Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Кризис и гибель античной цивилизации. Причины гибели античной цивилизации

Кризис и гибель античной цивилизации. Причины гибели античной цивилизации

Описание работы

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….3
1. Кризис античной цивилизации………………………………………………...5
2. Зарождение и распространение христианства………………………………..6
3. Изменения в идеологии и общественной организации……………………..11
4. Падение Западной Римской империи………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Христиане действительно подпадали под действие целого ряда запретительных законов империи. Они представляли собой объединение - коллегию, хотя допускались по закону только похоронные коллегии (бедняки в складчину хоронят друг друга), христиане устраивали молитвенные собрания, они устраивали собрания ночью, что строжайше воспрещалось. Но прежде всего этого с точки зрения римского государства, христиане являлись "плохими" язычниками, причем не только по отношению к Юпитеру или Венере, но и (что было просто недопустимо) по отношению к Роме-Августе, то есть действующему императору-богу. В самом деле, христиане действительно были самыми опасными врагами империи, так как выступали против рабства, бюрократии и вообще ограничений духовной жизни.

Репрессии против христиан прошли два периода: народных и государственных гонений. Первоначально христиан было мало, и можно было легко натравить на них невежественный народ, списывая, таким образом, все преступления и ошибки. Однако число христиан уменьшалось незначительно, репрессии только сплотили истинно верующих вокруг епископов, христианство продолжало распространяться. И вскоре уже у многих оказался сосед-христианин, о котором нелегко было припомнить что-либо плохое. Тогда народное отношение к христианам стало более сочувственным, и государству пришлось действовать самостоятельно, вызывая молчаливое неодобрение гонений уже язычниками. Наиболее жестокие преследования христиан относятся к III в. н. э. - массовые казни в цирках.

3. Изменения в идеологии и общественной организации

В результате реформ Диоклетиана римское государство сильно укрепилось и централизовалось. На смену республиканского строя пришла прочная сильно структурированная монархия. Милитаризация власти, приближение ее к провинциям временно повысили эффективность управления, но не смогли решить тяжелых проблем общества. Наиболее трудной был кризис идеологии. Константин попытался вновь провести синкретическую реформу и, только потерпев поражение, обратился к возможностям христианской организации.

Между тем, проходившая один за другим этапы своего формирования церковь должна была избегать серьёзнейших опасностей: принять неконтролируемый экстатический характер или стать частью античной языческой науки (гностицизм).К 314 г., когда религия была признана «разрешенной» христиане сами нуждались в организации, с точки зрения государства, так как в каждой части империи существовали свои собственные священные книги, и было много различий в системе богослужения. Поэтому по приказу Константина был созван Первый Вселенский собор в Никее в 325 г., который установил общие правила поведения христиан и обязательную молитву - Символ Веры. Эти решения собора позволили сделать христианство государственной религией Римской империи.

Как только это произошло, начался постепенный процесс ликвидации античной культуры и цивилизации. Этот процесс был связан, с одной стороны, - с развитием монашеского движения, с другой стороны, - по приказу императора уничтожались языческие храмы, статуи и библиотеки. Но и внутри самого христианства происходила борьба за централизацию идеологии и организации.

Развернулась борьба по вопросу о сущности Христа. Наибольшую остроту она приобрела в Александрии. В центре этих споров оказался местный пресвитер Арий, который учил, что Христос есть Творение, а не истинный Бог и что Его божественное достоинство основывается на нравственных заслугах. Против подобного мнения в защиту православия выступал местный епископ Александр. Но проповеди Ария были популярнее, т. к. в них он использовал мелодии известных песен своего времени. Спор по вопросу об арианстве был вынесен на специально созванный Первый Вселенский собор. Заседания собора завершились изгнанием Ария. Но у Ария были друзья в Священной опочивальне, поэтому вскоре он вернулся и изгнал Александра.

Спор внутри христианства попыталось использовать римское жречество. В 363 г. к власти пришел воспитанный жрецами император Юлиан. Понимая, что насильственные действия ни к чему не приведут, он написал против христианства книгу, пытаясь расколоть новую веру. Но в первом военном походе он был убит и больше попыток восстановления античной религии не предпринималось.

Римское государство после официального признания христианства, за короткое время сильно изменилось. Особенно важное значение имело развитие монашества в соответствии в учением Св. Антония и Пахомия Великого. Города пустели и разорялись, налогов собирали все меньше, армия становилась наемной, "варварской" по составу. В обществе постепенно проявлялась тенденция к корпоративной организации, основанной на прикреплении человека к роду жизни и образу действий. Население теперь делилось на три основные категории: “чистейшие” - знать, высокопоставленные люди; “люди чести” - зажиточное население; “малые люди”. Эти категории были установлены законодательно. Переход из одной категории в другую был запрещен. Жителям не разрешалось переезжать с места на место, менять род занятий. Теперь каждый человек должен быть приписан к той или иной корпорации: молящихся; крестьян; ремесленников; чиновников. Это новое строение общества, резко отличалось от прежнего и характерно в целом для начинающегося периода, для истории средних веков.

4. Падение Западной Римской империи

В конце III в. в Центральной Азии, в связи с изменениями климата, началась сильная засуха, которая привела в движение местный народ - гуннов. Вынужденные искать места для пастбищ, они двинулись на запад, начав Великое переселение народов. В IV в. они прошли к северу от Каспийского моря и, двигаясь дальше на запад, вынудили германские народы отойти к границам Римской империи. Римское государство оказалось вынуждено отражать почти непрерывный натиск германцев. Христиане порой отказывались от участия в войнах и ношения оружия, и римлянам часто приходилось нанимать тех же германцев же для отражения внешних ударов.

В 378 г. под ударами гуннов границу империи перешли племена готов (германский народ, первоначально живший на территории современной Швеции). Римляне не могли остановить их натиска. Им пришлось согласиться с тем, что готы будут жить на их территории в качестве союзников - федератов. Римляне обещали им помочь продовольствием. Но, не получив ничего, готы восстали. Против них двинул легионы сам император. Решающая битва произошла недалеко от города Адрианополь. В этой битве римские легионы были разгромлены, император Валент погиб. Десятки тысяч германцев немедленно пересекли границу во многих местах. С большим трудом полководцу Феодосию удалось восстановить порядок. Всех переселившихся германцев он признал федератами.

Феодосий ненадолго восстановил контроль над государством. В 395 г., умирая, он окончательно разделил империю на две части - Западную (Гесперию) и Восточную (Романию). Этот раздел привел к тому, что у каждой части Римского государства сложилась своя судьба. Романия уцелела, так как на ее территории были богатые сельскохозяйственные регионы (особенно Египет). Поэтому здесь сохранились торговые города, налоги и ополчение. Гесперия не имела крупных экономических центров, поэтому экономика была в большой степени разрушена, и Гесперия просуществовала после разделения менее ста лет. Обе эти империи уже не имели своей столицей Рим. С 321 г. столицей Романии был Константинополь, а столицей Гесперии - город Равенна, расположенный в болотах, среди непроходимых лесов.

В 410 г. отряды готов под командованием Алариха осадили Рим. Десятитысячное войско готов захватило город. Падение Рима потрясло современников. После 410 г. Рим уже не смог оправиться, тем более, что в Гесперии продолжались междоусобицы.

В 451 г. огромное войско гуннов и их союзников пересекло границы империи и в окрестностях города Шалона, на Каталаунских полях, встретилось с войсками, которая смогла собрать погибающая Западная Римская империя. Гуннов вел знаменитый Аттила, в войске которого было около 60 тыс. человек. Но, хотя Римская империя переживала кризис, полководец Аэций вооружил германские племена федератов и выставил против гуннов готские отряды. Произошло решающее сражение за будущее Европы. Натиск гуннов был страшен. Готский правитель погиб. В результате контратаки готы оттеснили гуннов к лагерю Аттилы. Аттилу спас от верной смерти Аэций, опасавшийся победы союзников не меньше, чем поражения от гуннов. Он убедил готов отступить, поссорив их между собой. Гунны избежали разгрома.

Несколько лет спустя Рим осадили вандалы под командованием Гейзериха. Император обещал выдать замуж за Гейзериха свою дочь, но передумал, что привело к войне. В 455 г. из Африки, где располагалось государство вандалов, прибыл огромный флот в 200 кораблей. Рим был взят штурмом и разрушен до основания. Город был разграблен. Произведения искусства уничтожены. Рим превратился в пастбище и на много лет запустел.

Но государство Гесперия со столицей в Равенне все еще существовало. В начале 470-х гг. на престол был возведен больной Ромул Августул. В 476 г. глава преторианской гвардии Одоакр отобрал у него знаки императорской власти (инсигнии) и, так как сам не хотел становиться императором, приказал отправить их в Константинополь. События 476 г. принято считать концом Римской империи.

Римское государство было высшим достижением первого этапа истории человечества. Оно было основано на идее "всемирного города", опиралось на сохранившие значение до настоящего времени законы, однако языческая религия и античная культура постепенно исчерпали возможности своего развития. На смену римской державе шла христианская церковь, которая несла иную культуру и государственность. Смена парадигм общественного развития, как всегда, оказалась весьма болезненной. На смену империи пришли "варварские" королевства, неспособные сохранить достижения древности и слишком слабо организованные для того, чтобы распространить христианскую веру среди населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианство возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. В ту эпоху наблюдался кризис духовных ценностей римского мира, упадок общественной морали, альтернативой чему могли быть религиозно-нравственные поиски, проявившиеся в появлении различных религиозных групп и этических учений. Были и идеологические предпосылки христианства и его эволюции.

Ранович считал, что возникновение христианства связано с глубоким кризисом рабовладельческого хозяйства. Для характеристики этого кризиса он привел в своей книге отрывки из источников, относящихся не только к первым векам нашей эры, но и ко II-I вв. до н.э., когда в Риме происходили гражданские войны, закончившиеся падением республики и установлением империи.

В настоящее время ученые рассматривают упомянутые гражданские войны как проявление кризиса античной гражданской общины, а не всего рабовладельческого общества. Римские завоевания III-II вв. до н.э., превратившие обширные области Средиземноморья в бесправные провинции Рима, привели к сложным социально-экономическим и политическим последствиям, которые были вызваны несоответствием организационных форм гражданской общины потребностям "мировой" державы. Разумеется, в кризисе Римской республики II-I вв. до н.э. большую роль сыграло обострение классовой и социальной борьбы, в том числе мощные восстания рабов. Однако экономика Римского государства была многоукладной, а формы классовой борьбы - весьма многообразны.

За пять веков, последовавших за распятием Иисуса Христа, подавляющее большинство населения Римской империи, включая императоров, становится христианским. В 312 император Константин Великий принял эту веру, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного «Отступником»), возродить язычество (в 361-363) провалилась. К концу 5 в. христианство стало государственной религией Армении, христианские общины появились в Персидской империи, в Индии и у германских народов на северных рубежах Римской империи.

Среди причин, побудивших большинство населения Римской империи принять христианство, можно назвать следующие: 1) постепенное разложение и упадок греко-римской культуры; 2) принятие христианской веры Константином и его преемниками; 3) тот факт, что в христианстве люди всех классов и национальностей принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям; 4) бескомпромиссная приверженность церкви своим убеждениям и высокие моральные качества ее членов; 5) героизм христианских мучеников.

Возникновение и распространение христианства не было связано напрямую с какими-то хозяйственными явлениями в Римской империи. Оно было обусловлено изменениями в идеологии и социальной психологии: поисками единого универсального божества, которое было бы носителем высшей справедливости, защитником обиженных, падением авторитета древних местных богов, покровителей города или племени, разрушением традиционных связей между людьми - общинных, гражданских, семейных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борунков, Ю.Ф., Яблоков, И.Н. Основы религиоведения/ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.

2. Васильев, Л.С. История религий Востока/ Л.С.Васильев. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 425 с.

3. Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры/ А.Н.Маркова. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.

4.Полищук, В.И. Культурология / В.И.Полищук. - М.: Гардарики,1999. - 446с.

5. Радугин, А.А. Культурология: Учебное пособие/ А.А.Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.

6.Свенцицкая, И.А. Раннее христианство: Страницы истории/ И.А.Свенцицкая. - М.: Политиздат, 1988. - 336 с.


Античный фазовый кризис, напротив, отдокументирован и проанализирован. В очень хорошем приближении хронология посттрадиционной катастрофы совпадает с поздней историей Рима. В том, что фазовые процессы оказались привязанными к такой эфемерной конструкции, как государство имперского типа, «виновата» античная глобализация: Рим успешно структурировал пространство «расширенного Средиземноморья» и создал в его пределах единые жизненные форматы, стандарты образования, типы деятельности.

Античный кризис позволяет проследить все особенности поэтапного столкновения цивилизации с фазовым барьером.

Римская цивилизация вступила в свое золотое время в эпоху Сципиона Африканского Младшего, то есть приблизительно в середине II века до н.э. В этот период Рим присоединяет Испанию, уничтожает Карфаген, создавая на его месте провинцию Африка, которая в перспективе явится одним из основных источников товарного зерна. Формируется и распространяется на все Средиземноморье римский мир-экономика. Укрепляется политическая система.

Но уже к концу столетия раздается первый «звоночек»: несчастная Югуртинская война, вторжение кимвров и тевтонов (первый такт великого переселения народов). Гаю Мбрию за счет своего полководческого искусства удается не только отразить нашествие, но и насытить рынки государства рабами (102 г. до н.э., битва при Аквах Секстиевых, 101 г. до н.э., битва при Верцеллах). Платой оказывается Гражданская война, первая в списке, и проскрипции. Кровь льется почти столетие, до прихода к власти Октавиана Августа и создания принципата (27 год до н.э.). За этот период физически уничтожаются наиболее значимые римские рода. Гражданские войны I века должны были привести к гибели Римского государства и фазовой катастрофе. Этого не случилось стараниями Цезаря и Октавиана, которые присоединили к Риму богатый зерном Египет и открыли поле для экспансии традиционной фазы развития в высшей ее форме в Галлию и Британию.

При изучении римской истории складывается впечатление, что императоры представляли себе фазовый барьер и прилагали огромные и продуманные усилия, чтобы поколение за поколением удерживать Вечный город от тотальной катастрофы.

К третьему веку импульс, который экономика Рима получила после присоединения Галлии, был исчерпан, фазовый кризис проявляется в трендах упадка сельского хозяйства и быстрого сокращения среднего класса, самостоятельных крестьян-производителей. Поскольку последние были социальной базой римской государственности, как избиратели, налогоплательщики и воины, то и уровень жизни, и уровень безопасности в Риме стали быстро снижаться. Это привело к прогрессирующей депопуляции и вызвало необходимость привлечения варваров на государственную службу в Империи.


На первой стадии речь идет о принятии отдельных неграждан, прежде всего, в армию. Варваризация военных командных постов распространяется достаточно быстро, появляются и императоры варварского происхождения. Этот процесс ускоряется перманентным политическим кризисом третьего века: Гражданская война 193-197 гг., убийства Геты (211), Каракаллы (217), Макрина (218), Элагабала (222), Александра Севера (235), после чего начинается период императорской чехарды. Весь третий век можно обозначить как одно непрерывное знаковое событие.

Империя разваливалась. Некоторый порядок удалось восстановить Диоклетиану и позднее Константину, при котором началась христианизация Рима: практически речь шла о важнейшем элементе фазового перехода – инсталляции принципиально новой христианской трансценденции. Ценой было создание домината, то есть отказа от всех пережитков республиканской политической системы, раздел Империи (293) и перенос ее столицы на восток, в Константинополь (330).

Это лишало Рим статуса столицы мира и ставило под прямой удар.

Императоры с величайшим искусством защищают безнадежную позицию, но фазовые проблемы нарастают быстрее, чем удается их разрешать. С середины третьего века диагностируется острый финансовый кризис. Упадок сельского хозяйства вынуждает императоров формально прикреплять свободных крестьян к земле, происходит феодализация доминирующего аграрного сектора экономики.

Продолжается демографическая деградация римского народа и варваризация античного пространства. Возникают леты – самоуправляемые варварские колонии, рассеянные среди римского населения. Леты формально подчинены центральной власти, но пользуются автономией, сохраняют национальное право и традиции.

К концу III – началу IV века резко увеличилось население Великой степи. В первую очередь это было обусловлено изменением режима увлажнения, а во вторую – распространением римских форм организации и культуры. Как следствие, варварский мир пришел в движение, создавая давление на римские оборонительные позиции по Рейну и Дунаю.

Варварские племена приграничья, находясь в тесном контакте с Римом, быстро романизировались, что влекло за собой рост социальной организованности – переход от полной анархии к прочным союзам племен и зачаткам государственности. Вместе с повышением уровня развития сельского хозяйства это привело к опережающему росту населения лимеса – варварской периферии, непосредственно примыкающей к романским землям.

Рим вынужден проводить все более масштабную политику переселений. С варварскими вождями заключаются федеративные договоры, по которым они признавались союзниками (федератами) римского народа. По этим договорам варвары получают для расселения области Империи и денежное содержание, принимая на себя вассальные обязательства: они обязывались хранить верность императору и защищать государство от вторжения других варваров. По федеративным договорам Рим не отказывался от прав ни на какие земли: варвары, будучи расквартированы волей императора в пределах его государства, были для римской администрации лишь вспомогательными войсками, принятыми с женами и детьми на земли империи и связанными особым статусом.

Федераты сохраняли не только собственные законы, но еще и самостоятельность и политическую организацию; вождями они признавали национальных королей, которые одни были ответственны перед императором, а тот в свою очередь платил им установленное содержание.

Эдикт Гонория от 6 февраля 398 года предписывал расселять варваров по ордеру на расквартирование, выделяя им треть дома и пахотных земель, а также рабов на условиях пользования (госпит, чужой, временный поселенец). Остготы этой третью и ограничились, вестготы и бургунды дошли до двух третей, но в рамках закона.

Федераты, разумеется, грабили все, что могли, в переданных им областях и иногда совершали разбойные нападения на другие территории Империи, но, как это ни парадоксально, действительно защищали Рим от варварских нашествий. Дело в том, что «настоящих варваров», еще не романизированных, они рассматривали не только как конкурентов, но и как идеологических врагов.

В середине пятого века варвары сражаются с варварами в сердце Галлии (битва на Каталаунских полях 451 г.) Тремя годами позже происходит еще одно знаковое событие – убийство Аэция, последнего великого римлянина.

Знаковых событий даже слишком много: гибель императоров. проигранные сражения, ограбление Рима, низвержение Ромула Августула... Мы можем почти точно указать начало фазовой катастрофы – момент столкновения Рима с посттрадиционным (индустриальным) барьером, но финал ее теряется в неизвестности. Дело в том, что Рим не сумел перейти индустриальный барьер, но создал целый ряд механизмов и институтов, адекватных следующей индустриальной фазе развития. И прежде всего речь идет о христианской религии и организующей структуре римской католической церкви. В перспективе эта структура будет развернута в систему монастырей, а позднее – породит университеты, религиозные ордена, включая францисканский, натурфилософию и науку, «любимую дочь церкви». Наличие Римско-католической церкви обусловило сохранение определенного политического и морального единства в критические для цивилизации столетия. В известной мере Западная Римская империя не погибла в 476 году, она просто сменила название и титульный народ. С конца четвертого века устанавливается странное и зыбкое равновесие: в сущности, традиционная фаза развития мертва, индустриальная – еще не родилась (барьер не перейден), а наступлению Темных веков препятствует связность, создаваемая христианством. И еще – инерция больших систем.

Но в конечном итоге цивилизация все же не выстояла. В шестом веке разрушаются акведуки. Эпидемии и голод гонят людей из городов, грамотность практически исчезает, мир рассыпается на лоскутное одеяло феодов.

Потребовалось несколько столетий для того, чтобы Римская церковь осознала свой долг и свое право выступить интеграционной силой и провозгласить общий поход Запада против Востока. И еще два столетия, чтобы исчерпать в Крестовых походах зашкаливающую пассионарность рыцарства. И еще два, чтобы выстроить Высоте средневековье, подвести черту под Темными веками и в общем и целом достигнуть уровня жизни римлян золотого века, превосходя их по качеству жизни, образованности, интенции к развитию.

В этот момент в Европу приходит чума, знаменуя последний акт античной фазовой катастрофы.

Условно принимая за начало фазового перехода битву при Аквах Секстиевых (102 г. до н.э.), а за его окончание – открытие Колумбом Америки (1492), получаем, что фазовый переход между традиционной и индустриальной фазой занял в Европе без малого 1600 лет. С одной стороны, это свидетельствует о таланте римлян, выигравших у исторической необходимости три с половиной столетия. С другой – о глубине фазового отхода после наступившей катастрофы. Возрождение цивилизации потребовало целого тысячелетия, причем даже сегодня Римский мир восстановлен лишь в общем и целом, а средиземноморское транспортное кольцо остается незамкнутым.

Это, впрочем, не помешало инсталляции в европейском мире-экономике индустриальной фазы развития и обретению этой фазой планетарного характера. Своего полного развития индустриальная фаза развития достигла перед началом Первой Мировой войны.

К ІІІ в. н.э. Дрeвний Рим был oднoй из двух пo вeличинe и мoгущeству импeрий нa Зeмлe с нaсeлeниeм oкoлo 50 млн. чeлoвeк, a в Eврoпe - eдинствeнным гoсудaрствoм. Стoлицa - "Вeчный гoрoд" - Рим с нaсeлeниeм oкoлo 1 млн. чeлoвeк тaкжe былa eдинствeннoй в свoeм рoдe в Eврoпe.

Нo пoтeнциaл гoсудaрствa ужe был исчeрпaн. Извeстнo, чтo мoгущeствo этoй дeржaвы с пoчти тысячeлeтнeй истoриeй пoкoилoсь нa двух "китaх": aнтичнoм рaбствe и aнтичнoй дeмoкрaтии. Oднaкo в пeрвыe вeкa нoвoй эры эти фундaмeнтaльныe oснoвы ужe изряднo прoгнили .

Рaбствo, кaк извeстнo, - сaмый нeэффeктивный спoсoб oргaнизaции трудa. Oнo игнoрируeт личную зaинтeрeсoвaннoсть в трудe сaмoгo рaбoтникa. Эффeктивнoсть систeмы бaзирoвaлoсь нa избыткe дeшeвых рaбoв, бeспeрeбoйным пoтoкoм пoступaвших прeждe всeгo с вaрвaрскoй, пeрвoбытнoй пeрифeрии. Этo, кстaти, приучилo римлян всe свoи прoблeмы рeшaть чистo кoлoниaльным спoсoбoм, зa счeт внeшнeй экспaнсии. Нo всeму eсть прeдeл. С пeрвых вeкoв нoвoй эры нa грaницaх Римa стaли фoрмирoвaться плeмeнныe сoюзы вaрвaрoв, кoтoрыe ужe нaчинaли oкaзывaть упoрнoe сoпрoтивлeниe (вспoмним пoгибшиe лeгиoны Квинтилия Вaррa в 9 г. н. э. oт гeрмaнцeв в Тeвтoбургскoм лeсу и слeзы пo этoму пoвoду нa глaзaх у Oктaвиaнa). Oгрoмныe пo прoтяжeннoсти грaницы, рaстянутыe кoммуникaции, вoлнующeeся мoрe рaбoв внутри стрaны, нa кoнтрoль зa кoтoрыми oтвлeкaлись цeлыe aрмии - всe этo oслaблялo вoeнныe вoзмoжнoсти гoсудaрствa. дa и сaми aрмии ужe были нe тe, чтo при Цeзaрe и дaжe Oктaвиaнe. Сaмoeдскaя пoлитикa пo oтнoшeнию к сoбствeннoму крeстьянству, зaмeчeннaя eщe пoгибшими в бoрьбe с нeю брaтьями Грaкхaми, исчeрпaлa внутрeнниe людскиe рeсурсы oпoры пoрядкa - римскoгo нaрoдa. Лeгиoны, сoстaвлeнныe из сoюзникoв-фeдeрaтoв, a тo и прoстo взятых нa службу вaрвaрoв были нeнaдeжны, eсли нe скaзaть бoлee. К тoму жe, лишeнныe пaтриoтизмa, тaкиe лeгиoнeры служили исключитeльнo зa дeньги и льгoты. Eсли oни и зaщищaли Рим, тo нe мeнee тoгo и oбирaли eгo мaтeриaльнo, истoщaя финaнсы. В итoгe вoeнныe вoзмoжнoсти Римa иссякaли, притoк рaбoв сoкрaтился. Стaв дeфицитными, рaбы, eстeствeннo, рeзкo пoдoрoжaли, причeм нaстoлькo, чтo дaжe стaлo выгoдным их вырaщивaть в нeвoлe. Этo бeзoпaснee, нo нaмнoгo дoрoжe. Из-зa рoстa сeбeстoимoсти рaбoв их труд стaл слишкoм дoрoгим. A тaк кaк и прeждe oн был мaлoпрoизвoдитeльным, тo и пeрeстaл принoсить привычный дoхoд. Пaдaлo блaгoсoстoяниe римлян, чтo сoкрaщaлo их пoкупaтeльную спoсoбнoсть. Знaчит - сoкрaщaлaсь и дeлoвaя aктивнoсть, зaтруднялся сбoр нaлoгoв .

Тeпeрь стaлa oчeвиднoй пaгубнoсть бeзудeржнoй экспaнсии прoшeдших стoлeтий. Эффeктивнoсть упрaвлeния гигaнтским гoсудaрствoм трeбoвaлa oгрoмных срeдств. Стaрыe дeмoкрaтичeскиe институты с нaчaлa нoвoй эры изживaлись. Прeжниe избивaeмыe дoлжнoстныe лицa сoдeржaлись oбычнo зa счeт мeстных срeдств или жe вooбщe испoлнялись бeсплaтнo в кaчeствe пoчeтнoй oбязaннoсти. Тaкaя систeмa упрaвлeния былa дeшeвoй. Нo в oгрoмнoм гoсудaрствe стaнoвилaсь нeпoвoрoтливoй, мaлoэффeктивнoй. Вмeстo рeспублики устaнoвился принципaт, a зaтeм и бoлee нeприкрытый, тoтaлитaрный дoминaт. Мeстo выбoрных aдминистрaтoрoв зaняли чинoвники, пoдчинявшиeся вышeстoящим - и тaк дo oсoбы импeрaтoрa. Рaбoтoспoсoбнoсть этoй oгрoмнoй упрaвлeнчeскoй вeртикaли мoжнo былo oбeспeчить тoлькo дeньгaми. Ни o кaкoй рaбoтe нa oбщeствeнных нaчaлaх рeчи ужe нe шлo, ибo дoлжнoсть нaзнaчeннoгo, a нe свoбoднo избрaннoгo нe мoжeт быть пoчeтнoй. К тoму жe мeстный бoгaч был вo мнoгoм нeзaвисим, чтo былo нeвыгoднo цeнтрaльнoй влaсти, a чинoвник жe нe мoг нe быть зaвисимым - у нeгo нeт иных срeдств к сущeствoвaнию, крoмe пoлучeния плaты oт вышeстoящeгo нaчaльникa .

Итoг - пoмимo вoзрaстaния зaтрaт нa сoдeржaниe oгрoмнoй и пo сути нaeмнoй aрмии в пeрвыe вeкa 1 тыс. н. э. рeзкo рaстут рaсхoды нa гoсудaрствeннoe упрaвлeниe. Нo жeсткaя цeнтрaлизaция oгрoмнoй стрaны (пeрeд нaми бoгaтый истoричeский oпыт) нe спoсoбнa дoлгo пoддeрживaть дoлжный пoрядoк. И этo при нaступившeм хoзяйствeннoм кризисe, рeзкo сoкрaщaвшeм пoступлeния oт нaлoгoв в гoсудaрствeнную кaзну. Чинoвники и aрмия съeдaли всe дoхoды и их нe хвaтaлo. Oбщeствo кaтилoсь к упaдку.

Прoисхoдившиe измeнeния пoдскaзывaли и выхoд из тупикa. Хoзяйствeнный кризис, пaдeниe пoкупaтeльнoй aктивнoсти сoкрaщaли пoтрeбнoсть в oгрoмных рaбoвлaдeльчeских лaтифундиях. Экoнoмичeски выгoднee стaнoвились мeньшиe пo рaзмeрaм виллы, в кoтoрых и фoрмы эксплуaтaции рaбoв нaчинaют смягчaться. Рaбoв нaдeляют зeмлeй, сoздaвaя услoвия и для их рaзмнoжeния, и для зaинтeрeсoвaннoсти в рeзультaтaх свoeй дeятeльнoсти. Сoкрaщaются зaтрaты и нa oхрaну, нaдсмoтрщикoв. Из гoвoрящeгo oрудия рaб прeврaщaeтся в хoзяйствeннoгo субъeктa. Пeрeвoд рaбoв нa пeкулий сближaл их с зeмлeдeльцaми-aрeндaтoрaми-кoлoнaми. Этo был пeрспeктивный путь, типичный для фeoдaлизмa. Нo Рим oн нe спaс. Кoлoнaт рaзрушaл римскую гoсудaрствeннoсть, oснoвaнную кaк нa изряднo пoдoрвaннoм в импeрский пeриoд рaвeнствe свoбoдных пeрeд зaкoнoм, тaк и нa пoлитичeскoм eдинствe стрaны. Сoбствeннo, гибeль рeспублики и былa oтвeтoм нa вызoв, нa пoпытки дeцeнтрaлизaции нa рубeжe нoвoй эры. Нo тoгдa eщe нe былo кризисa экoнoмики. Тeпeрь жe кoлoнaт чрeзвычaйнo усиливaeт прoвинциaльную зeмлeвлaдeльчeскую знaть. Кризис экoнoмики - этo, в пeрвую oчeрeдь, кризис гoрoдoв - oплoтoв цeнтрaльнoй влaсти. Рeaльнaя силa нa мeстaх пeрeтeкaeт к мeстным мaгнaтaм, нeзaвисимым oт пустoй импeрaтoрскoй кaзны. Чинoвники и aрмия бeз пoлнoвeснoгo жaлoвaния ужe нe спoсoбны oтстoять приoритeт цeнтрaльнoй влaсти. Мeстнoe нaсeлeниe пeрeхoдит пoд пoкрoвитeльствo рeaльным прaвитeлям. Импeрия рaзвaливaeтся. Пoпытки Диoклeтиaнa и Кoнстaнтинa укрeпить пoрядoк aдминистрaтивными рeфoрмaми успeхa нe принeсли. Зaкрeпoщeниe сoслoвий - eщe oдин срeднeвeкoвый мeтoд - тoжe ничeгo нe дaл. Итoг - рaздeл импeрии Фeoдoсиeм в 395 г. нa Зaпaдную и Вoстoчную. Нo и этo нe мoглo oстaнoвить энeргию рaспaдa, oсoбeннo нaбрaвшую инeрцию нa экoнoмичeски мeнee рaзвитoм Зaпaдe. Мeньшe, чeм чeрeз стoлeтиe, в 476 г. Зaпaднaя Римскaя импeрия ухoдит в нeбытиe: гeрмaнeц Oдoaкр oтсылaeт импeрaтoрскиe рeгaлии из Рaвeны в Кoнстaнтинoпoль. Вaрвaрaм эти симвoлы нe нужны .

Тaк, в пoпыткaх сoхрaнeния дo пoслeднeй вoзмoжнoсти жeсткo цeнтрaлизoвaннoй гoсудaрствeннoй систeмы нaчaвшиeся экoнoмичeскиe прeoбрaзoвaния привeли нe к выхoду из кризисa, a к рaспaду и чaстичнoй ликвидaции сaмoгo гoсудaрствa.

Eдинствeннaя уцeлeвшaя систeмa Пoзднeгo Римa в Зaпaднoй Eврoпe - нoвaя рeлигия, христиaнствo. Ee вoзникнoвeниe нa oкрaинe импeрии и пoбeднoe шeствиe пo тeрритoрии гoсудaрствa - eщe oднo oтрaжeниe и прoцeссoв рaзлoжeния, и пoявлeния рoсткoв нoвoгo. Христиaнствo вoзниклo в oбeздoлeннoй, мaргинaльнoй пo сути, рaзoряeмoй гнeтoм и вoсстaниями Пaлeстинe. Ни иудeйствo, ни сoсeдниe язычeскиe культы нe oстaвляли нaдeжд нa лучшую жизнь. И нaчaлись ee пoиски в инoм, пoтустoрoннeм мирe. Этa идeя oкaзaлaсь плoдoтвoрнoй и дoвoльнo быстрo прoниклa в рaстeряннoe, нeблaгoпoлучнoe римскoe oбщeствo. Нo урaвнитeльныe и aскeтичeскиe идeи мaргинaлoв и нeкoтoрых рaстeрявшихся, рaзoчaрoвaнных в стaрых цeннoстях aристoкрaтoв (нaпр. Aвгустин Блaжeнный) нe мoгли быть вoсприняты ширoкими слoями нaсeлeния импeрии. К сoциaльнoй и пoлитичeскoй рaзoбщeннoсти прибaвилaсь рeлигиoзнaя. Тeм бoлee, чтo в oтличиe oт aнтичнoгo идeoлoгичeскoгo и филoсoфскoгo плюрaлизмa христиaнствo пoстeпeннo стaнoвилoсь тoтaлитaрным учeниeм. Чeлoвeк римскoй культуры этoгo принять нe мoг, тaк жe кaк и признaниe принципиaльнoгo рaвeнствa всeх людeй, в тoм числe и рaбoв. Eстeствeнныe для низoв идeи eдинeния, рaвeнствa и пoдчинeния eдинoй вoлe нe мoгли привиться в oбщeствe, вoспитaннoм нa aнтичных трaдициях увaжeния прaв свoбoднoй личнoсти .

Нo христиaнскиe идeи oкaзaлись сoзвучными мирoпoнимaнию нeрaзвитых вaрвaрoв. В итoгe гибнущий Рим oстaвил свoим рaзрушитeлям eдинствeнную связующую нить с дрeвним мирoм. Этo хoть в чeм-тo сoхрaнилo прeeмствeннoсть eврoпeйскoгo рaзвития и сыгрaлo в будущeм сущeствeнную рoль в стaнoвлeнии зaпaднoeврoпeйскoй цивилизaции.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.
Христианство возникло и первоначально распространялось в среде эксплуатируемых общественных низов, «страждущих и обремененных», разорившихся свободных людей, терявших свободу, мелких ремесленников, пролетариев и рабов.
Порабощенные, угнетенные и обнищавшие народные массы Римской державы сначала (во II - I веках до н. э.) искали выхода посредством открытой борьбы, посредством восстаний. Но поражение всех этих восстаний показало, что всякое сопротивление римской власти безнадежно. Поэтому в низах римского общества возникло и широко распространилось ожидание «небесного избавителя» от земных бед и печалей.
Это стремление проявилось с особой силой в измученной Иудее, где в I веке страстно уповали на чудесное избавление, которое придет от «царя иудейского» - мессии, посланного богом, а также в Малой Азии, где было много иудейских колоний. Да и среди коренного населения Малой Азии были также распространены культы своих богов-спасителей или искупителей. Так, был широко распространен культ Гермеса, «трижды величайшего», древнего греческого бога скотоводства и земледелия, который якобы должен явиться и спасти почитающих его людей. Был популярен и культ фригийского бога Сабасия, аналогичного греческому Дионису, также древнего земледельческого бога, который теперь стал почитаться как спаситель. В восточных частях Римской империи появилось множество фанатиков-«пророков», привлекавших проповедью о грядущем «спасителе» многочисленных сторонников и основывавших свои секты. Одна такая иудейская секта и стала зародышем христианства.
Возникновение и распространение христианства пришлость на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
Цель контрольной работы: рассмотреть кризис античности и возникновение христианства.
Задачи контрольной работы:
1. Раскрыть причины кризиса античной цивилизации.
2. Рассмотреть зарождение и распространение христианства.
3.Рассмотреть изменения, происходившие в идеологии и общественной организации, их влияние на падение Римской империи.

1. Кризис античной цивилизации

С I в. н.э. происходит постепенный распад господствующей в Риме идеологии (и религии). Этот распад нашел яркое выражение в произведениях античных писателей. Если Сенека ставит проблему развития морали, совершенствования человеческого духа и серьезно критикует язычество, то Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" прямо подрывает своим рационализмом основы языческой античной религии . Но особенно яркое выражение кризис господствующей идеологии проявился во введении совершенно не соответствующего привычным нормам государственного культа Ромы-Августы, в рамках которого осуществлялось обожествление императоров. Необходимость обязательного посещения храмов вызвала к жизни многочисленные способы уклониться от формализованной, выродившейся в культ, постепенно утрачивающей смысл языческой религии.
Кризис язычества проявился и в падении индивидуальной и общественной морали. Современники многократно отмечали распад системы родственных и семейных связей, распространение крайнего индивидуализма.
Кризис системы социальных связей проявился и на более высоком уровне. Среднее зажиточное сословие постоянно сокращалось, увеличивалось число маргиналов, привыкших жить за государственный счет, быстро росло число рабов, стоимость которых постоянно снижалась. Уже имели рабов дети и нищие, что создавало тяжелые морально-правовые проблемы, на которые общество, и это очень характерно, не реагировало.
Основанная на использовании все более дешевого труда многочисленных рабов экономика постоянно теряла свою эффективность. Экстенсивное сельское хозяйство стремительно уничтожало плодородные почвы, особенно на территории Италии, где не случайно в это время появляются агрономические исследования. Однако ввоз товаров непрерывно рос, и это создавало обманчивое ощущение изобилия, хотя на практике часто приводило к дальнейшему сокращению производства метрополии и увеличению ее зависимости от окраин, которыми было все труднее управлять и защищать. В свою очередь, регионы постепенно утрачивали интерес к неэквивалентному обмену с Италией, начались попытки отделения, сначала сравнительно легко, а затем все труднее и труднее подавляемые из центра, утратившего контроль.
В эти тяжелые времена происходит вполне естественный всплеск мистицизма (вера в чувственное восприятие божества, часто противопоставляемая внешнему проявлению отжившего культа). В Риме распространяются восточные религии (в частности, древнеегипетская, митраизм, халдейская астрология). Затем начинается распространение иудаизма, и, наконец, появляется секта христиан. Восточные религии принесли в Рим две новые идеи: о существовании только одного Бога, создателя мира (эта идея была легко воспринята римлянами), о посмертном существовании души (у христиан - в виде идеи посмертного воздаяния за грехи) . Последняя идея не была понята римлянами, так как им было трудно принять мысль о жизни после смерти.
Стремительное распространение восточных верований вынудило государство на ответные действия. В правление династии Северов была проведена реформа, в соответствии с которой все боги были собраны в один пантеон. К обычным античным божествам были искусственно добавлены некоторые восточные божества. Но эта синкретическая попытка, как и все подобные, была обречена на провал. Нельзя соединить несоединимое. Персонифицированные божества и языческие идолы не могут пребывать в сознании одновременно.

2. Зарождение и распространение христианства

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле .
Во второй половине I в. н.э. отчетливо наметились два главных течения - проиудейская, представленная Апокалипсисом и генетически восходящее, видимо, к сектам типа ессеев, и антииудейское, связано с деятельностью апостола Павла. Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают слова о том, что для христианства "нет ни эллина, ни иудея", что Богу угодны все: и иудеи, и язычники, и обрезанные, и необрезанные - достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа, т.е. "не по плоти, а по духу", приобретать праведность и спасение от грехов через веру и исповедание .
Епископы, игравшие роль в общине не в силу своего «пророческого дара», а вследствие своей зажиточности и степенности, внесли новое начало в христианскую общину, вызывавшее естественное недовольство харизматиков, этих первых учителей христианства, в огромном большинстве случаев вербовавшихся в течение 100-150 лет из городской бедноты, рабов, вольноотпущенников, разоренных ремесленников, полупролетариев.
Зажиточные элементы каждой общины стремились, прежде всего, оттеснить пророков-учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации, и передать полноту власти епископам. Так возникла церковная организация с епископом во главе. Его задачей было в первую очередь положить конец пророчествам, содержавшим нападки на богачей, предсказывавшим неизбежную гибель старого греховного мира и близкое торжество царства божьего. Эти пророчества с их чаяниями, надеждами, проклятиями и ненавистью особенно ярко выражены в «Апокалипсисе» Иоанна, написанном в 68-69 г.н.э. в фантастической форме «видений» .
Уже со II века епископы занимались толкованием сложных проблем догматики и культа, активно выступали против тех общин и сект, которые еще не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства и пытались по - своему объяснять те или иные его проблемы. Обычно их достоинство теоретически обосновывалось древностью и близостью к апостольной традиции. Оно часто бывало, предопределено географическими, политическими, экономическими и другими подобными обстоятельствами, делавшими тот или иной населенный пункт (и местную общину христиан) естественным центром общения многих локальных церквей. Так возвысились Антиохийская, Александрийская и некоторые другие церкви.
Было естественно, что и христианская община мировой столицы стремилась придать именно римскому епископу особое значение. Кружево легенд плелось о самом происхождении этой общины. Позднее, примерно с IV века, появилось утверждение, что сам апостол Петр обосновал римскую общину и был первым ее епископом, а потому римской церкви надлежит считаться главнейшей в христианском мире, а римскому епископу дан примат, т.е. высшее иерархическое положение.
Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией - неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами и нерушимыми догмами. "Видения" и "божественные откровения" трансформировавшейся и очищавшей себя от "ересей" ортодоксальной церкви более были не нужны .
Страдавшие ими харизматические лидеры, пророки- проповедники уже в III-IV веке не только решительно отстранялись от активной церковной деятельности, но и просто не допускались к ней. Их удел отныне стал иным: за их счет формировался институт монашества, деятельность и "святой дух" которого были поставлены теперь на службу церкви, на укрепление ее авторитета, причем без особой опасности для ее строгой внутренней структуры, т.к. уединенные и замкнутые высокими стенами монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных "видений" осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе.
Таким образом, очищенная от «грехов» молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его, на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV века поддержал церковь, его преемники (кроме Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром "языческой" библиотеки в 415 году в Александрии, видном центре эллинской культуры.
Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Обилие же направление в раннем христианстве, острота споров между их приверженцами свидетельствует о том, что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной власти.
Успех проповеди заключался в том, что она была лишена национальных и социальных предрассудков, осуждала рабство, обращалась к лучшим качествам человека. Наиболее новым было обращение к человеку и его предназначению.
Христиане создали новый тип мировоззрения людей. В центре этого мировоззрения находятся не отношения между людьми, а отношения между человеческой душой и Богом, то есть моральные отношения между людьми вторичны. Таким образом, в центре нового мировоззрения оказалась новая мораль, которая подчинила себе все области культуры, включая право. Для христианской морали характерно совершенно новое для Европы понятие греха как внутреннего духовного падения личности. Грех - это то, в чем человек часто и самому себе боится признаться. Наиболее опасны не совершенные действия, а внутренний мир человека. Он может не совершать ничего плохого, но открыть злу свою душу. Постепенно сложилась морально-юридическая система христианства. В наиболее четком виде она была впоследствии сформулирована в начале XIV в. в поэме Данте Алигьери “Божественная комедия” . Христианство впервые дало человеку свободу выбора между добром и злом, то есть свободу морального и правового внутреннего выбора - между преступлением и законом. Совершаемого ежесекундно выбора между вечной жизнью и вечной смертью.
С появлением христианства внутри Римской империи возникло как бы государство в государстве. Христианское сообщество (церковь) выработало свои собственные моральные и правовые нормы, одной из особенностей которых было противостояние Римскому государству. И государство не могло этого не почувствовать - начались преследования христиан.
Христиане действительно подпадали под действие целого ряда запретительных законов империи. Они представляли собой объединение - коллегию, хотя допускались по закону только похоронные коллегии (бедняки в складчину хоронят друг друга), христиане устраивали молитвенные собрания, они устраивали собрания ночью, что строжайше воспрещалось. Но прежде всего этого с точки зрения римского государства, христиане являлись "плохими" язычниками, причем не только по отношению к Юпитеру или Венере, но и (что было просто недопустимо) по отношению к Роме-Августе, то есть действующему императору-богу . В самом деле, христиане действительно были самыми опасными врагами империи, так как выступали против рабства, бюрократии и вообще ограничений духовной жизни.
Репрессии против христиан прошли два периода: народных и государственных гонений. Первоначально христиан было мало, и можно было легко натравить на них невежественный народ, списывая, таким образом, все преступления и ошибки. Однако число христиан уменьшалось незначительно, репрессии только сплотили истинно верующих вокруг епископов, христианство продолжало распространяться. И вскоре уже у многих оказался сосед-христианин, о котором нелегко было припомнить что-либо плохое. Тогда народное отношение к христианам стало более сочувственным, и государству пришлось действовать самостоятельно, вызывая молчаливое неодобрение гонений уже язычниками. Наиболее жестокие преследования христиан относятся к III в. н. э. - массовые казни в цирках.

3. Изменения в идеологии и общественной организации

В результате реформ Диоклетиана римское государство сильно укрепилось и централизовалось. На смену республиканского строя пришла прочная сильно структурированная монархия. Милитаризация власти, приближение ее к провинциям временно повысили эффективность управления, но не смогли решить тяжелых проблем общества. Наиболее трудной был кризис идеологии. Константин попытался вновь провести синкретическую реформу и, только потерпев поражение, обратился к возможностям христианской организации.
Между тем, проходившая один за другим этапы своего формирования церковь должна была избегать серьёзнейших опасностей: принять неконтролируемый экстатический характер или стать частью античной языческой науки (гностицизм). К 314 г., когда религия была признана «разрешенной» христиане сами нуждались в организации, с точки зрения государства, так как в каждой части империи существовали свои собственные священные книги, и было много различий в системе богослужения. Поэтому по приказу Константина был созван Первый Вселенский собор в Никее в 325 г., который установил общие правила поведения христиан и обязательную молитву - Символ Веры. Эти решения собора позволили сделать христианство государственной религией Римской империи .
Как только это произошло, начался постепенный процесс ликвидации античной культуры и цивилизации. Этот процесс был связан, с одной стороны, - с развитием монашеского движения, с другой стороны, - по приказу императора уничтожались языческие храмы, статуи и библиотеки. Но и внутри самого христианства происходила борьба за централизацию идеологии и организации.
Развернулась борьба по вопросу о сущности Христа. Наибольшую остроту она приобрела в Александрии. В центре этих споров оказался местный пресвитер Арий, который учил, что Христос есть Творение, а не истинный Бог и что Его божественное достоинство основывается на нравственных заслугах. Против подобного мнения в защиту православия выступал местный епископ Александр. Но проповеди Ария были популярнее, т. к. в них он использовал мелодии известных песен своего времени. Спор по вопросу об арианстве был вынесен на специально созванный Первый Вселенский собор. Заседания собора завершились изгнанием Ария. Но у Ария были друзья в Священной опочивальне, поэтому вскоре он вернулся и изгнал Александра.
Спор внутри христианства попыталось использовать римское жречество. В 363 г. к власти пришел воспитанный жрецами император Юлиан. Понимая, что насильственные действия ни к чему не приведут, он написал против христианства книгу, пытаясь расколоть новую веру. Но в первом военном походе он был убит и больше попыток восстановления античной религии не предпринималось .
Римское государство после официального признания христианства, за короткое время сильно изменилось. Особенно важное значение имело развитие монашества в соответстии в учением Св. Антония и Пахомия Великого. Города пустели и разорялись, налогов собирали все меньше, армия становилась наемной, "варварской" по составу. В обществе постепенно проявлялась тенденция к корпоративной организации, основанной на прикреплении человека к роду жизни и образу действий. Население теперь делилось на три основные категории: “чистейшие” - знать, высокопоставленные люди; “люди чести” - зажиточное население; “малые люди” . Эти категории были установлены законодательно. Переход из одной категории в другую был запрещен. Жителям не разрешалось переезжать с места на место, менять род занятий. Теперь каждый человек должен быть приписан к той или иной корпорации: молящихся; крестьян; ремесленников; чиновников.Это новое строение общества резко отличалось от прежнего и характерно в целом для начинающегося периода, для истории средних веков.

4. Падение Западной Римской империи

В конце III в. в Центральной Азии, в связи с изменениями климата, началась сильная засуха, которая привела в движение местный народ - гуннов. Вынужденные искать места для пастбищ, они двинулись на запад, начав Великое переселение народов. В IV в. они прошли к северу от Каспийского моря и, двигаясь дальше на запад, вынудили германские народы отойти к границам Римской империи. Римское государство оказалось вынуждено отражать почти непрерывный натиск германцев. Христиане порой отказывались от участия в войнах и ношения оружия, и римлянам часто приходилось нанимать тех же германцев же для отражения внешних ударов.
В 378 г. под ударами гуннов границу империи перешли племена готов (германский народ, первоначально живший на территории современной Швеции). Римляне не могли остановить их натиска. Им пришлось согласиться с тем, что готы будут жить на их территории в качестве союзников - федератов. Римляне обещали им помочь продовольствием. Но, не получив ничего, готы восстали. Против них двинул легионы сам император. Решающая битва произошла недалеко от города Адрианополь. В этой битве римские легионы были разгромлены, император Валент погиб. Десятки тысяч германцев немедленно пересекли границу во многих местах. С большим трудом полководцу Феодосию удалось восстановить порядок. Всех переселившихся германцев он признал федератами.
Феодосий ненадолго восстановил контроль над государством. В 395 г., умирая, он окончательно разделил империю на две части - Западную (Гесперию) и Восточную (Романию). Этот раздел привел к тому, что у каждой части Римского государства сложилась своя судьба. Романия уцелела, так как на ее территории были богатые сельскохозяйственные регионы (особенно Египет). Поэтому здесь сохранились торговые города, налоги и ополчение. Гесперия не имела крупных экономических центров, поэтому экономика была в большой степени разрушена, и Гесперия просуществовала после разделения менее ста лет. Обе эти империи уже не имели своей столицей Рим. С 321 г. столицей Романии был Константинополь, а столицей Гесперии - город Равенна, расположенный в болотах, среди непроходимых лесов.
В 410 г. отряды готов под командованием Алариха осадили Рим. Десятитысячное войско готов захватило город. Падение Рима потрясло современников. После 410 г. Рим уже не смог оправиться, тем более, что в Гесперии продолжались междоусобицы .
В 451 г. огромное войско гуннов и их союзников пересекло границы империи и в окрестностях города Шалона, на Каталаунских полях, встретилось с войсками, которая смогла собрать погибающая Западная Римская империя. Гуннов вел знаменитый Аттила, в войске которого было около 60 тыс. человек. Но, хотя Римская империя переживала кризис, полководец Аэций вооружил германские племена федератов и выставил против гуннов готские отряды. Произошло решающее сражение за будущее Европы. Натиск гуннов был страшен. Готский правитель погиб. В результате контратаки готы оттеснили гуннов к лагерю Аттилы. Аттилу спас от верной смерти Аэций, опасавшийся победы союзников не меньше, чем поражения от гуннов. Он убедил готов отступить, поссорив их между собой. Гунны избежали разгрома.
Несколько лет спустя Рим осадили вандалы под командованием Гейзериха. Император обещал выдать замуж за Гейзериха свою дочь, но передумал, что привело к войне. В 455 г. из Африки, где располагалось государство вандалов, прибыл огромный флот в 200 кораблей. Рим был взят штурмом и разрушен до основания. Город был разграблен. Произведения искусства уничтожены. Рим превратился в пастбище и на много лет запустел.
Но государство Гесперия со столицей в Равенне все еще существовало. В начале 470-х гг. на престол был возведен больной Ромул Августул. В 476 г. глава преторианской гвардии Одоакр отобрал у него знаки императорской власти (инсигнии) и, так как сам не хотел становиться императором, приказал отправить их в Константинополь. События 476 г. принято считать концом Римской империи.
Римское государство было высшим достижением первого этапа истории человечества. Оно было основано на идее "всемирного города", опиралось на сохранившие значение до настоящего времени законы, однако языческая религия и античная культура постепенно исчерпали возможности своего развития. На смену римской державе шла христианская церковь, которая несла иную культуру и государственность. Смена парадигм общественного развития, как всегда, оказалась весьма болезненной. На смену империи пришли "варварские" королевства, неспособные сохранить достижения древности и слишком слабо организованные для того, чтобы распространить христианскую веру среди населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианство возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. В ту эпоху наблюдался кризис духовных ценностей римского мира, упадок общественной морали, альтернативой чему могли быть религиозно-нравственные поиски, проявившиеся в появлении различных религиозных групп и этических учений. Были и идеологические предпосылки христианства и его эволюции.
Ранович считал, что возникновение христианства связано с глубоким кризисом рабовладельческого хозяйства. Для характеристики этого кризиса он привел в своей книге отрывки из источников, относящихся не только к первым векам нашей эры, но и ко II-I вв. до н.э., когда в Риме происходили гражданские войны, закончившиеся падением республики и установлением империи.
В настоящее время ученые рассматривают упомянутые гражданские войны как проявление кризиса античной гражданской общины, а не всего рабовладельческого общества. Римские завоевания III-II вв. до н.э., превратившие обширные области Средиземноморья в бесправные провинции Рима, привели к сложным социально-экономическим и политическим последствиям, которые были вызваны несоответствием организационных форм гражданской общины потребностям "мировой" державы. Разумеется, в кризисе Римской республики II-I вв. до н.э. большую роль сыграло обострение классовой и социальной борьбы, в том числе мощные восстания рабов. Однако экономика Римского государства была многоукладной, а формы классовой борьбы – весьма многообразны.
За пять веков, последовавших за распятием Иисуса Христа, подавляющее большинство населения Римской империи, включая императоров, становится христианским. В 312 император Константин Великий принял эту веру, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного «Отступником»), возродить язычество (в 361–363) провалилась. К концу 5 в. христианство стало государственной религией Армении, христианские общины появились в Персидской империи, в Индии и у германских народов на северных рубежах Римской империи.
Среди причин, побудивших большинство населения Римской империи принять христианство, можно назвать следующие: 1) постепенное разложение и упадок греко-римской культуры; 2) принятие христианской веры Константином и его преемниками; 3) тот факт, что в христианстве люди всех классов и национальностей принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям; 4) бескомпромиссная приверженность церкви своим убеждениям и высокие моральные качества ее членов; 5) героизм христианских мучеников.
Возникновение и распространение христианства не было связано напрямую с какими-то хозяйственными явлениями в Римской империи. Оно было обусловлено изменениями в идеологии и социальной психологии: поисками единого универсального божества, которое было бы носителем высшей справедливости, защитником обиженных, падением авторитета древних местных богов, покровителей города или племени, разрушением традиционных связей между людьми - общинных, гражданских, семейных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Борунков, Ю.Ф., Яблоков, И.Н. Основы религиоведения/ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
    Васильев, Л.С. История религий Востока/ Л.С.Васильев. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 425 с.
    Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры/ А.Н.Маркова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.
    Полищук, В.И. Культурология / В.И.Полищук. – М.: Гардарики,1999. – 446 с.
    Радугин, А.А. Культурология: Учебное пособие/ А.А.Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.
    и т.д.................

Со второй половины II века Римская империя переживает экономический и социальный кризис. III век – период кровавых гражданских войн. Рабовладельческий способ производства исчерпывает себя, складываются элементы новых форм существования, предвосхищающие феодализм. Изнеженность, купание в роскоши вели не только к распаду государства, но и к смене основных ценностных ориентиров и моральных устоев общества. Великая держава вошла в период жесточайших кризисов, из которых уже не могла выбраться.

Причины упадка античной культуры:

  1. Политический кризис . Во 2 веке нашей эры Римом правили уже не императоры, а солдаты, избираемые большинством. Началась так называемая «эпоха солдатских императоров» . Эти новоиспеченные престолодержатели стремились не упрочить и восстановить былую мощь державы, а, наоборот, крали и растаскивали казну, облагали народ все новыми налогами. Даже произошло невероятное событие – в конце 2 века императорский престол был пущен на продажу с публичного торга.
  2. Экономический кризис . Во-первых, в это время происходит спад производства. Рим был переполнен людьми, разорившимися или не желающими работать. Большие толпы нищих броди по риму, предаваясь праздности и лени. Главный девиз того времени: «хлеба и зрелищ» . Во-вторых, прежняя экономическая система себя уже исчерпала. Происходит переход к феодализму. В результате многочисленных войн завоеванная территория часто становилась частной собственностью. Как следствие — появляются крупные землевладельцы и мелкие, которые еще больше мельчают. Теперь земля – главная собственность и показатель достатка и богатства. Это говорит о том, что античный рабовладельческий строй заканчивает свое существование.
  3. Идеологический кризис . Время поздней империи – нравственное падение и обнищание нравов. Прежних ценностей – патриотизм, доблесть, воинская служба, героическая смерть на поле боя — уже не существует. Изнеженные в роскоши и праздном существовании патриции совсем не хотели воевать и погибать нелепой смертью. Римляне этого времени – не храбрые воины, а люди привыкшие к красоте и изнеженности. Все покупается и продается. На смену прежних ценностей приходят совсем другие: роскошь, алчность, раболепие, разврат и распущенность.
  4. Кризис религии . Прежняя языческая вера в античный Пантеон богов уже не отвечали духу времени и чаяньям народа. Униженный народ не мог примириться с усилившейся подневольной эксплуатацией и оскорблениями. Старые боги, не слышащие молитвы, его не устраивали. Тем более что к социальной нестабильности добавляются природные катастрофы и эпидемии: в это время происходят землетрясения и извержение вулкана Везувий, начинает свирепствовать чума. К тому же варвары совершают свои бесконечные жесточайшие набеги. В это тяжелое для Римской империи время зарождается новая религия – , которая очень быстро распространяется по империи, находя все больше приверженцев.

Император Феодосий

Феодосий I Великий (Флавий Феодосий) - последний император единой Римской империи . В 379 году получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императора Грациана , в 394 году стал править всей Римской империей единолично. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства в качестве единой государственной религии империи. Он стал преследовать другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года перестали проводиться Олимпийские игры. Деятельность императора Феодосия определила направление религиозного развития Европы.

Перед смертью Феодосий успел осуществить мирный раздел наследия Римской империи между сыновьями. Старшему Аркадию досталась Восточная часть со столицей в Константинополе, которая в современной историографии получила название Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. С 395 года греческая восточная и латинская западная половины империи больше никогда не соединялись под единым управлением. Западная часть империи развалилась под натиском варваров спустя 80 лет, а Византия более тысячелетия сохраняла преемственность традиций Римской империи.

Император Ромул

Флавий Ромул Август последний император Западной Римской империи , правивший в 475-476 годах. Отец Ромула, Орест, по просьбе симпатизировавших ему солдат поднял восстание против Юлия Непота и захватил столицу Западной Римской империи Равенну. 31 октября 475 года Орест, отказавшись по какой-то неизвестной причине от титула императора, возвёл на престол своего малолетнего сына Ромула.

Ко времени вступления на престол Ромула Августа Западная Римская империя находилась на грани исчезновения. Императорская власть распространялась только на Италию и небольшую часть Южной Галлии. Восточно-римский император Зенон отказался признать Ромула императором Запада, считая его обыкновенным узурпатором. После десятимесячного правления против Ромула и его отца было поднято восстание армией, которая практически полностью состояла преимущественно из германских племен.

Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа Одоакром 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Западной Римской империи. Также 476 год современной наукой считается годом окончания эпохи античности . Однако известный ирландский историк Джон Багнелл Бьюри, говоря о 476 годе как о годе падения Западной империи, уточняет, что «никакая Империя не пала в 476 году; не было никакой „Западной Империи“, которая могла бы пасть. Была только одна Римская империя, которой иногда управляли двое или более Августов…»

Это конспект по теме «Кризис античной культуры» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: