Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Составные части басни презентация. Презентация - Что такое басня? вот её главные качества»

Составные части басни презентация. Презентация - Что такое басня? вот её главные качества»

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели и задачи: Знакомство с биографией И.А.Крылова. Знакомство с жанровыми признаками басни на примерах. Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитательное значение басни.

Cлайд 3

Первые басни появились в Древней Греции. Эзоп – один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но всё –таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням. Эзоп соперничал славою со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. ПеП Эзоп

Cлайд 4

Жан де Лафонтен –замечательный французский баснописец, служивший при дворе. Он в иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстит, как две капли воды похожи на королевскую челядь. Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Жан де Лафонтен

Cлайд 5

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта- наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844 г.)

Cлайд 6

Биография баснописца. Родился И.А. Крылов в Москве. Отставка отца, отъезд в Тверь. Мать составляет план образования сына. Смерть отца и служба в губернском магистрате. Неудача первых пьес(трагедий). Появление комедий(«Бешеная семья» и др.). Известность. Журналы, выпускаемые И.А.Крыловым («Почта духов», «Зритель» и др.). 1806 г. Петербург. Первые басни («Дуб и Трость» и др.). 200 басен И.А.Крылова. Успех, слава великого баснописца. Празднование юбилея (70- летие жизненного пути и 50- летие творческой деятельности. Смерть И.А.Крылова в 1844 г. и памятник Клода баснописцу в Летнем саду..

Cлайд 7

Басня- эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приёме аллегории, иносказания. Аллегория- вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощённое в конкретном образе. Иносказание- художественный приём, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления.

Cлайд 8

«Книга мудрости самого народа» Так назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи. Крылов, широко черпая из народной речи, не менее щедро отдавал народу взятое у него. Его стихи превращались в пословицы и поговорки. Поэтому так легко входили в народ строки и образы басен, крылатые словечки, выражавшие ум и смекалку.

Cлайд 9

Мораль- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Эзопов язык- (по имени древнегреческого баснописца Эзопа)- система намёков и иносказаний в художественном проявлении. дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещённые идеи и взгляды, в основном политического характера.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» Ворона и лисица

Cлайд 13

Cлайд 14

« Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Cлайд 15

« За что же, не боясь греха. Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку»

Cлайд 16

« Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?- ей Мишка отвечал»

Cлайд 17

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя школа № 1 г. Перевоза»

Русская басня

Выполнил: ученик 5 б класса

Бычков Всеволод

Учитель: Краева Н.А.

г. Перевоз


Цели:

1.Определить понятие «басня»;

2. Определить актуальность басни, как литературного жанра;

3. Выявить составные части басни;

4. Выделить особенности жанра басни;

5. Познакомиться с великими баснописцами.


«Рассказ и цель –

вот в чём сущность басни;

сатира и ирония –

вот её главные качества».

(В.Г.Белинский)


Назначение басен

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?

и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом.

На второй вопрос – басней.»

(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)


Басня – один из малых эпических жанров.

Всегда рассказ, повествование

Небольшой рассказ, почти анекдот


Басня

рассказ

моральный вывод


БАСНЯ КАК ЖАНР

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания:

Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

Эзопов язык –

речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.


  • Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
  • В басне высмеиваются людские пороки;
  • Басня имеет поучение, мораль.

Великие баснописцы

Часто родители и взрослые, окружающие нас, читают нам нравоучения. Нравится ли это нам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения?

Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме.

По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном

басне.

И.А. Крылов


«Зеркало и Обезьяна»

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают: Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.


«Петух и Кукушка»

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.


«Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.


«Мартышка и очки»

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.


«Слон и Моська»

Пускай же говорят собаки: "Ай моська! знать она сильна, Что лает на слона!"


Вывод:

Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков общественной жизни.

В басне в начале или конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни – мораль.

Басни нам нужны, благодаря им, мы учимся различать добро и зло на простых и доступных примерах.


Проверь себя!

ТЕСТ

  • Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

2. Вывод в басне называется:

А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.

3. Определите название приёма, характерного для басни:

А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.

4. Кто известен как первый баснописец?

А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.


1 слайд

Анна Гладырь 4 «А» класс Учитель: Андреева Ирина Анатольевна Дубровицы - 2008 МОУ «Дубровицкая средняя общеобразовательная школа имени Героя России А. Монетова

2 слайд

3 слайд

ПЕРВЫЕ БАСНОПИСЦЫ Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (конец 9-8 вв. до н.э) и Стесихор (6 в. до н.э.)

4 слайд

ЭЗОП жил в середине 6 в. до н.э. Эзоп - наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Эзоп полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов. Считают, что он жил на острове Самосе и был рабом некоего Иадмона; было это в первой трети VI в., примерно до 560 г. до н.э.; и он по навету был убит в Дельфах.

5 слайд

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К БАСНЯМ ЭЗОПА. Манускрипт 15 в., Франция ЛИСИЦА И ВИНОГРАД Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: "Он еще не дозрел". Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. Эзоп написал свыше 400 коротких прозаических басен

6 слайд

Во 2 веке нашей эры древнегреческий поэт Бабрий впервые переложил басни Эзопа стихами. С этого времени басни существуют в основном в поэтической форме.

7 слайд

ЖАН де ЛАФОНТЕН (1621-1695) Знаменитый французский баснописец. Выпустил 12 книг басен. Мораль Лафонтена - проповедь житейской мудрости. Ему свойственна высокая художественность в изобра-жении мира животных, поэтичность.

8 слайд

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ Россия 13.02.1769 - 21.11.1844 ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ БАСНОПИСЕЦ Родился в Москве в купеческой семье. Рано потерял отца, полученным воспитанием и образованием обязан матери. В начале XIX столетия Крылов стал переводить басни Жана де Лафонтена - результатом оказались великолепные переложения лафонтеновских басен, значительно отличающиеся от оригиналов своей сатирической направленностью. В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее. Каждая басня содержит в себе мораль.

9 слайд

Басенное наследие И. А. Крылова насчитывает около 200 басен. «Поэтические уроки мудрости», - так говорил о них Василий Андреевич Жуковский

10 слайд

Николай Васильевич Гоголь: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Александр Сергеевич Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». О ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Басни и их виды 3 класс

Цели: раскрыть понятие - басня, мораль; сформировать опыт творческой деятельности; развивать творческое воображение и логическое мышление; воспитывать нравственные качества личности.

Басня как особый вид литературного произведения появилась очень давно. Отцом басни считается Эзоп, раб-грек, живший около двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Он писал небольшие рассказы нравоучительного характера, в которых действующими лицами были животные. Под именем Эзопа сохранился сборник басен из 426 коротких произведений.

Басня – небольшой повествовательный рассказ нравоучительного х арактера в стихах или в прозе с прямо сформулированным моральным выводом.

Основные элементы в басне: Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом; Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет; Олицетворение – животные говорят, думают, чувствуют;

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он.

Басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Произведения Крылова не просто басня - это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира. В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

Типы басен животные; бытовые; морально-философские; исторические; социально-политические

Животные Басни Э то басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове - мудрость. Гусь считается глупым, лев мужественным, змея коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определенные характерные черты людей.

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Ворона и лисица

Бытовые Басни В цикле этих басен главнейшими являются «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное зерно», «Свинья под Дубом», «Голик», «Волк и Журавль», «Лжец» и др. В них осмеиваются невежество, глупость и высоко ставятся ум, здравый смысл, ясное понимание жизни.

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит», Ей с Дубу ворон говорит: «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».- «Пусть сохнет», говорит Свинья: «Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».- «Неблагодарная!» промолвил Дуб ей тут: «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут». ______ Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их

морально-философские В данных баснях отчетливо проявляется мужицкий демократизм, симпатии к народу-труженику, воспеваются труд, труженики и высмеиваются бесполезная трата сил, симуляция работы. «Обезьяна»; «Туча»; «Две Бочки»; «Белка»; « Стрекоза и Муравей»; «Огородник и Философ»; «Листы и Корни»

Как хочешь ты трудись; Но приобресть не льстись Ни благодарности, ни славы, Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы. Крестьянин на заре с сохой Над полосой своей трудился; Трудился так крестьянин мой, Что градом пот с него катился: Мужик работник был прямой. Зато, кто мимо ни проходит, От всех ему: спасибо, исполать! Мартышку это в зависть вводит. Хвалы приманчивы,- как их не пожелать! Мартышка вздумала трудиться: Нашла чурбан, и ну над ним возиться! Хлопот Мартышке полон рот: Чурбан она то понесет, То так, то сяк его обхватит, То поволочет, то покатит; Рекой с бедняжки льется пот; И наконец она, пыхтя, насилу дышит: А всё ни от кого похвал себе не слышит. И не диковинка, мой свет! Трудишься много ты, да пользы в этом нет. ОБЕЗЬЯНА

Исторические басни Эти басни высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных. Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. «Воспитание Льва»; «Водолазы »; «Бочка»; «Конь и Всадник », «Волк и овцы».

ВОЛКИ И ОВЦЫ Овечкам от Волков совсем житья не стало, И до того, что, наконец, Правительство зверей благие меры взяло Вступиться в спасенье Овец,- И учрежден Совет на сей конец. Большая часть в нем, правда, были Волки; Но не о всех Волках ведь злые толки. Видали и таких Волков, и многократ.- Примеры эти не забыты,- Которые ходили близко стад Смирнехонько - когда бывали сыты. Так почему ж Волкам в Совете и не быть? Хоть надобно Овец оборонить, Но и Волков не вовсе ж притеснить. Вот заседание в глухом лесу открыли; Судили, думали, рядили И, наконец, придумали закон. Вот вам от слова в слово он: «Как скоро Волк у стада забуянит, И обижать он Овцу станет, То Волка тут властна Овца, Не разбираючи лица, Схватить за шиворот и в суд тотчас представить, В соседний лес иль в бор». В законе нечего прибавить, ни убавить. Да только я видал: до этих пор, - Хоть говорят, Волкам и не спускают,- Что будь Овца ответчик иль истец, А только Волки все-таки Овец В леса таскают.

социально-политические басни Данный тип басен составляют большинство. Среди них видное место занимают басни на тему «правители и народ»: «Лев на ловле»; «Слон на воеводстве»; «Рыбья пляска». Социально-политически басен отличается явно сатирическим направлением. В них высмеивается лицемерие власть имущих, циничное «право сильного».

ЛЕВ НА ЛОВЛЕ Собака, Лев да Волк с Лисой В соседстве как-то жили, И вот какой Между собой Они завет все положили: Чтоб им зверей собща ловить, И что наловится, всё поровну делить. Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала Лиса оленя поймала, И шлет к товарищам послов, Чтоб шли делить счастливый лов: Добыча, право, недурная! Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая И озираючи товарищей кругом, Делёж располагает И говорит: "Мы, братцы, вчетвером. - И начетверо он оленя раздирает. - Теперь давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет, Тот с места жив не встанет".

вывод: Басня - один из древнейших литературных жанров, но и поныне в нашей многонациональной литературе басня продолжает жить как сатирический жанр, где словам тесно, а мыслям просторно.

Подготовили: Ефанова Кристина Кузьмина Вера Полякова Вера Семянникова Елена Тамбовская Ирина


Слайд 1

Что такое басня?
Басня – это небольшой поучительный рассказ чаще всего стихотворный. Автор высмеивает человеческие пороки с помощью животных (аллегория) Главная мысль басни всегда серьезна. Автор высказывает ее в форме нравоучительного вывода, который дается обычно в начале или в конце басни и называется мораль

Слайд 2

БАСНЯ
Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на две части: Основное повествование и мораль (нравоучительный вывод) Аллегория (изображение предмета, за которым скрывается человек) Персонажи (герои) - животные

Слайд 3

Басня - небольшое произведение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т.д. В баснях обычно действуют животные, в которых можно легко узнать людей.

Слайд 4

Из истории басен
Первый баснописец – ЭЗОП, он начал писать басни еще в VIвеке до н.э
Жанр басни полюбили и русские поэты – Василий Кириллович Тредиаковский
Развитие жанра в России связано с именем Ивана Ивановича Дмитриева

Слайд 5

А каких баснописцев вы помните?
Крылов Иван Андреевич , русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин).

Слайд 6

Вспомните из каких басен эти строки?
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Слайд 7

Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет;
Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую связаны с наукой. Люди-Мартышки, ничего не понимающие в науке, своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Слайд 8

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут".
Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей

Слайд 9

Иван Иванович Дмитриев - баснописец

Слайд 10

Биография Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837) Родился 10 сентября (21 н. с) в родовом поместье, в селе Богородское Казанской губернии, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. В возрасте восьми лет был отдан в пансион Манженя в Казани, где обучался французскому языку, арифметике, рисованию. Затем учился в пансионе Кабрита, где кроме французского учил немецкий, историю и географию, русское правописание и математику. Отец забрал его из пансиона на одиннадцатом году жизни, взяв образование сына под свой контроль дома. Но единственное, что будущий поэт всегда делал с удовольствием, - чтение романов, французских и русских. Знал произведения Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хемницера.

Слайд 11

В 1774 отец отвез сына в Петербург. Дмитриев был записан солдатом в Семеновский полк. В Петербурге он стал учиться в полковой школе. Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу. После завершения подобной миссии взял годовой отпуск и уехал на родину. Вернувшись в Петербург, несколько лет провел в "скучной унтер-офицерской службе".

Слайд 12

С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В 1787 был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи. 1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота".

Слайд 13

Важным событием в его жизни стало знакомство в 1783 году с Н. М. Карамзиным. Дмитриев пишет сказки, басни, сатиру. Басня под его пером утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик - умный, ироничный, судящий обо всем как частный человек. Его талантом была сатира. Сатирическое направление видно во многих его произведениях, но особенно в "Чужом толке". Сатира была вызвана идеей других писать оды. Осмеивая одописцев, Дмитриев имел в виду многих подражателей, из которых многие не обладали поэтическим талантом, и не понимали, в чем заключается главная мысль поэтических произведений. Историческое значение сатиры Дмитриева громадно. Она уничтожила страсть писать оды.

В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение). Она говорит, что в жизни нам часто приходится слышать о том, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, приписывает себя (присваивает) к чужим трудовым победам и заявляет: «Мы решили», «Мы сбили».