Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Что дает человеку фантастика. Почему полезно читать фантастику

Что дает человеку фантастика. Почему полезно читать фантастику


С современными темпами развития технологий, тема научной фантастики становится все более актуальной. Скорее всего, многим любителям литературы было бы интересно знать, что по этому поводу думали известные писатели-фантасты. Каждый из них имел свое видение о будущем человечества. Подобные произведения дают нам возможность представить, какие бесконечные возможности откроются перед людьми, когда мы раздвинем границы разума и науки. В этой статье мы рассмотрим 9 культовых научно-фантастических романов, которые уже успели пройти проверку временем.

«Машина времени», 1895 г.

Культовый роман английского писателя Герберта Уэллса «Машина времени» был издан в далеком 1895 году. Уэллс впервые ввел в фантастику концепцию путешествия во времени с использованием специального устройства. Фактически, своим романом Уэллс зародил отдельный жанр в фантастике, известный сейчас, как хронофантастика.

Сюжет романа повествует об увлекательном путешествии ученого в будущее, через 800 тысяч лет. Будущее население планеты разделилось на два вида постчеловеческих существ - морлоки и элои, которые находятся в постоянной вражде друг с другом. Новый мир представляет собой своеобразную антиутопию. Научно-технологический прогресс и современное капиталистическое общество привело к деградации человечества.

Почему стоит читать: роман «Машина времени» является культовым научно-фантастическим романом, и родоначальником жанра. Именно в этом романе впервые была рассмотрена идея путешествия во времени с помощью специальной машины.

«Я, робот», 1950 г.

«Я, робот» - сборник, состоящий из 9 научно-фантастических рассказов известного фантаста Айзека Азимова. Произведение оказало большое влияние на современную научно-фантастическую литературу. Безусловно, сборник Азимова можно назвать культовым, потому что он послужил основой для сотен романов и рассказов о роботах и их взаимодействии с человеком.

Человечество создало роботов - верных слуг и надежных помощников в будущем. Однако у нового разума появляются вопросы к его создателям, а иногда он и вовсе вступает с ними в спор. Чем это обернется для человечества, покажет только время.

«451 градус по Фаренгейту», 1953 г.

Роман-антиутопия знаменитого американского фантаста Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» стал иконой жанра фантастики. В эпиграфе говорится, что 451 °F - это температура воспламенения бумаги.

В романе описывается будущее тоталитарного общества, которое опирается на потребительское мышление. Все книги, заставляющие задумываться о жизни, сжигаются. Нестандартно мыслящие люди, хранящие такие книги, являются преступниками и караются законом. Главный герой романа работает «пожарным» и занимается тем, что уничтожает литературные произведения. При этом он считает, что выполняет свою работу на пользу человечества. Но в дальнейшем, разочаровавшись в идеалах общества, он становится ополченцем и присоединяется к группе маргиналов, которые заучивают тексты книг, чтобы сохранить их для потомков.

«2001: Космическая одиссея», 1968 г.

«2001: Космическая одиссея» - переработанный в роман литературный сценарий одноименного кинофильма режиссера Стэнли Кубрика, ставшего классикой кинофантастики. Роман рассказывает о серии встреч людей с таинственными чёрными монолитами, воздействующими на ход человеческой эволюции.

Экипаж космического корабля Дискавери должен исследовать один из таких монолитов, находящийся орбите Юпитера. Так как к тому времени люди ещё не совершали столь длительные перелёты, то было решено ввести экипаж в состояние анабиоза, а полёт доверить трём членам экипажа - двум профессиональным астронавтам и новейшему компьютеру с искусственным интеллектом. Причем об истинной цели полета знал только компьютер. На этом пути главных героев романа ждет множество неожиданных открытий.

Почему стоит читать: в своем романе Артур Кларк поднимает важные вопросы о том, кто мы, и какое место мы занимаем во Вселенной. Более того, не будет лишним почитать основу кинофильма, который регулярно включают в список лучших фантастических фильмов в истории.

«Солярис», 1961 г.

Научно-фантастический роман Станислава Лема, описывает взаимоотношения людей будущего c разумным океаном планеты Солярис. Действие романа «Солярис» разворачивается в далёком будущем. Повествование происходит от лица доктора Криса Кельвина. В романе присутствуют две сюжетные линии: пребывание Кельвина на борту исследовательской станции «Солярис» и его исследование планеты с помощью научной библиотекой на борту станции.

«Автостопом по галактике», 1979 г.

Легендарная ироническая научно-фантастическая сага английского писателя Дугласа Адамса повествует об увлекательных галактических приключениях Артура Дента и Форда Префекта. В один прекрасный день над Землей нависли гигантские космические корабли инопланетян, которые объявили, что планета подлежит сносу, а на ее месте будет проложено межзвездное шоссе. Единственным человеком, которому повезло, оказался неудачник Дент, старый друг которого случайным образом оказался инопланетянином. Сага состоит из пяти романов, а в 2005 году, по первой из книг был снят одноименный художественный фильм.

«Нейромант», 1984 г.

Роман Уильяма Гибсона «Нейромант» – известное научно-фантастическое произведение, удостоенное множества известных литературных наград. Роман Гибсона считается одним из лучших в жанре киберпанк.

Мир недалёкого будущего погружен в виртуальное пространство, а человеческие тела напичканы высокотехнологичными устройствами. Повсюду огромные мегаполисы и гигантские корпорации. Сюжет романа повествует о Кейсе, бывшем хакере, который потерял способность входить в киберпространство. Но однажды, случайным образом, его способности возвращаются, а знакомство с загадочной Молли коренным образом меняет его жизнь.

Почему стоит читать: в романе Гибсон мастерски описывает такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, и киберпространство задолго до того, как они стали популярными в массовой культуре.

«Дюна», 1965 г.

Культовый фантастический роман «Дюна» в некотором роде является для научной фантастики тем же, что и «Властелин колец» для фэнтези.

Попавший на пустынную планету Арракис, главный герой превращается в таинственную религиозную фигуру - Муад’Диба. Он намерен отомстить за убийство своего отца, для чего развязывает революцию, в ходе которой восходит на императорский трон.

«Пикник на обочине», 1972 г.

Авторы: братья Стругацкие

Фантастический роман братьев Стругацких был впервые издан в 1972 году. Роман лидирует среди прочих произведений авторов по количеству переводов на иностранные языки (22 языка).

Действие повести происходит на Земле предположительно в 1970-е годы в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране. Несколькими годами ранее в нескольких местах на планете образовались шесть «зон» - областей, в которых произошла высадка пришельцев. Главный герой романа становится сталкером, и начинает зарабатывать на жизнь тем, что выносит из Зоны артефакты, обладающие необычными свойствами, и продает их за большие деньги.

Почему стоит читать: классика советской фантастики, которая получила широкое признание, как на родине, так и за ее пределами. Станислав Лем в одном из своих интервью заявил, что роман «Пикник на обочине» - одно из лучших научно-фантастических произведений.

Список получился весьма субъективным. В нем были учтены как рейтинги известных читательских порталов, так и личные впечатления после прочтения некоторых произведений. Конечно, это не все отличные произведения в жанре научной фантастики. Поэтому вы можете написать в комментариях, какие еще, по вашему мнению, романы должны быть в списке.

Все люди любят смотреть фильмы. Кто-то уделяет этому много времени, кто-то не очень. Но любовь к этому времяпрепровождению есть в каждом. А почему? Потому, что фильмы заставляют нас на время забыть обо всем вокруг и погрузиться в другой мир.

Но кто-то предпочитает драмы комедиям, а кто-то боевики фантастике. Почему у каждого свой взгляд на жанры фильмов? Ответ прост, потому, что все мы разные, и вкусы у нас разные. Но давайте попробуем проанализировать с психологической точки зрения тот факт, почему людям нравятся определенные жанры кино?

Начнем, пожалуй, с мистики. Тип зрителя: "человек-эзотерик". Людей всегда привлекало нечто неизведанное. Вспомните традиционные гадания накануне Рождества. Всем хочется отодвинуть тончайшую завесу между настоящим и будущим, открыть для себя новое знание. Собственно на этом и построен жанр мистики. Пусть даже то, что мы смотрим всего лишь выдумка создателей, но ощущение открытия для себя чего-то таинственного, переход в мир загадочности и сверхъестественности, дает зрителю удовлетворение любопытства и познавательного голода.

Триллеры. Ужасы. Тип зрителя: "человек-экстримал". Это любимая тема многих людей. Существует несколько точек зрения на то, что именно притягивает человека к просмотру таких фильмов.

  • Первая гласит, что, если у людей рутинная жизнь, которая напоминает им болото, то стремление к сильным ощущениям увеличивается. Поэтому кто-то из них занимается экстремальными видами спорта, а кто-то смотрит ужастики.
  • Вторая точка зрения говорит о том, что во время просмотра триллера человек находится в нервном напряжении, а по его окончанию мы чувствуем расслабление. Помните физиологию? После напряжения закономерно наступает расслабление. И мы чувствуем приятные ощущения, что у нас все хорошо, нам ничто не угрожает, что наши проблемы в жизни, это всего лишь мелочь по сравнению с тем, что могло бы случиться (то, что мы только что увидели в фильме).
  • Третья повествует о том, что в таких жанрах фильмов мы находим самовыражение, которого не получается добиться в жизни. Вот вы, например, знаете о том, какими в обыденной жизни были маньяки? Тихими, скромными, незаметными. Но под покровом ночи они меняли личину. Возможно, что то же самое происходит и с простыми людьми, которые любят ужасы. В жизни они веселые и хорошие, а весь свой негатив, внутреннее желание быть хищником или даже господином над другими, выливается в момент просмотра триллера. Тогда ужастик становится чем-то вроде канализации эмоций и вновь человек предстает перед нами милым. Только не нужно сейчас пугаться и принимать все на свой счет, это только версия. Но она вполне имеет возможность на существование. К слову, западными психологами установлена прямая зависимость от просмотра негативных, жестоких фильмов и поведением человека в жизни.
Но, достаточно, о "чернухе". Перейдем к более позитивным жанрам.

Фантастика. Тип зрителя: "человек-фантаст". Это жанр ярких красок, нестандартных сюжетных линий. Эдакие мечты в реальности. Помните, Жуль Верн написал, в свое время, книгу фантастического жанра и спустя десятилетия кое-какие моменты из этой книги были действительно реализованы в жизни. Но в его время это казалось вымыслом, в наше время - реальностью. Так что вполне возможно, что какие-либо истории, заложенные в нынешние в фантастические фильмы когда-нибудь смогут стать действительностью. Человеку интересно размышлять об этом, о том, как может измениться мир в будущем, какой след именно он оставит и как это скажется в дальнейшем. Все эти вопросы занимают пытливый человеческий мозг, заставляя думать и фантазировать. Думаете, такой человек устоит перед возможностью увидеть воплощение своих идей(или чужих) в визуализированной форме?

Фэнтези. Тип зрителя: "человек-мечтатель". Люди, которые хотят окунуться в настоящую сказку, возможно, в одну из тех, которые им читали в детстве, смогут найти то, что ищут в жанре фильмов "фэнтези". На несколько часов скрыться от нависших трудностей, которые пока сложно преодолеть, к тому же, счастливый конец таких фильмов дает заряд положительной энергии для жизни.

Драма. Тип зрителя: "человек-эмпат". Вроде бы приближенный к реальной жизни жанр, казалось бы, вам мало того, что вокруг? Зачем смотреть про то же самое?

  • Во-первых, некоторые люди видят в этих фильмах негатив, который заставляет их переоценивать собственные ценности. "Почему я так переживаю о проблемах на работе, ведь это все становится неважным, например, если погибает любимый человек(идея просмотренного только что фильма). Смерть близкого - повод расстроиться, а трудности в работе не повод! Я справлюсь, люди еще и не то переживают".
  • Во-вторых, при просмотре кино вы невольно ставите себя на место героя и переживаете эмоции вместе с ним. И здесь вы испытываете сострадание, принимая его боль, вы становитесь истинным человеком. Драма это возможность понять, что вам не чужды чужие проблемы, что вы не пень бесчувственный, способность сопереживать отличает человека от любого другого существа. В глубине души, в подсознании просыпаются ваши лучшие качества.
Комедии. Тип зрителя: "человек-весельчак". Возможность повысить свое настроение, пережить вместе с героями неловкие ситуации и порадоваться, что все таки, в них попали не вы сами. Опять же порассуждать какой бы вы смогли найти выход из этого курьеза? Возможно, увидеть в герое самого себя и взглянуть на свои поступки со стороны.

Детективы. Тип зрителя: "человек-сыщик". Скорее всего, в вас дремлет Шерлок Холмс. Тяга к головоломкам, и нахождению истины, отличает любителей этого жанра.

Романтические мелодрамы. Тип зрителя: "человек-идеалист". Для многих такие фильмы, это мотиватор на успех. Пока не нашел свою любовь? Да вот же, уже на подходе, еще чуть-чуть подождать (как в фильме). Или же, наоборот, нужно действовать (героиня в кино нашла себе мужа путем собственной активной деятельности в этом направлении)! Кроме того, после таких милых фильмов начинаешь верить, что все вокруг не случайно, что есть судьба, что есть истинная любовь, и что чудеса обязательно постучат и в вашу дверь. А также, что без горечи не почувствуешь сладости.

Приключения и боевики. Тип зрителя: "человек-борец". Отсюда мы берем опять таки заряд положительной энергии. Добро побеждает зло! А лихо закрученный сюжет позволяет применять эффект неожиданности, тем самым заставляя нас переживать всю палитру эмоций. От испуга до расслабления. От слез до смеха. Кроме того, с героев мы часто берем пример. Многие мужчины пошли на курсы единоборств после того, как Джекки Чан всех "раскидал" одной только шваброй. А девушки видят сильных духом и телом героинь и также пытаются подражать им. Начиная от занятий собственным телом (хочу быть как она), заканчивая уроками бытовой мудрости, показанными в кино.

В завершении отметим, что многие люди до сих пор отдают предпочтение советским фильмам, нежели западным. Почему? Потому, что эти картины пропитаны добром. В Советском Союзе не принято было показывать плохое. Скандировалось "у нас все хорошо, наши люди самые лучшие, самые трудолюбивые, честные и т.д.", но мы сейчас не о политике, мы о том, что такая позиция руководства государства дала позитивную атмосферу. Люди росли в ауре добра. И сейчас, когда так много негатива вокруг, и на экране в том числе, так хочется вернуться в ту добрую пору. Поэтому люди и любят пересматривать те старые фильмы.

Но, какими бы ни были ваши вкусы, желаем вам получать удовольствие от просмотра кино!

Спасибо за ваше внимание к статье.

Если данная статья оказалась для вас полезной и интересной - не забудьте оценить ее (можно без регистрации), а также порекомендовать друзьям.

Жанр фантастики известен с давних времен, но особую популярность он обрел в девятнадцатом веке. Великие классики мировой литературы, такие как Герберт Уэллс и Говард Лавкрафт, завораживали своих современников.

Один творил в жанре научной фантастики: дикие звери превращались в человекоподобных, жутких существ в таинственном “Острове доктора Моро”, а гениальный изобретатель сумел собрать настоящую машину времени и отправиться в далекое будущее, в эпоху заката нашей цивилизации в одноименном рассказе.

Другой погружал читателей в мир иррационального страха, жутких древних монстров, великого и властного существа из “Зова Ктулху”, умел плести завораживающую сеть безумия, которой по сей день вдохновляются авторы мистики и ужасов. Эти люди не только развили фантастику, но и проложили ей дорогу: современная аудитория часто отдает предпочтение работам, наполненным невозможными приключениями и загадочными, необъяснимыми чудесами.

Некоторые до сих пор относятся к произведениям этого жанра скептически. Зачем же стоит читать фантастику современному человеку? Она стирает границы между реальными переживаниями, конфликтами, потерями и вещами, возможными лишь в безмерном человеческом воображении. Наскучившая рутина, привычные картины мира и исторические события вдохновляют различных писателей на создание нового, оригинального и при этом знакомого, чтобы читатель сумел прочувствовать все эмоции персонажей и симпатизировать им.

Фантастика дает шанс абстрагироваться от реальности и почувствовать себя необычайным героем, избранным, способным спасти мир от ужасной угрозы или же встретить романтического инопланетянина, стать героиней романтического приключения. Жанр обладает огромным количеством ответвлений, чтобы любой заинтересованный мог найти то, что придется ему по вкусу.

Любовь к фантастике не зависит от возраста. Классика Льюиса Кэрролла “Алиса в Стране Чудес” обожаема многими поколениями взрослых и детей. Девочка, последовавшая за белым кроликом в мир прекрасного и сумасшедшего, по сей день является идеалом сказки на ночь. Но в этой литературе есть место и высокорейтинговым серьезным произведениям, в которых драконы и магия уживаются вместе с политическими интригами, кровопролитными войнами и человеческой жестокостью. Стоит обращать особое внимание на рекомендуемый возраст для прочтения того или иного романа.

Любовь к литературе не обязательно должна сосредотачиваться на классическом реализме. Фантастика дает автору возможность рассказать об актуальных проблемах через призму невероятного. Поэтому не стоит проходить мимо: огромный список различных произведений и авторов ждет вас!

Чтение книг всегда было полезной и очень увлекательной привычкой. Благодаря чтению развивается словарный запас, кругозор, формируется образное мышление. Очень важно прививать любовь к чтению с раннего возраста.

К сожалению, подростки в настоящее время читают гораздо менее охотно. Отчасти это связанно с кажущейся скучностью классической литературы, которую задают читать в школе, отчасти, с изменениями, пришедшими в мир вместе с информационными технологиями.

Заинтересовать и увлечь подростка чтением можно при помощи фантастики. Сейчас огромной популярностью пользуются фантастические фильмы и сериалы, многие из которых являются экранизациями популярных книг. Заинтересованный подросток может открыть книгу и погрузиться в необыкновенный мир, созданный автором.

Как недавно выяснили ученые, чтение имеет еще один неожиданный положительный эффект. Во время данного процесса значительно повышается активность нашего «серого вещества», что служит великолепной профилактикой его различных заболеваний. Это означает, что читающий ребенок будет не только духовно развит, но и более устойчив к болезням головного мозга.

Фантастическая литература превосходно развивает у подростков абстрактное и образное мышление, ведь во время чтения в голове сами собой возникают картины из книги. Чтение подобного рода произведений подталкивает посмотреть на мир по-новому, увидеть знакомые вещи под другим углом, рассмотреть что-то, что раньше ускользало от взора. Подростки, читающие фантастику, становятся более креативными, чем их сверстники.

Доказанный факт – многие люди, ставшие впоследствии выдающимися учеными или изобретателями в детстве и юности питали немалый интерес к фантастическим произведениям. Большинство изобретений были вдохновлены именно устройствами или механизмами, описанными в том или ином фантастическим романе или повести.

Также чтение фантастики позволит подростку отвлечься от проблем и конфликтов внешнего мира, так сказать, отдохнуть от повседневных забот и тревог и, погрузившись в чарующий мир книги, почувствовать себя на месте первопроходца таинственных планет или исследователя диких земель.

Таким образом, чтение фантастической литературы поможет вашему ребенку стать еще более развитым и креативным, легче справляться со стрессами повседневной жизни, а также побывать во множестве фантастических путешествий благодаря собственному воображению.

Статья предоставлена Интернет-магазином diskontkniga.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

чт, 26 Сентября, 2019 - 10:00
Ужгород
Тендери в Україні в 2019р. Публічні закупівлі. Закупівля товарів, робіт і послуг – як уникнути помилок та позбутися ризиків. Оптимальні рішення
Кортекс, Консалтинговая компания
1500 грн

Невероятные факты

Независимо от того, нравится ли вам Гарри Поттер, или же вы презираете фильмы подобного содержания, всему этому есть психологическое объяснение.

Рассел Вебстер (Russell Webster), доктор психологии в университете Канзаса, недавно пришел к выводу, что люди чувствуют фантазийные фильмы по-разному, это и объясняет, почему некоторые любят их больше других.

По данным исследования Вебстера, люди участвуют в фантазиях на разных уровнях когнитивной и эмоциональной напряженности, что и помогает определить, насколько сильно им нравится та или иная фантастическая книга или фильм. "В таких фильмах, как "Властелин колец" или "Гарри Поттер" есть множество аспектов, которые притягивают людей", - говорит Вебстер. "Фантазия – это основа, с которой человек может "работать". У вас есть фантазия, в которой позже развиваются действия, драма, отношения или что-то другое, все это человек переносит на себя".

Для исследования, Вебстер определил фантазию как тип повествования (книга, фильм или произведение искусства), которое включает в себя сверхъестественные, нереальные или невозможные аспекты. Это отличается от научной фантастики, у относящихся к которой явлений часто есть объяснения, помимо невероятной силы.

Вебстер провел два эксперимента: в одном из них присутствовало письменное повествование, в другом – визуальное повествование. В первом эксперименте участники читали отрывок, описывающий восход солнца и должны были после прочтения представить себя либо наблюдающими за ним, либо летящими к нему навстречу. Во втором эксперименте участники смотрели на одну из картин (одна из них изображала человека, парящего в небесах, другая – человека, сидящего в доме). Соответственно, их также просили представить себя на месте этих людей.

"Мы хотели посмотреть, сможем ли предсказать субъективное состояние воображения каждого из людей", - пояснил Вебстер. "Мы также оценили эмоциональное состояние людей: насколько они наслаждались увиденным, насколько они погружались в то, что видели или слышали, и как чувствовали себя после этого".

Чтобы четче понять переживания людей, Вебстер также обратил внимание на две разные черты личности: склонность к фантазированию (при этом мечты и фантазии человека более активные и более явные) и поглощение (в данном случае человека больше заботят психологические задачи). Первая черта, как правило, описывает то, что происходит у человека в голове, в то время как вторая говорит о происходящем в его душе и сердце.

Люди с ярко выраженной склонностью к фантазированию, видели больше ярких образов, но эмоциональное участие у них не было активным. Люди, которых отличает поглощение, были активнее, эмоционально задействованы в происходящем, и находились в более позитивном настроении по окончанию экспериментов.

"Удовольствие рождается в сердце", - сказал Вебстер. "Также интересно, что когда некоторые люди сообщали о видении ярких образов, это не обязательно означало тот же уровень их эмоциональной вовлеченности или говорило о том, насколько им нравился сам процесс".

Это объясняет, почему некоторым людям нравятся фантастические образы во "Властелине колец" или в других фантастических фильмах, но они не могут получить истинного удовольствия от просмотра кино.

Тип фантазийного повествования (письменная или визуальная форма) также может играть роль в удовольствии. При чтении человек должен прилагать больше усилий при воображении повествования, чем при визуальных картинках. "Визуальное повествование в данном случае гораздо легче воспринимается, особенно, когда речь идет о кино, в котором есть движущиеся изображения, действие и драма. То есть там присутствует не просто фантастический элемент".

Вебстер также обнаружил, что даже в тех ситуациях, которые не включают в себя фантастические элементы, люди все равно вставляют свои фантазии. К примеру, когда участников в первом эксперименте попросили просто представить себе, что они наблюдают за восходом солнца, они очень часто себе воображали полет к нему.

"Это показывает, что люди создают свой собственный опыт и собственные фантазии, внедряя их в свою повседневную жизнь посредством мечтаний".