Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Лихачев у человека должны быть любимые произведения. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Лихачев у человека должны быть любимые произведения. Сборник идеальных эссе по обществознанию

(Д. Лихачев)

Сочинение

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёвпризывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Незабываемые минуты я провела с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

Для многих людей чтение книг - это то, что дает нам богатый, обширный и глубочайший опыт жизни. Многие думают, что если они будут читать книгу, только для того, чтобы отчитаться перед кем-либо, то это принесет столько же пользы, что и глубокое, «бескорыстное» чтение. Так ли это? Почему книги нужно читать с интересом?

В тексте Д.С. Лихачева поднимается проблема заинтересованности чтения.

Автор раскрывает эту проблему, рассуждая о том, как к нему пришло понимание, что такое «бескорыстное» чтение. Автор повествует нам историю из своего школьного детства. Д.С. Лихачев рассказывает, что «бескорыстному» чтению его научил школьный учитель. Он вспоминает, как Леонид Владимирович умел прочесть, заинтересовать. Автор подчеркивает, что они делали это непринужденно, поэтому эти книги запали к ним в сердце: «Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве». Ребятам просто нравилось слушать и поэтому они вдавались в каждую мелочь содержания книги.

Автор рассуждает над этой проблемой, сравнивая книгу с телевизором. Д.С. Лихачев дает свой комментарий на вопрос - почему телевизор частично вытесняет книгу. Осознав то, что, если читать книгу, как и телевизионную программу, «не торопясь, вникая в подробности», то книга может стать даже интересней некоторых телевизионных программ.

В литературных произведениях существует множество примеров, подтверждающих мою мысль. Например, в повести Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» мы видим, как подруга Тани Савичевой держит в руках ее дневник. Вале Зайцевой нужно было на бетонных плитах переписать содержимое дневника Тани. Девочка, читала каждое слово и представляла, что происходило с Таней. Вале Зайцевой, было тяжело писать это, потому что она читала внимательно и перед ней открылась настоящая картина того, что происходило с Таней. Так, мы видим, что только внимательное, «бескорыстное» чтение открывает настоящую картину происходящего.

Еще одним примером, доказывающим мою мысль, может быть героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина, когда читала книги, представляла себя героиней этих книг. Она читала книги внимательно и «бескорыстно», ей просто нравилось это. Она вдавалась в мелочи и поэтому она могла увидеть истинную картину произведения.

Таким образом, я снова убедился в том, что читать книгу нужно с интересом. Внимательно и непринужденно, вдаваясь в каждую деталь происходящего. Только тогда можно увидеть истинные мысли того, что хотел передать автор. Только тогда книга даст нам обширный и глубочайший опыт жизни.

Текст из ЕГЭ

(10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь. (22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

(По Д.С. Лихачеву)

Вступление

Чтение – источник знаний. С помощью чтения мы можем получить информацию из далекого прошлого, почувствовать внутреннее состояние поэта или писателя, создающего высокохудожественные произведения.

В последнее время книгу сильно вытесняют новейшие технологии – все чаще можно увидеть людей с планшетами и телефонами. Но ощущение, когда ты полностью погружаешься в написанное, вдыхаешь запах бумаги, переживаешь вместе с героями все их горести и радости – не сравнимо ни с чем.

Проблема

Д.С. Лихачев заявляет проблему отношения к чтению, которое становится все менее значимым для современных людей. Речь идет именно о чтении художественных произведений.

Комментарий

Автор говорит, что нет ничего прекраснее, чем неторопливое чтение литературных произведений. Литература вбирает в себя невероятный опыт людей в различных ситуациях. Она помогает разобраться в людях, понять мотивации окружающих, душу человека, она делает нас мудрее.

Осознать всю пользу процесса можно только при внимательном чтении, дающем возможность присмотреться к деталям. Если не получилось правильно прочесть книгу, то стоит перечитать ее несколько раз.

В жизни каждого человека должна быть произведение, к которому он будет обращаться в периоды трудностей и сомнений, которое он будет цитировать, находясь в шумных компаниях для всеобщего увеселения или разряжения атмосферы.

Чтение стоит выбирать только по собственному вкусу, не опираясь на моду, чтобы не потерять ценное время.

Автор вспоминает своего учителя литературы, который научил своих учеников таинству чтения, подарил радость общения с книгой. Это был особенно ценный опыт, так как обучение его происходило в годы войны, и учитель вынужден был часто отсутствовать на уроках из-за сооружения окопов или работе на фабрике. Произведения, прочитанное на уроках Леонида Владимировича, стали любимыми для автора на всю жизнь.

Немалую роль в формировании любви к чтению играют родители, которые своим примером должны показывать ребенку отношение к книге, перечитывать интересные моменты вместе, обсуждать.

Для тех, кто совершенно не знает, что ему почитать, автор рекомендует обратиться к классике, которая выдержала испытание временем и не может быть бесполезной. Для осознания современной действительности стоит читать и современных авторов.

Авторская позиция

Д.С. Лихачев призывает быть внимательными при чтении, не растрачиваться на мнение толпы, не гнаться за модой. Главное – чтение должно вызывать приятные ощущения, поэтому важно принять удобную позу, выбрать время, когда никто не будет вас тревожить и вам некуда будет спешить. Только тогда вы сможете получить истинные знания и эмоции.

Своя позиция

Аргумент №1

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна увлечена чтением. Она читает романы, которые любила ее мать, увлекается сентиментальными произведениями. Не меньше ее интересуют философские труды. После знакомства с Евгением Онегиным, Татьяну начинают привлекать более серьезные произведения Руссо и Байрона.

Проводя долгие зимние вечера за неспешным чтением, девушка получает столько эмоций и впечатлений, сколько, наверное, не получаем мы после просмотра самого захватывающего фильма.

Аргумент №2

Еще одна героиня русской литературы – Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже ставит чтение во главу своей жизни. Ее любимая книга – Библия. К ней она обращается в моменты сомнений и душевных переживаний.

Когда она читает легенду о воскрешении Лазаря для Раскольникова, она настолько вникает в чтение, что дрожь пронизывает всю ее плоть. После ее чтения и Раскольников начинает о многом задумываться.

Заключение

Чтение невозможно чем-то заменить. Ни просмотр фильмов, ни прослушивание аудиокниг, ни тем более пересказ произведения не смогут в полной мере дать представление о содержимом книги.


Роль литературы в жизни одного человека и в истории всего человечества очень велика, её трудно переоценить.

Именно над проблемой роли книги в жизни человека размышляет советский и российский филолог, искусствовед и автор прочитанного мною текста - Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Выдвинутая Дмитрием Сергеевичем эстетическая проблема является особенно актуальной в наше время. Многие люди сейчас предпочитают посмотреть телевизор, нежели прочесть книгу. И этот не может не вызвать тревогу у писателя (предложения 22 и 23). Такая ситуация происходит из-за "незаинтересованного" чтения, то есть такого чтения, когда человек читает то, что якобы надо прочесть или то, что модно. Но если он найдёт ту книгу, которая ему по душе, ту, которую он выбрал сам, то поймет, что чтение намного интереснее просмотра телепередач (предложение 24).

Лихачев глубоко убеждён в том, что литература делает человека интеллигентным и развитым. Он призывает нас к тому, чтобы мы больше читали, но читали не просто так, а с величайшим интересом.

В доказательство своей мысли приведу пример из художественной литературы.

На главного героя произведения Джека Лондона "Мартин Иден" литература оказала огромное влияние. Из не образованного моряка он перерос(??) в известного писателя. А на этом трудном жизненном пути ему помогли, конечно же, книги.

Приведу ещё один пример. Книги служат не только источником различной информации, но и помощником в формировании нравственных качеств человека. Так, например, Андрею Болконскому из произведения

Л. Н. Толстого "Война и мир" именно книги помогли в поисках смысла жизни и самого себя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что книга - лучший друг человека.

Вариант 2

«Чтение – вот лучшее учение» - писал А. С. Пушкин в далеком 1822 году. Но и сегодня это утверждение остаётся неоспоримым. Книги по-прежнему любят и почитают в обществе интеллигентных людей.

Над проблемой влияния книг на личность человека рассуждает академик Д. С. Лихачёв в одной из глав своего произведения « Письма о добром и прекрасном».

Автор относится к литературе с любовью и уважением. Будучи интеллигентным человеком, Дмитрий Сергеевич уверен, что хорошая книга способна не только заинтересовать человека, но и повлиять на него самым лучшим образом. По словам писателя, «литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни». Дмитрий Сергеевич призывает молодежь читать, постигать жизнь с помощью книг, ведь именно они «делают человека интеллигентным».

Я полностью разделяю позицию Дмитрия Сергеевича. Действительно, книги, как ничто другое в мире, способны повлиять на личность человека.

Стоит вспомнить моряка Мартина Идена из одноименного романа Д. Лондона. Книги превратили главного героя из полуобразованного матроса в подающего надежды писателя. Он добился высот, к которым стремился, во многом благодаря чтению. И именно литература помогла Мартину разрушить барьер, делящий общество на классы.

Я считаю, что влияние книги может быть как благотворным, так губительным. Подтверждение этой мысли я нашла в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея». Подлый и безнравственный сэр Генри решает позабавиться: уподобить чистого душой юношу Дориана себе самому. И это кошмарное превращение начинается с прочтения книги, которую рекомендовал юноше сэр Генри. Страницы этого психологического этюда сыграли роковую роль в жизни главного героя: именно эта страшная книга заставила Дориана потерять всякое представление о гранях разумного. За эти последовало моральное разложение героя…

Подводя итог, можно уверенно сказать, что книга не только занимает важное место в жизни человека, но и принимает самое непосредственное участие в формировании его мировоззрения.

Вариант 3

Д. С. Лихачёв – известный советский и российский филолог, искусствовед, сценарист. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к книгам. Какова роль книг в жизни человека? Вот проблема, которую поднимает Д. С. Лихачёв в предложенном тексте.

Многие герои произведений становятся для нас идеалами, и мы стараемся полностью соответствовать им. Из книг мы узнаем о событиях, произошедших сотни лет назад. Книги делают людей интеллигентными и мудрыми.

Литература сыграла огромную роль в становлении главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». За свою жизнь Татьяна Ларина прочитала огромное количество книг. Они воспитали в ней любовь к Родине и природе, твердость в убеждениях и мудрость, верность близким людям. Таким образом, Татьяна ещё в молодости начала понимать жизнь, смогла преодолеть все её трудности.

Ещё одним книголюбом является Артур Грэй из произведения А. Грина «Алые паруса». Именно из книг он узнал о капитанах и моряках. Грэй хотел всячески походить на этих людей. Благодаря чтению герой смог правильно выбрать свой путь в жизни и реализовать мечту.

Прочитав текст, прихожу к следующему выводу: книги - ценнейший источник знаний, путеводитель по жизни для каждого. Поэтому давайте и мы будем почаще обращаться к творениям великих авторов.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему.

Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.