  1. Увеличь 5 в 9 раз.
  2. Какое число надо уменьшить в 3 раза, чтобы получилось 7?
  3. Во сколько раз 15 больше 5?
  4. Делимое 56, делитель 8. Найдите частное.
  5. Какое число надо увеличить в 7 раз, чтобы получилось 35?
  6. Первый множитель 4, второй множитель 7. Найдите произведение.
  7. Уменьши 48 в 6 раз.
  8. Делимое неизвестно, делитель 9. Частное равно 3. Найдите делимое.
  9. Умножьте 2 на 8.

(45, 21, 3, 42, 7, 5, 28, 8, 27, 16)

Математический диктант № 3

  1. Сколько раз 8 повторится в 24?
  2. Во сколько раз 20 больше 4?
  3. Сколько раз по 6 содержится в 48?
  4. Найдите произведение чисел 4 и 9.
  5. Произведение 24, второй множитель 6. Найдите первый множитель.
  6. Какое число надо уменьшить в 8 раз, чтобы получить 8.
  7. Я задумала число, увеличила его в 6 раз и получила 54. Какое число я задумала?
  8. Делимое 42, делитель неизвестен. Частное 6. Чему равен делитель?
  9. 3 умножьте на 7.
  10. Уменьши 8 в 4 раза, полученное число увеличь на 3, а это вновь полученное число увеличь в 2 раза.

(3, 5, 8, 36, 4, 64, 9, 7, 21, 10)

Математический диктант № 4

  1. Чему равно произведение чисел 6 и 3?
  2. Найдите частное чисел 14 и 7.
  3. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 12?
  4. Сколько раз 6 повторится в 30?
  5. На сколько единиц 18 больше 6?
  6. Частное 2. Делимое равно 20. Чему равен делитель?
  7. Произведение 36. Первый множитель 9. Чему равен второй множитель?
  8. 7 увеличь в 4 раза.
  9. Произведение чисел 8 и 3 уменьши в 4 раза.
  10. Если 4 умножить на 9, то полученное число будет в 6 раз больше задуманного мною числа. Какое число я задумала?

(18, 2, 4, 5, 12, 10, 4, 28, 6, 6)

Математический диктант № 5

  1. Найдите частное чисел 72 и 8.
  2. Во сколько раз 3 меньше 15?
  3. Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 24?
  4. Найдите произведение чисел 8 и 7.
  5. Сколько раз по 9 повторится в числе 27?
  6. Я задумала число, уменьшила его в 8 раз и получила 6. Какое число я задумала?
  7. Первый множитель 4, второй – 8. Найдите произведение.
  8. Если 56 разделить на 7, то полученное число будет в 8 раз меньше задуманного мною числа. Какое число я задумала?
  9. Какое число надо уменьшить в 7 раз, чтобы получилось 9.
  10. Делимое 81, частное 9. Чему равен делитель?

(9, 5, 4, 56, 3, 48, 32, 64, 63, 9)

Математический диктант № 6

  1. Найдите произведение чисел 7 и 4.
  2. Сколько раз по 8 содержится в 32?
  3. Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 30?
  4. Во сколько раз 63 больше 9?
  5. Найдите частное чисел 36 и 9.
  6. 7 увеличить в 3 раза.
  7. Я задумала число, увеличила его в 7 раз и получила 42. Какое число я задумала?
  8. Какое число надо уменьшить в 6 раз, чтобы получилось 1?
  9. Делитель 2, частное 8. Найдите делимое.
  10. Произведение 64, первый множитель 8. Найдите второй множитель.

(28, 4, 5, 7, 4, 21, 6, 6,16, 8)

Математический диктант № 7

  1. Первый множитель 9, второй 3. Найдите произведение.
  2. Произведение 54, один из множителей 6. Найдите неизвестный множитель.
  3. Во сколько раз 6 меньше 18?
  4. Увеличьте 9 в 8 раз?
  5. Сколько раз 2 повторится в 187
  6. Делимое 35, частное 7. Найдите делитель.
  7. Какое число надо уменьшить в 8 раз, чтобы получить 6?
  8. Я задумала число, уменьшила его в 9 раз и получила 4. Какое число я задумала7
  9. Найдите произведение чисел 9 и 5.

(8, 27, 9, 3, 72, 9, 5, 48, 36, 45)

Математический диктант № 8

  1. Какое число увеличили в 7 раз и получили 63?
  2. Найдите произведение чисел 6 и 9.
  3. Во сколько раз 12 больше 3?
  4. Сколько раз 5 повторится в 40?
  5. Делимое 12, частное 2. Найдите делитель.
  6. Какое число надо увеличить в 9 раз, чтобы получить 9?
  7. Один из множителей 4, произведение 32. Найдите неизвестный множитель.
  8. Частное 30, делимое 90. Найдите делитель.
  9. Я задумала число, уменьшила его в 9 раз и получила 9. Какое число я задумала7
  10. Я задумала число, увеличила его в 7 раз. К полученному числу прибавила 8 и получила 50. Какое число я задумала?

(9, 54, 4, 8, 6, 1, 8, 3, 81, 6)

Математический диктант № 9

  1. 28 разделите на 4 и умножьте на 5.
  2. Уменьшите втрое 24.
  3. Частное 35 и 5 увеличьте в 8 раз.
  4. Какое число надо уменьшить в 6 раз, чтобы получилось 6?
  5. Найдите произведение чисел 8 и 6.
  6. Во сколько раз 18 больше 9?
  7. Сколько раз 2 содержится в 10?
  8. Какое число уменьшили в 7 раз и получили 9?
  9. Найдите частное чисел 54 и 6.
  10. Я задумала число, уменьшила его в 6 раз и получила 7. Какое число я задумала?

(35, 8, 56, 36, 48, 2, 5, 63, 9, 42)

Математический диктант № 10

  1. Сколько раз по 4 содержится в 16?
  2. Найдите частное чисел 56 и 7.
  3. Чему равно произведение чисел 3 и 9?
  4. Какое число надо уменьшить в 9 раз, чтобы получилось 8?
  5. Какое число надо увеличить в 5 раз, чтобы получилось 35?
  6. Уменьшите 48 в 6 раз.
  7. Увеличьте 4 в 5 раз.
  8. Первый множитель 3, второй 7. Чему равно произведение?
  9. Делимое 18, делитель 3. Найдите частное.
  10. 7 увеличьте в 3 раза, увеличьте на 69, а потом уменьшите в 10 раз.

(4, 8, 27, 72, 7, 8, 20, 21, 6, 9)


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ ПО ТЕМЕ

«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 20 »

1 КЛАСС

Диктант № 1

1. Найди разность чисел 13 и 5.

2. Найди сумму 7 и 4.

3. Запиши число большее 8 на 6.

4. Какое число меньше 11 на 4?

5. Увеличь число 9 на столько же.

Номера заданий

Диктант № 2

1. Запиши число, в котором 1 десяток и 7 единиц.

2. Запиши самое большое однозначное число.

3. Запиши самое маленькое двузначное число.

4. Запиши любое двузначное число, меньшее суммы 10 и 4.

5. Запиши соседей числа 19.

Номера заданий

10 или 11;12;13.

Диктант № 3

1. Уменьшаемое 11, вычитаемое 6, запиши значение разности.

2. Какие однозначные числа надо сложить, чтобы получить 15?

3. Запиши, чему равна сумма чисел 8 и 5.

4. Первое слагаемое 9, второе слагаемое 7, найди значение суммы.

5. Запиши, чему равна разность чисел 11 и 4.

Номера заданий

8 и 7 или 9 и 6

Диктант № 4

1. Из суммы чисел 7 и 8 вычесть 4.

2. Разность чисел 9 и 5 увеличить на 8.

3. 4 прибавь к сумме чисел 7 и 5.

4. 15 уменьшить на разность чисел 8 и 3.

5. Запиши двузначные числа, которые меньше разности 14 и 2.

Номера заданий

Оценивание результатов:

Выполнены без ошибок 5 заданий – высокий уровень;

Допущены: 1-2 ошибки – средний уровень;

3 ошибки – ниже среднего уровня;

более 3 ошибок – низкий уровень.

Аргинская, И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе [Текст]: пособие для учителя /И.И. Аргинская. – М.: Фёдоров, 2014. - 288 с. - ISBN: 978-5-393-01608-1