Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Отрицание в структуре простого предложения. Все случаи постановки тире. Повторение

Отрицание в структуре простого предложения. Все случаи постановки тире. Повторение

Трудности выбора падежной формы управляемого слова. Синонимия словосочетаний с предложным и беспредложным управлением. Выбор падежа прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Грамматические словари, регламентирующие нормы с управлением.

Управление – такой вид подчинительной связи, когда главное слово требует от зависимого строго определенной падежной формы. При управлении между двумя словами устанавливается смысловое отношение; однако особенность управления заключается в том, что за каждым смысловым отношением при данном главном слове закреплена строго определенная форма зависимого слова. Эта особенность вызвана к жизни тем, что глагол может иметь при себе несколько существительных, вступающих с ним в разные смысловые отношения: управление дает возможность дифференцировать эти отношения. Возьмём для примера глагол выменять. Его значение позволяет ему присоединять существительные, обозначающие: 1) отданный предмет; 2) предмет, полученный взамен; 3) лицо, организовавшее обмен; 4) лицо, согласившееся на обмен. Выражение одного из этих 4х значений берет на себя подлежащее, три остальных достаются зависимым существительным – дополнениям. Ясно, что если бы у любого зависимого от глагола существительного могла быть только одна форма, то мы не смогли бы различить, какое из них выражает значение (2), а какое – (1) или (4). Управление же позволяет нам без труда отличить отданный предмет от предмета, полученного взамен, т.к. мы знаем, что первый обозначается формой Вин.падежа без предлога, а второй – формой Вин.падежа с предлогом НА; значение (4) выражается формой Род.Падежа с предлогом У.

Выбор падежа управляемого существительного бывает затруднен в тех случаях, когда нам кажутся возможными 2 формы. Как правило, основной является одна из них, вторая же имеет либо разговорно-просторечный, либо профессиональный, либо устаревший характер. Примеры с управляемыми существительными:

Бояться матери (род.п) бояться мать (разг.)

Слушаться сестры (род.п) слушаться сестру (разг.)

Одолжить карандаш (вин.п) одолжить карандаша (разг.)

Судно типа крейсера (род.п) судно типа крейсер (проф.)

Во всех затруднительных случаях следует обращаться в толковым словарям русского языка, а также к словарям сочетаемости, к словарю-справочнику Д.Э. Розенталя «Управление в русском языке», к словарям трудностей русского языка.

Многие слова допускают двоякое управление зависимыми существительными, но допустимые варианты при этом различаются оттенками значения.

Падеж прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием.

Как известно, основная форма прямого дополнения – винительный падеж без предлога: прочитать книгу, предложить решение. При добавлении отрицания, однако, становится возможной и форма родительного падежа: не прочитать книгу/книги, не предложить решение/решения. Форма родительного падежа усиливает отрицание, подчеркивает его, тогда как винительный падеж, скорее, его ослабляет. Однако есть случаи, когда выбор формы прямого дополнения при глаголе с отрицанием зависит не только от категоричности отрицания, но и от других факторов.


Родительный падеж предпочтительнее в следующих случаях:

1) При наличии в предложении частицы ни или отрицательного местоимения (наречия) с приставкой ни- : не слыхал ни одного рассказа об этой истории; до нас ни кто не посещал этой пещеры ;

2) При глаголах восприятиях, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т.п.): но слов моих ты слышать не хотел; я не ожидал такого поворота дел;

3) При глаголах обладания (иметь, получать, доставать, приобретать и т.д.): весь семестр не получала стипендии , не достал билетов на концерт;

4) При выражении дополнения существительным с абстрактным значением: не дает оснований ; не теряйте надежды ; не скрывала радости ; не делать уступок ; местоимением, заменяющим такое существительное: даже этого сделать не можете; неужели вы этого не понимаете?; в устойчивых выражениях – не только с абстрактным, но и с конкретным существительным: не испытывает желания , не питает надежды , не принимает участия , не дает покоя (покою), своего локтя не укусишь;

5) При причастиях или деепричастиях: не получив ответа , не выяснив всех причин ;

6) В безличных предложениях с главным членов – неопределенной формой глагола: Окон никому не открывать; Не видать вам отличных оценок .

В следующих случая предпочтительнее винительный падеж:

1) При указании на конкретный объект (не какой-нибудь, а именно этот предмет), в том числе, соответсвенно, когда речь идет о конкретном человеке или географическом пункте: не передвинули шкаф ; предчвствия не обманули Марью Александровну ;

2) В побудительных предложениях (сказуемое в форме повелительного наклонения): не смеши народ ;

3) При двойном отрицании: нельзя не похвалить этот спектакль ;

4) При совпадении падежных омонимичных форм – во избежание неясности: не читал сегодня газету (имеется в виду конкретная газета, а форма Р.п. ед.ч. газеты могла бы восприниматься и как форма В.п. мн.ч., при этом изменился бы смысл).

Винительный падеж обязателен в тех случаях, когда отрицание относиться не к глаголу-сказуемому, а к другому слову: не вполне уяснил задачу.

Ошибки часто допускаются и в таких конструкциях, где управляемое слово оказывается в двойной зависимости: Я приветствую и восхищаюсь…(этой артисткой или эту артистку ?). Выбор правильной падежной формы невозможен, т.к. 1ый глагол требует винительного падежа, а 2ой – творительного. Правило гласит: если 2 глагола-сказуемых имеют общее дополнение, то это должны быть глаголы управляющие одним и тем же падежом (например: Я вспоминаю и перечитываю эту книгу очень часто ). В случаях, когда подобрать глаголы, имеющие одинаковое управление, невозможно, следует избегать общего дополнения: Я приветствую эту артистку и восхищаюсь ею.

Также управление различают беспредложное (видеть картину) и предложное (смотреть НА катину). Обычно предложные конструкции, в которых отношения между словами выражаются не только падежным окончанием, но и предлогом, имеют более конкретный характер, связь между словами уточняется. Так, сопоставляя сочетания лицо у девушки – лицо девушки, отмечаем в первом из них более четкое выражение принадлежности и связь со сказуемым в контексте предложения.

Такое же различие в смысловых оттенках (более конкретное значение предложных конструкций) находим в приводимых ниже парах: интересный всем – интересный для всех, нужный многим – нужный для многих, полезный детям – полезный для детей, понятный каждому – понятный для каждого, приятный друзьям – приятный для друзей, чуждые нам взгляды – чуждые для нас взгляды (во всех этих сочетаниях предлог для подчеркивает связь с лицом – косвенным объектом).

В сочетаниях типа вернуться поездом – вернуться на поезде, ехать трамваем – ехать на трамвае предложные конструкции характеризуются большей степенью сочетаемости с названиями средств механического транспорта; ср. обычное приехал на машине при неупотребительности «приехал машиной».
В других случаях выявляется дополнительное смысловое различие. Так, сочетания идти по полю, идти по лесу обозначают движение в отдельных местах названного пространства, а синонимические сочетания идти полем, идти лесом указывают на непрерывность линейного движения. Ср.: Мы шли по полю, по лесу. – Туда мы шли полем, оттуда лесом.

Предложная конструкция позволяет устранить двузначность в конструкциях типа письмо матери (чье письмо? или письмо к кому?): в значении «письмо, адресованное матери» следует употреблять сочетание письмо к матери. При кажущейся синонимичности конструкций равноправны друг другу – равноправны друг с другом правильной является только вторая (ср.: женщины равноправны с мужчинами). В других случаях различие между беспредложными и предложными конструкциями имеет стилистический характер.

При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательном значении (ряд, большинство, меньшинство, часть ) в сочетании с существительным во множественном числе и Родительном падеже, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

При существительных лет, месяцев, дней, часов

При словах много, мало, немного, немало , сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе.

При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в Именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами. Например, «Герой нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым; «Отцы и дети» написаны И.С.Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить родовое наименование; следует говорить так: Роман «Отцы и дети» написал И.С.Тургеневым.

При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами; кафе-столовая отремонтирована.

При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставится в форме мужского рода, а в разговорном – чаще в женском роде: Ректор университета регулярно выступал(а) перед сотрудниками.

Согласование с такими существительными определений в женском роде (Наша референт…) носит разговорный характер.

При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогла составить директору отчет.

При подлежащем, выраженном неизменной частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э» часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах.

При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях типа кто (никто, некто) сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии? Некто в черной шляпе заглянул в кабинет.

При местоимении типа что (ничто, нечто) сказуемое в прошедшем временит ставится в форме единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах или названии определенного рода (мужского или женского): «Что случилось? – Что-то (чашка или блюдце) упало с полки.

Если подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в единственном числе. В платяном шкафу висело и валялось старье.

При переходных глаголах, которые употреблены с отрицанием не, (не вскрывайте письмо , не читайте телеграмму), (не обращайте внимания, не бойтесь угроз ).

не выдвинул никаки х аргументов ); не Собрание не приняло предложения председательствующего.

Собрание не могло принять такое решение .

II. Трудные случаи именного и глагольного управления.

Варианты форм управления в русском языке есть при переходных глаголах.

Возможен выбор падежа (родительного или винительного) прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Не читал письма (-о). Винительный падеж предпочтительнее в следующих случаях:

Если дополнением является имя собственное;

При инверсии дополнения, т.е. когда дополнение стоит перед глаголом;

При двойном отрицании;

При повелительной форме глагола.

При предложном управлении трудности вызывает выбор падежа, а также выбор предлога при управляемом слове.

Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» управляют дательным падежом (благодаря врачам).

Предлог «по» в значении «после» управляет предложным падежом (по приезде из командировки).

2. Нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание (книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа). Для исправления этой ошибки нужно заменить некоторые из этих падежных форм на придаточные предложения, причастные обороты, отглагольные сущ., на инфинитив и т.д. Нужно также избегать одинаковых падежных форм с одинаковыми предлогами.

3. При переходных глаголах , которые употреблены с отрицанием не, прямое дополнение может выражаться не только винительным падежом, но и родительным. В винительном падеже чаще употребляются существительные, обозначающие конкретные предметы (не вскрывайте письмо , не читайте телеграмму), а в родительном - существительные, обозначающие отвлеченные понятия (не обращайте внимания, не бойтесь угроз ).

Однако в некоторых случаях употребляется только тот или другой падеж. Так, родительный падеж используется в случае: 1) если отрицание не уси- ливается при помощи отрицательных местоимений типа никакой, никто, ничто (При решении этого вопроса председательствующий не выдвинул никаки х аргументов ); 2) если в роли сказуемого выступает глагол с частицей не , сочетающийся с отвлеченным существительным: Собрание не приняло предложения председательствующего.

Только винительный падеж употребляется, если отрицание не стоит перед личной формой глагола, потом следует инфинитив и затем прямое дополнение: Собрание не могло принять такое решение .

4. Употребление деепричастных оборотов.

Действие, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, относится к подлежащему (Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню). Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом).

Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив (садясь за стол, нужно вымыть руки).

Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а(-я) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, мочь, вязать, петь и др.

Ошибки, возникающие при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов:

1. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (или предметам). (Накурившись, между солдатами завязался разговор).

2. Употребление деепричастия в безличном предложении, где есть логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива. (Слушая эту музыку, мне представляется картина урагана).

3. Употребление деепричастия в предложении, представляющим собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия не совпадает пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. (Убежав из дома, мальчик был найден родителями).

ОТРИЦАНИЕ
КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Собственно отрицательные предложения этого типа в формах прош. и буд. вр. вступают в соотношения с предложениями типа Есть куда пойти , Есть с кем посоветоваться (см. § ), которые в исходной форме отрицания не принимают, а в других формах принимают факультативное отрицание: Было (не было ) куда пойти ; Будет (не будет ) с кем посоветоваться . По сравнению с собственно отрицательными предложениями такие формы менее употребительны: Наверно , по этой или еще по какой причине в нем начала расти досада , даже злость , хотя злиться вроде и не было на кого (Бык.;/злиться было не на кого ); Гибли от голода и от мороза , от того , что не было где согреться , перевести дух (М. Александров;/негде было согреться ); Остались те , у кого не было на чем ехать (И. Шамякин; /у кого не на чем было ехать ).

§  . Частица ни входит в структуру собственно отрицательных предложений: Ни души ; Ни одного человека ; Ни единого облака ; Ни малейшей надежды (см. § ). В эти предложения часто входят существительные с уменьшительными суффиксами, обладающие значением единичности (Ни огонька ; Ни облачка ; Ни звездочки ), и с суф. -инка (а ), обозначающие малую частицу: Ни сединки ; Ни кровинки ; Ни пылинки ; Ни соринки . Здесь отрицается наличие даже одного из элементов того или иного множества или даже самой малой части чего-то целого. При этом отрицается наличие не конкретного единичного предмета, а вообще подобных предметов: в предложениях На небе ни звездочки , Сегодня ни облачка сообщается об отсутствии (в данный момент) звезд или облаков; аналогично: Ни копейки (о полном отсутствии денег); Ни минуты (о полном отсутствии времени); Ни сединки (о полном отсутствии седины); Ни малейшей надежды (о полном отсутствии надежды).

Такие предложения вступают в соотношения с собственно отрицательными предложениями с нет : Ни минутки - Нет ни минутки ; Ни облачка - Нет ни облачка ; Ни малейшей надежды - Нет ни малейшей надежды . Семантические структуры таких предложений совпадают.

§  . Местоимения никто , ничто и местоименное прилагательное никакой в форме род. п. входят в элементарную грамматическую основу таких собственно отрицательных предложений, как Ничего нового ; Родных - никого ; Никаких проблем (см. § ); местоимения несут здесь значение полного отрицания.

Эти предложения, как и предложения с частицей ни , вступают в соотношения с собственно отрицательными предложениями со словом нет : Ничего интересного - Нет ничего интересного ; Никаких проблем - Нет никаких проблем .

СЛОВО нет
КАК ЭКВИВАЛЕНТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§ 2650. Отрицательное слово нет как эквивалент предложения или его главного члена функционирует в диалоге или в составе противительной конструкции.

В диалогической речи нет употребляется в ответных репликах; вопрос при этом может или заключать в себе отрицание или не заключать его. Если вопрос не содержит в себе отрицания, то слово нет в ответе является отрицающим: - Имеете ли вы с кем из своих переписку ? - Нет (Шолох.). Ответ при этом часто повторяет как отрицание соответствующую часть вопроса: Знал ли Филипп Петрович , что угроза гибели уже нависла над ним ? Нет , он не знал и не мог знать этого (Фад.); - Вы ученый историк ? - Нет , - сказал ... его собеседник , - нет , я не ученый историк (Тих.); Разве Ирочка страдала оттого , что жила в давно не крашенной , не очень светлой комнате ? Нет , не страдала (Погод.). Ответ может включать и то, что противопоставляется отрицаемому: - Ты вчера - был в театре ? - Нет , в цирке ; - Женаты вы ? Нет , холост ; Следует ли распечатывать сундук с книгами ? Нет , его надо отправить прямо в Рим (А. Виноградов); [Панова :] Страшно под снарядами ? [Любовь :] Нет , весело (Трен.).

Если первая реплика содержит отрицание, то возможны два типа ответов с нет . а) Слово нет служит для подтверждения отрицающего (негативного) ответа: - Вы не читали эту книгу ? - Нет , не читал ; - Командующий не отдавал приказания о несдаче трофейного оружия ? - Нет , - сказал Климович (Симон.); - Любушка , ты меня не разлюбила за эти три месяца ? - Нет (Кетл.). Здесь также возможно повторение соответствующей части вопроса: - А во владение имениями не вступили ? - спросил Бабурин . - Нет , не вступил , - отвечал я (Тург.); - Что , тебе не жалко что ли , что я еду ? - Нет , не жалко (Симон.). б) Слово нет служит для отрицания негативного ответа; для выражения несогласия, возражения: - Вы не читали эту книгу ? - Нет , читал . В этом случае вслед за нет обязательно следует утверждение: - Так как же , вы больше и не видали дедушку ? - спросила Анна Андреевна . - Нет , когда мамаша стала выздоравливать , тогда я встретила опять дедушку (Дост.); Ты можешь ответить , что мертвых Завидуешь сам ты судьбе , Что мертвые сраму не имут , - Нет , имут , скажу я тебе (Симон.); - Наташа , ты не понимаешь ... - Нет , я все понимаю , все ! (Тендр.).

§  . В составе противительной конструкции слово нет концентрирует в себе все содержание отрицания, противопоставляемого утверждению: На улице шум , а здесь нет ; Тебе весело , а мне нет ; Отец дома , а мать нет ; Многим все вообще эпитафии кажутся смешными , но мне нет , особенно когда вспомню о том , что под ними покоится (Лерм.); Я человек вольный , странник из города Тифлиза , говорит Ашик -Кериб ; хочу пойду , хочу нет (Лерм.); Ты считаешь Вронского аристократом , но я нет (Л. Толст.); - Что же , Митя , девушки вас любят ? - Какие любят , а какие и нет (Шолох.); На работе со всем поспеваю , а дома - нет (Кетл.).

В построениях с разделительным союзом слово нет может выступать в роли эквивалента второй части конструкции: Жива ли , нет ли , бог ее ведает (Пушк.); Верно или нет я рассуждаю , Настасья Ефимовна ? (Ю. Лаптев).

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ОТРИЦАНИЕ

§  . Большинство предложений может употребляться с отрицанием и без отрицания. Так, в предложении Брат не работает в воскресенье отрицание введено в состав предложения, но сопоставление его с предложением Брат работает в воскресенье показывает, что минимальная структурная основа у них одна и та же и что отрицание не является элементом этой основы; аналогично: Отец учитель - Отец не учитель ; Здесь холодно - Здесь не холодно ; Брат дома - Брат не дома . Функцию факультативного отрицания выполняет частица не , выступающая в препозиции к тем членам предложения, которые отрицаются.

В двукомпонентных предложениях отрицание возможно при любом из главных членов. Однако оно обычно употребляется перед сказуемым, а в не подлежащно-сказуемост-ных предложениях - перед глаголом или предикативом. В отличие от собственно отрицательных предложений при этом отрицается только предикативный признак: Отец уже не работает ; Ее брат не врач ; Его лучшая картина еще не написана ; Письмо не из Москвы ; Директор не у себя ; Главное - не ошибиться ; Ложь - это не ново ; Дозвониться - не проблема ; Обучать способных детей не трудно ; Не надо печалиться ; Не хочется разговаривать ; Времени не хватает ; Серьезности не прибавилось .

Отрицание возможно также перед инфинитивом или перед именным компонентом (которые при этом в предложении часто являются ремой): Здравствуй , племя Младое , незнакомое ! Не я Увижу твой могучий поздний возраст (Пушк.); Однажды случилось мне целый месяц не брать пистолета (Пушк.); Впрочем , я с вами говорить не буду : в этой сцене не вы главное действующее лицо (Тург.); Нам , Женя , надо не терять друг друга из виду (Шолох.); Но ехать туда лучше с ночи , днем можно и не проехать (Симон.); Нужно не обращать внимания на ее девичье лукавство (Ант.); Что и говорить , за столом экзаменационной аудитории сидел не ангел (газ.).

Среди однокомпонентных пред-ложений свободно принимают отрицание предложения спрягаемо-глагольного и наречного классов: Литвинов взялся за книгу , но ему не читалось (Тург.); Пигасову в жизни не повезло (Тург.); Их не преследовали . По ним не стреляли вслед (Шолох.); Может быть , мы погибнем , мне не страшно . Да , мне совсем не страшно (Фад.); Ему не спалось . Не жилось . Не читалось (Симон.); А он шел и плакал . И ему было не стыдно (Шукш.).

В инфинитивные предложения отрицание может вносить значение запрещения: Не входит !; Не разговаривать !; Усталой рысцой пробегает офицер , покрикивает : - Не отставать ! (Тендр.); До окончания бурана с вышки никуда не выходить , ты отвечаешь за людей (газ.).

В предложениях именного класса отрицание связано с выражением опасения, нежелательности (см. § ): Лишь бы не телеграмма !; Только бы не он !; Хоть бы не грипп !; Вспоминаю о войне : Если б не война ! (Яшин); Вот если бы только не этот второй конвоир (Ю. Слепухин).

Для именных предложений с отрицанием характерна детерминация: Я жить хочу , и пить , и есть , Хочу тепла и света , И дела нету мне , что здесь у вас зима , не лето (Твард.); - На войне он бы под трибунал пошел - вот куда , сказал Цаплин . - Сейчас не война , - ответил Федя (И. Зверев); - Отставить , Воронихин , здесь не библиотека , - сердито сказал Пастухов (Чак.); И не бегите так . Мне уже не двадцать лет (Чак.). Без детерминантов употребление таких предложений обычно обусловлено контекстом: А вы не шутите . Шутить не время . Не первый май (Ант.); Что она нарядилась так ? Не праздник !; Почему ты без пальто идешь ? Не лето !; Ну , что она плачет ? Послужит два годика и вернется . Не война (разг. речь).

§  . В распространенном предложении факультативное отрицание может находиться при любом распространяющем члене (который при этом часто служит ремой): Он читал не газету ; Они ходили не в театр ; Они занимаются в библиотеке не нашего района ; Не из -за них шум ; Не у нее грипп ; Не часто встречаются такие люди ; Надежда не застать его дома обратилась в прах (Чех.); Обида только укрепляла Синцова в решении не возвращаться в редакцию без хорошего боевого материала (Симон.); Начинаю читать не учебники (Шкл.); Многое зависит не от меня (А. Виноградов); Но Микеланджело писал не книги (Г. Бояджиев); Я не целиком им поверил (Н. Михайлов); Не однажды жителей хутора Южного выселяли в тыл (Овечк.); Не всегда вина за плохие проекты лежит на одних только проектировщиках (газ.).

Отрицание, стоящее перед группой словоформ, может относиться ко всей этой группе в целом. На такую отнесенность указывает контекст или противопоставление: Смотрела она на нас смело , в упор , словно мы были не новые для нее люди , а животные зоологического сада (Чех.); Около дивана стояла девочка с косичками и радостными глазами смотрела на Потапова , но не на его лицо , а на золотые нашивки на рукаве (Пауст.); Мы не вспоминаем в эту минуту всех книг , которые мы прочли , всех истин , которые нам сказали , мы вспоминаем не всю землю , а только клочок земли , не всех людей , а женщину на вокзале (Симон.). В этих предложениях отрицание относится ко всей группе словоформ: не - новые для нее люди , не - на его лицо , не - всю землю , не - всех людей .

На отнесенность отрицания к одной отдельной словоформе указывает противопоставление именно этой словоформе: Начальник Борисовского гарнизона , по слухам , находился где -то на Минском шоссе , но не по эту сторону Борисова , а по ту (Симон.); Судя по всему , война шла сегодня на русской , а не на немецкой земле (Чак.); В Италии не одна политическая партия и не две , а около десятка (газ.).

Для того, чтобы подчеркнуть, что отрицание относится только к определенной словоформе (или группе словоформ), частица не ставится между предлогом и следующей за ним формой. Так, в предложении Давай , Костя , выпьем . За нашу молодость . И еще за не нашу молодость (Д. Павлова) противопоставляются словоформы с отрицанием и без отрицания: за нашу молодость и за не нашу молодость . Противопоставления в таком предложении может и не быть, но постановка отрицания между предлогом и присоединяемым им именем уже свидетельствует об отнесенности отрицания только к слову или словам, определяющим это имя: Через годы и горы идут люди к не всегда видимому будущему (Шкл.); Слова о не задержавшихся в батальонах комбатах не испортили ему настроения (Симон.); Но не так -то легко отмахнуться от не дающих покоя мыслей (Н. Почивалин).

§  . Отрицание, стоящее в начале предложения, может относиться или только к словоформе, которая за ним непосредственно следует, или к предложению в целом. Так, предложение Не поезд гудит может означать как Не поезд - гудит , так и Не - поезд гудит . В первом случае отрицается не действие, а то, что это действие производит поезд ((гудит не поезд, а что-то другое)); аналогично: Не телефон звонит , а будильник . В этих случаях позиция отрицательной частицы при любом порядке слов - всегда перед отрицаемой словоформой: Не поезд гудит ; Гудит не поезд ; Не телефон звонит ; Звонит не телефон . Во втором случае (Не - поезд гудит ) отрицание относится ко всему предложению, которому может быть противопоставлено другое предложение: Не поезд гудит , а гром гремит ; Не ветер бушует над бором , Не с гор побежали ручьи , Мороз -воевода дозором Обходит владенья свои (Некр.); Не Порт -Артур не нужен , а вся война эта народу нашему не нужна (Сарт.). Позиция отрицания, относящегося ко всему предложению, при любом порядке слов - всегда в абсолютном начале предложения: Не поезд гудит , а ...; Не Порт -Артур не нужен , а ...

Для отрицания при предложении в целом характерны специальные конструкции отрицательного сравнения с указательным словом то , широко используемые в поэзии, в фольклоре. В этих конструкциях противопоставляются сравниваемые ситуации и посредством отрицания одного усиливается, подчеркивается другое: То не ветер ветку клонит , Не дубравушка шумит - То мое сердечко стонет , Как осенний лист дрожит (Ф. Стромилов); То не ласточка щебетунья , не резвая касаточка тонким крепким клювом себе в твердой скале гнездышко выдолбила ... То с чужой жестокой семьей ты понемногу сжилась да освоилась , моя терпеливая умница ! (Тург.). Позиция то может быть не занята: Не лед трещит , Не комар пищит , То кум до кумы Судака тащит (народн. песня); Не ветры веют буйные , Не мать -земля колышется - Шумит , поет , ругается , Качается , валяется , Дерется и целуется у праздника народ (Некр.); Не ветер гудит по ковыли , Не свадебный поезд гремит , - Родные по Прокле завыли , По Прокле семья голосит (Некр.); То не зори в струях озера свой выткали узор , Твой платок , шитьем украшенный , мелькнул за косогор (Есен.).

ОТРИЦАНИЕ ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ

§  . Сопоставление таких предложений, как: 1) Брат не ходил вчера в библиотеку , 2) Не брат ходил вчера в библиотеку , 3) Брат ходил не вчера в библиотеку и 4) Брат ходил вчера не в библиотеку показывает, что отрицание имеет разный характер. В первом предложении отрицается предикативный признак, а через него и вся та ситуация, о которой сообщается. Отрицание при сказуемом или главном члене, выражающем предикативный признак, придает отрицательное значение всему предложению. Такое отрицание называется общим , а предложения с таким отрицанием - общеотрицательными . Во втором предложении отрицание относится к носителю признака, но не отрицается само действие ((не брат, но кто-то другой ходил в библиотеку)); в третьем и четвертом предложениях отрицаются соответственно время или место действия, но не отрицается само действие ((брат ходил в библиотеку не вчера, а в какое-то другое время) и (брат ходил вчера не в библиотеку, а куда-то еще)). Отрицание во втором, третьем и четвертом предложениях относится не к ситуации в целом, а лишь к какой-то ее части, т. е. имеет частный характер. Такие предложения называются частно-отрицательными . Частное отрицание связано с актуальным членением предложения: член предложения с частным отрицанием, как правило, является ремой.

Частный характер может иметь отрицание и при сказуемом: Он не ходил в библиотеку , а ездил . Здесь отрицается не вся ситуация, а только характер совершившегося действия. Глагольное сказуемое в этом случае выполняет функцию ремы: Не читает он , а пишет ; Не шел он , а летел .

С общим и частным характером отрицания связаны разные возможности противопоставления.

В частноотрицательных предложениях отрицаемому члену всегда может быть противопоставлен какой-то другой - утверждаемый: Не брат ходил в библиотеку , а отец ; Брат ходил не вчера в библиотеку , а сегодня утром ; Брат ходил вчера не в библиотеку , а в кино . В тексте частное отрицание нередко и сопровождается таким противопоставлением: Действуйте , но только ни в коем случае не вблизи Гремячего и не в хуторе , а где -нибудь в степи (Шолох.); Из второй поездки на Арбатскую стрелку мы с Николаевым приехали обратно в Симферополь не ночью 23 сентября , как это сказано в дневнике , а в ночь на 23 сентября (Симон.); Мы не забывали об опасности , но жили мыслями не о войне , а о мире (Н. Михайлов); Голубов был одет так , словно ехал не на работу , а в кино (Ант.); Но на этот раз экзамен сдавал не музыкант , а инструмент - первая скрипка , изготовленная в Монголии (газ.).

В общеотрицательных предложениях необходимости в противопоставлении нет: Брат не ходил в библиотеку ; Я не просил у вас эту книгу ; Он давно не получал писем . Здесь возможно противопоставление только предложений: Я не просил у вас эту книгу , а вы сами мне ее принесли .

Примечание . Только противопоставление предложений возможно и в тех случаях, когда противопоставляются собственно отрицательные и неотрицательные предложения разной грамматической структуры: Русалок не существует - Русалки существуют ; Вчера не получено писем - Вчера получены письма ; У него нет времени - У него есть время ; Им не о чем рассказать - Им есть о чем рассказать ; Некуда пойти - Есть куда пойти ; Его не понять - Его можно понять ; Там не проехать - Там можно проехать .

§  . Все собственно отрицательные предложения являются общеотрицательными. Предложения со спрягаемой формой глагола и факультативным отрицанием являются общеотрицательными тогда, когда частица не стоит перед глаголом-сказуемым или перед главным членом, и частноотрицательными тогда, когда частица не стоит при подлежащем или при распространяющем члене предложения. В предложениях с главным членом - спрягаемой формой глагола и зависящими от нее членами, а также в предложениях без спрягаемой формы глагола общий или частный характер отрицания определяется позицией частицы не .

1) В предложениях со спрягаемой формой глагола и зависящими от нее словоформами (или словоформой) отрицание является общим, если частица не стоит непосредственно перед спрягаемой формой, и частным, если частица стоит перед зависящей от глагола словоформой: Он не думает ехать на юг - Он думает не ехать на юг ; Он не может отдыхать - Он может не отдыхать ; Это сообщение не может оказаться правдой - Это сообщение может не оказаться правдой ; Он не числится в передовиках - Он числится не в передовиках ; Ему не удалось заснуть - Ему удалось не заснуть .

2) В предложениях без спрягаемой формы глагола общий или частный характер отрицания может быть определен только по неисходным формам, т. е. там, где есть специальный показатель синтаксического времени или наклонения. Так, предложения Отец не учитель , Брат не дома могут быть поняты и как общеотрицательные, и как частноотрицательные: Отец не учитель - (не является учителем) или (является не учителем) (а инспектором); Брат не дома - (не находится дома) или (находится не дома) . В форме наст. вр. на частный характер отрицания в таких предложениях может указывать противопоставление в ближайшем контексте: Кировск не каменный , а рубленый (Н. Михайлов); Я не врач , а фельдшер царского времени (Липатов); Так , может не в реформе дело , а в человеке (газ.). В неисходных формах на общий или частный характер отрицания указывает позиция частицы не : Брат не был дома - Брат был не дома (а где-то еще); Отец не был учителем - Отец был не учителем (а инспектором).

Отрицание перед служебным глаголом имеет общий характер: Наружность его не была обманчива (Пушк.); Лаврецкий не был молодым человеком (Тург.); На этот раз она не была одета в красное (Чех .); А зодчий не был итальянец (Мандельшт.); Из всего экипажа только один водитель не был ранен (Фад.); Нет , он не был в забытьи (Симон.); Он не был здоров почти всю свою жизнь (Залыг.).

Отрицание перед именем в таких случаях является частным: Платье на нем было не ново и узко , словно он из него вырос (Тург.); Она не поехала преимущественно потому , что платье , на которое она рассчитывала , было не готово (Л. Толст.); Чистота была здесь не в моде (Гиляр.); Он был не трус , как видно (Симон.); Потом пойдет разговор , конечно , разговор будет не легкий (Бык.).

О частном характере отрицания в подобных предложениях свидетельствует и возможность противопоставления: Он был не дельцом , а политическим деятелем (Эренб.); Нет , это был не Родион , а другой , незнакомый , Володя Анкудинов , связной партизанского отряда (Леон.); Она приложилась губами к его виску , но висок был не горячий , а влажный , в капельках пота (Симон.).

Частный характер отрицания в этих предложениях подтверждается также особенностями использования местоименных слов с преф. ни , частицы ни и союза ни ... ни . В общеотрицательных предложениях эти слова могут занимать любую позицию: Никто не был в школе ; Никогда брат не был в этой школе ; Брат не был ни в той , ни в этой школе ; Ни вчера , ни сегодня брат не был в школе ; Никогда он не был инженером . В предложениях частноотрицательных слова с преф. ни - и словоформы с частицей ни и союзом ни ... ни могут занимать только позицию словоформ, распространяющих непосредственно тот член предложения, который имеет при себе отрицание: Он был никакой не инженер (разг. речь); Он был еще нисколько не стар (газ.); Это были просто растерянные люди , никакие не преступники (Симон.) (см. § ). Поэтому нельзя сказать *Никто был не в школе ; *Никогда он был не инженер ; *Ни вчера , ни сегодня брат был не в школе .

Особый случай представляют собой наречные предложения, в которых противопоставление общего и частного отрицания ослаблено. В таких предложениях возможна постановка частицы не как перед служебным глаголом, так и перед предикативом, и обе формы тяготеют к выражению общего отрицания: Им не было суждено встретиться - Им несуждено было встретиться ; Нет , нам не было грустно , нам не было жаль (Блок); И , чтобы ему в самом деле не было стыдно , поспешила солгать , что ей тоже хочется спать (Симон.); Анискин ... умел определять по звездам время и погоду , так что ему не скучно было наедине с таким простором и такой величественностью , от которой кружилась голова (Липатов); Фельетонисту чувства юмора тоже не занимать , но ему не было смешно , когда он слушал эту историю (газ.). Общий характер отрицания в таких предложениях подтверждается возможностью употребления в них местоименных слов с преф. ни -, не зависящих непосредственно от словоформы с отрицанием: Нигде им не было скучно - Нигде им не скучно было ; Никогда им не было суждено встретиться - Никогда им не суждено было встретиться ; Они строили планы , которым никогда не было дано осуществиться - Они строили планы , которым никогда не дано было осуществиться . Общий характер отрицания в предложениях, где частица не ставится непосредственно перед предикативом, поддерживается и постпозицией формы глагола быть .

Примечание . При препозиции глагольной формы сохраняется частный характер отрицания: А он шел и плакал . И ему было не стыдно (Шукш.). Неправильно: *Никогда ему было не стыдно ; *Нигде им было не скучно . Частный характер отрицания при препозиции глагола в таких предложениях подтверждается тенденцией к слиянию отрицания с предикативом: Им было нескучно .

Общий характер имеет отрицание и в предложениях с предикативами надо , нужно , где в неисходных формах нормальна постановка частицы не перед предикативом при постпозиции глагола быть : Ей не надо было беспокоиться ; Ему не нужно будет больше заниматься этим делом ; Им не нужно будет ни о чем заботиться ; Никого не надо было спрашивать ; Ни о чем , совершенно ни о чем не надо было думать , кроме как о рассказе , который я писал (Пауст.).

НЕСКОЛЬКО ОТРИЦАНИЙ
В ОДНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

§  . В предложении может употребляться одновременно несколько отрицаний. Это связано с возможностью употребления в одном предложении и общего и частного отрицания, а также нескольких частных отрицаний.

В общеотрицательных предложениях возможно употребление еще одного или нескольких отрицаний, действие которых не связано с общим отрицанием и имеет частный характер. Такое отрицание может выступать при любом члене предложения, кроме того, который уже несет значение общего отрицания: На сей раз не хотела она не сдержать данного слова (Пушк.); Уж не одну ночь не спала я (Гонч.); Хотя я вновь обзавелся семейством , но это нисколько не мешает мне не забывать старых товарищей (Гиляр.); Уж мертвый вас не оскорбит В письме давно не нужным словом (Симон.); Не следует совсем ни во что не верить (Герман); Сам читал аршинные буквы на розовой стене Страстного монастыря : "Не трудящийся да не ест " (Н. Михайлов); Не из -за угрызения совести Глухарев не ответил на обидный упрек (Тендр.); Не мой эскадрон не пошел в атаку (И. Шамякин); Лазарь Баукин мне не родня , и никаких обещаний не убегать он никому не давал (Нилин); Он не заходил вовсе не из -за времени (В. Орлов).

Примечание . В собственно отрицательных предложениях наряду с обязательным возможно употребление и факультативного отрицания, которое в этом случае имеет частный характер: Не полюбить его не было возможности (Тург.); А коли так , так и соваться не надо было ; нечего не за свое дело браться (Дост.); Теперь в кузове находилось уже столько "гражданских ", что не было оснований не взять еще (Н. Чук.); Ее нужно посылать , нужно для дела , нужно для нее самой , нет никаких причин не посылать (Симон.); Его не за что не любить (Залыг.).

Возможно употребление нескольких отрицаний и в предложениях с обособленными оборотами: одно - при сказуемом, другое - в составе обособленного оборота при причастии или деепричастии. Отрицания в этих случаях самостоятельны: они не зависят друг от друга: Молодые бабы ... никого не пропустят , не зацепивши да не подсмеявшисъ (Леск.); Бахирев не мог понять эту мягкость , не свойственную Вольгану (Никол.); Василий не понимал людей , не любящих демонстрацию (Д. Павлова); Донесения , не побывавшие в его руках , не могут считаться достоверными (А. Виноградов).

§  . В одном частноотрицательном предложении может быть несколько отрицаний, имеющих частный характер. Так, при наличии в предложении однородных членов отрицание возможно перед каждым из них: Я пришла сюда не плакать и не жаловаться (Тург.); На всякий случай дали взаимную клятву не бежать , не реветь при виде самой рогатой опасности (Леон.); Вокруг центра ... широким кольцом расположился не центральный , не парадный , не промышленный и неторговый Энск (Панова); Климович говорил не о драме , не о разводе и не об измене , а о смерти (Симон .); Тем не менее враг не в Москве и не в Ленинграде (Чак.).

Примечание . Возможна и постановка одного отрицания перед всем рядом словоформ: Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда , а среди северных лесистых пространств и озер (Пауст.); Нас сдружили братской властью не компот и пироги - Наши страсти и пристрастья , наши вечные враги (Смел.); Дело было не в храбрости одного или трусости другого (Симон.).

Отрицания, имеющие частный характер, могут также употребляться при нескольких разных распространяющих членах; каждое отрицание при этом действует самостоятельно: Не из желания повиноваться , а просто от избытка изумления Санин не тотчас последовал за девушкой (Тург.); Он считал Баранова не лишенным способности карьеристом , интересовавшимся не пользой армии , а лишь собственным продвижением по службе (Симон.); Они не все и не всегда ехали в одну и ту же сторону (Шкл.).

§  . В некоторых случаях возможна постановка двух отрицаний при одном и том же члене предложения. При этом отрицается уже отрицаемое: Это сделать не невозможно ; Он , может быть , опоздает , но не не придет . Отрицание отрицания создается постановкой частицы не перед отрицательным местоименным словом или наречием, перед отрицательным предикативом нельзя , невозможно или перед словоформой, уже имеющей при себе отрицательную частицу не . В таких случаях одно отрицание относится к той словоформе, перед которой оно непосредственно стоит, а второе - к словоформе, уже имеющей отрицание: Новый знакомый ему не - не понравился . Это не - невозможно . Отрицание отрицания тесно связано с контекстом и используется обычно для выражения возражения и противопоставления: Генералу , как видно , не не понравился такой приступ (Гоголь); Мне больше нечего делать . - Нечего делать , нечего делать ... - проговорила она со слезами на глазах . - Нет , не нечего делать ! (Л. Толст.); У сиреневого не не хватало чего -то на лице , а , наоборот , скорее было лишнее - висящие щеки и бегающие глаза (Булг.); Писать , не видя написанного , трудно , но не невозможно (Н. Остр.); - Я на фронт просилась , а вы меня в уборщицы . - Не хотите ? - Я не не хочу , но смешно : война , а я уборщица ! (В. Кожевников); Но пока инициатива у чемпиона , тигриных прыжков он совершать не любит . Не не может , а не любит (газ.).

§  . Два отрицания могут присутствовать в составе сказуемого или при обоих главных членах общеотрицательного предложения. В результате происходит снятие отрицания и возникает категорическое утверждение с оттенками долженствования, неизбежности, необходимости, обязательности. Такое явление называется двойным отрицанием . Случаи образования двойного отрицания следующие.

1) В предложениях с отрицательными предикативами нельзя , невозможно и отрицанием перед инфинитивом: Нельзя не сказать - (надо, необходимо сказать) , Невозможно не сделать - (надо обязательно сделать) . Понять невозможно ее , Зато не любить невозможно (Лерм.); Молодому человеку , влюбленному , невозможно не проболтаться (Тург.); Я думаю , что нельзя будет не ехать (Л. Толст.); Нельзя не любить такого человека (Чех.); Ведь говорят же , что быть в Риме и не видеть собора Петра невозможно (Дост.); Восхищались им редко , но не уважать его было невозможно (Симон.).

2) При употреблении отрицания перед спрягаемой формой глагола мочь и перед примыкающим к этому глаголу инфинитивом: И сердце вновь горит и любит оттого , Что не любить оно не может (Пушк.); Он не мог не скучать в деревне (Тург.); Они не могли не объясниться (Фад.); Он , знаете , везде , всегда будет писать , по той простой причине , что не писать он не может (Герман); Не думать об этом Звягинцев не мог . (Чак.); Он трудился и не мог не трудиться , как не мог не есть , не дышать , не пить , не спать (Алекс.); Не каждый летчик может стать космонавтом , но космонавт не может не летать (газ.).

3) При сочетаниях не имеет права , не имеет основания , не в силах (не может) , занимающих позицию спрягаемой формы, и следующем за ним инфинитиве: Он не имел права не сказать ((должен был сказать)). Никто не имеет права не знать жизни (Гонч.); Я не имею права не сдержать данного слова (Тург.); Малинин не имел оснований ему не верить (Симон.); Растроганный Николай Григорьевич обещал остаться - он не в силах не остаться (А. Алтаев); Мы должны побеждать и не имеем права не побеждать (В. Кожевников).

10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире , если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля – единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис); Пушкинский край – край камней (Гейч.); Портрет этот – единственное живописное изображение дочери Анны Петровны Керн (Гейч.); …Моя способность держать при себе прошлое – черта наследственная (Наб.); И перегнувшаяся через забор женщина – твоя троюродная тетка (Щерб.).

Примечание. Тире может не ставиться, если в письменной речи отражено произношение с логическим ударением на сказуемом: Моя сестра учительница (ср.: Моя сестра – учительница – ударение и на слове сестра, и на слове учительница ). Тире обязательно: 1) если имеется сопоставление: Моя сестра – учительница, а брат – зоотехник ; 2) если возможна синтаксическая или смысловая двусмысленность; ср.: Брат – мой учитель и Брат мой – учитель .

11. Тире ставится перед сказуемым, присоединяемым к подлежащему словами вот, это: «Уважение к минувшему – вот черта , отличающая образованность от дикости», – сказал когда‑то Пушкин (Расп.); Пушкиногорье – это не только памятник историко‑литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад , замечательный памятник природы (Гейч.). В качестве связки возможно и сочетание это есть: Гипотенуза – это есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла (из учебника).

12. Тире ставится при выражении и подлежащего, и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) инфинитивом: В этом городе знать три языка – ненужная роскошь (Ч.); Ни с чем не сравнимое чувство – слышать их [грачей] в первый раз после шестимесячной зимней смерти! (Бун.). Наличие отрицания не снимает знака: Чай пить – не дрова рубить (посл.); Жизнь прожить – не поле перейти (посл.). То же, если в сказуемом имеются слова значит, это значит: Ждать разрешения – значит потерять время (газ.); Уйти сейчас из института – это значит потерять все (газ.); А понять человека – значит уже сочувствовать ему (Шукш.).

13. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен один из главных членов предложения: Значит, девятью сорок – триста шестьдесят , так? (Пис); Глубина там с лодки – четыре маховых , то есть шесть метров (Шол.).

Примечание. В специальной литературе при цифровом обозначении числительного ставить тире не принято: Масса такого дальномера 23 кг ; Максимальная дальность действия рассматриваемого лазерного локатора 10 км .

В случае употребления частицы не перед сказуемым‑числительным (ср. то же при выражении сказуемого существительным,

15, п. 3) тире не ставится: Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре , а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два – стеариновая свечка (Т.).

14. Тире ставится при сказуемом, выраженном фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь ; Талант у него – дай бог каждому ; Мать от радости прослезилась, а отец – хоть бы что! (Крут.); Избушка – так себе , амбар (Шукш.); Сам Ефим – пальца в рот не клади (Шукш.); А Виктор – ни в отца ни в мать (Крут.); Ночь – хоть глаз выколи! (А. Цвет.).

Наличие частицы не, а также вводных слов при устойчивых сочетаниях в роли сказуемого препятствует постановке тире (но не запрещает): Офицер этот не чета вам , господин жандарм (Фед.); Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки (Ч.).

15. Тире между подлежащим и именным сказуемым не ставится :

1. Если подлежащее выражено личным или указательным местоимением: Она его дочь. Он хочет понять ее (Щерб.); Это кабинет? Это спальня? (Ч.)

Примечание. Тире возможно: а) если все предложение заключает в себе вопрос, сопровождаемый удивлением: Она – его дочь?! (оба члена предложения имеют ударение); б) при подчеркивании указания на данный предмет: Это – кабинет (И это – кабинет ); в) при противопоставлении: Я – учитель, а ты – инженер .

2. Если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой – существительным или личным местоимением: Кто ваш защитник? Что такое учеба? Кто она?

3. Если при сказуемом‑существительном имеется отрицание: Пейзаж не довесок к прозе и не украшение (Пауст.); Россия не Петербург , она огромная (Пришв.); Старость не радость (посл.). Однако при противопоставлении сказуемое с отрицанием требует постановки тире (не… а): И в то же время замечал, что он – не господин в своем доме, а лишь составная часть его (М. Г.) (ср. без противопоставления: Он не господин в своем доме ).

4. Если сказуемое выражено прилагательным или причастием: А твоя комната такая хорошая для ребенка (Ч.); У меня много хороших людей, почти все хорошие (Сим.); Две раны у него были. Раны нетрудные , но человек потерял много крови (Пауст.); Сруб розовый, облупившийся, по‑деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей (Кав.); Суровой осени печален поздний вид (Забол.); В столовой пир горяч и пылок (Забол.).

Однако при сказуемом‑прилагательном тире ставится при структурном параллелизме частей предложения, сопровождаемом в устной речи интонационным выделением (ударением) обоих членов предложения: Все в ее облике обращало на себя внимание: взгляд – острый , прическа – мальчишеская , одежда – современная, модная ; ср. при акцентном выделении только сказуемого: Погода несносная , дорога скверная , ямщик упрямый , лошади не везут, а виноват смотритель (П.). Тире возможно и при наличии нескольких (однородных) сказуемых: Сын у нее – желтый, длинный и в очках (М. Г.).

5. Если сказуемое выражено оборотом со сравнительными частицами как, словно, что, точно, вроде как и др.: Жизнь как легенда ; Небо словно раскинутый шатер ; Брошка вроде как пчелка (Ч.); Лес точно сказка ; Неделя что один день . Быстро проходит; Пруд как блестящая сталь (Фет). Не ставится тире и при как, вводящем сказуемое, лексически совпадающее с подлежащим: Льды z015_01, пустыни как пустыни (Кав.); Деревня как деревня ; Домик как домик – старенький, темный (Шукш.).

Примечание. При акцентировании сказуемого (обычно в стилистических целях) тире возможно: Этот одинокий и, может быть, совершенно случайный выстрел – словно сигнал (Фурм.); Во рту у него горько от табаку‑самосаду, голова – как гиря (Шол.); Чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море (Бун.); Млечный Путь – как большое общество (Б. Паст.); Луна в небе – как среднеазиатская дыня (Ток.).

6. Если между подлежащим и сказуемым‑существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно , птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Пауст.); Мой отец для меня друг и наставник; Москва теперь порт пяти морей; Мой брат тоже инженер; Этот ручей лишь начало реки .

1. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :

  • объект, на который распространяется действие;

    Пишу письмо ; слушаю музыку .

  • объект - адресат действия;

    Пишу другу .

  • объект - орудие или средство действия;

    Пишу ручкой .

  • объект, на который распространяется состояние;

    Мне грустно.

  • объект сравнения и др.

    Быстрее меня .

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :

  • родительный падеж - кого? чего?

    Выбор профессии .

  • дательный падеж - кому? чему?

    Пишу другу .

  • винительный падеж - кого? что?

    Пишу письмо .

  • творительный падеж - кем? чем?

    Пишу ручкой .

  • предложный падеж - о ком? о чем?

    Думаю о друге .

3. Дополнение может относиться к:

  • глаголу-сказуемому;

    Пишу письмо .

  • главному или второстепенному члену, выраженному существительным;

    Потеря коня ; надежда на счастье .

  • главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием;

    Строгий к детям ; думающий о детях .

  • главному или второстепенному члену, выраженному наречием.

    Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Примечания.

1) Сочетания являются единым членом предложения - дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания - подлежащие (см. п. 1.2).

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать ), а не к подлежащему (Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж - книга ; родительный падеж - книги ; винительный падеж - книгу . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет ). Следовательно, снежок - именительный падеж; урожай - винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

    прямое дополнение - форма винительного падежа без предлога;

    Пишу (что?) письмо ; стираю (что?) бельё ; слушаю (что?) музыку .

    косвенное дополнение - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

    Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

Примечания.

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . - Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . - Мне хватает (чего?) денег ).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

  1. Указать тип дополнения (прямое - косвенное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Образец разбора

Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

Вас - прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить - дополнение, выраженное инфинитивом. Дела - косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады - прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании - не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).