Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Правильно писать эссе по обществознанию егэ. Подготовка к ЕГЭ: эссе по обществознанию

Правильно писать эссе по обществознанию егэ. Подготовка к ЕГЭ: эссе по обществознанию

Мы продолжаем анализировать итоги прошедшего ЕГЭ по обществознанию 2016 года, и в данной рубрике обратимся к одному из написанных выпускниками обществоведческому эссе. У нас есть возможность изучить, как его оценили эксперты, и вместе обсудить.

Эссе на ЕГЭ по обществознанию — это ТРИ критерия и 5 баллов!

Немного об эссе на ЕГЭ

Как всегда, поднимаемые проблемы в данных цитатах, выглядят классически:

  • характер и оценка
  • общественная значимость способы повышения его эффективности;
  • и ее стадии;
  • участие в
  • соотношение и роль законов в жизни

А вопросы, связанные с таким сложным понятием, как мы и вовсе разбирали в

По мнению составителей текстов заданий ЕГЭ по обществознанию — из нашего любимого выпускник может затратить на выполнение данного задания примерно 45 минут:

Надеемся, что это без время, которое выпускник потратит на переписывание ответа в бланк ответов номер 2.

Эссе на ЕГЭ 2016

Теперь посмотрим на выполненное на ЕГЭ 2016 выпускником реальное эссе и его экспертную оценку. Вот разбалловка заданий которую выпускница, обратившаяся к нам за помощью в подготовке апелляции на оценку письменной части экзамена, получила:

Часть с развернутым ответом: (0(2)2(2)0(3)2(3)1(3)2(3)2(3)0(3)1(1)0(2)1(2))

Нас, в данном случае, интересуют последние три оценки — за три критерия Напомним их:

То есть за первый ключевой критерий был получен 1 балл, что позволило претендовать на баллы за остальные два критерия. Напомним, что если за первый критерий выставляют 0, дальнейшие баллы получить нельзя. За теорию был получен 0, а за практические примеры 1 балл из двух возможных.

Теперь обратимся к этому реальному эссе, написанному выпускницей на ЕГЭ по обществознанию:

Проанализируем данное эссе:

Ваше эссе, на мой субъективный взгляд, проверено адекватно.

За Критерий 2 (теоретическая аргументация) действительно, нечего ставить. Цитата из области «Экономика», а вы ни слова не указываете ни о ни о ни о факторах, влияющих на уровень его квалификации, ни об полезности такого работника (квалифицированного), о котором идет речь в цитате.

За Критерий 3 (фактические примеры) я бы вообще ничего не поставил. Пишете, что Чацкий – пример важности и навыков, и совсем не аргументируете это утверждение? Он у Вас дальше применяет их, где важность совсем не видно… То, что Вы называете примером из жизни, им совсем не является. Очень размыто звучит то, что высшее (какое?) позволит Вам получать причинные приносить пользу. В мире миллион примеров обратного, и миллион, когда люди абсолютно без образования становились миллионерами. Но цитата не об этом, а о качестве работника, о том, почему ему нужно повышать квалификацию…

Ничего из этого у Вас, к сожалению, нет. Вы не указываете, и даже не видите проблемы цитаты, а это, конечно, прежде всего, не будет поводом для повышения Вам балла на апелляции!

И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов:

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (нет).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (да).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (да).

И действительно, эссе не получило на апелляции повышения в баллах, 2 из 5 возможных так и были оставлены!

А Вам для домашнего задания еще раз эта цитата, тренируйтесь на реальных примерах с ЕГЭ по обществознанию: «Чем большими знаниями и навыками будет располагать персонал, чем шире и глубже будет диапазон этих навыков — тем большими возможностями для действий будут располагать сотрудники, тем более качественными будут улучшения и обслуживание клиентов». (Р. Ханнам).

Попробуйте написать эссе по ней в комментариях к данному разбору или в топике нашей группы

Советы по работе с заданием C9.

При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что...

1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то. что мне кажется спорным»;
2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;
3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;
4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;
5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Пример 1

«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». (И. Сгобей)
1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги.
2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.
3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.
4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.
5. Примеры: русские дворяне XVIII - начала XX вв.. жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Приветствуется дополнительная информация:

1) краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии);
2) имена его предшественников, последователей или научных противников;
3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Итак, тема выбрана. Следующий шаг-это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.

«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа» (Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

1. Еще раз написать название темы и имя автора.
I абзац
Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

II абзац
Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

III абзац (теоретическое обоснование точки зрения)
Нравственность-степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например. Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные - не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том. что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

IV. Примеры
Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель - любой ценой заполучить богатства. Так. брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

V. Аргументация (собственный опыт).

Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.

VI. Вывод

Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор. пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить».

Другие материалы для эссе и не только смотрите в разделе

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

На ЕГЭ по обществознанию Вам будет предложено 5 высказываний по различным темам курса.

Необходимо написать эссе по одному высказыванию.

Выбор цитаты

Как выбрать цитату

  • Сначала внимательно вдумайтесь в смысл каждой из предложенных цитат.
  • Выбирая цитату для эссе, ответьте сами себе на вопросы:
  1. Понимаю ли я смысл данного высказывания
  2. Есть у меня необходимые аргументы для доказательства своей точки зрения
  3. Смогу ли я использовать в эссе понятия и термины, знаю ли я их
  4. Интересна ли мне эта тема

Часто выпускники допускают огромную ошибку: выбирают цитату, которая кажется им наиболее простой. А потом получается, что и примеры приводятся слишком обобщенные или уж очень простые, и терминов практически нет.

Главное при выборе — не простота, а то, сумеете ли Вы написать эссе, набрав как можно больше баллов.

Основные части эссе

Вступление

1 этап

Во вступлении необходимо объяснить смысл высказывания . Как это сделать?

Сначала напишите обобщенно, о чём данное высказывание . Далее своими словами перескажите суть цитаты, в чём её основной смыл, что хотел донести в ней автор, какую проблему поднимает.

ПРИМЕР

«Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять»

(О.Хаксли).

Содержание Комментарий
В данном высказывании известного английского писателя 20 века Хаксли О ., автора так называемых

« интеллектуальных романов», содержится мысль о противоречивости технического прогресса.

1.Общие сведения об авторе цитаты только приветствуются.

2.Вы написала обобщённо, о чём данная цитата.

Автор отмечает, что технический прогресс, с одной стороны», одаряет человечество совершенными средствами, а с другой — способствует движению вспять. Создавая, человечество одновременно и разрушает, и технический прогресс – яркое тому подтверждение. Своими словами вы передаёте смысл высказывания, конкретизируя его.

Основная часть

  • В основной части необходимо привести не мене двух примеров из разных источников .
  • Примеры должны быть конкретными , не обобщёнными. Поэтому в течение года готовьте примеры на различные возможные темы.
  • Легче доказывать на антитезе — противопоставляя отрицательные и положительные примеры.
  • Не забывайте использовать терминологию.
Содержание Комментарий
Прогресс технологий – это пример развития человеческого разума, стремления людей познать мир, природу, самих себя, облегчить свою жизнь, сделать её более комфортной.

В наш 21 –ый век информационные технологии стали частью жизни человека Интернет значительно расширил возможности человека: можно «путешествовать» по разным странам и континентам, знакомится с людьми, слушать любимую музыку, смотреть выступление знаменитых актёров. Всё это стало возможно благодаря изобретению компьютеров. В прекрасном издании — в «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта+», в томе 39 , посвящённом компьютерам, авторы (главный редактор Аксёнов М.) интересно рассказывают о том, как создавались компьютеры, какие возможности они имеют, как изменилась жизнь человечества с появлением этой чудо-техники. Да, появление компьютеров – это пример технического прогресса.

Первый пример — положительный. Взят из научно-публицистической литературы .

Обратите внимание, что всё конкретно указано: издательство, название книги, фамилия главного редактора.

Даны не просто общие слова о компьютерах, а приведёт чёткий пример.

Однако появилось и такое явление, как компьютерная зависимость. Человек, попадая в виртуальный мир, становится рабом этой техники. И тогда происходят регрессивные явления, начинается деградация человека.

В 2005 году был выпущен фильм « Паутина»

« паутиной» создатели фильма называют Интернет, на конкретных примерах показывают, к чему приводит интернет — зависимость, как меняется психика

человека, и он уже не может жить в реальном мире. О многом заставляет задуматься фильм, хочется посмотреть на себя со стороны. Авторы фильма словно предупреждают молодёжь разумно пользоваться компьютером.

Второй пример – отрицательный. Приведён уже другой источник — фильм .

Аргументы – это не просто констатация фактов. Это Ваше восприятие проблемы, ваша оценка событий и явлений. Не забывайте об этом.

Обратите внимание на выделенные термины.

Вывод (заключение)

В заключительной части эссе необходимо снова назвать автора цитаты , напомнить проблему , им поднятую (или основную мысль) , высказать свои мысли по поводу того, как решить данную проблему, что необходимо сделать в стране и конкретно каждому, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия данного явления (события).

Если позволяет тема (особенно по политике, экономике, праву), то нужно привести в конце эссе пример из Конституции РФ , то, как решается проблема на государственном уровне.

И помните: очень важно показать свою гражданскую позицию , а если есть такая возможность, свою любовь к стране, гордость за свой народ.

Содержание

«Хорошо писать – это в то же время хорошо
мыслить, хорошо чувствовать и хорошо
передавать, это иметь ум, душу и вкус».
Жан-Луи Бюффон

В своё время великий древний учёный Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мудрый, умный и очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам. Но происходящие сегодня изменения в образовании, больше направлены на формирование умения наших детей выражать свои мысли не устно, а письменно. В частности, это касается проведения государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) школы в форме и по материалам ЕГЭ. В предмете обществознания речь идет, прежде всего, о задании в части С – С9, которое является альтернативным и включает в себя необходимость написания такой современной творческой работы, как эссе. На мой взгляд, это единственное задание, которое даёт возможность увидеть настоящий уровень подготовки учащихся, познакомиться с его умением владеть и оперировать необходимой терминологией, выражать мысли, ставить проблемы, развивать полемику и т.д.

ЕГЭ по обществознанию становится всё более массовым видом проверки знаний и умений выпускников. Следовательно, перед каждым учителем встает задача правильно организовывать и провести концентрированную подготовку выпускников к ЕГЭ.

Сегодня написание эссе активно используется в рамках различных школьных предметов, причем как гуманитарных, так и естественных. Но именно обществознание позволяет раскрыться этой форме деятельности в полном смысле своего содержания и дать ей полностью реализоваться. Этот факт заставляет нас более серьёзно поработать над методической основой создания эссе, учесть все нюансы, позволяющие нам более грамотно и основательно подготовить наших учащихся к его написанию. Ведь нам предстоит, если оперировать словами французского естествоиспытателя Фан-Луи Бюффона, не просто научить хорошо писать, но ещё при этом научить «иметь душу и вкус». А ведь это далеко не просто.

Прежде всего, следует выяснить, что же означает само понятие «эссе». Данное слово пришло к нам из Франции и переводится как «опыт, набросок, очерк», а это значит, что и определений оно имеет несколько:

1) очерк, трактующий проблемы в свободной форме;

2) сочинение свободной композиции, основанное на передаче индивидуальных впечатлений;

3) жанр прозы, с парадоксальным изложением.

Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Но эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Как же научить наших детей создавать работу, соответствующую данному определению и которую с полным правом можно было назвать эссе?

Можно выделить несколько этапов формирования умений и навыков написания эссе.

Данные умения и навыки написания эссе по обществознанию следует начинать формировать в 8-9 классах.

Основная школа: 8-9 классы.

Здесь необходимые умения и навыки мы только начинаем формировать, и ученик получает своеобразный фундамент для создания будущих творческих сочинений. Пока, на мой взгляд, не стоит даже вводить само понятие «эссе», так как мы будем работать над созданием его элементов, частей. В учебниках по обществознанию под редакцией А. Кравченко есть довольно неплохой материал, позволяющих хорошо наладить эту работу, речь идёт, прежде всего, о заданиях, поставленных в конце каждого параграфа (вопросы, проблемы, практикумы).

Этапы работы:

1. Обучение развернутому ответу с элементами аргументации с использованием приема незаконченного предложения»: «Я считаю (я думаю, я уверен), что..., так как (потому что, в связи с тем, что)….»

Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение нескольких уроков, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности.

2. Введение понятий «тезис», «аргумент». Здесь главное правильно преподнести данные понятия, которые будут заучены осмысленно.

3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием изученных обществоведческих понятий и терминов.

Например, можно предложить поразмышлять над следующим вопросом: «почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования соей жизни?» При объяснении своей точки зрения учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «социальная среда»; «воспитание»; «преступление»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».

Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению материала из его собственного жизненного опыта.

4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий. Ученик обучается выражать своё собственное мнение по поводу конкретной ситуации и строить доказательство в его защиту.

Таким образом, к окончанию основной школы учащиеся получают весь необходимый фундамент для создания эссе.

Старшая школа: 10-11 классы.

Этапы работы:

1. Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик.

Здесь мы уверенно вводим новое понятие и начинаем серьёзную работу по выделению его существенных и характерных черт. Можно использовать, на мой взгляд, своеобразный метод, который позволит запечатлеть данное понятие в сознании учеников: пишу на доске «эссе» и прошу разложить по полочкам («побуквенно») данное слово.

Например, чаще всего получается следующая «картина»:

Э – эмоции

С – субъект

С – свобода

Е – единство

Если соединить все полученные слова, то у нас приблизительно получится: свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и целое. Теперь попробуем сверить сказанное с тем, в чём нас убеждают литераторы.

Особенности эссе как литературного жанра

Особенности объема

Как правило, это небольшая работа

Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Особенности стиля

Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

Особенности композиции

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

2.Определение структуры эссе

Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.

Структура эссе

В связи с этим, в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише , наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.

3. Определение требований к содержанию эссе

Эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить обществоведческие знания.

В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью нашего творческого сочинения является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и многое другое.

Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает расположить их в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком обществоведческих терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.

4. Отработка навыка написания эссе .

С чего начинается работа по написанию эссе по обществознанию?

Во-первых, с выбора темы, которая на ЕГЭ определяется перечнем общественных наук. Все представленные на экзамене темы – афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы наиболее знаком, насколько учащийся владеет терминологией данной науки, насколько он может быть теоретически подготовленным в области аргументации своих утверждений.

Выбор темы эссе – ответственная задача и выпускник должен быть уверен в том, что он:

  1. имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
  2. ясно понимает смысл высказывания;
  3. может выразить свое отношение к нему;
  4. владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для теоретически грамотного анализа темы;
  5. сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

При подготовке к экзамену лучше не распыляться, а сконцентрировать учащегося на тех науках, которые ему ближе: более интересны, более высок уровень знаний и т.д. Также стоит обратить внимание на автора цитаты – очень часто имена авторов афоризмов повторяются, и будет только плюсом поработать над выяснением неизвестных личностей, ведь использование в работе подобного дополнительного материала будет только плюсом.

С9.1 Философия

«Видеть самих себя такими, какими видят нас другие, – самый благотворный дар» (Хаксли О.)

С9.2 Социальная психология

«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)

С9.3 Экономика

«Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ми пользоваться» (Наполеон Бонапарт)

С9.4 Социология

«Проступок, хоть и может вызвать временное благополучие, никогда не приносит подлинного счастья» (В. Скотт)

С9.5 Политология

«Целью политики является всеобщее благо; народ и власть должны подчиниться закону» (Аристотель)

С9.6 Правоведение

«Жестокость законов препятствует их соблюдению» (Ш. Монтескье)

При этом необходимо не забывать об эмоциях, которые будут проявляться через яркие фразы, живой и интересный язык эссе (оригинальность, необычность, призыв к спору). Иногда даже короткие, простые, разнообразные по интонации предложения дают значительно больший эффект, чем длинные замысловатые размышления.

Очень важно, чтобы учащийся научился правильно формулировать заложенный в цитате смысл, иначе весь созданный материал не будет оценён положительно. Ведь в соответствии с требованиями к написанию эссе, в случае отсутствия формулировки смысла высказывания, работа не подлежит дальнейшей проверке.

Например, возьмём несколько афоризмов и постараемся сформулировать заложенное в них смысловое содержание:

1. «Сбережения составляют самый богатый доход» (И.Стобей).

Смысл: нужно правильно распоряжаться своими сбережениями, которые не должны лежать мёртвым грузом, а приносить доход.

2. «Суров закон, но он закон»

Смысл: каким бы суровым не был закон, он является законом, а значит, его исполнение является обязательным.

Именно регулярные практические занятия, систематическая отработка данного умения позволит не бояться оформлять проблемы и формулировать смысловое значение афоризма. И только вдумчивое отношение к данному вопросу позволит решить судьбу эссе. Поэтому при выборе темы, лучше остановиться на той проблеме, по которой учащийся может дать развёрнутое теоретическое обоснование с использованием понятий, определений, фактов.

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) она интересна вам;

б) вы понимаете смысл этого высказывания;

в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

3. Определите смысл высказывания (проблему).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.

  • для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
  • распределите подобранные аргументы в последовательности;
  • придумайте вступление к рассуждению;
  • изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

5. Сформулируйте общий вывод работы.

Требования, предъявляемые к эссе:

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
  2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
  3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
  4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
  5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
  6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Критерии оценивания эссе:

  • Раскрытие смысла высказывания – 1 балл
  • Представление и пояснение собственной позиции выпускника – 1 балл
  • Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла
  • Максимальный балл 5

Литература.

  1. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 1.
  2. Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»?// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 9.
  3. Цитович Т.Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 7.