Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  История испании. Католические короли (1496–1516) Дети и брачные альянсы

История испании. Католические короли (1496–1516) Дети и брачные альянсы

Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая большими доходами от морской торговли, королевская власть как Кастилии, так и Арагона в XIV-XV вв. повела решительное наступление на политические права крупных феодалов и лишила их значительной доли самостоятельности. К концу XV в. она отняла у крупных феодалов право чеканить монету, вести частные войны, конфисковала у них многие земли. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В 1479 г. Арагон,и. Кастилия объединились в единое государство под властью супружеской пары - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Это событие явилось одним из важных этапов в усилении королевской власти в Испании. В деле сокрушения могущества крупных феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой союз - «святую эрмандаду», которая организовала собственную милицию для борьбы с феодалами. Но, использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность самих городов. Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь, особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г.

Борясь со всякого рода антицерковными ересями, инквизиция тем самым преследовала всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. В Испании, по словам Маркса, «благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма». Первым возглавил испанскую инквизицию свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным.

Укрепив позиции внутри страны, испанские короли направили удар на Гранадский эмират - последнее владение арабов в Испании. После длительной осады в 1492 г. Гранада капитулировала. С ее падением весь Пиренейский полуостров, за исключением Португалии, оказался в руках испанских королей. Мавры сдали Гранаду при условии сохранения за ними и евреями собственности и свободы вероисповедания. Но эти обещания не соблюдались. Преследуемые мусульмане подняли ряд восстаний. Перед ними встала дилемма: либо креститься, либо покинуть Испанию. Значительная часть мусульман и евреев, живших на юге страны, переселилась в Африку. Таким образом из Испании ушла большая часть торгово-ремесленного населения, игравшая важную роль в экономическом развитии страны. Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры (мориски) подвергались постоянной травле со стороны церкви.

При Фердинанде и Изабелле в Испании устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, превратились в придворную аристократию. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах - в руках королевских чиновников (коррехидоров). Однако сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность Испании нашла свое отражение в крайней громоздкости и неслаженности аппарата управления.

В пиренейских государствах раньше, чем в других странах Западной Европы, появились сословно-представительные учреждения. Это объясняется высокой политической активностью привилегированных сословий и городов, вызванной реконкистой. В ходе освободительной борьбы возникли местные законы и обычаи, возросла политическая роль дворянства и горожан, приобрела привилегии знать. Королевская власть нуждалась в поддержке всех этих влиятельных сил и вынуждена была считаться с их правами и привилегиями. Нередко она оказывалась в полной зависимости от сословно-представительных учреждений.

Раньше всего возникли кортесы в Леоне, объединенном в одно королевство с Кастилией. Это произошло в 1188 г., в правление короля Альфонса IX, когда наряду со светскими и духовными феодалами в королевской курии стали заседать и представители городов. С 1250 г. начали регулярно собираться кортесы и в Кастилии. В Каталонии кортесы с участием представителей городов функционировали с 1218 г., в Арагоне - со второй половины XIII в. В это же время оформились кортесы в Португалии и Наварре. В состав кортесов обычно входили представители трех сословий - духовенства, дворянства и горожан. В Арагоне в кортесах были представлены четыре сословия - феодальная знать, дворяне, духовенство и представители некоторых городских муниципалитетов. В состав городской курии кастильских кортесов первое время входили и представители свободных крестьянских общин - бегетрий.

Кортесы обладали более широкими правами, чем сословно-представительные органы в других западноевропейских странах. Они имели не только финансовые функции, но участвовали в законодательстве и вмешивались в вопросы престолонаследия. Арагонские кортесы принимали присягу от короля в том, что он будет уважать обычаи (фуэрос) страны. Кастильские кортесы устанавливали бюджет королевского двора. Члены кортесов пользовались здесь «парламентской неприкосновенностью».

Два наиболее крупных государства Пиренейского полуострова - Кастилия и Арагон объединились в 1479 г. в единое Испанское королевство в результате династического брака Фердинанда Арагонского с Изабеллой Кастильской. Это объединение отвечало интересам кастильских и арагонских феодалов, так как предстояла общая борьба против арабов, удерживавших еще область Гранады. В то же время кастильское дворянство и города были заинтересованы во внешних рынках, которыми владел Арагон в бассейне Средиземноморья. Династическая уния оказалась прочной и привела к созданию единого государства, потому что население обоих королевств, несмотря на местные различия, составляло в основном уже единую этническую общность - испанскую народность.

К концу XV в. королевская власть в Испании значительно окрепла. Хотя каждое из королевств продолжало первое время сохранять свою автономию (отдельный король и отдельные кортесы), привилегии феодальной знати как в Кастилии, так и в Арагоне были нарушены. Ей было запрещено вести частные войны, чеканить монету. Земли мятежных феодалов были конфискованы в пользу короля. В борьбе со знатью королевская власть опиралась на города и их военную силу.

Католические короли (так называли Фердинанда и Изабеллу) подчинили церковь и использовали ее в качестве орудия абсолютизма. Фердинанд получил от папы магистерство над всеми духовно-рыцарскими орденами и конфисковал их богатые земельные владения. В 1480 г. в Испании была введена инквизиция, всецело служившая интересам государственной власти. Под ее неусыпным надзором находилось все население страны, но больше всего обращенные в христианство мавры и евреи. Суду инквизиции мог быть подвергнут по тайному доносу любой испанец, подозреваемый в инаковерии или инакомыслии. С помощью инквизиции подавлялась всякая политическая оппозиция.

Укрепив власть внутри страны, испанские короли начали войну против Гранадского эмирата. В 1492 г. после длительной осады Гранада пала и юг страны был присоединен к Испанскому королевству. Маврам обещали сохранить их вероисповедание, однако эти обещания были сразу же нарушены. Начались религиозные преследования мусульман и евреев, что вызывало восстания с их стороны. Многие покидали Испанию и переселялись в Африку. Это привело к хозяйственному упадку некогда цветущего юга страны.

В конце XV в. в Испании в основных чертах уже сложилась абсолютная монархия. Могущественная феодальная знать была усмирена и превратилась в придворную аристократию. Кортесы лишились прежнего влияния и созывались редко. Управление государством осуществлялось с помощью бюрократического аппарата. Однако в отличие от других абсолютистских западноевропейских государств Испания не превратилась в строго централизованное национальное государство. Сохранялась сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность.

Для укрепления порядка в стране Изабелла создала нечто вроде специальной полиции, поддерживаемой каждым городом или деревней. Она хотела очистить страну от захлестнувшей ее преступности, которая всегда растет в кризисных условиях. И она быстро добилась этого, но какой ценой! За малейшую кражу отрубали руку или казнили. И трупы оставались висеть на деревьях в назидание другим. Королева не упускала случая председательствовать на процессах то здесь, то там.

В это время королева Изабелла говорила, что для нее приятнее всего четыре вещи: воин на поле битвы, епископ в соборе, красивая дама в постели и вор на виселице.

Но все это она делала уже одна, так как Фердинанд в это время находился в Барселоне, где 19 января 1479 года скончался его отец - Хуан II Арагонский - и нужно было позаботиться о получении причитавшегося ему трона.

В том же 1479 году Фердинанд стал королем, а Изабелла - королевой Арагона. С этого момента обе короны объединились в двойную монархию.

Историк Кристиан Дюверже дает нам следующие пояснения: «Фердинанд… занял трон Арагона. Две короны соединились. Помимо собственно Арагона с центром в Сарагосе его Короне принадлежали Каталония - бывшее королевство Валенсия, Балеарские острова и Сицилия. Эти территории с миллионным населением присоединились к Кастилии, в которой в 1479 году проживало четыре миллиона человек, не считая жителей Наварры и Гранады. Новое образование на карте Европы, ставшее Испанией Фердинанда и Изабеллы, пока еще мало что представляло по сравнению с Францией с ее тринадцатью или четырнадцатью миллионами жителей. Но Испания могла соперничать с Северной Италией (5,5–6 миллионов человек), Англией (3 миллиона) или Нидерландами (2,5–3 миллиона). Германия того времени демографически была незначительнее Португалии (около одного миллиона жителей).

Но хотя на бумаге Испания 1479 года, ставшая плодом удачного брака, наследства и победы в гражданской войне, обрела свое существование, она все еще была скорее абстракцией, нежели реальностью. И в Арагоне, и в Кастилии сохранялось собственное внутреннее устройство, и в пределах этих „границ“ каждая провинция стремилась подчеркнуть свою самобытность. В Кастилии сосуществовали Галисия, Астурия, Страна Басков, Леон, Эстремадура, Андалусия, Кордова, Хаэн, Мурсия и Толедо, которые составляли вокруг Бургоса, столицы Старой Кастилии, весьма неустойчивое образование. В Арагоне дела обстояли не лучше: каталонцы ревностно культивировали свой партикуляризм, тогда как в Валенсии, отличавшейся сильной концентрацией морисков , витал дух мятежа. К этому надо еще добавить независимую позицию и военную силу дворян, засевших в своих поместьях, экономическую мощь духовно-рыцарских орденов, вольности, дарованные городам, университетские свободы и безнаказанность разбойников с большой дороги… Что же еще осталось от королевской власти?»

У М. В. Барро в очерке о Торквемаде читаем: «Два самых больших королевства Испании соединились, таким образом, в одно политическое целое, хотя первое время номинально».

Тем не менее оба королевства еще определенное время продолжали сохранять автономию.

Историк Жан Севиллья по этому поводу пишет: «Кастилия и Арагон сохранили свои институты власти, свои деньги и свои языки (кастильский потом возьмет верх), и их короны оставались раздельными до XVIII века. Личная уния Изабеллы и Фердинанда, однако, стала пусковым механизмом для образования Испании. Именно Католические короли - это название было им даровано папой Александром VI - дадут стране усиление государства, внутренний мир, усмирение дворянства и новое социальное равновесие. Это решающие вещи, без которых продолжение испанской истории не могло бы быть написано».

Таким образом, сам по себе брак между Изабеллой и Фердинандом еще не был рождением национального государства Испании. И все же именно с этих пор большая часть Пиренейского полуострова оказалась объединена в двойную монархию с двумя равноправными правителями (в 1474 году Изабелла и Фердинанд стали королевой и королем Кастилии, а с 1479 года - королевой и королем Арагона и Валенсии, а также соответственно графиней и графом Барселонскими).

В этой двойной монархии Кастилия была лидером: в ней проживало намного больше жителей, на Кастилию приходилось 65 процентов совместной территории, да и жила королевская чета почти исключительно в Кастилии (для управления арагонскими делами назначался вице-король или регент, а с 1494 года также особый совет при дворе).

Для укрепления порядка в стране Изабелла создала нечто вроде специальной полиции, поддерживаемой каждым городом или деревней. Она хотела очистить страну от захлестнувшей ее преступности, которая всегда растет в кризисных условиях. И она быстро добилась этого, но какой ценой! За малейшую кражу отрубали руку или казнили. И трупы оставались висеть на деревьях в назидание другим. Королева не упускала случая председательствовать на процессах то здесь, то там.

В это время королева Изабелла говорила, что для нее приятнее всего четыре вещи: воин на поле битвы, епископ в соборе, красивая дама в постели и вор на виселице.

Но все это она делала уже одна, так как Фердинанд в это время находился в Барселоне, где 19 января 1479 года скончался его отец - Хуан II Арагонский - и нужно было позаботиться о получении причитавшегося ему трона.

В том же 1479 году Фердинанд стал королем, а Изабелла - королевой Арагона. С этого момента обе короны объединились в двойную монархию.

Историк Кристиан Дюверже дает нам следующие пояснения: «Фердинанд… занял трон Арагона. Две короны соединились. Помимо собственно Арагона с центром в Сарагосе его Короне принадлежали Каталония - бывшее королевство Валенсия, Балеарские острова и Сицилия. Эти территории с миллионным населением присоединились к Кастилии, в которой в 1479 году проживало четыре миллиона человек, не считая жителей Наварры и Гранады. Новое образование на карте Европы, ставшее Испанией Фердинанда и Изабеллы, пока еще мало что представляло по сравнению с Францией с ее тринадцатью или четырнадцатью миллионами жителей. Но Испания могла соперничать с Северной Италией (5,5–6 миллионов человек), Англией (3 миллиона) или Нидерландами (2,5–3 миллиона). Германия того времени демографически была незначительнее Португалии (около одного миллиона жителей).

Но хотя на бумаге Испания 1479 года, ставшая плодом удачного брака, наследства и победы в гражданской войне, обрела свое существование, она все еще была скорее абстракцией, нежели реальностью. И в Арагоне, и в Кастилии сохранялось собственное внутреннее устройство, и в пределах этих „границ“ каждая провинция стремилась подчеркнуть свою самобытность. В Кастилии сосуществовали Галисия, Астурия, Страна Басков, Леон, Эстремадура, Андалусия, Кордова, Хаэн, Мурсия и Толедо, которые составляли вокруг Бургоса, столицы Старой Кастилии, весьма неустойчивое образование. В Арагоне дела обстояли не лучше: каталонцы ревностно культивировали свой партикуляризм, тогда как в Валенсии, отличавшейся сильной концентрацией морисков , витал дух мятежа. К этому надо еще добавить независимую позицию и военную силу дворян, засевших в своих поместьях, экономическую мощь духовно-рыцарских орденов, вольности, дарованные городам, университетские свободы и безнаказанность разбойников с большой дороги… Что же еще осталось от королевской власти?»

У М. В. Барро в очерке о Торквемаде читаем: «Два самых больших королевства Испании соединились, таким образом, в одно политическое целое, хотя первое время номинально».

Тем не менее оба королевства еще определенное время продолжали сохранять автономию.

Историк Жан Севиллья по этому поводу пишет: «Кастилия и Арагон сохранили свои институты власти, свои деньги и свои языки (кастильский потом возьмет верх), и их короны оставались раздельными до XVIII века. Личная уния Изабеллы и Фердинанда, однако, стала пусковым механизмом для образования Испании. Именно Католические короли - это название было им даровано папой Александром VI - дадут стране усиление государства, внутренний мир, усмирение дворянства и новое социальное равновесие. Это решающие вещи, без которых продолжение испанской истории не могло бы быть написано».

Таким образом, сам по себе брак между Изабеллой и Фердинандом еще не был рождением национального государства Испании. И все же именно с этих пор большая часть Пиренейского полуострова оказалась объединена в двойную монархию с двумя равноправными правителями (в 1474 году Изабелла и Фердинанд стали королевой и королем Кастилии, а с 1479 года - королевой и королем Арагона и Валенсии, а также соответственно графиней и графом Барселонскими).

В этой двойной монархии Кастилия была лидером: в ней проживало намного больше жителей, на Кастилию приходилось 65 процентов совместной территории, да и жила королевская чета почти исключительно в Кастилии (для управления арагонскими делами назначался вице-король или регент, а с 1494 года также особый совет при дворе).

Мориски (исп. moriscos) - так называли принявших крещение мавров.

Обострение классовой борьбы

Королевская власть и кортесы

Во всех королевствах Пиренейского полуострова в XII-XIII вв. складываются сословные монархии. Королевская власть была ограничена собраниями представителей сословий - кортесами. Сословия в них заседали по отдельности. В кастильских кортесах было три палаты: духовенства, дворянства и городов. До начала XV в. представители городов иногда заседали вместе с представителями крестьянских общин. Это было особенностью кастильских кортесов. Особенностью арагонских кортесов было то, что мелкое и среднее дворянство заседало отдельно от крупных феодалов. Там кортесы состояли из четырех палат: высшей знати, мелкого и среднего дворянства, духовенства и городов. Кортесы были также в Португалии, Каталонии и Валенсии. Они ограничивали действия монархической власти, вотировали налоги, решали спорные вопросы престолонаследия, оказывали влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

К. Маркс отмечал, что при формировании королевств Пиренейского полуострова существовали благоприятные условия для ограничения королевской власти: «С одной стороны, в течение длительной борьбы с арабами небольшие части территории были в разное время отвоеваны и превращены в особые королевства. В ходе этой борьбы возникали народные законы и обычаи. Постепенные завоевания, совершавшиеся главным образом дворянством, чрезвычайно усиливали его могущество, в то же время ослабляя власть короля. С другой стороны, населенные пункты и города внутри страны при­обрели крупное значение, ибо жители вынуждены были селиться вместе в укрепленных местах и искать там защиты.от непрерывных вторжений мавров; в то же время положение Испании как полуострова и постоянные сношения с Провансом и Италией способствовали образованию первоклассных торговых приморских городов на побережье. Уже в XIV столетии представители городов составляли самую могущественную часть кортесов, в состав которых входили также представители духовенства и дворянства».

Развитие товарно-денежных отношений в государствах Испании повлекло за собой усиление эксплуатации феодально зависимого крестьянства. Свободное крестьянство также в большой степени ощущало на себе власть сеньоров. Развитие овцеводства в Кастилии имело следствием в XIV-XV вв. массовое превращение крестьянских земель в пастбища. Все это обостряло в кастильской деревне классовую борьбу, которая осложнялась конфликтами между феодалами и городами и борьбой самих феодалов за власть.

Особенную известность получило восстание «эрмандиносов» (братьев) в Кастилии, подавленное правительством в 1437 г. Крестьянские восстания происходили в XIV-XV вв. на Балеарских островах, где к крестьянам присоединялась угнетаемая купечеством городская беднота.


Ареной особенно упорных и массовых крестьянских движений в течение нескольких десятилетий XV в. была Каталония, где, как отмечалось, положение крестьянства было особенно тяжелым. Движение среди каталонских крепостных возникло в начале XV в. Крестьяне требовали отмены личной зависимости и «дурных обычаев». В 1462-1472 г. на севере Каталонии вспыхнула настоящая крестьянская война. К восставшим крепостным примкнули и свободные крестьяне, малоземельные и безземельные, требовавшие передела земли. Восстание приняло довольно организованный характер: его участники были разделены на военные отряды, среди них собирались взносы на военные надобности. Во главе восставших стал бедный идальго Вернтальят. Арагонский король Хуан II, враждовавший с каталонской знатью и городами, использовал восстание в своих целях. При помощи Вернтальята и его крестьянской армии Хуан II утвердил свою власть над Каталонией. Вернтальят получил за это богатые земельные владения и титул виконта, а крестьян успокоили некоторыми ничтожными уступками, которые, впрочем, были скоро отменены кортесами.

В 1484 г. в Каталонии началось новое мощное восстание под руководством крестьянина Педро Хуана Салы. Действия правительственных войск против восставших были неудачны, так как солдаты неохотно выступали против крестьян. Захват в плен и казнь Салы не остановили движения. В 1486 г. правительству пришлось пойти на соглашение с восставшими и отменить личную зависимость крестьян в Каталонии, что было зафиксировано в «Гвадалупской сентенции». «Дурные обычаи» отменялись, но почти все за большой выкуп. Крестьяне стали лично свободными и могли уходить с земли со своим движимым имуществом, но их наделы по-прежнему оставались в собственности сеньоров и за них взималась феодальная рента. Полностью были сохранены поборы в пользу церкви.

Таким образом, крестьянские войны в Испании XV в. в отличие от подавляющего большинства крестьянских восстаний средневековья достигли хотя бы частичного успеха. Обострение классовой борьбы ускорило процесс централизации государства.

Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая большими доходами от морской торговли, королевская власть как Кастилии, так и Арагона в XIV-XV вв. повела решительное наступление на политические права крупных феодалов и лишила их значительной доли самостоятельности. К концу XV в. она отняла у крупных феодалов право чеканить монету, вести частные войны, конфисковала у них многие земли. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В 1479 г. Арагон,и. Кастилия объединились в единое государство под властью супружеской пары - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Это событие явилось одним из важных этапов в усилении королевской власти в Испании. В деле сокрушения могущества крупных феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой союз - «святую эрмандаду», которая организовала собственную милицию для борьбы с феодалами. Но, использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность самих городов. Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь, особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г.

Борясь со всякого рода антицерковными ересями, инквизиция тем самым преследовала всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. В Испании, по словам Маркса, «благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма». Первым возглавил испанскую инквизицию свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным.

Укрепив позиции внутри страны, испанские короли направили удар на Гранадский эмират - последнее владение арабов в Испании. После длительной осады в 1492 г. Гранада капитулировала. С ее падением весь Пиренейский полуостров, за исключением Португалии, оказался в руках испанских королей. Мавры сдали Гранаду при условии сохранения за ними и евреями собственности и свободы вероисповедания. Но эти обещания не соблюдались. Преследуемые мусульмане подняли ряд восстаний. Перед ними встала дилемма: либо креститься, либо покинуть Испанию. Значительная часть мусульман и евреев, живших на юге страны, переселилась в Африку. Таким образом из Испании ушла большая часть торгово-ремесленного населения, игравшая важную роль в экономическом развитии страны. Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры (мориски) подвергались постоянной травле со стороны церкви.

При Фердинанде и Изабелле в Испании устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, превратились в придворную аристократию. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах - в руках королевских чиновников (коррехидоров). Однако сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность Испании нашла свое отражение в крайней громоздкости и неслаженности аппарата управления.