Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Григорий Мелехов в романе "Тихий Дон": характеристика. Трагическая судьба и духовные искания Григория Мелехова

Григорий Мелехов в романе "Тихий Дон": характеристика. Трагическая судьба и духовные искания Григория Мелехова

Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды

В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды. На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.

От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.

Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?

Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать. Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей. Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.

В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал. Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости. Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

СУДЬБА ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

В «Тихом Доне», как уже отмечалось, – множество персонажей. Но среди них есть один, чья противоречивая жизнь, трагическая судьба привлекает наибольшее внимание. Это – Григорий Мелехов, чей образ, вне всякого сомнения, является главным в эпопее. Можно поспорить о том, кто является центральным героем «Евгения Онегина» – Онегин или Татьяна, «Войны и мира» – Андрей Болконский, Пьер Безухов или народ, но когда мы говорим о «Тихом Доне», ответ однозначен: главный герой произведения – Григорий Мелехов.

Григорий Мелехов – самый сложный шолоховский персонаж. Это искатель правды. Жизненный путь Мелехова труден и извилист. В поисках истины герой мечется между двумя враждующими лагерями: он то в стане красных, то в стане белых. Однако того, что ищет – истины – так и не находит, она постоянно ускользает от него. И вот эта сложность характера Григория Мелехова и извилистость его жизненного пути породили разнообразные интерпретации данного образа в критике.

В дискуссии о Григории Мелехове можно выделить два крыла критиков. Первое крыло представляют собой те, кто придерживается так называемой концепции «отщепенчества». Это такие исследователи, как Лежнев, Гура, Якименко. Работы данных шолоховедов пронизывает мысль о том, что Григорий Мелехов, находясь во враждебном Советской власти лагере, теряет свои положительные качества, постепенно превращается в жалкое и страшное подобие человека, в отщепенца.

Ярким образцом критического высказывания представителей этого лагеря является комментарий И.Лежнева к одному из эпизодов романа.

Почти самый конец произведения. После долгой разлуки Григорий и Аксинья снова вместе. Аксинья смотрит на заснувшего Григория: «Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша. Черные ресницы его, с сожженными солнцем кончиками, чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа, обнажая плотно сомкнутые белые зубы. Аксинья всмотрелась в него внимательно и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула».

Вот как комментирует этот эпизод И.Лежнев: «Глаза любимой и есть зеркало души. Шолоховское описание жестокого лица и страшных узловатых рук Григория, как увидела их Аксинья, со сдержанной силой и покоряющей убедительностью говорит: это – облик убийцы».
Второе крыло дискуссии об образе Григория Мелехова представляют собой те исследователи, которые склонны видеть историю героя в безоговорочно радужном свете. Это В.Петелин, Ф.Бирюков, Ю.Лукин, В.Гришаев и др. Их точка зрения сводится примерно к следующему: великий художник мог написать свою книгу только о герое кристально чистом, только о благородной душе, и Григорий Мелехов именно таков. А если на его пути и были отдельные заминки, то виноват в этом отнюдь не сам он, а различного рода «трагические обстоятельства» и случайности – Михаил Кошевой виноват, комиссар Малкин виноват, Подделков виноват, Фомин виноват…

Критикам, принадлежащим к данному крылу дискуссии, представляется, что только защищая Григория Мелехова, они могут выразить свое восхищение, любовь к роману. Однако своей наивной защитой они его только компрометировали и компрометируют.

Самого Шолохова не удовлетворяла ни одна из названных интерпретаций образа главного героя. В интервью газете «Советская Россия», данном в августе 1957 года, он сказал, что хотел поведать миру об «очаровании человека» в Григории Мелехове», следовательно, писатель был не согласен с теми, кто считал главного героя романа «отщепенцем». Но, с другой стороны, Шолохов критиковал и тех, кто пытался увидеть в Григории Мелехове будущего строителя социализма. Он, в частности, критиковал фильм, снятый по «Тихому Дону», к которому режиссер и сценарист прилепили оптимистический конец. В интервью газете «Известия» (опубликовано 1 июля 1956 года) Шолохов сказал: «Из трагического конца Григория Мелехова, этого мечущегося искателя правды, который запутался в событиях… сценарист делает счастливый конец… В сценарии Григорий Мелехов сажает Мишатку на плечо и идет с ним куда-то в гору, так сказать, символический конец, Гришка Мелехов поднимается к сияющим вершинам коммунизма. Вместо картины трагедии человека может получиться этакий легкодумный плакат».

Обе интерпретации образа главного героя «Тихого Дона» страдают одним и тем же недостатком: они предельно схематизируют образ, сводя его только к социальным аспектам. Как правильно заметила Г.Нефагина, «характер Григория намного богаче. Он включает складывавшиеся на протяжении двух веков типические черты казачьего менталитета и то новое, что принес с собой ХХ век с его войнами и революциями. Образ Григория – отражение не только типичного социально-психологического, но и резко индивидуального. Отсюда трагедия героя – это трагедия не столько типа, сколько личности».

С одной стороны, в Григории Мелехове Шолохов стремится показать лучшие черты казачества: трудолюбие, человечность, удаль, сноровку, воинскую доблесть, чувство собственного достоинства, благородство, с другой же стороны, мы не можем не заметить, что главный герой романа с самого начала произведения чем-то резко отличается от остальных жителей хутора. Он всерьез расстраивается из-за утенка, срезанного косой. А в другом эпизоде разбушевавшемуся отцу, поднявшему на него руку, заявляет: «Драться не дам!» Увидев через плетень, как Степан избивает Аксинью, Григорий тут же бросается защищать ее, хотя по молодости намного слабее Степана Астахова. То, что он являет собой незаурядную натуру, что он не такой, как все, становится предельно ясно после его побега с Аксиньей в Ягодное. Ради любви к женщине Григорий жертвует всем – семьей, достатком, репутацией – неслыханный по тем временам поступок.

Именно Григорий своим звероватым, исполненным ненависти взглядом пугает офицера на смотру («Кэк смэтришь! Кэк смэтришь, казак?»). Именно Григорий поначалу тяжелее других приспосабливается к армейской службе: для свободолюбивого Григория армия с ее удушающей несвободой – труднейшее испытание.

В армии герой знакомится с Чубатым, который преподает Мелехову первые уроки жестокости: «Человека руби смело. Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело рубить, не спрашивая… Животное без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, – а человека унистожай. Поганый он, человек…» Однако Григорий крайне неохотно усваивает эти уроки. Человеколюбие даже на войне остается одной из определяющих черт его личности. Об этом говорит хотя бы эпизод с полькой Франей, когда Мелехов один против целого взвода бросается защищать ее. Будучи тяжело ранен, Григорий выносит из боя офицера. В бою он, наконец, спасает от гибели смертного своего врага – мужа Аксиньи Степана Астахова. Шолохов подчеркивает: «Спас, подчиняясь сердцу».

Григорий чутко реагирует на происходящие вокруг перемены. Личностные качества не позволяют ему оставаться вне борьбы, охватившей с начала 1917 года всю страну. Он пристает то к красным, то к белым. Но, видя, что слова и одних, и других расходятся с делами, быстро утрачивает веру в справедливость действий обоих враждующих лагерей. Он чужд и тем, и другим, и белые, и красные относятся к герою с недоверием. А все потому, что Мелехов, несмотря на присущую ему прямолинейность и доверчивость, ничего не берет на веру. В какие бы цвета ни был окрашен фанатизм, для Григория он остается абсолютно неприемлем. В распадающемся, хаотичном мире, предавшим забвению элементарные человеческие ценности и свободы, герой ищет цельности и гармонии, ищет правды, ради торжества которой не надо было бы подавлять целые группы людей. Но события, каждое из которых катастрофичнее и кровавее всего, что до сих пор знала человеческая история, свидетелем которых становится Мелехов, приводят героя к разочарованию в жизни, утрате её смысла. Мы начинаем замечать странные перемены в поведении Григория.

Словно забыв, с каким омерзением он еще недавно относился к грабежам, как последний мародер, Григорий раздевает красного командира: «Снимай полушубок, комиссар!.. Ты – гладкий. Отъелся на казачьих хлебах, небось не замерзнешь!»

Так болезненно переживавший кровавую расправу Подтелкова над пленными офицерами, Григорий, став во главе повстанческой дивизии, до того увлекся казнями и расстрелами, что повстанческое руководство вынуждено было обратиться к Мелехову со специальным посланием: «Многоуважаемый Григорий Пантелеевич! До нашего сведения коварные доходят слухи, якобы ты учиняешь жестокую расправу над пленными красноармейцами… Ты идешь со своими сотнями, как Тарас Бульба из исторического романа писателя Пушкина, и все предаешь огню и мечу и казаков волнуешь. Ты остепенись, пожалуйста, пленных смерти не предавай…»

Изрубив матросский пулеметный расчет, Григорий в эпилептическом припадке бьется на руках казаков, весь в белой пене, хрипит: «Пустите, гады!.. Матросню!.. Всех!.. Ррруб-лю!..»
Моральное и физическое падение героя находит свое выражение также в бесконечных пьянках и гулянках. В романе сказано, что «запахом самогонки пропитался даже потник на седле» Мелехова. «Бабы и потерявшие девичий цвет девки шли через руки Григория, деля с ним короткую любовь».

Меняется сама внешность Григория: «он заметно обрюзг, ссутулился; под глазами засинели мешковатые складки, во взгляде все чаще стал просвечиваться огонек бессмысленной жестокости». Григорий живет теперь, «понуро нагнув голову, без улыбки, без радости». Все отчетливей проступает в нем звероватое, волчье.

Осознавая степень своего падения, Григорий объясняет его следующими причинами (в разговоре с Натальей): «Ха! Совесть!.. Я об ней и думать позабыл. Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Людей убиваешь… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Душевное состояние Григория в дальнейшем мало изменится. Свою трудно сложившуюся жизнь он будет заканчивать в банде Фомина и среди дезертиров, прячущихся в лесу. После гибели Аксиньи, с которой герой связывал свои последние надежды, жизнь утратит для него всякий интерес, и он будет ждать развязки. Именно этим желанием покончить с жизнью, приблизить финал объясняется возвращение героя на хутор в конце романа. Григорий возвращается до амнистии. Его ждет неизбежная смерть. Верность этого предположения подтверждает и судьба мелеховских прототипов: Филиппа Миронова и Харлампия Ермакова. Оба были расстреляны без суда, один в 1921, второй в 1927 году. В романе же показать расстрел героя, полюбившегося читателям, учитывая обстановку, сложившуюся в стране в тридцатые годы, было невозможно.
Что же хотел донести Шолохов до читателя, изображая сложный, противоречивый путь Григория Мелехова? На этот вопрос отвечают по-разному. Одни исследователи считают, что на примере образа главного героя Шолохов отстаивает концепцию исторически ответственной личности, другие говорят об ответственности эпохи перед личностью. Обе эти точки зрения правомерны, но, думается, сильно умаляют значение шолоховского персонажа.

Григорий Мелехов стоит в одном ряду с многочисленными героями русской литературы, которых мы именуем правдоискателями, и по праву занимает среди них одно из первых мест. Недаром его называют «русским Гамлетом». Гамлет – трагический герой. Мелехов – тоже. Он ищет высший смысл жизни, но эти поиски приводят героя к разочарованию и моральному опустошению. Шолохов показывает неизбежный трагизм идеалистически настроенных людей в мире, вступившем в затяжную полосу социальных экспериментов и исторических катаклизмов, испытаний на прочность гуманистических традиций человеческой культуры.

На канале «Россия» завершился показ сериала «Тихий Дон». Он стал уже четвёртой по счёту версией экранизации великого романа Михаила Шолохова, сумевшего на примере своего героя показать катастрофу человеческой судьбы в эпоху Гражданской войны. Существовал ли Григорий Мелехов на самом деле? Этот вопрос Шолохову после выхода произведения в свет задавали тысячи раз.

В течение полувека писатель утверждал однозначно: его герой – персонаж, полностью выдуманный. И только на склоне жизни писатель Шолохов признался: у Мелехова действительно имелся реальный прототип. Но говорить об этом было нельзя, ведь прототип Григория уже к моменту выхода в свет первого тома «Тихого Дона» лежал в братской могиле, расстрелянный как «враг народа».

Стоит отметить, что попытки раскрыть тайну Шолохов всё же предпринимал. Так, ещё в 1951 году на встрече с болгарскими писателями он обмолвился – мол, был прототип у Григория. Однако на дальнейшие попытки выпытать у него подробности ответил молчанием. Только в 1972 году нобелевский лауреат назвал литературоведу Константину Прийме имя того, с чьей биографии он почти полностью списал образ своего героя: полный георгиевский кавалер, верхнедонской казак Харлампий Васильевич Ермаков.

Из красных – в белые и обратно

«Почти полностью» – в данном случае это не фигура речи. Теперь, когда исследователи изучили «Тихий Дон» от первой до последней строчки, сравнив сюжет с жизнью Ермакова, можно признать: роман у Шолохова вышел практически биографический, вплоть до мельчайших деталей. Помните, с чего начинается «Тихий Дон» ? «Мелеховский двор – на самом краю хутора…». Вот и дом, в котором рос Харлампий, также стоял на самой окраине. И даже внешность Григория списана с него – дед Ермакова на самом деле привёз с войны жену-турчанку, отчего и пошли чернявые дети. Разве что на войну Харлампий ушёл не рядовым казаком, а взводным урядником, успев окончить учебную команду. И воевал, судя по всему, он отчаянно – за два с половиной года заслужил четыре солдатских Георгиевских креста и четыре Георгиевские медали, став одним из немногих полных кавалеров. Однако в конце 1917-го поймал пулю и вернулся в родной хутор.

На Дону, как и во всей стране, в ту пору царили разброд и шатание. Белые с атаманом Калединым звали воевать дальше за «единую неделимую», красные обещали мир, землю и справедливость. Выйдя из казачьей голытьбы, Ермаков, естественно, примкнул к красным. Вскоре командир казаков Подтёлков назначает опытного вояку своим заместителем. Именно Ермаков громит отряд полковника Чернецова – последнюю контрреволюционную силу на Дону. Однако сразу же после боя случается роковой поворот. Подтёлков приказал казнить всех пленных, для примера лично зарубив десяток из них.

«Убивать без суда не дело, – воспротивился Ермаков. – Многие были взяты по мобилизации, а многие по темноте своей одурманены. Революция не для того делалась, чтобы людей десятками в распыл пускать». После этого Ермаков, сославшись на рану, покинул отряд и вернулся домой. Судя по всему, та кровавая казнь крепко засела в его памяти, так как с началом казачьего восстания на Верхнем Дону он тут же примкнул к белым. И снова судьба подбросила неожиданность: теперь уже бывший командир и товарищ Подтёлков со своим штабом сам оказался в плену. «Предателей казачества» приговорили к повешению. Привести приговор в исполнение поручили Ермакову.

И снова он ответил отказом. Военно-полевой суд приговорил отступника к расстрелу, но казаки его сотни пригрозили устроить бунт и дело спустили на тормозах.

В Добровольческой армии Ермаков провоевал ещё год, дослужившись до полковничьих

погон. Однако к тому времени победа перешла на сторону красных. Отступив со своим отрядом до Новороссийска, где разгромленные части Белого движения садились на пароходы, Ермаков решил, что турецкая эмиграция не для него. После чего отправился навстречу наступающему эскадрону Первой конной. Как оказалось, вчерашние противники были наслышаны о его славе солдата, а не палача. Ермакова принял лично Будённый, дав ему под командование отдельный кавалерийский полк. В течение двух лет бывший белый есаул, сменивший кокарду на звезду, поочерёдно воюет на Польском фронте, крошит в Крыму кавалерию Врангеля, гоняется за отрядами Махно, за что сам Троцкий вручает ему именные часы. В 1923-м Ермаков назначается начальником майкопской кавалерийской школы. С этой должности он и выходит в отставку, поселяясь в родном хуторе. Почему же обладателя столь славной биографии решили забыть?

Приговор без суда

В архиве управления ФСБ по Ростовской области до сих пор хранятся тома следственного дела № 45529. Их содержимое даёт ответ на поставленный выше вопрос. Судя по всему, оставить Ермакова в живых новая власть просто не могла.

По его военной биографии нетрудно понять: с одной стороны на другую бравый казак бегал вовсе не оттого, что искал для себя местечко потеплее. «Он за справедливость всегда стоял», – годы спустя рассказывала дочь Ермакова. Вот и вернувшись к мирной жизни, отставной красный командир вскоре начал замечать, что воевал он вообще-то за другое. «Все думают, что война кончилась, а она теперь против своих идёт, страшнее германской…» – однажды заметил он.

В хуторе Базки Ермакова повстречал молодой Шолохов. История Харлампия, метавшегося в поисках правды от красных к белым, немало заинтересовала писателя. В беседах с писателем тот откровенно рассказывал о своей службе, не скрывая, что творили во время Гражданской и белые, и красные. В деле Харлампия находится письмо, посланное ему Шолоховым весной 1926 года, когда тот только задумывал «Тихий Дон»: «Уважаемый товарищ Ермаков! Мне необходимо получить от Вас некоторые сведения относительно эпохи 1919 года. Сведения эти касаются мелочей Верхне-Донского восстания. Сообщите, в какое время удобнее будет приехать к Вам?».

Естественно, что такие разговоры не могли остаться незамеченными – в Базки нагрянул оперуполномоченный ГПУ.

Вряд ли чекистов навёл на Ермакова сам – как следует из следственного дела, за бывшим белым офицером и без того велось наблюдение.

В начале 1927 года Ермакова арестовали. На основании показаний восьми свидетелей его признали виновным в контрреволюционной агитации и участии в контрреволюционном восстании. Односельчане пытались заступиться за земляка. «Очень и очень многие могут засвидетельствовать о том, что остались живы только благодаря Ермакову. Всегда и всюду при поимке шпионов и при взятии пленных десятки рук тянулись растерзать пойманных, но Ермаков сказал, что если вы позволите расстрелять пленных, то постреляю и вас, как собак», – писали они в своём обращении. Однако оно осталось без внимания. 6 июня 1927 года Президиум ЦИК под председательством Калинина разрешил вынести Харлампию Ермакову «внесудебный приговор». Спустя 11 дней он был приведён в исполнение. Прототипу Григория Мелехова к тому времени исполнилось 33 года.

18 августа 1989 года постановлением президиума Ростовского областного суда Х.В. Ермаков был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Место захоронения Ермакова по понятным причинам осталось неизвестным. По некоторым данным, его тело бросили в братскую могилу в окрестностях Ростова.

В романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Александрович Шолохов развивает традиции Л.Н. Толстого. Он показывает основы жизнеустройства, подвергая их жестокой проверке и ломке. Идеал жизни по Шолохову – мирный труд, размеренность, где главная ценность – семья. Война сломала эту жизнь, что отразилось на каждом, в том числе и на Григории Мелехове, который оказывается в центре внимания автора.

Григорий – казак, представитель семьи, которая несколько отличалась от остальных семей хутора Татарского.

Григорий способен на поступок, на сильное чувство. Его отличает большая любовь ко всему живому, решительность, храбрость, высокое представление о чести. В начале романа он молод, горд, с независимым характером, «норовистый и простой парень». Все в Григории восстает против насилия над личностью, и он сам решает свою судьбу. Лишь раз он уступил отцу, согласившись жениться на Наталье, идя против сердца. Но осознав, что ничего не чувствует к жене, решительно уходит из семьи с любимой Аксиньей.

Начавшаяся война перевернула всю жизнь Григория. И, подобно героям Толстого, он встает на путь исканий правды. В начале войны он не сомневается, что должен защищать свою родину, но вся его натура противится убийству, и он глубоко переживает смерть австрийца, которого зарубил шашкой. Он видит насилие, бессмысленную смерть, устает от войны, поэтому для него становится очевидной правда красных. Однако он осознает, что правда эта не всех щадит. Он становится свидетелем расправы над чернецовцами, расстрелов заложников, многочисленных бесчинств.

Тогда Григорий переходит на сторону белых, стараясь отыскать правду там. Но и здесь перед его глазами жестокость: казнь подтелковцев, события под Каргинской, убийства пленных. Метания между красными и белыми приводят Григория к внутренним противоречиям, ожесточают его, и вот уже он сам совершает ужасный поступок: яростно рубит матросов. Осознав совершенное, Григорий «забился в тягчайшем припадке», все в нем протестовало против бессмысленной жестокости.

Григорий мечется между красными и белыми, попадает в банду Фомина, затем – к дезертирам. Поиски правды измучили его, «что-то суровое» появилось в чертах его лица. Мир вокруг героя был расколот надвое, и в нем Григорий искал правду, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». Но не было такой правды. И единственным утешением в жизни Григория была любовь. Он любил свою семью, детей, по-своему любил Наталью. Любовью всей его жизни стала красавица Аксинья, которая готова была идти с ним «хоть на смерть». Но и этого лишила его война: погибли мать, отец, брат, Наталья и Аксинья, маленькая дочь… В родном доме поселился враг. Сестра отвернулась от устоев семьи. Рухнул весь мир Григория.

Трагедия героя в том, что он был рожден для иной, мирной жизни, для труда, семьи, любви. А вынужден был воевать, убивать в страшной мясорубке гражданской войны. Дальнейшая его судьба будет тяжела. Он остался с сыном на руках на пороге родного дома, в котором нет ему больше места.

Главное впечатление советских людей о Первой мировой – это, конечно, «Тихий Дон» Михаила Шолохова

Несколько десятилетий события Первой Мировой вроде бы оставались в тени, поодаль от общественного внимания. Но воспоминания о той войне аукались, отзывались во многих книгах, стихах, песнях. Тут и сатирические разоблачения Гашека, и романы Алексея Толстого, Сергея Сергеева-Ценского - весьма капитальные, между прочим, со множеством цитат из прессы 1914 – 17-го...

Вспомним хрестоматийное – «На позиции девушка провожала бойца...». Михаил Исаковский написал эти стихи в начале войны, а молодой композитор Игорь Лаврентьев дал им мелодию, ставшую народной. Мы привыкли к этой замечательной песне и, разумеется, связываем её с образом Великой Отечественной. Но в 1941-м почти не говорили «на позиции», тогда в ходу было другое выражение – «проводы на фронт». А позиции – это именно 1914-й или 15-й год, так говаривали в годы «Великой войны» - и поэту запомнилось это присловье.

Но главное впечатление советских людей о той войне – это, конечно, Шолохов. Несколько поколений советских людей узнавали о Первой Мировой из Шолохова, из романа «Тихий Дон». Уже в начале тридцатых годов книга (а точнее, вышедшие к тому времени части) получила широчайшее признание. Источник, разумеется, субъективный: художественная литература. Но полезно не забывать про него сегодня, когда в ходу сусальные, приглаженные, парадные оценки той войны.

И столетие начала этой трагической исторической вехи некоторые отмечают как некий патриотический праздник, забывая осмыслить зачастую совсем не фанфарный ход сражений, не говоря уж о катастрофе в тылу, в столицах...

А забыть (и превзойти!) поэтичные образы Шолохова невозможно... Его проза запоминается кусками, мощными фрагментами – как стихи. Казачья Илиада начинается накануне войны, в предпоследний мирный год. Последующее десятилетие после мирного 1912-го станет для донского казачества (и, соответственно, для героев романа) катастрофическим. Да, шолоховский роман – это гибель нибелунгов ХХ века по-казачьи. Потому читателю «Тихого Дона» и трудно усомниться в том, что перед нами эпос.

Война подступает как в сказке или в былине – тревожными приметами. «По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч перелетел на кладбище, стонал над бурыми затравевшими могилами. - Худому быть, - пророчили старики. – Война пристигнет». Сколько споров, пересудов услыхал Дон: быть или не быть войне? Но даже бывалые казаки, ветераны многих походов, не могли представить масштабов бедствия. О войне ХХ века они ничего не знали. Никто не знал!

Шолохов обращает внимание на драматизм первых дней войны: слом мирной жизни, слёзы матерей и будущих вдов. Его интересует именно этот ракурс, именно этот пласт правды. Совсем иначе трактовал начало войны Алексей Толстой, ставший военным корреспондентом. «И весь народ, тот, кто был только что и темным, и сонным, и пьяным, за кого мы всегда опасались, кого с такими трудностями учили уму-разуму, поднялся на беспримерную эту войну, решительно, мужественно и серьезно». Другое настроение, другая интонация. Правда, Толстой писал эти строки во время войны, а Шолохов осмыслял события 1914-го уже и после следующей войны – Гражданской. И всё-таки здесь проявляются всегдашние черты двух писателей, современников, но не единомышленников. Алексей Толстой ни в коей мере не был толстовцем... В нём неизменно проступал державник - даже, когда это казалось непоправимо старомодным.

Великая война – в центре донской эпопеи, она объединяет и разъединяет героев, играет судьбами. Шолохов начал работать над романом совсем молодым человеком (да и Л.Н. Толстой написал первый том романа «Война и мир» в 36 лет – сегодня в это трудно поверить). Вроде бы он не бывал в штабах, не сражался в Галиции, не общался с генералами, не мог участвовать в той войне, но в романе голос автора звучит внушительно. Как будто он видел хронику сражений и наяву, и в документальном кино – хотя, когда Россия вышла из Первой мировой, Михаилу Шолохову было двенадцать лет.

Так бывает с большими писателями – и потому неубедительны разговоры о «плагиате» Шолохова, замешанные, в том числе, и на таком аргументе: «трудно поверить, что молодой человек проник так глубоко в логику истории». Художнику многое подвластно.

Открывая судьбы вымышленных героев, он умеет поглядеть на события и стратегически: «От Балтики смертельным жгутом растягивался фронт. В штабах разрабатывались планы широкого наступления, над картами корпели генералы, мчались, развозя боевые припасы, ординарцы, сотни тысяч солдат шли на смерть». И снова – ощущение бессмысленности войны, бесплодности стараний. Шолохов не сомневается: войны можно было избежать, враг не вторгся бы на территорию России, если бы...

Романисту - особенно русскому и особенно пишущему о войне и мире – трудно не подпасть под влияние Льва Николаевича Толстого. Не только художественное, но и идеологическое. Лев Толстой едва ли не первым постарался поглядеть на сражения глазами мужика, подневольного солдата, для которого война – прежде всего непосильный труд и отрыв от родного крестьянского дома. Не чужд Шолохову и толстовский пацифизм – с народным, крестьянским уклоном. Шолохов к тому же был коммунистом, и к «Первой империалистической» должен был относиться соответствующим образом. «Чудовищная нелепица войны» - как это по-толстовски. Несколько раз Шолохов сравнивает войну с мясорубкой – ещё в эшелоне старый железнодорожник скажет о казаках, направляющихся «на позиции»: «Милая ты моя говядинка». Шолохов показывает казаков, направляющихся на войну, как обречённых.

В устах казака такие мысли показались бы странными. Хотя... Никто так не умеет ненавидеть войну, как бывалые воины. Ведь и в 1914-м году не полководцы и не офицеры были инициаторами и виновниками всеевропейской трагедии. Если нужно воевать – приказы не обсуждаются и следует служить, как это было сформулировано ещё в петровские годы, не щадя живота своего. «Война – так по-военному», - так переводится на русский язык популярная французская поговорка.

Но главными виновниками кровопролития, по большому счёту, всегда являются дипломаты, политиканы и, главное, акулы большого бизнеса – как бы их ни называли в разные эпохи.

Только они, как правило, остаются в стороне, остаются за кулисами, их имена не известны широкой публика, а, если известны – их не связывают напрямую с развязыванием войн.

Патриотический канон царской России писателю чужд. Скажем, невозможно представить себе, чтобы Шолохов написал такие слова: «Пред лицом совершающегося грозного суда истории русское государство должно стать достойным именования Святой Руси и Великой России. И тогда в победе, которая, верим, увенчает наши общенациональные усилия, мы будем видеть не милость, нам дарованную, а право, нами заслуженное». Это отрывок из статьи Николая Устрялова, написанной, когда война продолжалась уже не первый год, а до революций было рукой подать.

А Шолохов даже о самых героических эпизодах войны повествует с грустью, с долей скепсиса: «А было так: столкнулись на поле смерти люди…, натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбегались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченными. Это назвали подвигом».

Тут речь идёт не об абстрактном подвиге, а о знаменитом бое казака Козьмы Крючкова. В детстве – а оно пришлось на годы Первой мировой – Шолохов вместе с другими мальчишками играл «в Козьму Крючкова», но детский восторг не сохранился. «Крючков, любимец командира сотни, по его реляции получил Георгия. Товарищи его остались в тени. Героя отослали в штаб дивизии, где он слонялся до конца войны, получив остальные три креста за то, что из Петрограда и Москвы на него приезжали смотреть влиятельные дамы и господа офицеры. Дамы ахали, дамы угощали донского казака дорогими папиросами и сладостями, а он вначале порол их тысячным матом, а после, под благотворным влиянием штабных подхалимов в офицерских погонах, сделал из этого доходную профессию: рассказывал о “подвиге”, сгущая краски до черноты, врал без зазрения совести, и дамы восторгались, с восхищением смотрели на рябоватое разбойницкое лицо казака-героя» - вот таким увидел Крючкова Шолохов.

Об этом самом лихом казаке в годы Великой войны было принято рассказывать в фольклорном (противники скажут: псевдофольклорном ) духе. Молодому Шолохову бодрый стиль не нравился. Но к началу Великой Отечественной то ли максимализм ослабнет, то ли острее станет Шолохов воспринимать тему защиты Родины. Его фронтовая публицистика полна восторга перед героями, а «Судьба человека» окажется на той же полке, что и «Рассказы Ивана Сударева» Алексея Толстого... Шолохов поймёт: сражающемуся народу необходим былинный рассказ о подвигах, о героизме, о воинах умелых и несгибаемых – таких, как Козьма Крючков.

В Гражданскую Крючков оказался в стане белых, сражался против Первой Конной в чине хорунжего. Погиб в 1919-м году, на родной земле, быть может, от казачьей пули. А его боевой товарищ Михаил Иванков (участник легендарного боя) поступил в Красную армию. Он-то и рассказал Шолохову о подвиге и о Крючкове в подробностях. Думается, писатель отнёсся к герою с предубеждением: беляк, да к тому же – символ царской пропаганды времен войны. Пропаганда необходима во все времена – в особенности в годы войны.

А подвиг Крючкова не был фальсификацией! В самом начале войны в дозоре четыре казака приняли бой с 27-ю немецкими уланами. В результате только трое немцев спаслись бегством. Двоих казаки пленили, а остальных приняла земля.

Своего Георгия Козьма Фирсович Крючков заслужил храбростью и боевой сноровкой. Да, о подвиге раструбили – и правильно сделали. В начале войны именно такие известия вдохновляли новобранцев – тех, кому предстояло тянуть военную лямку. В годы Великой Отечественной Шолохов научится ценить и подобные подвиги, и пропагандистский заряд, который с ними связан.

Судьба товарищей Козьмы Крючкова – как сюжет из «Донских рассказов» или «Тихого Дона». Братья по оружию оказались по разные стороны линии фронта. Можно ли было избежать братоубийственного раскола? В «Тихом Доне» показаны противоречия, из которых неимоверно трудно выкарабкаться. В истории случайности не водятся.

Григорий Мелехов умел воевать, был смекалистым вожаком и терпеливым бойцом, Шолохов не преуменьшает его доблести. Но любимый герой писателя недоволен собой: «джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, очерствело, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости». Очень скоро он начинает отторгать войну – для него, как для Гамлета, мир раскололся. Быть может, это произошло, когда он встретился взглядом с австрийцев, которого зарубил.

Почему Первую мировую считали войной несправедливой? В России в начале ХХ века «промышленники и банкиры» рвались к власти. Пересматривались традиционные устои купеческого сословия. В прежние века купцы и помыслить не могли о политическом влиянии в масштабах империи: им бы с городничими справиться... А тут – в результате «развития капитализма в России» - они получили возможность открыто наживаться на войне, да ещё и влиять на правительство. Недолго просуществовала в России полуолигархическая система – и в войну она показала неустойчивость. Купеческое высокомерие дорого стоило России: жертвами оказались лучшие, в том числе и в казачьей среде.

Для них «Тихий Дон» звучит как реквием: «Многих недосчитывались казаков, - растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом... Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль. Ветер зализал следи ушедших, - время залижет и кровяную боль и память тех, кто не дождался, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы...».

Так было. Убитых не вернуть.

Но память всё-таки не умирает, это доказывает нынешнее внимание к судьбам героев и жертв Первой мировой войны.

Г.Р. Державин – гвардии поручик – посвятил измаильским героям такие строки:

А слава тех не умирает,

Кто за отечество умрет;

Она так в вечности сияет,

Как в море ночью лунный свет.

Это верно и по отношению к павшим на Первой мировой, к погибшим и изувеченным шолоховским казакам.

Специально для Столетия