Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Туристско краеведческий отчет в школе. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Туристско краеведческий отчет в школе. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Липецк - 2008

Детского оздоровительно-образовательного

центра (спорта и туризма)

Составитель:

Методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма).

Редактор:

Заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ (спорта и туризма).

Ответственный за выпуск:

Директор ДООЦ (спорта и туризма).

ГООУ ДОД Детский оздоровительно-

образовательный центр (спорта и туризма). 2008 г.

Учителю о школьном туризме

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, фор­мирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Обычно небольшая часть де­тей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет осо­бый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.

В школе должно быть два разных ту­ризма:

¯ обязательный для всех классов («классный ту­ризм») - минимальный по объ­ему;

¯ для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).


Оба эти туризма в школе сильно различаются между со­бой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту де­тей.

Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая дея­тельность в школе» (ТКД), получившему распространение с 80-х гг. прошлого века.

Педагогический потенциал школьного ту­ризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффици­ент полезного педагогического дейст­вия туризма зависит от под­хода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.

Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь от­правиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной по­ходной семьей. Туристский поход - радикальное средство очеловечить педа­гогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.

Из истории детского туризма

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий.

Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскур­сий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учеб­ных дней в течение года.

Официально годом создания государственной системы дет­ско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предло­жению было создано Центральное бюро школь­ных экскурсий.

С 1924/25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных, предметных ). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы - разрыв ме­жду учебными школьными предметами. Весь объем знаний, на­меченных к изучению в общеобразовательной школе, был пред­ставлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. Ярким примером обучения детей по комплексным программам ГУСа являются групповые школьные тетради Дряз­гинской школы, которые хранятся в музее СОШ с. Октябрьское Усманского района.

Программы и указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край, вести работу по охране природы , чтобы «...привить питомцам школы полезные навыки в этом го­сударственном деле».

В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле макси­мального повышения качества работы школы, общеобразова­тельной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.

Дальнейшему развитию экскурсионно-ту­ристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьни­ков, привития туристских навыков, имеющих оборонное значе­ние, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту.


С 1946 года туристско-краеведческая работа школьников вновь активизируется: ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» объя­вляют массовое путешествие пионеров и школьников по родному краю.

В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опублико­вало инструктивное письмо «Об организации туристских похо­дов с учащимися семилетних и средних школ », регламентирую­щее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по ту­ризму, программы семинаров по подготовке руководителей ту­ристских групп. Отделам образования рекомендовано разраба­тывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы , во всех семилетних и средних школ выде­лить из числа учителей организаторов этой работы в школах .

К 1957 году во всех территориях России были созданы дет­ские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристско-краеведческую работу на новый, более высокий уровень.

Школьный туризм в Липецкой области

Решением Исполнительного комитета Липецкого област­ного Совета депутатов трудящихся № 000 от 16 августа 1955 г. «…в соответствии с народнохозяйственным планом области» была открыта областная экскурсионно-туристская станция и в Липецке [ГАЛО Ф. Р.408, оп.1, л.285]

Уже в 1956 году кружковцы ДЭТС приняли участие во Всероссийской конференции юных туристов-краеведов в Мо­скве и III слете юных туристов РСФСР в Ленинградской об­ласти. С 1959 года ДЭТС стала проводить областные слеты юных туристов, звездно-эстафетные походы-соревнования. С 1960 года организуются летние лагеря по подготовке школьни­ков - инструкторов туризма. Большую популярность среди школьников г. Ельца и области приобрел палаточный лагерь «Плющань».

70-80-е годы характеризуются как период подъема тури­стско-краеведческой работы в школах области. На эти годы при­ходится наибольшая численность учащихся, состоящих в тури­стско-краеведческих кружках, участвующих в массовых меро­приятиях, походах, экскурсионных поездках. Организуются экс­курсии для учащихся по путевкам Управления дальних путеше­ствий школьников МП РСФСР в города СССР: Москву, Ленин­град, Минск, Киев, Ереван, Баку, Одессу и т. д.

Родились новые формы работы: выполнение юными тури­стами-краеведами заданий государственных учреждений и науч­ных организаций; смотры школьных музеев; конкурсы на луч­шее туристское путешествие; соревнования среди команд ком­нат школьника (по месту жительства); областные туриады на Кавказе, Урале, в Карелии . В программу областных туристских соревнований включается контрольный туристский маршрут (КТМ) как наиболее комплексный вид, позволяющий проверить знания, умения и навыки участников в самостоятельном прохо­ждении маршрута, преодолении препятствий и выполнении дру­гих заданий. В программу КТМ включаются элементы полевой краеведческой работы.

Под руководством Центра юные туристы-краеведы об­ласти принимают активное участие во Всесоюзном походе по местам боевой, трудовой и революционной славы советского на­рода, в экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР». Собранные материалы ложатся в основу школьных му­зеев, залов и комнат боевой и трудовой славы, истории пионер­ского движения.

Грамотами и дипломами областных туристско-краеведче­ских мероприятий, Всероссийских слетов экспедиционных отря­дов в Москве, Ульяновске, Туле, во Всесоюзном пионерском ла­гере «Артек» отмечена деятельность долгоруковских следопы­тов из отряда «Восход» (руководитель). Неод­нократный лауреат областных и Всероссийских краеведческих мероприятий – школьный краеведческий музей Тербунской СОШ (руководитель). Средствами туризма и крае­ведения воспитывал учащихся учитель Добровской восьмилет­ней школы. Он устраивал с детьми походы на лодках и пешком. Его команды всегда были среди лучших на областных турслетах. В школе действовал прекрасный краевед­ческий музей, созданный его руками. В 1977 году на выставке в Москве демонстрировался интерьер крестьянской избы из этого музея, за что школа получила серебряную медаль ВДНХ.

Большую работу по изучению и сбору этнографического материала, археологических и документальных источников по истории Липецкого района проводил ветеран войны и труда, ин­валид войны II группы, учитель истории и обществоведения. Учащиеся Сырской, а затем Частодубравской школ собрали под его руководством около 15000 экспонатов для музея. Юными краеведами установлены 14 мемориальных до­сок, 6 памятников, увековечивших память земляков.

С 1963 по 1983 года обл. ДЭТС располагалась по адресу: 7. При станции работала летняя турист­ская база, где проходили педагогическую практику студенты ЛГПИ. В 1982 году областная детская экскурсионно-туристская станция переименована в областную станцию юных туристов, а с 1 декабря 1991 года - в областной Центр детского и юноше­ского туризма.

В системе учебно-воспитательной работы образовательных учреждений туризм предстает деятельностью, сочетающий путешествие и познание окружающей среды. Учитывая это туристско-краеведческую деятельность В. Остапец определял как комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, который заключается в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.

Объект, предмет и задачи туристско-краеведческой деятельности

Туристско-красзнавча деятельность заключается в поиске, обосновании и раскрытии во взаимосвязях и взаимо зависимостях совокупности особенностей определенной территории, комплексном оценивании ее в естественно-историческом и социально-экономическом аспектах.

Объектом туристско-краеведческой деятельности является совокупность географических, исторических объектов и явлений общественной жизни и их взаимосвязей на определенной территории. М. Откаленко отмечал, что объектом туристско-краеведческой деятельности является общественно-территориальный комплекс, который подтверждает географический характер краеведческих знаний, но не исчерпывает их. Краеведение также содержит знания истории, демографического состава, духовной и материальной культуры населения определенной территории. М. Міроиов рассматривает объект краеведения как социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, природные условия.

Территория, этнический пространство, что состоит из меньших по размеру историко-географических единиц (село, город и т. п), является предметом туристско-краеведческой деятельности. По определению академика Есть. Колесника, краеведение всесторонне изучает малые территории. При этом все факты, явления и процессы исследуют комплексно, то есть в причинно-следственных связях.

Туристско-краеведческая деятельность предусматривает выполнение таких задач:

Способствовать возрождению духовности, национального сознания, любви к родной страны у подрастающего поколения;

Воспитывать уважение к человеку и его труда;

Повышать результативность обучения и воспитания с помощью ярких примеров из окружающей среды;

Обогащать опытом совместной деятельности, общения;

Осуществлять личностное развитие каждого ученика и студента;

Способствовать оздоровлению, повышению уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи;

Научить рационально, без нанесения ущерба природе собирать коллекции, ценные природные материалы;

Развивать умение пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие музеи или уголки, создавать новые;

Научить постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить общественность с результатами исследований.

Особую актуальность туристско-краеведческая деятельность в системе учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях приобретает ныне. Она предусматривает исследование родного края во взаимосвязи с изучением глобальных и региональных особенностей окружающей среды, создает условия для использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе школы и ВУЗА, обеспечивает применение приобретенных знаний, умений и навыков (как результат непосредственного развития школьников и студентов, обеспечения их жизненного опыта).

Функции и виды туристско-краеведческой деятельности

С учетом того, что туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, выделяют различные ее функции и виды. Основными функциями современного туризма являются:

1) воспитательная функция. Каждая туристская поездка формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному.края, учит уважительно относиться к традициям, верованиям, мировоззрению других народов и тому подобное;

2) развивающая функция. В процессе путешествий происходят развитие познавательной активности, обеспечение возможности адекватного самопознания, вооружение коммуникативными умениями и навыками;

3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, в накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Совершая поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы получают знания о географические, исторические, экологические и др особенности окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других отраслей человеческого общества;

4) соціалізуюча функция. Происходит овладение навыками взаимодействия с другими людьми, правилам поведения в коллективе и тому подобное;

5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.

Согласно основных функций туризма, которые имеют педагогическое значение, в теории и практике туризма выделяют следующие его виды (В. Ганапольский, Есть. Безносиков В. Булатов, 1987):

а) по характеру путешествия - горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный;

6) по способу передвижения - пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, парусный, автомобильный, мотоциклетный, конный;

г) по длительности - однодневные походы, двухдневные (походы выходного дня без ночного отдыха и с отдыхом) и многодневные;

г) по масштабу - местные путешествия (в пределах района, области, края) и дальние (районы, отдаленные от места проживания);

д) организацией путешествий - плановый (организуют через туристско-экскурсионные бюро, совета добровольных спортивных обществ, спортивные клубы и коллективы физической культуры по оплаченным путевкам с обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортными средствами) и самодеятельный (организованные усилиями и средствами самих туристов);

е) с целью - познавательный (направлен на изучение родного края, его рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства; предусматривает ознакомление с передовыми предприятиями, встречи с героями и ветеранами Второй мировой войны и труда, делегатами районных, областных и Верховного советов, посещение музеев и памятных мест); оздоровительный (закаливание организма, развитие двигательных качеств повышает работоспособность, оптимизирует активный отдых); спортивный (улучшает физическую подготовку, способствует воспитанию морально-волевых качеств, физическому совершенствованию) и агитационно-массовый (пропагандирует туризм, агитирует широкие массы населения к походам и обмена опытом туристской работы).

С развитием общества появляются и развиваются новые виды туризма. При этом некоторые из них отделяются от туризма, это такие виды спорта, как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование и др. В то же время и туризм пополняется элементами других видов спорта, что способствует усовершенствованию техники туристических походов и путешествий.

В системе учебно-воспитательной работы образовательных учреждений туризм выступает деятельностью, сочетающей путешествие и познания окружающей среды. Учитывая это туристско-краеведческую деятельность. О. Остапец определял как комплексное ный средство гармоничного развития детей и юношества, заключающееся в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических подорожеей.

Объект, предмет и задачи туристско-краеведческой деятельности

Туристско-красзнавча деятельность заключается в поиске, обосновании и раскрытии во взаимосвязях и взаимно зависимостях совокупности особенностей определенной территории, комплексному оценке ее в природно-истор метрических и социально-экономическом аспекта.

. Объектом туристско-краеведческой деятельности собой совокупность географических, исторических объектов и явлений общественной жизни и их взаимосвязей на определенной территории. М. Откаленко отмечал, что объектом туристско-краеведческой деятельности является общественно территорий риальный комплекс, который подтверждает географический характер краеведческих знаний, но не исчерпывает их. Краеведение также содержит знание истории, демографического состава, духовной и материальной культуры насел ения определенной территории. М. Мироиов рассматривает объект краеведения как социально-экономический, политический, исторический и культурный развитие микрорайона, села, города, района, области, природные условияумови.

Территория, этнический пространство, состоящее из меньших по размеру историко-географических единиц (село, город и т.п.), есть предметом туристско-краеведческой деятельности . По определению академика. Есть. Колесника, краеведение всесторонне изучает малые территории. При этом все факты, явления и процессы исследуют комплексно, т.е. в причинно-следственных связях

Туристско-краеведческая деятельность предусматривает выполнение таких задач:

Способствовать возрождению духовности, национального сознания, любви к родной стране у подрастающего поколения;

Воспитывать уважение к человеку и его труда;

Повышать результативность обучения и воспитания с помощью ярких примеров из окружающей среды;

Обогащать опытом совместной деятельности, общения;

Осуществлять личностное развитие каждого ученика и студента;

Способствовать оздоровлению, повышению уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи;

Научить рационально, без ущерба природе собирать коллекции, ценные природные материалы;

Развивать умение пополнять собранными во время походов и экскурсий материалам краеведческие музеи или уголки, создавать новые;

Научить постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить с результатами исследований общественность

Особую актуальность туристско-краеведческая деятельность в системе учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях приобретает сейчас. Она предусматривает исследованию родного края во взаимосвязи с изучением глоба альных и региональных особенностей окружающей среды, создает условия для использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе школы и вузы, обеспечивает применение приобретенных знаний, умений и навыков (как г. Результатом непосредственного развития школьников и студентов, обеспечения их жизненного опыта).

Функции и виды туристско-краеведческой деятельности

С учетом того, что туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, выделяют различные ее функции и виды основных функций низации современного туризма является:

1) воспитательная функция. Каждая туристская путешествие формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному краю, учит уважительно относиться к традициям, верованиям, свитог рассмотрения других народов и т.д.о;

2) развивающая функция. В процессе путешествий происходят развитие познавательной активности, обеспечение возможности адекватного самопознания, вооружение коммуникативными умениями и навыками;

3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Осуществляя поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы получают знания о гео ографични, исторические, экологические и т.д. особенности окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других областей человеческого обществаа;

4) социализирующую функция. Происходит овладение навыками взаимодействия с другими людьми, правилами поведения в коллективе и т.д.;

5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления

соответствии с основными функциями туризма, которые имеют педагогическое значение в теории и практике туризма выделяют следующие его виды (В. Ганапольский,. Есть. Безносиков,. В. Булатов, 1987):

а) по характеру путешествий - горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный;

6) по способу передвижения - пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, парусный, автомобильный, мотоциклетный, конный;

г) по продолжительности - однодневные походы, двухдневные (походы выходного дня без ночного отдыха и с отдыхом) и многодневные;

г) по масштабу - местные путешествия (в пределах района, области, края) и дальние (районы, отдаленные от места жительства);

д) по организации путешествий - плановый (организуют через туристско-экскурсионные бюро, совета добровольных и спортивных обществ, спортивные клубы и коллективы физической культуры по уплаченным путевкам мы с обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортными средствами) и самодеятельный (организованные усилиями и средствами самих туристов)

е) по цели - познавательный (направлен на изучение родного края, его рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства; предусматривает ознакомление с передовыми предприятиями, встречи с героями и ветерана ами. Второй мировой войны и труда, делегатами районных, областных и. Верховной советов, посещение музеев и памятных мест); оздоровительный (закалка организма, развитие двигательных качеств повышает працезда тнисть, оптимизирует активный отдых); спортивный (улучшает физическую подготовку, способствует воспитанию морально-волевых качеств, физическому совершенствованию) и агитационно-массовый (пропагандирует туризм, агитирует шир. ОКИ массы населения к походам и обмена опытом туристской деятельности.

С развитием общества появляются и развиваются новые виды туризма. При этом некоторые из них отделяются от туризма, это такие виды спорта, как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование и др.. В время и туризм пополняется элементами других видов спорта, способствует совершенствованию техники туристических походов и подорожеей.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Станция юных туристов г. Павлово

« Конкурс методических материалов -2016»

Номинация: Методические рекомендации по организации воспитательного процесса

Направление деятельности: Организация летнего отдыха обучающихся, воспитанников

Организация туристско-краеведческой работы

в оздоровительном летнем лагере

Подготовили:

Краснова Ольга Васильевна,

Жуковкин Владимир Аркадьевич,

Методисты,

педагоги дополнительного образования

МБУДО СЮТур г. Павлово

Павловского района

Нижегородской области

Адрес:

606100, г. Павлово, ул. Куйбышева,45

Эл. почта: [email protected]

тел: 8(831-71)2-30-75

Павлово-2016

Стр.

Введение

1. Туризм и краеведение в летнем оздоровительном лагере ……. 3

1.1. Обоснованность, актуальность…………………………….. 3-4

1.2. Основные принципы воспитания …………………………. 4-5

1.4. Ожидаемые результаты и критерии их оценки…………… 6

2. Организация туристско-краеведческой работы ………………. 6-11

3. Туристские формы работы в летнем оздоровительном лагере 11-12

Соревнования…………………………………………………… 14-18

Конкурсы, викторины …………………………………………. 18-20

Учебно-тренировочные занятия ……………………………… 20-25

Организация и проведение туристских походов…………….. 25-33

Палаточный лагерь …………………………………………….. 33-35

5. Литература………………………………………………………. 36

6. Презентация по теме « Туристские формы работы в оздоровительном лагере»

Введение

«Хочу идти, хочу видеть,

хочу знать, хочу радоваться и удивляться…»

Наступает долгожданная летняя пора. Дети радуются предстоящему отдыху. Родители обеспокоены тем, каким образом организовать своему ребенку полноценный отдых под присмотром. А нам, педагогам, предстоит заранее продумать, где, как и какие мероприятия будут организованы для детей в летнем оздоровительном лагере.

1 . Туризм и краеведение в летнем оздоровительном лагере

1.1. Обоснование, актуальность

Значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода, экскурсии и соревнований.

Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.

Физические упражнения, игры, практическая отработка навыков туристского многоборья и спортивного ориентирования позволяют укрепить физическое и психическое здоровье подростков, способствуют формированию устойчивой мотивации для занятий физической культурой и спортом.
Подростки, занимающиеся спортивным туризмом, быстрее смогут обрести социальную зрелость, получить духовную и физическую закалку, активно подготовиться к трудовой деятельности, защите Родины.

Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их личностного потенциала, средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации и социальной адаптации.

Задачи:

Совершенствовать знания детей по вопросам туризма, краеведения, охраны природы и доврачебной помощи.

Обучить технике и тактике спортивного туризма, ориентирования; применять на практике умения и навыки в работе с картой, компасом, веревками.

Развивать устойчивый интерес к занятиям по туризму, физической культуры и спорта в условиях летнего лагеря.

Развивать творческую, познавательную и созидательную активность детей.

Воспитывать морально-волевые качества: дисциплинированность, силу воли, трудолюбие и сплоченность в коллективе.

1.2. Основные принципы воспитания

Личностный подход:
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность Природосообразность:
- обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей.

1.Оздоровительно - спортивное направление

Ориентация на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

Средства:

Тренировочные занятия и соревнования по спортивному туризму и ориентированию на местности

2.Краеведческое направление

Ориентация на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, воспитание экологической грамотности, рационального природопользования,

Средства :

Прогулки и экскурсии на природу и по городу: « Природа родного края»,

«Павлово - город исторический» и др.

3. Досуговое направление

Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, приобретение навыков взаимопонимания, взаимной поддержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности.

Средства:

- «Посвящение в туристы», «Туристский огонек», конкурсы и викторины.

В данный период дети имеют возможность :

  • познавать и отдыхать
  • укреплять свое здоровье
  • повышать своё спортивное мастерство
  • лидерской самореализации
  • делать открытия в себе, в окружающем мире
  • учиться жить в коллективе.

1.4 Ожидаемые результаты и критерии их оценки

Все результаты проведенных мероприятий: тренировок, соревнований, конкурсов и викторин фиксируются в карте достижений , в которой отражается количество золотых, серебряных и бронзовых медалей. Информация меняется каждый день.

Для прослеживания результативности пребывания в лагере, каждый день ребята заполняют карту настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Для мониторинга личностного роста используется карта личностного роста участников смены.

Результатами успешной туристско-краеведческой деятельности лагеря должны стать показатели развития детей:

Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья,

Повышение уровня технической и тактической подготовки детей в области спортивного туризма и ориентирования, достижение спортивных результатов,

Углубление знаний обучающихся по вопросам туризма, краеведения, охраны природы, доврачебной помощи,

Развитие морально-волевых качеств: дисциплинированности, силы воли, трудолюбия;

Популяризация здорового образа жизни среди детей и подростков

2. Организация туристско-краеведческой работы

Туристско-краеведческая деятельность в летнем оздоровительном лагере дает большие возможности для развития самых разнообразных творческих и физических возможностей, является одним их эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Бесспорно, занятия по туризму, прогулки, экскурсии походы в природу на территории лагеря и за ее пределами, укрепляют здоровье, наиболее полно и органично реализуют стремление человека к природной среде обитания, физическому совершенствованию, росту спортивного мастерства.

Место и объем туристско-краеведческой работы определяются прежде всего с учетом нормативных документов, а содержание, методы и формы – в соответствии с учетом возраста, состоянием, уровнем физической и туристской подготовки отдыхающих.

Организация туристско-краеведческой работы еще до прибытия детей в летний оздоровительный лагерь требует тщательной предварительной подготовки, включающей в себя:

Разработка программы по туристско-краеведческой деятельности, плана мероприятий и занятий,

Подготовка дидактического материала для проведения занятий,

Приобретение снаряжения для похода и соревнований,

Приобретение карт окрестностей лагеря (топографических, спортивных),

Предварительные консультации о наличии краеведческих объектов,

Сбор сведений о возможности организации походов и экскурсий, соревнований по туризму,

Организация начальной туристкой подготовки вожатых.

В зависимости от воспитательных задач, которые ставит перед собой администрация лагеря еще на этапе планирования того или иного туристско-краеведческого мероприятия необходимо продумать следующие вопросы:

1. Финансирование изготовления спортивных карт, приобретения призов, грамот, специальных значков, вымпелов и т.д.

2. Организация питания за территорией лагеря в полевых условиях, возможность заброски группового снаряжения, продуктов питания походным группам, организация сухого пайка.

3. Обеспечение медикаментами групп и отрядов, отправляющихся в туристский поход, путешествие, подготовка руководителей групп к оказанию первой до врачебной помощи.

4. Организация купания детей в походе.

5. Консультации по вопросам обеспечения безопасности детей и профилактики несчастных случаев за территорией лагеря (СЭС, полиция, пожарные, лесничество и др. организации).

Администрации оздоровительного лагеря необходимо учитывать, что туристско-краеведческие мероприятия могут быть не только единичными в ряду других мероприятий лагерной смены, но и основой для построения всей воспитательной работы на принципах туризма и краеведения - от веселых и загадочных путешествий и игр на природе, до умения жить в природе, овладения азами туристкой техники.

В этом случае желательно привлечь к работе более квалифицированных педагогов - биологов, географов, туристских организаторов и др. А вожатому, желающему сделать отдых ребят интересным, стоит самому всерьез вглядеться в туристско-краеведческую деятельность.

Непременной составной частью почти всех туристских массовых мероприятий являются соревнования по туристской технике. В зависимости от состава участников, их возраста, физического развития, их начальной туристской подготовленности, сложность этих соревнований может быть различной.

Соревнования по туристской технике проводятся в основном на местности, где имеются естественные и искусственные препятствия, встречающиеся в турпоходе. К естественным препятствиям можно отнести реки, озера, обрывы, овраги, завалы, густой подлесок, кустарник и песчаную почву.

В соревнованиях по туристской технике препятствия преодолеваются в установленном судейской коллегией порядке: либо в форме эстафеты, либо в форме туристской полосы (как одним участником, так и командой). При командном преодолении препятствий разрешается взаимопомощь, что положительно влияет на сплочение команды. Участники туристских соревнований должны быть ловкими, сильными, выносливыми. А также обладать силой воли, а еще иметь массу всяких практических знаний и умений.

Вначале рекомендуется проводить соревнования по отдельным элементам туристской техники. После того как участники достаточно хорошо освоят отдельные элементы можно провести соревнования туристкой эстафеты или полосы препятствий. Для того, чтобы участники смогли своевременно подготовиться к соревнованиям, заранее составляется Положение и раздается по отрядам. В нем указывается перечень препятствий, включенных в трассу. Намечая дистанцию, нужно исходить из того, что все элементы препятствий должны быть логическим завершением ранее пройденного на учебных занятиях материала по туризму.

Скажем сразу, что самой лучшей формой этой работы в отряде является туристский поход. Любое самое распрекрасное отрядное мероприятие не сможет заменить хороший трехдневный поход или поход выходного дня по насыщенности событиями и по воспитательному эффекту.

В отличие от прогулки туристский поход, предполагает не только прохождение детьми определенного маршрута, но и организацию питания и ночлега в полевых условиях, то есть к познавательной цели добавляется еще и спортивная. Прежде, чем объявить детям о предстоящем походе, вожатому необходимо решить следующие три вопроса.

1. Согласна ли администрация лагеря на проведение отрядом похода, какие условия администрации нужно выполнить, чтобы поход состоялся (снаряжение, питание, подъезд и др.)

2. Выяснить, нет ли у детей, медицинских противопоказания к походу, если в отряде есть такие дети, то решить вопрос с устройством их на время похода.

3. Узнать, существует ли в лагере традиционные маршруты с удобными стоянками, интересными природными, краеведческими объектами, имеются ли их описание и карта окрестностей или подробная схема этих маршрутов.

Если выбранный маршрут проходит по неизвестной организаторам похода местности, то желательно предварительно пройти его без детей, сделав простейшую маркировку краской или цветной бумагой и описание с обозначением надежных ориентиров.

Когда решены эти вопросы, можно сообщить детям о предстоящем походе и начать совместную подготовку к нему. Главную цель подготовки можно определить как предельное снижение веса рюкзака и обеспечение безопасности на маршруте на стоянках в любую погоду при максимальном воспитательном и эмоциональном содержании похода.

На маршруте группа может проводить общественно-полезную работу: разметка тропы, ее оборудование мостиками и перилами в необходимых местах, оборудование простейших стоянок с подходами к источникам воды и местам отдыха.

Группа также может организовать оборудование лагеря-стационара для приема туристских групп и отрядов своего лагеря. Возможны также работы по просьбе лесничества, местных советов, властей и т.п.

Во многих лагерях существуют традиции выступлений участников похода с рассказом о своем путешествии перед ребятами других отрядов (агитбригада, устный журнал, стеная газета). Подготовку к этому можно также рассматривать как общественно-полезную работу.

Однако и на отрядной площадке и на прогулке, на территории лагеря можно провести те или иные занятия с ребятами, имеющие целью подготовить их к туристским путешествиям и походам, обучить их навыкам жизни в природе.

3 . Туристские формы работы в летнем оздоровительном лагере

Какие же туристские формы работы могут быть в летнем оздоровительном лагере?

1. Работа туристского кружка (по специальной программе): теоретические и практические занятия

7. Краеведческие акции (природоохранные, познавательные, акции по заданиям)

Итак, разделим их на три вида: технические, исследовательские и игровые с указанием основных тем туристско-краеведческой деятельности.

1. Технические виды:

Личное и групповое снаряжение, укладка рюкзака, туристские обязанности

Палатка, разведение костра, продукты питания, приготовление пищи

Исследование реки, озера, рельефа местности

3. Игровые виды:

Подвижные игры и игры по отработке туристских навыков.

При подготовке любых отрядных мероприятий, необходимо обеспечить безопасность их проведения, позаботиться об их занимательности и посильности с учетом возраста ребят, обеспечить взаимную поддержку, развить в ребятах умение действовать самостоятельно и в команде.

На примере туристско-краеведческой программы « Мир путешествий», ознакомимся с содержанием подобных занятий, имеющих туристско-краеведческое значение, но не требующих далеких выездов и автономного существования группы. Она объединит ребят для решения различных общественно- полезных задач в целях природоохранной и исторической среды обитания, рекламы здорового образа жизни, даст возможность для развития разнообразных способностей детей.

1. « Путь к туристскому мастерству» - учебно-тренировочные занятия по туризму, закрепление и развитие туристских навыков. Юные туристы осваивают азбуку ориентирования, знакомятся с основами медицинских знаний, устанавливают палатку, разводят костер, готовят пищу и др.

2 . « Лесная олимпиада»- пропаганда туризма как важного гармоничного развития. Туристы принимают участие в различных соревнованиях по туризму и краеведению, совершенствуют мастерство в прохождении различных естественных препятствий с соблюдением страховки.

3. « Знай и люби свой край» - изучение родного края, воспитание гражданственности и любви к Родине, приобщение к национальной культуре и истории. Совершают экскурсии в ближайший населенный пункт и окрестности лагеря, закрепляя знания по географии, истории, биологии.

4. « Человек на планете Земля » - формирование экологических знаний у учащихся об окружающем мире как едином целом, неделимом и взаимосвязанном, в котором человек является малой частицы биосферы, воспитание активной жизненной позиции. Ребята принимают участие в уборке окрестностей лагеря. Участники имеют возможность ознакомиться с животным и растительным миром, выполнить исследовательскую работу и получить опыт общения со специалистами.

5. « На туристской тропе» - проверка физических и технических возможностей ребят в условиях, активный отдых. Знакомство с достопримечательностями района. Каждый отряд получает краеведческое задание и отправляется в поход по ранее разработанному маршруту во главе с руководителем и инструктором по туризму.

6. «Калейдоскоп развлечений»- через игру развивать у детей понимание силы и важности дружбы, тем самым сплачивать коллектив, обеспечивать ребятам комфортный отдых, создавать атмосферу доброжелательного радостного и эмоционального настроя.

Рассмотрим более подробно некоторые формы проведения туристских мероприятий.

1. СОРЕВНОВАНИЯ

Уметь правильно укладывать рюкзак важно не только в походе, но и в быту. С укладкой рюкзака дети чаще всего встречаются на полосе препятствий или в туристской эстафете как с одним из этапов. Предлагается определенный набор вещей уложить в рюкзак за наиболее короткое время. Однако в реальной практике лучше избегать укладывать рюкзак в спешке.

Кроме того, ребят следует научить правильно хранить вещи и продукты в туристском путешествии.

В настоящее время туристы активно используют полиэтиленовый вкладыш в рюкзак - большой полиэтиленовый мешок, что дает возможность более надежно предохранить содержимое рюкзаков от намокания.

Работа с веревками активно используется туристами только в сложных походах и на соревнованиях по туризму. Однако ребятам полезно иметь простейшие навыки связывания веревки, организации перил, использования веревки как игрового элемента.

Следует также научить ребят правильно сматывать (бухтовать) веревку.

Использование веревки в качестве перил или для других целей под нагрузкой требует внимания к качеству веревки и ее толщине. Для этих целей удобнее всего использовать синтетические спортивные веревки толщиной 10-12 мм (основные) и 6-8 мм (репшнур).

Не имея опыта организации навесных переправ, страховки на отвесной веревке, вожатому категорически не рекомендуем организовывать подобные занятия во избежание несчастных случаев, а привлекать квалифицированных специалистов.

Вожатый, не имеющий специальной медицинской подготовки, ориентирующийся, главным образом, на свой небольшой опыт, может обучить ребят лишь самым простым приемам оказания такой помощи. При проведении таких занятий следует учитывать, что ребятам необходимо приобрести 2 навыка:

1. Установка правильного диагноза с оказанием простейшей помощи.

2. Транспортировка пострадавшего.

Ее можно осуществить несколькими способами. Наиболее эффективно изготовление носилок на подручных материалов: длинные жерди, куртки, палатка.

Перечень возможных травм:

1. Раны.

2. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы

3. Ожоги

4. Простудные заболевания - ангина, грипп.

5. Тепловой и солнечный удар.

6. Отравления.

7. Носовое кровотечение

8. Солнечный ожог.

9. Помощь утопающему.

3.5. Групповое и личное снаряжение

Правильный подбор и хорошее качество группового и личного снаряжения является залогом безопасного похода. Основной трудностью в лагере, связанной со снаряжением, может стать отсутствие полиэтиленового вкладыша в рюкзак и накидки от дождя, что, конечно, не является непреодолимым препятствием для проведения похода, но вожатому полезно подумать заранее об их приобретении . Нужно предусмотреть в личном снаряжении смену белья носок и одежды на случай дождя, упакованных в непромокаемый пакет. Перед выходом обязательно проверьте обувь и одежду у каждого юного путешественника.

Следует иметь в виду, что в лагере при наличии транспорта практикуется заброска некоторого группового снаряжения к месту стоянки. На маршрут берут только необходимое групповое снаряжение, а также ремонтный набор и медицинскую аптечку, что должно помочь благополучно справиться с любыми осложнениями и авариями: ремонт снаряжения, оказание доврачебной помощи, организации переправы, укрытия от дождя.

Групповое снаряжение

1. Палатки

2. Костровое оборудование: трос с крючками, таганок

3. Посуда для варки пищи в чехлах

4. Топоры 1-3 шт., пила

5. Половник, кухонный и консервный ножи, клеенка, костровые рукавицы

6. Тент (на случай дождя и солнца)

7. Фонари (по количеству палаток)

8. Тара для упаковки продуктов (мешочки, пакеты и др.)

9. Веревка прочная (до 25м) для тента

10. Фотоаппарат

11. Гитара, мяч

12. Маршрутные документы, карта, канцелярские принадлежности.

Личное снаряжение

1. Рюкзак

2. Коврик, спальник

3. Сапоги резиновые

4. Кеды (кроссовки)

5. Носки х/б и шерстяные - по 3 пары

6. Брюки из толстой и тонкой ткани - 2 пары

7. Рубашка с длинным рукавом -2

8. Смена белья

9. Свитер или теплая безрукавка 1

10.Куртка с капюшоном

11.Головной убор от солнца + шерстяная шапочка

12.Кружка, ложка, миска, нож (КЛМН)

13.Накидка от дождя

14.Предметы личной гигиены

15.Шорты, очки от солнца, пляжный комплект.

16.Спички, растопка (сухое горючее)

17.Компас, блокнот, карандаш, фонарь.

Ремонтный набор

1. Нитки простые, капроновые

2. Иглы разные

3. Булавки английские

4. Тесьма

5. Пуговицы разные

6. Лейкопластырь широкий

7. Изоляционная лента

8. Ножницы

9. Шило

10. Наперсток

3.6. Состав медицинской аптечки

Средства: жаропонижающие, болеутоляющие, сердечные, желудочные, антибиотики, антисептики, дезинфицирующие, кровоостанавливающие, перевязочные, ножницы, термометр, пластырь.

Приведенный список являются ориентировочными.

3.7. Составление рациона питания, раскладки продуктов

Традиционно составлением рациона для юных путешественников в лагере занимаются сотрудники столовой, врач и даже администрация лагеря. Однако вожатому не следует упускать решения этой проблемы. Известно, что рацион питания лагерной столовой на одного ребенка составлен без учета того, что ему придется нести эти продукты в рюкзаке. При этом необходимо помнить о снижении веса рюкзака за счет продуктов облегченных и высококалорийных. При этом не следует пренебрегать возможностью подвезти продукты вместе с групповым снаряжением к месту стоянки, а с собой нести лишь паек для перекуса.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ.

Для достижения воспитательных и образовательных результатов, необходимо грамотно и квалифицированно готовиться даже к самым коротким по времени прогулкам и походам. Безусловным требованием к проводимым путешествиям является соблюдение всех норм и требований, обеспечивающих их безопасность.

С чего начать подготовку к походу, какие документы необходимо оформить, как готовить детей, какой маршрут выбрать? – все эти вопросы возникают перед руководителем, собравшимся использовать в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективную форму работы - путешествия. К сожалению, не сумев самостоятельно найти необходимые ответы на интересующие вопросы, многие педагоги отказываются от походов. А ведь сложности, пугающие новичков, вполне преодолимы.

Наиболее простой способ – обратиться за советом в организацию, которая занимается проведением данных мероприятий, например, Станция юных туристов, где имеется необходимая литература, карты, сведения о различных маршрутах, опытные руководители туристско-краеведческих объединений.

Принципиально подготовка однодневного и многодневного похода отличается мало . Безусловно, подготовить группу для многодневного похода, сформулировать задачи, изучить район похода – сложнее. Кроме этого, потребуется больше продуктов и снаряжения, но когда у вас будет успешный опыт проведения нескольких однодневных походов, многодневный поход может вам показаться весьма заманчивым.

Организационные формы однодневных походов:

- туристская прогулка – непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или его окрестностей с целями отдыха и познания,

- туристский поход - прохождение групп по определенному маршруту, используя активную форму передвижения с целью познания и физического развития, выполнение общественно-полезной краеведческой работы в пути (до 8 часов).

- туристская экскурсия – групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в познавательных и воспитательных целях (до 8 часов).

Желательно, чтобы руководитель и его заместитель были хорошо знакомы с районом похода, с конкретным маршрутом. Тогда вы будите себя уверенно чувствовать на маршруте с детьми, меньше сил и энергии тратить на вопросы ориентирования, выбор тактики движения, мест привалов и ночлегов. Далее вам следует изучить маршрут с детьми.

Все туристские группы должны перед выходом на маршрут оформить соответствующие документы. Для походов таким документом является маршрутный лист, который подписывается руководителем организации (директором учреждения). В маршрутный лист вносится списочный состав группы, маршрут с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения, который группа намечает пройти. Маршрутный лист заверяется печатью и подписью директора организации.

Каждый поход выходного дня должен иметь цель. Перед походом могут быть поставлены экскурсионные, агитационные и патриотические цели. Могут быть походы с учебными и спортивными целями. Определяя цель, необходимо руководствоваться следующим: цель должна быть словесно сформулирована и заранее доведена до сведения всех участников похода (отправляемся по местам боевой славы, посетить музей, посетить заповедник, «тропа здоровья»). Цель похода - ориентир для группы. Если цель есть, то дети стремятся ее достичь.

Количественный состав группы для похода выходного дня устанавливается из минимального количества - 6 человек, максимального - 30 человек на одного руководителя, при этом учитывается опыт и наличие квалифицированных помощников (зам. руководителей).

В каждой туристской группе, готовящейся к походу, назначаются руководитель и его заместитель. Руководитель должен иметь опыт участия в двух однодневных походах и ориентирования на маршруте, о чем четко определено в « Инструкции по проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» утвержденной приказом Минобразования России от 13.07.92г №293. Участники туристского похода обязаны соблюдать все указания руководителя и его заместителя, не допускать самовольных отлучек.

Распределение обязанностей в группе проводится с учетом туристского опыта участников, их практических навыков, заинтересованности в тех или иных поручениях. Каждый участник похода должен иметь конкретное дело. Тогда не будет неразберихи, безответственности, чрезмерной загрузки кого-то из группы и праздношатающихся. Задача руководителя – контролировать действия участников, вовремя им помогать, но не заменять их. Кроме руководителя и заместителя, в группе можно вводить следующие должности:

Командир группы – помощник руководителя.

Завхоз – подготовка продуктов питания, организует питание.

Ответственный за дневник - ведет запись походных событий.

А также дополнительно вводить должность штурмана, краеведа, фотографа, санитара, физорга, культорга, ответственного за топографическую съемку, за сбор образцов для минералогической коллекции, метеорологические наблюдения.

Обязанности в группе могут быть временными. Это дежурные по кухне, костровые , направляющие и замыкающие на марше . Это нужно делать для того, чтобы дети попробовали себя в исполнении не одной, а нескольких должностей. Контроль выполнения обязанностей, действий группы и каждого участника в отдельности осуществляется на вечернем подведении итогов дня.

Снаряжение для похода подбирается личное и групповое.

Личное снаряжение:

Спальник, коврик, куртка или штормовка, головной убор, спортивный костюм, футболка, кроссовки, блокнот, карандаш, накидка от дождя, личная посуда, туалетные принадлежности.

Групповое снаряжение:

Палатки, котелок, костровые принадлежности, топор, пила, половник, спички, клеенка, компас, тент от дождя и солнца, свечи, фонарь, аптечка.

1. Если группа собирается на привале делать сухой перекус, то рекомендуется взять следующие продукты: хлеб, сыр, печенье, конфеты, яйцо вареное, чай в термосе, соль, фрукты, сок.

2. Если группа собирается готовить горячую пищу, можно взять дополнительно: тушенку, овощи, сахар, чай или кофе, крупы, макароны, приправы, соль.

Успешное проведение похода во многом определяется во многом умением туристов правильно распределить свои силы, выбрать наиболее рациональный темп и порядок движения группы, а также овладеть способами передвижения по различному рельефу и приемами преодоления препятствий.

Первый привал надо устраивать через 10-15 минут после начала движения. Это делается для того, чтобы поправить рюкзаки, снять теплую одежду. Режим переходов обычно состоит из 40-50 минут движения и 5-10 минут отдыха на малых привалах.

Рекомендуется раньше выходить на маршрут, в середине дня участникам необходим продолжительный отдых и горячий обед. В холодную или дождливую погоду можно ограничиться сухим пайком с горячим чаем из термоса.

Ритмичность движения – одно из главных средств сохранения сил туристов и повышение работоспособности. Изменять ритм необходимо плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3-5 минут до привала.

Группа на марше движется колонной по одному. Впереди идет направляющий, который выбирает путь, определяет темп и поддерживает ритм движения, следит за своевременными остановками на привалы. На проселочных дорогах, по просекам можно идти и колонной по двое.

Руководитель группы должен идти первым или сразу за направляющим, помогая ему находить дорогу и регулировать темп движения группы. За ним идут девочки, потом ребята.

Замыкающим назначается сильный и опытный турист. Его обязанность – помогать отстающим и никого не оставлять за собой, своевременно предупреждать руководителя об участниках, не выдерживающих темп движения.

Во время движения не надо петь, кричать, собирать цветы. Разговорами дети незаметно для себя сбивают дыхание, быстро устают, ослабевает внимание.

В однодневном походе подведение итогов проводится сразу по пути возвращения в лагерь. Руководитель напоминает о том, какие цели ставились перед участниками похода, оценивает, в какой мере удалось реализовать намеченное, что способствовало, что мешало достижению цели. Затем высказываются все туристы. Заканчивает разбор итогов похода руководитель.

Такие разборы – очень полезное дело, особенно в учебных походах. Зная, что вечером придется высказываться, ребята начинают осмысливать происходящее в течение дня, анализировать обстановку и принятые в этой обстановке решения, оценивать действия своих товарищей.

В походах выходного дня могут принимать участие практически все ребята. Ограничения могут распространяться на участников, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, заболевания сердечно - сосудистой системы и болезни, связанные с расстройством психики.

Руководитель похода обязан при комплектовании группы иметь четкое представление о состоянии здоровья и уровне физического развития участников. Для этого нужно проконсультироваться у врача.

Продолжительность и протяженность маршрута должны соответствовать реальному уровню тренированности участников похода, их волевым качествам.

Недостаточное внимание к состоянию здоровья участников либо выбор слишком сложного маршрута могут стать причиной неудачи.

На остановках для отдыха руководителю необходимо подойти к каждому участнику похода, спросить о самочувствии, при необходимости проверить пульс, поставить более слабых за направляющим, если потребуется – снизить темп движения.

Каждая группа, отправляющаяся в поход, обязана иметь медицинскую аптечку. Руководитель должен перед выходом на маршрут проверить наличие и укомплектованность аптечки.

Главный принцип безопасности в походе - соблюдение правил организации и проведения похода, дисциплина, организованность, взаимопомощь.

Причина несчастных случаев в ПВД – в отсутствии организованности и подготовленности к походу. Наиболее опасны участки в начале и в конце маршрута, когда приходится для выхода на активную часть использовать городской и пригородный транспорт, двигаться по дорогам, пересекать их. На активной части маршрута достаточно знать путь движения и опасные участки маршрута, т.е. хорошо предварительно подготовиться и соблюдать порядок движения.

При нарушении этих требований могут возникнуть следующие ситуации:

- недостаточное знание маршрута - группа может заблудиться, выйти на объективно опасный рельеф,

- нарушение порядка движения – слабые участники отстают, сильные выдвигаются вперед и задают высокий, непосильный для всей группы темп. Как следствие, нарушается ритм движения, группа растягивается. Необходимо приучить ребят «не бросаться» на препятствие, а остановиться, дождаться команды руководителя, ни из каких стратегических соображений не допускать деления, разрыва группы. Надо приучить ребят не наступать ногами на стволы деревьев, не спрыгивать с них.

- нарушение дисциплины строя – кто-либо из участников выходит из строя (поправить одежду, вытащить камушек из обуви и т.д.), а замыкающий не дает команду направляющему или руководителю задержать группу,

Привалы - в походах, особенно с детьми младшего возраста необходимо делать санитарные остановки. На каждой остановке помимо отдыха и контроля самочувствия необходимо проверить количественный состав группы сразу же после остановки на отдых, а затем перед началом движения после отдыха. На привале, связанном с разведением огня, необходимо обращать повышенное внимание на работу костровых, не допускать, чтобы костром занимались сразу все. Особенно осторожно нужно относиться к использованию топоров.

На привале кроме работы у костра немало предпосылок для травм. В этот момент руководителю следует быть очень внимательным, самому организовывать подвижные игры или простейшие соревнования, провести беседу. Нельзя оставлять за собой мусор, поломанные кустарники и молодые деревца, рвать цветы. Не допускать « детских» игр в ножики, топорики. Особенно тщательно руководитель должен относиться к организации места для привала. Место после ухода группы должно быть чище, чем до ее прихода. Это одна из заповедей туристов.

Туризм без краеведения немыслим.

В зависимости от традиций лагеря группа может выполнить, серьезные краеведческие исследования: биологические, этнографические, составлять более подробные карты и схемы маршрутов. На остановках участники делают сообщения о краеведческих объектах. Руководитель заранее готовит сообщения, дополнительные сведения об объектах. Всегда найдутся в группе ребята, которые смогут дополнить или рассказать что-то услышанное или прочитанное ранее. Место для наблюдения необходимо выбирать так, чтобы можно было увидеть всю панораму демонстрируемого объекта. После выступлений ребят руководитель делает обобщение.

Для этого ведется дневник или записи наблюдений. В этом случае ведение краеведческих обязанностей, о которых говорилось раньше, способствуют не только ведению наблюдений на маршруте, но и составлению отчетов о своей работе.

Формы отчета могут быть самые разные. Мы рекомендуем не затягивать проведение отчета на дальнюю перспективу, а провести его через 1-2 дня после проведения похода. Подумайте, стоит ли выносить отчет на лагерную сцену или целесообразно его провести внутри отряда. Не ограничивайтесь только устным отчетом, постарайтесь оформить альбом, тетрадь с рисунками, фотографиями и т.д. Собранный материал можно сдать в музей, библиотеку для использования его в дальнейшем в учебных целях.

5. ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ

Даже если вожатому не удается организовать автономный поход с ночлегом в полевых условиях, ребятам все равно будет полезно знать и попробовать грамотно поставить туристский палаточный лагерь - бивак (бивуак):

1. Место для отдыха, установка палатки.

2. Выбор места для кострища, разведение костра, работа у костра.

3. Хранение продуктов, организация питания, приготовление пищи.

4. Заготовка дров, сушка одежды, утилизация отходов.

Требования к биваку:

1. Безопасность - вдали от населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, складов, высоковольтных линий и т.д.

2. Вода – вблизи водоема (проточная, колодец, родник)

3. Дрова – достаточное количество топлива.

4. Нельзя выбирать место бивака в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи.

5. Надо подумать: «А что если?» (будет гроза, сильный ветер, сильный ливень).

6. Место бивака должно быть сухим, удобным, красивым.

7. При любой погоде место бивака должно быть убрано тщательным образом, костер затушен.

Инструктаж по технике безопасности

Перед выходом на маршрут ребят - необходимо познакомить с правилами безопасности в туристском походе (приложение), зафиксировать это в журнале по технике безопасности с подписью проводящего Инструктаж и дата его проведения. К этому нельзя относиться пренебрежительно, так как несоблюдение этих формальностей может повлиять не только на безопасность детей, но и на благополучие руководителей.

Соблюдение правил безопасности первое и главное требование к каждому участнику похода.

Каждый участник похода обязан выполнять следующие правила безопасности:

1. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить. При передвижении находиться в составе группы.

2. Перед выходом на маршрут проверять исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое укажет руководитель.

3. Без разрешения руководителя воды из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим.

4. О малейших признаках заболевания, утомления и т.п. немедленно докладывать руководителю. Потертостей не допускать, о начале потертостей немедленно сообщать руководителю.

5. Трав и кореньев в рот не брать, незнакомых ягод и грибов не есть.

6. Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.

7. На каменистые и скользкие склоны без разрешения руководителя выходить, камней со склонов не бросать, строго следить, чтобы не упал камень на товарища.

8. В лесу горящих спичек не бросать, костра без разрешения руководителя не разводить, горящих костров не оставлять.

9. Свечи и спички в палатках не зажигать.

10. Строго выполнять правила страховки самостраховки.

11. Обо всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.

12. Порубок деревьев не производить, тяжелых бревен и камней не перетаскивать. При порубке сухих сучьев под деревьями не стоять.

13. Без разрешения руководителя на деревья не залезать.

14. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Бачки с горячей пищей ставить строго около огня или далеко от костра в специально отведенном месте.

15. Топоры, колющие и режущие предметы упаковывать в рюкзаки, пилы в чехлы.

16. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.

17. Раскопки не производить. Любые действия с взрывающимися предметами запрещены.

Заключение

Итак, в оздоровительном летнем лагере туризм и краеведение - это прежде всего способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни, а для воспитателей – средство, чтобы лучше познать своих воспитанников и активно повлиять на их развитие и отдых. Но в тоже время, и те и другие понимают, что туристско-краеведческая деятельность это не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между « делом и потехой».

Туристско-краеведческая работа – отличная форма закрепления «азов наук». В большой мере дает возможность превратить множество отвлеченных « книжных знаний» в конкретные знания, привязанные ко времени. А еще это укрепление здоровья, физическое развитие, полезные умения и навыки, любопытная информация, яркие впечатления и радостные переживания.

Ребята приобретают много полезных знаний и умений по туризму и краеведению, экологии, которые в дальнейшем помогут им как в учебе, так и в жизни, а разнообразная деятельность даст возможность проявить свои способности и помочь при этом свои друзьям.

Используемая литература:

1. В.И.Курилова. Туризм. Москва « Просвещение» , 1988г.

2. Э.Н.Кодыш. Соревнования туристов. Москва «Физкультура и спорт», 1990г.

3. Ю.В. Лебединский. Слеты и соревнования юных туристов. Волго-Вятское книжное издательство. 1965 г.

4. Е.Ю. Ривкин. Организация туристической работы со школьниками. Москва 2001г.

5. А.Г.Маслов. Лето, дети и туризм. Москва ЦДЮТур РФ, 1997 г.

6. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн. Школа туристских вожаков. Москва ЦДЮТур РФ,1997

7. А.Евтушенко. Организация и проведение походов выходного дня. Москва. Народное образование. 2002 год

8. Ю.С. Константинов. Туристские слеты и соревнования учащихся. Москва, 2000 год

Краснова О.В., Жуковкин В.А., МБУ ДО СЮТур г. Павлово


Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, полевых лагерей, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п.

В рамках любой из перечисленных выше форм возможно достижение результатов первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Элементарные социальные знания ребенок получает уже тогда, когда только начинает осваивать туристско-краеведческую деятельность: он знакомится с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке, узнает о специфике походной жизни в коллективе, постигает этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяет представление о себе как о жителе того или иного края...

Но особенно эффективно процесс освоения социальных знаний будет происходить тогда, когда школьники станут в полевых условиях знакомиться с окружающим их социальным миром, с жизнью людей родного края:их нормами и ценностями, победами и проблемами, этническими и религиозными особенностями. Приобретение школьником этих знаний происходит в походе совсем иначе, чем на школьных уроках или дома. Одно дело, например, узнавать из учебников, кинофильмов или рассказов взрослых о значении для нашего общества Победы в Великой Отечественной войне, о нормах отношения к ветеранам, о необходимости чтить память погибших, и совсем другое дело – понять все это, когда ты сам прошел сотню километров по местам боев, встречался с людьми, пережившими ужасы фашистской оккупации, расчищал от мусора заброшенные братские могилы и т.п. В связи с этим маршруты экскурсий, походов, экспедиций рекомендуется прокладывать так, чтобы школьники смогли посещать монастыри, храмы, памятники, старинные дворянские усадьбы, музеи, места важных исторических событий.

Педагогам рекомендуется также инициировать организацию детьми встреч с очевидцами ярких исторических событий, старожилами, местными краеведами, хранителями школьных музеев, членами поисковых отрядов, просто интересными людьми. Такие встречи и беседы не идут ни в какое сравнение с музейными экскурсиями или рассказами приглашаемых в школу гостей. Заинтересованно, эмоционально школьники слушают своих собеседников, ведь к ним они добирались не один день, сами разыскали их, сами устроили встречу в нехитрых условиях: в местной школе, на порожках деревенского дома и т.п. Не менее интересными для школьников могут оказаться и неформальные встречи с попутчиками, с людьми, заглянувшими на походный огонек или приютившими ребят на ночлег у себя дома.

Достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом – осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов.

1. Введение педагогом и поддержание старшими и авторитетными членами туристского коллектива особых неписанных правил, касающихся туристских традиций и специфических форм поведения. Например:

Вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестает быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совместное пользование имуществом и умение отдать товарищу последнюю сухую рубашку.

В походе все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики».

Нежелательно совершение индивидуальных покупок в попадающихся по пути населенных пунктах. Во-первых, не у каждого могут оказаться с собой карманные деньги, а имущественное неравенство в туристской группе крайне нежелательно. Во-вторых, это противоречит принципу автономности туристского путешествия.

Рюкзаки девочек должны быть на порядок легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная поддержка. То же самое касается и помощи младшим членам туристской группы.

Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и по возможности уничтожать чужой мусор.

Исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев – использовать можно только хворост и сухостой. Походный костер следует стараться разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревьев и кустарников.

В походе приветствуется красивая и правильная речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон – крайне нежелательны. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость, вести себя вызывающе запрещается.

В этих туристских правилах воплощены важные общественные ценности: Земля, Отечество, Культура, Человек. За каждым из этих правил стоит то или иное социально одобряемое отношение: туриста – к природе, собеседника – к собеседнику, старшего товарища – к младшему, мальчика – к девочке. Предъявление начинающим туристам этих неписаных правил имеет особое значение в воспитании. Рано или поздно они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Эти правила укоренятся в группе или даже ритуализируются. «Старички» (туристы со стажем, опытные, знающие) станут предъявлять эти правила начинающим. А те, в свою очередь, желая идентифицировать себя с более взрослыми и авторитетными в их глазах школьниками, естественным образом станут воспроизводить правила в своем собственном поведении.

2. Побуждение детей к соблюдению основных режимных моментов жизни туристской группы и опривычивание этого режима – чтобы, как и описываемые выше нормы, он становился частью повседневной жизни туриста. Прежде всего, здесь следует позаботиться об отношении школьника к труду и к своему свободному времени. Сборы, гигиенические процедуры, установка и демонтаж палаток, укладка рюкзаков, уборка территории бивака, разведение костра, приготовление пищи и т.п. должны выполняться четко и не отнимать у школьника лишнего времени. Чтобы не затягивать время важно ввести в туристской группе простое правило – «Ищу работу». Пусть эта фраза ляжет в основу отношения юного туриста к своему свободному времени. Текущей работы в походе, экспедиции или палаточном лагере хватает всегда – и ребята не должны в безделье дожидаться, когда эту работу выполнят те, кому она поручена и кто за нее отвечает по должности. Дело в любом случае должно быть выполнено четко и в срок. Это важно для всего коллектива, причем гораздо важнее, чем строгое исполнение своих индивидуальных обязанностей. Поэтому ничем не занятые в данный момент дети должны предлагать себя в помощники и сами искать работу. Это должно стать правилом хорошего тона в туристской группе.

3. Пожалуй, самым большим потенциалом в формировании ценностных отношений школьника к окружающему миру, к другим людям и, самое главное, к самим себе, обладают возникающие во время многодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживает ребенок. Трудности походной жизни – попадающиеся на пути препятствия, неблагоприятные погодные явления, многокилометровые дневные (а порой и ночные) переходы, отсутствие привычных бытовых условий, постоянный тяжелый физический труд – все это требует от подростков концентрации сил, воли, терпения. Смогут ли они не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами «несите этот рюкзак сами»? Смогут ли, имея за спиной десятки километров и десятки килограммов, продолжать выполнять свои должностные обязанности? Смогут ли при этом еще и помогать другим – девочкам, малышам, более уставшим сверстникам? Смогут ли взять на свои плечи чужой груз? Смогут ли в проливной дождь пересилить свое желание отсидеться в палатке и отправиться на помощь дежурным собирать дрова, разводить огонь, готовить пищу? Смогут ли удержаться от малодушного желания сократить маршрут или воспользоваться попутным транспортом? Смогут ли, устав, стиснуть зубы и продолжать идти? Все эти естественные испытания ребенку нужно учиться переносить, а не стремиться уклониться от них, выбирая более легкую дорогу, более благоприятную погоду, более удобную жизнь. Задача педагога – помочь детям достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив веру в себя и верность другим.

В подобных ситуациях-испытаниях подросток находит ответы на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть из того, что я в себе еще не открыл?», «К чему я способен, что я могу?» Именно в экстремальных ситуациях у школьника появляется возможность проверить себя, показать себя, доказать себе, что он что-то в этой жизни может и чего-то стоит. Эти испытания дают ему возможность поверить, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться человеком, который способен подняться над своими слабостями, капризами, страхами.

Поэтому, планируя маршрут, рекомендуется не делать его удобным для прохождения. Пусть в пути попадается достаточное количество сложных для прохождения участков. Пусть поход не будет для ребят легкой прогулкой. Пусть он станет настоящей школой испытания, школой физической и нравственной закалки.

Туристско-краеведческая деятельность открывает перед школьником широкие возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия (это третий уровень результатов ).

Опыт социального действия юный турист-краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп систему сменных должностей. Педагогам рекомендуется чаще создавать такие системы в детских объединениях и привлекать к ним как можно большее количество школьников. Система сменных должностей – это, по сути, система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода. Практика введения системы сменных должностей распространена среди многих туристских групп, поскольку значительно облегчает их работу на маршруте и является хорошей школой формирования туристских навыков. Все (или почти все) участники похода по очереди занимают те или иные должности в течение суток. Должности могут быть, например, такими.

- Штурманы . Задача двух штурманов – при помощи компаса и карты провести группу по намеченному маршруту. Располагаясь впереди идущей группы, они выбирают наиболее удобную для всех дорогу, а при необходимости – производят ее разведку. Естественно, что ошибки штурманов могут серьезно усложнить жизнь путешественников, и поэтому взрослому руководителю необходимо постоянно отслеживать эти ошибки. Но не следует при этом тут же бросаться их исправлять – важнее дать почувствовать детям, что значит быть человеком, от которого зависят другие люди.

- Хронометрист . Его задача – в специальном блокноте фиксировать основные участки пути, время и скорость их прохождения, расстояния между ними, преодолеваемые препятствия и степень их сложности. Пунктуальность, оперативность, умение работать в неблагоприятных условиях – вот качества, требующиеся от исполняющего эти обязанности школьника. Результаты работы хронометриста могут понадобиться для отчета о походе в маршрутно-квалификационной комиссии.

- Дежурные . Занимая эту должность, школьники приобретают элементарные навыки самообслуживающего труда. Костер, дрова, посуда, завтрак, обед и ужин – вот объект заботы дежурных. А еще – места привалов и ночевок, которые после ухода группы должны стать чище, чем они были до ее прихода.

- Командир . Этот человек отвечает за все и за всех – он (если не считать взрослого руководителя, на котором лежит ответственность за безопасность школьников) организует нормальное функционирование туристской группы. А потому только он имеет право вмешиваться в работу других и требовать качества ее результатов. Объект особой его заботы – девочки и младшие ребята. Командиру надо так распределить груз по рюкзакам и выбрать такой темп движения, чтобы группа смогла идти ровно, не растягиваясь из-за спешащих и отстающих, но и не передвигаясь «черепашьим шагом», грозя выйти из запланированного графика. От него зависит выбор режима движения, времени привалов, места ночевки, а также организация вечернего анализа прошедшего дня. Постарайтесь (хоть это и чрезвычайно сложно) не вмешиваться в работу командира и не пытаться изменить его решения – даже если они кажутся вам неудачными или ошибочными. Не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Принимать же решения и отвечать за других – пожалуй, самая сложная работа. А высказать свои замечания или дать совет опытного человека вы сможете вечером, когда будут подводиться итоги дня.

Большое значение имеет здесь включение педагога в систему сменных должностей. Во-первых, это будет справедливо: педагог покажет детям, что система сменных должностей – это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни, где у каждого (кем бы он ни был) есть свой участок работы, за который он несет ответственность перед всей группой и, в первую очередь, перед командиром (кто бы в данный момент эту должность ни занимал). Во-вторых, работа педагога в той или иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами, именно его действия – как более опытного в группе туриста – будут примером для них.

Получить опыт социального действия школьник может и участвуя в благотворительной работе, которая может быть организована педагогом или самими детьми во время экскурсии, похода, экспедиции, полевого лагеря и т.п. Это может быть:

Уход за братскими могилами, которые встречаются туристам во время путешествия;

Помощь в восстановлении или ремонте храмов, монастырей, мимо которых пролегает маршрут юных туристов;

Расчистка от мусора и благоустройство туристических стоянок, родников, колодцев и других природных объектов;

Оказание тимуровской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, старожилам, с которыми встречаются школьники во время проведения краеведческой работы, музею, который они посещают, школе, в которой им разрешили переночевать, и т.п.

Пусть забота о других становится привычным делом юных туристов. Инициируя те или иные благотворительные акции, используйте собственный авторитет и личный пример. Приступайте к работе первым, а лучше – предварительно сговорившись с кем-то из ребят (с тем, кто обязательно вас поддержит). Ни в коем случае не превращайте акцию в митинг и не делайте из нее «события мирового масштаба» – пусть это дело выглядит обыденным и само собой разумеющимся.

Полученный детьми опыт социального действия должен быть обязательно осмыслен ими, отрефлексирован. Для этого педагогам рекомендуется создавать в туристских группах разного рода рефлексивные ситуации.

Одной из них может быть, например, вечернее обсуждение туристами пройденного дня. Это обсуждение учит школьников: анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их; передавать свои чувства и быть открытыми для других. Как может выглядеть эта процедура? Вечером у костра собирается вся группа и начинается совместное обсуждение прошедшего дня. Ребята по очереди говорят о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях:

Каково самочувствие, есть ли какие-то проблемы со здоровьем, каково душевное состояние, настроение? Чем это вызвано? Что в связи с этим планируешь сделать завтра?

Какие обязанности (штурмана, командира, дежурного и т.д.) выполнял сегодня? Справился ли с ними? Что получалось хорошо, а с чем были проблемы? Чем они были вызваны? Как можно было бы их избежать? Какой совет дал бы тому, кто будет исполнять эти обязанности завтра? Чему новому ты сегодня научился? Что дало (или не дало) тебе пребывание в этой должности? В каком качестве хотел бы попробовать себя еще раз?

Какие произошедшие сегодня события, увиденные вещи и явления, встреченные люди удивили, поразили, обрадовали, расстроили? Чем и почему? Как ты думаешь, почему это задело тебя лично?

Кому из товарищей хотел бы сказать сегодня спасибо? За что? Кто был для тебя сегодня примером, кто тебя чему-либо новому научил, чем-то помог?

Будет лучше, если первым начнет этот вечерний разговор кто-то из взрослых (но не руководитель группы) или кто-либо из старших детей, туристов со стажем – это послужит для ребят хорошим примером рефлексии и сразу задаст достаточно высокий ее уровень. А завершать анализ дня лучше взрослому руководителю. Инициировать и вести вечерний разговор должен взрослый. Однако со временем, когда «разбор полетов» за день станет традиционным и привычным для туристов, можно делегировать эту функцию дежурным командирам.

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программвнеурочной деятельности:

- комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

- тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов);

- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (например, ОП туристско-краеведческой деятельности, ОП деятельности школьного театра и т.п.);

- образовательные программы, ориентированные на учащихся определенной возрастной группы (например, ОП для младших школьниковт.п.ьнтьсти школьного театраельности), ОП для подростков).