Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Империя бабура. Великие Моголы: Из Средней Азии на индийский «Павлиний трон»

Империя бабура. Великие Моголы: Из Средней Азии на индийский «Павлиний трон»

14 февраля 1483 года в семье эмира Ферганы Омара-Шейха Мирзы родился Захир ад-дин Мухаммад Бабур (слово Бабур означает «тигр»). Отец Бабура был из рода Тимуридов, прямым потомком знаменитого «Железного хромца» Тамерлана. Мать, Кутлуг Нигорханым, была из рода Чингизидов, дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Бабур вошёл в , как полководец, основатель крупнейшей в 16-18 столетиях державы на территории Индии и Афганистана - Могольской империи, а также как учёный, поэт и писатель. Это делает Бабура весьма интересной личностью, в истории можно найти немало успешных полководцев и завоевателей, но чтобы они были столько разносторонне одаренными людьми, это редкость.

Детство его прошло в Андижане, где он был счастлив. Здесь он получил образование, у него проявилась любовь к поэзии. Перед смертью он будет тосковать о Фергане. Уже в 11-летнем возрасте он был вынужден принять бразды правления Ферганским княжеством – его отец погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. С самого начала правления Бабуру пришлось вести борьбу за свой удел и за Мавераннахр - регион между Амударьёй и Сырдарьёй (Согдиана), включает в себя такие известные города как Самарканд, Бухара, Хива и др. Положение его было шатким. В регионе шли постоянные усобицы. Здесь хватало феодальных владетелей, которые хотели отхватить что-нибудь у соседей, подчинить их, или просто пограбить. Против Бабура выступил даже родной брат, и ему пришлось поделить Ферганское княжество на два удела. Его главным противником был узбекский хан Мухаммед Шейбани (основатель государства Шейбанидов). Усобицы среди Тимуридов привели к тому, что Шейбани-хан 1501 году окончательно овладел Самаркандом и сделал его столицей своего государства. Бабур укрепился в Ташкенте, где пытался сколотить коалицию феодальных правителей против Шейбани. Однако из-за предательства нескольких князей, потерпел поражение. В 1500-1505 годах Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где создал новое государство со столицей в Кабуле. До 1512 года безуспешно пытался отбить Бухару и Самарканд. Замысел покорить Индию родился уже в 1504 году, когда Бабуру был всего 21 год. Однако из-за недальновидности родственников и феодалов, эту идею пришлось отложить и пытаться отвоевать родной удел.


В Афганистане Бабур создал сильную армию, и после неудачи с Самаркандом, решил захватить Индию. Северная Индия к этому моменту уже была подчинена мусульманским правителям – в 13 столетии был создан Делийский султанат. Однако к концу 14 столетия султанат был уже ослаблен и после вторжения армии Тимура, распался. В 15 столетии пределы султаната ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. Индийский субконтинент делился несколько десятков мелких и крупных государственных образований, часто враждовавших друг с другом. В 1518 - 1524 годах войска Бабура совершили несколько набегов на Пенджаб (северо-западная часть Индии), захватывая большую добычу. Перелом в настроениях знати произошёл в следствии того, что могущественный враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на Афганистан. К нему присоединились другие среднеазиатские правители. Устоять перед такой силой возможности не было, из-за постоянных усобиц афганских племен. «Я остался один в Кабуле, враг весьма силён, а мы очень слабы, - говорит эмир Кабула приближённым. - Имея столь сильного и могущественного противника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность, нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага». Решили идти на Индию не разбойным набегом, а завоевательным походом.

Наместник Пенджаба Даулат-хан, который находился во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, решил поддерживать действия Бабура. Даулат-хан имел сторонников и в Дели, где были недовольны правлением жестокого султана Ибрахима Лоди. Среди заговорщиков был и князь Санграм Сингхом. Таким образом, заговор индийской политической элиты стал главной предпосылкой, которая предопределила падение Делийского султаната. Вместо встречи врага на дальних рубежах, высшие сановники султана запустили его внутрь страны, чтобы свергнуть султана руками Бабура.

Даулат-хан планировал сам занять престол в Дели, считая, что походы Бабура, подобно вторжению Тимура, имеют грабительский характер. Войска Бабура, гружённые богатой добычей и пресытившись насилиями, сами уйдут из Индии. Однако, он сильно просчитался. Бабур в 1524 году занял Лахор и не ушёл, а в следующем году предпринял новый поход. Пенджабский наместник выступил против него, но был разбит.

21 апреля 1526 года на равнине Панипата, на пути из Лахора в Дели, состоялась решительная битва 12-тыс. корпуса Бабура с 40-тыс. армией делийского султана. Победу войск Бабура предопределило использование артиллерии и ружей, в которой правитель Кабула имел полное преимущество, и тактика охвата флангов противника конными отрядами. В Индии, огнестрельное знали, но никудышный полководец Ибрахим пренебрегал им и планировал смять отряд Бабура напором мощной конницы. Бабур связал обозные повозки между собой, прикрыл их щитами. Между повозками были проёмы для пушек, отрядов мушкетёров и конницы. Фланги линии обороны были прикрыты рвами и засеками. Все атаки вражеской конницы войско Бабура отразило слаженными ружейно-пушечными залпами и конными контратаками. Когда делийская конница была расстроена, её опрокинули фланговыми ударами кавалерии. Делийский султан сложил голову в этом сражении. Тысячи индийских воинов сложили головы в этом сражении. Дорога на Дели была открыта.

30 апреля 1526 года Бабур стал первым падишахом Дели, основавшим государство Великих Моголов. Разгром войска делийского султана при Панипати, весть о его гибель стали шоком для Северной Индии. Бабур не мешкая, захватил два главных города султаната – Дели и Агру. Его воины заняли все правительственные здания, дворцы и сокровищницу. Сопротивления почти не было. Его войска немедленно занялись восстановление порядка в округе. Бабур сразу издал указ запрещающий грабить и обижать семьи поверженных врагов, что склонило на его сторону многих людей и не вызвало ответной волны сопротивления, которую мог вызвать террор. Бабур также сразу наградил своих соратников и воинов. Из индийских сокровищниц военачальникам и простым воинам выдали денег, а также различные товары, оружие и коней. Кроме этих раздач велось распределение земельных участков, угодий и пастбищ. Щедрые подарки получили Кабул, Газна, Кандагар и даже Мекка, куда их отправили через странников. Эта щедрость стала причиной множества слухов, которые дошли и до соседних стран. Согласно одному из них пришлый падишах раздал все захваченные им сокровища Индии и ничего не оставил себе, действуя как странствующий дервиш. Сам владыка Бабур отразил эту мысль в стихах: «Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу».

Надо отметить, что желание Бабура остаться в Индии и сделать её домом для всех потомков Чингисхана и Тимура, были приняты не всеми. В войсках возникло возмущение. Появились дезертиры. Первым среди бежавших оказался первый советник падишаха Ходжа Калан, который уехал под предлогом раздачи подарков и стал правителем Кабула. Воинов тяготила во-многом для них странная и непривычная по природе, климату Индия. Бабуру пришлось собрать совет, где он убедил вождей остаться в Индии: «Сколько лет мы прилагали старания и терпели тяготы, ходили в далекие государства и водили войска, подвергая себя и людей опасностям сражений и войны! По милости божьей мы разгромили столь многочисленных врагов и захватили столь обширные земли. Какая же сила и какая необходимость заставляют нас теперь без причины бросить владения, завоеванные после стольких трудов, и снова вернуться в Кабул, чтобы подвергнуть себя испытаниям бедности и слабости? Пусть же всякий, кто хочет нам добра, впредь не говорит таких слов, а тот, кто не может больше проявить стойкости, если хочет уходить, – пусть уходит и не отказывается от этого».

Правда, ему ещё пришлось сломить сопротивление раджпутских князей во главе с Санграм Сингхом, которые видя, что Бабур не собирается уходить, собрали большую армию. Соратники Бабура испугались и уговаривали его уйти из Индии, они уже награбили большие богатства и боялись их потерять. Говорили, что «следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал». Однако для Бабура это был звёздный час, и он не собирался отступать. Главная мечта его жизни сбывалась. В знак своей веры он приказал уничтожить винные запасы, хотя любил выпить и дал обет не пить (он его выполнил). Решающая битва раджпутов с армией Бабура состоялась при Кхануа (близ Сикри) в марте 1527 года. И вновь превосходство войск Бабура в артиллерии и ручном огнестрельном оружии сыграло решающую роль. Более многочисленные войска раджпутов атаковали оборонительные порядки Бабура. Однако их атаки разбились об умелую оборону и контратаки. Раджпутские князья потерпели сокрушительное поражение. Их предводитель Санграм Сингхом (Рана Санга) был тяжело ранен и умер в этом же году. Ни один из его потомков не осмелился продолжить борьбу. Эта победа над конфедерацией Раджпута привела к окончательному установлению власти Бабура над Северной Индией. Добившись успеха, Бабур перенёс центр вновь образованной державы в Агру. До конца своей жизни – 1530 года, он расширил свою державу, присоединив к ней долину Ганга, до границ Бенгалии. Он разгромил 6 мая 1529 года битве при Гогре правителей Бихара и Бенгала.

Часть афганского войска Бабура вернулась на родину, гружёная богатой добычей. Другая часть осталась в Индии. Воины получили от падишаха земельные наделы. Новые землевладельцы обычно нанимали в качестве управляющих местных жителей, которые лучше разбирались в местных условиях. Бабур проводил формирование налогово-административного аппарата и централизованной системы управления в новой державе, но не успел завершить эту работу. Эти задачи были решены уже его преемниками. Несмотря на очень краткое правление – 1526-1530 гг., Бабур смог заложить основы будущей великой державы, объединив значительную часть раздробленной Индии. Он упорядочил земельно-водные отношения, налоговую систему. По его указанию была начата большая строительная программа, сооружали мечети, бани, здания различного назначения, рылись колодцы. В крупнейших индийских городах - Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре, падишах заложил сады и парки с декоративными растениями. Видимо, первым подобным сооружением на территории Индии, стал большой сад, именуемый Кабул-бахтом, основанный в Панипате в честь победы над делийским султаном Ибрахимом Лоди. В садах, разбитых в Индии, падишах впервые применил опыт по выращиванию дынь и винограда из Средней Азии. Во время своих многочисленных поездок по стране Бабур неутомимо планировал строительство дорог, которые должны были быть обрамлены тенистыми орошаемыми садами.

Бабур большое внимание уделял благоустройству подчиненных ему крупных индийских городов. Архитектура, планировка общественных и частных зданий, их внешние детали и внутренний интерьер, много взяли из стиля принятого в Средней Азии, в то же время смогли органично сочетаться с индийским стилем. В архитектуре произошёл синтез двух стилей. Этот процесс получил развитие и при наследниках Бабура.

Основатель новой державы деятельно стремился укрепить торгово-экономические связи с Афганистаном, Ираном, Средней Азией. Был издан указ Бабура о благоустройстве караван-сараев, строительстве специальных колодцев на торговых путях, заготовке продовольствия и фуража для путников. Все эти мероприятия были направлены на рост товарооборота с соседними странами и нормализацию отношений с ними. Бабур нормализовал отношения с Шейбанидами. Падишах даже незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к русскому правителю Василию Ивановичу.

Перед смертью Бабур назначил наследника – им стал старший сын Хумаюн. Остальные сыновья получили в уделы Пенджаб, Кабул и Кандагар, и были обязаны подчиняться старшему брату.

Бабур отметился не только как выдающийся полководец и государственный деятель, но и как весьма образованный человек, умеющий ценить искусство. В своей столице Агре падишах собрал вокруг себя немало талантливых писателей, поэтов, художников, музыкантов, исследователей, которым уделял большое внимание. Он старался лучше изучить местные обычаи, традиции, отличался наблюдательностью. Изучал историю и культуру народностей Средней Азии, Афганистана и Индии. Заслуги Бабура как историка, географа, этнографа в настоящее время признаны мировой востоковедческой наукой. Отметился как видный поэт и писатель, написавший исторический труд «Бабур-наме». В этом автобиографическом сочинении падишах оставил описание великих городов Средней Азии, Хорасана, Афганистана, Ирана и Индии. Для современно науки его сообщения о Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Фергане, Бадахшане, Дели, Девалпуре, Лахоре и других городах и местах, бесценны. Он также описывал караванные пути, тропы ведущие из Кабула в Индию, и в Среднюю Азию. В труде нашли прекрасное отражение описания природы, флоры, фауны, географии Средней Азии, Афганистана, Индии. В книге есть и сведения о политической жизни Индии, отрывочные данные об истории этой страны. В «Бабур-наме» много данных и по индийской этнографии: рассказано о кастовой системе, обычаях, быте простого народа и феодальной знати.

Перу Бабура также принадлежат трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме мусульманского права и собственная разработка алфавита – «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). «Алфавит» был создан на базе древнетюркских письмен и отличался более упрощенным по начертанию, по сравнению со сложным арабским письмом.

ДИНАСТИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Великие Моголы - династия индийских правителей в Могольской империи в 1526–1858 гг. Основана она выходцем из Средней Азии ферганским феодалом Бабуром (1483–1530). Виднейшие ее представители - Акбар, Джахангир, Шах-Джахан, Аурангзеб.

В XVI веке в Средней Азии появлялись и исчезали государства, основывавшиеся потомками Тимура (Тамерлана). Один из этих потомков - Захиреддин Мухаммед, по прозвищу Бабур, что означает «лев», стал покорителем Индии. Его род восходил к самому Чингисхану, а Тимуру он приходился правнуком. В одиннадцать лет он уже правил в Фергане и Самарканде. В результате междоусобных войн Бабура изгнали из его владений, и он долгое время скрывался от врагов. После безуспешных попыток возврата своей территории Бабур решил повторить подвиги великих предков-завоевателей. Он организовал небольшую, но боеспособную и хорошо вооруженную армию. У него уже были пушки нового типа - как в Европе. С этой армией, которая побеждала не численностью, а с помощью нового оружия, Бабур завоевал Афганистан и напал на Делийский султанат. Подчинить такую большую страну, как Индия, с мало численным войском казалось почти не возможным. Ближайшие советники уговаривали своего предводителя отступить но он отвечал, что скорее умрет, чем откажется от своей цели. Бабур очень любил вино. (Кстати, эта же проблема была и у одного из его предков - Угедей-хана. Когда придворный врачи предписали ему вдвое уменьшить количество кубков вина, осушаемых им ежедневно, он с готовностью согласился, но приказал слугам подавать ему вино в новых кубках, которые были вдвое больше прежнего.) Но после одной из своих неудач Бабур поклялся, что бросит пить, и разбил все свои винные кубки.

И вот неподалеку от Дели десятитысячный отряд Бабура столкнулся с войском делийского султана. Артиллерия обратила врага в бегство, Бабур одержал абсолютную победу и спустя несколько дней торжественно въехал в Дели.

Бабур создал новое государство. В Европе это государство назвали Империей Великих Моголов. «Моголы» - значит «монголы». Современники-европейцы сочли Бабура за монгола и стали называть основанную им династию Великими Монголами. Вскоре в искаженном произношении «монголы» превратились в «моголов», и именно это название вошло в историческую литературу.

Через несколько лет после завоевания Индии Бабур умер. Существует легенда о смерти падишаха. У Бабура заболел его любимый сын Гумаюн (Хумаюн). Тогда он обещал Богу отдать свою жизнь за жизнь сына. На следующий день Гумаюн неожиданно выздоровел, а Бабур через день умер.

Бабур был не только правителем и воином. Он сочинял стихи и кроме того оставил после себя интересные воспоминания в записках «Бабурнамэ» («Книга льва»), в которых дал описание своей жизни, походов в Афганистан, быта и природы Индии. А в сборнике лирических стихов «Диван» прекрасным поэтическим языком он описал свою тоску по утерянной родине. Бабур очень любил цветы. Он завещал похоронить себя в Кабуле, в своем саду, среди любимых цветов.

Всего пять лет правил падишах Бабур великой империей, простиравшейся от среднеазиатских рек Амударьи и Сырдарьи до Индостана. Его наследник, сын Гумаюн, не смог удержать в повиновении все эти земли. Сначала ему пришлось уступить своему брату Афганистан, а потом мусульмане, ненавидевшие новых завоевателей еще больше, чем индусов, свергли его с престола. В 1544 году власть захватил местный мусульманский князь, жестокий, но талантливый воин и правитель Шер-хан из афганского рода Сур.

И Гумаюну пришлось бежать. Из великого правителя он превратился в несчастного беглеца, около двух лет скрывавшегося с семьей в пустыне.

Со временем Гумаюн нашел убежище у персидского шаха. А после смерти Шер-хана, воспользовавшись раздорами его наследников, Гумаюн вернулся в Индию с персидской армией и завладел троном в Дели, но ненадолго: всего лишь через 3 месяца он умер, упав с дворцовой лестницы.

Еще перед изгнанием у него родился сын - Акбар Джелаль-ад-дин (1542–1605), оказавшийся впоследствии самым выдающимся представителем этой династии.

Тринадцатилетним мальчиком взошел Акбар на престол. Вначале за него правил визирь Байрам. (Визирь - это первый министр в восточных странах, на котором лежит вся тяжесть управления государством.) Когда Акбару исполнилось шестнадцать лет, он сместил Байрама и взял власть в свои руки.

В начале его правления владения Великих Моголов ограничивались территорией вокруг Дели. За пятьдесят лет, которые он находился на троне, Акбар завоевал весь полуостров Индостан. При нем Могольская империя достигла наибольшего могущества. Он выиграл десятки сражений и не потерпел ни одного поражения. Акбар обладал всеми теми чертами, которые необходимы для идеального правителя: огромной физической силой и смелостью в сочетании с мудростью и осмотрительностью.

Акбар был не только удачливым и искусным воином, он предотвратил несколько дворцовых заговоров и собрал вокруг себя преданных и надежных помощников. Ведь захватить города и земли, покорить народы и племена - это еще не значит создать государство. Нужно уметь управлять, и чем больше страна, тем это труднее.

Акбар разделил свою державу на шестнадцать областей и во главе каждой поставил правителя. Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье, то есть создал регулярную армию. В городах он организовал суды, полицию, которая следила за порядком, ввел новую систему сбора налогов. Теперь причитающиеся казне средства собирали не местные, а столичные чиновники. Это положило конец злоупотреблениям. Народ знал свои обязанности перед государством, прекратилось воровство, казна быстро наполнилась деньгами. И народ и правитель были довольны. О богатстве Великих Моголов слагали легенды. Индию называли сказочной страной. Ведь крестьяне несколько раз в год собирали урожай, купцы наживали немалые прибыли на торговле пряностями и изделиями знаменитых индийских мастеров. Индия славилась месторождениями золота и драгоценных камней.

Акбар относился к индусам не как к покоренному народу, а как к своим верным подданным. Он отменил унизительный для местных жителей налог на немусульман, женился на дочери одного из раджей. Многие из его главных чиновников и даже придворные были из индусов. Они лучше знали страну и верой и правдой служили возвысившему их Акбару.

Лучший полководец Акбара раджа Синг был индусом. Из касты воинов - раджпутов он организовал конницу, благодаря которой войско падишаха стало непобедимым.

Сам правоверный мусульманин, Акбар уважал традиции, обычаи и веру индусов. Как когда-то мудрый древний правитель Ашока из династии Маурья, он провозгласил веротерпимость. А в конце жизни Акбар создал новую религию, так называемую «божественную веру». Он составил ее из самых лучших положений и правил индуизма, зороастризма, мусульманства и даже христианства. Пророком и главой нового вероисповедания стал сам Акбар.

Создатель и устроитель Империи Великих Моголов был великим человеком. Его можно сравнить с такими историческими личностями, как Юлий Цезарь или Петр I. Он обладал необыкновенной памятью - знал клички всех своих боевых слонов, которых в его войске насчитывалось несколько тысяч. Неутомимый и любознательный, он спал всего несколько часов в сутки, не боялся никакой работы: следил за работой своих помощников, часами разбирал доклады чиновников, а вместо отдыха ковал в кузнице железо, занимался резьбой по дереву, тесал камни и мог быстрее любого пастуха остричь верблюда.

Но самое интересное то, что, хотя Акбар не умел ни читать, ни писать, он прославился как тонкий знаток и ценитель литературы. Читали ему вслух. По приказанию Акбара многие индийские сочинения перевели на персидский язык. При его дворе жили знаменитые поэты, переводчик великой древней поэмы «Рамаяна» на современный индийский язык хинди и легендарный певец Тансен, позже почитавшийся как священный покровитель всех певцов.

Именно Акбаром, его подвигами и трудами была создана Империя Великих Моголов, которую сравнивают с Римской империей, Византией, арабским халифатом, Турецкой и Российской империями, а титул Великих Моголов стоит в одном ряду с титулами римских императоров и русских царей.

После смерти Акбара его империя просуществовала еще примерно полторы сотни лет, а потом была завоевана англичанами, которые господствовали над Индией до середины XX века.

Появление первых признаков упадка империи проявилось уже в XVII веке при падишахах Джахангире и Шах-Джахане. При Аурангзебе (1658–1707 гг.) ослабление государства усилилось особенно. После его смерти бывшая великая Могольская держава распалась на ряд государств.

После захвата в 1803 году Дели английскими колонизаторами Великие Моголы окончательно утратили былое величие и превратились просто-напросто в марионеток в руках английских властей. Английскими генерал-губернаторами вплоть до 1843 года соблюдалась церемония поднесения дани представителю династии Моголов для получения у него номинального утверждения в своей должности. Могольским правителям даже выплачивалась пенсия, этот факт со слов русского путешественника Салтыкова описан у К. Маркса: «Ему (то есть Великому Моголу) назначено содержание в 120 000 ф. в год. Его власть не простирается дальше стен его дворца, внутри которого впавшие в идиотизм отпрыски царского рода, предоставленные самим себе, размножаются как кролики. Даже полиция в Дели изъята англичанами из-под его власти».

Во время подавления индийского национального восстания англичане, взяв Дели, перебили всех могольских царевичей. Над Бахадур-шахом, последним представителем этой династии, в 1858 году был произведен суд, и его приговорили к пожизненной ссылке в Рангун. Таким образом, династия Великих Моголов перестала существовать, а Индия до сороковых годов XX века перешла под прямое управление английской короны.

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Из книги 100 великих загадок природы автора

ЗЛОВЕЩАЯ ТАЙНА ВЕЛИКИХ ОЗЕР Паранормальные феномены вследствие их непредсказуемости, как правило, недоступны всеобщему наблюдению. Однако на побережье североамериканских Великих озер необычное явление происходит регулярно, и на глазах у всех. Это «три сестры» - три

Из книги Популярная история медицины автора Грицак Елена

Первый из великих докторов По словам А. Пушкина, «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Не менее интересным занятием представляется изучение личности великого медика, тем более если таковым впервые в России назвали Сергея Петровича

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ДВОРЕЦ ВЕЛИКИХ МАГИСТРОВ В ВАЛЛЕТТЕ Ослепительная синева моря, рыжие скалы, серый камень старинных крепостей и фортов, разноцветные балконы над узенькими улочками, дома из желтого песчаника, сине-красно-желтые лодки - такую буйную палитру красок можно увидеть на

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

ВОЙНЫ ГОСУДАРСТВА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ (XVI–XVII века) Эти войны связаны с завоеваниями и последующими междоусобицами в империи Великих Моголов - государстве, в тот момент обладавшем наиболее сильной армией в Азии.В начале XVI века на территорию Делийского султаната вторглось

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Наследие эпохи Великих Моголов Моголами в Хорасане, афганских землях и в Северной Индии называли не только монголов, но и князей-мусульман, правивших на территориях, ранее завоеванных монголами, и породнившихся с ними.Весь этот район Средней Азии и афганских земель

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

СОКРОВИЩА ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Из книги Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки автора Хоуп Дэниел

ЧТО ТРИ ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТА ГОВОРИЛИ О МУЗЫКЕ… Музыка - более высокое откровение, чем вся мудрость и философия. Кому открывается моя музыка, тот избавляется от всех тех бед, которые терзают других людей. Людвиг ван Бетховен Музыка, изображающая даже нечто ужасное, должна

Из книги Самые известные заблуждения о науке, биологии, истории, анатомии и сексе автора Обручев В.

Введение Кто-то справедливо заметил, что утро начинается не с кофе. И ведь действительно: просыпаясь, вы наверняка сразу же направляетесь в туалет.Согласно некоторым данным, в этом самом посещаемом в доме месте человек за всю жизнь проводит около 1,5 лет. Так почему бы не

Из книги 100 знаменитых мистических явлений автора Скляренко Валентина Марковна

Артефакты, или власть великих уравнителей Тайну ископаемых черепов из горного хрусталя давно пытаются разгадать специалисты различных областей науки. Откуда они появились? Кто мог их создать? Для чего они предназначались и кому служили? Множество подобных вопросов до

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Разбор полетов великих классиков… Вот самый знаменитый рассказ Бунина «Темные аллеи», что дал название лучшему сборнику его рассказов: «Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги автора

Совершеннолетие и присяга великих князей Совершеннолетие остальных детей в царской семье наступало по исполнении им 20 лет. Формально с этого момента подрастающие великие князья утрачивали свой «детский статус». На смену воспитателям-мужчинам приходил попечитель,

БАБУР, Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (1483–1530), основатель династии Великих Моголов, среднеазиатский государственный деятель и полководец, завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов. Родился 14 февраля 1483 в Андижане, старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы. По отцовской линии происходил от Тимура, по материнской – от Чингис-хана . Принца Захир ад-Дина обучали во дворце отца придворные ученые и советники. После смерти отца в 1494 он выдержал упорную борьбу за власть со своими родственниками и представителями групп знати. Попытки молодого правителя создать на территории Мавераннахра (междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) крупное централизованное государство не увенчались успехом. В итоге Фергана была разделена между Захир ад-Дином, прозванным по-монгольски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. В ходе ряда походов Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул. В 1508 Шейбани отвоевал Герат у правителя Хорасана (султана Хуссейна Мирзы).

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505–1515 вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. В 1508 он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Наыру Мирзе. В том же году Бабур совершил первый поход в Индию и, остановившись у перевала Бади-Пич, повелел высечь на камне историю своего перехода.

С 1519 правитель Кабула приступил к систематическому завоеванию Индии. В 1525, откликнувшись на призывы вассалов последнего султана Дели Ибрагима (Ибрахима) Лоди, Бабур пересек р.Инд и в 1526 разбил армию султана в битве при Панипате, к северу от Дели. «Великий Господь, – вспоминал завоеватель, – сделал легким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землей. Возле Ибрахима, в одном лишь месте, было убито 5 или 6 тысяч человек; число павших в других местах мы приблизительно определили в 15–16 тысяч. Потом... из рассказов жителей Хиндустана стало известно, что в этой битве было убито 40–50 тысяч человек». Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур – автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин ), поэтике (Аруз рисоласи ), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури . Но наибольшую славу принесла ему уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура ), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце 15 – начале 16 вв.

Завладев Индией, Бабур способствовал развитию городов и торговли, поощрял посадку деревьев и садов, строительство библиотек и караван-сараев. Он умер 26 декабря 1530 в Агре; трон унаследовал его сын Хумаюн. Останки основателя империи были, согласно его завещанию, перенесены в Кабул и захоронены в загородном саду Баг-и Бабур (Сад Бабура). Потомки Бабура, Великие Моголы, правили в Индии до середины 19 в.

Великие Моголы – династия правителей в Индии, потомки самаркандского правителя Тимура (1336-1405). Они правили / управляли Индией с 1526 г. по 1858 г. Самыми знаменитыми Великими Моголами, чьи имена история повторяет вновь и вновь являются Бабур , Акбар и Шах-Джахан .

Семейное древо Великих Моголов – потомков Тимура

Правители династии Великих Моголов в Индии:

  • Бабур (правил в 1526-1530),
  • Хумаюн (1530-1539, 1555-1556),
  • Акбар (1542-1605),
  • Джахангир (1605-1627),
  • Шах-Джахан (1627-1658),
  • Аурангзеб (1658-1707),
  • Бахадур-шах (1707-1712),
  • Джахандар-шах (1712-1713),
  • Фаррук Сийяр (1713-1719),
  • Мухаммед-шах (1719-1748),
  • Ахмед-шах (1748-1754),
  • Аламгир II (1754-1759),
  • Шах Алам II (1759-1806),
  • Акбар II (1806-1837),
  • Бахадур-шах II (1837-1858).

II. Бабур – садовод

Основатель династии Великих Моголов – Бабур – полководец, поэт и писатель, по праву считается самым блестящим наследником Тимура. А самым блестящим наследником Бабура был его внук Акбар Великий, которому посвящена следующая глава. Бабур был правнуком Султан-Мухаммеда (внука Тимура), отец которого – Мираншах был третьим сыном Тимура.

Основатель династии Бабур (1483-1530) родился в Андижане, в Ферганской долине (современный Узбекистан). По отцовской линии он был потомком Тимура, а по материнской – Чингисхана. При первом бритье головы, прибывший из Ташкента в Ферганскую долину дед Бабура – суровый правитель Ташкента Юнус-хан, наградил его этим прозвищем, после нескольких безуспешных попыток выговорить данное ребенку имя – Захиреддин (в переводе с арабского – «Хранитель веры») Мухаммед. Старый монгол воскликнул, что мальчик напоминает ему тигренка. Прозвище Бабур-Тигр сохранилось за будущим завоевателем на всю жизнь (Бабур означает «Тигр»).

После смерти отца, 12-летний Бабур был объявлен государем Ферганы. В последующие годы он упорно стремился создать крупное централизованное государство на территории между Амударьей и Сырдарьей, но его планы не увенчались успехом. После изгнания в 1504 году узбеками-кочевниками из Средней Азии, Бабур обосновывается в Кабуле.

В 1526 году он разбивает Делийский султанат и основывает в Северной Индии новую правящую династию, которую называют «Моголы», что на персидском означает «монголы» в память о том, что они происходят из Средней Азии (Моголистана), которая являлась частью монгольского государства Чагатайский Улус – владение Чагатая (1186-1242), второго сына Чингисхана, которому принадлежало самое сердце Центральной Азии. Чагатай был назначен отцом великим хранителем Ясы – собрания общепринятых монгольских правовых установлений и обобщенной мудрости, сформулированных Чингисханом. Великими Моголами назвали эту династию европейские путешественники XVII века.

Бабур оставил свой след не только в мировой истории, но и в мировой литературе, как ценитель искусства, литературы и науки, поэт и автор «Бабур-наме» («Записки Бабура») – редчайшего и талантливого биографического произведения, в котором ярко и живо повествуется обо всех значительных событиях эпохи его правления, а также подробно описана политическая обстановка, царившая в Средней Азии, и Северной Индии на рубеже XV-XVI вв. «Бабур-наме» составлено на основе тонких наблюдений Бабура за окружающим миром.

Подтверждением заслуг Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта являются новые переводы на французский язык «Бабур-наме», опубликованные под эгидой ЮНЕСКО в Париже в 1980 и 1985 гг. Наследие Бабура изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира.

Бабур был один из немногих правителей, имевших мужество откровенно говорить о своих неудачах и поражениях, он умел с юмором отнестись к собственному поведению. Весьма интересны содержащиеся в «Бабур-наме» впечатления Бабура об Индии, ее природных особенностях и народах, населявших эту страну. С приходом Бабура Индия узнала, отличавшую потомков Тимура, любовь к садам, музыке и поэзии. Он познакомил Индию с персидскими садами, с древности олицетворявшими идею Рая, перешедшую в Библию и Коран. Бабуру удалось построить в Индии новый Самарканд, хотя это случилось уже после его смерти. Самым большим персидским садом в Индии является сад Тадж-Махала в Агре, построенный Шах-Джаханом в XVII веке.

Дочь Бабура – Гульбадан-Бегим была единственной женщиной-историком в средневековой Индии. Потомком Бабура была индийская поэтесса Зебунисо (дочь Аурангзеба – последнего сильного императора Великих Моголов). Зебунисо писала на персидском (фарси), также владела арабским и урду, изучала философию, литературу, астрономию, славилась не только каллиграфией, но и своей красотой.

Талантливый полководец, мудрый правитель, страстный садовод, он был любящим отцом и добровольно ушел из жизни ради выздоровления сына (когда его сын умирал, он вымолил у Аллаха жизнь сына в обмен на собственную). Спустя некоторое время после смерти Бабура, его останки были перенесены его женой Биби Мубарикой Юсуфзаи из Агры в Кабул (его первую столицу), как он завещал, в загородный сад, который ныне известен как Сад Бабура (Баг-и Бабур). Бабур очень тщательно выбирал место своего погребения. Оставаясь в душе неисправимым романтиком и натуралистом, он просил ничем не накрывать его могилу, чтобы на нее мог падать дождь и лучи Солнца.

Рядом с его могилой в 1646 году строитель Тадж-Махала могольский император Шах-Джахан выстроил мраморную мечеть. Сама могила состояла из простой мраморной плиты на небольшом возвышении и на ней были начертаны следующие слова: «Только эта мечеть красоты, только эта церковь благородства, построенная для молений святым и явления херувимов, достойна стоять в столь уважаемом убежище, как эта дорога архангелов, эти небесные дали, этот светлый сад богоизбранного короля-ангела, который покоится в этом божественном саду, Захируддина Мухаммеда Бабура Завоевателя »

Бабур обладал восемью важными качествами: трезвым суждением, благородными амбициями, искусством победы, искусством управления, искусством добиваться благосостояния своих людей, талантом мягкого правления, способностью завоевывать сердца своих воинов, любовью к правосудию. Их унаследовал и приумножил его внук – Акбар дважды Великий.

III. Акбар дважды Великий

Индийский император Акбар Великий (1542-1605) был внуком Бабура и строителем империи Великих Моголов (империи Тимуридов в Индии) – крупнейшей державы Индии. Акбара Великого часто называют дважды великим, но не только потому, что в переводе с арабского, Акбар означает Великий. Он по праву считается одним из величайших правителей не только Индии, но и всего мира. Акбар Великий был современником первого русского царя Ивана Грозного и турецкого султана Сулеймана Великолепного.

Акбар Великий, как его предки Тимур и Чингисхан, владел присланным ему Шамбалой Камнем Чинтамани – даром Ориона, ответственного за духовную эволюцию на Земле. Его военный гений был сопоставим с миссией просвещения.

Его гуманистические воззрения и любовь к мирной жизни гармонично сочеталась с военным талантом. Как и его славный предок Тимур, Акбар не проиграл ни одного сражения. Он собирал земли и сражался вовсе не из-за личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории. Акбар сумел объединить мусульман и индусов, дав стране долгожданную политическую стабильность, осуществлял политику, направленную, прежде всего на утверждение человеческого достоинства, духовного и физического здоровья нации. К Акбару в полной мере относится выражение Томаса Карлейля: «История мира есть, в сущности, история героев–вдохновителей, воспитателей и вождей народов».

Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героическое в истории» привел следующую классификацию различных типов героев: божество, поэт, пророк, духовный пастырь, реформатор, где особое место отводится герою-правителю, поскольку он органично соединяет в себе лучшие качества всех остальных типов. Если кратко суммировать основные, по мнению Карлейля, качества, выделяющие такого героя среди обычных людей, получится следующий список:

— глубокая искренность и проницательность;

— умение сквозь внешнюю видимость проникать в истинную сущность вещей;

— посвящение себя деятельности, преобразующей мир;

— духовное наставничество своего народа;

— одиночество среди толпы.

Такими качествами в полной мере обладал Акбар, годы правления которого (1562-1605) историки мира единодушно называют «веком Акбара». Даже сегодня Акбар Великий остается для индийцев символом милосердия, справедливости и благородства. Благодаря мудрой политике Акбара в многонациональной Индии долгое время удавалось сохранять мир.

Акбар выдвинул 3 принципа государственной политики:

1. Сохранение национального государства.

2. Веротерпимость, т. е. примирение мусульман с индусами.

3. Объединение Индии.

Акбара часто сравнивают с Библейским Соломоном, находя их сходство:

— оба прославились своей мудростью и справедливостью;

— оба задумывались о едином начале сущего;

— оба заботились об укреплении своих государств;

— оба творили справедливый суд;

— оба ощущали власть как тяжелое бремя;

— каждого смерть застала в самом разгаре созидания.

Натура Акбара была невероятно деятельной, он очень спешил жить и трудился на благо своего народа. Акбар, как просвещенный правитель, глубоко, масштабно и остро мыслил о государстве, о мире и месте человека в нем. Акбар был не только философом, но и практиком: трудно назвать ремесло или искусство, которого он бы не знал.

В 13 лет, после смерти отца, закончилось детство Акбара и начались трудные годы быстрого взросления и строительства великой империи. В свои 13 лет Акбар, чье детство прошло среди военных походов, был очень крепким и сильным юношей. Он неплохо разбирался в военном деле, обладал острым умом, великолепной интуицией, находчивостью, наблюдательностью и сильным чувством справедливости.

Условно можно выделить следующие периоды деятельности Акбара:

  • 1562 – 1574 – расширение границ государства;
  • 1574 – 1580 – экономические реформы;
  • 1580 – 1602 – завоевание новых территорий;
  • 1582 – 1605 – осуществление уникальной религиозной реформы.

Завоевательные походы для Акбара были не самоцелью, а скорее жесткой необходимостью, средством создания монолитного и мощного государства. В походах Акбар проявлял минимум насилия и максимум милосердия. Джавархарлал Неру, оценивая политику Акбара, подчеркнул, что он «отдавал предпочтение победам, одержанным любовью, перед победами, одержанными мечом, хорошо зная, что первые более прочные ».

Акбар объединил в один народ с общенациональной идеей множество различных этносов с устоявшимися традициями, обычаями, религиями. Им был осуществлен уникальный культурный синтез индуизма и ислама, позволивший империи, основанной Акбаром, просуществовать еще более полутора веков.

Одним из главных принципов политики Акбара был принцип веротерпимости . Акбар писал иранскому шаху Аббасу: «С самого начала мы были настроены не принимать во внимание различия в религиозных доктринах, а считать все народы слугами Божьими . Следует отметь, что благодатью Господней отмечены все религии , и необходимо приложить всевозможные усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех».

При дворе Акбара было множество выдающихся личностей, которые обладали незаурядными дарованиями. Его особым вниманием и покровительством пользовались строительство и архитектура. Акбар прекрасно понимал и значение литературы, в его библиотеке было собрано 24000 рукописей. На службе у правителя состояло несколько тысяч стихотворцев.

Политикой Акбара был мир для всех , он предпочитал мирные занятия и не любил войн. Акбар привлекал к себе сердца многих людей. Особенно большую роль в его окружении играли «9 сокровищ» – наиболее талантливые и близкие Акбару по духу люди.

Дальновидный и мудрый правитель большое внимание уделял образованию своих подданных. В деревнях и городах были учреждены школы для простых людей, где учили читать, писать и считать. Возросло число высших учебных заведений для мусульман и индусов, в программу которых Акбаром были введены новые предметы: медицина, история, арифметика, геометрия, а также наука о морали и поведении в обществе.

Акбар активно проводил политику смягчения религиозных разногласий. В 1582 году он провозглашает Дин-и иллахи – «Божественную веру», которая творчески синтезировала лучшие достижения различных религий. Одно из значений слова «дин» в арабском языке – «власть – подчинение», что очень близко древней концепции «власть – жертва», когда разумное и заботливое управление государством, самоотверженный труд правителя на благо своих подданных сочетались с подчинением всей его натуры Высшей Воле. Главный постулат Дин-и иллахи заключался в том, что в основе всех действий должен лежать разум . Во всех религиях Акбар ценил только чувство божественного и не придавал значения самому вероучению и его обрядности.

В то время как в Европе полыхали костры инквизиции, Акбар создал в своей столице Фатехпур-Сикри первый в мире парламент религий , где в духе свободы и уважения проводились религиозно-научные споры между представителями основных вероисповеданий Индийского субконтинента (ислама, индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, зороастризма, христианства, иудаизма и т. д.).

Проведенные Акбаром реформы показывают, что он осуществлял политику, направленную, прежде всего на утверждение человеческого достоинства, духовного и физического здоровья нации, что было в высшей степени дальновидно. За годы своего правления он отменяет множество налогов, запрещает продавать в рабство военнопленных, объявляет незаконным самосожжение, запрещает детские браки, то есть вступление в брак девочек младше 14 лет и мальчиков младше 16 лет, потому что они «дают слабое потомство, и супруги, достигнув зрелости, возненавидят друг друга».

Акбар смело отвергает слепое следование мертвой букве закона, механическое копирование древних традиций, предлагая взамен дух исследования и свободомыслия. «Превосходство человека зависит от сокровищ разума… Многие люди думают, что следование внешним признакам и букве ислама имеет смысл без внутреннего убеждения… Теперь ясно, что нельзя сделать ни шагу без факела доказательств, и лишь та вера истинна, которую одобряет разум», – утверждал властитель великой империи.

Сам XVI век, в котором жил и творил Акбар – это особенное время для всего человечества. Это время Ренессанса в Европе, эпохи движения Махди в исламе, время возрождения в Китае управляемом династией Мин, время суфизма и бхакти в Индии. Новая жизнь пульсировала в каждой цивилизованной стране, на арену вышли новые энергичные династии: в Англии – Тюдоры, во Франции – Бурбоны, в Испании и Австрии – Габсбурги, в Пруссии – Гогенцоллерны, в Египте – Мамлюки, в Персии – Сефевиды, в Средней Азии – Шайбаниды, в Китае – Мин, в Индии – Тимуриды, на Руси – Рюриковичи укрепляли централизованную власть Москвы. Все это происходило в одно время и можно говорить о детерминированности (неслучайности) этих событий. Можно сказать, что величие каждого правителя выражало общий новаторский дух эпохи: Генрих VIII и Елизавета в Англии, Генрих IV во Франции, Фридрих в Пруссии, Сигизмунд в Австрии, Филипп II в Испании, Сулейман Великолепный в Турции, шах Исмаил в Персии, хан Шайбани в Средней Азии, Бабур и Акбар в Индии, Иван III и его внук Иван Грозный на Руси.

В книге «Владыки и их обители» Марка и Элизабет Профет говорится, что Акбар был воплощением Махатмы Эль Мории, о котором впервые сообщила миру в 1880-х гг. Елена Блаватская. Другим воплощением Эль Мории был не менее известный, чем Акбар, шумер – общий праотец трех монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама).

Джаландхар

Биологической матерью Шах-Джахана (и супругой Джахангира) была раджпутская принцесса Джодха, рожденная в городе Джодхпур, расположенном на северной широте. Это второй по величине город штата Раджастхан. Он расположен посреди пустыни . До середины XX века служил столицей раджей Мар . Его бабушку (по материнской линии) тоже звали Джодха и она была раджпутской принцессой, на которой по политическим соображениям женился Акбар. Она родила ему старшего сына и наследника Джахангира. Об этой истории снят эпический фильм «Джодха и Акбар», где роль Джодхи сыграла Мисс Мира .

Из Пенджаба началось распространение на всю Индию власти Великих Моголов.

IV. Архитектура Великих Моголов

Следующим знаменитым правителем из династии Великих Моголов является внук Акбара император Шах-Джахан (1592-1666) в правление которого были построены величественные сооружения – Тадж-Махал в Агре, Красный форт и Соборная мечеть в Дели, принадлежащие к лучшим памятникам могольской архитектуры. При Ша-Джахане империя Великих Моголов достигла пика своего могущества. Шах-Джахан имел тоже тронное имя (титул), что и его предок (Завоеватель мира).

В различных источниках указывается, что Акбар был воплощением , а его внук Шах-Джахан — воплощение Кутхуми.

Однажды Шах-Джахан приказал вырезать на знаменитом «Рубине Тамерлана» имя, которое он себе выбрал – «Второй Господин благоприятствующих планет». До этого, Господином благоприятствующих планетв мусульманском мире называли только Тимура (Тамерлана). Рубин ему достался во время захвата Дели в 1398 году. Камень так понравился Тимуру, что он увез его с собой в .

Как этот камень повлиял на судьбу Шах-Джахана можно только догадываться. В 1658 году строителя Тадж-Махала, хозяина и несметных сокровищ, заточил в башню Красного форта в Агре его собственный сын Аурангзеб, которого он называл «Украшением трона». Из этой башни (см. фото), до самой своей смерти, Шах-Джахан лицезрел изумительный по красоте и совершенный по своим архитектурным достоинствам Тадж-Махал – память о своей любимой жене Мумтаз-Махал.

В то время были жестокие нравы. Например, свое собственное царствование (1627) Шах Джахан начал с убийства родных братьев и родственников, чтобы избавиться от лишних законных претендентов на трон. Тем не менее, имя Шах-Джахана стало навсегда связано с историей и гордостью Индии – одним из чудес света – мавзолеем Тадж-Махал.

Самаркандский мавзолей Гур-Эмир , в котором похоронен легендарный полководец и завоеватель Тимур (Тамерлан) , стал предшественником и моделью для мавзолеев его потомков – правящей династии Северной Индии Великих Моголов , в частности мавзолея Хумаюна в Дели и знаменитого Тадж-Махала в Агре.

Архитектор мавзолея Хумаюна – первого мавзолея в стиле Тимуридов в Могольской Индии, был приглашен из , где он проектировал разного рода сооружения. Поэтому, влияние погребальной архитектуры Тимуридов на этот и последующие мавзолеи не удивительно.

Императоры из династии Великих Моголов, очень гордились своей принадлежностью к роду Тимура, имевшего титул Властитель Мира и при восхождении на трон принимали соответствующие тронные имена (титулы):

  • Акбар (1542 – 1605) – Царь Царей (как Библейский Соломон);
  • Джахангир (1569 – 1627) – Завоеватель Мира;
  • Шах Джахан (1592 – 1666) – Властитель Мира;
  • Ауренгзеб (1618 – 1707) – Властитель Вселенной.

Так, Шах Джахан – строитель Тадж-Махала, взял имя, которое носил Тимур – Властелин Мира. Построенный при нем Тадж-Махал стал наиболее ярким и знаменитым выражением Персидской архитектуры, широко представленной в Средней Азии, в т. ч. в Самарканде, куда Тимур свозил лучших архитекторов, строителей и художников из покоренной им Персии (ныне Иран). Таким образом, в Тадж-Махале гармонично сплетены архитектурные стили Ирана (Персии), Средней Азии и самой Индии.

Мавзолей Итмад-Уд-Даулла считается предшественником Тадж-Махала в Индии. Его часто называют маленьким Тадж-Махалом или первоначальной моделью, из которой вырос Тадж-Махал. Кроме внешней, у них есть и глубокая историческая связь. Мавзолей Итмад-Уд-Даулла был построен императрицей Нур-Джахан, которая была теткой Мумтаз-Махал, в честь которой позднее Шах-Джахан построит величественный памятник любви Тадж-Махал. Нур-Джахан и Мумтаз-Махал имели очень сильное влияние на своих мужей, часто заменяя их в государственных делах.

Мавзолей Итмад-Уд-Даулла расположенв центре персидского парка Чахар-багха(парка квадратной планировки). Выбор именно Персидского сада подчеркивал, что отец Нур-Джахан, для которого она построили этот мавзолей, был родом из Персии. Он имел титул «Опора государства» или Итмад-Уд-Даулла, сделав удачную карьеру при дворе императора Акбара (свекор Нур-Джахан) и продолжившим верно служить его сыну – императору Джахангиру, мужу Нур-Джахан.

Небольшой по размеру мавзолей замечательно отражает вкус и ум одаренной императрицы Нур-Джахан. Ажурные мраморные панели и богатая мозаика из самоцветов по-женски нежны и восхитительны.

Ко времени постройки Итмад-Уд-Даулла, Мумтаз-Махал еще была Арджуманд Бану Бегам – дочерью главного министра Джахангира, сын и приемник которого – Шах-Джахан , позднее, в 1612 году, возьмет ее в жены. Несмотря на то, что у Шах-Джахана уже была первая жена – персидская принцесса, Арджуманд получила более высокий статус и любовь свекра и вскоре после свадьбы она получила новое имя – Мумтаз-Махал («Возвышенная избранница дворца» или «Корона дворца»).

Принимая во внимание высокое положение отца и деда Мумтаз-Махал при дворе Великих Моголов, а также ее статус любимой жены и первой помощницы своему мужу Шах-Джахану, некоторые исследователи не исключают, что она состояла в тайном ордене суфиев, являясь проводником его идей. Пока была жива прекрасная и мудрая Мумтаз-Махал (Арджуманд Бану), император славился своими успехами в искусствах, науках, политике и ратном деле. С ее смертью, его дела пошли из рук вон плохо и, в итоге, он был заключен под домашний арест своим младшим сыном Ауренгзебом, убившем ради захвата власти своих братьев, которые были или могли стать возможными претендентами на трон. Будучи обессиленным и подавленным, Шах-Джахан, таким же образом в свое время, захвативший трон (убив своих родных братьев), не смог остановить ни братоубийство среди собственных сыновей, ни воспрепятствовать своему смещению и дальнейшему аресту, под которым он провел 9 лет, до самой своей смерти.

Ауренгзеб не позволил отцу построить второй Тадж-Махал (если это не легенда), но после его смерти упокоил его прах в самом Тадж-Махале, рядом с любимой Мумтаз-Махал, в память которой Шах-Джахан построил этот шедевр мировой архитектуры. По приказу Аурангзеба, прах императора Шах-Джахана был ночью перенесен в Тадж-Махал и захоронен без почестей. С тех пор кенотаф Мумтаз-Махал как и ее саркофаг в крипте, находится точно в центре под куполом Тадж-Махала (согласно плана и традиций), а кенотаф Шах-Джахана распложен рядом и как бы в тени, что создает некоторую асимметрию, но может отражать их роли в жизни (см. выше).

Касательно сильного влияния тетки Мумтаз-Махал – императрицы Нур-Джахан на своего мужа императора Джахангира, то существует несколько мнений. По одной из них, его пристрастие к опиуму и алкоголю делали более легким для нее влияние на государственные дела. На протяжении многих лет она фактически управляла империей. Она постаралась укрепить свои позиции через брата Абдул Хасан Асаф Хана , который был имперским визирем или главным министром. Она организовала замужество его дочери (своей племянницы) Арджуманд Бану Бегам на сыне Джахангира – принце Хурраме , позднее ставшим императором Шах-Джаханом .

Как было сказано выше, в борьбе за власть Шах-Джахан восстал против трона и начал братоубийственную войну. Из-за жесткости Шах-Джахана, Нур-Джахан перестала его поддерживать и сделала ставку на его младшего брата принца Шахрара, организовав его свадьбу на своей дочери от первого брака Ладли Бегам.

Император Джахангир попал в плен к восставшим в 1626 во время своего пути в Кашмир. Нур-Джахан вмешалась, чтобы освободить мужа. Он был освобожден в 1627, но вскоре умер. После смерти Джахангира, Асаф Хан принял сторону своего зятя против своей сестры. Нур-Джахан заключили в небольшой дом до конца ее жизни. Она умерла в 1645 году и была похоронена в Шадаре в Лахоре, где и ее муж Джахангир.

Судьба мавзолеев Итмад-Уд-Даулла и Тадж-Махал, также как и связь через них Персии с Индией, показана на нижеуказанной схеме, где представлена родословная «виновниц» строительства обоих мавзолеев – Нур-Джахан и Мумтаз-Махал.

V. Тадж-Махал – образ Рая на Земле

Тадж-Махал на реке является жемчужиной и визитной карточкой Индии. Это самый экстравагантный памятник человеческой любви, созданный Шах-Джаханом в честь его дорогой жены Мумтаз-Махал , которая умерла, рождая ему 14-го ребенка. Примечательно, что само число часто отражает в истории особый символизм.

Мавзолей построен из мрамора, доставленного из Раджастана за 300 километров. Поверхность Тадж-Махал была инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. Ширина постройки равна ее общей высоте м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Каждая деталь здания является уникальной и единственной в своем роде: это классические сады, располагающие к размышлениям, сложные барельефы из полудрагоценных камней, украшающих белый мрамор. Тадж-Махал настолько ценный для Индии и ее народа, что было закрыто более, чем 200 фабрик в области, из-за того, что они загрязняли атмосферу, что стало причиной потемнения белого мрамора.

Со всех сторон Тадж-Махал покрыт разнообразными украшениями, такими как изящный позолоченный узор, каллиграфия и искусная рельефная резьба. Четыре стороны памятника украшены сетчатым орнаментом, состоящим из цветочного и геометрического узоров, которые являются настоящим чудом. Великие Моголы были почитателями природы и считали, что цветы – это символ божественного окружения. Сам Тадж-Махал был задуман как материальное воплощение на Земле.

Сад Тадж-Махала выстроен в стиле Чарбах (четверичный сад), берущим начало в Коране, где сказано о 4 реках . Вся его площадь разделена водными каналами и фонтанами на 4 квадрата с бассейном в центре. Каждый квадрат имеет цветочных клумб, таким образом, в саду 64 цветочные клумбы, как число клеток на шахматной доске.

Неизменным атрибутом Могольской архитектуры являются Персидские сады . Индия — самая восточная точка их распространения. Самая западная — в Испании. Потомки древнейшей Месопотамской цивилизации, персы уделяли огромное значение культивированию садов, известному в этом регионе еще за 4000 лет до н.э. В Коране слова Рай и Сад являются синонимами, а авестийское (древнеперсидское) слово означает огороженную землю (сад).

Кроме того, с Арменией и горой Арарат связан и Библейский Ной , ковчег которого, после Великого Потопа, пристал к горе , с которой он спустился в Араратскую долину в район Нахичеван , который в переводе в с армянского означает «место, куда спустился Ной» . Позднее он посадил там первую виноградную лозу и начал возделывать виноград.

Интересно, что легенда о Ное имеет параллели в более древних индийских текстах, которые говорят, что бог-хранитель Вишну, обратившийся в золотую рыбку Матсью, спас от Всемирного потопа лишь отшельника , который после этого потопа вышел из своего ковчега в долине Кулу (на Севере Индии, в Гималаях ). Здесь Ману основал город Манали (ныне центр туризма),став праотцом человечества, изложив первое законодательство для людей (Законы Ману). Долина Кулу считается одним из самых красивых мест в Индии, ее называют долиной богов. Трижды долину посещали герои «Махабхараты» братья Пандавы, здесь в течение 20 лет жила семья Рерихов . В древности, долину Кулу называли концом обитаемого мира.

Персидские сады отличаются строгой геометричностью линий. Как правило, это большой сад, разделенный на 4 квадрата водными каналами, символизирующими 4 реки, которые брали начало в Райском Саду (Эдеме). В центре располагается фонтан, питающий водой каналы, подчеркивая связь с Эдемским Садом. Такую форму сада называют еще Чахар-Бах или 4 сада (по количеству квадратов, разделенных водными каналами или дорожками). Типичными чертами сада в форме Чахар-Бах являются: огораживающая стена, прямоугольные бассейны, система соединенных водных каналов, садовые павильоны и обильная растительность. Тенистые фруктовые деревья в нем не только наполняют его ароматами, но и символизируют вечную жизнь, Древо Жизни, которое росло в Эдеме.

Персидские сады стали основой Могольских садов в Индии и Пакистане, наиболее известным из которых стал сад Тадж-Махала в Агре – самый большой персидский сад в мире. Великие Моголы с самого начала уделяли садам огромное значение. Основатель династии – Бабур-Тигр, будучи большим любителем садов и утонченным ценителем прекрасного, начал закладывать в Индии первые геометрические Персидские сады по типу Райского Сада. Более того, Великие Моголы в Индии традиционно поддерживали родственные, военные и культурные связи с Персией. Персидский сад, в котором расположен первый мавзолей Великих Моголов, принадлежащий императору Хумаюну (сыну Бабура), разделен на 36 квадратов водными каналами и дорожками, что вкладывается в Иранскую традицию мавзолеев в Султании и Самарканде.

В современном Иране такие сады можно встретить в городах Йазде – знаменитом центре зороастризма (доисламской религии персов) и в Исфахане, знаменитом на весь мир своим комплексом, с персидским садом (или тем, что от него осталось) в центре.

Возвращаясь к Тадж-Махалу, можно вспомнить легенду, по которой Шах Джахан мечтал построить для себя мавзолей, точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, на другом берегу реки Джамна (), напротив беломраморного Тадж-Махала (см. фото). Эти два мавзолея соединял бы черно-белый ажурный Мост вздохов – символ вечной, нетленной, неподвластной времени любви. Однако, такие расходы не входили в планы сменившего его на троне сына Аурангзеба. Для постройки только одного Тадж-Махала потребовалось приблизительно 20 000 рабочих и года, плюс сотни килограмм золота, драгоценных и полудрагоценных камней. Тадж-Махал вобрал в себя лучшие достижения исламской (персидской) и индуисткой архитектур.

Купола играют особу роль в архитектуре ислама. Например, купол Тадж-Махала символизирует гору или престол Аллаха (Единого Бога). Находясь возле Тадж-Махала, человек понимает, что перед ним – сам Аллах, милостивый и безжалостный одновременно, создавший мир и растворившийся в нем, Аллах видимый и невидимый. Аллах непостижимый.

Тадж-Махал спроектирован таким образом, что громко сказанное слово сначала отразится мощным эхом от стен мавзолея; затем, когда эхо почти исчезнет, крик будет по очереди повторен каждой аркой нижней галереи, после чего хором ответят верхние перекрытия, и, наконец, все увенчает нестерпимый грохот последнего эха, отразившегося от свода. Считается, что этим словом может быть только «Аллах», ибо замечательное эхо было заранее рассчитанной частью плана художников, которые дали Тадж-Махалу голос и велели ему вечно повторять это имя Единого для всех Бога.

Основным принципом ислама является единственность Всевышнего Бога, одним из имен которого является «Аллах» и необходимость поклонения только Ему одному, а не какому-либо изображению (например, иконе) или иной сущности (например, какому-либо языческому идолу или изваянию).

Однако человеческий разум несовершенен и обладает склонностью к лучшему восприятию чего-то зримого, материального. Учитывая такие особенности человеческого воображения, и возникла наука – сакральная геометрия . Это наука об искусстве создания некого ограниченного пространства, где все бы напоминало человеку о величии Всевышнего Бога.

Сакральная геометрия составляет основу исламской архитектуры. В удивительных геометрических узорах мусульманских зданий представлены целые духовные концепции. Изображения включают и геометрический рисунок элементов человеческого тела, и формы растений, и геологические структуры, поэтому существует выражение «в геометрии проявляется Всевышний».

Эпоха предка Великих Моголов – Тимура и его потомков (Тимуридов) стала одним из важнейших периодов в развитии исламского искусства. Особенной чертой практически всех сооружений, построенных при Тимуридах, является симметричность плана зданий.

В исламской архитектуре конструкции настолько сложны, а рисунки так геометричны, что, кажется, уходят в бесконечность, приглашая ваш разум за собой. Задачей мусульманских зодчих является воплощение некой нематериальной концепции в реальном физическом объекте, воздействующей на человеческое сознание. А задача сакральной геометрии – создание некого окружающего пространства совершенной физической гармонии, отражающей концепцию гармонии божественной, как проявление Милости Всевышнего к своим созданиям. Человек, находящийся в такой обстановке, не может не ощущать на себе ее воздействия; при этом он сам проявляет стремление быть более гармоничной личностью.

Более скромной копией Тадж-Махала стал мавзолей, построенный императором Аурангзебом в 850 км. юго-западнее Агры.

VI. Лалла Рук

Ирландский писатель и поэт XIX века Мур написал популярную поэму « », повествующую о любовных страданиях вымышленной дочери Аурангзеба из династии Великих Моголов. Мур был одним из основных представителей ирландского . В России он известен, прежде всего, благодаря стихотворению «Вечерний звон», переведённому Иваном Козловым и ставшему известной русской песней. Муром были написаны и другие произведения с ским колоритом.

Аурангзеб (перс. «Покоритель Вселенной») стал последним реальным правителем династии Великих Моголов. При нём, и на трудах его предков, Могольская империя достигла наибольшей протяжённости и могущества, объединив практически весть Индостан. Несколько раз отправлял послов в ханство и выделил из собственной казны средства на реставрацию Гур-Эмира — мавзолея своего предка Тимура .

Он был третьим сыном Шах-Джахана и Мумтаз-Махал. Аурангзеб получил блестящее образование. Несмотря на свой статус, соблюдал приличествующую мусульманину скромность в одежде и в быту. До восшествия на трон, в середине XVII века, управлял .

Путь Аурангзеба к власти был в рамках того времени. Он вёл за наследование престола междоусобную войну со старшим братом. Истребив братьев-конкурентов и их потомство, Аурангзеб сверг собственного отца Шах-Джахана и заточил его в форте.

Став императором, он ревностно проводил политику насаждения ислама в Индии, вызывая справедливый гнев и мятежи своих подданных. Власть Аурангзеба была особо хрупкой в западной и южной Индии, в . Это историческое плоскогорье ограниченном с севера рекой Нармада , с юга рекой ри.

Для борьбы с независимыми султанатами Деккана, Аурангзеб перенёс в 1681 году свою столицу в Аурангабад, откуда правил до ухода из этой жизни в 1707 году. Гробница Аурангзеб находится в пригороде Аурангабада, где также расположена Долина Святых (кладбище суфиев).

В прошлом Правители Хайдарабада были самыми богатыми людьми на планете. Похоронная процессия последнего из них (Aсаф х VII) в 1967 году стала одной из крупнейших в истории Индии. Хайдарабад был назван в честь жены правителя Мухаммеда Кули Кутб Шаха. Он спланировал Хайдарабад по примеру легендарного города . Архитектурное наследие Хайдарабада вполне сравнимо с , и .

Хайдарабад хорошо известен в мире под именем Город . Это крупнейший центр обработки и торговли жемчугом в Индии, и один из крупнейших в мире. Торговля жемчугом, золотом, алмазами стала основой богатства и процветания Хайдарабада.

Чарминар, Хайдерабад

Сегодня Аурангабад является частью индийского штата Теланган а, столицей которого является Хайдерабад. В черте этого города расположена древняя Голконда, знаменитая алмазами, которые добывали и обрабатывали в округе. Самые известные алмазы были найдены здесь, включая («Гора Света»), которые ныне украшает корону английской королевы Елизаветы, хранится в .

В окрестностях Голконды / Хайдерабада расположены всемирно известные комплексы пещерных храмов Аджанта, Эллора и . Здесь находятся остатки Даулатабада — одной из столиц династии . Он передал свои административные функции в Аурангабад ещё в XVII веке. В 250 км. от Аурангабад находится , где расположен знаменитый Болливуд. Однако, именно в Хайдарабаде находится самый большой в мире комплекс киностудий (Рамоджи). Это самая большая на планете съемочная площадка, занесённая в Книгу рекордов Гиннеса. На её огромных площадях располагается 500 съемочных площадок и 50 закрытых павильонов.

В начале ХХ века в Хайдарабаде была построена в мавританском стиле архитектуры испанская мечеть по примеру соборной мечети Кордовы в . Он построен по образцу в Агре, но уступает ему по размеру и пышности.

Их старшим ребёнком была шахзади, поэтесса Зеб ун- («Украшение женщин»). Она отличалась красотой. Владела , арабским и урду, тюркским. Изучала философию, литературу, астрономию, славилась своей каллиграфией. Является автором комментария к Корану «3еби тафасир» («Краса толкований»). Будучи заточенной в тюрьму собственным отцом, ушла из этой жизни за пять лет до его смерти. Похоронена у ворот в . Когда в Индии была построена железная дорога, её могилу перевезли в Сикандру , к её предку .