Меню
Бесплатно
Главная  /  Бизнес  /  Я не поэт гражданин рылеев. Рылеев

Я не поэт гражданин рылеев. Рылеев

Исследователи давно установили, что адресатом послания была жена генерала Малютина Екатерина Ивановна (1783- 1869). Стихотворение, как установлено, написано между 1816 и 1818 годами{93} .

Послание пронизано иронией - начиная с несоответствия заглавия, подчеркнуто официального («в альбом ее превосходительству»), и подчеркнуто же неофициального описания «прелестей» адресата. При первом знакомстве со стихотворением обращает на себя внимание чересчур вольное описание юным поэтом внешности жены генерал-лейтенанта. «Доброты» Екатерины Малютиной, «колебанье» «груди снежной» ставили исследователей в тупик. Они пытались объяснить эту вольность особой формой стихотворения. Согласно их мнениям, оно «выдержано в стиле мадригала с условным описанием “прелестей” воспеваемой», Малютина изображена в нем «в типично мадригальной манере жгучей красавицы»{94} . Но, даже учитывая мадригальную форму, подобное обращение к жене здравствующего на тот момент брата и «благодетеля» выглядит странным.

Происхождение и биография Екатерины Малютиной исследованы еще меньше, чем происхождение и биография ее мужа; в данном случае приходится довольствоваться по преимуществу предположениями. Однако предположения эти подкрепляются документами, что и дает им право на существование.

Некоторую информацию можно почерпнуть из адресных книг 1820-х годов. Согласно «Указателю жилищ и зданий в Санкт-Петербурге» на 1823 год, изданному Самуилом Адлером (цензурное разрешение было получено 27 апреля 1822-го), некий «биржевой маклер» Гейнрих Израель владел в столице двумя домами в Васильевской части: под номером 627 «по 15 линии и Большому проспекту» и под номером 610 «по четырнадцатой линии»{95} .

О купце Израеле известно крайне мало. Согласно справочнику А. И. Серкова «Русское масонство», Иоганн Гейнрих Август Израель, уроженец Франкфурта-на-Одере, лютеранин, состоял членом масонской ложи Урании, которой руководил известный литератор XVIII века Владимир Лукин и которую посещал Николай Новиков. По-видимому, Израель был человек со связями, светскими и литературными. Можно сделать точный вывод о знакомстве Рылеева с семейством купца: в 1820-х годах поэт брал у кого-то из его представителей деньги в долг{96} .

В 1824 году вышел еще один указатель Адлера, дополняющий первый (цензурное разрешение - 7 января 1824 года). В нем дом 627 уже числится принадлежащим «Малютиной Катерине, генерал-лейтенантше». Этот дом впоследствии будет постоянно фигурировать в официальных бумагах Екатерины Ивановны. Малютина писала, что он принадлежит «собственно ей» и в октябре 1823 года заложен в Опекунский совет. Этот же дом как ее собственность упоминается во многих позднейших документах и адресных указателях{97} .

Между тем после смерти Петра Малютина в сентябре 1820 года его жена и дети остались «в совершенно скудном состоянии». Уже через месяц, в ноябре, вдова генерала просила императрицу Елизавету Алексеевну принять на свой счет содержание ее дочерей Екатерины и Любови в частном пансионе «девицы Неймейстер» - поскольку не имела средств «не токмо продолжать воспитание дочерей… в помянутом пансионе собственным своим иждивением, но даже и доставлять им безнуж[д]ное содержание». В удовлетворении просьбы, однако, было отказано, поскольку императрица находилась в ссоре с содержательницей пансиона и решила «не иметь более в том пансионе своих воспитанниц»{98} . Конечно же в подобной ситуации речь о покупке дома в столице идти просто не могла.

Вывод может быть только один: дом Израеля достался Малютиной по наследству, а значит, «биржевой маклер» (скончавшийся, по-видимому, как раз между выходом в свет первого и второго указателей Аллера) был ее родственником - скорее всего, отцом.

На основании второго указателя Аллера можно сделать вывод и о том, что Малютина была не единственной наследницей купца. У нее был родной брат, «ревельский купец 3 гильдии» Андрей Иванович Израель. Именно к нему перешел в собственность второй дом Иоганна Гейнриха Израеля, под номером 610.{99} Наверняка отец дал своим детям неплохое образование и постарался через свои светские знакомства устроить их судьбу.

Естественно, генеральша Малютина о своем происхождении вспоминать не любила, в документах никогда свою девичью фамилию не упоминала, а напротив, всегда подчеркивала «благопристойность» собственного «знатного звания»

«Я не поэт, а гражданин…»

Урок, посвящённый жизни и творчеству

Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795 – 1826 г.г.)

Цель: раскрытие понятия революционного романтизма на примере гражданской лирики Рылеева; обучение анализу поэтического текста; воспитание гражданской позиции на примере жизни К.Рылеева.

Заплатимте тому презрением

Холодным,

Кто хладен может быть

К страданиям народным.

Старайтесь разгадать цель

Жизни человека,

Постичь дух времени

И назначенье века.

Кондратий Рылеев

Ход урока

Учитель. Ранний час 13 июля 1826 года. Едва забрезжил дождливый рассвет, Петербург стал просыпаться, Группы людей встали на Троицком мосту, на узком берегу у крепости. Чьи-то тёмные тени качались в яликах на Неве, Люди видели, как с Адмиралтейской стороны привезли виселицу на нескольких ломовых извозчиках. Войска уже стояли на местах дугою.

Пятерых вывели на казнь . Кандалы, надетые ещё ночью, мешали двигаться. Они увидели сумеречный рассвет и самое страшное – виселицу…

Их заставили надеть длинные белые рубахи с нагрудниками, на которых было написано «Цареубийца». Палач натянул колпаки на лица, надел петли. Забили барабаны, «как для гонения сквозь строй». Для двоих прервался бой барабанов. Трое, упав на помост, услышали его снова.

Свидетели запомнили, как кто-то в окровавленном колпаке, поднимаясь, крикнул:

Обрадуйте вашего государя, что его желание исполняется, вы видите, мы умираем в мучениях…

«Операция была повторена и на этот раз свершилась удачно»,- доносил начальник кронверка.

Одним из казнённых был Кондратий Фёдорович Рылеев. Чем же он так был страшен властям, какую опасность таил в себе этот человек?

1-й ученик. Рылеев родился в семье отставного подполковника, происходившего из старинного дворянского рода. В шесть лет он, в сущности, стал сиротой при живых отце и матери. В шесть лет его отдали в Первый кадетский корпус, м можно только поражаться, как без любви и дружества в пучине армейской муштры этот человек сформировался в поэта, героя и вождя. Архивы сохранили нам письма юного кадета к отцу – жестокому, скупому холодному человеку.

«Дражайший родитель! Вот уже почти три года, как не имею я от вас никаких известий. Много писал писем, но не получал на иные ни одного ответа…»

И ещё строчки – из письма к матери, три года спустя:

«О дражайшая матушка! Неужели Бог не слышит те ежедневные, пламенные моления, сопровождаемые током слёз, которые я ежедневно воссылаю к нему! Вы пишете, дражайшая матушка, что не имеется у вас денег, дабы выкупить последнюю фамильную драгоценность, сыновнее сокровище – ваш портрет! Не присылайте лучше ко мне ни копейки, я, право, не нуждаюсь в деньгах, ей-богу, не нуждаюсь, постарайтесь только выручить портрет!..»

2-й ученик. Рылеев провёл в корпусе более двенадцати лет, и каждый день из этих лет Рылеева и ему подобных готовили к верноподданной офицерской службе во имя царя – отечество называлось вторым.

В 1812 году Рылееву семнадцать лет. Само время растило прапорщика Рылеева. В составе конно-артиллерийской бригады он два года (с 1814 г.) провёл за границей.

«Мои лета и некоторый успех в науках, - пишет он отцу, - дают мне право требовать чин офицера артиллерии, чин, пленяющий молодых людей до безумия, и который мне также лестен, но ни чем другим, как только тем, что буду иметь я счастье приобщиться к числу защитников своего отечества, царя и алтарей земли нашей…»

Но уже в 1818 году Рылеев пишет в письме матери: «Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастью, не могу им быть…»

На пятом году службы Рылеев подал в отставку, Это решение полностью поддержала его невеста Наталья Михайловна Тевяшова, с которой он встретился в воронежской глуши. Женившись, Рылеев осенью 1819 года переехал к матери в Батово.

3-й ученик. Семьдесят с небольшим вёрст отделяют Батово от Петербурга. Наезжая в Петербург, Рылеев Познакомился с Дельвигом, Глинкой, Булгариным, Пушкиным. Он продолжает занятия литературой, сочинение стихов. В 1820 году петербургское общество было потрясено предерзостной выходкой прапорщика Рылеева, напечатавшего в «Невском зрителе» стихотворение «К временщику». Прототип был настолько узнаваем, что все ожидали наказания смелого поэта. Аракчеев, действительно, подал в суд, но, когда его попросили указать, какие именно строки он принимает на свой счёт, вельможа предпочёл отмолчаться. Перед чтением стихотворения «К временщику» задание классу:

Обратите внимание на средства художественной выразительности, используемые поэтом для достижения цели. Что делает прообраз «временщика» узнаваемым? Почему автор выбирает жанр сатиры?

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником, затем - беседа с классом.

После столь яркой заявки Рылеев привлекает к себе внимание читающей публики, Этому способствовало также совместное с Бестужевым издание альманаха «Полярная звезда», в котором публиковались и сами составители, и басни Крылова, и стихи Пушкина, Вяземского, Баратынского, Жуковского, Дельвига. Несмотря на широкий круг авторов, разнообразие жанров, их объединяло главное – мотив любви к родине и борьбы за её свободу.

В это же время происходит знакомство Рылеева с Пущиным, который и принял его в тайное общество будущих декабристов. Рылеев стал активнейшим участником тайного общества, одним из его руководителей.

Лучше всего, полнее о поэте говорят его стихи.

На партах у ребят – карточки со стихами Рылеева и вопросами к ним. Работа организована по творческим группам (одна карточка на две парты). Ученики читают стихотворения, обсуждают коллективно ответы на вопросы, затем, по мере готовности, отвечают.

Жестокой

Смотри, о Делия, как вянет сей цветочек,

С какой свирепостью со стебелька Сколько частей

Вслед за листочком рвёт листочек в стихотворении?

Суровой осени рука!

Ах! скоро, скоро он красы своей лишится,

Не станет более благоухать;

Последний скоро лист свалится , Каков принцип

Зефир не будет с ним играть. его построения?

Угрюмый Аквилон нагонит тучи мрачны, Какое впечатление

В уныние природу приведёт, остаётся после

Оденет снегом долы злачны,- прочтения?

Твой взор и стебля не найдёт…

Так точно, Делия, дни жизни скоротечной Над чем заставляет

Умчит Сатурн завистливый и злой задуматься?

И блага юности беспечной

Ссечёт губительной косой…

Всё изменяется под дланью Крона хладной:

Остынет младости кипящей кровь;

Но скука жизни безотрадной

Под старость к злу родит любовь!

Тогда, жестокая, познаешь, как ужасно

Любовью тщетною в душе пылать

И на очах не пламень страстный,

Но хлад презрения встречать.

(1821)

Давно мне сердце говорило:

Пора, младый певец, пора,

Оставив шумный град Петра, Ваши впечатления после прочтения?

Лететь к своей подруге милой,

Чтоб оживить и дух унылый, Какое создаётся настроение?

И смутный сон младой души

На лоне неги и свободы, Как вы поняли, о чём стихотворение?

И расцветающей природы

Прогнать с заботами в тиши. Лирический герой – какой он?

Настал желанный час – и с тройкой

Извозчик ухарский предстал,

Залился колокольчик звонкой –

И юный друг твой поскакал…

Едва заставу Петрограда

Певец унылый миновал,

Как разлилась в душе отрада,

И я дышать свободней стал,

Как будто вырвался из ада…

К N N

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить, Можно ли назвать это стихотворение

Хотела ты покой целебный элегией?

В взволнованную душу влить.

Твоё отрадное участье, Каким вы увидели лирического

Твоё вниманье, милый друг, героя?

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг.

Я не хочу любви твоей, Что главное для него в жизни?

Я не могу её присвоить;

Я отвечать не в силах ей,

Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда

Одних прекрасных ощущений,

Ты бурных чувств моих чужда,

Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –

Я не знаком с сим чувством нежным

И оскорбителям моим

Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,

Движеньями души владею;

Не христианин и не раб,

Прощать обид я не умею.

Мне не любовь твоя нужна,

Занятья нужны мне иные:

Отрадна мне одна война,

Одни тревоги боевые.

Любовь никак нейдёт на ум:

Увы! моя отчизна страждет, -

Душа в волненьи тяжких дум

Теперь одной свободы жаждет.

1824 или 1825

А.П.Ермолову

Наперсник Марса и Паллады!

Надежда сограждан, России верный сын, Каким вам представляется тот,

Ермолов! Поспеши спасать сынов Эллады, кому адресовано стихотворение?

Ты, гений северных дружин!

Узрев тебя, любимец славы, Почему так узнаваем генерал

По манию твоей руки, Ермолов, хотя имени его

С врагами лютыми, как вихрь, на бой кровавый в стихотворении нет?

Помчатся грозные полки –

И, цепи сбросивши панического страха, Какими средствами создаёт

Как Феникс молодой, Рылеев образ генерала?

Воскреснет Греция из праха

И с древней доблестью ударит за тобой!..

Уже в отечестве потомков Фемистокла

Повсюду подняты свободы знамена,

Геройской кровию земля промокла

И трупами врагов удобрена!

Проснулися вздремавшие перуны,

Отвсюду храбрые текут!

Теки ж, теки и ты, о витязь юный,

Тебя все ратники, тебя победы ждут…

Весна 1821

Стансы

(К А. Б(естуже)ву)

Не сбылись, мой друг, пророчества

Пылкой юности моей: О чём это стихотворение?

Горький жребий одиночества

Мне суждён в кругу людей. Что печалит героя?

Слишком рано мрак таинственный

Опыт грозный разогнал,

Слишком рано, друг единственный,

Я сердца людей узнал.

Страшно дней не ведать радостных,

Быть чужим среди своих,

Но ужасней истин тягостных

Быть сосудом с дней младых.

С тяжкой грустью, с чёрной думою

Я с тех пор один брожу

И могилою угрюмою

Мир печальный нахожу.

Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, суетный, людей,

А встречаешь трупы хладные

Иль бессмысленных детей…

1824

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья. Каков образ автора

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы, в стихотворении?

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы Кому адресовано

За угнетенную свободу человека. стихотворение?

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

1824

После анализа стихотворений – вывод.

Есть стихотворения агитационные, прокламации. Но когда поэт оказывается во власти высоких чувств, то и его стихи приобретают большую лиричность, наполняются переживаниями героя: тоской, грустью. Заслуга Рылеева в том, что он создал индивидуальный, лиричный образ поэта-гражданина, человека способного переживать все «бедствия своей отчизны», всю мировую несправедливость как личное своё страдание и стремящегося бороться с несправедливостью до конца.


Поэт-гражданин (Ф. Рылеев)

Свободный славянин душой Покорно рабствовать не может...

К. Рылеев


За год с небольшим до своей трагической гибели Кондратий Федорович Рылеев, признанный глава тайного "Северного общества", написал стихи, которые распространялись в декабристской среде и получили там широчайшую известность. Приобщенные к следственным материалам, они были уничтожены по личному приказанию Николая Первого. Случайно сохранившаяся копия в бумагах декабриста Н. А. Бестужева была впоследствии опубликована за границей А. И. Герценом в "Полярной звезде" за 1856 год и лишь в 1893, пройдя теснины царской цензуры, получила возможность появиться в "Собрании сочинений" К. Ф. Рылеева.

В этих стихах, обращенных поэтом к своим современникам, к молодому поколению, уходящему от общественных проблем в область бездумного, рассеянного существования, отражены самые значительные черты личности Рылеева и особенности его творческой манеры.

Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, не способен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. Пусть юноши, своей не разгадав судьбы, Постигнуть не хотят предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы За угнетенную свободу человека. Пусть с хладною душой бросают хладный взор На бедствия своей отчизны И не читают в них грядущий свой позор И справедливые потомков укоризны. Они раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги И, в бурном мятеже ища свободных прав, В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

В этом обличительном упреке как бы предсказаны слова Лермонтова, строки его гневной и горькой думы: "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно". Но, в отличие от Лермонтова, Рылеев твердо был уверен в том, что эпоха революционного порыва еще впереди. Восставший народ будет искать законных прав свободы "в бурном мятеже". Поэт был убежден, что надо уже сейчас готовить себя для будущей борьбы "за угнетенную свободу человека".

Поразительна в Рылееве прямолинейность и неуклонность, с которой он подчинил все свое творчество революционной идее. Гражданственность стала его музой, которой он не изменил до самого конца своего краткого литературного пути.

Правда, началось это не сразу. Окончив Кадетский корпус в С.-Петербурге офицером конной артиллерии, совершив походы в Швейцарии, Франции, Баварии, Пруссии, Польше, прослужив два года в провинциальном гарнизоне в Воронежской губернии, Рылеев в 1818 году вышел в отставку и только с этой поры, в 23-летнем возрасте, получил возможность свободно заняться литературой. Он писал стихи и на военной службе, но все эти опыты рабски повторяли привычные образцы.

Только с переездом в Петербург у него завязались дружеские связи в литераторской среде, в литературных обществах и салонах. Начинается серьезная работа. Определяется та особенность творческой манеры, которая отводит Рылееву особое место во всей пушкинской плеяде. Но в печати его стихи появились впервые лишь в 1820 году, когда ему было уже 25 лет - возраст для поэтов той эпохи довольно поздний. Если иметь в виду, что жизнь Рылеева трагически оборвалась в 1826 году, то на весь его литературный путь приходится всего пять с небольшим лет. За этот краткий срок им сделано не так уж мало: стихи в журналах, редактирование совместно с А. Бестужевым одного из лучших альманахов той поры "Полярная звезда", выпуск отдельным изданием сборника стихотворений на исторические сюжеты под общим названием "Думы", публикация поэмы "Войнаровский", критические статьи, переписка на литературные темы. И все это в сочетании с гражданской службой, сначала в Палате уголовного суда, а затем в правлении "Российско-Американской компании", деятельность которой была посвящена исследованию природных богатств Аляски, принадлежавшей тогда России. Но главным делом жизни Рылеева было горячее участие в тайном "Северном обществе", где он скоро занял ведущее положение. Он и свою поэзию подчинил агитационным декабристским задачам, не упуская ни единой возможности, даже в условиях царской цензуры, служить идее будущего революционного переворота.

Рылеев впервые получил широкую известность как поэт, опубликовав в 1820 году свое послание "К временщику". Из цензурных соображений автор добавил к названию подзаголовок "Подражание персиевой сатире: К Рубеллию", выдавая свои стихи за произведение древнеримского поэта. Но, читая первые же строки -

Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! -

все понимали, что речь идет не о каком-либо сенаторе Древнего Рима, а о графе Аракчееве, жестоком начальнике военных поселений, советнике и сотруднике Александра Первого, проводившем реакционную политику. Имя Аракчеева было ненавистно всей прогрессивной части русского общества. Вот как говорит о нем в своих воспоминаниях декабрист Н. А. Бестужев:

"В "Сатире на временщика" открывается все презрение к почестям и власти человека, который прихотям деспота жертвует счастьем своих сограждан. В том положении, в каком была и есть Россия, никто еще не достигал столь высокой степени силы и власти, как Аракчеев... Где деспотизм управляет, там утеснение - закон: малые угнетаются средними, средние большими, сии еще высшими; но над теми и другими притеснителями, равно как и над притесненными, была одна гроза: временщик. Одни карались за угнетения, другие за жалобы. Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел жаловаться. Едва возникал малейший ропот - и навечно исчезал в пустынях Сибири или в смрадных склепах крепостей.

В таком положении была Россия, когда Рылеев громко и всенародно вызвал временщика на суд истины; когда назвал его деяния, определил им цену и смело предал проклятию потомства... Это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью... С этого стихотворения началось политическое поприще Рылеева. Пылкость юной души, порыв благородного негодования и меткие удары сатиры, безбоязненно нанесенные такому сопернику, обратили общее внимание".

Слова эти вполне справедливы. Сам Рылеев в письме к своему приятелю М. Г. Бедраге, удивлялся тому, что цензура, не разобрав в чем дело, пропустила стихи, где были такие выражения, как "подлец", "подлая душа", "тиран, вострепещи!", "Отечество мое кто от тебя избавит!".

Твои дела тебя изобличат народу; Познает он - что ты стеснил его свободу, Налогом тягостным довел до нищеты, Селения лишил их прежней красоты... ...................................... Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство Тебе свой приговор произнесет потомство!

Читателю было понятно, что речь идет не только о всесильном деспоте-временщике, но и о самом императоре - душителе свободы.

Гражданский пафос поэзии Рылеева ясно проступает и в дальнейших его стихах, из которых только очень немногие были опубликованы на страницах тогдашних журналов. Если бы не было его произведений, расходившихся в списках и частично сохранившихся в бумагах друзей, потомство имело бы весьма ограниченное представление о нем, как поэте-революционере. В лучшем случае он остался бы в памяти, как автор исторических "Дум" - книге, вышедшей еще при его жизни, в роковом 1825 году. Однако и по тому немногому, что попало в печать, можно судить о ярко выраженной гражданственности и патриотизме его музы. Но деятелям декабристского движения и лицам, близким к нему, поэзия Рылеева была известна в гораздо большем объеме. В этой среде его стихи переписывались и распространялись в прямых агитационных целях. Рылеев откликался на важнейшие события текущей политической жизни. Он написал большое стихотворение "На смерть Байрона", видя в знаменитом английском поэте прежде всего защитника свободы угнетенных народов. В "Послании к Н. И. Гнедичу" он приветствовал старшего друга не только как "питомца важных муз" прославленного переводчика гомеровской эпопеи, но и как защитника высокой, идейно насыщенной поэзии.

Рылеев и сам тяготел к формам классической оды, к торжественному ораторскому стилю, завещанному еще XVIII веком. Он продолжал традицию Радищева, вкладывавшего в свой дидактический пафос прямое революционное содержание. В своей оде, которая так и называется "Гражданское мужество", Рылеев громким именам знаменитых царедворцев противопоставляет менее заметных, но мужественных защитников общегражданских прав и общенародной свободы.

Презрев врагов, презрев обиды, От бед спасали край родной, Сияя славой, Аристиды; В изгнании, в чужих краях Не погасали в их сердцах Любовь к общественному благу, Любовь к согражданам своим...

Подвиг воина гигантский И стыд сраженных им врагов В суде ума, в суде веков - Ничто пред доблестью гражданской.

Ему хотелось видеть в стихах современников более глубокое содержание, более живой отклик на общественную жизнь. Увлечение камерными формами искусства, мелкотемье и легковесность современной лирики казались ему, последователю высокой поэзии, признаком несомненного упадка. Об этом красноречиво говорит его письмо к Пушкину от 12 февраля 1825 года, в котором Рылеев, подвергая критике влияние Жуковского на последующее развитие элегических настроений, говорит:

"...Неоспоримо, что Жуковский принес важные пользы языку нашему. Он имел решительное влияние на стихотворный слог наш, и мы за это навсегда должны остаться ему благодарными, но отнюдь не за влияние его на дух нашей словесности, как пишешь ты. К несчастью, это влияние было слишком пагубно: мистицизм, которым проникнута большая часть его стихотворений, мечтательность, неопределенность и какая-то туманность, которые в нем иногда даже прелестны, растлили многих и много зла наделали".

В отношении оценки значения Жуковского для русской поэзии Пушкин не согласился с Рылеевым. Считая, что тематические ограничения не могут принести большой пользы развитию литературы, он готов был спорить с Рылеевым как с поэтом, но в то же время прекрасно понимал и уважал идейно-политическую ценность избранного им пути. Рылеев же воспринял пушкинскую критику с некоторой обидой и остался на своих прежних позициях.

Вот что писал он своему другу А. Бестужеву, узнав о критическом отношении Пушкина к сборнику "Думы":

Хоть Пушкин суд мне строгий произнес И слабый дар, как недруг тайный, взвесил, Но от того, Бестужев, еще нос Я недругам в угоду не повесил. Моя душа до гроба сохранит Высоких дум кипящую отвагу; Мой друг! Недаром в юноше горит Любовь к общественному благу!

"Общественное благо" - вот главная тема зрелой поры в творчестве Рылеева. Здесь обрел он собственный голос, резко выделяющий его среди поэтов декабристского круга. Понятие "гражданственность", введенное им в поэзию, поистине знаменательно для дальнейшего ее развития. Он и сам хорошо это сознавал. В посвящении поэмы "Войнаровский" Александру Бестужеву есть такие слова:

Прими ж плоды трудов моих... .............................. Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, - Я не поэт, а гражданин.

Словно принимая эстафету от Рылеева, много лет спустя Некрасов повторил его завет - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". А в более близкие к нам дни эту же тему положил в основу своего творчества Владимир Маяковский, не забывая при этом, как и Некрасов, высоких задач искусства.

В стеснительных условиях цензуры Рылеев, естественно, не мог говорить в полный голос. Ему поневоле приходилось оставаться в рамках свободолюбивого просветительства и общественной гражданской морали. Но и здесь с достаточной отчетливостью проступает социальный протест, В первоначальных вариантах думы "Державин" есть примечательные слова:

Горжусь к тирану я враждой, Ярмо граждан меня тревожит, Свободный славянин душой Покорно рабствовать не может, Греметь грозою против зла Он чтит святым себе законом С спокойной важностью чела На эшафоте и пред троном.

Разрабатывая темы политической лирики, Рылеев сосредоточил свое внимание на героической истории русского народа. Воспитание патриотического чувства было одной из очередных задач декабристской пропаганды. Но как это отличалось от официальной правительственной идеологии! В привычном противопоставлении "царь - народ" Рылеев, конечно, занимал самую крайнюю демократическую позицию, но понятия "справедливость" и "свобода" преподносились им в такой отвлеченной форме, что не возбуждали особых подозрений даже у цензуры. Это было чисто внешним, защитным прикрытием более глубоких и по сути революционно-демократических воззрений автора. Соответственно настроенный читатель прекрасно во всем разбирался. Ему было не привыкать к языку намеков и многозначительных недосказанностей.

Преследуя эту цель, Рылеев создал обширную галерею исторических портретов горячих и самоотверженных патриотов, ради любви к родине, к родному народу способных идти на подвиг, жертвуя собственной жизнью. Он объединил эти стихи в цикл, связанный общей идеей, следуя примеру польского лингвиста и историка Юлиана Урсина Немцевича, издавшего сборник патриотических народных песен. Название "Думы", очевидно, пришло от поэтических преданий свободолюбивой Украины, распевавшихся кобзарями. До известной степени само название должно было подсказать вдумчивому читателю мысль о демократической направленности этого произведения. Всего Рылеевым была написана тридцать одна дума (двадцать одна вошла в основной сборник, выпущенный в свет еще при жизни автора). Простое перечисление названий свидетельствует о широком тематическом охвате. Здесь проходят имена древней русской истории: Олег Вещий, Ольга, Святослав, Святополк, Мстислав Удалой, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Курбский, Ермак, Борис Годунов и так далее - вплоть до эпохи Петра и середины XVIII века. А впоследствии были добавлены: князь Владимир Киевский, Марфа Посадница, Яков Долгорукий, Меншиков, Волынский и др. Все эти стихотворные рассказы о деятелях отечественной истории проникнуты единой мыслью: жертвенная любовь к родине, борьба против иноземных насильников, воинское и гражданское мужество.

Преследуя свой благородный и патриотический замысел, Рылеев не всегда придерживался исторической точности, за что и подвергался упрекам критики. Он идеализировал своих героев, придавая им не соответствовавшие действительности черты. Если образы древнерусских князей, мужественно защищавших родную землю, были нарисованы исторически верно, то государственные деятели XVII - XVIII веков часто не по праву приобретали желательный поэту облик правдолюбцев и защитников народных прав. Показательно в этом отношении изображение Рылеевым "кабинет-министра" императрицы Анны Иоанновны, Артемия Волынского. Волынский под пером поэта превратился в самоотверженного борца за народную свободу и чуть ли не вождя грядущего восстания.

Вот как поэт передал его раздумья в заточении, накануне казни:

Тот, кто с гордыми в борьбе Наград не ждет и их не просит, И, забывая о себе, Все в жертву родине приносит, Против тиранов лютых тверд, Он будет и в цепях свободен, В час казни правотою горд И вечно в чувствах благороден. ............................. И хоть падет - но будет жив В сердцах и памяти народной И он и пламенный порыв Души прекрасной и свободной. Славна кончина за народ! Певцы, герою в воздаянье, Из века в век, из рода в род Передадут его деянье. Вражда к неправде закипит Неукротимая в потомках - И Русь священная узрит Неправосудие в обломках...

В этих словах анненского вельможи слышен голос самого Рылеева, поэта-революционера, вложившего свои убеждения в уста избранного им и идеализированного героя. То же происходит и с многими другими историческими лицами этого цикла. Их мысли и чувства, вопреки исторической правде, нередко отражают политические убеждения самого поэта. Все это было необходимо Рылееву для пропаганды декабристских идей. По цензурным соображениям Рылееву приходилось избегать прямого осуждения самодержавия. Он предпочитал везде, где это возможно, пользоваться широким понятием "гражданственности", включающим в себя свободолюбивое понимание общественного долга.

Прогрессивное значение рылеевских "Дум" было ясно каждому, но художественное их качество, по мнению современников, оставляло желать лучшего. Пушкин дружески упрекал Рылеева не только в отсутствии подлинной историчности. Он переменил свое мнение с появлением поэмы "Вой-наровский". Это произведение, написанное также на историческом материале, значительно отличалось от предшествующих ему "Дум".

Пушкин, прочитав отрывки из поэмы в "Полярной звезде", писал в 1824 году А. Бестужеву: "Рылеева "Войнаровский" несравненно лучше всех его дум, слог его возмужал и становится истинно повествовательным, чего у нас почти еще нет". А позднее заметил в письме к брату Льву: "Войнаровский" полон жизни". Еще более определенно сказал он в 1825 году (в письме к А. Бестужеву): "Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке, но он идет своею дорогою. Он в душе поэт".

Так же сочувственно была встречена поэма, вышедшая в свет в 1825 году, и прогрессивной общественностью. Ее списки ходили по рукам еще задолго до опубликования.

Сюжет поэмы подсказан автору историческими событиями в эпоху борьбы Петра Первого со Швецией. Речь идет о судьбе одного из видных деятелей того времени, племянника Мазепы и его сторонника, Андрея Войнаровского. После долгих скитаний с бежавшим из пределов России Карлом XII он был выдан русскому правительству и сослан в Сибирь, в Якутск. Здесь его, уже глубокого старца, посетил известный историк Г. Миллер, которому ссыльный рассказал всю свою полную приключений жизнь.

Внимание Рылеева привлек, очевидно, сильный и независимый характер героя. Сам Петр видел в нем значительного и опасного противника своей государственности. Войнаровский встал на сторону Мазепы и разделил его бесславную судьбу, побуждаемый к этому неясными мечтаниями о "свободе" Украины. Он не понимал в то время, что вторжение шведских войск, поддержанное Мазепой, несет еще большее угнетение его родине, как всякое иноземное нашествие. Много позднее, уже на турецкой чужбине, Войнаровский усомнился в истинных намерениях мятежного гетмана, который хитрой расчетливостью, играя на патриотических чувствах, умел привлекать на свою сторону нужных ему людей.

Мы в нем главу народа чтили, Мы обожали в нем отца, Мы в нем отечество любили. Не знаю я, хотел ли он Спасти от бед народ Украины, Иль в ней себе воздвигнуть трон... ...не знаю, Что в глубине души своей Готовил он родному краю...

И тотчас же после этих размышлений своего героя Рылеев включает в уста Войнаровского вывод, в котором слышится его собственный голос:

Но знаю то, что, затая Любовь, родство и глас природы, Его сразил бы первый я, Когда б он стал врагом свободы.

Образ Войнаровского в изображении поэта сложен и противоречив. С несомненной воинской доблестью, проявленной в защите Украины от поляков и татар, соединяется в нем полное непонимание государственной политики Петра, что и приводит героя поэмы в лагерь измены, во имя ложно им понимаемой "свободы". Лишь на склоне жизни, в суровом сибирском изгнании, отдает он себе отчет в своих прежних заблуждениях и горько раскаивается в них, тоскуя о покинутой и преданной Родине.

Идеей патриотизма и свободолюбия проникнута следующая поэма Рылеева - "Наливайко", дошедшая до нас в тринадцати небольших отрывках, из которых некоторые были напечатаны еще при жизни поэта в альманахе "Полярная звезда".

Северин Наливайко - украинский гетман XVI века, поднявший народное восстание против польской шляхты, владевшей тогда Украиной, и казненный в Варшаве в 1597 году. В нем Рылев увидел героя борьбы за национальную независимость, мужественного, стойкого до конца защитника своих свободолюбивых убеждений. С болью в душе видит гетман горе угнетенного, порабощенного врагами родного края. Сердце его пылает ненавистью к иноземным захватчикам, жаждой справедливой мести, но вместе с тем и презрением к соотечественникам, смирившимся с чужеземным игом:

Вековые оскорбленья Тиранам родины прощать И стыд обиды оставлять Без справедливого отмщенья - Не в силах я: один лишь раб Так может быть и подл и слаб. Могу ли равнодушно видеть Порабощенных земляков? Нет, нет! Мой жребий ненавидеть Равно тиранов и рабов.

Но еще большую известность получила "Исповедь Наливайки", опубликованная в "Полярной звезде". Царская цензура опрометчиво пропустила ее, введенная в заблуждение общим патриотическим характером сюжета. Цензору пришлось потом писать, по требованию своего начальства, малоубедительные объяснения. В отрывке из "Исповеди" отчетливо сказалась та "жертвенность", какая вообще была свойственна натуре Рылеева. В этих сжатых и энергичных стихах он словно предчувствует свою собственную судьбу:

Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа, - Судьба меня уже обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, - Я это чувствую, я знаю... И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю!

Героической теме в родной истории Рылеев оставался верен до конца. В его литературном архиве сохранились планы и наброски будущих произведений, и все они имеют отношение к прошлому русского или украинского народа: "Гайдамаки", "Палей", "Партизаны", стихи о вольном Новгороде, переложение "Слова о полку Игореве".

Особое место занимают агитационные песни, писавшиеся в тесном сотрудничестве с А. Бестужевым. Простые по языку, конкретные по содержанию, эти песни несомненно сыграли немаловажную роль среди полков, подготовляемых к восстанию.

Вот одна из них:

Как идет кузнец из кузнецы, слава! Что несет кузнец? Да три ножика: Вот уж первой-то нож на злодеев вельмож, А другой-то нож - на судей на плутов, А молитву сотворя, - третий нож на царя! Кому вынется, тому сбудется, Кому сбудется, не минуется. Слава!

Наследие Рылеева невелико. Кроме "Войнаровского", он напечатал при жизни всего сорок пять стихотворений (включая сюда и 21 "думу"). После разгрома декабрьского восстания его имя и совсем исчезает со страниц альманахов и журналов. И только с 1856 года, когда была объявлена амнистия сосланным в Сибирь декабристам, стихи Рылеева понемногу начинают появляться в печати, да и то в связи с теми или иными мемуарными материалами. Правда, раньше, за границей, Герцен и Огарев начали печатать отдельные стихотворения Рылеева. Там же за рубежом было осуществлено Гербелем "Полное собрание сочинений К. Ф. Рылеева" (Лейпциг, 1861). Но отечественный читатель получил возможность ознакомиться в более или менее полном объеме с произведениями поэта-революционера только в 1872 году по собранию сочинений и переписки, осуществленным известным литературоведом того времени П. А. Ефремовым. И тогда впервые облик поэта, его внутренний мир, его неуклонная революционная настроенность предстали с убедительной очевидностью.

Весь творческий путь К. Рылеева отмечен удивительной последовательностью. В сравнительно молодом возрасте он отдал дань модным тогда жанрам камерной поэзии (элегии, послания к друзьям, альбомные экспромты), но не слишком увлекался ими, имея пред собой более достойную, общественно значимую цель. Литература для Рылеева - это прежде всего служение обществу. Со времени вступления поэта в тайное "Северное общество" в 1823 году, все его творчество подчинено пропаганде революционных идей.

Пристрастием к гражданской теме он противопоставлял свое творчество, свою личность поэтам-эпикурейцам или мечтательным элегикам. Этим обретал он собственную творческую оригинальность и намечал единственно правильный путь, соответствующий его политическим и художественным убеждениям.

В истории нашей поэзии К. Рылеев создал облик поэта, имеющий огромное принципиальное значение для дальнейшего ее развития. Вслед за революционной одой Радищева и вольнолюбивой лирикой Пушкина Рылеев утвердил тему истинной гражданственности и социального протеста, подхваченную и продолженную в дальнейшем творчеством Лермонтова, Полежаева, Огарева и Некрасова.

https://chany-kupeli.ru норвежское джакузи деревянный чан с подогревом.

104190 Гладкова О

Данный конспект ориентирован на программу Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, В.П.Полухиной и др., на учебник В.Г.Маранцмана. Урок может быть проведен в 9 классе в рамках программы или как урок внеклассного чтения. Используется учебное пособие Соколова Я.В. “Граждановедение”.

Оформление урока: портрет К.Ф.Рылеева, иллюстрация с картины художника Делакруа.

“Свобода”, музыкальный этюд Шопена, на доске записаны тема урока и эпиграф, демонстрационные материалы.

Предварительная подготовка к уроку : учащиеся получают задания на карточках, готовят к выразительному чтению предложенные произведения, работают со словарями и справочной литературой.

Цели урока .

  • Сформировать у учащихся представление о социально-нравственных категориях “гржданственность” и “патриотизм” как ведущих идеях творчества Кондратия Рылеева.
  • Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию, видоизменять её, исходя из целей коммуникативного взаимодействия.

Урок-размышление на тему: “Я не ПОЭТ, а ГРАЖДАНИН.”

О так! Нет выше ничего
Предназначения поэта:
Святая правда-долг его,
Предмет-полезным быть для света.

К.Рылеев.

Ход урока.

1.Организационный момент . Учащиеся разделены на микрогруппы (по 3-4 чел.). Каждая группа получает задание на карточке.

2.Слово учителя.

Граждане Российской Федерации! Могу ли я сегодня на уроке ко всем обратиться с этим обращением? Какие значения слова “гражданин” Вам известны? Вы, наверно, слышали о герое, принявшем смерть за Отечество, говорят: он был воин и гражданин. Но о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе Глинке: музыкант и гражданин.

Означает ли это, что гражданин-только выдающаяся личность, или солдат, павший на полях сражений за Отечество,или талантливый художник, или певец? Так кто такой гражданин? Над этими и другими вопросами я приглашаю Вас поразмышлять.

3. Словарь урока. О гражданине.

Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений.

Задания : поработайте в микрогруппах и ответьте на вопросы.

  • Какие значения слова “гражданин” вам известны?
  • Что означает “быть достойным сыном Отечества”?
  • В чем отличие Гражданина (с большой буквы) и гражданина по рождению?

Задание группе лингвистов : поработайте с разными словарями русского языка и подготовьте справку о значении слова “гражданин”

Информация для учителя. В словаре В.И.Даля слово “гражданин” обозначает:

Человек как городской житель;

Человек как член общины;

Каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова значения дополняются следующими:

Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав;

Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения;

В “Словаре современного русского литературного языка” есть значения:

Гражданин-человек,служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе;

Невоенный;

Нецерковный.

В “Этимологическом словаре” Н.М.Шанского можно найти информацию об истории слова: заимствовано из стар.-слав. языка, где “гражданинъ” словообразовательная калька из греческого, буквально – “житель города”. Современное значение от Радищева.

Задание группе литературоведов .Вспомните ранее изученные произведения М.Ломоносова, Г.Державина, А.Радищева и ответьте на вопрос, каковы литературные традиции становления и развития темы патриотизма в русской литературе XVIII века?

Информация для учителя. Одним из первых, кто пропагандировал гражданственность поэзии, её воспитательную функцию и определил роль поэта как гражданина, был Антиох Кантемир: “Всё, что я пишу, - пишу по должности гражданина”, “…не писать мне нельзя: не могу стерпети”.

В лиетературе XVIII века в творчестве Державина и Ломоносова разрабатывалась тема патриотизма, прославления могущества русского государства. Но неразвитость общественной жизни обусловила ограниченность значения слова “патриот”. Александр Радищев вносит понимание влияния общественной среды на характер, признание активного начала человеческой личности. Он же вносит элемент гражданственности.

В книге “Путешествие из Петербурга в Москву” в главе “Спасская полесть” Прямовзора говорит: “Ты познаёшь верных своих подданных, которые вдали от тебя не тебя любят, но любят отечество; которые готовы всегда на твоё поражение, если оно отмстит порабощением человека. Но не возмутят они гражданского покоя безвременно и без пользы”.

Вразумляющая интонация Фонвизина, беспошадная аналитическая проза Радищева, смелая поэзия Державина столь разные, столь одинаковые в одном – самое главное в их творчестве забота о судьбе страны поставлена превыше всего.

Вывод: в формулировке темы нашего урока слово “гражданин” противопоставлено слову “поэт”. Будучи декабристом, Рылеев ставит целью своего творчества – воздействие с помощью поэзии на молодое поколение, воспитание юношества в духе патриотизма и гражданства. Логическое ударение падает на слово гражданин, подчёркивая особую значимость понятия. Употреблякется слово в значении “гражданин-человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе” (высок).

4. Подготовка к восприятию нового материала .

“На грани двух столетий

На переломе двух эпох…” рождалось новое время.

Начало XIX века. Время рождало новые идеи, создавало новое эстетические идеалы. Мы говорим 14 декабря 1825 года, время декабристов, но вкладываем в эти слова наше книжное понимание. Воздух времени, его краски, черты – всё это почти потеряно для нас. В качестве свидетельств об этом времени остались искусство, история, воспоминания современников. Свобода, неукротимость, вечное несогласие с окружающей действительностью – вот признаки новой эпохи. Они нашли своё воплощение в музыке Шопена.

(Звучит фрагмент “Революционного этюда” Шопена).

Это произведение и будет музыкальным эпиграфом к нашему уроку.

Бурный порыв, трагическое отчаяние, решимость и обречённость, энергия и одиночество запечатлены на картине французского художника Делакруа “Свобода”. Пусть эта иллюстрация будет зрительным эпиграфом урока.

Одними из первых на призывы времени откликнулись декабристы. “Я помню, как ударял, словно колокол… серьёзный стих Рылеева и звал на бой и на гибель, как зовут на пир”, - отзывался А. Герцен о стихах Кондратия Рылеева. Именно декабристы-поэты формировали новый эстетический идеал гражданина, продолжая литературные традиции предшественников.

Мы обратимся к поэзии К. Рылеева, постараемся, проанализировав его произведения, раскрыть ценральный образ – героя–борца, патриота и гражданина. Этот образ и определён в художественной формуле Рылеева о предназначении поэта, этой строкой мы обозначили тему нашего разговора: “Я не Поэт, а Гражданин”.

5. Аналитическое чтение стихотворений .

Задание. Используя тексты предложенных произведений К.Рылеева, определите и укажите стержневые качества героя-борца и сопоставьте с фактами жизни поэта. Соответствует ли декабристский идеал гражданина Вашим представлениям о гражданине сегодняшних дней? Результаты работы оформите в виде таблицы.

Группа аналитиков,историков, литературоведов.

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение “Гражданин”. Вопросы: почему своё время поэт называет “роковым”? В чём видит поэт долг гражданина? Охарактеризуйте образы “переродившихся славян”, образ гражданина и др. Что общего между автором и его героем?

Информация для учителя . 27 ноября 1825 года на квартире Рылеева проходят постоянные совещания. Рылеев критично оценивает ситуацию, находит её безрадостной. Он проявляет находчивость, настойчивость, намечает практические меры. Его пламенные речи увлекают одних, подбадривают растерявшихся, обливают презрением испугавшихся. Незадолго до восстания поэт пишет знаменитое стихотворение “Я ль буду в роковое время…” В нём наиболее ярко пропагандируется образ героя-борца. Этот человек самоотверженно борется за свободу, является образцом гражданской доблести, имеет целеустремлённый героический характер. Этому образу противопоставлены образы “переродившихся славян”. Это те, кто отступил и от политической борьбы, проводит жизнь свою в сладострастиях, забыл гражданский долг, утратил мужество, общественно пассивен.

Стихотворение обращено не к узкому кругу лиц, а ко всему поколению. Отсюда и агитационный строй, декламационная интонация. Это речь оратора, трибуна, проповедуещего свои политические убеждения. Слова избираются не в соответствии с их предметной точностью, а для того, чтобы они служили средством гражданской оценки.

Вывод: слова для таблицы – борец за свободу, оратор, целеустремлённый, имеет героический характер.

Карточка №2

Прочитайте стихотворение “Стансы” (“Не сбылись, мой друг, пророчества…”), главу “Исповедь Наливайки” из поэмы “Наливайко”.

Вопросы: какие черты героя-борца раскрыты в этих произведения? Как соотносятся они с чертами характера поэта?

Информация для учителя . В ночь с 13 на 14 декабря заговорщики собрались на квартире Рылеева, здесь окончательно был выработан план действий. Офицеры должны были рассыпаться по казармам и вести поднятые воиска на Сенатскую площадь. “Как прекрасен был в тот вечер Рылеев, - вспоминал Бестужев. – Речь его текла,как огненная лава. Я любовался им, сидя в стороне. Разошлись под утро. Молодой поэт Одоевский с восхищением воскликнул: “Умрём, ах, как славно мы умрём!” Только Рылеев был серьёзен. Он сдержанно сказал одному из друзей: “Да, мало видов на успех, но всё-таки надо начать: начало и пример принесут плоды.” Осознавая неудачу восстания, декабристы не испугались, а пошли на жертву ради потомков, с мыслью о новых поколениях. Не желание пострадать, не эффектная поза, а осознание жертвенности, исключительная честность, мужество и отвага – вот что руководило декабристами.

Отрывок из поэмы :

Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На угнетателей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!

Вывод : отсутствие тщеславия, желания славы чужды герою стихотворения и Рылееву. В элегии “Стансы” слышатся горькие жалобы героя на “горький жребий одиночества”, потому что люди разочаровали поэта:

Все они с душой бесчувственной,
Лишь для выгоды своей
Сохраняют жар искусственный
К благу общему людей.

Слова для таблицы: одиночество, отсутствие тщеславия и желания славы, жертвенность, честность.

Карточка №3.

Задание. В стихотворениях “К.N.N.” (Ты посетить, мой друг, желала…), “Вере Николаевне Столыпиной”, в поэме “Наливайко” в главе “Ты друг давно мне, Лобода”, проследите, каковы переоценки представлений о дружбе, о семье, о любви в творчестве Рылеева.

Информация для учителя . Декабристское понимание гражданской доблести, “любви к общественному благу” было связанно с требованием подчинить все чувства, всю жизнь единой цели. В стихотворениях происходит переоценка традиционных представлений. В “Элегии” (1824) мы читаем:

Исполнились мои желания,
Сбылись давнишние мечты,
Мои жестокие страдания,
Мои любовь узнала ты…

Но герой-борец должен подчинить страсть, сомнения, колебания, слабости души великой идее.

Мне не любовь твоя нужна,
Занятья ждут меня иные…
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.
Любовь ни как не идёт на ум:
Увы! Моя отчизна страждет, -
Душа в волнении тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

В поэме, обращаясь к Лободе, словами Наливайки, Рылеев определяет своё понимание долга семьянина и гражданина:

Но ты отец, но ты супруг,
А уж давно пора, мой друг,
Быть не мужьями, а мужами…
Нет не одна к жене любовь
Мой ум быть осторожней учит…

“Священный долг матери” герой видит в том, что она должна:

Прекрасных чад образовать…
Пусть их сограждане увидят
Готовых пасть за край родной,
Пускай они возненавидят
Неправду пламенной душой.

Вывод : эти строки придают интимной лирике гражданский характер, превращая в страстный призыв.

Слова для таблицы: отказ от семьи, от любви, уметь подчинить индивидуальное общей идее.

6. Подведём итоги .

Щекотливое это дело – пытаться оспорить показания современников, даже если они получены из вторых рук. “Рылеев пришёл вовремя, - сказал литературовед Ю.Верховский и продолжил, - Рылеев-средоточие гражданской поэзии, как она могла наиболее цельно выразиться в условиях времени, среды, её идеологии и художественного вкуса”. Итак, давайте представим в таблице результаты наших исследований.

Эстетический идеал, ваш идеал гражданина в поэзии Рылеева:

    • борец за свободу
    • целеустремлённость характера
    • оратор
    • гражданин-поэт
    • отсутствие тщеславия
    • жертвенность
    • честность
    • одиночество
    • отказ от любви
    • подчинение индивидуального общей идее
    • забота об общественном благе.

Задание: заполните 2 графу таблицы, впишите те чувства человека, которые на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими. Сравните наблюдения и напишите небольшое эссе “Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству?” (Эта тема сочинения была предложена А.Ульянову).

7. Перспектива развития темы. Для продолжения разговора приглашаю тех, кто увлечён литературой, кому тема нашего разговора интересна. Предлагаю обдумать следующие положения:

– Гоголь является образцом писателя-гражданина своей страны.

– Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Н.Некрасов “Поэт и гражданин” (1856)

– В дни революции быть Человеком, а не гражданином…

М.Волошин 1925.

– Поэт в России – больше, чем поэт,
В ней суждено поэтами рождаться.
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.

Е. Евтушенко 1965.

Список использованной литературы.

  1. Вересаев В. “Спутники Пушкина”. М., “Советский спорт”, 1993г.
  2. Марков А. “Кондратий Рылеев”. (Поэма в журнале “Огонёк” №38-39, 40 за 1980г.).
  3. Марич М. “Северное сияние”
  4. Радищев А. “Путешествие из Петербурга в Москву”, М., Московский рабочий, 1959.
  5. Рылеев К. “Русская поэзия XIX-начала XX века.”, М., “Художественная литература” 1987.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Лаврово

Новгородской области Демянского района

РЕФЕРАТ

Тема работы:

«Я не поэт, а гражданин»

Выполнил Бойцов Виктор,

обучающийся 9 класса

Руководитель Нечаева Вера Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

    Вступление……………………………………………3

    Из истории декабристского движения………………3

    Поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев….....5

    Творчество К.Ф.Рылеева…………………………......6

    1. Думы………………………………………………...6

      Агитационно-сатирические песни………………..8

      Лирика………………………………………………9

      Поэмы……………………………………………....10

    Заключение…………………………………………. ..12

    Источники информации……………………………..13

1. Вступление.

В связи с приближением памятной даты – 190-летия событий на Сенатской площади и восстания Черниговского полка – 25 декабря, я заинтересовался этой темой и решил, что это событие в истории моей страны будет для меня интересно, потому что я с большим интересом изучаю историю, участвую в школьных и районных мероприятиях. Мне, как и многим другим, не безразлична судьба Первенцев Свободы, связавших свои жизни с утверждением в обществе идеалов Мужества, Гуманизма, Социальной Справедливости.

Я выбрал номинацию «Культурное наследие декабристов» потому, что из всей декабристской поэзии поэзия К.Ф.Рылеева была и остается наиболее эмоционально зажигательной, самобытной. Свободу славили и воспевали поэты-декабристы В.Кюхельбекер, А.Одоевский, В.Раевский, А.Бестужев, Ф.Глинка. Многое из того, что было написано декабристами, не увидело света в свое время или вовсе пропало. Сочинения декабристов, как и документы, касающиеся деятельности тайных обществ, уничтожались и самими авторами, и их близкими, и властями. А то, что уцелело, долгие десятилетия оставалось в царской России под цензурным запретом. Напечатанные за рубежом в основанной Герценом Вольной русской типографии и других местах сочинения декабристов не могли иметь в России легального распространения. Даже после революции 1905г. читатели не получили полного собрания сочинений поэтов-декабристов. И только после Октябрьской революции 1917г. появилась возможность сделать общим достоянием многие не известные ранее произведения декабристов.

В школьной программе и сейчас есть темы по изучению творчества поэтов и писателей того времени. Я с большим интересом познакомился с творчеством одного из этих замечательных людей.

2. Из истории декабристского движения.

Декабристы – участники тайных обществ 1816-1825 годов, организовавшие вооруженные выступления против государственного строя Российской империи Петербурге 14 декабря 1825 года и на Украине 29 декабря 1825 года.

В 1814 году возникли первые тайные общества, копирующие масонские ложи: «Орден русских рыцарей», «Священная артель», «Семеновская артель», а также кружок В.Ф.Раевского.

9 февраля 1816 года группа членов «Священной» и «Семеновской» артелей во главе с:

    Александром Муравьевым;

    Никитой Муравьевым;

    Матвеем Муравьевым-Апостолом;

    Сергеем Муравьевым-Апостолом;

    Сергеем Трубецким;

    Иваном Якушкины;.

    Павлом Пестелем;

    Иваном Пущиным;

    Михаилом Луниным

учредили «Союз спасения» - общество истинных и верных сынов Отечества. В его состав вошли около 30 человек.

В начале 1818 года вместо «Союза спасения» возник «Союз благоденствия», объединивший на первом этапе около 200 человек.

В феврале 1821 года на основе «Союза благоденствия» возникло Южное общество на Украине с центром в Тульчине, руководимое Директорией из трех человек. Фактическим вождем стал Павел Пестель, автор программы Южного общества «Русская правда».

Осенью 1822 года в Петербурге оформилось Северное общество, которое возглавила Дума из трех человек. Председателем ее стал Никита Муравьев, автор программы Северного общества «Конституция».

В 1826 году предполагалось объединить Северное и Южное общества и летом этого же года совершить военный переворот. Но жизнь внесла свои коррективы. 19 ноября 1825 года скончался император Александр I . На 25 дней возникла ситуация междуцарствия. Сначала все присягнули Константину Павловичу – брату Александра I , но по завещанию наследником был объявлен другой его брат – Николай Павлович. Новую присягу планировали провести 14 декабря 1825 года.

Декабристы были не готовы к выступлению, ситуация взбудоражила народ и армию. Заговорщики решились на военный переворот. Они собирались заставить сенаторов подписать «Манифест русскому народу», который провозглашал свержение самодержавия, отмену крепостного права, формирование Учредительного собрания для создания конституции. Доставить Манифест в Сенат собирались Кондратий Рылеев и Иван Пущин.

14 декабря около 11 часов на Сенатскую площадь вышли три полка: лейб-гвардии Московский, лейб-гвардии Гренадерский и Гвардейский морской экипаж. Составленный накануне план на квартире у Рылеева рухнул. Сорвать присягу не удалось.3000 восставших солдат и 30 офицеров-декабристов построились в каре у памятника Петру Великому. Их пытался уговорить присягнуть Николаю генерал-губернатор М.Милорадович, но П.Каховский выстрелом из пистолета убил его. Около 6 часов вечера по восставшим по приказу Николая стали стрелять из пушек. Одни скрылись в ближайших улицах, других арестовали. Вскоре произошло восстание декабристов на Юге. К его началу Павел Пестель и вся Тульчинская управа были арестованы, поэтому Сергею Муравьеву-Апостолу 29 декабря удалось поднять только Черниговский пехотный полк. 3 января он был разгромлен, тяжелораненый Муравьев-Апостол и другие руководители восстания арестованы.

Верховный уголовный суд рассмотрел дела 121 декабриста. Пятеро из них были приговорены к смертной казни: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский. Их повесили 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости. Более 120 человек сослали в Сибирь. Другие офицеры были разжалованы в рядовые и отправлены в боевые части на Кавказ.

Лишь в 1856 году Александр II вернул из ссылки 40 декабристов.

Такова краткая история декабристского движения. Декабристы были деятелями первого, дворянского, этапа революционного движения в России. Восстание декабристов имело большое значение и для революционной агитации. Профили пяти казненных декабристов, изображенных на обложке революционного журнала «Полярная звезда», издававшегося Герценом за границей, стали символом восстания декабристов. Разгром его был важнейшим уроком для последующих поколений революционеров. Декабристы завещали им свой революционный опыт, и опыт этот показал, что восстание, не опирающееся на активную поддержку народных масс, обречено на поражение.

Но за всей этой эпопеей стоят судьбы многих людей, чьи имена остались в истории России навсегда: А. Пушкин, А. Грибоедов, Ю. Лермонтов, Н. Некрасов, Ф. Глинка, Л. Толстой и другие.

3. Поэт-декабрист – Кондратий Федорович Рылеев.

Среди декабристов было немало непосредственных деятелей культуры – писателей, поэтов и ученых, которые внесли свой вклад в культурное развитие России.

Общеизвестно имя замечательного русского революционера – поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева, одного из активнейших участников восстания 14 декабря. Творчество Рылеева – это образец вдохновенной гражданской поэзии.

Рылеев «воспламенял всех… своею настойчивостью…» - утверждали участники восстания. Хотя Рылеев и отдавал себе ясный отчет в том, что шансы на успех вооруженного выступления против царизма ничтожны, он не отступал от мысли о его необходимости. «Предвижу, что не будет успеха, но потрясение необходимо…, мы своей неудачей научим других», - говорил поэт. Ненависть к деспотизму и готовность к самопожертвованию еще в отрочестве пробудились в Рылееве.

Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795 года в сельце Батове, неподалеку от Петербурга. Отец его отставной полковник, избрал для сына военную карьеру. Пятилетним мальчиком будущий поэт уже покинул родительский дом: был помещен в Петербургский кадетский корпус.

Тяжело переживавший всякое проявление насилия, жестокости, маленький Рылеев в пору своей кадетской жизни ложился, случалось, вместо провинившихся соучеников под розги, предпочитая быть безвинно наказанным, чем свидетелем страданий и унижения товарищей.

В 1814 году он окончил кадетский корпус с чином прапорщика и был направлен в 1-ю артиллерийскую бригаду и принял участие в заграничном походе по ряду стран Западной Европы.. там он получил возможность близко познакомиться с более передовым по сравнению с Россией общественным укладом, что, по его словам, способствовало укреплению в нем свободолюбия.

В конце 1818 года Кондратий Федорович выходит в отставку в чине подпоручика, женится и с молодой женой в январе 1819 года переезжает сначала в Батово к матери, а затем в Петербург, где с января 1821 года занимает выборную должность заседателя палаты уголовного суда.

4. Творчество К.Ф.Рылеева

Свои силы в литературе Рылеев начал еще в кадетском корпусе, а с 1820 года выступает в печати. Но его первые произведения не обратили на себя внимания общественности. Широкая известность пришла к нему после опубликования в октябрьском номере популярного журнала «Невский зритель» сатиры «К временщику», в котором разоблачал бесстрашно и резко Аракчеева:

«Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!»

4.1. Думы

В начале 1825 года свои исторические баллады, объединенные одной темой, были изданы Рылеевым в одной книге под названием «Думы». Герои рылеевских дум – это мужественные борцы за независимость и могущество родины, страстные обличители несправедливости. Среди этих героических образов, противостоящих образам тиранов – Святополка, Дмитрия Самозванца и других, - и древнерусские князья-военачальники Олег и Святослав, Мстислав Удалой, и легендарный новгородский республиканец Вадим, и отважный полководец Дмитрий Донской, и такие исторические лица, как Рогнеда, Волынский. В свою галерею исторических деятелей-патриотов Рылеев ввел и легендарного Бояна, и крпнейшего поэта Х VIII века Державина, в котором видел стойкого «защитника общественного блага», «стихом правдивым» зажигавшего «доблесть в молодых сердцах». Думы Рылеева явились поэтическим откликом писателя на запросы его сегодняшнего дня. Еще со времени Отечественной войны 1812 года в русском обществе резко возрос интерес к героическому прошлому родины, к ее историческим деятелям, начиная с древней поры, и темы отечественной истории властно влекли к себе как читателей, так и писателей. Как и судьбы родного народа, глубоко волновала Кондратия Федоровича судьба угнетавшегося царизмом украинского народа, особый интерес к истории которого, зародился в нем еще в пору жизни в Острожском уезде. В 1822 году Рылеев публикует думу «Богдан Хмельницкий» о славном украинском гетмане, при котором в 1654 году осуществилось воссоединение Украины с Россией.

Олег Вещий

«…Народ, узрев с крутого брега

Возврат своих полков,

Прославил подвиги Олега

И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье

Восторг свой изъявлял

И князю Вещего прозванье

Единогласно дал».

1821 или 1822

Ольга при могиле Игоря

«Осенний ветер бушевал,

Крутя дерев листами,

И сосны древние качал

Над мрачными холмами.

С поляны встал седой туман

И все сокрыл от взгляда;

Лишь Игорев синел курган,

Как грозная громада…»

1821 или 1822

Святослав

«…Вдруг крови хлынула река!..

Отважный Вейсман пал, но с честью;

И рой наездников полка

На мусульман ударил местью.

Враги смешались, дали тыл –

И поле трупами покрыли,

И русский знамя водрузил,

Где греков праотцы громили».

1822

Боян

«На брег Днепра, разбив болгар,

Владимир-Солнце возвратился

И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр,

На шумном пиршестве с друзьями веселился…»

1821

Богдан Хмельницкий

«Средь мрачной и сырой темницы, куда украдкой проникал,

Скользя по сводам, луч денницы

И ужас места озарял, -

В цепях, и грозный и угрюмый,

Лежал Хмельницкий на земле;

В нем мрачные кипели думы

И выражались на челе…»

1821

Иван Сусанин

«Куда ты ведешь нас?..не видно ни зги! –

Сусанину с сердцем вскричали враги. –

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!»

1822

4.2 Агитационно-сатирические песни

Разделяя полностью убеждение Пушкина, что «никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли, Рылеев с 1823 года в содружестве с А. Бестужевым начинает писать агитационно-сатирические песни для распространения их в воинских частях, среди трудящегося люда. Если стихам, которые Рылеев обращал к образованной части общества, были присущи некоторая торжественность стиля, а порой и известный архаизм языка («К временщику»), то его агитационные песни были образцом простоты и народности и по словарю, и по ритмике. Устное творчество, народные солдатские песни – та основа, на которую они опирались. Резко протестуя против крепостного права, произвола чиновников, непосильных налогов, авторы песни откровенно намекают на необходимость революционной борьбы за права народа:

«А что силой отнято,

Силой выручим мы то».

«Царь наш – немец русский –

Носит мундир узкий.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Царствует он где же?

Всякий день в манеже.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Прижимает локти,

Прибирает в когти.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!..»

1823

«Ты скажи, говори, Как курносый злодей

Как в России цари Воцарился по ней -

Правят. Горе!

Ты скажи поскорей, Но господь, русский бог,

Как в России царей Бедным людям помог

Давят. Вскоре».

Как капралы Петра

Провожали с двора

Тихо.

А жена пред дворцом

Разъезжала верхом

Лихо. Между 1822 и 1825

4.3. Лирика

Работая над своими думами, поэмами, песнями, Рылеев никогда не изменял полностью ни лирике, ни гражданского характера стихотворениям, которыми начал свой путь поэта. В годы, предшествующие восстанию, он пишет «На смерть Байрона, в котором славит поэта как борца с тиранией, пожертвовавшего жизнью за свободу угнетенного народа – греков; стихотворение, адресованное В.Н.Столыпиной, одушевленное идеей раскрепощения отчизны; «На смерть Чернова», прославляющего героя, боровшегося с пороком, носителем которого является человек из высшего общества.

«На смерть Байрона»

«О чем средь ужасов войны

Тоска и траур погребальный?

Куда бегут на звон печальный

Священной Греции сыны?

Давно от слез и крови взмокла

Эллада средь святой борьбы;

Какою ж вновь бедой судьбы

Грозят отчизне Фемистокла?..

Когда он кончил юный век

В стране, от родины далекой,

Убитый грустию жестокой,

О нем сказал Европе грек:

«Друзья свободы и Эллады,

Везде в слезах в укор судьбы;

Одни тираны и рабы

Его внезапной смерти рады».

Вере Николаевне Столыпиной

«Не отравляй души тоскою,

Не убивай себя: ты мать;

Священный долг перед тобою

Прекрасных чад образовать.

Пусть их сограждане увидят

Готовых пасть за край родной,

Пускай они возненавидят

Неправду пламенной душой;

Пусть в сонме юных исполинов

На ужас гордых их узрим

И смело скажем: знайте, им

Отец Столыпин, дед Мордвинов».

1825

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой,

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить,

Хотела ты покой целебный

В взволнованную душу влить.

Твое отрадное участье,

Твое вниманье, милый друг,

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг…»

1824 или 1825

3. Поэмы

«Войнаровский» - единственная из законченных Рылеевым поэм. Центральное место в ней отведено рассказу сосланного в Якутск после разгрома Мазепы Войнаровского и его злоключениях. Обманутый Мазепой, скрывшим от него свои властолюбивые замыслы, Войнаровский рисуется Рылеевым и после поражения Мазепы все еще до конца не осознавшим антинациональную направленность его восстания.

«Он скромен был от юных дней, -

И, странник, повторю: не знаю,

Что в глубине души своей

Готовил он родному краю.

Но знаю то, что, затая,

Любовь, родство и глас природы,

Его сразил бы первый я,

Когда б он стал врагом свободы».

Поэма была расценена современниками писателя как несомненная творческая удача. Вскоре после переезда Рылеева в Петербург в его жизни произошли два важных события: он был принят по рекомендации А.Дельвига в Вольное общество любителей россиской словесности, объединявшее оппозиционно настроенных литераторов, и состоялось его знакомство с Пушкиным.

Сохранилось несколько писем Рылеева к Пушкину и три письма Пушкина к Рылееву. Письма Пушкина свидетельствуют о том, что он с большим интересом и пристальным вниманием следил за поэтическим ростом Рылеева. Из письма А.С.Пушкина Рылееву: «Думаю, ты уже получил замечания мои на «Войнаровского». Прибавлю одно: везде, где я ничего не сказал, должно подразумевать похвалу, знаки восклицания, прекрасно и проч.». одобрение Пушкина было чрезвычайно важно для Рылеева. Высокую оценку дал Пушкин и напечатанному в журнале «Северная пчела» отрывку из задуманной Рылеевым новой поэмы «Палей».

Отрывок из первой части поэмы «Войнаровский»:

«В стране метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены.

Кругом сосновый частокол

Поднялся из снегов глубоких,

И с гордостью на дикий дол

Глядят верхи церквей высоких;

Вдали шумит дремучий бор,

Белеют снежные равнины,

И тянутся кремнистых гор

Разнообразные вершины…»

Единственная из законченных Рылеевым поэм. Между 1822 и 1825 содружестве с А. народа, особый интерес

5. Заключение

Рылеев – первый русский поэт, выступивший с оружием в руках против самодержавия. Его слова никогда не расходились с делами.

Не только тематика и идейная направленность рылеевских произведений, но и его художественная манера выделяли Рылеева среди поэтов первой четверти Х I Х века. Для его стиля характерны, с одной стороны, романтическая приподнятость, с другой – глубокая серьезность, обусловленная его непоколебимой верой в правоту своей жизненной позиции, своего дела.

Писательская жизнь Кондратия Федоровича Рылеева длилась лишь одно пятилетие. Она оборвалась в ту пору, когда он прочно вышел на самобытную поэтическую дорогу. Рылеев обладал исключительным обаянием, редкой притягательной силой. Обаяние, непоколебимая вера в то, что «надеждам» на уничтожение крепостного права, на революционное преобразование родины будет «исполненье», поэтическая, юношеская дерзость сделали его не только вождем, но и душой Северного общества.

«Рылеев был поэтом общественной жизни своего времени. Хотя он и сказал о себе: «Я не поэт, а гражданин», - но нельзя не признать в нем столько же поэта, как и гражданина. Страстно бросившись на политическое поприще, с незапятнанной чистотой сердца, мысли и деятельности, он стремился высказать в своих поэтических произведениях чувство правды, права, чести, свободы, любви к родине и народу, святой ненависти ко всякому насилью…» - так писал о нем Огарев в своем предисловии к «Думам».

Уйдя рано из жизни, Рылеев многое из того, что мог и хотел сказать, не успел… Но и то, что он оставил, рисует нам замечательный образ поэта-борца, одного из тех славных русских патриотов, о которых можно сказать словами А. Герцена:

«Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».

Работая над рефератом по теме «Культурное наследие декабристов», я узнал много для себя нового. Меня поразила глубина мысли и сила духа поэта Кондратия Федоровича Рылеева. Стихи, думы, поэмы и песни Рылеева, запечатлевшие несгибаемый образ поэта-революционера, волнуют каждого, кто прикоснулся к его творчеству. Знать, на что идешь и думать, что проиграешь, но на твоем примере потомки не повторят твои ошибки, это можно назвать мужеством. Так любить свою родину, как декабристы, не каждому дано в настоящее время.

6. Источники информации:

    Школьная энциклопедия. История России XVII - XIX века. Издательство «Лома-Пресс Образование» 2003 год.

    Декабристы. М.В.Нечкина. Издательство «Наука» 1984 год.

    К.Ф.Рылеев. Избранное. Издательство «Детская литература» 1972 год.