Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Поэма как поэтический жанр. История развития поэмы, ее особенности

Поэма как поэтический жанр. История развития поэмы, ее особенности

греч. poiema, от греч. poieo – творю), большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде. Поэмы разных эпох в целом не одинаковы по своим жанровым признакам, однако имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является, как правило, определенная эпоха, авторские суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека, являющегося ее типичным представителем (в эпике и лиро-эпике), или в виде описания собственного мироощущения (в лирике); в отличие от стихотворений, для поэм характерен дидактический посыл, так как в них прямо (в героическом и сатирическом типах) или косвенно (в лирическом типе) провозглашаются или оцениваются общественные идеалы; они практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах тематически обособленные фрагменты стремятся циклизоваться и превратиться в единое эпическое повествование.

Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с ее мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы ранние образцы эпических поэм во многих нац. литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.) и «Рамаяна» Вальмики (не позднее 2 в. н. э.), в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме – «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.), в Иране – «Шах-наме» Фирдоуси (10–11 вв.), в Киргизии – народный эпос «Манас» (не позднее 15 в.). Это поэмы-эпопеи, в которых либо смешаны различные линии единого сюжета, связанные с фигурами богов и героев (так в Греции и Риме), либо важным историческим повествованием обрамлены тематически обособленные мифологические предания, лирические фрагменты, нравственно-философские рассуждения и т. п. (так на Востоке).

В античной Европе жанровый ряд мифологических и героических поэм был дополнен образцами пародийно-сатирического (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактического («Труды и дни» Гесиода, 8–7 вв. до н. э.) стихотворного эпоса. Эти жанровые формы развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее: героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»); ее композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобожденном Иерусалиме» Т. Тассо); волшебному сюжету мифологической эпопеи пришел на смену облегченный волшебный сюжет стихотворного рыцарского романа (его влияние будет ощутимо и в ренессансных эпических поэмах – в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера); традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки); наконец, в Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, в манере бурлеска создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).

В эпоху романтизма с его культом лирики появились новые поэмы – лиро-эпические («Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона, поэма «Езерский» и «роман в стихах» «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова). В них эпическое повествование прерывалось различными развернутыми пейзажными описаниями, лирическими отступлениями от сюжетной канвы в виде авторских рассуждений.

В рус. литературе нач. 20 в. наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать» различимы главки лиро-эпические (с авторским повествованием и диалогами персонажей) – и лирические (в них автор имитирует песенные виды городского фольклора). Ранние поэмы В. В. Маяковского (напр., «Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных и разнотемных лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

Поэма это в современном понимании всякое большое или среднее по объему стихотворное произведение. Первоначально термин применялся к мифологическому героическому и дидактическому эпосу (Гомер, Гесиод), но уже античность знала ироикомическую поэму («Война мышей и лягушек»), от которой ведут начало позднейшие бурлескные и сатирические поэмы. По аналогии к поэме часто причисляют «Слово о полку Игореве», нестихотворное и в жанровом отношении уникальное. Рыцарские романы, возникшие как стихотворные, не считались поэмами и впоследствии даже противопоставлялись им в качестве произведений недостаточно серьезных. Однако родственный им «Витязь в тигровой шкуре» (12 век) Шота Руставели вошел в историю мировой литературы как поэма. Разновидности средневековых поэм имели свои жанровые наименования. Во Франции героические стихотворные произведения (их сохранилось около ста в записях 11-14 веков, некоторые по объему превышают гомеровские) назывались chansons de geste (см. ) - песни о деяниях; самые крупные - поздние (13-14 века) испытали влияние куртуазной литературы. На рубеже Средневековья и Возрождения возникла поэма с заголовком , означавшим в то время просто счастливый финал, - «Комедия» Данте, названная его восторженными поклонниками «Божественной». Однако от Возрождения до классицизма образцом поэтам служила античная поэма - не столько «Илиада», сколько «Энеида» (1 век до н.э.) Вергилия, якобы упорядочившего, усовершенствовавшего поэтику Гомера.

Непременным требованием было соблюдение внешней структуры поэмы вплоть до обращения к музе и заявления о предмете воспевания в зачине. Ренессансные поэмы, основанные на буйном сказочном вымысле, - «Влюбленный Роланд» (1506) М.М.Боярдо и продолжающий этот сюжет «Неистовый Роланд» Л.Аристо (рубеж 15-16 веков) - современники и позднейшие теоретики относили к романам. В 17 веке наиболее оригинальная поэма - написанный белым стихом «Потерянный рай» (1667) Дж.Милтона. В 18 веке создавалась поэма по античному образцу, трансформированному соответственно классицистическому пониманию; новаторство сверх определенной меры нередко осуждалось. «Генриаду» (1728) Вольтера В.К.Тредиаковский оценил крайне сурово ввиду неправдоподобного соединения вымышленных поступков известной исторической фигуры-Генриха IV (представленного как корольфилософ, просвещенный монарх), и документальных сведений о нем. Русские стихотворцы 18 века, считавшие поэму-эпопею высшим жанром (на Западе ей нередко предпочиталось трагедия), неоднократно, но безуспешно пытались воспеть в этом жанре Петра I. Создателем отечественной поэмы-эпопеи был признан М.М.Херасков, написавший несколько поэм на другие темы; эталонной считалась тяжеловесная «Россияда» (1779), содержавшая аллюзии на недавнюю войну с Турцией - о взятии Казани Иваном Грозным. Неофициально признавалась и ироикомическая поэма («Елисей, или Раздраженный Вакх» В.И.Майкова, 1771). Многие русские увлекались ироикомической фривольной поэмой Вольтера «Орлеанская девственница» (1735), изданной в 1755. Без ее влияния не появилась бы «Гавриилиада» (1821) А.С.Пушкина. Пушкинская поэма «Руслан и Людмила» (1820) была ориентирована на несколько традиций, прежде всего на традицию Аристо.

Приверженцы классицизма не согласились счесть ее поэмой. Свои последующие поэмы поэт оставлял без жанрового подзаголовка или называл повестями. Широко распространившаяся романтическая поэма, основоположник шторой-Дж.Байрон, стала лиро-эпической, сюжет в ней резко ослаблен, как в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» (1809-18). Отчасти по образцу байроновского же «Дон Жуана» (1818-23) начат и назван романом в стихах «Евгений Онегин» (1823-31). Такое жанровое определение тогда было оксюмороном, синтезировало «низкий», почти не узаконенный роман и самый высокий жанр поэмы; роман вводился в высокую литературу. В.Г.Белинский предпочитал называть «Евгения Онегина» поэмой. После М.Ю.Лермонтова романтическая поэма - удел эпигонов. И.С.Тургенев в своих ранних поэмах отдал дань как романтизму, так и «натуральной школе». Кардинально обновил стихотворное повествование Н.А.Некрасов: «прозаизировал» его, ввел народную крестьянскую тематику, а в конце жизни написал уникальную крестьянскую поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» (1863-77). Он же создатель первых русских лирических бессюжетных поэм «Тишина» (1857) и «Рыцарь на час» (1860). Лиризация поэм происходила и на Западе. С.Т.Колридж сначала включил свое «Сказание о старом мореходе» в сборник «Лирические баллады» (1798), но затем дорабатывал его как поэму. В американской литературе лиризация поэм происходила в творчестве У.Уитмена, хотя уже «Ворон» (1845) Э.А.По, по сути, - небольшая лирическая поэма. Этот жанр достигает расцвета в русском Серебряном веке, используется и позднее: «По праву памяти» (1969) А.Т.Твардовского, «Реквием» (1935-40) А.А.Ахматовой состоят из циклов лирических стихотворений, которые образуют эпические по духу поэму.

Слово «поэма» сохранило оттенок торжественности, «высокости». Когда Н.В.Гоголь применил его к сатирической прозе, это была отчасти ирония, отчасти указание на величественный замысел. Любил это слово и Ф.М.Достоевский, тоже употребляя его как иронически, так и всерьез (поэма о великом инквизиторе в «Братьях Карамазовых»). Советские писатели Н.Ф.Погодин, А.С.Макаренко и др. включали слово «Поэма» во внежанровом значении в заглавия своих произведений ради «повышения» их звучания.

Слово поэма произошло от греческого poiema, от poieo, что в переводе означает - делаю, творю.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова поэма

поэма в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

поэма

(по), поэмы, ж. (греч. poiema - творение).

    Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин.

    Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя "Мертвые души". Петербургская поэма Достоевского "Двойник". Роман "Война и мир" - героическая поэма о двенадцатом годе.

    перен. О чем-н. необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца - это целая поэма!

    Название нек-рых музыкальных произведений (муз.). "Поэма экстаза" Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

поэма

    Большое стихотворное произведение на историческую героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина "Цы-ганы".

    перен. О чем-н. возвышенном, прекрасном. П. любви. П. весны.

    прил. поэмный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

поэма

    1. Повествовательное художественное произведение в стихах.

      Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.

  1. Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.

    перен. Что-л., что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

поэма

ПОЭМА (греч. poiema)

    поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) - "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически "поэмное" событие - само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами ("Медный всадник" А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование "зримой" событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор - участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма ("Поэма без Героя" А. А. Ахматовой).

    В музыке - небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое или вокальноинструментальное сочинение.

Поэма

(греч. póiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета («Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, в известной мере ≈ «Неистовый Роланд» Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция ≈ особенности, характерные уже для предромантических П. («Фауст» И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П.

«Вершинные» в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова («Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо») проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал).

В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание» А. Белого).

В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героическое начало («Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Маяковского, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические («Про это» Маяковского, «Анна Онегина» С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические («Тобольский летописец» Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику («Середина века» В. Луговского).

П. как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: «Почин стены» и «В бурю» Р. Фроста, «Ориентиры» Сен-Жона Перса, «Полые люди» Т. Элиота, «Всеобщая песнь» П. Неруды, «Ниобея» К, И. Галчиньского, «Непрерывная поэзия» П. Элюара, «Зоя» Назыма Хикмета.

Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956; Теория литературы..., [кн. 2], М., 1964; Bowra С., Heroic poetry, L., 1952.

Е. М. Пульхритудова.

Википедия

Поэма (значения)

Поэма :

  • Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.
  • Поэма - инструментальная пьеса лирико-драматического характера.

Поэма

Поэ́ма - литературный жанр.

Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

На протяжении всей истории литературы жанр поэмы претерпевал различные изменения и поэтому лишён устойчивости. Так, « Илиада » Гомера - эпическое произведение, а ахматовская « Поэма без героя » - исключительно лирическое. Минимального объёма также не существует (например, поэма Пушкина « Братья разбойники » объёмом в 5 страниц).

Иногда поэмой могут называться прозаические произведения (например, « Мёртвые души » Н. В. Гоголя, « Москва - Петушки » В. В. Ерофеева, « Педагогическая поэма » А.С. Макаренко).

Поэма (музыка)

Николаевич Скрябин Прообразом поэмы стала симфоническая поэма , впервые написанная Ференцом Листом в 1848 году. Поэмы часто имеют программные заглавия и определения. Наиболее популярны поэмы Александра Скрябина: «К пламени», « Прометей », «Сатаническая поэма», Поэма экстаза и т. д.

Поэмой также принято называть крупные одночастные оркестровые программные произведения. Поэма в этом определении использовалась некоторыми композиторами взамен симфонической поэмы. Примером такого произведения являются поэмы Рихарда Штрауса. В XX веке поэмой стали называть некоторые вокальные сочинения, например, «10 поэм для хора» (1951) Дмитрия Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) Георгия Свиридова и т. д.

Примеры употребления слова поэма в литературе.

В последний момент Абрамов успел запихнуть поэму в сумку, но все еще долго обсуждали, хватило бы у Белуги ума расшифровать акростих и вычислить Емелю.

Дао, Кундалини - понятия восточной мистики Аграмант - персонаж поэмы Л.

Неизвестная поэма Низами вызывала сенсацию среди специалистов и просто любителей поэзии, так как открыла человечеству новые грани таланта великого азербайджанского поэта.

Кузен Аквитанский, по его собственному признанию, и двух строк толком слепить не может, не говоря уж об эпических поэмах .

Этот акын дал дуба у себя в юрте с перепою, то есть умер, загнулся, но пока дошла горькая вестушка до Москвы, мой знакомый переводчик еше лет пять строчил за покойничка все новые и новые сказания и поэмы , и газеты славили акына, не ведая, что его шайтан забрал.

Правильное значение слова я привожу здесь потому, что многие полагают, будто Аластор - имя героя поэмы .

Алкуин повествует также и о своем времени, то последняя часть поэмы в историческом отношении является особенно ценной: отсюда мы узнаем много любопытного об учителях Алкуина, о состоянии йоркской школы, об ее библиотеке, о приемах обучения и т.

Однако при этом они выбросили из текста очень важную запятую, из-за чего исчезает аллюзия, определяющая смысл поэмы .

Многочисленные аллюзии показывают, что автор этой дополнительной поэмы-эпилога описывает замок Рэтлендов Бельвуар и грустит об отсутствии его хозяйки Елизаветы Сидни-Рэтленд, перу которой принадлежат помещенные ранее обращения к королеве и знатнейшим дамам - ее друзьям, и сама поэма о страстях Христовых, давшая название книге.

Во внутреннем дворике он увидел самого Ансари, согбен-ного старика, занятого записыванием поэмы .

Согласно этой поэме в начале всего царил Хаос, единая водная бездна, в которой свивались три космических чудовища: Апсу, Тиамат и их сын Мумму.

Сережа как то гостил у него и привез о нем поэму , из которой я помню только один куплет: Так как в разных краях и язык не один, А изменчив и разнообразен, -- Он, покинув аптекарский здесь магазин, Там открыл аптекАрский магАзин.

Мэлори в качестве наиболее полного образчика сочинений Артуровского круга, отдав ей предпочтение перед более ранними валлийскими поэмами и преданиями.

Достоверно известно также и то, что архидьякон воспылал особенной страстью к символическому порталу Собора Богоматери, к этой странице чернокнижной премудрости, изложенной в каменных письменах и начертанной рукой епископа Парижского Гильома, который, несомненно, погубил свою душу, дерзнув приделать к этому вечному зданию, к этой божественной поэме кощунственный заголовок.

Поэма (греч, poiema - творение) - большое многочаст­ное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, лиро-эпический жанр. Основные жанровые свойства поэмы: широта повествования, наличие разверну­того сюжета и глубокая разработка образа лирического героя.

Истоки данного жанра - в античных и средневековых эпо­пеях. Характерные свойства античных поэм-эпопей: широта охвата действительности, в центре внимание автора - важ­нейшее общественно-историческое событие, установка на на­родное мировосприятие, наличие большого количества пер­сонажей, изображение ярких, разносторонних характеров, наличие единства действия, связывающего все композици­онные элементы, замедленность повествования и многосто­ронний показ жизни, мотивировка происходящих событий объективными причинами и обстоятельствами (независимо от воли персонажа), самоустраненность автора, высокий слог, плавность и торжественность повествования.

В период Средневековья возникают религиозные поэмы. Наиболее известный памятник этого периода - «Божествен­ная комедия» Данте. Отправной точкой в поэмах этого пери­ода становятся постулаты христианской морали. Характерные черты поэмы Данте - дидактизм, аллегорический характер.

Кроме религиозных также создаются рыцарские поэмы («Не­истовый Роланд» Ариосто). Их тематика - рыцарские и лю­бовные приключения. В XVII-XVIII вв. появляются герои­ческие поэмы («Потерянный рай», «Возвращенный рай» Мильтона, «Генриада» Вольтера).

Расцвет жанра связан с эпохой романтизма («Палом­ничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, южные поэмы А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова). Характерные свойства романтической поэмы: в центре изображения - от­дельно взятая личность, с ее нравственными принципами и философскими взглядами на мир, утверждение автором сво­боды личности, темой являются события частной жизни (лю­бовь), возрастание роли лирико-драматического элемента.

В реалистической поэме уже сочетаются нравоописатель­ные и героические моменты (Н.А. Некрасов «Мороз, Крас­ный Нос», «Кому на Руси жить хорошо»). Таким образом, мы можем выделить следующие виды поэмы: религиозная, рыцарская, героическая, дидактическая, философская, ис­торическая, психологическая, сатирическая, бурлескная, поэма с романтическим сюжетом. Кроме того, существуют лирико-драматические поэмы, где преобладает эпическое начало, лирическое же начало проступает через систему обра­зов («Пугачев» С.А. Есенина, «Рембрант» Д. Кедрина) .

В XX в. создавались исторические поэмы («Тобольский летописец» Л. Мартынова), героические («Хорошо!» В.В. Ма­яковского, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского), лирико- психологические («Анна Снегина» С.А. Есенина), философ­ские (Н. Заболоцкий «Безумный волк», «Деревья», «Торже­ство земледелия»).

Здесь искали:

  • что такое поэма
  • что такое поэма в литературе определение
  • поэма

ПОЭМА

- (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. - торжественного, "высокого" по духу и слогу произведения - составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: П. стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: П. Н.В. Гоголя "Мёртвые души", "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОЭМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОЭМА в Литературной энциклопедии:
    [греч. poiein — «творить», «творение»; в немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем …
  • ПОЭМА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. poiema) 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ПОЭМА в Современном энциклопедическом словаре:
    (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос …
  • ПОЭМА
    [греческое] 1) сюжетное литературное произведение лиро- эпического характера в стихах, стихотворная повесть или рассказ (например, "медный всадник" пушкина); 2) название …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Большое лирико-эпическое повествовательное произведение в стихах. 2. перен. О чем-нибудь возвышенном, прекрасном. П. …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина "Цы-ганы". …
  • ПОЭМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПО́ЭМА (греч. рoiema), поэтич. жанр большого объёма, преим. лироэпический. В древности и ср. века П. называли монументальный героич. эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ПОЭМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    поэ"ма, поэ"мы, поэ"мы, поэ"м, поэ"ме, поэ"мам, поэ"му, поэ"мы, поэ"мой, поэ"мою, поэ"мами, поэ"ме, …
  • ПОЭМА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмы Н. А. Некрасова. 2) В музыке: небольшая лирическая …
  • ПОЭМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "Мцыри", …
  • ПОЭМА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. poiema создание) 1) большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; перен. о чём-л. прекрасном, необыкновенном; 2) название нек-рых муз. …
  • ПОЭМА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; * о чём-л. прекрасном, необыкновенном; 2. название нек-рых муз. произведений - небольших …
  • ПОЭМА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОЭМА в словаре Синонимов русского языка:
    дастан, книга, рамаяна, …
  • ПОЭМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и …
  • ПОЭМА в Словаре русского языка Лопатина:
    по`эма, …
  • ПОЭМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    поэма, …
  • ПОЭМА в Орфографическом словаре:
    по`эма, …
  • ПОЭМА в Словаре русского языка Ожегова:
    о чем-нибудь возвышенном, прекрасном П. любви. П. весны. поэма большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему Эпические …
  • ПОЭМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (по), поэмы, ж. (греч. poiema - творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события …