Меню
Бесплатно
Главная  /  Истории успеха  /  Презентация по педагогике на тему "общие представления о педагогике". Педагогика как наука об образовании Образование как социальное явление

Презентация по педагогике на тему "общие представления о педагогике". Педагогика как наука об образовании Образование как социальное явление

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА Вопросы 1. Сущность, объект, предмет, основные категории и задачи педагогики 2. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Структура современной педагогической науки

Литература: Реан, А. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов: гриф УМО / - СПб. 2007. - 432 с. : ил. Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. – М. 2002. – 576 с. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для вузов. – М. : Академия, 2008.

Объект и предмет науки Объект науки – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука. Предмет науки – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен.

Объект педагогики ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТ (ЯВЛЕНИЕ) Явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества

Предмет педагогики ОБРАЗОВАНИЕ как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях, семье)

Педагогика как наука Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Обучение совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами приобретения знаний

Воспитание целенаправленный процесс освоения социокультурного опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Педагогическая (образовательная) система – Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленный на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии

Задачи педагогики выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и распространение педагогического опыта; прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем; разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания; внедрение результатов педагогических исследований в практику образования

Основные вопросы и проблемы педагогики Проблема соотношения обучения и развития Проблема соотношения обучения и воспитания Проблема целей и содержания образования Проблема учета индивидуальных особенностей в учебном процессе Разработка и внедрение в учебный процесс инноваций Психологическая поддержка учителей

ОпределениеПедагогика – это наука о воспитании человека;
Это прикладная наука, направляющая свои усилия
на оперативное решение возникающих в обществе
проблем воспитания, образования и обучения;
Это наука о том, как воспитать человека, как
помочь ему стать духовно богатым, творчески
активным;
Изучает закономерности, принципы, содержание,
методы, формы образования, воспитания и
обучения
Название от греч.слов
«пайдос» - дитя; «аго» - вести
Дословно - «пайдагогос» - детоводитель;

Педагогика как наука и как искусство

Когда
речь идет о воспитании – оно имеет 2
аспекта:
Теоретический аспект – является предметом
научно-педагогического исследования. Это
совокупность теоретических и методических
идей по вопросам воспитания;
Практическая
воспитательная
деятельность – от педагога требует овладения
воспитательными умениями и навыками;
различная степень совершенства

Проблемы, которые исследует педагогика

Изучение
сущности
и
закономерностей
развития
и
формирования личности и их влияние
на воспитание;
Определение целей воспитания;
Разработка содержания воспитания;
Исследование и разработка методов
воспитания

Объект педагогики

Объект
- это область действительности,
которую исследует данная наука;
Объектом педагогики – выступают явления
действительности, которые обуславливают
развитие
человеческого
индивида
в
процессе целенаправленной деятельности
общества
Объект педагогики – это образование –
целенаправленный процесс обучения и
воспитания в интересах человека, общества,
государства

Предмет педагогики

Предмет
– это способ видения объекта с
позиций данной науки;
Предметом
педагогики
является
сознательно
и
целенаправленно
организованный педагогический процесс

Задачи педагогики

Вскрытие закономерностей в областях воспитания,
образования,
управления
образовательными
и
воспитательными системами;
Изучение и обобщение практики, опыта педагогической
деятельности;
Разработка новых методов, средств, форм, систем
обучения, воспитания, управления образовательными
системами;
Прогнозирование образования на ближайщее и
отдаленное будущее;
Управление
функционированием
педагогической
системы и управления её развитием;
Внедрение результатов исследования в практику;
Разработка теоретических и методических основ
инновационных процессов

Функции педагогики

Научно-теоретическая
– теоретический
анализ закономерностей педагогического
процесса;
Прогностическая – предвидение развития
педагогической реальности;
Конструктивно-техническая – разработка
методик и технологий;
Практическая
(преобразовательная,
прикладная)

усовершенствование
педагогической практики

Связь педагогики с другими науками

Философия,
Этика, эстетика;
История;
Литература;
География;
Антропология;
Медицина;
Экология;
Экономика;
Археология;
Математика;
Социология и др.;
Психология;
Анатомия и физиология

Система педагогических наук (1)

-
-
Общая педагогика:
Общие основы педагогики;
Теория обучения (дидактика);
Теория воспитания;
Управление образовательными процессами;
Возрастная педагогика:
Преддошкольная (ясельная) педагогика;
Дошкольная педагогика;
Педагогика школы;
Педагогика высшей школы;
Педагогика взрослых;
Андрогогика (педагогика пожилых людей)

Система педагогических наук (2)

Социальная педагогика (семейная педагогика,
перевоспитание правонарушителей);
Специальная педагогика:
- Сурдопедагогика (слабослышащие, глухие);
- Тифлопедагогика (слепые);
- Олигофренопедагогика (умственноотсталые);
- Логопедия (нарушение речи)
Сравнительная педагогика;
Этнопедагогика;
История педагогики;
Профессиональная педагогика (военная, инженерная,
медицинская и др.)
Лечебная педагогика;
Исправительно-трудовая педагогика;
Частные и предметные методики

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» Педагогика в системе наук о человеке Кузнецова Вера Павловна

Основные вопросы Педагогика как антропологическая наука Возникновение и развитие педагогической науки Отрасли педагогической науки Связь педагогики с другими науками Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике Методологические подходы и их значение в социально-профессиональной деятельности Методы и виды педагогических исследований

Педагогика относится к антропологическим наукам Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития

Основные категории (понятия) педагогики Обучение – специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое)

Педагогическая наука возникла в XVII веке Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика».

Классики мировой педагогики Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания И. Ф. Гербарт (1776 – 1841) - немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели

Классики мировой педагогики А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог-демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения К. Д. Ушинский (1824 – 1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания

Педагогические источники Народная педагогика Педагогический опыт Научно-педагогическая литература Учебная и учебно-методическая литература Художественная и мемуарная литература Произведения изобразительного искусства Видео- и аудиоисточники Педагогическая периодическая печать и др.

Основные отрасли педагогики Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий

Основные отрасли педагогики Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: - семейная педагогика; - внешкольное воспитание и образование; - перевоспитание правонарушителей Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых

Межпредметные связи педагогики Философия Психология Физиология История Генетика Кибернетика Социология Экономика Политология

Образовательные парадигмы в мировой педагогической практике знаниевая и культурологическая технократическая и гуманистическая социетарная и человеко-ориентированная педоцентристская и детоцентристская

Функции методологии педагогической науки гносеологическая (познавательная) праксеологическая (преобразовательная) аксиологическая (оценочная) или функция критики рефлексивная нормативного предписания эвристическая (творческая)

Основные методологические подходы в педагогике системный личностный деятельностный полисубъектный (диалогический) аксиологический культурологический антропологический этнопедагогический

Методы научно-педагогических исследований Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)

Виды научно-педагогических исследований Фундаментальные Опытно-экспериментальные Прикладные Методические разработки



Слово « " имеет несколько значений

Во-первых, им обозначают педагогическую науку

Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике

под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомен­дациях, установках

Такая неоднозначность нередко при­водит

к путанице, порождает неясность


Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: « пайдос » – « дитя » и « аго » – « вести ».

Если переводить дословно, то означает « детоводитель »,

то есть тот, кто ведет ребенка по жизни.

Отсюда логично вытекает

объект педагогики – ребенок, человек, личность.


Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека.

Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.


Упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями

ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ

область действительности, которую исследует данная наука

способ видения объекта с позиций этой науки



ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СОЗДАНИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, НОВЫХ МЕТОДОВ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

РАЗРАБОТКА НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЕМУ МЕТОДОВ, ФОРМ, СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ


СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Общая педагогика: основы пе­дагогики, дидактика, теория воспитания, управление образо­вательными системами

Возрастная педагогика: дош­кольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы

Специальная педагогика: тиф­лопедагогика, сурдопедагогика, олигофренпедагогика, логопе­дия

Другие направления в педа­гогике: музейная, инженерная, военная, спортивная, музыкаль­ная, производственная, пени­тенциарная педагогика, педаго­гика дополнительного и про­фессионально-технического образования

Межпредметные педагоги­ческие дисциплины: социаль­ная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания и образования, история педагоги­ки, сравнительная педагогика, социология образования

Новые направления: гуманис­тическая педагогика, педагоги­ка ненасилия, педагогика культуры, лечебная педагогика, дородовая педагоги­ка, реабилитационная педагоги­ка, педагогика права и др.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ


, как любая наука, имеет

источники

свою структуру


  • Воспитание как педаго­гическое явление.
  • Формирование личности.
  • Образование.
  • Обучение.
  • Самовоспитание.
  • Самообразование.
  • Целостный педагогиче­ский процесс (ЦПП).
  • Педагогическое взаимо­действие.
  • Принципы и закономер­ности ЦПП.
  • Содержание, формы, ме­тоды и средства ЦПП.
  • Педагогические техно­логии.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ

  • Педагогические тео­рии
  • Педагогические сис­темы
  • Педагогические тех­нологии

ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИКИ

  • Теоретические разработки и исследования учёных настоящего и прошлого.
  • Педагогическая практика и опыт.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

Вопрос

Аспект в педагогике

Для чего необходимы воспитание и обучение и какие цели и задачи ре­шают?

Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе

Кто и ради кого осуществляет воспи­тание и обучение?

Субъекты педагогического процесса (субъекты воспитания: личность, се­мья, школа, общество, государство)

Чему учить и какие ценности переда­вать в целостном педагогическом процессе?

Как учить?

Методы, средства, формы обучения и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке

Где учить и воспитывать и какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образова­тельные модели?

Система, виды и формы образования

Кому и как управлять системой об­разования?

Управление педагогическими системами и образовательными моделями, кадры для выполнения этих задач

Воспитание как общественное явление - процесс передачи общественно- исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.

влияние макрофакторов - страна, госу­дарство, общество (уровень развития про­изводства, общественные отношения, иде­ология, политика), космос, планета, мир;

влияние мезофакторов - этнос, регио­нальные условия, тип поселения, средства массовой информации (СМИ);

влияние микрофакторов - семья, свер­стники, субкультура, институты воспитания, религиозные и другие объединения.

Воспитание как педагогическое явление - целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования свободоспособной личности.


Воспитательное воздейст­вие направлено

на конкрет­ную личность или опреде­ленную группу .

Воспитание осуществляется через:

  • специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • организации и объединения:
  • семья, школа (разных типов),
  • учреждения социальной защиты, под­держки и коррекции;
  • учреждения дополнительного образования;
  • детские и юношеские объединения, клубы и объединения по месту жительства.

Давайте выясним сначала значение, этимологию словообразования понятия «педагогика». Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «деторождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.


Можно выделить «бытовое» значение педагогики, когда каждый человек выступает в роли «педагога» обучая и воспитывая своих детей, членов семьи, друзей. Педагогику можно рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека (передачу жизненного и социального опыта от старшего поколения к младшему). Значение термина «Педагогика»


Педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека. Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания. Педагогика как отрасль гуманитарного знания входящего в общекультурный контекст современной жизни.


Педагогика как наука Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта и научных знаний старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.


Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.


Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.


Педагогика – это "наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни" (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов); "наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека" (Н.В.Бордовская, А.А.Реан); наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (А. М. Новиков); теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов); и наука, и искусство, и технология (В. П. Беспалько).


Историческое развитие научно- педагогического знания проходит несколько этапов: 1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений. 2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. 3. Переход от гипотетических теорий к концепциям, основанным на практике и эксперименте.


Таким образом, можно сделать вывод: Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых Цель педагогической науки: выявление закономерностей и нахождение наиболее оптимальных методов становления человека, его воспитания, обучения и образования




Задачи педагогики: Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Прогнозирование образования - педагогическая футурология. Внедрение результатов исследования в практику.






Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.


Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.


Обучение – это: самый важный и надежный способ получения системного образования (В.П. Зинченко); процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному (Ю.К. Бабанский); специфический процесс познания, управляемый педагогом (М.Н. Скаткин); целенаправленная, систематическая передача и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания (Б.Т. Лихачев)




Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности). Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.


Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества. Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).




Отрасли педагогической науки Общая педагогика Дошкольная педагогика Педагогика общеобразовательной школы Специальная педагогика (дефектология) Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования Исправительно-трудовая педагогика Педагогика высшей школы