Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Воспоминания о "дачном". Дача сиверса Стачек 160 историческое название поместье форель

Воспоминания о "дачном". Дача сиверса Стачек 160 историческое название поместье форель

Достопримечательности

муниципального округа Санкт-Петербурга "Дачное".

Начато в день Пророка Илии.

Утром, не успел я проснуться, моя жена Татьяна сказала мне, что знакомая тётки, Нины Ивановны Грановской (главного хранителя Всесоюзного музея Александра Сергеевича Пушкина в городке Пушкине, в старину - Царское Село), а теперь, по наследству - и её хорошая знакомая, Наталия Францкевич, хочет приехать в гости со своей внучкой и просит показать им достопримечательности нашей округи.

Сначала я полез искать в книгах и Интернете всякие сведения, а потом прочёл, что в нашей библиотеке на Голиковой улице есть музейчик, посвященный нашему микрорайону и его истории. Тогда я решил написать просто свои воспоминания,а кому интересны "доисторические" подробности, пусть сходит в этот музейчик...

Ну, Господи помоги, начинаю... При въезде на территорию муниципального округа Дачное со стороны Стрельны по правую руку на развилке бывшей Петергофской дороги (с1923 по 1940 г. - улица Стачек, а ныне - проспект Стачек) и дороги на Красное Село (с начала 20-го века по 1964 г. - Красносельское шоссе, с 1964 по1975 - Таллинское шоссе, а ныне - проспект Маршала Жукова) стоит обелиск - памятник защитникам Ленинграда в Великую Отечественную.

Это место издавна называлось Привал, здесь останавливались отдохнуть выезжавшие из Города. Согласно городской легенде, здесь во время переходов останавливались для отдыха квартировавшие в Петергофе гвардейские части, и здесь Екатерина Великая, возвращаясь с охоты в стрельнинских лесах, любила устраивать привалы. До середины 60-х годов 20 века за трамвайной линией напротив Обелиска сохранялся дом со службами, а на горке сразу за Обелиском между двух дорог - тоже вполне симпатичный домик старинной постройки. Оба они в полуразрушенном состоянии сохранились после войны и были восстановлены, а с началом великой юго-западной стройки - уничтожены... В доме со службами в начале 50-х годов жила знакомая нашей семьи тётя Мария.Не знаю, к какому ведомству относился этот дом, и чем занималась тётя Мария, но у неё была лошадь - светло-серая в яблоках. И когда мне было три с половиной года, отец впервые посадил меня на неё и катал по двору... Помню до сих пор... Теперь название Привал полностью забыто, хотя до середины 70-х годов 20-го века оно сохранялось в названии трамвайной остановки.

Далее к Городу по правую руку над прудом видно красивое здание - дача графа Шувалова, именуемая "Александрино". Говорят, её строил архитектор Валлен- Деламот. Не знаю, может быть...Но похоже это здание на Таврический дворец, только маленький. Теперь там располагается Художественная школа. Во время войны здание было сильно разрушено, оба крыла-галлереи уничтожены полностью, крыша и верхние части южной и западной стен снесены снарядами. У этого здания снимался эпизод фильма "Ленинградская симфония": это когда с фронта отзывают музыкантов - и вот один из них бежит со своей скрипочкой, а по нему гады-немцы стреляют из пулемёта...и скрипочка пополам... Мне было лет 9 -10, и жил я тогда в Дачном. И когда мы, мальчишки, узнали, что в Ульянке (так тогда назывался прилегающий к Александрино посёлок) снимается фильм, то мы тотчас оказались там и наблюдали, как киношники "коптили" развалины дачи, как изображали пулемётные очереди...

А недавно в отстроенном заново здании снимался многосерийный телефильм "Бедная Настя". И Татьяна с Юлей, прогуливаясь по парку, случайно "влезли" прямо в кадр, за что были немедленно обруганы режиссёром... За дачей сохранился большой парк, ныне также называемый Александрино, плохо ухоженный и частично изуродованный нынешними бандитами-строителями. Тянется он аж до самой линии Балтийской железной дороги... Ну, по крайней мере - до проспекта Народного Ополчения...

Ближе к улице Лёни Голикова начинаются владения графа Шереметева. Хотя, конечно, эти дачи не раз продавались и покупались...Вот церковь во имя святителя Киевского, Владимирского и Московского Петра, вдохновившего Князя Ивана Калиту на собирание всех русских земель под московское иго. Она стоит близь того места, где велением Петра Первого, опять же по легендам, была поставлена походная палаточная церковь, чтобы отслужить благодарственный молебен в честь очередной победы над шведами.Но когда я был школьником, то ни от кого не слышал, что на месте той громадной ямы, где так здорово кататься на лыжах с горки, когда-то стояла церковь. Потом-то мне сказали, что её растащили по кирпичику строившиеся после войны жители Ульянки и Дачного, которым коммунисты предоставили здесь участки для частного строительства на 50 лет. Аж и фундамент вырыли... Ага, раскатали губы! Щас вам комуняки и выполнят свои обещания, особенно когда вы церкви грабите. Уже через 10 лет Дачное, а потом и Ульянку стали сносить и на их месте строить "хрущёбы". Рядом с нашим домом на Ждановской улице, которая потом превратилась в проспект Ветеранов, одна семья строила своими силами шлакобетонный дом. Ну, сил было мало: сам хозяин, жена и двое маленьких детей. Поэтому строили они долго и всё это время жили в маленьком сарайчике-времянке. А когда построили и наконец-то переехали в дом жить, тут-то приехал бульдозер и дом ихний снёс. Точно не помню, но вроде успели они пожить в своём доме не больше двух лет. И поехали в хрущебу...

А узнал я, что здесь когда-то стояла богатая и древняя церковь, только когда мне в 89-м году подарили фотокопию карты Петербурга 1913 года... Подарил работник КБ-3 Кировского завода (в котором я тогда работал художником-конструктором) Игорь Зданчук. Спаси его Господь. И я сразу сказал своей маме, Клавдии Петровне Баркановой, что эту церковь надо опять здесь поставить, и я этим займусь. Она, конечно, как всегда, махнула рукой и сказала: -Не болтай. Но так уж сложилось, что мне действительно пришлось заняться церковью, я нашёл нужных людей, собрал подписи "за" и на заседании Кировского райисполкома сумел доказать необходимость восстановления церкви именно на этом месте. Своеобразную помощь мне оказал тогдашний секретарь исполкома Валерий Леонтьевич Мутко, рвавшийся в народные депутаты из карьерных соображений и жаждавший поддержки народных масс... Жаль, что маме моей не пришлось дожить до освящения церкви.

А за улицей Лёни Голикова, которая ранее называлась Парковым проездом, над прудом стоит школа, в которой я учился. Её построили и открыли в 1956 году на фундаменте шереметевского дворца.В ней же в 70-х годах училась наша старшая дочка Анна. За нею до самой железной дороги на Петергоф тянулся парк. Теперь он застроен, но за домами можно найти систему парковых прудов и его остатки - зелёную зону, благоустроенную в прошлом году и "освященную"самой нашей Губернатрисой. и тянущуюся аж до проспекта Ветеранов. До войны это был парк культуры и отдыха со всеми причитающимися ему развлечениями, а в центре островка на пруду у дома 14 по Голиковой улице стоял памятник великому вождю и учителю всех народов Иосифу Виссарионовичу Джугашвили по кличке Сталин; полуразрушенный постамент этого памятника и ныне стоит на островке... Думаю, что "при буржуях" на нём стояла какая-нибудь безнравственная скульптура.

Если двигаться дальше по проспекту Стачек в сторону города, то можно увидеть здание дачи графа Воронцова, которую переделали в церковь во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Мудрости (не по-русски - Софии). Это здание во время войны тоже, как и всё здесь, на переднем крае, было сильно разрушено и мы, пацаны, любили в нём играть, лазая по развалинам. Году в 56 - 57-м его восстановили и устроили в нём продуктовый магазин. "Гастроном". А в стоявшей рядом дворцовой кухне устроили склад.

В середине 70-х магазин закрыли, здание отдали какому-то СМУ, в конце 80-х вообще бросили на разграбление и осквернение. Потом началась уплотнительная застройка и власти решили здание снести и на его месте построить жилой дом. Но тут подняла хай местная общественность, поддержанная новоизбранными "демократическими" депутатами: -Как, вы собираетесь разрушить памятник архитектур-р-р-ы???!!!

Власти, по тем "революционным" временам довольно уступчивые, согласились переделать проект, и здание не тронули. Но пока общественность микрорайона и прочие дураки соображали, что же делать со спасённым зданием, проявились активные ребята во главе с шустреньким "отцом Лукьяном" и через Собчака отхватили это здание себе.

При ремонте и переделке под церковь "попы" первым делом уничтожили уникальную мраморную галерею-балкон внутри зала на южной стене, сохранившуюся даже под фашистскими бомбами и снарядами. А на крыше поставили не найденные в пропорциях колоколенку и главку...Сохранившееся же во время войны здание дворцовой кухни снесено при постройке жилого дома...

А за церковью православная община по наущению своего пастыря поставила нарушающую установления святых отцов вполне языческую скульптуру, изображающую семейство святых мучениц. Имеющий уши да услышит...

Двигаясь дальше, мы увидим пруд, завершающий парковую систему прудов, а за ним, на пересечении проспектов Стачек и Ленинского (изначально называвшегося проспектом Героев) - недавно построенную, со странно-вытянутой главой-луковицей, церковь во имя Иоанна Кронштадтского. История постройки православной церкви в этом месте тоже довольно любопытна. Опишу её, как сам понимаю и помню...

Когда я занялся организацией православной общины в Кировском районе, я познакомился со многими верующими. И одной из них была Наталья Александровна Лукина. Она жила в новопостроенных домах Юго-Запада, то есть для Дачного она была пришлой, и истории его, скорее всего, не знала. А на пустыре рядом с "Форелью" (о которой речь пойдёт далее), образовавшемся после того, как в 70-х годах были снесены все частные дома, она обнаружила остатки какого-то фундамента. И почему-то решила, что здесь в старину стояла церковь. А у неё была давняя мечта - построить храм во имя Иоанна Кронштадтского. Причём - повторение того храма в Кронштадте, в котором служил батюшка Иоанн, и который был уничтожен богоборцами-комуняками.

Так что, поддержав на первых порах мою инициативу и оказав мне большую помощь, она с единомышленницами всё-таки занималась не нашим храмом, а своим. И за это ей отдельное большое "Спаси, БОГ!", потому что ещё одним светочем Православия в нашем округе стало больше.

Ну, а что храм не похож на Кронштадтский Андреевский собор... так Господу виднее...

Рядом с церковью стоит мемориал защитникам Ленинграда, который задумал для чего-то в начале 90-х годов Глава администрации Кировского района Вячеслав Иванович Крылов, а спроектировал наш художник-конструктор Юрий Андреевич Кудряков. Ну, поставили и поставили... А уж церковь появилась значительно позже...но "в тему"!

Двигаясь дальше, к Автову (которое в старину было " Афтово", согласно питерской легенде о наводнении 1824 года), мы подходим к большому жилому массиву старинного вида, который раньше в просторечии назывался "Форель".Наша семья, вернувшись из эвакуации, жила здесь. И когда я начал говорить (года в 1,5 - 2), меня научили на всякий случай называть свой адрес: - Проспект Стачек, 140, больница Фореля. В моём младенческом исполнении это звучало как: - Стачек сто фореля!, что неизменно вызывало смех моих дорогих родителей (Царствие им Небесное и вечный покой), ещё лет 45 !

Эти постройки - остатки громадного комплекса государственной больницы для умалишенных "Всех скорбящих", которая была в своё время размещена в имении графа Сиверса. После Октябрьского переворота большевики переназвали больницу в честь швейцарского психиатра доктора О. Фореля, социалиста по убеждениям, который разрабатывал теории нового "социалистического" общества и который, я думаю, пользовал в Швейцарии этого гениального придурка Ульянова. Думаю, что и он сам был, как многие психиатры, с "прибабахом", раз собирался "управлять" народами.

Ну, народ наш в массе простой и нелюбопытный, поэтому ни про какого доктора Фореля не запомнил, а название посёлочка стал производить от рыбки форели, которой якобы водилось в прошлом много в местных прудах... Пруды внутри построек действительно были; один из них, вполне облагороженный, сохранился и сейчас. А вот пруд около дома, где мы жили, сейчас засыпан. Но зато с ним связано воспоминание очень раннего детства: какой -то недотёпа подъехал к пруду с груженой телегой и решил напоить лошадь. Тяжелая телега столкнула лошадь в пруд так, что лошадь стала тонуть. Сбежался народ, но ничем не мог помочь. А вот утонула лошадь или нет - я уже не помню. Но помню вот эту суету и панику...

И ещё помню остатки кладбища с красивыми полуразбитыми намогильными памятниками и плитами. Оно принадлежало больнице. Но при прокладке проспекта Героев (ныне - Ленинский) было, по обыкновению, безжалостно уничтожено.

За Форелью к Автово были совхозные поля и огороды местных жителей (в частности - и наш), а ближе к Трамвайному проспекту, которого тогда не было, располагался старинный посёлок Княжево. Там была, по моему, всего одна уличка домов в 10, если не меньше. И они были все одинаковые, видимо, построенные местным совхозом. Симпатичные такие коттеджики с сарайчиками для скотины. Ведь до хрущёвских безобразий с запретом личных подворий у нас в Дачном было большое стадо. Не только в частных домах, но и в сараюшках при многоквартирных домах общественного фонда держали и коров, и овец, и свиней. А уж разнообразной птицы было..! И каждый третий, наверное, "гонял голубей".

Ну, а дальше начинался трамвайный парк им. Котлякова, напротив которого и посейчас стоит красивое старинное здание электроподстанции, оставшееся от первой в России электрической железной дороги от Питера до Рамбова, которую впоследствии переделали в трамвайную линию, сократив её до Стрельны. Я был пятилетним, но помню, как трамваи из города доходили только до трампарка, а дальше, в Стрельну, ходил "подкидыш" от этой самой подстанции.

Сейчас здание стоит заброшенным, но какая-то жизнь в нём, похоже, есть...

А за трампарком стоит на постаменте танк модели "Клим Ворошилов" производства Путиловскаго/Кировского завода. Рядом с ним по обеим сторонам проспекта Стачек стояли громадные, облицованные беломраморными плитами и украшенные металлическими барельефными изображениями медалей "За оборону Ленинграда" и "За победу в Великой Отечественной войне" с гордым профилем Генералиссимуса, увенчанные звёздами в венках, обелиски, отмечавшие границу Ленинграда. Мы тогда жили "загородом"...В середине 60-х обелиски сломали. Наверное, "хрущатам" Сталин не понравился...А теперь ещё такой мостище возвели, что вообще всю парадность въезда в героический блокадный Ленинград уничтожили...

На проспекте Стачек, неподалеку от его пересечения с Ленинским проспектом, можно увидеть желтое здание увенчанное двумя башнями (Проспект Стачек, 158). На первый взгляд оно выглядит как постройка начала 1950-х годов, однако история его на 200 лет длиннее. Вот два его фото - начала прошлого века и наших дней:



Между 1747-м и концом 1750-х годов эти земли приобрел гофмаршал, генерал-поручик и граф Священной Римской империи К. Е. Сиверс. В приобретенном им имении строится новый усадебный дом по проекту Ф.-Б. Растрелли. Здание стало одной из последних его работ в России. Строительство завершилось в 1760-1761 годах. О том, как выглядела усадьба, мы можем судить по этому чертежу из варшавских архивов:


Вскоре после окончания строительства на престол взошла новая императрица - Екатерина II. Впервые она посетила усадьбу вскоре после своего восшествия на престол, 17 августа 1762 года, а в дальнейшем бывала здесь регулярно (в основном приезжая на охоту).
В 1779-м году дочь Сиверса продала свою дачу самому знаменитому фавориту Екатерины II Г. А. Потемкину. Известный садовник В. Гульд разбил для него на даче английский сад. А в 1781-м году Екатерина II выкупает усадьбу у Потемкина за 30 тысяч рублей (которые он потратил на покрытие карточных долгов) и жалует ее вице-канцлеру графу И. А. Остерману вместе с 10 тысячами рублей на перестройку здания. Здание перестроили в стиле классицизма (автор перестройки неизвестен, возможно, это И. Е. Старов). Именно в таком виде здание просуществовало до XX-го столетия.
Далее дачу приобрел князь П. П. Щербатов, а в 1828-м году усадьба была выкуплена в казну для размещения дома умалишенных. В 1828-32 годах по проекту Д. Квадри к зданию были пристроены с востока флигеля. В 1836-38 годах они были увеличены архитектором П. С. Плавовым. А в 1847-50 годах Плавов возвел еще два корпуса - для служащих больницы и для неизлечимо больных.
В 1922-м году больница получила имя швейцарского невропатолога Огюста Анри Фореля (основной его заслугой было то, что он дружил с Луначарским и высказывал симпатии к СССР). Под названием Больница Фореля она была широко известна в городе.
Во время войны больница оказалась неподалеку от переднего края и сильно пострадала от обстрелов.


Послевоенное обследование здания выявило под осыпавшейся штукатуркой следы барочных деталей, срубленных при перестройке здания. Это позволило историку архитектуры Ю. М. Денисову атрибутировать здание как произведение Растрелли. Обсуждался вопрос восстановления памятника архитектуры, но в результате было принято решение реконструировать больницу под жилой городок для рабочих Кировского завода (в главном здании разместился дом культуры).


Работы по перестройке комплекса вела группа архитекторов, которую возглавлял Л. Л. Шретер (один из представителей многочисленного семейства Бенуа - он был внуком Л. Н. Бенуа). В результате, в 1950-1964 годах был создан живописный район. Прогуляемся по нему.


У главного здания снесли башню и надстроили центральную часть до трех этажей:








Боковые же флигеля, напротив, надстроили до пяти этажей и увенчали бельведерами (фактически вывернув изначальную композицию "наизнанку").














А вот соединительные галереи с колоннадами дошли до нас почти без изменений:








Обойдем здание вокруг:




С противоположной стороны сохранился старинный пруд. Вместе с флигелями главного здания, построенными Квадри и перестроенные Плавовым и Шретером он создает просто великолепный вид:














Заглянем во внутренний двор:






















До войны здесь еще стояла колонна, но до наших дней она не дошла:

Справа от главного здания стоит бывший корпус для служащих больницы:






Балконы здания представляют своеобразный гибрид:


Нижняя часть с консолями и водостоками относится ко временам Плавова, а вот решетка - уже советских времен:




Следующий дом завершает эффектная ротонда:




К сожалению, сам дом не в лучшем состоянии:












Еще один корпус


Котельная:


Теперь двинемся в другую сторону от главного здания:












Следующий дом выходит на проспект Стачек портиком с четырьмя колоннами:














Этот дом построен в 1955-м году:








Еще один дом, аналогичный выходящему на проспект:




С другой стороны дома за крыльцом с полуротондой разместился детский сад:


Его также завершает портик:


Трансформаторная будка также решена в стиле классицизм:


А это - бывший корпус для неизлечимых, еще одна постройка Плавова.

В Кировском районе, на проспекте Стачек находится один из самых нетипичных рабочих городков Петербурга. Комплекс, состоящий из дачи Сиверса, усадьбы Потемкина, Больницы Всех Скорбящих и достроенных в советское время домов местные жители называют Кировским городком.

Участок, на котором сегодня стоят здания, принадлежал адмиралу Головину, соратнику Петра I. После смерти адмирала, участок разделили его сыновья. Западная часть в 1740 году перешла к сенатору Нарышкину, а через пять лет, после его смерти, к его жене. Именно у нее землю купил Карл Сиверс, гофмаршал при дворе Елизаветы Петровны. Он же выкупил и восточную часть у наследников Головина. На месте старых деревянных построек возвели двухэтажный дворец в стиле барокко. Проект Сиверс заказал у архитектора Растрелли.

Центральная часть дворца подчеркивалась пышным подъездом, к которому вели два пандуса. Над подъездом - крытый балкон, завершенный сложным картушем. Фасады были акцентированы пилястрами, кровли имели сложные очертания.

В отделке обильно использовалась скульптура. Дворец располагался на природной террасе, ниже которой проходила Петергофская дорога. Дополняли ансамбль два отдельно стоящих флигеля и регулярный парк с прудом.

Впоследствии дачей владели многие знатные люди, в том числе и князь Потемкин. В 1828 году усадьба приобрела совершенно новое назначение - государство выкупило в казну за 190 тысяч рублей, для устройства первой в Петербурге больницы для умалишенных.

К главному зданию пристроили больничные корпуса, так что оно приобрело форму буквы «П». В главном корпусе располагалась церковь, контора, приемные комнаты, столовые. Залы были также разделены мужчин и для женщин из «спокойных» больных. Из главного корпуса просторные коридоры вели в боковые флигели -мужской и женский.

В 1922 году больницу переименовали: назвали именем швейцарского невропатолога и общественного деятеля Огюста Анри Фореля, который дружил с Луначарским и высказывал свои симпатии к СССР. По типичному для того времени сценарию, церковь ликвидировали в 1924 году, отдав ее помещение под клуб

Больница им. Фореля просуществовала до 1941 года. Когда линия фронта приблизилась к Ленинграду, персонал эвакуировали. Здания заняли командные пункты воинских частей, оборонявших город. В 41-м здесь находился штаб 21-й дивизии НКВД. За годы войны здания сильно пострадали, от них остались одни руины.

Вопрос о восстановлении архитектурного памятника начали обсуждать в конце 1940-х годов. Весь комплекс решили реконструировать под Дом культуры и дополнить жилыми домами для рабочих разраставшегося Кировского завода.

Над проектом создаваемого здесь жилого городка работал творческий коллектив 8-й архитектурной мастерской института «Ленпроект». Строили комплекс с помощью заводских строителей.

Центром городка остался прежний дворцовый комплекс, которому добавили один этаж. По бокам возвели две семиэтажные башни, а центральную башню главного здания снесли. Флигели, где раньше размещались больные, достроили до четырех этажей. В 1950 году заводские строители восстановили четырехэтажный западный корпус и достроили еще два похожих здания, которые завершили архитектурную композицию городка.

Все постройки решили выполнить в традициях классической архитектуры, чтобы составить единый архитектурный ансамбль. Сохранили старинный пруд и вековые деревья. От подлинного дворца эпохи классицизма сохранились одноэтажные тосканские колоннады. Частично уцелел обращенный к парку фасад дворца времен Остермана, а своды подвалов опираются на столбы, поставленные еще при Растрелли.

В 1990 году Кировский городок был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Сегодня комплекс заселен, в нем действует дом культуры, детский сад, некоторые помещения заняты офисами, кафе и магазинами.

Исторические районы Петербурга от А до Я Глезеров Сергей Евгеньевич

«Кировский жилгородок»

«Кировский жилгородок»

Так называется с послевоенных времен район бывшей усадьбы на 11-й версте Петергофской дороги – ныне участок проспекта Стачек невдалеке от пересечения с Ленинским проспектом.

В петровское время владельцем участка стал сподвижник царя-реформатора адмирал Иван Михайлович Головин. После его смерти имение поделили между собой сыновья, оно не раз переходило из рук в руки, пока владельцем не стал в конце 1750-х гг. гофмаршал двора Карл Ефимович Сиверс. Для него в 1761 г. по проекту Ф.Б. Растрелли построили каменный дворец с двумя флигелями в стиле барокко. Есть сведения, что в этой усадьбе любила гостить Екатерина II.

Затем дворец принадлежал дочери Сиверса Елизавете Карловне, вышедшей замуж за Якоба Ефимовича Сиверса, новгородского генерал-губернатора. Она продала усадьбу в конце 1770-х гг. князю Григорию Александровичу Потемкину. Однако уже в 1781 г. Екатерина II откупила дачу Потемкина в казну и подарила ее вице-канцлеру Ивану Андреевичу Остерману.

Дворец был окружен садами: вверху, на террасе, существовал устроенный еще при Сиверсах регулярный парк с прудом, а внизу, за Петергофской дорогой, – обширный пейзажный парк со сложной водной системой и ковшом, имевшим выход через канал в Финский залив.

В 1808 г. загородная дача перешла к новому владельцу – князю Павлу Петровичу Щербатову, который в 1828 г. продает усадьбу в казну. В том же году начались работы по перестройке бывшего дворца под первую в Петербурге государственную психиатрическую больницу – отделившуюся от Обуховской больницы палату для душевнобольных. Бывший бальный зал дворца превратился в больничную церковь, ее освятили во имя иконы «Всех Скорбящих Радость». Так возникло название больницы «Всех скорбящих».

Рядом с бывшим усадебным домом выстроили специальные больничные здания – для неизлечимых больных (пр. Стачек, 144), для служащих (пр. Стачек, 160). Во второй половине XIX в. построили еще одно служебное здание (ныне – пр. Стачек, 156). Таким образом, на месте бывшей усадьбы возник целый больничный городок.

Инициатором создания загородной психиатрической лечебницы являлась вдовствующая императрица Мария Федоровна, но открытие больницы состоялось уже после ее смерти – в 1832 г. Впоследствии больницу «Всех скорбящих» опекал сам император Николай I.

В начале ХХ в. эта больница считалась одной из лучших в России. Продолжила она свое существование и после революции, получив в начале 1920-х гг. имя известного швейцарского невропатолога и психиатра Фореля. В народной топонимике имя ученого претерпело метаморфозы: оно потеряло свой первоначальный смысл и стало ассоциироваться с рыбой.

Не случайно трамвайную остановку напротив местные жители именовали просто «Форелью». Даже легенда бытовала: будто бы место, где находится «Кировский жилгородок», славилось прежде форелью. Петербургская знать приезжала сюда на рыбалку и останавливалась «на уху» в домике поодаль, где жила крестьянка по имени Ульяна. Отсюда и пошло название ближайшей местности – Ульянка…

Во время войны больничный городок оказался вблизи передней линии обороны и был сильно разрушен. После войны решили не заниматься реставрацией, а восстановили и реконструировали дома под жилье рабочих и служащих Кировского завода. Отсюда и пошло название – «Кировский жилгородок». Дворец превратился в трехэтажное здание с двумя башнями по сторонам. Уцелели лишь колоннады галерей XVIII в. и фрагмент садового фасада. В 1965 г. в бывшем дворце открылся Дом культуры, ныне это Центр культуры и досуга «Кировец».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.