Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Реформы Алексея Михайловича Романова. Правление Алексея Михайловича

Реформы Алексея Михайловича Романова. Правление Алексея Михайловича

Царь Алексей Михайлович получив трон по праву наследования, он исповедовал веру в богоизбранность царя, его власти. Отличаясь, как и отец, мягкостью, кротостью характера, он мог проявлять и вспыльчивость, гневливость. Современники рисуют его внешность: полнота, даже тучность фигуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода; наконец, мягкий взгляд. Его "гораздо тихий" нрав, благочестие и богобоязненность, любовь к церковному пению и соколиной охоте сочетались со склонностью к нововведениям, знаниям. В первые годы его правления большую роль в государственных делах играл его "дядька" (воспитатель) боярин Б. И.Морозов, ставший свояком царя (они были женаты на родных сестрах), и родственники по первой жене -- Милославские.

Алексей Михайлович пережил бурную эпоху "бунтов" и войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипломатическая деятельность. Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

При царе Алексее Михайловиче власть укрепилась. В 1645 г. он принял титул "Царь, Государь, Великий князь всея Великая и Малая России, Самодержец". Это окончательно закрепило за страной название - Россия. Царь не был стеснен никакими законами. Отношения подданства были восстановлены. Политическим идеалом Алексея Михайловича (который назывался в народе "Тишайшим") была монархия Ивана Грозного. Эпоха Грозного его привлекала не террором, а неограниченностью власти. Царь привлекал к правлению умных, сведущих людей, по способностям, а не по родовитости, как это было ранее. Опорой ему стала бюрократия. Госаппарат возрос за 50 лет (с 1640 по 1690 гг.) в 3 раза.

Был учрежден Приказ тайных дел. В его задачу входил контроль за точным исполнением указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Работники Тайного приказа сопровождали бояр-послов за границу, строго следя за соблюдением инструкций, данных царем. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю. Через него Алексей Михайлович сосредоточил в своих руках контроль над деятельностью государственных служащих сверху донизу.

Боярская дума при нем потеряла какое-либо значение. Ведущими в госуправлении стали административные органы - приказы. Большинство из них носило военный характер: стрелецкий, казачий и т.д. Главной опорой власти становятся бюрократия и армия. Формирующаяся абсолютная монархия уже не нуждается в таком органе управления, как Земский собор, поэтому после 1653г., когда Земский собор вынес решение о принятии Украины в российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается.

Церковная реформа.

Во второй половине XVII в. произошло столкновение церкви и государства. К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, который имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной. Никон ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось, мечтая превратить Московское государство в центр христианского мира.

Таким образом, в деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

Сама реформа Никона была очень умеренной. Она устраняла различия в богослужебной практике между русской и греческой церковью, вводила единообразие в церковной службе по всей России. Реформа не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества. Но даже эти умеренные реформы привели к расколу на сторонников Никона и ревнителей старой веры (староверов).

Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе произошли после его удаления. Царь Алексей Михайлович в государственных интересах приветствовал преобразования в церковной обрядности и взял дело церковной реформы в свои руки. В 1667 г. он созвал в Москве церковный собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх - в делах церковных.

Таким образом, церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно - собор признал православными всех греческих патриархов и разрешил все греческие богослужебные книги. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено. Несогласные поднимали восстания, уходили в леса. Самосожжением покончили жизнь около 20 тысяч человек. Церковная реформа воспринималась обществом как прозападная, поскольку ее сторонники, по сути, призывали воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви.

В 1648–1654 годах царь Алексей Михайлович кардинально реформировал армию. Были усилены и увеличены лучшие части старого строя – элитная московская поместная конница, московские стрельцы и пушкари. Но главное, массово создавались полки нового строя, ставшие костяком армии. В Европе в связи с окончанием Тридцатилетней войны появилось много безработных военных специалистов, которые пригодились в России. Даже многие пленные добровольно оставались служить, а то и принимали православие, связав навсегда свою судьбу с новой родиной. Кстати, оставившие службу до окончания контракта, обратно не принимались, хотя просились очень многие. Дешевизна жизни и вполне приличная зарплата привлекали офицеров из Европы, где образовался переизбыток командных кадров.

Самыми элитарными стали два выборных полка, что значит отборных. Солдаты сюда выбирались из других воинских частей самые лучшие, опытные, хорошо подготовленные. Особенностью было то, что даже начальные люди (начальники) в эти два полка назначались русские. Иностранцев – единицы. В Европе воинские звания давались специальным патентом раз и на всегда, а спецификой России было совмещение звания с должностью. Человек назначался, например, капитаном определенного полка, а после его роспуска звания лишался.

Выбранные солдаты относились к разным сословиям: дети боярские, дети казачьи, вольные, даточные крестьяне – сданные в армию из государственных и помещичьих сел и т.д. Большую прослойку составляли жильцы. Так называлось самое низкое дворцовое звание. При царском дворе это была наиболее массовая категория дворян. Самая худородная, беднейшая, поскольку беспоместная, и зависимая. Избыточных жильцов отправляли служить в солдаты, как и полагалось этому сословию. Службу они несли наравне с остальными, но имели чуть больше шансов выйти в начальные люди просто по праву рождения. Существовавшая в то время практика, впрочем, позволяла любому рядовому за «добрую» службу и боевые заслуги стать дворянином, поднявшись всего на один воинский чин: «И потом ему мочно быти ис рядовых солдатов гефрейтором сиречь шляхтичем, потому что первое шляхетство родитца доброю службою». Потом Петр I отодвинет переход в «шляхетство» с первого начального чина ефрейтора или капрала до первого офицерского звания. А в середине XVII века даже самым наименьшим начальным человеком мог быть только представитель дворянского сословия. Вот царь и жаловал за службу. Другое дело, что сын боярский имелвозможность из рейтар сразу подняться в поручики. Но опять же за «раны и кровь», храбрость и воинское умение.

К началу нового XVIII столетия выборные полки стали именоваться Лефортовский и Бутырский. И стали костяком армии Петра I вместе с новоиспеченными Преображенским и Семеновским.

Сitato loco:

Малов А.В. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории. 1656–1671 гг. – М.: «Древлехранилище», 2006. – 624 с., илл.

Во второй половине XVII в. начинается трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, в т. ч. поэзия, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые «комедийные действа». Кризис традиционализма охватывает и сферу идеологии.

Алексей Михайлович - один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 года патриархом Никоном. В 1666-67 годах церковный собор проклял «староверие» и обязал «градские власти» сжигать всякого, кто «возложит хулу на Господа Бога». Несмотря на личные симпатии к протопопу Аввакуму, Алексей Михайлович занял бескомпромиссную позицию в борьбе со старообрядчеством: в 1676г. была разгромлена староверческая цитадель - Соловецкий монастырь. Непомерное честолюбие патриарха Никона и его откровенные притязания на светскую власть привели к конфликту с царем, закончившегося низложением Никона.
( Cм. Д.Л. Мордовцев Великий раскол).

Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662г. и казачье восстание под предводительством Степана Разина, с трудом подавленное правительством.

Алексей Михайлович сам участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах (1654-1656).

Освободительное движение на Украине в конце 40-х годов возглавил Богдан Хмельницкий. В ходе военных действий против Польши Хмельницкий вел переговоры с Москвой, прося принять Украину в русское подданство. Только так можно было избежать опасности полного поглощения Украины Польшей или Турцией.

В феврале 1651 года на Земском соборе в Москве было заявлено о готовности принять Украину в русское подданство. 1 октября 1653 года Земский собор принял решение присоединить Украину к России и объявить войну Польше. 8 января 1654 года в Переяславле собралась большая Рада, которая решила принять подданство России.

Война России и Польши 1654-1667 годов вскоре приобрела общеевропейское значение. В нее оказались втянутыми Швеция, Османская империя и зависимые от нее государства - Молдавия и Крым.

Вначале русские войска достигли большого успеха, заняли Смоленск, Витебск, Минск, Ковно, а на Украине совместно с отрядами Богдана Хмельницкого освободили западноукраинские земли вплоть до Львова.

Но тут в войну вступила Швеция, которая в короткий срок оккупировала значительную часть Польши. В этих условиях Россия заключила перемирие с Польшей и начала войну со Швецией (1656-1658гг). Целью России была не только защита завоеваний на Украине и в Белоруссии, но и борьба за выход к Балтийскому морю. Русские войска пробились к Риге и начали ее осаду. Русско-шведская война дала возможность Польше оправиться от поражения и вытеснить шведов со своей территории. И Польша, и Россия заключили мир со Швецией и начали между собой затяжную войну за Украину.


В 1667 году было заключено Андрусовское перемирие на тринадцать с половиной лет, по которому за Россией закреплялся Смоленск и Левобережная Украина. Киев переходил к России на 2 года.

В 1686 году был заключен мир, подтвердивший условия Андрусовского перемирия. Киев остался за Россией.

Человек переходного времени, Алексей Михайлович был достаточно образован, первым из русских царей нарушил традицию и стал собственноручно подписывать документы. Ему приписывается и ряд литературных сочинений, в т. ч. «Послание на Соловки», «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Урядник сокольничья пути» и др.

14. Современники называли XVII век «бунташным» временем и действительно, в предшествовавшей истории феодально крепостнической России не было такого количества антифеодальных выступлении, как в XVII столетии.

Крупнейшими из них в середине и второй половине этого века были городские восстания 1648-1650 гг., «медный бунт» 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670 - 1671 гг. Особое место занимает «раскол». Он начался как религиозное движение, нашедшее позже отклик в народных массах.

Городские восстания 1648-1650 гг. были направлены против бояр и правительственной администрации, а также против верхушки посадских людей. Общественное недовольство усиливалось крайней продажностью государственного аппарата. Посадские люди вынуждены были давать воеводам и приказным людям взятки, «посулы». Ремесленников в городах заставляли бесплатно работать на воевод и дьяков.

Главными движущими силами этих восстаний были молодшие посадские люди и стрельцы. Восстания были городскими по преимуществу, но в некоторых районах охватили и деревню.

Волнения в городах начались уже в последние годы царствования Михаила Романова, но вылились в форму восстаний при его сыне и преемнике Алексее Михайловиче. В первые годы его царствования фактическим правителем государства был царский воспитатель («дядька») - боярин Борис Иванович Морозов. В своей финансовой политике Морозов опирался на купцов, с которыми был тесно связан общими торговыми операциями, так как его обширные вотчины поставляли поташ, смолу и другие продукты для экспорта за границу. В поисках новых средств для пополнения царской казны правительство по совету думного дьяка Н. Чистого в 1646 г. заменило прямые налоги налогом на соль, подорожавшую тотчас же почти втрое. Известно, что подобный налог (габель) и во Франции вызывал в том же XVII в. большие народные волнения.

Ненавистный соляной налог был отменен в декабре 1647 г., но вместо доходов, поступавших в казну от продажи соли, правительство возобновило сбор прямых налогов - стрелецких и ямских денег, требуя уплаты их за два года.

Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 г. Во время крестного хода большая толпа посадских людей окружила царя и пыталась передать ему челобитье с жалобой на насилия бояр и приказных людей. Стража разогнала челобитчиков. Но на следующий день к посадским людям примкнули стрельцы и другие ратные люди. Восставшие ворвались в Кремль, кроме того, они разгромили дворы некоторых бояр, стрелецких начальников, купцов и приказных людей. Думный дьяк Чистой был убит в своем доме. Восставшие вынудили правительство выдать Л. Плещеева, ведавшего московским городским управлением, и Плещеев был всенародно казнен на площади как преступник. Восставшие требовали выдачи и Морозова, но царь тайно отправил его в почетную ссылку в один из северных монастырей. «Посадские люди всею Москвою», поддержанные стрельцами и холопами, заставили царя выйти на площадь перед Кремлевским дворцом и дать клятвенное обещание выполнить их требования.

Московское восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве «сильных побивают ослопьем да каменьем». Восстания охватили ряд северных и южных городов -Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др. В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам. Таким образом, уже городские восстания 1648 г. были тесно связаны с движением крестьян. На это указывает и челобитье посадских людей, поданное царю Алексею во время московского восстания: «Весь народ во всем Московском государстве и в его порубежных областях от такой неправды в шатость приходит, вследствие чего большая буря подымается в твоем царском стольном городе Москве и в иных многих местах, в городах и в уездах».

Ссылка на восстание в порубежных местах позволяет предположить, что восставшие, возможно, были осведомлены об успехах освободительного движения на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось весною того же 1648 г.

15. Эпоха великих преобразований - так иначе называют годы правления сына Алексея Романова и второй супруги его Натальи Нарышкиной, первого императора Российского Петра I Великого.

Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -- основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия. Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. По моему мнению, реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом". Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться не один ряд поколений. Реформы, как бы они ни были исполнены Петром, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Все петровские преобразования можно поделить на три этапа:

· первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

· второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

· третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

Актуальность работы заключается в том, что реформы Алексея Михайловича остались малоисследованными и не до конца поясняют происходившие в тот век события. Дело в том что реформы второго царя из династии Романовых стали основной базой для петровских реформ начала 18 века. Они оказали немалое влияние как на будущие реформы Петра I так и на развитие государства вцелом.

Работа содержит 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение Лицей Гуманитарных Наук

Научная работа по теме:

Реформы царя Алексея Михайловича

Руководитель:

Тау Татьяна Анатолиевна

Исполнитель:

Гонзуревский Иван Антонович

<Саратов2009>

Введение

Актуальность работы заключается в том, что реформы Алексея Михайловича остались малоисследованными и не до конца поясняют происходившие в тот век события. Дело в том что реформы второго царя из династии Романовых стали основной базой для петровских реформ начала 18 века. Они оказали немалое влияние как на будущие реформы Петра I так и на развитие государства вцелом.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) - второй русский царь из династии Романовых, сын царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Стрешнёвой. В шесть лет молодой царевич получил в наставники дядьку Бориса Морозова, который начал учить его грамоте и другим наукам. Так как Борис Морозов привил молодому царевичу любовь к иностранному, то это очень быстро сказалось на реформаторской деятельности Алексея Михайловича. Ему было всего 16 лет, когда в 1645 году умер его отец, и Алексей Михайлович принял корону Российского государства. Царевич Алексей был очень образованным для своего времени человеком, так как много читал и изучал. Несколько православных книг, прочитанных Алексеем в детстве развили, ему любовь к церковным обрядам и церемониям. Он был глубоко религиозным человеком и по этому исполнял все обряды и посты. На протяжении всего царствования на царя оказывали воздействие лица, которым он верил и считал их поступки правильными. Также Алексей прислушивался к представителям русской православной церкви в отношении развития религиозных реформ. Одним из них был новгородский митрополит Никон, который в последствии стал русским патриархом и имел очень большое влияние на царя. Не даром время правления Алексея Михайловича и его потомков называется “бунташный век”. В это время Россия стояла на пороге реформ и преобразований, необходимых для ее дальнейшего развития. В ходе правления Алексея Михайловича произошло несколько войн, которые привели как к территориальным приобретениям так и потерям таковых. C 1654-1667 Россия почти одновременно вела войну с Польшей а за тем со Швецией. Алексей Михайлович умер в 1676 году оставив Россию подготовленной для дальнейших преобразований его потомков.

Церковная реформа

Главным событием семнадцатого века в религиозной жизни русского государства стал раскол православной церкви, как следствие деятельности реформ Никона и его сподвижников из “ревнителей древнего благочестия” по введению единых обрядов и служб, искоренение ересей, переписывание книг на латынь и само ведение служб на том же языке. Никон называл эти реформы “церковным исправлением” и брал за образец греческие службы и книги. Потребность в церковной реформе назрела к началу 50-х годов из-за пошатнувшегося положения веры на Руси. Это произошло в долгие годы смуты, войн и раздоров, в результате которых человеческая жизнь перестала цениться, многие обычаи и обряды были забыты, да и сами священники перестали выполнять свои обязанности и заботились не о поддержании православных традиций, а о самих себе.

Церковная реформа была призвана перестроить церковные обряды по новогреческим, близким к католицизму канонам. Несмотря на необходимость реформ, многие не захотели принимать новые церковные каноны и повсюду прошли массовые недовольства. Оппозицию патриарху возглавил его бывший друг и соратник протопоп Аввакум, который настаивал на сохранении исконных православных обычаев. Люди которые поддерживали Аввакума называли себя “боголюбцами”. Они обвиняли Никона в незаконном занятии патриаршего престола, в том что он хочет править самодержавно, устранив царя. Также поводом для обвинений Никона стали привизенные им книги- старые греческие и новые, печатавшиеся в католической Италии. Московский патриарх также руководил постройкой своего монастыря -резиденции, который он гордо именовал Новым Иерусалимом. Как и отец первого русского царя Михаила Федоровича патриарх Филарет, Никон получил титул “Великого государя”. Но в 1666 году Никон на Церковном Соборе был осужден за свое стремление поставить духовную власть над царской, но его “церковные исправления ” были приняты. Официальная дата церковного раскола 1667 год, когда царь Алексей Михайлович созвал большой собор, на котором был осужден лидер “боголюбцев” протопоп Аввакум и некоторые его сподвижники, которые были сосланы в Пустозёрск. Сторонников Аввакума подвергали преследованиям, а наиболее ревностные последователи были казнены или сосланы в Сибирь и другие места. Раскол привел к появлению старообрядцев, которые не хотели принимать новые церковные правила и бежали на окраины русского государства.

Военные реформы Алексея Михайловича

Полки “нового строя”

Во время правления Алексея Михайловича у России было три важнейших напраления во внешней политике. Одно из них состояло в возвращении выхода к Балтийскому морю, потерянному в результате заключения Столбовского мира в 1617 году. Другим направлением во внешней политике было западное. Главной задачей этого направления было воссоединеие с двумя, близкикими к русскому, народами – украинцами и белорусами. На пути решения этой задачи стояла Речь Посполитая, так как украинский и белорусский народы находились под её властью.

Для решения этих и других внешнеполитических задач нужна была армия. К середине XVII века у России небыло регулярных армий так как стрелецкое войско в мирное время не оттачивало свои боевые навыки, а занималось ремеслами, земледелием и торговлей и, получая от этого прибыль, оно не стремилось воевать. Боеспособность такого войска была весьма низкой, вследствие чего большинство воин которые вела Россия чаще всего заканчивались поражениями. Всё это толкало Алексея Михайловича на создание более боеспособного войска. Он обратил внимание на воинские части, формирование которых началось в 30-е годы XVII, по образцу армий Западной Европы. Были образованы полки солдатские, драгунские и рейтарские. Поначалу они набирались из беспоместных дворян, стрельцов, казаков, «вольных людей», при этом командующие посты занимали, как правило, иностранцы. Со второй половины XVII в. полки нового строя стали комплектоваться из даточных людей на пожизненную службу. Рейтары набирались в основном из детей бояр или дворян, за службу получавших жалование, а иногда и поместья. Командный состав более чем наполовину состоял из русских дворян. В мирное время часть полков могли распустить. К концу XVII в. полки нового строя составляли почти половину русской армии. . В конце XVII - начале XVIII веков эти полки были использованы для формирования регулярной русской армии. В 1631 в Москве было сформировано 2 солдатских полка, а во время русско-польской войны 1632-34 ещё 6 солдатских, 1 рейтарский и 1 драгунский. В 1681 было 33 солдатских (61 тыс. чел.) и 25 драгунских и рейтарских (29 тыс. чел.) полков. Эти полки оказались намного боеспособнее стрелецких войск и показали царю необходимость полного перефомирования русской армии. Полки иноземного строя хорошо проявили себя во время русско-польской и русско-шведской войн и во многом способствовали победам русской армии на обеих фронтах. Большой выгоды из этих побед российское правительство и царь не сумели извлечь из-за отказов отдавать требуемые земли проигравшими странами.

Первый русский корабль "Орел"

К середине 17 века у России не было флота и поэтому многие торговые пути проходившие по морю были незащищенными как и купцы других государств, которые проходили по ним. После утраты выхода к Балтийскому морю и неудачных попыток возвращения в ходе русско-шведской войны Финского залива русское правительство принимает решение усилить торговые связи со странами востока, которые хотели заключать торговые договоры с Россией. Но для охраны иностранных купцов от морских разбойников требовались военные суда, которых у Российского государства не было. Предпосылками к постройке военного корабля послужило желание персидских правителей усилить торговые отношения с русскими купцами. До этого для военных целей при необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами. После заключения соглашения с Персией (Ираном) о провозе персидского шелка-сырца через Россию на западноевропейские рынки царское правительство решило создать военную флотилию на Хвалынском (Каспийское) море для охраны судоходства.

В 1664 году персидский шах Аббас II усилил торговые отношения с Россией и дал исключительные привилегия русским купцам. Через три года шах просил у России дозволить особой армянской кампании, состоящей из персидских подданных, производить торг шелком-сырцом через Россию. Разрешение было получено, и при этом русские брали на себя охрану провозимых товаров за особую плату. Конечно, это вызвало необходимость завести военные суда для плавания по Волге и Каспийскому морю, а потом 19 июня 1667 года начата постройка военного корабля в селе Дединове и главное наблюдение поручено боярину Ордын-Нащекину. Для этого в селе в 1667 году началось строительство небольшой верфи, предназначенной для постройки военных судов. Строить корабли тогда на Руси не могли, и поэтому было необходимо приглашение иностранных мастеров. По поручению царя из Голландии и других европейских стран было приглашено несколько корабельных мастеров для найма на русскую службу. В числе приглашенных были полковник Ван-Буковец, который должен был стать непосредственным руководителем и организатором постройки судов, капитан и кормщик Бутлер, а также корабельные мастера Гельт, Ван-ден-Стрек и Минстер. В помощь им из числа "свободных людей" окрестных сел и деревень выделялись тридцать плотников, четыре кузнеца и четыре пушкаря. Первоначально намечалось построить один корабль, бот, яхту и две шлюпки. 14 ноября 1667 года состоялась закладка корабля, которому было присвоено имя "Орел" , названный так в честь Российского герба. 19 мая следующего года он уже был спущен на воду, но из-за задержек в поставках материалов и нехватки специалистов он смог выйти в первое плавание лишь летом 1669 года. "Орел" представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового парусного корабля длиной 25 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружение судна должны были составлять 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. На корабле было 20 иностранцев, и к ним прибавилось в Казани 35 нижегородских стрельцов для охраны во время пути. Вскоре после спуска главного корабля, на воду были также спущены яхта, бот и две шлюпки. Капитаном первого русского военного корабля "Орел" Д. Бутлером были составлены "34 статьи арти-кульные" - "Корабельного строя письмо" для регламентации службы на корабле и действий в бою. Эти статьи были, по существу, первым русским корабельным уставом. Вместе с построенными в Дединове другими судами корабль перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. Там через год он был захвачен возглавляемыми Степаном Разиным восставшими крестьянами. По сохранившимся документам, "Орел" простоял в бездействии в протоке Кутум близ одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию.

Денежная реформа 1654-1663 годов

Войны России с Речью Посполитой за Украину (1654-1667 гг.), со Швецией (1654-1658 гг.) были затяжными, многочисленные сражения то на Шведских, то на Польских территориях не всегда приносили победы русским армиям. Переговоры о заключении мира затягивались, война продолжалась. Длительное ведение боевых действии на два фронта приводило к подорожанию хлеба и нехватке многих продуктов. Кроме военных расходов, с объединением Украины по властью России связана еще одна причина денежной реформы: на Украине ходила польская монета, а для единства государства требовалось единство денежной системы.

Чтобы пополнить казну, которую опустошали войны, правительство решило ввести в использование крупные денежные номиналы для увеличения прибыли. После последней денежной реформы Елены Глинской на территории централизованного русского государства ходила единая монета, но вид русских денег был архаичен (проволочная техника, ручная чеканка, краткость изобразительных средств, скудный номинальный ряд). Все это было связано и с недостатком собственного сырья так как Россия была полностью зависима от европейских поставок серебра. Также в России было плохо развито монетное дело потому что либо не хватало техники способной чеканить монеты либо эта техника была устаревшей. Иностранные серебряные монеты, которые назывались талерами были товаром, который обменивали на экспортные мех, овес и д.р. В последствие эти монеты переплавлялись для чеканки русских монет. В ходе денежной реформы, которая началась в 1654 году было принято решение о внедрении неполнценного рубля. Рисунки талеров сбивались и специальными молотовыми снарядами чеканились рубли. Попытка чеканить из меди полтинники неувенчалась успехом так как медь менее ковкий металл и поэтому снаряды быстро ломались. Кроме серебряных неполноценных рублей, были введены так же полуполтины, стоимость которых равнялась 16 копеекам. Новые монеты, лишенные внутренней стоимости, были встречены отрицательно, особенно на Украине и в Белоруссии, где острее всего правительству требовалось их внедрить. Кроме этого, московскому денежному двору не удалось освоить производство крупных монет. Молотовые снаряды катастрофически быстро выходили из строя из-за их низкого качества. Благодаря всему этому протцесс перечеканки талеров в неполноценные рубли пришлось остановить. В продолжение реформы в 1655 г. вместо рублевиков появился в монетном обращении талер с двумя надчеканами, курс которого был 64 копейки. После введения этих денег у правительства возникли опасения, что иностранцы будут их подделывать, поэтому им запретили пользоваться этими деньгами на внутреннем рынке. Кроме талеров с надчеканками было принято решение выпустить медные монеты, курс которых был приравнен к серебряным. Медь получила более широкое распространение так как она закупалась у шведов в большом количестве. В 1656 г. началась русско-шведская война, в ходе которой Россия получила непосредственный доступ к меди. В изобилии меди таилась следующая проблема: огромное количество медных копеек породило инфляцию.

Русский царь из династии Романовых с 1645 года.

Алексей Михайлович был набожным и строго соблюдал церковные обряды.

Будучи образованным человеком, Алексей Михайлович сам читал челобитные (по преданию, в царском селе Коломенском стоял ящик для просьб на имя царя) и другие документы, писал и/или редактировал многие Указы и первым из русских царей стал их собственноручно подписывать…

С 1648 года им проводилась реформа полков царской армии и было нанято на службу значительное количество европейских военных специалистов. Из Европы в Москву приглашались также мастеровые, архитекторы, живописцы, лекари, аптекари. В 1652 году их начали селить в Немецкой слободе, которая стала проводником западного культурного влияния в России. Но: православным запрещалось посещать костелы и кирхи, а иноземцам в России - православные храмы…
«Его поведение было образцовым для каждого батюшки-царя. Все знали, что царь чрезвычайно религиозен. В церкви Алексей Михайлович порой выстаивал по пять-шесть часов, клал по тысяче земных поклонов, а то и по полторы тысячи. Обычно же у царя на обедню уходило около двух часов.
Эта религиозная физкультура производила необычайно сильное впечатление на всю Святую Русь. Вот он, народный заступник перед Богом!После неё в будни он занимался делами. Сохранились собственноручные записи царя - то, как он готовился к заседанию Боярской думы. Вопросы повестки дня разбиты на три группы. Те, по которым у царя нет своего мнения, и он оставляет их боярам. Те, которые он уже обдумал, но пока требуют обсуждения. И те, по которым он принял решение, и которые теперь надо только утвердить. Вообще, сильной стороной его правления было постоянное делегирование полномочий - у Алексея Михайловича всегда были приближённые, которым он мог доверить тот или иной участок работы.
По полудни дела оканчивались, начинался царский обед. Подавалось до семидесяти блюд. Царь часто отсылал их - с царского стола - тем, кому хотел сделать приятное. Но в чревоугодии его было трудно обвинить: Алексей Михайлович держал все посты и питался буквально по-монашески».

Мединский В.Р., Особенности национального пиара, М., «ОЛМА Медиа Групп», 2010 г., с. 537-538.

Во время правления Алексея Михайловича с 1653 года, патриарх Никон начал церковную реформу, положившую начало раскола в Русской Православной Церкви.

Количество приказов (аналогов нынешних министерств и комитетов) к концу его царствования возросло вдвое с 40 до 80, а число приказных людей - более чем в 3 раза: с 800 до 2800.

После смерти первой жены Алексей Михайлович женился в 1671 году на Н.К. Нарышкиной, родившей ему троих детей и, в частности, будущего Императора Петра I .

«…на рубеже XVII-XVIII столетий Пётр Великий производит глубочайшую социальную, культурную, военно-организационную и пр. революцию. В этом «пр.» в первую очередь и, может быть вообще в первую очередь, - революция во Власти. Им создаются новая форма и новый тип русской власти - секуляризированные и на манер европейского абсолютизма. Да, но за несколько десятилетий до этого «судьбоносного» поворота-переворота Русская Власть пережила почти столь же головоломный вираж. Алексей Михайлович, отец академика и плотника, мореплавателя и героя, затеял такую перестройку всего и вся, что стоит лишь удивляться, сколь мало мы говорим об этом, совершенно не уделяем должного внимания. Вот что пишет один из образованнейших и умнейших современных русских людей (Успенский Б.А., История русского литературного языка, 1987 г. - Прим. И.Л. Викентьева): «Алексей Михайлович... (...именно царю..., а не патриарху Никону принадлежит основная роль в культурных реформах этого периода)... осознает себя царём всего православного мира, естественно ориентируясь при этом на византийский образец. Такой взгляд может рассматриваться как развитие идеи Москвы - Третьего Рима . Если, однако, ранее эта идея связывалась с культурным изоляционизмом, то теперь она связывается с универсализмом, т.е. предполагается единая культурная норма для всего православного мира». Иными словами, при Алексее Михайловиче Россия впервые примеривается к роли авангарда всего прогрес... нет, пока ещё только всего православного человечества. И это, конечно, крутая перемена. Автор уточняет: «Это изменение предполагает изменение отношения к грекам. После Флорентийской унии греки стали рассматриваться как повредившиеся в вере, от них надо было отмежеваться. С этим связано установление автокефалии русской церкви. Процесс церковного обособления был завершён учреждением патриаршества в России (1589 г.). С учреждением патриаршества Московское царство получило ту же структуру, что и Византийская империя. Византийская империя как бы целиком переместилась в границы Московской Руси. Эта концепция подчёркивала религиозную и политическую самодостаточность Московской Руси и вела к культурному изоляционизму». Но вот жизнь становится «лучше и веселее». Страна крепнет и, соответственно, набухают её амбиции. «Со стабилизацией русской государственной власти в середине XVII века политические концепции меняются. Политическая программа царя Алексея Михайловича предполагала создание православной империи, выходящей за рамки Московской Руси. Соответственно, православный мир не замыкался для него в Московском царстве, но... приобретал масштабы Византийской империи... Ориентация Алексея Михайловича на византийского василевса проявляется в целом ряде аспектов. ...Алексей Михайлович выписывает из Константинополя яблоко и диадему, сделанные «против образца благочестивого греческого царя Константина». При Алексее Михайловиче царя начинают титуловать святым, как это было принято в Византии. До этого так могли называть русского царя или великого князя только греческие иерархи, но не сами русские. Византинизация царской власти обусловливает и изменение чина венчания на царство, который приближался к византийскому. Со времен Фёдора Алексеевича (1676 г.) царь при венчании причащается в алтаре по священническому чину, как это делали византийские императоры. Как подражание византийским императорам может быть рассмотрено и издание Уложения (1649 г.), т.е. официальное введение нового свода законов...». При всём этом, подчёркивает знаменитый исследователь, «византинизация царской власти при Алексее Михайловиче обусловливает византинизацию всей русской жизни. Москва должна стать не только политическим, но и культурным центром всего православного мира».

Пивоваров Ю.С., Русская политика в её историческом и культурном отношениях, М., «Российская политическая энциклопедия», 2006 г., с. 95-97.

«Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу... одной ногой он ещё крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занёс было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении».

Ключевский В.О., Сочинения,Том 3, Курс русской истории, Часть 3, М., «Государственное издательство политической литературы», 1957 г., с. 320.