Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Приемы реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Компетентностный подход в организации внеучебной деятельности учителя

Приемы реализации компетентностного подхода во внеурочной деятельности. Компетентностный подход в организации внеучебной деятельности учителя

Разделы: Администрирование школы

В настоящее время меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Удовлетворение личности, общества и государства в получении качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
Цели образования. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
  • Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования.

    Сегодня необходимо не только совершенствовать свои знания умения и навыки, но и быть психологически готовым к изменившимся социально-экономическим условиям, иному образу существования в обществе. Иначе говоря, условия таковы, что личность (человек) должна занимать активную жизненную позицию, личности необходимо уметь реализовать свой жизненный потенциал, выполняя функции "свободного носителя” социальных услуг, а значит, выступать субъектом деятельности. В настоящее время возрастает ответственность самого человека за его успешное существование в обществе (получение работы, создание семьи и т.д.)

    К примеру : Количество безработных среди высококвалифицированных специалистов позволяет поставить под сомнение гипотезу о том, что существует причинная связь между уровнем образования и возможностью получить работу.

    Функции педагога
    (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":

    • САМОактуализации,
    • САМОопределения,
    • САМОсозидания,
    • САМОреализации.

    Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
    Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель :

    Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.

    Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:

    • Разработка принципов и форм организации школьного самоуправления на базе клубной деятельности и музейной педагогики, развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.
    • Развитие форм общественной составляющей в соуправлении школой, в том числе через создание молодежных объединений и организаций.

    Технология традиционного обучения не в состоянии отвечать современным требованиям. Поэтому, все чаще и чаще мы сталкиваемся с понятиями “Компетентностное образование” ,“Компетентностный подход”

    Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

    • овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности:

    1) учащийся осознает процесс управления своей деятельностью;
    2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно.

    • формируется персональный “ресурсный пакет”; учащийся понимает, какие средства необходимы для выполнения деятельности.
    • набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.
    • набор осваиваемых способов деятельности является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

    Чем компетенции отличаются от других результатов образования?

    • является интегрированной,
    • проявляется ситуативно, в зависимости от задачи.
    • в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,
    • в отличие от навыка – осознана,
    • в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов.
    • в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

    Существует несколько вариантов классификации компетенций, вот одна из них:

    1. Ценностно-смысловая компетенция
    2. Социально-продуктивная компетенция
    3. Коммуникативная компетенция
    4. Общекультурная компетенция
    5. Информационная компетенция
    6. Нравственная компетенция
    7. Автономизационная компетенция

    1. Ценностно-смысловая компетенция

    Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
    Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
    От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

    2. Общекультурная компетенция

    Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности; это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени; сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

    3. Коммуникативная компетенция

    Умение вступать в коммуникацию, с целью быть понятым, овладение умениями общения.

    4. Информационная компетенция

    Владение информационными технологиями, умение работать со всеми средствами информации.

    5. Автономизационная компетенция

    Способность к саморазвитию и самопрезентации, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность.

    6. социальная компетенция

    Умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в трудовом коллективе, команде

    7. Продуктивная компетенция

    Умение работать, принимать решения и нести за них ответственность.

    8. Нравственная компетенция

    Готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам

    Ключевые компетенции:

    • Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
    • Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

    Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…

    Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

    Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.

    Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.

    Система традиций нашего учебного заведения такова:

    Традиции учебной и профессиональной направленности:

    • День Знаний;
    • Посвящение в гимназисты;
    • Интеллектуальный марафон;
    • Олимпиады по предметам;
    • Конкурс “Ученик года”;
    • Фольклорный праздник “Масленица ”;
    • Праздник “Труда и Талантов” (день рождения школы) “Встреча школьных друзей”;
    • Туристический поход.

    Традиции общественной деятельности:

    • месячник “Осторожно, дети!”;
    • занятия с активом по развитию самоуправления;
    • акция “Поздравь ветерана”;
    • вечера встреч с ветеранами

    Традиции общественно полезного труда:

    • дежурство по школе;
    • субботники по благоустройству школы;
    • организация дежурства в классах;
    • озеленение территории школы и рекреаций.

    Традиции работы с родителями:

    • тематические родительские собрания в классах и общешкольные;
    • родительский всеобуч по ступеням;
    • родительские дни;
    • составление социального паспорта школы;
    • мероприятия по теме “Моя семья”.

    Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода .

    Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются:

    • ценности деятельности, общения, самообразования;
    • привычка быть мобилизованным;
    • личностные умения - рефлексивные, оценочные;
    • личностные качества - самостоятельность, ответственность;
    • опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

    Одним из вариантов такой внеурочной деятельности является наша клубная деятельность, у нас существует много клубов, но полноценно и продуктивно работают два клуба: “Патриот” и “Славянские братья” .
    Все предметы, которым мы обучаем школьников, формируют целостное представление о мире. В этом смысле нам всем повезло: у нас в совокупности есть все знания, которыми должен обладать выпускник школы, поэтому нам не страшны никакие испытания, которые бы могли встретиться в пути.
    И сейчас я предлагаю рассмотреть одно из многих воспитательных мероприятий с точки зрения компетентностного подхода.
    Это мероприятие называлось:

    “Семья – это то, что с тобою всегда!”

    Цель:
    Вложить в сердца детей понятие “Семья”, разъяснить и помочь осознать ценность и важность семьи.

    Мероприятие длилось с октября по ноябрь, включало в себя несколько видов работ:

    • Написание сочинений: “Моя семья”
    • Анализ работ, специально созданной комиссией
    • Проведение классных часов “Ценности семьи”
    • Создание панно на ту же тему
    • Конкурс “Моя семья” (создание коллажей о семье)
    • Создание общего коллажа в школе, как итог проведенной работы
    • Родительское собрание по итогам проведенной работы

    Реакция на данное мероприятие была не однозначна, кто-то с удовольствием взялся за создание яркого образа своей семьи, а кто-то воспринял все происходящее негативно и посчитал, что это его личная жизнь, куда посторонним вход воспрещен. Мы не преследовали цель усмотреть что-то плохое или, наоборот, выставить на показ что-то хорошее, мы хотели создать образ нормальной полноценной семьи, с её плюсами и минусами, хотели вложить в сердца наших детей немного тепла и ярких впечатлений и цель была у нас, как я уже упоминала: “…помочь осознать ценность и важность семьи”.

    По окончании мероприятия мы создали общее панно на 3 этаже, рассказывающее маленькие истории одного большого дома под номером 37

    Анализируя то, какие коллажи создали наши дети, какие выводы они делали на классных часах, то какими вопросами они задавались при написании сочинений и как они излагали свою точку зрения по данной теме, это ли не формирование социальных компетенций, о которых мы уже несколько лет говорим.

    “Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем. – Нужно ли разрешать конфликты? – Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации? – Какие качества делают семью единой крепкой, а какие способствуют её разрушению? Как видим семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно, оно притягивает к себе. И все мы, и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь”.

    По сути дела, так или иначе, мы касаемся понятия “Компетентностный подход” обучая и воспитывая наших детей, иногда не осознавая этого в полной мере.

    В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

    • собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;
    • координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;
    • организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

    Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача - выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки, по крайней мере, большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.

    Новикова И.С.

    Компетентностный подход во внеурочной деятельности.

    Новикова Инна Сергеевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «Основная общеобразовательная

    Сорокинская школа» Старооскольского

    городского округа Белгородской области

    В современном динамично развивающемся мире актуален процесс изменения образа жизни, образа мысли, личностных установок. При этом человек вынужден не просто приспосабливаться к условиям современного общества, он должен постоянно самоутверждаться, творить самого себя. Меняется и задача современной школы: формировать всесторонне развитую личность, которая способна решать проблемы и типичные задачи, возни­кающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта.

    Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного, который развивает определённые способности. Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт).

    Во внеурочной работе я активно внедряю один из методов формирования коммуникативной компетенции метод проектного обучения, потому что эта педагогическая технология ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний, и реализация, которой даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в представлении «конечного продукта». На разных этапах работы над проектом развиваются разные компетентности: способность к целеполаганию, умение обрабатывать, анализировать информацию, формируются умения публичного выступления, развиваются умения работать в команде и отвечать за результаты своего труда.

    Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.

    Организация проектной деятельности во внеурочной работе очень эффективна, так как во второй половине дня у ребят больше времени для разработки проекта, здесь естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной.

    Важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на элективном курсе во внеурочное время необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны, у учащихся развиваются коммуникативные и информационные компетентности. Мне импонирует то, что компьютерные технологии облегчают задачу вовлечения учащихся в активную деятельность, помогают развивать интерес к предмету. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации.

    Наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная для детей деятельность. В младшем и среднем школьном возрасте дети очень любят мастерить, создавать что-то новое. На занятиях кружка «Сотвори своими руками» ребята выполняют удивительные вещи из доступных материалов. Особенно здесь раскрываются творческие способности учеников, которым тяжело даётся учеба. На занятиях кружка такие дети показывают себя с другой стороны, чувствуют свои силы, видят свой результат, и эти успехи мы всем коллективом поддерживаем, организуя выставки рисунков и творческих работ. На занятиях формируются такие компетентности как самостоятельность, инициатива, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.

    В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

    Важно подобрать такой материал и преподнести его так, чтобы он имел не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывал у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

    Список литературы:

      Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара,2003.- 91 с.

      Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля.

      Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

      Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

      Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода» [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. - 2005. - №18. -

      Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

      Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов

    Формирование личности младшего школьника в условиях внедрения компетентностного подхода является актуальной проблемой образовательной практики. Это связано с тем, что, во-первых, необходимо определить набор компетентностей, возможных в этом возрасте, во-вторых, выявить механизмы внедрения компетентностного подхода в деятельность учащихся и педагогов.

    Внедрение компетентностного подхода, начиная с начальной ступени образования затруднено тем, что большинство школьных программ, используемых в современной начальной школе, создавались до появления компетентностного подхода.

    Применительно к системе начального образования ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться:

    искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

    думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

    сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

    приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

    адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

    Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Именно компетентность позволяет индивиду ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Результат социализации – социализированность, т. е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

    Организация внеучебной деятельности среди учащихся начальной школы

    Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода.

    Реализация внеучебной деятельности предполагает формирование в каждом ученике нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, их развитие и становление.

    Нравственный /ценностный/ потенциал предполагает восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как " семья", " школа", "родина", "учитель", " природа", " дружба со сверстниками", " уважение к старшим". Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и других общественных местах. Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выполнения поручений и заданий в процессе организации классной и школьной жизни.

    Познавательный потенциал - наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

    Коммуникативный потенциал - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

    Эстетический потенциал - эстетическая восприимчивость явлений и предметов окружающей природной и социальной среды, наличие личностного, эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

    Физический потенциал - соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким, закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой спортом.

    Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются: ценности деятельности, общения, самообразования; привычка быть мобилизованным; личностные умения - рефлексивные, оценочные; личностные качества - самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

    В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

    Собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;

    Координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;

    Организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

    Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача - выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.

    Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое выражение учениками:

    Своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений;

    Своего понимания возникающих в жизни класса проблем и путей для их разрешения;

    Своих оценок учебной и внеучебной деятельности класса в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность.

    Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как:

    Технологии воспитания: коллективная творческая деятельность, игровая, творческая мастерская, моделирование воспитательной деятельности класса.

    Формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.

    Ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива.

    Оценка сформированности компетентности учащихся

    Содержание общего образования формируется из сочетания многих предметных областей, сфер деятельности, отношений, которые осваивает ребёнок. Комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций может быть назван системой культурной компетентности личности. Общекультурная компетентность характеризует человека как носителя ценностей общечеловеческой и национальной культуры, нравственных норм и принципов, обусловленных ими взглядов, действий и поступков, культуросообразного и природосообразного поведения и деятельности, владеющего устной и письменной речью, способами коммуникации с другими людьми. Она предполагает определённую степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению.

    Информационно-познавательный;

    Ценностно-ориентационный;

    Регулятивно-поведенческий. (Приложение 1).

    В построенном таким образом понятии «компетентность» ассимилируются личные и потенциальные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания. Компетентность не привязана жёстко к определённому образовательному содержанию, знаниям или иным способностям.

    Для определения компетентности школьника предлагается перечень показателей в соответствии с выделенными аспектами по трём уровням:

    Примитивно-поведенческий;

    Эмоционально-поведенческий;

    Мотивировано-поведенческий. (Приложение 1).

    Структура общекультурной компетенции отражает основные сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром в процессе социализации.

    Сфера экологической компетентности – отношения между человеческой цивилизацией и природой на различных уровнях. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: знает правила поведения в лесу, на водоёмах, в местных природных зонах в разное время года; различает живую и неживую природу; знает правила личной гигиены; умеет разводить костёр, собирать грибы и ягоды; наблюдает за явлениями природы, описывает их; принимает участие в озеленении класса, школы, двора; ходит в походы, посещает дендропарки и бережно относится к природе рядом; знает правила поведения при пожаре и других стихийных бедствиях.

    Сфера социальной компетентности – отношения в обществе. Для младшего школьника характерно: знает содержание понятия Родина; знает свои права и обязанности; знаком с профессиями шофёра, продавца, врача, воспитателя, почтальона, швеи, строителя, машиниста; имеет первоначальное представление о собственности; самостоятельно делает покупки; знает законные способы зарабатывания денег; знает безопасный маршрут в школу, в магазин; знает подробный адрес, основные социальные объекты; имеет представление о личностном пространстве человека; умеет соблюдать очередность и правила игры; осуществляет взаимодействие с другими людьми в соответствии с установленными нормами и правилами; умеет принимать на себя частичную ответственность за происходящее; осознаёт, что он может что-то делать без обязательной поддержки взрослых и их одобрения; осуществляет индивидуальный выбор поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и в школе.

    Сфера когнитивной компетентности – объединяет интеллектуальную, информационную культуру и культуру самоорганизации. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: учится работать вместе с товарищем; учится правильно читать (соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения, выделять важные по смыслу слова и т.д.); осваивает основные виды письменных работ (запись под диктовку, изложение текста, отзывы и т.д.); планирует учебные занятия в режиме дня; учится контролировать свои действия и действия товарищей; учится правильно работать с учебником; слушает чтение различных текстов, объяснения учителя; выделяет главные факты и мысли в тексте, составляет простой план, пересказывает содержание текста; учится правильно работать с литературой; сформированы навыки самообслуживания; учится правильно излагать мысли, работать в группе.

    Сфера гуманитарной компетенции – ориентация человека в идеях, смыслах, текстах культуры. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: понимает образный язык сказок, рассказов, стихотворений; проявляет интерес к художественной литературе; знает произведения русских писателей, поэтов; выделяет главную идею произведения; высказывает оценочные суждения, сравнивает и оценивает поступки героев; читает стихи известных поэтов; начинает овладевать иностранным языком; проявляет ценностное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни.

    Сфера эстетической компетентности – ориентация человека в мире искусства, в мире изобразительных искусств; воспитание эстетического вкуса. Для младшего школьника характерно: различает виды ИЗО; свободно владеет карандашом и кистью при разных приёмах рисования; лепит скульптуры; знаком с народными инструментами;знает и исполняет русские народные песни, пословицы, поговорки; сформирован навык слушания музыки; узнаёт известные музыкальные произведения русских композиторов; имеет представление о картинах известных художников; участвует в художественной самодеятельности; иллюстрирует.

    Сфера коммуникативной компетентности – повседневные отношения между людьми, отношения в семье, между полами, друзьями, партнёрами, соседями; поведение в разного рода ситуациях. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: умеет принимать других как данность; умеет работать самостоятельно в большом детском коллективе не требуя к себе внимания учителя; умеет сосредоточенно слушать, не переспрашивать просто так, чтобы привлечь к себе внимание; быстро и точно исполнять требования учителя; умеет самостоятельно проверить себя и не отвлекается; умеет вставать на точку зрения другого, оценивает и контролирует действия другого; проявляет терпимость по отношению к другим; реализует взаимодействие с учителем и другими учениками в соответствии с установленными правилами; знает правила поведения в столовой, в актовом зале; на концерте, в общественных местах; бережно относится к книгам, одежде, имуществу; расширяет знания о формах обращения к старшим, сверстникам, незнакомым людям; знает общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления, пожелания, просьбы, умеет сопереживать, спорить); осваивает товарищеские нормы отношений (проявляет заботу, оказывает взаимопомощь, сочувствие); проявляет манеры поведения; обладает привычкой быть приветливым, доброжелательным; не приемлет грубую речь; обладает навыками общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

    Сфера рекреативной компетентности – сфера отдыха, здоровья, спорта, питания. Объём компетентности младшего школьника включает в себя: общее понятие о здоровье и факторах на него влияющих; имеет представление о строении и работе органов и систем организма человека; ежедневно ухаживает за телом; соблюдает утренний и вечерний туалет, ухаживает за волосами, руками, лицом в течение дня; занимается закаливанием организма, физической культурой, спортом; соблюдает режим дня, учёбы, отдыха; соблюдает правила самоконтроля за правильной осанкой, походкой, позой; проявляет аккуратность в одежде и обуви, ухаживает за ними; распознаёт признаки утомления, умеет правильно вести себя во время болезни, имеет навык аккуратного обращения с лекарствами; способен адекватно оценивать эмоции окружающих, проявляет свои эмоции и управляет ими.

    Сфера хозяйственной компетентности – повседневные бытовые ситуации и проблемы. Для младшего школьника характерен следующий объём компетентностей: умеет играть в подвижные, интеллектуальные игры; знает и умеет пользоваться утюгом, стиральной машиной, тёркой, мясорубкой, электроплитой, холодильником; использует столовые приборы по назначению, знает правила сервировки стола; умеет готовить простые блюда; знает правила подготовки и уборки мест для учебной, трудовой, досуговой деятельности и отдыха; выращивает комнатные растения; участвует в сельскохозяйственных работах; ухаживает за домашними животными; делает своими руками аппликации из разных материалов; работает простыми инструментами.

    При изучении общекультурной компетентности школьников используется несколько диагностических методов: наблюдение, тестирование, анкетирование. Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики.

    Литература

      Алексютина, Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге [электронный ресурс]/Н. Алексютина // Учительская газета. - 2002. - №51.

      Виноградова, Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания [электронный ресурс]/Н. Ф. Виноградова/Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

      Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара,2003.- 91 с.

      Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля.

      Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

      Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

      Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. [текст]/И. Ю. Кулагина.- Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.

      Лебедева,Г.А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника. [текст]/Г. А. Лебедева.- Соликамск, 2006.

      Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода» [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. - 2005. - №18. -

      Маскин, В.В., Петренко, А. А., Меркулова, Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. [текст]/В. В. Маскин, А.А. Петренко, Т. К. Меркулова/ Практическое пособие.- М.: АРКТИ,2006.-64 с.

      Мухина, В.С. Детская психология. [текст]/В. С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.

      Пиявский, С.А. Научно-ориентированное обучение [электронный ресурс]/С. А. Пиявский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -

      Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

      Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [текст]/Дж. Равен / Пер. с англ. - М.: «Когито–Центр», 2002.

      Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

      Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников [текст]/А. В. Тихоненко /Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 78–84.

      Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

      Харламова, Т. Компетентное обсуждение [электронный ресурс]/Т. Харламова / Школьный психолог. - 2002. - №20. - http://psy.1september.ru/2002/20/2.htm

      Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [электронный ресурс]/А. В. Хуторской/ Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

      Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы [текст]/А. В. Хуторской / Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58–64.

      Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [электронный ресурс]/ А. В. Хуторской / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1

    Характеристика уровней компетентности

    Информационно-познавательный аспект

    Ценностно-ориентационный аспект

    Регулятивно-поведенческий аспект

    Примитивно- поведенческий

    Знание норм, правил поведения, простейших способов выполнения действий в стандартных ситуациях.

    Понимание необходимости в соблюдении нравственных и правовых норм; способность воспринимать явления, поступающие из окружающего мира; ситуативная восприимчивость к потребностям других людей и общественной жизни; отклик на требование взрослых.

    Выполнение норм и правил поведения по требованию взрослых или сверстников; сделать «как все» или по принуждению; выбор и выполнений способа деятельности с помощью окружающих.

    Эмоционально-поведенческий

    Знание норм, правил поведения и способов деятельности в решении учебных задач; восприятие, интерес, эмоциональная готовность к усвоению новой информации.

    Осознание необходимости правомерного поведения; выражение предпочтений и отстаивание ценностных ориентаций; эмоционально-ситуативный характер реагирования на поступки и действия других людей; проявление устойчивых интересов в отдельных видах деятельности.

    Эмоциональная регуляция деятельности и поведения в зависимости от настроения, от отношения к окружающим людям, от ситуации.

    Мотивировано-поведенческий

    Систематизированные знания об общих принципах, нормах, правилах, регулирующих социальное взаимодействие.

    Осознание ценностей и смысла собственных поступков и действий; потребность в правомерном поведении; сформированность личностных, гуманистических установок и ценностных ориентаций; понимание своих способностей и ограничений.

    Волевая регуляция поведения и деятельности; принятие самостоятельных решений и прогнозирование их последствий; ответственность за свои действия и поступки в различных ситуациях.

    Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Компетентностный подход во внеурочной деятельности

    В современном динамично развивающемся мире актуален процесс изменения образа жизни, образа мысли, личностных установок. При этом человек вынужден не просто приспосабливаться к условиям современного общества, он должен постоянно самоутверждаться, творить самого себя. Меняется и задача современной школы: формировать всесторонне развитую личность, которая способна решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта.

    Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного, который развивает определённые способности. Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт).

    Во внеурочной работе я активно внедряю один из методов формирования коммуникативной компетенции метод проектного обучения, потому что эта педагогическая технология ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний, и реализация, которой даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в представлении «конечного продукта». На разных этапах работы над проектом развиваются разные компетентности: способность к целеполаганию, умение обрабатывать, анализировать информацию, формируются умения публичного выступления, развиваются умения работать в команде и отвечать за результаты своего труда.

    Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.

    Организация проектной деятельности во внеурочной работе очень эффективна, так как во второй половине дня у ребят больше времени для разработки проекта, здесь естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной.

    Важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на элективном курсе во внеурочное время необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны, у учащихся развиваются коммуникативные и информационные компетентности. Мне импонирует то, что компьютерные технологии облегчают задачу вовлечения учащихся в активную деятельность, помогают развивать интерес к предмету. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации.

    Наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная для детей деятельность. В младшем и среднем школьном возрасте дети очень любят мастерить, создавать что-то новое. На занятиях кружка «Сотвори своими руками» ребята выполняют удивительные вещи из доступных материалов. Особенно здесь раскрываются творческие способности учеников, которым тяжело даётся учеба. На занятиях кружка такие дети показывают себя с другой стороны, чувствуют свои силы, видят свой результат, и эти успехи мы всем коллективом поддерживаем, организуя выставки рисунков и творческих работ. На занятиях формируются такие компетентности как самостоятельность, инициатива, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.

    В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

    Важно подобрать такой материал и преподнести его так, чтобы он имел не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывал у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

    Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить...

    Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

    Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

    Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил вы...

    1 Компетентностный подход в организации внеучебной деятельности учителя

    1. 1 Характеристика компетентностного подхода

    Компетентностное образование очень противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной. Само понятие возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся учителей, стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработать концептуальную основу. Таким образом, теория компетентностного образования основана на опыте, исходит из лучшего опыта.

    Это связано с тем, что, во-первых, школа начала катастрофически отставать от темпа развития знания. Вторая очень важная проблема, которая встала перед образованием, заключается в том, что образование стало массовым . «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывает внедрение компетентностного подхода к оценке результатов образования. Для компетентностного подхода в качестве смыслоопределяющих категорий выступают – «компетенция» и «компетентность» в разном соотношении друг с другом.

    Несмотря на некоторые разногласия в подходах, специалисты США определяют три основных компонента в компетентностном образовании. Это знания, умения и ценности .

    "Компетенция" - этот термин употребляется в совершенно разных смысловых контекстах, зачастую противоположных. Он появился в инструктивных указаниях министерства как модное иностранное слово, а не как попытка обозначить некую объективно существующую и требующую осмысления педагогическую проблему .

    Доманский Е. В. обратил внимание на тот факт, что разрабатываемые в России понятия компетенций имеют не только внешнюю схожесть с европейскими, но и существенное различие в их содержательной части. Природа расхождений на его взгляд имеет восточные тенденции, с их традициями и стремлением к созерцательности, развитию интуиции, познания себя .

    В связи с такими наблюдениями, мы предложим некоторые российские авторские определения и разграничения понятий "компетенция" и "компетентность".

    По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальнея, компетентность - это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Представление о компетенции меняет мышление об оценке и квалификации. Важно не наличие у индивида внутренней организации чего-то, а возможность использования того, что есть .

    Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия "компетенция" и "компетентность": компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

    Автор выделяет как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто "компетенцию" от "образовательной компетенции" .

    Доктор педагогических наук И. Фрумин пишет: "Самое глупое, чем можно было бы сейчас заняться, начать обсуждать определение компетентности, искать разницу между компетентностью и компетенцией, рыскать по словарям и добиваться максимальной строгости. Нас интересуют рабочие представления, с которыми можно начинать разумно обновлять содержание образования. И на этом этапе дискуссий я предложил бы ограничиться рабочим представлением о компетентностях как о способностях (наличие возможности) решать сложные реальные задачи" .

    В то же время, он отмечает, что в результате многочисленных дискуссий деятелей образования компетентность сводится к типу образовательного результата, не сводимому к простой комбинации сведений и навыков и ориентированному на решение реальных задач .

    И. А. Зимняя дифференцирует понятия «компетентность» и «компетенция». Анализируя смысл и значения этих категорий, и. А. Зимняя приходит к выводу, «что компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях». (9, с.5)

    Таким образом, видно как противоречиво понимание авторами природы компетентностного подхода, противоречива сама его суть, противоречивы определения его компонентов и составляющих.

    Приведём некоторые взгляды учёных на реализацию компетентностного подхода в образовательных учреждениях (по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции "Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление") .

    Т.М. Ковалева (доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, г. Томск) считает, что компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных подходов.

    Д.Б. Эльконин (доктор психологических наук, профессор, вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения, г. Москва) представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования.

    Ю.В. Сенько (доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Алтайского государственного университета, академик РАО, г. Новосибирск) высказал предположение, что для определения базовых профессиональных компетенций нужно выделить несколько основных блоков: ценностей и идей образа человека, технологий, проектной работы и реализации своего замысла, экспертной оценки, учения и обучения.

    А.М. Аронов (кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Красноярского государственного университета) рассматривает компетентность как готовность включиться в определенную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает как определенная связь двух видов деятельности (настоящей образовательной и будущей практической).

    Б.И. Хасан (доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития КрасГУ, директор Института психологии и педагогики развития) считает, что компетенции это цели, а компетентности это результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), а мера их достижения это и есть показатели компетентности. Но поскольку эти определения заимствованы из права, они имеют ограниченное употребление. Педагогика и образование всегда были ориентированы только на один тип компетенции, ограниченной рамками конкретного предмета. Поэтому учитель, который хочет, чтобы ученик приобретал компетентность и выходил за рамки предмета, должен понимать ограничения предмета.

    И.Д. Фрумин (доктор педагогических наук, координатор образовательных программ Московского отделения Мирового банка, г. Москва) считает, что компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность.

    Применительно к системе начального образования ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться:

    искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

    думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

    сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

    приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

    адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

    Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Именно компетентность позволяет индивиду ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Результат социализации – социализированность, т. е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

    Таким образом компетентностный подход позволяет:

    Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

    Повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;

    Облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;

    Разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;

    Не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.