Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Организация творческого процесса: трижды эффективный копирайтер. Теоретические аспекты технологии и организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе Не бойтесь «убивать» идеи

Организация творческого процесса: трижды эффективный копирайтер. Теоретические аспекты технологии и организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе Не бойтесь «убивать» идеи

Цирк является одним из самых демократичных культурных институтов, ориентированных на организацию семейного отдыха с детьми. Это место демонстрации безграничных возможностей человека, его физической красоты, смелости и отваги.

Цирковое искусство по сравнению с иными видами искусства отличается интегрированностью жанров, постоянной работой на их стыке, что позволяет аккумулировать достижения многих смежных видов искусства. Ни один другой вид искусства не представляет в единой программе номера столь различного жанрового происхождения, смысловой нагрузки и стилистики подачи.

На современном этапе российский цирк, долгие годы занимавший лидирующие позиции на мировой арене, сталкивается в своей творческой деятельности с рядом трудностей.

К числу основных проблем, связанных с творческим развитием цирков, относятся:

отсутствие новых направлений циркового искусства, качественно новых программ, соответствующих запросам современных зрителей;

снижение художественного уровня цирковых представлений;

наличие диспропорций в структуре циркового репертуара, постепенное исчезновение популярных у зрителей жанров (клоунады и др.).

Основным направлением дальнейшего творческого развития российской цирковой системы должно стать создание качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий. Это комплексные шоу, основанные на цирковых номерах разных жанров, сведенных с учетом единой композиции, стилистики и смысловой нагрузки. Подобные цирковые программы обеспечиваются современным световым и музыкальным сопровождением, спецэффектами.

Одним из важных направлений развития современного циркового искусства должны стать сюжетно-тематические спектакли на основе специально созданных драматургических произведений. Такие постановки не всегда имеют успех у массового зрителя. Однако наличие в цирке права на эксперимент является чрезвычайно важным для развития циркового искусства в целом.

Номера с животными как одна из отличительных особенностей отечественного циркового искусства должны оставаться значимым элементом цирковых программ. При этом современные мировые тенденции развития взаимоотношений человека и животного предполагают применение в цирке только методов гуманной дрессуры. Цирковые трюки в номерах с животными должны быть основаны на игре, зрелищном показе красоты животного.

Эффективным инструментом повышения художественного уровня цирковых представлений является сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей, особенно международных. Необходимо проведение планомерной работы по подготовке номеров для участия в престижных международных конкурсах и фестивалях с последующим их показом на цирковых площадках страны.

Повышение художественного уровня цирковых представлений требует иного качества организации творческо-постановочной работы и, в частности, принципиально нового уровня деятельности Центра циркового искусства, являющегося сегодня составной частью Российской государственной цирковой компании. Более активно нужно привлекать режиссеров и других специалистов из смежных видов искусств и при необходимости из-за рубежа, использовать возможности создания совместных с ведущими зарубежными цирками программ.

Расширение жанрового разнообразия циркового репертуара, устранение существующих диспропорций потребует в том числе целенаправленной государственной поддержки цирковой драматургии.

Принятие решений о создании новых цирковых программ, аттракционов и номеров должно основываться на результатах открытого конкурсного рассмотрения творческих заявок с учетом современных тенденций развития цирка, результатов социологических опросов публики, необходимости расширения жанрового разнообразия циркового предложения.

При этом государственную поддержку должны получать в первую очередь технологически сложные экспериментальные программы, затраты на которые не смогут быть компенсированы доходами от их проката.

За время многолетней работы отечественного цирка был выработан конвейерный принцип использования цирковых номеров и программ. Лежащее в основе конвейера объединение творческого состава под единым управлением сыграло важную положительную роль в развитии циркового искусства в нашей стране и к концу XX века стало все шире распространяться в мировом цирковом пространстве.

Вместе с тем существующие сегодня механизмы организации циркового конвейера отрицательно сказываются на художественном уровне цирковых программ, становятся тормозом творческого и экономического развития цирковой системы России.

Серьезные сложности в работе циркового конвейера вызваны социально-экономическими изменениями конца 80-х - начала 90-х годов. В этот период количество стационарных цирков страны уменьшилось на 35 единиц, а число артистов осталось неизменным. Несмотря на меры, принимаемые для оптимизации численности и структуры циркового конвейера, эта работа еще далека от своего завершения. Имеющийся творческий состав используется недостаточно эффективно. Ежегодно значительное количество номеров находятся в вынужденном простое, внушительные средства тратятся на бесконечные и нецелесообразные переезды артистов из одного конца страны в другой.

Данные отраслевой статистики свидетельствуют, что за 1996 - 2009 годы число цирковых представлений сократилось с 11669 до 7832 (в 1,49 раза), а количество посетивших их зрителей - с 11,5 млн. человек до 7 млн. человек (в 1,64 раза). Указанные данные не учитывают деятельность частных цирков, совместные и обменные гастроли. В этой связи необходимо совершенствование существующих и создание новых форм статистической отчетности, содержащих сведения о деятельности цирков.

Тем не менее приведенные данные отражают общую тенденцию снижения показателей деятельности российских цирков. Именно поэтому необходимо постепенное изменение системы распространения циркового продукта с использованием рыночных механизмов и с учетом затрат на создание цирковых программ, спроса на них и других факторов. При этом должны активно применяться современные методы и инструменты менеджмента и маркетинга. Внедрение таких инструментов обеспечит модернизацию конвейерного принципа, позволяющего определить срок эксплуатации номеров и программ, исходя из соображений спроса и экономической целесообразности.

Так как решение сложных технических проблем и создание наиболее значимых, основанных на новых принципах и имеющих многоотраслевой характер изобретений, требует привлечения ученых и специалистов различных областей знаний, то основные принципы организации творческого процесса (ТП) рассмотрим применительно к творческому коллективу. При этом коллективное творчество не исключает, а, наоборот, предполагает проявление творческой индивидуальности каждого члена коллектива.

Научная организация ТП должна основываться на учете социальных, экономических и психологических факторов, на реальных оценках творческого потенциала коллектива, научных и технических достижений. Основными предпосылками эффективности ТП являются: правильное формирование творческого коллектива, информационное обеспечение ТП, создание благоприятных для творчества условий и стимулирование творческой деятельности.

Творческие коллективы (ТК) могут быть весьма разнообразными по численности и организационной структуре: ТК предприятия или организации, отдельного подразделения или группы в рамках конкретного подразделения, так называемые «первичные творческие коллективы». Ограничимся принципа­ми формирования первичного ТК, который может быть постоянным, укомплектованным в соответствии со штабным расписанием и «неформальным», созданным специально для решения какой-либо задачи. Независимо от того, является ли коллектив штатным или неформальным его организационная структура должна быть достаточно мобильной и гибкой, способной обеспечивать оперативное реагирование на специфику решаемых проблем. К основным научным, проверенным практикой принципам правильной органи­заций ТК , относятся:

- гетерогенность - соответствие неоднородного по своему составу коллектива характеру поставленных перед ним задач;

- совместимость членов ТК (различают интеллектуальность, психологическую и морально- этическую совместимость);

- соответствие - совпадение должностной иерархии с фактической расстановкой авторитетов в коллективе;

- перманентность формирования коллектива (обновляемость). Обновление способствует предупреждению застойных явлений, тенденций, самоуспокоенности, эгоцентризма «звездной болезни». Перманентное взыскание коллектива не означает его увеличения, а лишь замену одних членов другими;

- взаимозаменяемость характеризует надежность работы коллек­тива за счет подмены одного сотрудника другим. Хотя эта под­мена, как правило, не является эквивалентной, но на какой-то ограниченный период времени коллектив не теряет своей работоспособности;

- творческое равенство предполагает, что значимость и истинность идеи оценивается независимо от того, как и при каких обстоятельствах она высказана;

- рациональность внутренней организации, которая проявляется в opганическом сочетании «ролевых» функций, выполняемых членами и руководителем коллектива.

Известно, что в коллективах люди по-разному проявляют себя. Один из сотрудников более известен как «генератор идей», и постепенно коллектив закрепляет за ним эту роль. Другой выступает в роли «критика», третий отличается организаторскими способностями, четвертый выполняет коммуникационные функции и т.д. Рассмотреть эти индивидуальные качества, соз­дать благоприятные условия для их проявления, использовать их как компаненты коллективного разума, коллективного труда должен руководитель, который управляет ТК.

Управлять - это значит предвидеть, организовывать, координировать, контролировать. К основным функциям руководителя относятся: выбор цели, составление организацион­ного плана, подбор и расстановка кадров, принятие решений, создание и поддержание в коллективе творческой обстановки.

Руководителю противопоказано частое выполнение ролей «критика» и «исполнителя». Коллектив работает более эффективно в том случае, если руководитель занят в основном генерированием идей и организацией деятельности коллектива. Немаловажна для руково­дителя и роль «коммуникатора», который осуществляет связь коллектива с другими организациями и подразделениями. На твор­ческой работе от руководителя прежде всего ожидают умение вдохновлять, побуждать других к творчеству. Эта черта руководителя является одной из наиболее важных. Активное участие руководителя в работе коллектива заключается в том, чтобы не упускать ни одной возможности вызвать у сотрудников реакции, благоприятствующие творческой работе. Обеспечение «эмоционального комфорта» является необходимым условием успешной работы ТК.

Однако правильно сформировать творчески коллектив - это только создать предпосылку для его успешной работы. Одним из непременных условий эффективности творческого процесса является информационное обеспечение его участников, которое в настоящее время осуществляется в основном на базе комплексных патентных исследований. Немаловажную роль в творческом процессе играют и такие специфические информационные фонды, как фонд эвристических приемов и методов активизации творческого мышления и поиска новых технических решений, фонд физических эффектов и явлений и др. Кроме того, до начала работы над проблемой полезно создать подборки методической и нормативно-технической документации (стандарты, нормали, технические условия, справочники и т.п.). Но мало создать информационные фонды, надо еще и обеспечить их активное исполь­зование. Важную роль при этом играет четкая и рационально организованная информационная связь между отдельными членами коллектива.

Каналов связи должно быть столько, чтобы потоки стимули­рующей информации двигались в разных направлениях. Однонаправ­ленность потоков резко тормозит инициативу тех, кто поставлен выполнять роль «приемников» (стоков) информации. Односторон­няя связь «сверху-вниз» приводит и неудовлетворенности тех, кто находится на низших ступенях. Члены коллектива, занимающие более высокое служебное положение, обычно располагают большим количеством каналов связи, оказывают большее влияние на содержание информации, что обеспечивает им большие творческие возможности. В связи с этим, кроме правильной организации информационных потоков, у каждого члена творческого коллектива необходимо выработать мотивационную основу, целенаправленность и заинтере­сованность в решении поставленной задачи. Этому способствуют различные меры стимулирования творческого процесса, включающие моральное и материальное стимулирование.

Главными моральными мерами стимулирования являются: гласность результатов, оказание большего доверия, поручение более сложных задач, участие в научных конференциях, симпозиумах и т.п., приоритетность в социально-культурных поощрениях и др. Меры материального стимулирования достаточно очевидны, чтобы на них не останавливаться специально.

Таким образом, рассмотрение некоторых аспектов организа­ции творческого процесса дает возможность констатировать сложность и комплексность проблем, которые необходимо при этом решать. Залогом успешного решения этих проблем является социальная и политическая основа нашего общества, политика Президента, Государственной Думы и правительства, направлен­ная на развитие творческой инициативы каждого российского гражданина.

В заключение отметим, что рассмотренные в данной теме вопросы, связанные с основами инновационной деятельности и включающие основные понятия технического творчества, а также знакомство с наиболее распространенными в настоящее время приемами и методами активизации инновацион­ной деятельности (творческого мышления и поиска новых техни­ческих решений) следует рассматривать как исходную информацию, раскрывающую основные направления для дальнейшего более глубокого изучения данных вопросов.

1 .Итальянское студио образовано от латинского студио , что означает "усердно работаю, занимаюсь, изучаю". Слово первоначально обозначало специально оборудованное помещение, мастерскую художника - мастера, где рядом с ним трудились его ученики. В студии молодежь участвует в совместном творческом процессе под руководством авторитетного мастера, постепенно приобретая все большую самостоятельность. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца. "Студия" означает также группу молодых художников, артистов, объединенных общими взглядами на искусство. Часто эти взгляды, идеи бывают новыми для своего времени, альтернативными по отношению к принятым в обществе эстетическим идеалам. В этом случае студия обеспечивает общение единомышленников, ее деятельность направлена на предъявление новой художественной концепции обществу. В древности примерами студии можно считать воспитание шаманов, жрецов, разного рода врачевателеи и многих других искусных людей, которые могли и умели делать нечто такое, что недоступно абсолютному большинству населения. Такая практика возникает вокруг выдающихся мастеров своего дела - художников, ученых, конструкторов. Врачей и т.д. Первым широко известным примером студии можно считать существовавшие в античном мире специальные философские школы, посвященные Музам, и поэтому называвшиеся Мусейонами. Это, прежде всего, платоновская Академия и аристотелевский Ликей, являющийся одновременно учеными коллегиями и религиозными союзами, научными учреждениями и местами отправления культа Муз, богинь - покровительниц искусств и наук. Стержнем воспитания являлся особый (сократовский) метод, предполагавший высокую степень терпимости, духовных суверенитет и свободу выбора. В настоящее время слово студия используется в основном для обозначения сугубо творческого предприятия (киностудия, музыкальная студия и т.д.). В ней работает творческий коллектив, который сочетает в своей деятельности учебные, экспериментальные и производственные задачи. Это, как правило, коллектив единомышленников. Связанных определенным мировоззрением, единством идейно-художественных принципов, Студия имеет значение самостоятельного учебного заведения по подготовке профессионалов (живописцев, скульпторов, музыкантов и т.д.).

Детскую студию в системе дополнительного образования можно понимать как вид детского объединения (нормативное понимание); форму детско-взрослого сообщества (организационно-педагогический взгляд); модель социального воспитания (социально-педагогический вариант понимания). Студия как модель социального воспитания в УДОД может рассматриваться с различных сторон:

Как специфическая среда, располагающая к творчеству (вызывающая творчество) всех субъектов, участвующих в жизни студии, среда, отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Эвристическая среда

Специфическая студийная (творческая) деятельность - поиск новых путей и средств творческой выразительности;

Процесс творчества и творческого развития, отражающегося и на среде и на человеке;

Место присутствия (нахождения) человека, где смысл бытия состоит в процессе творческого общения, созидания, освоения деятельности; авторская позиция (позиция творца-созидателя);

Изменение субъективной сущности человека - творческое

саморазвитие, процесс самодвижения, самостановления, главным фактором возникновения которых является внутренняя творческая активность (студия может рассматриваться как средство развития творческого потенциала, способностей воспитанника, передача сложных видов деятельности);

Порождение культурного образа - влияние творчески развитого субъекта на среду жизнедеятельности, гибкое опосредованное вмешательство, организация процесса средствами и способами творчества.

Воспитательные функции студийных объединений в УДОД могут быть разделены на три уровня (высший, средний и базовый). Высший уровень достигается воспитанниками, длительное время участвовавшими в жизни детской студии и предполагает:

Ориентацию школьника на общечеловеческие, экзистенциальные ценности (человеческая жизнь, свобода, красота, гармония, истина, познание и т.д.);

Идентификацию с той или иной группой творческой интеллигенции (ученые, актеры, журналисты и т.д.), восприятие творчества как смысла жизни, выражение творческой позиции, авторского отношения, идентификацию себя как творца;

Развитие общих способностей. Определяющих успехи человека в различных сферах деятельности;

Обретение индивидуальности, где начальным моментов является признание одного из людей. Учителя, непохожим на всех остальных; отталкиваясь от индивидуальности наставника. Воспитанник обретает собственную индивидуальность. .

Средний уровень воспитательной функции предполагает:

Организацию социального опыта совместной творческой

деятельности. Демонстрация результатов творческого процесса, совместной реализации проектов;

Систематическое обучение способам решения творческих задач. В ходе совместной или индивидуальной деятельности, приводящей к формированию специфического проектного мышления;

Развитие критического мышления - освоение способов

конструирования и реализации ценностного отношения к себе и миру, самостоятельной осмысленной позиции, развитие рефлексивности;

Оформление относительно адекватного представления о своих возможностях в различных видах творческой деятельности.

В связи с чрезмерной погруженностью воспитанника студийных объединений в деятельность могут возникать трудности в общении со сверстниками. Поэтому нужна индивидуальная педагогическая помощь. Направленная на стимулирование взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности. Оптимизацию воспитанника в формальных и неформальных группах.

На базовом уровне - при включении школьника в деятельность студийного объединения - существенное влияние оказывает степень выраженности у него способностей.

В УДОД имеются четыре разновидности студии, связанные с четырмя областями человеческой деятельности: наука, искусство, политика, техника. Можно сказать, что каждая разновидность отражает какую-либо социальную организацию.

Структура социальных ролей в студии следующая: педагог-руководитель творческого проекта. Воспитанник - творец - исполнитель. Отсюда правила и нормы отношения руководителя и подчиненного, заинтересованных в продукте деятельности. В.И.Козловский особо подчеркивал требования к личности педагога-руководителя студии -необходимый синтез профессионализма в данном виде творчества, творческой неповторимости и высокой духовности. Характеристика отношений педагога и ребенка в условиях студии (по Г.Б.Корнетову): ".. .отношения педагог-ребенок базируются на установке. Согласно которой наставник лучше знает, что нужно питомцу, чем сам воспитанник, и организует его движение (развитие) к определенным им целям воспитания. Воспитатель стремиться сконструировать такую модель педагогического процесса, которая позволяет не предъявлять ученику педагогическую цель в явном виде, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно руководящую позицию ведущего в ходе воспитания ребенка. Педагог стремиться к созданию у ребенка ощущения самостоятельности, ответственности за то, что происходит с ним, организация воспитательного процесса со стороны педагога не ощущается им ".Важной можно признать такую черту студии как, идеализация учеником учителя и его дела; именно через идеализацию определенной деятельности и люди приобретают сверхценность. Идеализация делает их источником и ядром организации данного твида воспитания (по В.В.Марцкевичу). Как отмечает И.П.Иванов, прогрессивные воспитательные отношения могут существовать в трех формах - наставничество, или разумная (целесообразная) опека, дружеское общение и творческое сотрудничество. Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений в таком случае будет творческое сотрудничество педагогов и воспитанников.

Одним из важных признаков студийного воспитания является общение с профессионалами - представителями данного вида творчества, благодаря чему происходит оформление у школьников собственных взглядов. Организация учебно - воспитательного процесса в студии строится на педагогически обоснованном выборе студией учебных планов, программ, форм, методов, средств обучения и воспитания:

Задача воспитания детей реализуется в совместной деятельности педагоге, учащихся и родителей;

Воспитательный процесс сочетает в себе индивидуальный подход с коллективной творческой деятельностью, имеющую личностную и общественную значимость;

Ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий определяется расписанием студии. Домашние задания даются с учетом педагогических требований, психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка

Детские студии могут быть ориентированы на разный возраст и организация учебно - воспитательного процесса должна с строится с учетом возрастных особенностей воспитанников, но существуют и общие закономерности: На первом этапе выявляется степень творческой одаренности детей как психофизическая предпосылка для последующего обучения и воспитания. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательно-педагогическом процессе педагоги используют игровую технологию, включающую в себя многообразие форм проведения занятий: уроки-сказки, уроки-спектакли, сюжетно-ролевые игры.

На втором этапе педагоги студии осуществляют психологическую настройку на творчество. Этот процесс включает в себя: мотивационную установку, положительное эмоциональное восприятие, актуализацию имеющегося опыта учащегося.Учебный материал на данном этапе увеличивается в объеме и усложняется по содержанию. На третьем этапе происходит реализация собственной продуктивной деятельности воспитанника. В этот период педагоги и воспитанники уже определились в направлении развития каждого ребенка. Дальнейшая работа будет означать опережающее становление его авторской деятельности в какой-либо сфере. Его раннюю продуктивную деятельность, т.е. ускоренный переход от репродуктивной деятельности к самостоятельной созидающей роли.


Похожая информация.


Прежде чем рассматривать конкретную организацию процесса выработки и принятия коллективных решений, познакомимся с его общими предпосылками, к которым прежде всего нужно отнести состав и характер группы.

Что касается первого обстоятельства, принято считать, что наилучшей работоспособностью обладает коллектив, образованный из пяти человек, в котором решения принимаются наиболее оперативно; кроме того, он является наименее конфликтным. В то же время крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы вследствие того, что его участники обладают гораздо большим совокупным опытом, знаниями и квалификацией.

Однако по мере роста группы становится более сложно координировать ее работу, что снижает согласованность действий ее членов; это обстоятельство особенно негативно сказывается в тех случаях, когда рассматриваемая проблема не имеет четкого и однозначного решения. Кроме того, с увеличением числа членов группы вклад каждого в результаты ее деятельности сокращается, поскольку начинают развиваться процессы “социального безделия” и “диффузии ответственности”, появления противоречащих друг другу “статусных групп”. Все это неминуемо сказывается на внутригрупповых отношениях, а следовательно на результативности работы. В зависимости от характера памяти и типа мышления английский ученый Р. Гибсон дал следующую классификацию людей, которые могут быть в той или иной степени участниками процесса коллективной выработки управленческих решений.

Прометеи - творчески мыслящие личности, в свою очередь подразделяющиеся на несколько категорий: одни генерируют идеи в общем виде; другие их подхватывают, полностью перерабатывают и делают пригодными для использования; третьи переносят из одной сферы приложения в другую. В целом, как считается, таких людей не более 6%, но лишь у половины способности проявляются активно.

Эрудиты - сами творить уже не в состоянии, но, обладая глубокими и всесторонними знаниями, хорошей памятью, являются первыми оппонентами и тактическими противниками “прометеев”; эрудитов среди рассматриваемой нами категории людей около 25%, среди которых примерно треть относится к активным, а две трети - к пассивным. Систематизаторы фактов - их роль состоит в первичной обработке потока информации и разделении ее на более мелкие ”рукава”;этих людей в целом около 20%, из которых также примерно лишь треть принадлежит к категории активных. Собиратели и регистраторы фактов, мастера описания; они необходимы для осуществления другими творческого процесса как пассивные накопители и хранители информации. Рядовые труженики, работающие над решением проблем с помощью шаблонов и готовых методик. Они выполняют большей частью такие действия, как переписка материала, первичные расчеты.

Таким образом, число творчески мыслящих личностей и активных эрудитов не превышает 15%, остальные 85% по сути являются ремесленниками, ждущими указаний и способными выполнять лишь вспомогательную работу, без которой, однако, невозможно обойтись.

Российский психолог Э. Старобинский приводит следующие характеристики творческой личности: открытость ума; отсутствие конформизма; напористость, склонность к самоутверждению; стремление работать по своему расписанию; способность к длительной, напряженной работе; желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, всего необычайного; склонность к решению запутанных, двусмысленных проблем; преимущественный интерес к неизвестному; терпимость к ситуации неопределенности; потребность в новых, необычных впечатлениях; потребность в свободе; склонность к юмору; уровень интеллекта выше среднего.

В США, например, 10% управленцев являются докторами наук, 25% обладают степенью магистра, а еще 25% - двумя университетскими дипломами.

А теперь познакомимся с организацией процесса коллективного решения управленческих проблем и его конкретными разновидностями. При этом необходимо иметь в виду, что любое коллективное творчество основывается в конечном итоге на индивидуальном мыслительном процессе. Таким образом, при подборе и первичной обработке новой информации участники процесса выступают в роли “изолянтов” и лишь затем совместно оценивают предлагаемые друг другом идем, мнения, гипотезы и выбирают из них лучшие, которые могут быть внедрены в практику.

Для принятия решений, особенно перспективных, носящих стратегический характер, необходимы прогнозы. Для прогнозирования часто применяетсяметод Дельфи:

Суть метода сводится к тому, что эксперты независимо друг от друга составляют прогнозы, впоследствии суммирующиеся, обобщающиеся в единый вариант, который передается им как основа дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию. Те, кто имеет особое мнение, существенно отличающееся от нее, обосновывают свои взгляды в письменном виде, и после их всестороннего обсуждения принимается окончательное решение.

Чрезвычайно широкое распространение в настоящее время получилметод мозговой атаки, с помощью которого, как показывает практика, за полтора часа можно выдвинуть до 100 оригинальных идей. Здесь для успеха работы необходимо соблюдать ряд условий:

ограниченность числа участников (не более 10 человек); близкий социальный статус (чтобы не “давило” различие в нем); слабое знакомство с сутью обсуждаемой проблемы для большинства (иначе не будет оригинальных подходов к ее решению); комфортная обстановка для работы, позволяющая расслабиться и погрузиться в нее полностью; фиксация всех высказанных предложений; пассивная роль руководителя, выполняющего исключительно председательские функции.

Процедура мозговой атаки выглядит следующим образом: руководитель в своем выступлении (до 15 мин.) вводит в курс правил работы, рассказывает в общих чертах о сути проблемы, ее причинах и пользе, которую может принести найденное решение, а затем предлагает высказываться остальным. Изложенные идеи либо передаются впоследствии специалистам (классический вариант), либо оцениваются самими участниками. Возможна и “мозговая атака наоборот”, когда происходит поиск слабых мест и критика предлагаемых к обсуждению вариантов и уже на этой основе формулировка собственного.

В основе мозговой атаки лежит идея, что для активизации человека нужно поместить в необычные условия (в данном случае в ситуацию игры), ничем не напоминающие обычные совещания, вырвав из рутинной обстановки. Этот метод весьма плодотворен, и его элементы присутствуют в той или иной форме во многих других.

Когда дело не очень спешное, можно применятьметод целевых обсуждений.

Суть метода целевых обсуждений состоит в открытой дискуссии под руководством ведущего, который направляет ее либо на выработку новых идей, либо на оценку существующих и поиск в них слабых мест. В то же время сами предлагаемые идеи могут быть предварительно сформулированы на основе мозговой атаки.

Если вместо отдельных разрозненных идей к обсуждению предлагается целостная концепция, в общих чертах раскрывающая одну из них, речь идет о так называемомметоде инцидента.

Выслушав изложенную ведущим концепцию, участники высказывают свои суждения по поводу нее, уточняют некоторые связанные с ней вопросы; это помогает лучше понять суть проблемы и быстрее найти способы ее решения.

Новые идеи могут вырабатываться с помощьюметода вопросника, в основе которого - список вопросов, составляемый в произвольной форме и имеющий в той или иной степени касательство К сути рассматриваемой проблемы. В качестве универсальных вопросов в данном случае могут использоваться следующие:

можно ли найти для предлагаемой идеи иной способ использования, если в ней что-то изменить;

можно ли идею адаптировать, сделать лучше;

можно ли идею модифицировать (какие элементы и как?);

можно ли что-то увеличить или уменьшить (что и как?);

можно ли что-то заменить (чем и как?);

можно ли что-то перекомпоновать или скомбинировать (что и как?); поменять все местами.

Стимулирование активности участников во многом обеспечивается применением метода“огонь по руководителю”.

Суть этого метода состоит в том, что руководитель формулирует концепцию таким образом, что она противоречит общему мнению группы, чем пытается вызвать бурную дискуссию, позволяющую существенно прояснить ситуацию. Очень многие методы коллективного решения проблем основываются на анализе и осмысливании сделанных записей, их дополнении, развитии и т.п. Так,метод свободных ассоциаций заключается в том, что руководителем пишется на бумаге слово или фраза, имеющие отношение к проблеме, а каждый из участников дополняет сделанную запись своими; так возникает мыслительная цепочка, раскрывающая поставленную проблему с различных сторон.

Анализу ситуации во многом помогает оценка и ранжирование ее в целом и отдельных элементов, осуществляемые с помощью творческой группы. Так, в рамкахметода сравнительных оценок каждый из участников выставляет последние (от 1 до 5 баллов) таким параметрам, как роль и важность ситуации. Затем определяется средняя оценка, а участники, разбившись на две группы (одна с оценками ниже средней; другая - выше средней) пытаются доказать друг другу свою правоту. В условиях методарасставления элементов проблемы по их значимости участники ранжируют их по таким критериям как важность, последовательность, продолжительность решения и т.п. Все предложения записываются на доске и обсуждаются в форме конференции.

Весьма эффективным может бытькруговой метод, предполагающий, что группа из 12-15 человек делится на несколько подгрупп в 3-4 человека, и работа начинается в них. Каждый из участников выписывает на специальной карточке 2-3 идеи, связанные с решением данной проблемы, и затем пускает ее “по кругу”, в процессе чего эти идеи дополняются и развиваются. Затем на основе изучения из них выбираются лучшие, с которыми подгруппа выходит на общий “турнир”. Здесь все предложения сводятся в единый список, содержание которого выносится на голосование (каждый имеет по 5 голосов). Процедура голосования может повторяться несколько раз, с тем чтобы отобрать предложения, отвечающие заданному критерию.

Немало общего с предыдущим имеет способпоименного выдвижения предложений, суть которого сводится к следующему: ведущий ставит перед участниками группы проблему, и через 5-10 минут каждый заносит свои предложения по ее решению на карточку. Карточки пускаются по кругу, и все выставляют этим предложениям соответствующие балльные оценки, после чего без труда выбираются решения, набравшие наибольшее число голосов.

Собравшись вместе, группа из 6 человек проводит 5 раундов мозговой атаки на бумаге (продолжительность первого 5 мин.; второго - 6 мин. и т.д.), выписывая на карточке по 3 варианта решений и передавая их по кругу для оценки. Таким образом, суммарно можно сделать 108 предложений. Ряд методов коллективного творчества применяется не столько для поиска решений, сколько для анализа самих проблем. Прежде всего, здесь можно выделитьметод разложения по частям. Последний предполагает составление перечня основных характеристик проблемы; предлагаемый список всесторонне обсуждается и при необходимости характеристики рассматриваются на предмет их улучшения.

Достаточно сложным представляется метод, связанный с анализом проблемы, называемыйметаплан. Группе 15-20 человек дается задание проанализировать проблему, обычно связанную с расходованием ресурсов. Их потери и резервы выписываются на отдельные карточки, которые впоследствии объединяются в группы в зависимости от сроков, в течение которых резервы могут быть задействованы, а потери - устранены. Отдельным подгруппам дается задание определить причины потерь, пути их устранения и возможности использования резервов, на основе чего и происходит их классификация по срокам. Группа знакомится с полученной информацией, определяет, какие из потерь и резервов являются наиболее существенными и ставит соответствующие цели, которые затем включаются в планы работы фирмы.

Анализ проблем может осуществляться коллективом на основе метода матричного структурирования.

Метод предполагает составление матрицы, столбцы которой образуют обсуждаемые варианты, а строки - их атрибуты (что? где? когда? каким образом? и т.п.). Предварительно эти атрибуты изучаются с разных точек зрения и устанавливаются связи между ними, что в конечном итоге служит основой принятия решения.

Ряд методов заслуживает того, чтобы их отметили, ввиду их оригинальности. К ним, в частности, принадлежит метод “за -против”. Группа, состоящая из 15-20 человек, определяет возможные решения поставленной проблемы и в схематизированном виде представляет их на суд специального жюри. На его заседании каждый вариант обвиняют и каждый защищают по 2 человека, доводы которых фиксируются на специальном табло. На втором этапе они меняются ролями, что позволяет выявить дополнительные доводы “за” и “против”. На третьем этапе все эти доводы обсуждаются жюри (сначала по группам, а затем - совместно), которое с их помощью совершенствует варианты и выбирает лучший из них. На выдвижении нереальных в данное время и в данном виде идей основываетсяметод утопических игр.

Из предлагаемых идей выбираются рациональные зерна с учетом их перспективности. Для выработки этих идей создается специальная группа, состоящая из 4-5 человек, которая в течение 20 минут готовит, а затем излагает жюри свои прогнозы желаемого и нежелаемого будущего и возможные варианты действий в этих условиях.

С помощьюметода принудительных взаимосвязей формируются инновационные решения, о которых мы уже говорили выше, а с помощью методалатерального (бокового) мышления рассматриваются все возможности, выходящие за пределы данной области решений (здесь сходство с методом утопических игр). Наконец, нельзя не упомянуть ометоде коллективного блокнота (в равной мере можно говорить и об индивидуальном блокноте).

Группа получает блокнот с изложением сути проблемы и ежедневно в течение месяца заносит туда идеи, относящиеся к ее решению, которые затем коллективно обсуждаются (но каждый может получить и индивидуальный блокнот). В заключение рассмотрим некоторые пути повышения эффективности коллективного творчества, его важнейшие условия. Последние можно разделить на общие, организационные и персональные.

К общим условиям относятся четкие цели, оптимальный ритм и напряженность творческого процесса, отсутствие в коллективе внутренних конфликтов, резко снижающих активность участников, а также их своевременное материальное и моральное стимулирование.

Организационные условия более специфичны. Здесь можно выделить ряд определяющих моментов, среди которых:

оптимизация числа участников;

правильное ведение заседания группы (стимулирование активности высказывания предложений с тем, чтобы их число было максимальным, путем исключения предварительных оценок, предоставление первого слова наименее знающим и опытным, недопущение обезлички людей и результатов, обеспечение деловитости обсуждения и т.п.);

независимость участников друг от друга и от руководителя;

создание параллельной творческой группы. Нужно иметь в виду, что при обсуждении далеко не все могут сопротивляться давлению общего мнения, поэтому в отдельных случаях целесообразно обеспечить анонимность высказывания мнений.

Наконец, эффективность работы группы во многом зависит от умелости, характера и настроя самогоруководителя, его педагогических способностей, внимания к людям, учета их психологии, традиций фирмы и коллектива, а также его собственного отношения к творчеству. С этой точки зрения психологи выделяют пять типов руководителей.

Демократ - в первую очередь заботится об эмоциональной стороне дела и межличностных отношениях, не придавая значения уровню интеллектуальности членов группы; решения, принимаемые последней, будут при таких условиях неоптимальными; Диктатор - на первое место ставит профессиональную подготовку участников процесса, в результате чего решения оказываются хотя и правильными, но “без полета”, а поэтому также неоптимальньми; Пессимист - считает, что работа в одиночку лучше, а поэтому применяет метод формально, что отражается на качестве решений. Организатор - дает возможность проявить каждому свои индивидуальные способности даже в ущерб другим; подготовленные под его руководством решения также не являются оптимальными. Манипулятор - примиряет позиции и гасит конфликты; сочетает в себе черты предыдущих типов, что позволяет наиболее успешно справляться с поставленными задачами. В зависимости от психологических особенностей руководителя и участников процесса, принимаемые решения могут быть самыми различными по характеру: уравновешенными (их выдвигают люди, трезво проанализировавшие ситуацию, критически ее оценившие, а поэтому быстро нашедшие правильный путь); импульсивными (выдвижение идей резко преобладает над их проверкой и уточнением, а поэтому сами решения принимаются в спешке, оказываются непродуманными, скоропалительными); инертными (являются результатом осторожного поиска, при котором идеи выдвигаются в общем виде, медленно проверяются и много раз перепроверяются, а поэтому сам процесс оказывается растянутым); осторожными (характеризуются особой тщательностью оценок, стремлением избежать ошибки и достичь результата; здесь, в сущности, решения реализуются дважды - сначала в форме прикидки, а затем - корректировки).

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите признаки управленческой команды.

2. Что такое кружок качества?

3. Как организуется процесс коллективного творчества.


С древних времен художественное творчество было синкретичным, слитным с разными сферами и формами жизни народа. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Художественно-творческий процесс в настоящее время - одно из направлений всеобщего развития человечества, который отражает динамику художественного восприятия действительности, а также специфику его на каждой ступени культурно-исторического процесса. По наблюдению учителя музыки В.В. Александровой, метод художественно-творческого процесса - универсальный и общий для искусства метод.

Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способности к индивидуальному восприятию и творческой интерпретации.

По мнению А.С. Каргина, художественно-творческий процесс неразрывно связан с педагогическим (учебно-воспитательным) процессом, который реализуется благодаря вовлечению в художественно-творческую и социально-культурную деятельность.

Осуществляется рассматриваемая деятельность в условиях коллектива во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений, то есть занятиях творчеством.

Творчество - это процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальной интерпретации уже существующего материала. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение. Творческая деятельность при этом определяется как осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т. п., способствующие дальнейшему развитию культуры. Стоит отметить, как утверждает Л.Д. Ивлева, для организации этих процессов, необходимо применение соответствующих технологий.

Технология - упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат. Любая технология обладает средствами, формами, методами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников художественно-творческого процесса для достижения планированных результатов.

Рассмотрим отдельно каждую составляющую художественно-творческого процесса по классификации Е.И. Григорьевой.

Средства:

  • - устные (живое слово и сценическая речь);
  • - печатные (художественная и политическая литература, журналы);
  • - наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии);
  • - технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео);
  • - психолого-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища);
  • - искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, хоровое, театральное).

Все средства взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, исходя из его возрастной категории.

  • 1. Массовые - аукционы, фестивали, театрализованные представления, олимпиады, праздники.
  • 2. Групповые - диспуты, кружки, круглые столы, любительские объединения и клубы по интересам, конференции.
  • 3. Индивидуальные - беседы, занятость в секциях, консультации, занятия в кружках, интерактивные и компьютерные игры, консультации.

Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное. Применительно к самодеятельному коллективу стоит отметить такие формы как репетиции (как групповые, так и индивидуальные), концерт (массовая).

  • - Учебно-познавательной, самообразовательной деятельности (работа с литературными источниками, материалами прессы);
  • - Формирования общественного сознания личности (убеждение, внушение, пример);
  • - Включения в социально-культурную деятельность и формирование общественного поведения (практическое задание, вовлеченность в деятельность, соревнование, педагогическое требование, индивидуальное поручение);
  • - Стимулирования социально-культурной активности (моральное, материальное, общественное порицание);
  • - Социологических исследования (опрос, интервью, наблюдение, изучение документов, тестирование, эксперимент);

Для наиболее полной характеристики методов следует обратиться к классификации Ю.К. Бабанского. К составной части метода стимулирования добавляется создание ситуаций успеха, разъяснение немаловажным является применение метода контроля и самоконтроля за эффективностью художественно-творческой деятельности (устный, письменный, самоконтроль).

Активно используется в самодеятельных коллективах метод импровизации - проявление своих исполнительских умений вне зависимости от уровня их технической сформированности, показ возможностей своего воображения, фантазии.

Руководитель призван обеспечить определенную целями, конкретными условиями и возможностями каждого объединения работу. Анализируя профессиональную деятельность руководителя самодеятельного художественного коллектива, следует признать, что она является одной из наиболее сложных, комплексных.

Смирнова выделяет функции руководителя самодеятельного коллектива:

  • - исполнительно-организационная - организация конкретной деятельности (подготовка спектакля, дискуссии, осуществление поисковой работы), включает распределение работы и поручений, контроль за их выполнением и руководство деятельностью;
  • - воспитательная - использование интереса участников и самого процесса, характера деятельности для достижения педагогических результатов;
  • - планирование - целенаправленные усилий руководителя и всех участников;
  • - учебно-педагогическая - профессиональная подготовки участников к избранному виду деятельности;
  • - психологического руководства - руководство межличностными отношениями в группе, умение обеспечить хорошее настроение участников, предупреждать и разрешать внутренние конфликты, постигать и учитывать в деятельности индивидуальные особенности каждого участника. Целесообразно считать данную классификацию приемлемой и в настоящее время, с той особенностью, что воспитательная функция руководителя направлена в условиях современности на формирование нравственности, уверенности в себе, механизмов межличностного взаимодействия, иными словами гуманистических качеств личности.

Каргин рассматривает основной функцией - интерпретацию - грамотную, художественно оправданную передачу произведения. Разумно добавить к ней стимулирование - побуждение к художественно-творческой деятельности, а также создание ситуации успеха участника в коллективе, с другой стороны, можно отнести их к составляющей функции педагогического руководства.

Следовательно, нельзя не отметить, что участие в художественной самодеятельности - специфическая форма взаимодействия личности и искусства. Непосредственность вовлечения в художественную деятельность своеобразно сказывается на всей структуре отношений «человек - искусство», а затем и на отношениях «человек - окружающее». Формы, методы и средства культурной деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.