Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Вечер военной поэзии «Я столько слышал о войне! Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне, "Нам забывать нельзя…" «Поэты о Великой Отечественной войне».

Вечер военной поэзии «Я столько слышал о войне! Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне, "Нам забывать нельзя…" «Поэты о Великой Отечественной войне».

Цель: формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории средствами литературного образования.

Задачи:

Углублять знания учащихся по истории и литературе периода Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне; воспитывать мужество, патриотические чувства

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Строки, опалённые войной….»; книжная выставка «Поэзия фронтовых лет»

Ход мероприятия
Звучит песня «В лесу прифронтовом» в исполнении Натальи Подольской.

1-й ведущий
С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

2-й ведущий

Наш долг — хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветную любовь к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

1-й ведущий

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
И она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

2-й ведущий

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — всё это, живые,
Нам — отрада одна,
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать,
Пусть не слышен наш голос —
Вы должны его знать.

Звучит песня «Журавли» (стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, композитор Ян Френкель в исполнении учащегося лицея)

Минута молчания.

1-й ведущий

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И тёплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит песня «От героев былых времен» (из к/ф «Офицеры») в исполнении Василия Ланового.

2-й ведущий

Война — это 1000км от Бреста до Москвы, 1600 км от Москвы до Берлина. Поездом — меньше двух суток, а наши солдаты, где по-пластунски, где ползком…— за четыре года. Война — 27 миллионов человек. 19 тысяч человек в день, 793 человека — в час, 13 человек — в минуту.

1-й ведущий

Четыре года — 1418 дней и ночей, 34032 часа! Об этом надо знать и помнить. И если сейчас объявить по каждому минуту молчания, страна молчала бы 32 года.

Альшевская А. В. с выступлением о писателях-фронтовиках (презентация). Звучит мелодия песни «Эх, дороги».

Чтец

Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер!
Получив задание, он стал звонить поэтам. Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
- Будут…

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Звучит песня «Священная война» (под песню демонстрируется видеофильм о войне).

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Чтение стихотворений
С. Воронин «Мама»

(учащиеся читают по строкам)

Здравствуй, мама!

Я скучаю по тебе.
Хочется к тебе родной прижаться…
Хочется поесть домашних щей
И в своей кровати отоспаться.
Хочется увидеть всех друзей,
И соседей, и девчонок тоже,
Погонять по крышам голубей,
Вновь вы с папой были бы моложе.

…завтра я в разведку в тыл врага.
Ты не бойся — мне совсем не страшно…
Ты меня дождись, родная…
Я твой сын. И скучаю по тебе ужасно.
Мама, помнишь свитер, синий свитер мой…
Ты его, пожалуйста, заштопай…
Я вернусь, и мы с тобой вновь пойдём
по улицам широким…
Мама!!!

Чтец

Самым известным стихотворением, пожалуй, является «Жди меня» К. Симонова. Я думала над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я поняла, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Михеенко Т. Л. читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Во время следующих рассказов идёт презентация «Колокола Хатыни»

1-й ведущий

В газете «Советская Белоруссия» было сообщение об одном из палачей Хатыни Григории Васюре. За усердие убийца белорусских детей Васюра был награждён медалью. Лишь совсем недавно (около 20 лет назад) его «заслуги» удалось раскрыть, хотя после войны его су¬дили за сотрудничество с немцами и приго¬ворили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Но освободили по амнистии.

2-й ведущий

В 1986 году в Минске трибу¬нал Белорусского военного округа вынес ему приговор об исключительной мере наказа¬ния. После вынесения приговора Васюра об¬ращался с прошением о помиловании: «Про¬шу дать возможность мне, больному старику, дожить свою уже короткую жизнь со своей семьёй на свободе».

1-й ведущий

А думал ли он о тех, кто тоже хотел жить со своими семьями, но сгорел в огне?! О тех, по ком днём и ночью звонят ко¬локола Хатыни... Кто оставил нам, живым, слова на чёрном мраморе: «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтоб ни¬где и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

2-й ведущий

186 белорусских деревень, со¬жжённых вместе с жителями, оставили нам фашисты. Их называют «сёстрами Хатыни».
Память народная… бережно хранит она имена и дела тех, кто отстаивал свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. В их честь на территории Беларуси установлены тысячи памятников, открыты музеи, их именами названы улицы.

2-й ведущий

Невозможно забыть великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Чтец

Иосиф Уткин (погиб в 1944). «Из письма»

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
… Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще…письмом убьют!

Чтение стихотворений

И. Уткин. «Если я не вернусь, дорогая…»

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая.
Это значит... сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

Ю. Друнина. «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ф. Липатов. «Не оседала пыль…»

Не оседала пыль,
Чадил Берлин пожаром.
Тяжелой поступью
В броне и без брони
Шла прямо по домам и тротуарам
Уверенно Победа в эти дни.
И походили площади на свалки,
Куда свезли фашистские кресты.
Штандартов обгоревших палки
Торчали, как костлявые персты.
И вот она - святая дата,
Наполненная счастьем до краев.
Стреляли вверх восторженно солдаты,
Не чувствуя усталости боев.
Еще потерь лежали тени,
Но обнимал сосед соседа.
Неслось над нежностью сирени
Одно лишь слово мощное -
ПОБЕДА!

2-й ведущий

70 лет прошло со дня освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — это целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но, как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое.

1-й ведущий

Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

2-й ведущий

Победа досталась нам дорогой ценой. Тысячи солдат остались лежать в белорусской земле. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Мы склоняем головы перед их светлой памятью.

Звучит песня «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы в исполнении Нины Ургант.

1-й ведущий

Мы — дети мирных дней, мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас. И нам так хочется многое успеть сделать. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.

Рефлексия «Письмо солдату»

Звучат песни военных лет.

Альшевская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Михеенко Таисия Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей категории. ГУО «Лицей г. Новополоцка»

Чтобы скачать материал или !

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне, "Нам забывать нельзя…"

Ведущий 1

В этом году Россия будет праздновать великую дату - 70 лет со дня победы советского народа в Великой Оте­чественной войне.

Ведущий 2

70 лет – за это время выросло ни одно поколение, знающее о той войне лишь понаслышке.

Ведущий 1

С каждым годом людей, которые могут рассказать о том, что пережили в сороковые, становится всё меньше. Поэтому так важно сохранить их воспоминания. Сегодня на нашем вечере присутствует Таисия Яковлевна Чуракова. В 1941 году ей исполнилось 12 лет. Осенью 1941 маленькая Тася была эвакуирована в Частинский район из Карело-финской советской социалистической республики. Поприветствуем её.

Ведущий 2

Сегодня мы попробуем оживить то, что нам оставили в наследство непосредственные участники той страшной великой войны.

Ведущий 1

Строки стихов, строки писем, строки воспоминаний, строки, опаленные войной

Ведущий 2

22 июня 1941 года, тишину воскресного утра разорвали звуки падающих бомб. Началась Великая Отечественная война.

Ведущий 1

А уже 24 июня в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война»

Звук

Ведущий 2

Вскоре композитор Александр Александров написал музыку на эти строки. И 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправляющимися на фронт.

Звук

Ведущий 1

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под её звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Ведущий 2

Песня была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа. Словами песни была сказана суровая правда о войне.

Звук

Ведущий 1

Дети войны, у них сохранились самые яркие воспоминания о тех страшных годах.

Ведущий 2

Мы предоставляем слово Таисие Яковлевне Чураковой.

Ведущий 1

Как это было! Как совпало-
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Д. Самойлов )

Ведущий 2

Совсем юным мальчишкой ушел на фронт ученик нашей школы Лузин Гена. Ему было всего 17 лет, когда вместе с друзьями – одноклассниками они пошли бить фашистских захватчиков.

Отрывки из писем Лузина Геннадия Яковлевича. Выступление 9а класса

Звук

Ведущий 1

Как ждали писем от бойцов в тылу и матери, и жены. В ответ на солдатские треугольники на фронт летели письма полные любви и надежды.

Ведущий 2

Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои.
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба
Проверяется в дыме войны…
Не тоскуй же, герой дорогой!
Этим самым хочу я сказать:
Далеко ты, но в сердце с тобой,
Вижу я дорогие глаза…
Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!

Звук

Песня «Огонек».

Выступление 11 класса

Ведущий 1

Страшно было на войне. После тяжелых боев солдатам был необходим отдых, хотя бы короткий.

Ведущий 2

Знали солдаты, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Знали, что война – не праздник. Но все, же звучали на войне шутки, раздавался смех . Практически в каждом взводе был свой весельчак и балагур.

Выступление 9в

«Василий Теркин» отрывок

Ведущий 1

Наравне с мужчинами сражались женщины. У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.

Звук

Ведущий 2

Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне!

Ведущий 1

Эти строчки принадлежат Юлии Друниной. В 1941 году ей исполнилось 17 лет. Она была санитаркой в пехотном батальоне.

Ученицы 10а

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы -
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

Ведущий 2

Эти стихотворение Юлия посвятила своей боевой подруге, Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

Звук

Ведущий 1

Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы.

Выступление 10б класса

«А зори здесь тихие…» отрывок

Ведущий 2

Звук

Ведущий 1

А вот что рассказывал о войне наши односельчанин Зиновий Андреевич Сильков.

Выступления 9б класса.

Воспоминания ветеранов

Ведущий 2

Тяжела солдатская ноша, страшен оскал войны, но в короткие минуты отдыха солдатам помогала песня.

Ведущий 1

«Соловьи», «Эх, дороги», «Священная война» три самых любимых песни прослав­ленного полководца Великой Отечественной войны Маршала Советского Союза Георгия Жукова.

«Это бессмертные песни! - сказал о них маршал. - Потому что в них отразилась большая душа народа...».

Ведущий 2

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Нынче у нас передышка.
Завтра - вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный, баян?

Кто сказал, что сердце губит
Свой огонь в бою?
Воин всех вернее любит
Милую свою!

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
(В. Лебедев-Кумач «Только на фронте»)

Звук

Песня «Смуглянка»

Выступление 10а

Звук

Ведущий 1

Двадцать семь миллионов жизней потеряла наша Родина в этой битве… Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

(Минута молчания.)

Звук

Фоном минус песни «Журавли» 1:17 убавляем звук

Ведущий 2

Песни, письма, стихи военных лет – это свидетельства великого подвига нашего народа. Сколь­ко написано строк, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, расска­зы о боевых подвигах и победный майский салют.

Ведущий 1

Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай!
(М. Михайлов)

Ведущий 2

На этом мы заканчиваем наш музыкально-поэтический вечер. Искренне благодарим всех, кто принял в нем участие.

Звук

Фоном песня «Журавли»

СЦЕНАРИЙ ПОЭТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА, ПОСВЯЩЁННОГО

65-летию Великой Победы

«Строки, опаленные войной…»

Ведущий. Бомбина З.П.

Участники. Штубов В.Н.

Белова И.А.

Учащиеся школы №5

Программа.

    Звучит песня «Полем вдоль берега крутого, мимо хат…»

    На фоне песни кадры военных лет (последний кадр останавливается)

    Стихотворение читает Бомбина З.П.

Разве погибнуть ты им завещала, Родина?... (Р.Рождественский «Реквием»).

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь» – Родина

    Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья, гости, уважаемые ветераны Великой Отечественной. Близится славная дата в жизни нашего народа – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне . И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, мы снова и снова будем возвращаться к Победе.

Уважаемые ветераны! Вы - удивительные люди, вы проявили чудеса мужества и стойкости, защищая Родину. Одни отстаивали Нелидово, другие познали горячий снег Сталинграда, третьи сражались на Курской дуге…

Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм, кто выстрадал и совершил Победу.

9 мая – это символ величия нашей страны и её граждан, символ глубочайшей любви народа к своей Родине.

День Победы – это день нашей общей Памяти.

У нас, у живых, есть много человеческих прав. У нас есть право трудиться во имя Родины, есть право на любовь, на отдых, но одного права у нас, у живых, нет и не будет. У нас нет права забывать о том, что сделали наши мертвые товарищи во имя Победы, во имя Родины, во имя жизни на Земле!

Низкий поклон Победителям за спасенный мир!

Наша сегодняшняя поэтическая встреча «Строки, опаленные войной…» посвящена вам, ветераны войны, вам, кто родился и вырос в мирное время.

Стих «Нас не нужно жалеть»…

(Семен Гудзенко «Мое поколение»)

    Белова Ирина. Песня «От героев былых времен…»

    (На фоне песни кадры – фотографии).

    Бомбина З.П. Вряд ли в России найдется семья, которой не коснулась бы война. У кого-то воевал дед, у кого-то отец, сын, муж. Из поколения в поколение мы должны рассказывать об их светлом подвиге, мы должны помнить. И передавая дедовские медали – за мужество, за отвагу - мы понимаем, что это наша история, история каждой семьи, история нашей страны.

Путь к победе был долог и труден. Четыре года жизни страны… 1418 дней. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых Побед.

С первых дней войны все советские люди, от мала до велика, встали на защиту своей страны, защищая каждый поселок, каждую улицу, каждый дом. Для писателей и поэтов оружием в годы войны были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни. Советский писатель и поэт Сергей Васильев, в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, участвовал в освобождении Украины и Крыма, прошел через всю Польшу и Германию

Его знаменитое стихотворение «Улица Ленина» давало огромный патриотический подъем, за улицу Ленина сражались отчаянно в каждом населенном пункте, ведь улица Ленина была главной.

Бомбина З.П. Стих «Улица Ленина».

(Звучит музыка со словами)

З.П. И сегодня л итература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни русских людей.

Дорогие друзья! К 65-летию Победы вышел сборник стихотворений нашего Нелидовского поэта, члена союза писателей Валентина Николаевича Штубова.

Эта книга – знаковая в его судьбе. Валентин Николаевич – внук Героя Советского Союза Николая Тимофеевича Кудрова.

Стихи «Дот»

«Село Холмец»

(кадры из книги)

З.П. Война уничтожала все, убивала всех, стариков, женщин, детей.

«Летела с фронта похоронка»

Это стихотворение современного молодого поэта Степана Кадашникова.

З.П. Тяжела солдатская ноша, страшен оскал войны, несущий всем смерть и разрушение.

Женщины и война – это ужасно, это противоестественно. Женщины, старики и дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага. Какую великую силу духа надо было иметь в те годы женщинам, чтобы не впасть в отчаяние, не растеряться. А еще была одна самая главная цель – дождаться детей с войны, сыновей и дочерей.

«Баллада о красках» Р. Рождественский

В.Н.Штубов «Мать солдата »

«Солдаты»

Белова И. :Песня «На мамаевом кургане тишина…»

Бомбина З.П. Стих «Постарела мать за 30 лет…»

Это стихотворение Андрея Дементьева, русского поэта, нашего земляка, родившегося в Твери.

(фильм о девушках (о войне))

Бомбина З.П. Почему мы вновь и вновь вспоминаем о войне. Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился. Это наш долг перед ними, кто не дожил до Победы, кто был расстрелян, замучен, убит, задушен…

В 1942 г. поэтесса Маргарита Алигер написала поэму «Зоя». В трудные для страны время, когда враг рвался Москве, подвиг Зои Космодемьянской был подобен подвигу легендарного Данко. Идя на казнь, она не просила пощады. Она верила в неизбежную победу над врагом.

Бомбина З.П. Стих «Зоя».

После стиха (фон – музыка)

Бомбина З.П. Мы, внуки и правнуки, выросшие в мирное время и не знавшие войны, чтим память героев тех страшных лет. Мы тоже сегодня можем быть свидетелями Великой войны.

20 апреля в д. Карпово состоялось перезахоронение останков 19 солдат , защищавших нас.

Задача нынешних поколений – найти каждого и последнего солдата. Война никогда не закончится, пока не будет похоронен последний воин.

Мы будем достойной сменой героев войны, будем верно служить своей Отчизне.

В год 65-летия Победы издан сборник творческих работ учащихся школ Нелидовского района.

Перед вами вот эта уникальная книга «И помнит мир спасенный…». В ней рисунки и рассказы учащихся о своих родных, которые были очевидцами той страшной войны.

Другой сборник «Мы помним…», сборник творческих работ учащихся школы №5. В нем стихотворения детей, письма-обращения к ветеранам войны и труженикам тыла. Создавая эту книгу, мы хотели бы приумножить историческое наследие, добавить еще одну страничку в героическую летопись русского народа, выстоявшего и победившего в жестокой и кровопролитной войне.

Слово учащимся школы. Стихи собственного сочинения.

Читают учащиеся.

(Брагин Михаил

Лебеденко Алиса

Осипов Сергей)

Бомбина З.П. Мы не забудем и тех, кто своим трудом в тылу обеспечивал страну самым необходимым. Искренней признательности и благодарности достойны труженики тыла. На заводах и фабриках, на колхозных полях они делали все, чтобы приблизить миг долгожданной Победы.

В 1945 году Михаилом Исаковским было написано стихотворение «Русской женщине».

Стих «Русской женщине».

Другое стихотворение Исаковского «Враги сожгли родную хату». Возвращались солдаты домой, а дома не было, семьи тоже не было, уже никто не ждал солдата.

«Враги сожгли родную хату».

Бомбина З.П. Сегодня в Нелидовском районе проживают 1800 ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, узников концлагерей, солдатских вдов. Им – наша бесконечная благодарность и уважение.

В своей книге «Улица Победы» В.Н. Штубов много общается с ветеранами, пишет о них очерки и стихи.

Воспоминания ветеранов

(В.Н.Штубов)

Бомбина З.П. Обращение русского поэта – песенника, участника Великой Отечественной войны Михаила Матусовского «Слово знакомой команды».

«День Победы» (фильм)

Бомбина З.П. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения. Но разве можно предать забвению подвиг воинов, защищавших не только нашу жизнь, но и само звание человека. Перед подвигом советского воина склоняет голову благодарное человечество.

Стих «Братья, ныне поправшие…» , А. Твардовский


Сценарий поэтического вечера

г. Петропавловск-Камчатский
2012 год.
Пояснительная записка.

Цель обучающая: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Цель воспитательная: формирование чувства патриотизма у учащихся.
Задачи:
Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности.
Совершенствование навыков выразительного чтения лирических произведений.
Ознакомление со страницами истории Отечества, формирование чувства любви к своей родине и чувства уважения к ее защитникам.
Оборудование: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, видеозапись художественного фильма, презентация. Используются информационные технологии.
Сценарий мероприятия подготовлен в 2011 году. Актуальность музыкально-поэтического мероприятия заключается в необходимости формировать и развивать чувство патриотизма у студентов, которые в будущем станут работниками образовательной сферы.
Сценарий может быть актуален и в период проведения мероприятий, посвященных «Дню защитников Отечества», и во время подготовки ко «Дню Победы».
Материал подготовлен для проведения музыкально-поэтического вечера со с учащихся старших классов, а также студентами средних профессиональных учебных заведений.

Сценарий праздника «Лирика военных лет», посвященного Дню защитника Отечества

Торжественные фанфары

Учитель 1: 23 февраля наша страна будет отмечать большой государственный праздник – «День защитника Отечества»!

Учитель 1: В этот день хотелось бы вспомнить не только героев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, героев современного времени, но и поэтов, не пришедших с полей сражений. Наш литературно-музыкальный вечер посвящен лирике военных лет.

Учитель 2: Давайте вспомним суровые страницы истории нашей страны в 40-е годы XX века.
22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война

Учитель 1: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Учитель 2: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями; 4 года войны. 1418 дней беспримерного военного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Студентка читает стихотворение Булата Окуджавы:

Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат
До свидания. Мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите
Но все-таки постарайтесь вернуться назад!

Учитель 1: Булат Шалвович Окуджава

Учитель 2: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Студентка читает стихотворение «Его зарыли в шар земной».

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Июнь 1944

Учитель 1: Начинающие поэты - студенты Литературного института им. Горького, ИФЛИ, Московского университета - Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война. В их стихах звучит мотив жертвенности.

Учитель 2: Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые слова: «Я с детства не любил овал / Я с детства угол рисовал» (1936).Им написано и стихотворение «Звезда»:
Светлая моя звезда.
Боль моя старинная,
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную.
От чужих своих степей.
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы.
Сколько писем нес сентябрь.
Сколько ярких писем
Ладно - раньше, но хотя б
Сейчас поторопиться.
В поле темень. В поле жуть –
Осень над Россией.
Поднимаюсь, подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо.
Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя, Звезда.
Боль моя старинная.

Учитель 1: Сейчас вы посмотрите эпизод из фильма режиссера Н. Лебедева, созданного по мотивам повести Э. Казакевича «Звезда»
Обсуждение.
Учитель 2: Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача.
Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала к ответственности за судьбу страны. Эта песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
Учитель 1: Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт. 417 из них не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, моряками.
Почему же поэзия оказалась необходима людям?
Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.
Учитель 2: Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.
Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского в исполнении студентов:
Дымилась роща под горою
И вместе с ней горел закат
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.

Как много их. Друзей хороших.
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Светилась, падая ракета,
Как догоревшая звезда..
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те –
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.
Учитель 1: Стихотворение Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом.
Студентка читает стихотворение:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть, не отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это - в жизни короткий последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Учитель 2: Действительно, поэзия не боялась правды. Она связывала воюющих и оставшихся в плену. Война часто изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Поэт Николай Старшинов. Его комиссовали после тяжелого ранения в 1944 г., и он стал классическим «поэтом-фронтовиком», самая главная тема его творчества это память о войне («Я сорок с лишним лет / ношу твои осколки»).

Студентка:

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.
Приказ: «Вперед».
Команда: «Встать».
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»,
А шли и гибли за нее.
Н. Старшинов

Учитель 1: Юлия Владимировна Друнина, известная русская поэтесса, прошла рядовым солдатом всю войну. Как она говорит о себе: «Я родом не из детства - из войны».
«В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу как ветром выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам»

Студентка читает стихотворение Ю. Друниной «Я родом не из детства – из войны»


И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю и радость тишины,
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства – из войны.
Раз, пробиваясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой тропинке робкой.
Я родом не из детства – Из войны.
И может, потому – незащищенней:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя шершавые ладони.
Я родом не из детства – Из войны.
Прости меня – В том нет моей вины

Студентка:

***
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву, и тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Студентка: «Я ушла из детства в грязную теплушку»

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать.

Студентка читает стихотворение «Качается рожь несжатая»

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне
Идут по войне девчата,
Похожие на парней

Учитель 2: Страшный путь прошли солдаты, защитники своего Отечества.
Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка, а многие воевали рядом с мужчинами.
Студентка читает стихотворение Александр Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»
Учитель: Главным было стремление сохранить Родину. Все шли к Великому дню – Дню Победы. И все верили, что этот день настанет. Поразительно пророчество поэта А. Суркова:

***
Испытало нас время свинцом и огнем,
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернёмся. И радость вернём.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих напастей недружной весны
Ждет и нас ослепительный май. (1942)

Учитель 2:
Но к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. И все-таки долгожданный день пришел. День Победы – это день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глаза. И мы должны благодарить защитников Отечества, тех, кто свои жизни отдал за свою Родину.
Знаменательным днем для нашей страны является не только «День Победы», но и 23 февраля – «День защитника Отечества».

Литература
Владимирова Е. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224 с.

· На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их;

· пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.;

· расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;

· развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий поэтического часа «Стихи, рожденные войной»

Цели и задачи:

  • На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их;
  • пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.;
  • расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;
  • развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;
  • воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

    Ход мероприятия

Звучит спокойная мелодия


Опять – «война», опять «блокада»….
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: не надо,
Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь это – память, наша совесть,
Она как силы нам нужна…

Ведущий: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отмечает семидесятилетнюю годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека! Наш сегодняшний поэтический вечер посвящен именно этой теме.

Ведущий: Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

Ведущий: Ещё до войны писатель Михаил Александрович Шолохов сказал: « Если враг нападает на нашу страну, мы, писатели, отложим перо и возьмём в руки другое оружие. Разгромив врага, мы напишем книги о том, как мы этих врагов били!

В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Для некоторых это была не первая война: для Николая Тихонова она была четвёртой, для Александра Суркова – третьей, для Константина Симонова – второй.

« С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной » наши писатели встали в строй борцов за бравое дело, разделив со своим народом его судьбу. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе.

Ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко, Ольга Берггольц, Расул Гамзатов, Муса Джалиль, Михаил Дудин, Александр Зацепа и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы... Перелистаем же с вами героические страницы...

Ты прости, что письмо, торопясь,
отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка, -
дневник
И как штурман - журнал...
Вот опять начинается...
Слышишь, во мраке кромешном
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл?
Ты не знаешь, мой друг,
что такое война...
Это вовсе не дымное поле
сражений,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое
отраженье.
Это изо дня в день лишь
блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного
обстрела,
Это боль головная, что ломит
висок,
Это юность моя, что в окопах
истлела.

Ведущий: В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.


Ведущая: Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.


Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!


Ведущий: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту. Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

Первая смерть

Ты знаешь,

первая смерть

Однокашника, друга...

Мы ждали разведчиков в жаркой избе,

молчали

И трубку курили по кругу.

Картошка дымилась в большом чугуне.

Я трубку набил

И подал соседу.

Ты знаешь,

Есть заповедь на войне:

дождаться разведку

И вместе обедать.

«Ну, как там ребята?..

Придут ли назад?..» -

каждый из нас повторял эту фразу.

Вошел он.

Сержанту подал автомат.

«Сережа убит...

В голову...

Сразу...»

И если ты

На фронте дружил,

поймешь эту правду:

Я ждал, что войдет он,

такой,

Как в лесах Подмосковья жил,

всегда пулеметною лентой обмотан.

Я ждал его утром.

Шумела пурга.

Он должен прийти.

Я сварил концентраты.

Но где-то

В глубоких

Смоленских снегах

замерзшее тело

Армейского брата.

Ты знаешь,

Есть в нашей солдатской судьбе

первая смерть...

Говорили по кругу -

и все об одном,

Ничего о себе.

Только о мести,

О мести

За друга.

«Я был пехотой в поле чистом...»

Я был пехотой в поле чистом,

в грязи окопной и в огне.

Я стал армейским журналистом

в последний год на той войне.

Но если снова воевать...

Таков уже закон:

пускай меня пошлют опять

в стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин

хотя бы треть пути,

потом могу я с тех вершин

в поэзию сойти.

«Перед атакой»

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

Можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв -

И умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

Идет охота.

Будь проклят

Сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв -

И лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

Не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

Я кровь чужую.


Ведущий: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа.

Звучит песня на стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера "Катюша".


Ведущий: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.
Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...


Ведущий: Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".


На фоне музыки звучит грамзапись стихотворении «Жди меня, и я вернусь»


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души...
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


Ведущий: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.
Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.
Второй солдат (образ Василия Теркина):
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
- Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы - не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали - все вернем.

Самого б меня спросили,
Ровно столько знал и я,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?

Ведущая: Подвиг русского народа в Отечественной войне подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

В тот день, когда окончилась
война
И все стволы палили в счет
салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне
Под гром пальбы прощались мы
впервые
Со всеми, кто погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются
живые.

До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так
бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист
учетный.

Мы с ними шли дорогами войны
В едином братстве воинском
до срока.
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь в суровый этот
миг,
Исполненный величьем и печали,
Мы отделялись навсегда от них,
Нас эти залпы с ними разлучали.


Ведущий: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

Минута молчания


Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров. Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

«Победа»

С земли встает туман голубоватый,

Грохочут танки, вытянувшись в ряд.

Как соколы отважные, крылаты,

Над крышей флаги красные парят.

Старушка обняла бойца за шею,

От радости заплакала она,

И, улыбаясь, свежие трофеи

Подсчитывает строгий старшина.

Как тень судьбы Германии фашистской,

На всех путях, куда ни кинешь взгляд,

На глцне развороченной и склизкой

Чернеют трупы вражеских солдат.


Ведущая: Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады , работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города.

«Разведчик»

Мы по дымящимся следам

три дня бежали за врагами.

Последний город виден нам,

оберегаемый садами.

Враг отступил.

Но если он

успел баллоны вскрыть,

Как вены?

И вот разведчик снаряжен

очередной полдневной смены.

И это - я.

И я теперь

вступаю в город, ветра чище...

Я воздух нюхаю, как зверь

на человечьем пепелище.

И я успею лишь одно -

бежать путем сигнализаций:

«Заражено,

заражено»...

И полк начнет приготовляться.

Тогда спокойно лягу я,

конец войны почуя скорый...

. . . . . . . . . . . . . . . .

А через час

войдут друзья

в последний зараженный город.

Ведущий: Военным корреспондентом Сурков работал в годы с 1939 по 1945. Он был корреспондентом газет: "Красная звезда", "Боевой натиск". Сурков принимал участие в походах в Западную Белоруссию, участвовал в финской войне, был на фронтах Великой Отечественной войны. Он был участником обороны Москвы. Под Ржевом он написал несколько стихотворений. Алексей Сурков написал много популярных военных песен, таких, как "Бьётся в тесной печурке огонь...", а также много других известных песен.

«Утро победы»

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

Расул Гамзатов «Говорят, что посмертно…»

Михаил Дудин «Соловьи»

Над городом - бомбежка,
Сирен протяжный вой.
…А там лежит картошка,
Вблизи передовой!
Хорошая картошка!
Лежит себе и ждет,
Когда же к ней Алешка
По снегу приползет?

И кажется Алешке,
Что словно бы вчера
Он песню о картошке
Горланил у костра,
В поход ходил с отрядом,
Устраивал привал…
И вовсе про блокаду
Никто тогда не знал.

Темнеет за окошком
Декабрьский рассвет.
В квартире нет ни крошки.
Алешка знает: нет.
Вчера еще доели.
Теперь до завтра ждать.
А там - ведь не успели
Картошку-то убрать!

Лежит себе картошка
У Пулковских высот
Ползет в снегу Алешка,
С поземкою ползет.
Свистят над ним снаряды.
Не сбиться бы с пути!
Алешке очень надо
Картошку принести.

Придет с завода мама,
Засветит огонек,
Картошки, вкусной самой,
Увидит котелок!..
В цеху она снаряды
Точила день и ночь,
И надо, очень надо
Сражаться ей помочь.

Извилистой дорожкой
Алешкин след пролег.
Ползет, ползет Алешка
И тянет котелок.
Врагов чего бояться!..
Авось и не убьют.
Вот наши, коль нарваться,
Немедленно вернут!

У них приказ на это:
Мальчишек не пускать!
Негоже всяким шкетам
Под пулями шнырять.
Понятно, что негоже.
Понятно, что запрет.
Но есть-то надо тоже!
А дома крошки нет.

Земля еще как камень!
Промерзла - просто жуть!
Попробуй-ка руками
Такую ковырнуть!
Но он лежит, копает
Под грохот канонад.
И Гитлера ругает,
И всех его солдат.

…Алешка ты, Алешка!
Мы помним этот год.
И мерзлую картошку,
И гордое: «Вперед!»
Ленфронт пошел на запад.
К победе прямиком!
Пусть не был ты солдатом,
Ты был - фронтовиком!

Александр Зацепа « Письмо к Богу»

Послушай Бог... Еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя!

Ты знаешь... с детских лет всегда мне говорили,

Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звездное: что было надо мной.

Я понял вдруг, любуяся мерцаньем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь!

Не странно ль, что среди ужаснейшего ада,

Мне вдруг открылся свет и я узрел Тебя!

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку.

Но мне не страшно, Ты на нас глядишь.

Сигнал... Ну, что ж, я должен отправляться...

Мне было хорошо с Тобой...

Еще хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот хоть до сих пор я не был Твоим другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?!

Но, кажется, я плачу, Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог... Иду... И вряд ли уж вернусь.

Как странно, – но теперь я смерти не боюсь.

Ведущий: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.
Ведущий: Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.
Ведущий: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.
Ведущий: Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам...


Звучит песня: "Журавли"

Ведущий: Мы желаем всем мирного неба над головой.