Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Подготовка медицинских кадров школа русских лекарей. Российские лекари и доктора медицины

Подготовка медицинских кадров школа русских лекарей. Российские лекари и доктора медицины

Первая государственная Лекарская школа в России была открыта в 1654 г. при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме аптечного дела, ученики изучали фармацию, фармакологию, латинский язык, анатомию, диагностику, болезни и способы их лечения. Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории болезни). В обучении российских врачей использовали и европейский опыт. Так, в 1658 г. Епифаний Словенецкий перевел «Анатомию» Андрея Везалия - лучший в мире учебник, который еще не был известен во многих европейских университетах.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: «...никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...» Обучение длилось 5--7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы ввиду большой нехватки полковых лекарей состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась в XVIII в. После окончания «Школы русских лекарей» вручались дипломы, где указывалось: «... лечит раны колотые и сеченые и рубленные и делает пластыри и мази и иные статьи, что достойно к лекарскому делу, и лекарское де дело ево будет». Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями. Вот список известных в то время болезней: цинга, лихорадки, золотуха, короста, «каменная», «чечуйная» (геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе их больничных палат создавались временные госпитали для лечения раненых. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и врачебное обслуживание во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было важной отличительной особенностью русской медицины XVII в. Первые доктора медицины из российских людей появились в XV в. Среди них Георгий из Дрогобыча, получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (современная Италия) и преподававший впоследствии в Болонье и Кракове. Его труд «Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», изданный в Риме, является первой печатной книгой российского автора за рубежом. В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (современная Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка. В 1696 г. также в Падуанском университете степени доктора медицины был удостоен П.В. Постников; будучи весьма образованным человеком, он впоследствии служил российским послом в Голландии. 3. Горелова Л.Е. Первая медицинская школа России // Русский медицинский журнал.- 2011. - №16.

Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе больничных палат создавали временные госпитали для лечения раненных. И, несмотря на то что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было отличительной особенностью русской медицины XVII в.

XVII в. явился также временем создания на Руси первых гражданских больниц. Около 1652 г. боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах две гражданские больницы, которые считаются первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. В 1682 г. был издан указ об открытии в Москве двух больниц ("шпитален") для гражданского населения, предназначенных для лечения больных и обучения лекарскому делу. (В этом же году в Москве была учреждена Славяно-греко-латинская академия.)

Торговые отношения и политическое сближение с Западом, наметившиеся во времена Иоанна IV Грозного и заметно укрепившиеся с воцарением на престол дома Романовых (1613), имели своим следствием и приглашение к царскому двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Германии и других стран. Иноземные врачи в то время пользовались большим уважением и почетом в Московском государстве. Однако круг лиц, пользовавшихся их услугами, был весьма ограничен (как правило, царским двором). При дворе Бориса Годунова (1598-1606) служило уже несколько иноземных врачей, главным образом немцев.

Борис Годунов содержал докторов в таком же почете, как знатных князей и бояр. Каждый иноземный врач, приехавший на службу в Россию, получал поместье и 30-40 крепостных крестьян, имел ежегодное жалование 200 р., ежемесячно получал 12-14 р. и "хлебную провизию" (сколько нужно для прокормления его особы, семейства и людей), 16 возов дров, 4 бочки меда и 4 бочки пива; ежедневно около полуторы кварты водки и столько же уксуса; каждый день сторону свиного сала и от каждого царского обеда по три или четыре блюда (сколько сильный человек с трудом может унести на одном блюде). Каждый раз, когда предписанное лекарство оказывал о хорошее действие, врач получал от царя дорогие подарки (бархат на кафтан или 40 соболей). Одним слоном, придворные иноземные врачи не имели недостатка ни ни в чем.


В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта Первая школа русских лекарей, которая готовила русских лекарей. Существовала она на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служивых людей.

Преподавание в Лекарской школе. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 2,5 до 7, а то до 11 лет. Через 2,5 года учащийся получал звание подлекарь. Преподавание в Лекарской школе было наглядным и велось у постели больного. Ученики изучали аптечное дело, фармацию, фармакологию, латинский язык, анатомию, диагностику, болезни и способы их лечения. В обучении российских врачей использовали и европейский опыт. Анатомию изучали по костным препаратам. В 1657 году Е.Славинецкий (1609-1675) перевел сокращенный труд А.Везалия «Эпитоме», который стал первой в России научной книгой по анатомии.

Обратим внимание на учебные пособия школ при Аптекарском приказе. Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории болезни). А также произведения, переведенные с латинского и греческого языков, таких авторов, как Везалий, Гален, Аристотель «О строении человеческого тела».

После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военной время. Дело в том, что чуть позже каждый полк будет иметь личного военного лекаря. Таким образом, наряду с гражданским и монастырским направлениями в медицине существовало еще одно – военная медицина, которое не входило в ведение Аптекарского приказа.

Строго следили и за врачебной практикой будущих российских лекарей. Она проходила в полках, а если будущий медик от нее отлынивал, то «быть в наказанье без пощады». После окончания «Школы русских лекарей» вручались дипломы, где указывалось: «… лечит раны колотые и сеченые и рубленные и делает пластыри и мази и иные статьи, что достойно к лекарскому делу, и лекарское де дело ево будет». Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями. Вот список известных в то время болезней: цинга, лихорадки, золотуха, кароста, «каменная», «чечуйная» (геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.

Одновременно с лекарской школой в 1653 году при Стрелецком приказе была создана школа «костоправного» дела с одногодичным сроком обучения.

Аптекарский приказ в 1669 г. впервые начал присуждать степень доктора медицины. К сожалению, школа Аптекарского приказа к концу XVII в. прекратила свое существование.

Рябиков Олег Евгеньевич родился 7 сентября 1965 года в старейшем городе России, г. Дербент, имеющим зафиксированную в летописях историю развития более 5 000 лет. Воспитывался дедом и бабушкой, после смерти которых в возрасте 11 лет был перевезен родителями в Башкирию, где и закончил и школу и медицинское училище. Первый массаж сделал в возрасте 8 лет, ногами, соседу по просьбе бабушки после смерти деда, когда получил похвалу и 300 грамм «золотого ключика» решил стать врачом. Окончательное решение лечить людей пришло во время тяжелой болезни бабушки и осознания собственного бессилия и невозможности ей помочь. Лекарем впервые «обозвали» на о.Кунашир в 1986 году во время оказания экстренной помощи при крушении вертолета. Первичную школу массажа прошел на о. Шикотан у доброго доктора Сергеева, в те же времена получил и первые навыки банного дела на о. Танфильева у старшего прапорщика на пограничной заставе. Решил стать массажистом во время реабилитации после ранения в центральном госпитале ВМФ г. Владивостока, ощутив на себе его целительные и восстановительные возможности. Профессиональную массажную подготовку начал в 1987 году на базе Кисловодского медицинского училища, дальнейшее самообучение продолжает и по сегодняшний день.

…Веник дубовой, Хозяин Лесовой, с Добром сложен да мне в руку вложен. Веником да жаром охожу тело умело, что б оно пропотело, да ни в жисть не болело, огнем охвачу, водой окачу, листы к телу приложу, присказ расскажу, о том, что быть телу молодым, здоровым, да к доброй баньке всегда готовым…

Семь веников Лекаря

Рождению интегрированной технологии «7 веников» я обязан старой методике банного ремесла, называемого «многорукий банщик». Методика была увидена и опробована в бане предуралья.

Сколь есть на Руси мастеров-искусников ремесла банного, столь и техник парения. Всяк веник в разную руку по разному ложиться да по разному ходит. Коли простый чёс банный, то всяк мастер, а коли ЛАДный чёс в баньке надобен, то таков мастер редок, не во всякой волости сыщешь…..
(Уездный лекаръ Сава. Фельдшер 1-го ранга.)

Шаг 1.
Прогрев.

Постепенный, предварительный нагрев и начальные механические воздействия, имеющие осознанную направленность, снижают напряженность тканей любой локализации, любого происхождения. Организм «отказывается» от напряжения, дрожи, тканевой неподвижности, появляется чувство расслабленности и это влечет необходимость дальнейших действий, углубленного механического воздействия, дополнительного растяжения мышц, связок, суставов.

Комфортность процедуры обеспечивается именно медленным, постепенным нагревом, при подавленной стадии спастики и выраженной фазой расширении сосудов. Человек ощущает «благостное» проникающее тепло. Внешним признаком расширения сосудов (правильной реакции) является кожная гиперемия (покраснение), пульс усиливается, артериальное давление понижается! (происходит перераспределение крови). Нам нужна именно эта реакция, она есть наше стремление приносящее наибольшую пользу организму. Мы повышаем обмен и ускоряем кровоток.

Задачи подготовительного этапа:

А. Открытие пор и получение первичного выпота.
Б. Стартовое усиление крово- и лимфотока.
В. Подготовительная активация работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Видов исполнения большое количество, мы рассмотрим технику «неделя» (семь).

Атрибуты:

- 7 веников (подготовленные по технологии «легкий веник»);
- травяная шапка;
- применение 3-х пихтовых веников;
- травяной отвар 500-600 мл.

Все движения выполняются от легкого касания до отведения веника на 15-20 см от тела. Гость сидит на полке на двух вениках уложенных ручками в стороны. Руки на коленях. Ноги в горячем травяном отваре на веничном ложе, прикрыты веником.
- Парильщик лицом к гостю, хват веника «открытой» рукой. После 7-ми кратного окружного смешивания воздуха руки над головой.
- ГОРЯЧИЙ ДОЖДЬ: Веники окунаются в травяной отвар и мягко стряхиваются на тело гостя с легкими касаниями, с верху вниз 7 раз, как бы прессуя воздух вокруг тела.

- УКРЕПЛЕНИЕ ДУХА (УСИЛЕНИЕ ЖАРА): 7 точек внимания, 7 точек фиксации по 7 раз. (плечи, печень, почки, колени) при выполнении этого приема веник производит захватывающее круговое движение нагнетая разогретый воздух вглубь, с последующим прижиманием горячего веника к точкам фиксации.
- СВЕЧЕНИЕ (ИЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕТА): Скольжение в низ и в верх по боковым и передне-задней поверхностям тела 7 раз.
- КРЕП ХРЕБРА (УСИЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА): 7 движений от крестца до шеи, 7 сближений веника горизонтальных и 7 вертикальных с легким массажем - поглаживанием вениками вдоль и поперек в стороны от позвоночника. С легкими похлопываниями и короткими компрессами.
- СВЕЧЕНИЕ (С ПОТИРАНИЕМ И ФИКСАЦИЕЙ): При ощущении незавершенности возможно проведение мощного приема нагнетания горячего воздуха, веники захватывают горячий воздух и нагнетают его в нами определенное место (живот, плечевые суставы, почки, тазобедренные суставы, пах, колени).
- БАЛАНСИРОВКА: Парильщик за ручки веников на которых сидит гость, производит встречно-колебательные движения малой амплитуды, балансируя и восстанавливая миофасциальные структуры тела.
- ОРОШЕНИЕ и РАСТИРАНИЕ: Производится травяным настоем (отваром или напаром).

Шаг 2.
Пиллинг-пеленание (пролангированный пиллинг) производится вне парной (процедурный кабинет массажа, предбанник).

На рабочем столе льняная ткань, пропитанная травяным настоем или пластиковая простыня для обертывания, поверх выложенные веники. О силе воздействия травяных пеленаний–обертываний можно говорить бесконечно, так как по силе и глубине воздействия масел и травяных композиций нанесенных на предварительно разогретое тело с очищенными выпотом порами, процедура не имеет аналогов.

Выкладка веников:

- Один под головой;
- Два в области поясницы;
- Два в районе голени.

Парильщик производит активное растирание заранее приготовленным травяным составом.

Подбор состава для растирания, очищения, питания и тонизации подбирается с учетом:

- ДОШИ (используются теплые или холодные свойства растений и масел);
- Состояния кожи и здоровья клиента (учитываются увлажняющие, релаксирующие или тонизирующие свойства применяемых средств);
- Пожеланий гостя (учитываются индивидуальные особенности организма клиента, способность к тепловой переносимости, болевой порог чувствительности.);
- Поставленных целей и задач;
- Тематики предусмотренной процедуры: детокс, релакс, антистресс.

Растирания-пиллинг и нанесения состава производим по схеме:
- спина (с учетом массажных линий рекомендованных школой русского классического массажа);
- ноги (от бедра к стопе) (по принципу дренажных технологий);
- руки (от плеч к кисти).

Активным инструментом является веник и рука парильщика. Используем только продольные скольжения веника для избегания нанесения травмы кожного покрова.

После поворота гостя на спину используем схему: грудная клетка, живот, ноги (по массажным линиям классического массажа). Перед пеленанием один из веников выкладываем на грудь другой на живот ручками друг к другу. Длительность обертывания 20-25 минут.

Во время обертывания возможно проведения массажных действ на волосистой части головы и лице. Показан аурикуло-массаж, и мягкие техники освобождения С0-С1.

Шаг 3.
«Парение» проводится в парной. Проводиться без предварительного ополаскивания тела гостя после пеленания.

Под действием банного жара расширяются сосуды (просвет увеличивается почти вдвое), соответственно ускоряется крово-лимфообращение. Хорошо разогретая кровь приливает к коже, орошает ее и питает (к коже приходит около 40% резервной крови). Такой отток крови к перефирии облегчает работу сердца, тренируя сердечнососудистую систему, понижается артериальное давление, минутный объем сердца возрастает до 150%, а пульс до 120-140 ударов в минуту.

Нередко в процессе процедуры возникает озноб. Это не патологическая, а вполне нормальная реакция, кровь нагревается, нагревает внутренние органы, организм включает третью очередь рефлексов, через нервные окончания кровеносных сосудов мозга.

Парение проводится «поверх пеленания», т.е. состав применяемый для пиллинг-пеленания не смывается, а дополнительно как бы «вклепывается» в тело, усиливая его активность повышением температурного режима и физических воздействий.

Выкладка веников:
- Два веника «укутывают» голову: один под головой, второй на голове.
- Три веника под пояснично-крестцовым отделом: первый веник под крестцом, ручка вниз, два веника под ягодицами, ручки в стороны.
- Два веника «активные» находятся в руках парильщика.

Исходное положение гостя: лежа на спине. Обрабатываем вениками все части тела. Используем классические приемы парения - поглаживания, стягания, припарка похлопывание с вытяжением. Акцентируем парение на животе: в области печени. Далее переходим к технике специального парения:

«7 прихлопов»
Суть техники в сегментировании тела на условные зоны и квадранты с соблюдением основных точек тепловой фиксации. Парильщик производит 6 активных движений вениками, а на седьмом движении делает кратковременный компресс на точку фиксации.
Перед поворотом гостя на живот, парильщик за ручки веников выкладки проводит балансировку таза за счет приемов сепарации на мио-фасциальных структурах.
После переворачиваем гостя на живот.

Выкладка веников:
- Два веника на голове (термозащитная функция);
- Два веника под животом (баланс-успокоение);
- Один веник на промежности (термозащита).

Проводим приемы классического парения или ЛАДного парения (банный чес) греем по схеме – от правой ноги до левого плеча, от левой ноги до правого плеча. Акцентируя парения на стопы, икроножные мышцы и позвоночник.

По окончании прогрева, травяным настоем или водой необходимо охладить затылок, кисти и стопы гостя, затем помочь ему присесть и медленно вывести из парной.

Шаг 4.
Восстановление. Выполняется вне парной.

На тело гостя, после предварительного, теплого или прохладного окупывания (в зависимости от выраженности доши и самочувствия) наносится масляная композиция. Как общее продолжение и усиление действия травяного пиллинг-пеленания, композиция определяется до начала процедуры, учитывая индивидуальные особенности организма гостя, типа кожи и поставленных задач.

Положение для отдыха гость выбирает сам. Положение должно быть удобным для релаксации и полноценного отдыха гостя и работы парильщика.

В классическом исполнении техники, на ноги гостя надеваются «колючие валенки». В валенки укладывается сено и надевается на ноги на 15-20 минут. Ноги предварительно натираются масляно-скипидарно-керосиновой смесью.

В условиях СПА производиться массаж ног. Массаж может иметь несколько вариантов, но предпочтительными остаются азиатские техники рефлекс-массажа ног. До начала массажа гостю предлагается выпить 100-150 мл горячего напитка. Могут быть использованы классический чаи, сбитни или свежеприготовленные взвары, с учетом направленности программы, вкусов клиента и определенными показаниями.

Шаг 5.
В парной.

Основная часть процедуры. Этот шаг нацелен на работу с мышцами, глубокими связками и сочленениями, используемые приемы и манипуляции выполняются на глубоко прогретых и расслабленных тканях, что делает их атравматичными, а поэтапное воздействие на ткани позволяет достичь наибольшего лечебно-оздоровительного воздействия.

Исходное положение гостя: лежа на животе.

Выкладка веников:
- два под животом в его верхней части, ручки в стороны;
- два под нижней третью бедра;
- один веник, из числа активных в нанесении травяного состава, под головой.

Техника.
Растирание. Активное поглаживание и растирание вениками от стоп до шеи, по срединным линиям вверх и по латеральным поверхностям тела вниз. Прогрев веники в верхних слоях парной комнаты, парильщик с прихлестом и прессом прикладывает веники к точкам фиксации.

Точки фиксации:
- крестцово-подвздошные сочленения и ягодицы;
- область почек;
- область нижнего отдела грудной клетки;
- область нисходящей порции трапециевидной мышцы;
- уши.

Также, на этом этапе проводится растяжения-вытяжения. Манипуляции проводятся пошагово на фасциях, мышцах и суставах. Количество манипуляций зависит от опыта мастера, тренированности гостя, необходимости применения и температурного режима парной. Гармонизация или балансировка проводиться поэтапно, за ручки выложенных веников, не меняя вектора и без смещения веника, по принципу мио-фасциальных сепарационных техник.

После поворота гостя на спину проводим активацию-компресс на область:
- колени;
- живот в трех точках: середина между пупочным кольцом и лоном, пупочное кольцо, середина между пупочным кольцом и мечевидным отростком;
- область большой грудной мышцы и плечевого сустава;
- лицо и уши.

Н ачало ХVII столетия отмечено в отечественной медицине учреждением Аптекарского приказа - центрального правительственного учреждения, в котором сосредоточилось все руководство врачебным делом. Вопрос о времени возникновения Аптекарского приказа - спорный, ибо историки медицины предполагают, что он существовал с конца ХVI века, когда уже встречались такие должности, как «аптекарский боярин», «подъячий Аптекарского приказа» и другие.

Первоначально назначением нового Приказа было наблюдение за лечением царя и его семьи, за деятельностью приглашенных иностранных врачей и особенно за назначаемыми царю лекарствами - «для остерегательства его государева здоровья». В функции Приказа входил и контроль за деятельностью первой аптеки, открытой Иваном IV в 1581 г., имевшей также назначение «про государя». Однако официально деятельность Аптекарского приказа начала разворачиваться с 1620 г., когда, по сути, впервые обозначились подходы к созданию русской медицины и встал вопрос о лечебном деле, охватывающем все слои населения.

В документе от 1673 г. говорится об аптекарской практике лекарских учеников: «... велеть им (ученикам) быть с травниками у збору трав и цветов, и кореньев во все лето и до заморозков беспристанно».

Кроме аптечного дела, ученики изучали фармацию, фармакологию, латинский язык, анатомию, диагностику, болезни и способы их лечения. Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории болезни). В обучении российских врачей использовали и европейский опыт. Так, в 1658 г. Епифаний Словенецкий перевел «Анатомию» Андрея Везалия - лучший в мире учебник, который еще не был известен во многих европейских университетах.

Строго следили и за врачебной практикой будущих российских лекарей. Она проходила в полках, а если будущий медик от нее отлынивал, то «быть в наказанье без пощады». Строго наказывались лекари, окончившие свое образование и отказавшиеся ехать на определенную им службу: «Стеньку Ошурка, что он на службу не поехал... бить батоги нещадно и потому ж выслать на нашу службу тотчас с приставом».

После окончания «Школы русских лекарей» вручались дипломы, где указывалось: «... лечит раны колотые и сеченые и рубленные и делает пластыри и мази и иные статьи, что достойно к лекарскому делу, и лекарское де дело ево будет». Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями. Вот список известных в то время болезней: цинга, лихорадки, золотуха, кароста, «каменная», «чечуйная»(геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.

В 1654 г., во время эпидемии чумы и войны с Польшей, при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, в которую набраны «стрелецкие дети». В школе преподавались начала анатомии, физиологии, хирургии, терапии, лекарствоведение, «знамена немочей» (симптоматология) и др. Окончившие определялись лекарями в полки «для лечбы ратных людей».

Одновременно с лекарской школой при Аптекарском приказе была создана школа «костоправного» дела с одногодичным сроком обучения. Аптекарский приказ в 1669 г. впервые начал присуждать степень доктора медицины. К сожалению, школа Аптекарского приказа к концу XVII в. прекратила свое существование.

Среди преобразований, проводимых Петром I, реформа медицины занимала одно из ведущих мест. Его указы касались учета рождаемости и смертности - введения специальных метрических книг, открытия домов «для сохранения зазорных младенцев» с наказанием тех родителей, которые будут уличены «в умерщвлении тех младенцев, и они за такие злодейственные дела сами казнены будут смертью». Были изданы указы и о надзоре за пищевыми продуктами на рынках, о поведении продавцов на рынках: «Носили бы белый мундир и наблюдали бы во всем чистоту». Чрезвычайно интересен указ о благоустройстве Москвы, который гласил: «... По большим улицам и по переулкам чтобы помета и мертвечины (животных) нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто... А буде... кто станет по большим улицам и по переулкам всякий помет и мертвечину бросать, ... тем людям за то учинено будет наказание, биты кнутом, да на них же взята будет пеня»...

Но основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ - первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна.

Надо отметить, что Петр I сам хорошо разбирался в медицине. Он прослушал курс в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первого анатомического музея России - «Кунсткамеры». Со всех стран собирали в «кунсткамеру» раритеты и «монстров», старинные книги и т.д. Петр не жалел на это денег. Одновременно создавалась и Публичная библиотека, костяк которой состоял из книг Аптечного приказа. В 1719 г. «Кунсткамеру» и Публичную библиотеку открыли. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самих этих комнатах».

Важнейшим звеном реформ явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Указом Петра I, подписанным 25 мая 1706 г., предписывалось: «За Яузою рекою против Немецкой слободы в пристойном месте... построить госпиталь», где «больных лечить и врачов учить было можно». Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени - это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа - первое высшее учебное медицинское заведение. Таким образом, 1707 г. - это год начала отечественного высшего медицинского образования. Несмотря на такие простые названия, как «школа», «медико-хирургическое училище», подготовка в них не уступала подготовке в европейских университетах.

В госпитальных школах обучение было практическим: учащиеся непосредственно участвовали в лечении больных, вскрывали трупы. «Разобрание анатомическое чинить в палате, определенной на то в госпитале, а особливо которые будут болезни странные, тех отнюдь не пропускать без анатомического действия, и что достопамятно есть, иное велеть рисовальному мастеру срисовать».

В дальнейшем анатомические вскрытия были продолжены в анатомических театрах, открытых в госпитальных школах. По сообщениям иностранных газет, на вскрытиях присутствовали не только царь, сановники, но даже женщины из высшего света.

Мало-помалу сознание необходимости анатомического просвещения распространяется и в провинции. Из города Шуи от целовальников Фомина и Трифонова на имя Петра была прислана петиция о присылке врача для осмотра найденного на льду реки Тезы «мертвого тела и взятия его в убогий дом» (городской морг), откуда брались трупы для публичных аутопсий в Москве.

Обязательное привлечение медицинских врачей для вскрытия трупов при насильственной смерти было определено Воинским уставом Петра I в 1716 г. С выходом же указа 1746 г. занятия на трупах приняли характер обязательных. Будущие лекари получили возможность приобретать навыки в производстве вскрытий, а объяснения «докторов» и «операторов» должны были расширять представления о существе болезней и причинах смерти.

В госпитальных школах полностью отошли от метода обучения в европейских университетах, сохранявшего черты средневековой схоластики: книжно-словесное обучение, заучивание текстов, «диспуты» по заученным текстам. В госпитальных школах в обязанности обучающихся было введено приготовление лекарств. В большом объеме преподавалась и «материя медика» - курс, включавший в себя фармакогнозию, фармакологию, фармацию, а впоследствии и ботанику. Занятия по этим дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах.

Один из них, созданных для этих целей Петром, сохранился до настоящего времени (Ботанический сад Российской академии наук). Аптекарскому делу Петр уделял большое внимание. Им был издан указ об открытии «вольных» (то есть частных) аптек для обслуживания населения под контролем аптекарской канцелярии, которая в 1707 г. сменила прежний Аптекарский приказ.

Руководство первым высшим медицинским учебным заведением было возложено на лейб-медика Н. Бидлоо, голландского врача, получившего степень доктора в Лейденском университете, человека весьма одаренного, искусного врача и хирурга. Но важнее всего было то, что он всей душою предан был своему госпиталю и училищу и полагал в нем «всю свою гордость и всю славу». Н. Бидлоо, опираясь на поддержку Петра I, показал себя способным администратором и организатором лечебного дела. Н.Бидлоо был и талантливым педагогом. Составленные им учебные пособия по анатомии и хирургии на протяжении многих десятилетий были учебниками русских врачей. Лейб-медик прекрасно осознавал, что на него возложена Петром I задача государственной важности - создание российского медицинского образования. Строго контролировался отбор в госпитальную школу. Так как преподавание велось на латинском языке, Н. Бидлоо предложил отбор учащихся вести из духовных славяно-греко-латинских школ. Окончившие эти школы знали языки и хорошо были подготовлены по многим дисциплинам: риторике, философии, математике, истории и т.д.

Срок обучения в том первом медвузе колебался в зависимости от успеваемости учащихся. Как правило, учащимся через 2-3 года обучения и успешной сдачи экзаменов присваивалось звание подлекаря, а еще через 2-3 года они сдавали «генеральный» экзамен и получали диплом лекаря. «Генеральный» экзамен в основном проводили по хирургии, которой в госпитальных школах уделялось особое внимание. Клинические обходы, вскрытия трупов в анатомическом театре, хирургические операции в госпиталях дали толчок развитию российской хирургии.

Госпитальные школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Колыно-Воскресенске (Сибирь) и других городах. Всего за время их существования (до организации медико-хирургических училищ в 1786 г. и открытия медико-хирургических академий в Москве и Петербурге) было подготовлено более 3 тысяч высокообразованных врачей. Среди преподавателей и выпускников госпитальных школ были выдающиеся ученые, составившие гордость российской науки, основатели научных медицинских школ: К. Щепкин (анатомия), П. Шумлянский (гистология), П. Загорский (анатомия), Н. Максимович-Амбодик (акушерство) и многие другие.

Таким образом, время Петра I сыграло большую роль в развитии отечественного медицинского образования. Несмотря на тяжелое для России время царствования Анны Иоановны и «биронщины», обучение медиков смогло выстоять и с новой силой развиться при Елизавете Петровне в связи с организацией Московского университета.

В истории Отечества XVI – XVII века занимают особое значение. В Северо-Восточной Руси укрепило свои позиции Московское государство. Население к концу XVI в. составляло более 7 млн. человек, насчитывалось более 220 городов. Развивается общегосударственное законодательство, в XVII в. усиливается ориентация России на западноевропейские ценности.

При изучении ответов на первого вопроса рекомендуем выделиться следующее:

1. на основные направления деятельности московских царей по укреплению единой государственности;

1.2.отражение практики врачевания и помощи больным, призрения калек и немощных в общегосударственных документах («Судебник» 1550г.), решения Стоглавого собора - «Стоглав»)

Второй вопрос имеет следующее содержание:

2.1. два направления эмпирической медицины: народная и монастырская, их содержание;

2.2. травники и лечебники как отражение народного опыта. Отрасли народного врачевания;

2.3. в XIV - первой половине XV вв. в России было основано 180 монастырей. Во многих из них были построены больницы. Обратите внимание на особенности излечения, в т.ч. их роль в лечении раненых воинов;

2.4. остановитесь на опыте создания первых гражданских больниц – частных богаделен, «шпитален» для населения.

Русь, Россия никогда не были в изоляции от других стран. Развивалась торговля, дипломатические отношения, приглашались иноземцы («немцы») в качестве специалистов и учителей. Это расширяло познание русских людей и о иноземной медицине и лекарственных средствах. Однако, торговые ворота зачастую открывали путь эпидемиям, которые в средние века бушевали в Европе. XIV - XVI вв. в истории медицины России были самыми страшными по своим последствиям от эпидемий и пандемий.

В третьем вопросе важно выделить главное из имеющихся многочисленных фактов и событий::

3.1. общая история и факторы распространения инфекционных болезней в XV - XVII вв.;

3.2. народное лечение и профилактические меры населения;

3.3. первые карантинные мероприятия властей, как необходимость предосторожности и поворота государства к развитию медицинского дела.

С XV века власти стали активно привлекать иноземцев – медиков, которые несли новые идеи и практику, связанные с развитием анатомии (А.Везалий ), новой хирургии (А.Паре ), терапии (Парацельс ), физиологии (У.Гарвей ). Врачебные школы Запада все активнее отходили от христианства и монастырской медицины, которая не воспринимала научных достижений.

В четвертом вопросе обратите внимание на существенные явления и процессы:

4.1. мероприятия Ивана III, Ивана IV (Грозного) по созданию светской медицины. 1581 г. – устроение придворной Государевой аптеки – шаг к созданию центрального органа по организации медицинского дела;

4.2. расширение функций Государевой аптеки в конце XVI – начале XVII вв. Учреждение около 1620г. Аптекарского приказа и зарождение элементов государственной медицины. Аптекарские огороды (1672г.);

4.3. аптечное дело в XVII в., система обеспечения лекарственными средствами. Опорные аптекарские склады в провинции;

4.4. кадровое обеспечение - московская врачебная школа (1654г.) при Аптекарском приказе, ее краткая история и значение;

4.5. Соборное Уложение 1649г. Исторические проблемы, слабые стороны в организации российской медицины в XVII в.

Последний, пятый , вопрос темы посвящен началу процесса вхождения представителей славянского сообщества в европейскую научную медицину:

5.1. врачи – иностранцы при дворе русских царей и их роль в утверждении новой медицины и подготовки кадров.

5.2. лекари и доктора медицины. Сущность деятельности и отличие. Подготовка докторов в 3ападной Европе и лекарей в Московском государстве;

5.3. первые доктора медицины из представителей восточных славян: Георгий Дрогобич – Котермак (1450-1494), энциклопедист Николай Коперник (1473 – 1543), просветитель и первопечатник Франциск Скорина (1490-ок.1551) , врач – переводчик Епифаний Славинецкий (1609 - 1675), доктор медицины Петр Васильевич Постников (1676 – 1716).

Достижения европейской медицины, становление медицинской организации в России, создание больниц и начало подготовки врачей из прирожденных россиян явились этапными в развитии Отечественного медицинского дела. В то же время возникла необходимость ускорить темпы и последовательность организации здравоохранения, создать условия для развития медицинской науки и системной подготовки врачей. Не сформировалось к концу XVII в. и гражданское здравоохранение. Решение этих проблем предстояло в будущем XVIII веке.

Обратите внимание студентов на предложенные вопросы для самопроверки знаний

1. Русская народная и монастырская медицина периода Золотой Орды и борьбы за создание центрального государства.

2. Борьба с эпидемиями «повальных болезней» и первые шаги государственного регулирования медицинского дела. Государева аптека, Аптекарский приказ.

3. Подготовка кадров в лекарских школах. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян»

4.Идеи государственного призренияв «Стоглаве», в период правления династии Романовых в XVII в. Первые городские приюты для бедных больных, нищих и пьяных. Развитие сестринского ухода.

Литературные источники

1. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

2. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СПб ГМА, 1998.

3. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава I. Допетровская Русь.

4. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Часть III, глава 5.

Дополнительные

1. Бужилова А. Французская болезнь Французская болезнь по-русски. – Родина, 2005, № 3, с. 79-81.

2. Власов П.В. Обитель милосердия. - М.: Моск. рабочий, 1991.

3. Мирский М.Б. и др. Приказная медицина – важный этап в истории Отечественного здравоохранения. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2005, № 5, с. 53-56.

4. Миронов С.П. и др. Кремлевская медицина (от истоков до наших дней). – М.: Известия, 1997.

5. Мирский М.Б. Немецкие медики в средневековой Руси (XV – XVII века). – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003, № 3, с. 51-53.

6. Такала И.Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. – СПБ.: «Журнал «Нева», 2002.

7. Федорова Г.В., Ахтулова Л.А., Щербаков Д.В. История гигиены. Учеб. пособ. /Под ред. Г.В. Федоровой. – Омск: Изд-во Ом ГМА, 2007.

8. Яровинский М.Я. Века Москвы медицинской /под ред. А.М. Сточика. – М.: Медицина, 1997.