Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Мистика и оккультизм в Третьем рейхе – нездоровый интерес. Аненербе: Секретный институт оккультных наук, суперсолдаты и зомби Третьего рейха Магия должна была помочь находить евреев

Мистика и оккультизм в Третьем рейхе – нездоровый интерес. Аненербе: Секретный институт оккультных наук, суперсолдаты и зомби Третьего рейха Магия должна была помочь находить евреев

«Несомненно, каждый национал-социалист рано или поздно должен прийти к соглашению с так называемыми «оккультными» фактами». Газета «Рейхсварт», 30 августа 1937 года. Самое страшное в борьбе с таким противником, как нацизм, – это не ответы на вопросы. Самое страшное – когда делают вид, что никаких вопросов не существует вовсе.

Когда начинаешь читать о нацистском космическом проекте «Альдебаран», трудно отделаться от мысли, что все это просто фантастика. Но как только наталкиваешься в информации о том же проекте на имя Вернера фон Брауна, становится немного не по себе. Ибо штандартенфюрер СС Вернер фон Браун через много лет после второй мировой войны был не кем-нибудь, а одной из ключевых фигур в американском проекте полета на Луну. До Луны, конечно, гораздо ближе, чем до планеты Альдебаран. Но зато полет на Луну, как известно, состоялся.

Так что вопросы есть, и их немало. Все дело в том, кто и как на них ответит.

Вот лишь некоторые.

Что искала экспедиция СС, проходившая под эгидой оккультной и мистической организации «Анэнэрбе», на далеком Тибете в 1938-м году? И почему эсэсовцев п устили туда, куда европейцам путь был заказан?

Какие цели преследовала другая экспедиция СС – не куда-нибудь, а в Антарктиду?

Почему в последние годы войны основные финансы рейха фюрер кидает не на танки и самолеты, а на загадочные и довольно призрачные проекты той же «Анэнэрбе»? Не означает ли это, что проекты уже находились на грани реализации?

Почему на Нюрнбергском процессе так резко прервали допрос штандартенфюрера СС Вольфрама Зиверса – генерального секретаря «Анэнэрбе», как только он начал называть имена? И почему простого полковника СС так поспешно расстреляли в числе самых главных военных преступников «Третьего рейха»?

Почему именно доктор Камерон, присутствовавший в Нюрнберге в составе американской делегации и изучавший деятельность «Анэнэрбе», потом возглавил проект ЦРУ «Синяя птица», в рамках которого велись разработки по психопрограммированию и психотронике?

Почему в докладе американской военной разведки, датированной 45-м годом, в преамбуле говорится о том, что вся деятельность «Анэнэрбе» носила псевдонаучный характер, а в самом докладе зафиксировано, например, такое «псевдонаучное» достижение, как успешная борьба с раковой клеткой?

Что это за странная история с обнаружением трупов тибетских монахов в эсэсовских мундирах в бункере Гитлера в конце войны?

Почему «Анэнэрбе» в срочном порядке изымала документацию научных лабораторий и любых тайных обществ наряду с архивами специальных служб в каждой из только что захваченных вермахтом стран?

Начало девятнадцатого века. Дочь обрусевшего немца Елена Блаватская между Европой и Америкой. По дороге она заезжает то в Египет, то на Тибет. Блаватская – великая авантюристка, она знает, что залог ее успеха – это постоянное движение. Там, где она задерживается хотя бы на несколько месяцев, за ней, как за кометой, немедленно создается шлейф скандалов и разоблачений, включая раскрытие весьма земных механизмов ее «ясновидений» и «вызывания духов». Блаватская быстро вошла в моду. Европа и ждала чего-нибудь эдакого, она и появилась.

Для начала Блаватская поведала миру о том, что наблюдала на Тибете летающих буддийских монахов. Там же, на Тибете ей будто бы были открыты некие тайные знания. Их мадам Блаватская попыталась изложить в книге «Тайная доктрина», сочетая в ней всю возможную информацию о восточном оккультизме и индуизме с последними новостями науки. Получилось необычно и привлекательно для современников, ожидающих либо конца света, либо второго пришествия.

Именно Блаватская продиктовала опасную моду – увязать практическую науку, восточный оккультизм и традиционный европейский мистицизм. Если бы ее идеи не выходили за пределы европейских светских салонов, беды, быть может, и не случилось бы. Но рецепт гремучей смеси попал и в Германию.

Историки абсолютно правы, когда в школьных учебниках объясняют предпосылки прихода Гитлера к власти тяжелейшими социально-экономическими условиями Германии того времени, геополитическими последствиями поражения в первой мировой войне, разочарованием и обидой армии, реваншистскими настроениями в обществе. Но главное, что все это объединяло – национальное унижение.

Желавший стать художником нервный молодой человек часами простаивал перед выставленным в венском музее «волшебным копьем». Считалось, что тот, кто владеет этим копьем, может управлять миром. А этому бывшему солдату очень хотелось управлять миром, потому что он жил в нищете, а его художественные таланты талантами не признавались. Кто может быть опаснее такого молодого человека? И в чью еще голову с такой легкостью можно внедрить самые темные магические формулы и мистические идеи?

Во всяком случае, когда осведомитель армейской контрразведки Адольф Шикльгрубер посещал заседания тайного общества «Германенорден», психика его уже чутко реагировала на необычные заклинания и ритуальные обряды. В свою очередь, ключевые фигуры тайных обществ весьма быстро заметили подходящую кандидатуру на пост будущего вождя нации. Сеть этих тайных обществ фактически и разработала механизм фашистского режима.

Как известно, «Mein Kampf» Гитлер написал в мюнхенской тюрьме после неудавшегося нацистского путча. В тюрьме он сидел вместе с Рудольфом Гессом. И навещал их там профессор Хаусхофер, один из влиятельнейших в обществе «Туле» людей. Профессору Гитлер понравился, после чего руководство «Туле» стронуло с места его политическую карьеру. И еще в тюрьме доктор Хаусхофер начал читать будущим вождям какие-то таинственные лекции, которые и сподвигли Гитлера заняться литературным трудом.

И вот здесь возникает еще один вопрос в дополнение к вышеуказанному списку – крайне важный для того, чтобы понять, что все же происходило в «Третьем рейхе». А была ли вера высших иерархов СС во все мистическое и потустороннее искренней?

Похоже, что и да, и нет. С одной стороны, вожди национал-социализма прекрасно понимали, какой сильный эффект, с точки зрения управления людьми, могут дать все эти средневековые видения с чашами Грааля, пылающие факелы и так далее. И здесь они эксплуатировали типичный немецкий романтизм с типичным немецким прагматизмом.

С другой стороны, ежедневное исполнение оккультных ритуалов и полное погружение в мистику вряд ли могло пройти бесследно и для их собственной психики.

И, наконец, третье. Все годы своего пребывания у власти нацисты испытывали безотчетный страх перед будущей расплатой. Не было ли увлечение мистикой тем наркотиком, который помогал хоть на мгновение заглушить этот страх?

Мир мистических увлечений будущего фюрера, скорее всего, был убогим и болезненным. Но сам склад его психики полностью соответствовал тем требованиям, которые были у выдвинувших его людей. Так же, как и склад психики Гиммлера. При всех сомнениях, что шеф СС смог осилить довольно запутанные тяжелые изложения мадам Блаватской, об ее идеях он мог услышать хотя бы от товарищей по партии. Зато нет никаких сомнений в том, что рейхсфюрер по достоинству их оценил. Более того, этот провинциальный школьный учитель искренне считал себя прусским королем Генрихом в новой реинкарнации (его и пленили в конце второй мировой войны, когда Гиммлер пробирался к могиле своего древнего тезки). По свидетельству некоторых его сподвижников, в том числе командира бельгийской дивизии СС де Греля, не было в рейхе другого вождя, который так искренне и неистово желал искоренить христианство в мире.

Искренне верили фюреры в оккультное, или нет, но в любом случае этим людям, судя по всему, не терпелось заняться практической черной магией в общегосударственном, а потом желательно и в общемировом.

Исследователи, которые пытаются уловить какую-то систему в мистических представлениях иерархов «Третьего рейха» и объяснить огромное число странных загадок – историю тайных орденов и обществ вроде «Германенорден» и «Туле», разработки ядерного и психотронного оружия, труднообъяснимые экспедиции под эгидой СС, скажем, на Тибет, – эти исследователи допускают одну серьезную ошибку. Анализируя события, сопоставляя их, они исходят из того, что вожди рейха были людьми, познавшими некую тайну, посвященными в нечто серьезное, овладевшими – хотя бы частично – тибетскими тайными знаниями. Но фюреры такими не были! И это касается прежде всего самого Гитлера, который исключительно на основе своего «ясновидения» запретил продолжать разработку проекта ФАУ в тот самый момент, когда успех уже маячил на горизонте. Да генералы вермахта и ученые были близки к самоубийству, когда услышали об этом «прозрении» и распоряжении вождя!

Выяснять, кто именно из исследователей прав – ищущие тайного смысла или настаивающие на сугубо материалистическом объяснении происшедшего – дело неблагодарное, потому что истина не принадлежит ни тем, ни другим. Будущие вожди «Третьего рейха» попросту столкнулись с вещами и материями, ни понять которых, ни тем более управлять которыми они были не в состоянии по причине отсутствия у них сколько-нибудь серьезной образовательной базы. А именно она служит своего рода защитным барьером для любого человека, заинтересовавшегося потусторонним и мистическим. С людьми безграмотными и недостаточно образованными «потусторонний мир» способен играть слишком злые шутки, полностью подчиняя себе их сознание и парализуя волю.

Похоже, нечто похожее произошло и с не очень грамотными вождями рейха. Они стали слепыми пленниками собственных галлюциноидных представлений о мире мистического и непознанного. А на их примере так называемый тонкий мир очень ясно продемонстрировал, что без специальной подготовки экспериментировать над ним не стоит.

Происходившее в рейхе очень напоминает один из романов Стругацких, где на далекой планете общество, находящееся на ранних стадиях развития, вдруг сталкивается с современной техникой. И рабы там заняты тем, что сидят в машинах и крутят все ручки подряд, пока не будет вслепую найден правильный рычаг.

А теперь вспомним концентрационные лагеря нацистов с непонятными ни по своему смыслу, ни по жестокости псевдомедицинскими экспериментами над людьми. Между тем, все не очень сложно: это теоретики из «Анэнэрбе» – одной из наиболее загадочных мистических организаций, то ли существовавшей под управлением СС, то ли вовсе управлявшей самой СС, – пытались выжать из тайных знаний восточного оккультизма и европейских мистиков какие-то практически применимые теории. Например, очень их интересовала так называемая «магия крови». А в концлагерях подчиненные СС – а, значит, и всем безумным идеям, рождавшимся в недрах этой организации – врачи уже пытались воплотить ту же магию крови на практике.

Чаще всего ничего не получалось. Но зато у них была масса человеческого материала, экспериментировать с которой можно было без каких-либо ограничений. И как это часто бывает в экспериментальных науках, добиться первоначально заданной цели не удается, но вместо этого конвейер бесконечных опытов приводит к другим – неожиданным – побочным результатам.

Возможно, алхимики в черной форме СС (а все сотрудники той же «Анэнэрбе» входили в СС и имели соответствующие звания) работали вслепую, и потому любые практические результаты, которых они достигали, можно считать случайными. Но вопрос не в том, случайность это была или нет. Вопрос в том, что результаты, по многим признакам, все-таки были. Мы просто почти не знаем – какие…

Агрессивные материалисты стараются попросту не обращать внимания на очевидные загадки. В мистику можно верить, можно не верить. И если бы речь шла о бесплодных спиритических сеансах экзальтированных тетушек, вряд ли советская и американская разведки тратили бы огромные силы и рисковали своими агентами, чтобы выяснить, что на этих сеансах происходит. Но по воспоминаниям ветеранов советской военной разведки, ее руководство очень интересовали любые подходы к «Анэнэрбе».

Между тем, подойти вплотную к «Анэнэрбе» было крайне сложной оперативной задачей: ведь все люди этой организации и их контакты с внешним миром были под постоянным контролем службы безопасности – СД, что само по себе свидетельствует о многом. Так что получить ответ на вопрос, был ли у нас или у американцев свой Штирлиц внутри «Анэнэрбе», сегодня не представляется возможным. Но если вы спросите, почему, то упретесь в еще одну странную загадку. Несмотря на то, что абсолютное большинство разведывательных операций периода второй мировой войны сегодня рассекречено (за исключением тех, которые приводили впоследствии к работе активной агентуры уже в послевоенные годы), все, что касается разработок по «Анэнэрбе», по-прежнему окружено тайной.

Но есть, например, свидетельство уже упоминавшегося Мигеля Серрано – одного из теоретиков национал-мистицизма, члена тайного общества «Туле», на заседания которого похаживал Гитлер. Он в одной из своих книг утверждает, что информация, полученная «Анэнэрбе» на Тибете, значительно продвинула разработки атомного оружия в рейхе. Согласно его версии, нацистские ученые даже создали некие прообразы боевого атомного заряда, и союзники в конце войны обнаружили их. Источник информации – Мигель Серрано – интересен хотя бы тем, что в течение нескольких лет представлял свою родину Чили в одной из комиссий ООН по атомной энергетике.

А во-вторых, сразу же в послевоенные годы СССР и США, захватившие значительную часть секретных архивов «Третьего рейха», делают практически параллельные во времени прорывы в области ракетостроения, создания атомного и ядерного оружия, в космических исследованиях. И приступают к активным разработкам качественно новых видов оружия. Также сразу после войны две сверхдержавы с особой активностью занимаются исследованиями в области психотронного оружия.

Так что комментарии, в которых утверждается, что в архивах «Анэнэрбе» по определению не могло содержаться ничего серьезного, не выдерживают никакой критики. И для того, чтобы понять это, не нужно даже изучать их. Достаточно познакомиться с тем, что вменялось в обязанность организации «Анэнэрбе» ее президентом Генрихом Гиммлером. А это, между прочим, тотальный поиск всех архивов и документов национальных специальных служб, научных лабораторий, масонских тайных обществ и оккультных сект, желательно по всему миру. В каждую вновь оккупированную вермахтом страну немедленно отправлялась специальная экспедиция «Анэнэрбе». Иногда не ждали даже оккупации. В особых случаях, задачи, поставленные перед этой организацией, выполнял спецназ СС. И получается, что архив «Анэнэрбе» – это вовсе не теоретические исследования германских мистиков, а многоязыковое собрание самых различных документов, захваченных во многих государствах и имеющих отношение к очень специфическим организациям.

Часть этого архива была обнаружена в Москве несколько лет назад. Это так называемый нижнесилезский архив «Анэнэрбе», взятый советскими войсками при штурме замка Альтан. Но это небольшая часть всех архивов «Анэнэрбе». Некоторые военные историки полагают, что многое попало в руки американцев. Наверное, это так и есть: если посмотреть на расположение отделов «Анэнэрбе», то большая часть их располагалась именно в западной части Германии.

Наша же часть так до сих пор серьезно никем не изучалась, не существует даже детальной описи документации. Само слово «Анэнэрбе» сегодня мало кому известно. Но злой джинн, которого выпустили из бутылки черные маги СС и «Анэнэрбе», не погиб вместе с третьим рейхом, а остался на нашей планете.

Новость отредактировал olqa.weles - 25-02-2012, 08:06

По некоторым данным, в подземельях Третьего рейха могли располагаться культовые сооружения. Интерес оккультизму был в целом характерен для представителей национал-социалистической верхушки, и не только. Германские романтики периода Второй мировой увлекались древней мифологией, арийской мистикой и эзотерикой. Поэтому мистика и оккультизм в Третьем рейхе были весьма распространены.

Истоки оккультизма в Третьем рейхе

При захвате ставки Гитлера войсками-освободителями, выяснилось, что в его личной охране было много тибетцев в форме эсэсовцев. Монахи, которые изначально исповедовали религию ненасилия, буддизм, оказались под знаменами левосторонней свастики неслучайно.

В молодости Адольф Гитлер, как и другие будущие духовные и политические лидеры нацистской Германии, увлекался восточным оккультизмом. Эзотерика и мистика в Третьем рейхе уходили корнями в популярные в конце XIX века медиумические сеансы и очарованный востоком немецкий романтизм. Сам Гитлер считал себя человеком со способностями ясновидца, реинкарнацией одного из сицилийских сатанинских магов XI века и в некотором смысле, посланием божественных сил.

Оккультная история Третьего рейха предполагала полный отказ от еврейского ветхозаветного наследия (Иисус объявлялся арийским мучеником). Древние арии, как предполагается, долгое время жили изолированно от еврейского христианского хода истории в легендарной загадочной Шамбале высоко в горах Тибета. В тридцатые нацисты снаряжали туда несколько экспедиций. И если сначала тибетские монахи приветствовали германских гостей достаточно холодно, перед Второй мировой войной на тибетском высокогорье Гитлера с почетом приняли как выразителя «арийской мудрости» на Западе.

Оккультизм в Третьем рейхе также брал истоки в недрах организации Туле, которая через несколько ступеней посвещения знакомила своих последователей с обработанным и переосмысленным учением восточных духовных лидеров. Это сообщество появилось еще в 1911 году, но активная деятельность его относится уже к периоду после окончания Первой мировой войны, когда разочарованная своим поражением Германия увлеклась реваншистскими идеями….

Члены общества Туле – носители истины или провокаторы?

Одним из основных идеологических столпов общества Туле было представление о существовании на отдаленном севере (где-то в районе Скандинавии) в доисторические времена легендарной Гипербореи, Туле – страны совершенных нравственно и физически ариев. Знания об этой стране были утеряны в дальнейшем в истории, но сторонники общества считали, что посредством магии можно приобщиться к духу предков и пробудить необходимые качества в родственных скандинавским народам современных германцах. Будучи дополненными евгеникой (политикой расовой чистоты) эти представления стали моральным оправданием для целой серии трагических событий, последствия которых сказались на всей мировой истории.

Доподлинно неизвестно, состоял ли Гитлер в обществе Туле. Но исторически доказанным фактом является членство в этой организации Карла Хаусхофера, Альфреда Розенберга, Рудольфа Гесса, которые имели значительное влияние на Гитлера. Считается, что члены общества Туле учили Гитлера искусству публичных выступлений и внушили ему уверенность в собственных «сверхспособностях». Некоторые исследователи полагают, что, возможно, менее харизматичные и более осторожные германские оккультисты просто хотели использовать личность Гитлера как политического проводника их идей в жизнь. Но мистика Третьего рейха в какой-то момент вышла из-под контроля и стала всецело зависеть от волеизъявления мнительного, властного и, что немаловажно, любимого народом «вождя», который жестоко подавлял любое инакомыслие в рядах нацистского руководства.

Оккультные практики на службе нацизма

Так как Туле была давно ушедшей страной, связь с предками нужно было восстанавливать особыми способами. В поисках наилучшего «контакта» в Мюнхене двадцатых и тридцатых годов появился целый ряд практикующих «медиумов». Как в городских квартирах, так и в замках практиковались сатанинские ритуалы астрологической арабской магии. Позднее, уже в военные годы, нацисты нередко прибегали к жертвоприношениям и сожжениям. А имевший влияние на Гитлера Дитрих Эккарт развивал в его «астральном теле» центры выхода в макрокосм и взаимодействия с силами тьмы.

Оккультизм в Третьем рейхе был также связан с изучением движения катаров и поисками Святого Грааля. Крупнейшим же проектом по развитию мистических сил германской армии стало создание организации Аненербе, которая должна была заниматься как военными разработками, так и поисками сверхъестественных ответов на вызовы рациональной науки. Именно из этой организации отправлялись экспедиции в Тибет на поиски легендарной Шамбалы. Но, как и другие загадки Третьего Рейха, ее деятельность так и осталась до конца неразгаданной.

Одна из конспирологических теорий утверждает, что причиной Второй мировой войны мог быть оккультизм Третьего рейха и поиск некоего артефакта, находящегося вне территории Германии. Якобы для более удобных поисков и свободы передвижения и были оккупированы большинство стран Европы. Бред бредом, но определенные моменты в этом есть. Давайте вспомним, что главный символ фашизма — свастика — древний языческий знак, обладающий глубоким смыслом. Кроме свастики, существовало так же кольцо «мертвая голова» — с черепом и костями, припаянными к серебряной пластине. Этим кольцом Гиммлер награждал особо отличившихся членов СС. А одна из главных организаций Третьего Рейха — Аненербе дословно переводится как «наследие предков». Аненербе занималось изучением истории и культуры германской расы с основным упором на ее превосходство над другими народами. Главой этой организации был сам Генрих Гиммлер — рейхсфюрер СС, второй человек в нацистской Германии. Напомню, что именно Гиммлеру также принадлежала идея создания системы концлагерей, в которых массово уничтожались представители низших рас. Аненербе занималась оккультной идеологией Третьего рейха. В своем составе она имела такие отделы, как: исследовательский отдел раскопок, древней истории, кельтских народов, народных легенд и саг, народной медицины.

Аненербе сформировалось на идеях других оккультных и эзотерических обществ, существовавших в Германии начала 20 века. Самым известным из них было «общество Туле». Его полное название — «Группа изучения германской древности». Участники общества считали, что немецкий народ является представителями арийской расы — потомками выживших жителей Атлантиды. После гибели Атлантиды те, кому удалось спастись, основали государство на некоем острове Туле, находящемся далеко на севере, примерно рядом с Исландией. Кстати, нацисты очень положительно относились к норвежцам, считая, что союз немецкого мужчины и норвежской женщины дает идеальное потомство. Первый руководитель Аненербе Герман Вирт в своей книге «Происхождение человечества» утверждал, что все население земли — потомки всего лишь 2 рас. Северной, нордической «расы господ» и «расы Юга», находящейся на уровне животных и охваченной низменными инстинктами.

Адольф Гитлер не был основателем расовой теории. Ее идеи витали задолго до его прихода к власти — он лишь общался с определенными людьми, оказавшими на него сильное влияние, прислушивался к интересующим его вещам, которые благодаря своему организаторскому таланту смог сформировать в целостную идеологию. Кстати, Гитлер довольно критически относился к теории происхождения немцев от потомков атлантов, считая это мифологическими сказками. Но Гиммлер в них верил — а Гиммлер имел на Гитлера большое влияние. Гиммлер был главным, кто отвечал за нацистский оккультизм .

Продвинуть такую мифическую идею среди немецкого населения было непросто. Поэтому будущие нацисты пошли обходным путем. Они стали поддерживать идею «фёлькише» (т.е. «народную»), продвигая в обычных культурных заведениях — спортивных клубах, театральных студиях, политических кружках — древние германские традиции, народные обычаи и легенды. А Гвидо фон Лист — популярный в начале 20 века немецкий драматург и исследователь рун — совместил идеи фёлькише с эзотерикой и оккультизмом. Лист был также основателем идеи арманизма — эзотерической части древне-германской культуры, уничтоженной христианством. Гиммлеру, который хотел избавить Германию от католицизма, эти мысли были близки. С его санкции начались раскопки на холме Мург в Чёрном лесу близ Баден-Бадена — где могли находится останки этой древней германской культуры.

В 1934 г. Гиммлер занялся реконструкцией и перестройкой замка Вавельсберг, сделав его резиденцией и кузницей кадров СС. По ночам Гиммлер изучал обширную литературу по истории, религии, эзотерике и оккультизму. Он решил построить организацию СС на основе принципов ордена иезуитов. Интересно, что средневековые иезуиты резко отрицательно относились к евреям и были активными антисемитами.

По замыслу Гиммлера замок Вавельсберг был перестроен с учетом различной оккультной и мистической символики. Его главным залом был зал обенгруппенфюреров (генералов). На мраморном полу зала была сложена огромная черная свастика, а по кругу размещено 12 колонн. Некоторые отмечают сходство этого зала с декорациями из оперы «Парсифаль» — то есть залом из храма Священного Грааля. Помимо «зала Грааля» в Вавельсберге были комнаты под названиями «Генрих Лев» (названная в честь саксонского герцога, организатора крестового похода против славян), «Видукинд» (в честь древнего германского вождя, оказавшего сопротивление Карлу Великому, который хотел насадить христианство в его стране), «Ариец», «Руны», «Годовое движение», «Вестфалец».

Также в замке Вавельсберг хранились кольца Тотенкопф («мертвая голова»). Это были кольца, отлитые по приказу Гиммлера и отражали его оккультно-мистические идеи. Тотенкопф — серебряное кольцо с прикрепленными к нему черепом и костями. Первоначально им награждались старшие чины СС, но со временем кольцо мог получить любой СС-ман, состоящий на службе более 3 лет. Вручение кольца обычно совпадало с присвоением очередного звания. Кольцо содержало 4 руны:

Hakenkreuz — свастика.

Siegrune — руна «зиг» в виде молнии. Она считалась символом бога Тора. Позднее художник-график Фердинанд Хофштаттер сделал сдвоенную «молнию» руны зиг символом СС, поместив ее на форму штурм-отрядов.

Heilszeichen — руна успеха и удачи.

Hagallrune — символ несгибаемости веры.

Кольцо полагалось носить черепом к себе. Кольца были именными — имя владельца было выгравировано на внутренней стороне вместе с факсимиле подписи Гиммлера и датой вручения. Кольцо вручалось вместе с круглой коробочкой для хранения, на которой были выгравированы руны СС. Тотенкопф нужно было бережно хранить и не передавать другим лицам, в том числе и по наследству. В случае смерти владельца кольцо должно было быть возвращено в замок Вавельсберг. Родственники умершего должны были приложить максимум усилий, чтобы кольцо не было потеряно.

В 1945 году перед концом войны по приказу Гиммлера зал, где хранились кольца, был уничтожен искусственной лавиной. До настоящего времени эти кольца остались не найденными.

Вторая мировая война, как теперь все мы знаем, уже не кажется таким прямолинейным и открытым событием. С падением устаревших государственных режимов и открытием засекреченных архивов западных стран общественность наконец-то в полной мере может оценить всю широту событий, происходивших в 30-40-х годах 20 века в Германии под предводительством самого Адольфа Гитлера и его верных приспешников, в числе которых и знаменитый почитатель оккультизма — рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер .

Документальная картина режиссеров Трэйси Эткинсона и Джоан Баррон «Нацизм: оккультные науки Третьего рейха» является действительно неординарным проектом, так как описывает мистические теории нацистов со стороны реальных поступков и документов. В основном режим Гитлера в подобных картинах описывается либо со стороны беспощадного приземленного террора, ну или уж совсем с мистической стороны, где фюрер и его приспешники ни шагу не могли сделать без совета магов и астрологов. Однако именно данный фильм идеально сочетает в себе две составляющие, которые заставят взглянуть вас на довоенную Германию совершенно по новому — вроде и уже с традиционной хроникой, но и с описанием поисков Рейхом помощи в мистической составляющей нашего мира. И интересно в проекте то что авторы не стараются навести на зрителя пелену необъяснимого и создать документальную сказку — это самый настоящий быт нацистов, который верили в их превосходство над остальными народами, в том числе и в духовном мире.

Фильм в полной мере описывает плачевное состояние Германии после фиаско в Первой мировой войне. Неспособность власти возродить боевой немецкий дух приводит на политическую арену нового лидера — Адольфа Гитлера, который реконструировал Рабочую партию в настоящих Нацистов и на идеях о нерушимости великого народа Германии и их возвышенном происхождении (возможно даже от самой Атлантиды) построил настоящую вертикаль власти. «Нацизм: оккультные науки Третьего рейха» описывает многие детали восхождения Гитлера к тотальной власти. Также описываются его знакомства с такими приспешниками как Йозеф Геббельс , Рудольф Гесс , ну и конечно же, Генрих Гиммлер . Именно Гиммлер, как шеф СС, приложил свою руку к процветанию паранойи в обществе, но и создал великую военную структуру, которая несмотря на все злодеяния, являлась настоящей немецкой элитой. Однако Гиммлер оказался знаменит не только как руководитель СС — он еще и являлся главным оккультистом Рейха! Именно благодаря его настоянию Гитлер отправляет экспедицию в Тибет для подтверждения величественного происхождения немецкого народа, ведь по теории нацистских ученых последние жители Атлантиды сбежали с обреченного континента именно в Тибет, а оттуда — в Европу. А средоточие наследников Атлантиды, естественно, Германия. Также Гиммлер причастен и к поискам священного Святого Грааля, в который по легенде была собрана кровь Иисуса Христа. Однако все их поиски, как оказалось, не привели к ощутимым результатам, но стали еще одной составляющей для пропагандистской машины Йозефа Геббельса, который в свою очередь блестяще подавил свободу фантазии общества и создал для Гитлера практически безотказных бойцов.

Большая часть фильма это, конечно же, описание работы Гиммлера с всевозможными учеными и астрологами, которые должны были предугадать дальнейшие события мировой истории и помочь Рейху насадить свое господство. Однако параллельно с этими фактами нам описывают и структуру общества. Рядом с поисками Грааля идет описание политики повышения рождаемости и идеологический гипноз, проходящий во время всего обучения юных немцев и не прекращающийся даже во взрослой жизни. Таким образом теории оккультизма является еще одним методом держать население под контролем. Что в соотношении с террором СС и тотальной паранойей создали невероятно дисциплинированное общество, которое утонуло в невероятных амбициях Гитлера и его приспешников. Интересным фактом является и присутствие в кадре военных пенсионеров Германии, некоторые из которых служили плечом к плечу с самим Гиммлером и раскрывшие многие интересные детали, которые наблюдали самолично, в том числе еще и до полного контроля Гитлером всей страны!

Конечно многое показанное в этом проекте можно интерпретировать с совершенно разных сторон, а некоторые теории является лишь догадками. Да и открытые здесь проблемы заслуживают намного более серьезного и вдумчивого обсуждения, чем в условиях ограниченного хронометража. Однако картина «Нацизм: оккультные науки Третьего рейха» получилась довольно динамичной и интересной, так что вполне может заставить своего зрителя углубиться в изучение истории и выстроить свои догадки по поводу тайн Третьего Рейха!

Вермишев Георгий Андреевич

аспирант кафедры философии религии

и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета [email protected]

Vermishev Georgy Andreevich

graduate student of chair of philosophy of religion and St. Petersburg State University religious studies [email protected]

Роль оккультного движения в идеологии Третьего рейха

Role of the occult in the formation of the Third Reich ideology

Аннотация. В статье рассматриваются роль оккультизма в становлении идеологии Третьего Рейха. Доказывается, что сведения об увлечении первых лиц НСДАП оккультным мистицизмом являются преувеличением, а иногда - и откровенной фальсификацией. Тем не менее, некоторые политические мифы нацистов впервые были сформулированы именно в оккультной среде. Кроме того, оккультный мистицизм имел влияние на символическую систему Рейха и нацистскую культуру в целом.

Ключевые слова: нацизм, оккультизм, идеология, Третий Рейх Annotation. The article considers the role of the occult in the formation of the Third Reich ideology. It is argued, that testimony about passion of the first NSDAP-persons for occult mysticism is overestimate and sometimes even falsification. Nevertheless, some political myths of the Nazis were first formulated in the occult environment. In addition, occult mysticism had deep influence on symbolic system of the Reich and Nazi culture as a whole.

KEYWORDS: nazism, occultism, ideology, Third Reich

Роль оккультизма в идеологии Третьего рейха - одна из самых существенных проблем для исследования вопроса о взаимоотношении национал-социализма и религии. При этом, пожалуй, мало какой еще аспект деятельности нацистов оброс таким числом научных спекуляций и подделок, как этот. Достаточно вспомнить многочисленные документальные фильмы о священном Граале или копье Лонгена, которые якобы пытался найти Гитлер, а также множество печатных псевдонаучных трудов о деятельности Аненербе. Безусловно, есть ряд источников и исследований, которые очевидно не могут считаться научными, но даже если отбросить их, останется целый пласт литературы, которую сложно трактовать однозначно.

Меньше всего дискуссий на сегодняшний день вызывает связь нацистского мифа с более ранними концепциями движения «фёлькише» (Völkische Bewegung), которое сформировалось еще в конце XIX столетия. Безусловно, на расовые концепции Гитлера имели определенное влияние классики - Ч.Дарвин, Ж.Гобино и

Х.С.Чемберлен . Однако в «фёлькише» расистские и антисемитские идеи, возникшие во Франции и Англии, обрели истинно немецкий колорит, в полной мере раскрыв к тому же их антихристианский потенциал .

Во второй половине XIX в. среди оккультных кругов Австрии распространение получают теософские идеи Н.Блаватской. Согласно Н.Годрик-Кларку, именно ее работы повлияли на развитие концепций Гвидо Фон Листа (Guido Von List, 1848-1917) - первого, кто соединил националистические идеи «фёлькише» с оккультизмом. Лист, увлеченный идеей «немецкого духа», пытался найти его истоки в традиционных верованиях германцев, связанных с поклонением Вотану. В своей главной работе «Тайна рун» он пытается через анализ сохранившихся рун и иероглифов вскрыть тайное содержание древней немецкой культуры. Лист был убежден, что вотаническое жречество не пропало бесследно, а растворилось в германском народе, превратив немецкий язык в некий шифр, «скрытое откровение». «Все саги, народные сказки и мифы на третьем, эзотерическом, тайном уровне имеют особое значение, в зависимости от местности, с которой они связаны», - указывает Лист .

В результате он приходит к выводу о существовании у германцев эзотерических верований - эту религиозную систему, смешавшую в себе гностические мотивы и традиционные верования, он называет «арманизм» (также: «вотанизм»). Согласно Листу, арманизм исповедовали короли-священники, управлявшие древним арийским государством, которое во всем превосходило другие нации. Однако затем пришло христианство и уничтожило следы былого величия. «Появилась другая религиозная система и вступила в бой с одинизмом - религиозная система, которая отрицала физическое и признавала только духовное; которая невежественно решила задержать процессы развития и эволюции, процессы, которые существуют, а потому желаемы богу, - не поддающиеся изменению "первичные законы природы"», - пишет Лист . Одно из основных отличий германского арийства от индийского (буддизма) и от позднего христианство - прославление не только духа, но также и тела .

Другим выдающимся оккультистом того времени считается Йорг Ланц фон Либенфельс (Jörg Lanz von Liebenfels; Adolf Joseph Lanz, 1874-1954). Также озабоченный утратой древней арийской культуры, он опирается на христианство и христианский гностицизм, хотя и извращает содержание используемых источников (в том числе и библии), подгоняя их под свои расистские идеи. В своей главной работе «Теозоология» (Theozoologie, 1904) Ланц фон Либенфельс пишет: «Логос - прародитель европейского человека, человека в истинном смысле, он тот, кто сидит на белой лошади, он - белый камень (Отк. II, 17). Он победил три других рода людей, черных, желтых и красных, он - царь всех царей, повелитель всех повелителей. <...> Сегодня они все - сыновья Логоса - также опасны, как в древности. Они обольщают нас своим искусством любви, развиваются и деградируют» . Собирательным образом всего дурного в неразвитых культурах в его книге выступает Содом, при этом Христос противостоит Содому и покровительствует высшему человеку . «Великая тайна христианства, троица, покажется нам теперь величественной антропологией. Отец, дух и сын -

это 3 стадии развития высшего (белого) человечества», - пишет Ланц фон Либенфельс .

Результатом его изысканий становится вывод о том, что современные немцы - «дети Бога». В доказательство цитируется знаменитое «Вы - Боги» апостола Иоанна, а также гностический текст «Пистис София», в котором пневматики провозглашаются «ангелами, архангелами, господами и властителями» . Правда, процесс нельзя считать завершенным. Ланц фон Либенфельс утверждает необходимость дальнейшей эволюции, дальнейшего возвышения нации, дабы уподобить избранных людей Богу. «Наши тела являются храмами Бога, они - члены будущего сверхчеловека» . Что касается христианства, то оно воспринимается как спасительный ключ, данный немецкому народу. «Во многих библейских отрывках сказано, что европейский, белый человек, мы говорим коротко немец, небесный сын», - пишет он . Однако силы содома извратили истинное содержание: «содомский дух Рима и Византии» проповедовал германцам «фальшивое христианство», пропитанное неестественной «любовью к ближнему».

«Истинное» христианство, как его понимает Ланц фон Либенфельс, все-таки тяготеет к христианскому гностицизму. Здесь стоит отметить, что гностицизм с его антропологическими концепциями, разделяющих все человеческое общество на «гиликов» (людей тела), «психиков» (людей души) и «пневматиков» (людей пневмы, то есть избранных и обладающих божественным гнозисом), было удобно использовать для обоснования идей национального превосходства. Тем более, что именно в гностической среде зародилась идея о том, что евреи могут считаться «нацией зла»: после того как ветхозаветный бог стал восприниматься как злой демиург Ялдаваоф, изменилось и трактовка идеи об «избранном» народе. В результате в гностической литературе евреи иногда воспринимаются как слуги Ялдаваофа, препятствующие возвращению светлых душ гностиков к Первоотцу (хотя, парадоксально, гностицизм вырастает именно из иудейской еретической культуры) .

Впрочем, были среди «фёлькише» те, кто пытался сохранить связь христианства с протестантизмом - например, признанный нацистами немецкий писатель Адольф Бартельс (ADOLF BARTELS, 1862-1945). Бартельс был убежден, что именно христианство является «арийской религией», которая вполне выражает немецкий национальный характер. Однако под «истинным» христианством понимал немецкий протестантизм (правда, несколько урезанный). Таким образом, он вполне следует Чемберлену, считавшему необходимым вернуть христианство к свободному арийскому духу, выразителем которого стала протестантская религия. В 1913 году Бартельс впервые использует понятие «Немецкого христианства» (Deutschchristentum). В своей статье «Der Deutsche Verfall» он формулирует лозунг «Всегда больше немецкого христианства, всегда меньше еврейского христианства!» (Immer mehr Deutschchristentum, immer weniger Judenchristentum) . Вообще антисемитизм был центральным элементом его идеологии. Бартельс стремится освободиться от еврейской культуры: «Если в наших душах надлежит родиться арийскому Богу, то для этого еврейский Бог

Иегова должен быть разгромлен», - пишет он . А в библии призывает «терпеть» только те куски, которые согласуются с концепцией арийства. Разумеется, сюда не входит Ветхий завет, содержащий, с точки зрения Барельса, «сомнительные с точки зрения морали подвиги еврейских героев», а также характерные для востока идеи дискриминации женщины. Он отбрасывал и десять заповедей, которые считал основанными на «тупом страхе» перед «гневливым Богом-Иеговой», а в их основе видел «неглубокую утилитарную мораль». Отвергалось также послание Павла, поскольку оно было несовместимо с расовыми идеями «фёлькише»: «вперед, к Христу. Прочь, от Павла», - таков был новый девиз .

При этом сторонники «Deutschchristentum» не отказывались полностью от наследия традиционных религий, воспринимая мифы об асах (праведном мученике Бальдре или воинственном Одине) как предтечу христианства . Хорошей иллюстрацией к такого рода концепциям может служить стихотворение «Немецкий Христос». Оно написано в 1914 г. одним из членов «фёлькише» Максом Бевером (Max Bewer) и буквально пропитано духом мессианства и милитаризма, которые затем будут характерны для нацистской идеологии: Ладонь к глазам приложив, слежу За тобою в утреннем свете, Твой путь известен, и он ведет От Иордана к Рейну.

Ухо к земле приложив, Твои шаги ощущаю -Идешь, не склоненный крестом, Идешь, как Господь ступает.

Ребенок станет Мужчиной, Крест станет мечом, А роза - высоким побегом ; Твое царство - весь мир, а Германия - твой очаг Когда же придешь ты, тайный Царь?

Вопрос, который вызывает куда более жаркие дискуссии: насколько сам Гитлер был связан с оккультными кружками «фёлькише»? С уверенностью можно утверждать, что значительное число литературы по этой теме является банальной выдумкой, не имеющей ничего общего с научными исследованиями. Первые подобного рода «исторические свидетельства» об оккультных увлечениях Гитлера публикуются уже в 30-е годы, причем написаны они в среде христианских эзотериков. Уже тогда его обвиняли в участии в демонических ритуалах и занятиях темной магией. Одной из ярких работ такого плана стала книга «Оккультные причины современной войны» («Occult Causes of the Present War»), опубликованная в 1940 г. британским мистиком Льюисом Спенсом . Однако основной массив псевдоисторических исследований появился между 1960-1975 гг. Среди них «Утро Магов» Льи Повеля (The Morning of the Magicians), «Копье судьбы» Тревора Равенскрофта (The Spear of Destiny), «Оккультный рейх» Джеймса Бреннана

(Occult Reich) и др. .

Американский исследователь Стефан Флауэрс указывает, что оккультный элемент в нацистской идеологии всегда несколько преувеличивался, чтобы демонизировать нацистов. В годы войны такие книги были частью антинацистской пропаганды, целью которой было дискредитировать Гитлера в глаза христиан . Другим фактором появления таких работ он считает попытки католической церкви откреститься от связи с нацистами. Флауэрс приводит случай с освещением в СМИ выборов папы Римского Бенедикта XVI (Й.Ратцингера). На замечание о том, что Ратцингер был членом гитлерюгенд, авторитетный журналист ответил: «Бросьте, все знают, что нацизм не имел никакого отношения к христианству, это было чисто языческое движение», - этим примером исследователь подчеркивает укорененность мифа об оккультных корнях нацизма в общественном сознании . Сам Флауэрс в 70-е годы записался в сатанинскую церковь Артура Лавея и является практикующим мистиком, что неизбежно ставит вопрос о его пристрастности.

Впрочем, предположения о пропагандистском характере некоторых источников подтверждаются и другими исследованиями. До сих пор в отечественной историографии распространены ссылки на воспоминания Германа Раушнинга - соратника нацистов, бежавшего в 1939 г. США. В своей книге «Говорит Гитлер. Зверь из бездны» Раушнинг приводит воспоминания 1934/35 гг., в которых преподносит фюрера как «антихриста», считавшего необходимым искоренить христианство и заменить его обновленной древнегерманской религией. Однако в конце 80х немецкий исследователь В.Хэнель показал, что большинство громких заявлений, приписываемых Гитлеру в его книгах, являются подделкой. Раушнинг не мог видеться с Гитлером более 100 раз, как он сам это описывает. Он мог присутствовать самое большее на 13 аудиенциях, лишь на двух мог записывать за фюрером, при этом нет никаких оснований полагать, что Гитлер стал бы так откровенничать в его присутствии .

Сегодня такой подход оспаривается. Так, исследователь Б.Ленке сравнил текст Раушнинга и «Застольные разговоры Гитлера» Г.Пикера, записанные значительно позже, в 1941/44 гг. Обнаружив значительное количество стилистических и концептуальных сходств, он констатирует, что воспоминания Раушнинга «дают неплохое представление об образе мысли Гитлера и его целях практически по всем принципиальным вопросам. Однако, касаясь актуальных на момент написания книги проблем, а также личности Гитлера, автор прибегает к преувеличениям, не соответствующим фактам. <...> Последние две главы представляют собой явную смесь исторического источника и художественного вымысла», - заключает Ленке . При этом британский историк национал-социализма Ян Кершоу называет воспоминания Раушнинга источником «настолько сомнительным, что лучше его вообще не использовать» . Впрочем, Кершоу критически отзывается и о других мемуарах, в том числе о «Застольных беседах». Исследователь приводит сразу несколько возможных причин недостоверности таких сведений: скрытный характер фюрера, холодность его личных отношений, лесть или ненависть подчиненных, а также внесенные в послевоенное время

правки .

В августе 1918 году на базе оккультных концепций Либендорфа в Мюнхене появляется общество Туле , основанное турецким подданным Адамом Глауэром, принявшим псевдоним Рудольф фон Зеботтендорф (Rudolf von Sebottendorf, 1875-1945). Идеология общества базировалась на идеях пангерманизма, антисемитизма и ариософии. Члены общества разделяли представление о наступлении поворотной точки в эпохе, которая может стать началом апокалипсиса или всеобщего спасения. На тот момент немецкое общество, действительно, было на изломе - в ноябре 1918 г. началась революция в Германской империи, формально закончившаяся лишь год спустя. В этих условиях Туле функционировала скорее как политическая, нежели как оккультная организация. Однако от своего эзотерического антисемитского наследия она не избавилась. Члены Туле полагали, что историческим процессом в Германии пытаются управлять 300 мудрых еврейских старцев, которые используют идеологию большевизма, чтобы переманить на свою сторону рабочий класс . Чтобы противостоять этому, в октябре 1918 г. обществом Туле создан «Политической рабочий кружок», члены которого затем образовали Немецкую рабочую партию. Таким образом, некоторые из будущих национал-социалистов, действительно, были членами общества Туле, однако сам Гитлер в нем не состоял, а присоединился уже к Немецкой рабочей партии (DAP), в 1920 году преобразованной в НСДАП. Н.Гудрик-Кларк справедливо указывает на сугубо прагматическую заинтересованность Гитлера обществом Туле - в нем он смог быстро найти своих первых единомышленников. При этом в его интересах было создать массовую партию, так что некоторые эзотерические идеи Туле были отброшены . Зато сохранился солярный символ свастики, который на тот момент был популярен в подобных кругах (такую же, обращенную направо, свастику, например, использовал Г.Лист). Для национал-социалистов в свастике соединились идея арийского превосходства (символ заимствован из индийской культуры), антисемитизм и даже христианский крест. При этом сам Гитлер писал, что в свастике заложена идея о борьбе за победу арийцев и творческого труда, красный флаг символизирует социалистическую ориентацию, а белый - национализм .

Венгерский историк Амбрус Мискольчи, проанализировав личную библиотеку Гитлера, делает предположение об амбивалентном отношении Гитлера к оккультизму: эзотерика интересовала, но одновременно раздражала его. Так, исследователь приводит одно из «оккультных» стихотворений, якобы написанных фюрером:

Горькими ночами я часто иду

К дубу Вотана на тихой поляне,

Чтобы заключить союз с темными силами .

Однако значительного интереса к оккультной литературе он не проявлял. Если верить Мискольчи, Гитлер успел познакомиться с книгами Листа и Либенфельса в Вене, но в присылаемые ему более поздние эзотерические труды он никогда глубоко не вчитывался. Анализируя пометки, сделанные Гитлером на присланных ему книгах, Мискольчи обращает внимание на тот нарциссизм, с

которым фюрер маркирует цитаты из собственных сочинений. Вывод исследователя логичен: у фюрера не было резона вчитываться в чужие книги и учения, поскольку у него уже было свое .

В этом смысле весьма показательна судьба главных оккультных идеологов движения «фёлькише». В 1933 г. основатель общества Зеботтендорф опубликовал нелояльную режиму книгу «До Прихода Гитлера» («Bevor Hitler kam»), был арестован, но чудом смог бежать, его книгу запретили . Ланц фон Либенфельс после аншлюса Австрии в 1938 г. также оказался в опале, часть его сочинений (серия «Остара») была изъята нацистами . Справедливым представляется предположение, что Гитлер просто не готов был терпеть подле себя эзотерических обществ, поскольку национал-социализм должен был восприниматься как детище фюрера, а не группы мистиков .

Впрочем, из этого совсем не следует, что другим членам НСДАП нельзя было увлекаться эзотерикой. Исследователь М.И.Шахнович отмечал, что ясновидение и оккультное знахарств имело широкое распространение в Третьем Рейхе, и к 1940 году в стране было зарегистрировано свыше 50 тысяч профессиональных мистиков . Хотя наиболее серьезный труд, связанный с оккультной мистикой, а именно «Миф XX века» Альфреда Розенберга (1893-1946), остался без внимания соратников. А.Шпеер вспоминает, что этот 700-страничный талмуд печатали стотысячными тиражами, хотя его было «просто невозможно читать» и даже Гитлер удивлялся, как продается этот, по его собственному выражению, «рецидив средневекового мистицизма» . Розенберг вполне следует ариософским идеям «фёлькише». Он объявляет идеалы христианской Европы бесполезными. Призывает освободить европейскую культуру от мягких, абстрактных христианских идеалов, пришедших с Востока и из Малой Азии, и открыть новую философию, которая была бы укоренена в недрах земли . Нордический человек должен осознать свое расовое превосходство и чистоту. Вместо кротости и всепрощения Розенберг предлагает идеал властной, земной личности и сильного крестьянина . Мистика позиционируется как путь к возрождению немецкой нации, а людьми действия объявляются «мечтатели» .

Но самым активным мистиком Третьего Рейха, пожалуй, может считаться Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер (1900-1945). Гиммлер известен своим увлечением Бхагавадгитой, индуистскими и буддистские книгами, в которых он черпал дух арийства. Еще более показательна его страсть к астрологии - например, он прибегал к помощи астрологов, чтобы установить местонахождение плененного Муссолини . Также утверждается, что он считал себя реинкарнацией короля Генриха I Птицелова, первого немецкого правителя .

Гиммлер был крещен в католической церкви и в душе всегда оставался верующим человеком. Однако, судя по дневникам, с 1919 по 1924 гг. он переживает серьезный кризис, после чего отдаляется от официальной Церкви. Гиммлер не оставил без внимания католическую традицию, когда в 1934 г. ему было поручено сформировать охранные отряды СС. Опираясь на идеалы ордена иезуитов, он стремился создать организацию, который сочетала бы религиозное служение и

идеалы безжалостного тевтонского рыцарства (что не помешало выбрать символом германские руны «зиг», считавшиеся атрибутом бога войны Тора). В том же году СС был передан тевтонский замок Вевельсбург в Вестфалии. На удостоившихся чести посетить его налагался иерархический порядок по образцу, принятому в католической церкви, при этом Гиммлер считался генералом ордена. Каждый должен был заниматься духовными упражнениями и перед важными заседаниями проводить некоторое время в концентрации .

Еще одним детищем Гиммлера стал Немецкий институт по изучению древней германской истории и наследия предков Аненербе (Ahnenerbe), который был открыт в 1935 году, хотя под контроль СС перешло не сразу (к 1937/39) . Первым куратором проекта стал частный исследователь Герман Вирт (Herman Wirth, 1900-1945). Типичный представитель «фёлькише», он отстаивал идеи о происхождении человечества от сверхлюдей-гиперборейцев, которые некогда жили на северном континенте Арктогея. Вирт пытался научно обосновать свои концепции, что в целом редкость для «фёлькише», однако не встретил единомышленников ни в академической среде, ни в нацистской верхушке (Хотя Розенберг даже удостоил его несколькими критическими пассажами в своем «Мифе XX века»). После знакомства с Гиммлером ситуация ненадолго меняется. Получив должность а Аненербе, Вирт совершает две экспедиции в Скандинавию. Однако результаты разочаровали Гиммлера, к тому же бюджет организации оказался растранжирен, так что в 1938 году - не без склок и личных конфликтов -Вирт покинул свой пост .

Новым руководителем (научным, пост президента занял Гиммлер) был назначен Вальтер Вюст (Walther Wüst, 1901-1994) - исследователь, имевший хорошую репутацию в академическом сообществе. Гиммлер декларировал полную независимость ученого, но при этом поставил четкую задачу - работать над концепциями, которые укрепили бы культурный фундамент Третьего Рейха. Аненербе предписывалось заботиться о состоянии немецкой души и внутренней жизни народа . Примером подобного исследования может служить разработка Фрицем Вайтцелем обрядовых практик для солдат СС, основанных на неоязыческом религиозном мировоззрении. Ритуальные правила преподносились как традиция предков, такой сборник содержал ритуальные песни, руны и иллюстрационные материалы .

К 1939 году в Аненербе представляла из себя сообщество с довольно размытыми целями - круг научных задач был слишком широк. Тем не менее, оно издавало ежемесячник «Германия», также работала собственная типография в Берлине. Безусловно, значительная часть публикаций не представляла ценности для независимого академического сообщества. Вопреки обещаниям, Гиммлер не давал исследователям свободы, так что в печать чаще уходили пропагандистские опусы, мало общего имевшие с наукой. Однако из-под пера работников Аненербе выходили и серьезные исследования, посвященные ритуалам и обрядности древних германцев .

Целый ряд псевдонаучных исследований приписывают Аненербе работу над поиском Грааля, или Копья Судьбы - якобы это было личное указание Гитлера,

который с помощью оккультных практик и «священных артефактов» надеялся захватить власть во всем мире. Такого рода теории появились не на пустом месте, но правильнее говорить о заинтересованности Гиммлера, а не лично фюрера.

Наиболее показательный эпизод связан с именем Карла Вилигута (Karl Maria Wiligut, 1866-1946) - одного из главных творцов оккультного мифа Третьего Рейха. Вилигут был психически нездоровым человеком, причем диагноз «шизофрения» ему поставили еще во время Первой мировой войны. Начиная с 18 лет, с ним время от времени случались «озарения». Тайное знание давалось в форме пророческих изречений, а он записывал их в виде рун. Предполагалось, что, в конечном счете, Вилигут сможет полностью восстановить тайное знание об изначальной проторелигии . К этом стоит добавить, что свое происхождение он вел от асов, а, кроме того, подробно распространялся о распятии Бальдра, которое произошло вблизи Гослара на руинах семинарии Св. Петра .

Такого рода свидетельства явно выдавали психически больного человека, но рейхсфюрера СС это не смущало, так что Вилигута даже окрестили «Распутиным Гиммлера». Есть все основания полагать, что высшее руководство СС относилось к этим откровениям с предельным вниманием. Во-первых, ему была предоставлена специальная должность в Мюнхене, где он должен был записывать свои наследственные фантазии под вымышленным именем «Мудрый Тор» (weisthor) . Во-вторых, он смог вовлечь Мюллера в переписку с другим оккультистом -Гюнтером Кирхенхоффом, который - как пример - «высказывал предположения о существовании геодезических линий энергии, проходящих через весь континент» . В-третьих, Вилигут имел колоссальное влияние на ритуальную систему СС. А.Васильченко приводит в пример рапорт, в котором бригадный генерал СС Карл Вольф подробно описывает обряд, проведенный над его новорожденным ребенком при участии Мюллера: «Виллигут обернул ребенка синей лентой жизни и произнес традиционные слова: Синяя лента верности вьется сквозь твою жизнь. Каждый Ариец, каждый осознающий себя Арийцем должен хранить верность! Эта синяя лента символически связывает рождение и брак, жизнь и смерть. И вот, сей ребенок связывается с моим глубоким желанием его превращения в настояшего арийского мальчика и стойкого арийского мужчину». После этого Виллигут взял чашу и произнес: "Бог есть источник всей жизни! Из Бога проистекает твое знание, чувство долга, жизненная цель и весь смысл жизни. Каждый глоток из этой чаши служит подтверждением твоей связи с Богом". Вернув матери ребенка, он произносит новую ритуальную фразу: "Эта ложка будет питать тебя, пока ты не повзрослеешь. Твоя мать проявит свою любовь, питая тебя этой ложкой, и накажет, лишив тебя пиши, если ты нарушишь Заповеди Божьи". После этого ложка также передавалась матери. В завершение Виллигут провозглашал: "Ты, дитя, будешь носить это кольцо, родовое кольцо семейства Вольф, как только проявишь себя достойным СС и своего рода. И вот, согласно воле твоих родителей и наказу Ордена СС, я нарекаю тебя: Торисман, Генрих, Карл, Рейнхард. Пусть родители и восприемники пестуют в ребенке отважное арийское сердце, согласно Воле Божьей"» .

С видениями Вилигута связана и мистификация о Граале. В ходе перепланировки замка Вевельсбург в северной части были созданы два ритуальных помещения: одно с выложенным мрамором черным солнцем с руническими молниями, другое - крипта с каменным кругом по центру. Не без помощи откровений Вилигута, который призывал искать Грааль в окрестностях замка, место быстро обросло легендами . Свой вклад в эту мистификацию внес и археолог-любитель Отто Ран, написавший в 1933 году книгу «Крестовый поход против Грааля». В ней он провозгласил катаров арийским ответвлением иудаизма и указал возможное нахождение Грааля - на юге Франции. Эти его изыскания привлекли внимание Вилигута, тот повлиял на Гиммлера, так что через некоторое время Ран уже сотрудничал с Аненербе . Мог ли он быть привлечен к неким «поискам Грааля»? Как указывает исследователь Михаэль Катер, даже если бы Гиммлер поручил такого рода задание Отто Ранку, его основной целью было бы, скорее, доказать тезис о том, что христианство вторично по отношению к более древней германской религии .

После того, как Г.Вирт покинул общество, В.Вюсту стало проще развеивать фантазии Гиммлера и направлять деятельность Аненербе в более продуктивное русло. В этой связи должно быть ясно, почему другие члены Аненербе воспринимали Вилигута и Кирхенхоффа по меньшей мере недружелюбно . Это оказалось вполне справедливо. В 1938 году выяснилось, что Вилигут болен шизофренией, так что через год он был отстранен от всех должностей с официальной формулировкой «по старости и из-за проблем со здоровьем» .

Мы видим, что нацизм впитал в себя целый ряд ключевых идей, сформулированных именно в оккультных кругах «фёлькише». В переработанном виде они были использованы нацистами для собственной развернутой концепции арийской расы, а также для осуществления религиозной и культурной политики. Однако переоценивать значение оккультизма для Третьего Рейха представляется некорректным. Апологет мистики, как условия развития человеческого общества, -Розенберг - не привнес в идеологический дискурс национал-социализма существенно новых идей. Более значительный вклад в нацистскую культуру через деятельность Аненербе сделал Гиммлер, хотя и он никогда не ставил оккультные цели определяющим мотивом своих решений. Что касается Гитлера, то устойчивая тенденция приписать ему оккультные интересы не согласуется с имеющимися фактами. Действительно, фюрер использовал оккультные общества и мессианские настроения для получения политического преимущества, но если кого и считал мистическим пророком, то только самого себя.

Литература:

16. Василъченко А.В. Оккультный миф Третьего Рейха. М., 2008.

17. Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998.

18. Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. М., 1999.

19. Кормилицын С. Тайны рун. Наследники Одина. М., 2005.

20. Кормилицын С. Орден СС. Иезуиты империи. О чем не принято говорить. СПб, 2008.

21. Ланц фон Либенфелъс А. Й. Теозоология. Тамбов, 2008.

22. Лист Г. Тайна рун. М., 2001.

23. Мэнвэлл Р., Франкелъ Г. Генрих Гиммлер. Ростов, 2000.

24. Пленков О.Ю. Триумф мифа над разумом. СПб, 2011

25. Райх В. Психология масс и фашизм. М., 1997.

26. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М., Ленинград,

27. Шпеер А. Третий Рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности (1930-1945). М., 2005.

1. Flowers S.E., Moynihan М. Secret King: The Myth and Reality of Nazi Occultism. Port Townsend, WA, 2007.

2. Goodrick Clarke N. The Occult Roots of Nazism: Secret Aryan Cults and Their Influence on Nazi Ideology. London, New York, 2005.

3. Goodrick-Clarke N. Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity. New York, 2002.

4. Hänel W. Hermann Rauschnings Gespräche mit Hitler - Eine Geschichtsfälschung // Veröffentlichung der Zeitgeschichtlichen Forschungsstelle Ingolstadt, 7. Band, 1984.

5. Kater M.H. Das "Ahnenerbe" der SS, 1935-1945: ein Beitrag zur Kulturpolitik des Dritten Reiches. München, 2006.

6. Kershaw I. Hitler, 1889-1936. London, 2001.

7. Lemke B. Rezension zu: Rauschning, Hermann: Gespräche mit Hitler. Mit einer Einführung von Marcus Pyka. Zürich, 2005. // H-Soz-u-Kult, 2. Aug. 2006.

8. Mees B. Science of the Swastika. New York, 2008.

9. Miskolczy A. Hitler"s Library. New York, 2003.

10. Puschner U. Deutschchristentum als völkisch-christliche Weltanschauungsreligion // Der Protestantismus - Ideologie, Konfession oder Kultur? Würzburg, 2003.

11. Rosenberg, A. (1939) Der Mythus des 20. Jahrhunderts. München: Hoheneichen-Verlag.

12. Quinn M. The Swastika: Constructing the Symbol. New York, 1994.

13. Redles D. Hitler and the Apocalypse Complex: Salvation and the Spiritual Power of Nazism. New York, 2005.

14. Weitzel F. Die Gestaltung der Feste im Jahres- und Lebenslauf in der SS-Familie. Düsseldorf, 1939.

15. Wolfgang B. (ed.) Handbuch des Antisemitismus, Band 3: Begriffe, Theorien, Ideologien. Munchen, 2010.

16. Vasil chenko A.V. Okulti World III Reich // M., 2008

17. Jonas G. Gnositsizm // St. Petersburg. 1998

18. Yates F. The Rosicrucian Enlightenment //M., 1999

19. Kormilicyn S. Tainy run. Nasledniki Odina.//M., 2005

20. Kormilicyn S. Oder of SS. Jsuits Empire. What not to say. // St. Petersburg,2008

21. Jörg Lanz von Liebenfels «Theozoologie»// Tambov 2008

22. List G. Taina run. //M.2011

23. Menvell R. Frankel G. Heinrich Himmler// Rostov, 2000

24. Plenkov O. Triumph of the world of the mind.// St. Petersburg. 1998

25. Wilhelm Reich The mass psychology of fascism//M.1997

26. Shahnovich M. Sovremennaya mistika v svete nauki//Leningrad 1965

27. Sheppper A, Tretij rejh iznutri. Vospominaniya rejhsministra voennoj promishlennosti (1939-1945) //M.2005.