Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Мероприятия о науке для детей. Проектная деятельность в библиотеке: Методические подсказки

Мероприятия о науке для детей. Проектная деятельность в библиотеке: Методические подсказки

Внеклассное мероприятие

Тема: «День Российской науки»

Подготовила: Бугаева Л.С.

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Ученик. Школа, здравствуй! Мы знакомы!

Школа, я твой - ученик!

Ты - мир знаний, тайн, открытий!

Школа наша - наш учитель!

Отчего сегодня в школе

Очень суетливо вдруг?

Потому что мы сегодня

Отмечаем День Наук!

Без наук мы никуда,

Ни туда и ни сюда.

Чтобы стать геологом, врачом иль космонавтом

С детских лет науки нужно изучать нам.

Законы физики, таблицу умножения,

Английский, химию сегодня учим мы.

И знаем точно, что науки эти

Нам всем и каждому нужны!

Ведущий. Над буйным хаосом стихийных сил

Сияла людям Мысль, как свет в эфире.

Исканьем тайн дух человека жил,

Мощь разума распространялась в мире.

Упали в прах обломки суеверий,

Наука в правду превратила сон:

В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,

Познав составы звезд и жизнь бактерий.

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Что было бы? Пришла бы снова

Хаоса мрачная пора.

Лучам приветственное слово.

Науке - громкое “Ура”!

Слайд № 2

Ежегодно 8 февраля отмечается профессиональный праздник российских ученых - День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году.

Выбор даты проведения Дня науки отсылает нас к истории Российской Академии наук. По императорскому распоряжению 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года в России была учреждена Академия наук.

Слайд № 3,4

Академия наук была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 г. - в Российскую академию наук.

Слайд № 5

В 1999 г. Указом Президента РФ от 7 июня в этот день был учрежден праздник российских ученых - таким образом власти ознаменовали 275-ю годовщину Российской академии наук. Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны. В структуру РАН включены девять отделений по областям и направлениям науки, три отделения и пятнадцать научных центров регионального характера. Существуют также отраслевые государственные академии наук: «Российская академия образования», «Российская академия медицинских наук», «Российская академия сельскохозяйственных наук», «Российская академия архитектуры и строительных наук», «Российская академия художеств».

№ слайда 6

Описание слайда:

Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик И. П. Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, - И. И. Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик К. С. Новосёлов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

№ слайда 7

Описание слайда:

В советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. При выборе даты руководствовались тем, что в 1918 году между 18 и 25 апреля В.И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старинке», то есть, в третье воскресенье апреля. Почтовая марка СССР

№ слайда 8

Описание слайда:

Многолетняя традиция отмечать отечественные научные успехи в России была прервана в начале 90-х годов, но в конце прошлого века была вновь возобновлена.

№ слайда 9

Описание слайда:

В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров. Всего в Академии насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе, более 500 академиков и 800 членов-корреспондентов.

№ слайда 10

Описание слайда:

С 18 века до наших дней Россия вносила огромнейший вклад в развитие мировой науки. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев - вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

№ слайда 11

Описание слайда:

Во все времена наука являлась мощным ресурсом экономических преобразований, важнейшей составляющей национального богатства, движущей силой технического прогресса. Научно-технический потенциал любой страны - это важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития. Использование научных знаний обеспечивает экономический рост страны, благодаря достижениям науки и порожденным ею технологиям значительно повышается благосостояние населения.

№ слайда 12

Описание слайда:

День российской науки - это прекрасный повод привлечь внимание общественности, деловых кругов, молодежи, школьников к огромным возможностям науки.

Слайды №№ 13,14

В1: До сих пор со времён Ломоносова

Неизменна эта традиция -

Юных Сеченовых и Амосовых

Производят в российских провинциях!

В2: Вы – наследники мудрых гениев,

Но шагаете путями своими!

Пусть вы юные, тем не менее –

Вы любые преграды осилите!

В1: Главное, чтоб сердцу было тесно

Среди серых бескрылых идей,

В2: Мечтай же, ученик, загадок – бездна!

Нам хочется, чтоб поскорее ты проник...

А в небе мерцают прекрасные звезды,

И свет Земли отражается в них!

В1: Храните науку! Священные узы ее и искусства!

И в самые тяжелые, трудные годы и дни,

В лютый мороз, нестерпимый зной.

Несмотря на угрозы, боль заглушая,

Назло всем печалям и бедам, помните.

Вы – дети Земли! Вы – молодость мира ее!

В2: Так пусть же символом сегодняшнего дня станет мудрая сова

К защите проектов готовы?

Защита проектов!

А теперь небольшая викторина. (Для параллелей звучат разные вопросы.)

Вопрос
-Говорят, что в Древней Греции были очень справедливые законы. Один из них гласил: «Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишиться глаза…» - и к этому было добавлено: «…а кто выколет глаз одноглазому, тот…» Какое наказание следовало за это деяние? (Тот лишится обоих глаз.)
-Богиню мудрости в Древнем Риме называли Минерва. А как ее звали в Греции? (Афина.)
- Что означает «акробатика» в переводе с греческого? (Ходить на цыпочках.)
Вопрос

Кто был любимым героем английских баллад? (Робин Гуд.)
- Слово французского происхождения, но впервые этот институт государственной власти появился в Англии. (Парламент.)
-Какое животное в Англии состоит на государственной службе и получает зарплату? (В Британском музее служат 6 кошек за 50 фунтов стерлингов.)
Вопрос

Как называли в Бразилии участки земли, которыми завоеватели-португальцы наделяли переселенцев из Португалии? (Фазенда.)
- Одно из прозвищ великого бразильского футболиста Насименто. (Пеле, Черная жемчужина.)
9-11-е классы.
- Самба - очень популярный танец в Бразилии. Но ни один такой танец не обходится без негритянских «атабаке» и «аже». Что это? (Большой барабан, инструмент в форме глиняного сосуда, внутри которого маленькие камешки.)

Вопрос

- Данное слово имеет несколько значений: птица, обитающая в Африке; человек, без которого не обходится ни один директор организации. Какое это слово? (Секретарь.)
-Родиной какого домашнего животного считается Африка? (Кошки.)
-Какое животное, родственное встречающемуся в наших лесах, можно встретить только в Африке? (Кабан африканский бородавочник.)
Вопрос

Какое приспособление для путешественников изобрели в Китае? (Компас.)
-Это «яблоко», по мнению голландцев, росло только в Китае. (Апельсин.)
Вопрос

Как в Индии называется князь? (Раджа.)
-Как мы называем цифры, изобретенные в Индии? (Арабские.)
-В Индии существуют два государственных языка. Какие? (Хинди и английский.)

Вопрос

- В Испании проводится фестиваль овоща, который используют для профилактики простудных заболеваний. (Фестиваль чеснока.)
- Основной доход испанская казна получает от так называемой «промышленности без труб». Что скрывается под этой фразой? (Туризм.)
-Почему говорят, что на территории Испании есть не одна Испания, а много? (Из-за разнообразия природных условий, которым не отличаются другие европейские страны.)
Ведущий. Леди и джентльмены! Дамы и господа, я весьма довольна тем, что сегодня увидела. Мне бы хотелось наградить достойнейших.

Подведение итогов.

В2: Награды вручены! Таланты признаны!

И аксиома о талантливых учениках десятой - не нова!

Пусть любознательность учащихся лишь только высится!

Пусть пыл исследовательский и запал открытий будут навсегда!

В2: Пусть пронесут по жизни дети, словно знамя,
Полученные в школе знания и интерес к науке!
Пусть применяют их в делах, учёбе, жизни рьяно
А мы гордиться ими всегда будем!.

В1: Главное, чтоб сердцу было тесно

Среди серых бескрылых идей,

Чтоб оно рвалось к научной мысли,

В мире открытий, безумных затей!

В2 : Для произнесения торжественной клятвы просим встать.

В1: Мы, учащиеся Молотинской средней школы клянемся:

    всегда пытаться проникнуть в суть окружающего мира;

    учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала человеческая культура;

    высоко нести честь нашей школы;

    своими знаниями и успехами укреплять ее позиции селе и за его пределами;

    овладевать преподаваемыми предметами с постоянным упорством;

    штурмовать читальные залы библиотек, сайты сети Интернет.

В2: Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Пусть тайны науки пред нами бледнеют
И радость открытий нас ждёт впереди!

В1: Пусть ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце,

да здравствует разум,

да здравствует ум,

Хором: да скроется тьма!

ЛИТЕРАТУРА

      Дубровин Л.И. Человек на ледяном континенте. - Л.: Гидрометеоиздат, 1976. - 176 с.

      Брегман Г.А. Капитан А. С. Кучин. - Летопись Севера: Ежегодник по вопросам исторической географии, истории географических открытий и исследований на Севере. Т. 3. - М.: Географгиз, 1962. - 288 с.

      Сенкевич Ю.А, Шумилов А.В. Их позвал горизонт. - М.: Мысль, 1987. – 213 с.

      Трешников А.Ф. Руал Амундсен - Л.: Гидрометеоиздат, 1972. - 63 с.

      Павлова В. Капитан Кучин // Орловский Вестник. - 2008. - 08 октября [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.efactory.ru/?article=13548 (дата обращения: 05.03.2012).

      Amundsen R. Sydpolen. Den norske sydpolsfærd med Fram 1910–1912. - Kristiania.: J. Dybwads, 1912. - 424 р.

      Едемская А. Он мог стать вторым Ломоносовым //Правда Севера - 2011. - 20 апреля [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravdasevera.ru/?id=1051772571 (дата обращения: 04.03.2012).

      Шпаро Д.И., Шумилов А.В. Путь, прочерченный пунктиром // Вокруг света.- 1977. - № 7. - С. 22-30.

Методическая разработка общешкольного мероприятия

«День науки»

(«Наука окрыляет и жизни смысл дает»)

Почему дети не хотят учиться в школе? Этот вопрос часто задают педагогам родители учеников. Ответ прост: во все времена учиться нравилось лишь тем ученикам, которые были сами заинтересованы в обучении. Формированию такого стремления может способствовать общешкольное мероприятие «День науки» с использованием активных форм организации деятельности обучающихся.

Цель Дня науки: выявление и развитие у обучающихся школы интеллектуальных и творческих способностей, создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности, внедрение эффективных форм внеклассной работы по учебным предметам.

План проведения Дня науки целесообразно обсудить на заседании школьных предметных кафедр, утвердить у руководителя образовательной организации; его отличительной особенностью должно стать разнообразие содержания материала, предлагаемого обучающимся 1-11-х классов, использование нестандартных форм работы с ними.

Подготовительная работа к проведению Дня науки:

1. Определить дату и время проведения мероприятия (8 февраля или конец апреля).

2. Подготовить торжественное открытие Дня науки для обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов (стихотворения, презентации, перечень памятных дат, связанных с научными достижениями России, мудрые мысли ученых, музыка). Ответственные – заместители директора по учебной работе.

3. Организовать лекторские группы обучающихся 5-11-х классов (одна группа – 4 человека от класса или параллели классов); подготовить доклады и презентации о выдающихся людях России, родного края, вопросы для обсуждения материала. Ответственные – классные руководители и их ученики.

4. Разработать сценарии уроков, презентации по одной из предложенных тем:

    История изобретений.

    Открытия XXI века.

    Глобальные проблемы человечества.

Ответственные – учителя-предметники и/или ученики 9-11 классов.

5. Подготовить занимательный материал для работы научных лабораторий юных эрудитов «Хочу все знать!» (1-4 классы). Ответственные – руководители школьных предметных кафедр, ученики 5-11 классов.

6. Организовать творческие группы учеников 5-11 классов по выпуску тематических газет «Это интересно!»; представить работу на школьном стенде. Ответственные - руководители школьных предметных кафедр, классные руководители.

7. Организовать в учебных кабинетах выставки научно-познавательных книг «Наука без границ». Ответственные – учителя-предметники.

8. Подготовить грамоты для награждения класса или отдельных учеников за участие в Дне науки. Ответственные – классные руководители.

Содержание Дня науки

I . Открытие Дня науки (1 урок, 20 мин)
Ведущий (заместитель директора по учебной работе):

Уважаемые педагоги и ученики!

Сегодня в школе необычный день - День науки.

День науки – это праздник души!

Ученик навстречу к знаниям спешит!

Много пользы этот день принесет,

Ум и память у всех разовьет.

Наука играет важную роль в истории человечества, нашего государства, каждого отдельного человека. Во все времена научная мысль являлась сердцем научно-технического прогресса. Ученые, исследователи, изобретатели, естествоиспытатели, их труды и открытия давали толчок новому витку развития человеческой цивилизации. Так было в античном мире, в средние века, в эпоху Просвещения, в XIX и XX веках… Особенно это становится актуальным в XXI веке. Что окружало бы нас сегодня, каким был бы мир, если бы не работа выдающихся умов! Ученый-гений Ломоносов М.В., химик Менделеев Д.И., авиастроитель Циолковский К.Э., медик Пирогов Н.И., физик Тесла Н., физиолог Павлов И.П., биологи Мичурин И.В., Мечников И.И., изобретатель Кулибин И.П., математики Лобачевский Н.И. и Ковалевская С.В... Кому-то эти имена еще не знакомы, кто-то их уже слышал от своих родителей или учителей… Это великие ученые нашейстраны – мужчины и женщины, известные во всем мире; некоторые из них - наши земляки, чьими именами названы улицы города. Перечислять фамилии русских ученых можно очень долго, многих уже нет на этом свете, но память о них до сих пор жива. Каждый год открываются имена новых ученых - молодых и не очень, готовых к покорению мира науки, наполненного удивительными тайнами и загадками.

В русском языке есть слово-вопрос: «Почему?». С него пробуждается интерес к науке, начинается любое открытие. Если человек захочет узнать о смене времен года, дня и ночи, возрасте дерева или рыбы, захочет понять такие природные явления, как листопад или снегопад, он обязательно задаст вопрос: «Почему?». Оказывается, быть почемучкой похвально, ибо всякая наука начинается и всякий ученый рождается с простого «почему?».

Развитию науки в нашей стране, в городе Рязани уделяется огромное внимание. Прежде всего, благодаря постоянной поддержке президента РФ В.В.Путина. Лучшие достижения науки и техники отмечаются государственными премиями и наградами.

Хотелось бы сказать о некоторых памятных датах из истории отечественной науки:

    440 лет назад вышла в свет "Азбука" Ивана Фёдорова – печатная книга для обучения письму и чтению (1574 г.);

    300 лет со времени основания библиотеки Российской Академии наук (1714);

    150 лет назад вышла в свет учебная книга для детей К.Д. Ушинского «Родное слово» (1864 г.);

    125 лет петербургскому издательству Брокгауза и Ефрона, выпустившему в свет Энциклопедический словарь – универсальную энциклопедию на русском языке;

    7 лет назад принят Закон «О науке и научно-технической деятельности в Рязанской области».

IV . Нескучные уроки «Эврика!» (2-3 урок)

Учителя начальных классов, учителя-предметники и/или ученики 9-11 классов в соответствии с расписанием проводят нестандартные уроки (экскурсии, игры, путешествия, исследования, открытия и пр.) по выбранным темам.

Примерный список тем:

«Удивительные открытия» (окружающий мир);

«История развития космонавтики» (окружающий мир);

«Самые масштабные открытия XXI века» (окружающий мир);

«В.М. Головнин и П.П. Семенов-Тян-Шанский: путь к великим достижениям» (окружающий мир);

«Флотоводческое искусство Ф.Ф. Ушакова» (литературное чтение, окружающий мир);

«Открытие цифр» (математика);

«Необыкновенное путешествие в десятичные дроби» (математика);

«Функции вокруг нас» (алгебра);

«Решение нестандартных геометрических задач» (геометрия);

«Великие открытия XXI века» (английский язык);

«Путешествие по Северному Ледовитому океану» с просмотром видеофильма (география);

«История русской письменности» (русский язык);

«История возникновения буквы «ё» (русский язык);

«Химия со взрывами и без: веселая викторина» (химия);

«История в лицах: знаменитые рязанцы» (история);

«Идеи Адама Смита» (обществознание)

V . Информационная служба «Наука в Рунете» (перемены)

Обучающиеся 5-8, 9-11 классов по желанию посещают компьютерные классы и заходят на сайт, посвященный открытиям человечества и достижениям науки, в сети Интернет: .

VI . Научные лаборатории для юных эрудитов «Хочу все знать!» (4-5 урок)

Обучающиеся начальных классов посещают кабинеты учителей-предметников. С детьми работают учителя-предметники и/или ученики 5-11 классов.

1. Творческая лаборатория «По страницам Красной книги Рязанской области» (1 классы, 40-45 мин). Проводится в компьютерном классе. Обучающиеся узнают о животных, занесенных в Красную книгу рязанского края, выполняют творческое задание «Раскрась редкое животное» (не более 10 мин), под руководством учителя создают «Красную книгу в иллюстрациях для детей».

2. Лаборатория юных биологов «Красота под микроскопом» (2 классы, 40-45 мин). Проводится в кабинете биологии с использованием научно-познавательного набора Steppuzzle «Юный биолог».

3. Лаборатория юных химиков «Чудо-опыты» (3 классы, 40-45 мин). Проводится в кабинете химии с использованием «Химия и другие науки» (150 опытов).

4. Лаборатория юных физиков «Покорение силы» (4 классы, 20 мин). Проводится в кабинете физики с использованием научно-познавательного набора Bondibon «Мастерская электричества».

5. Мастерская юных изобретателей «Копилка идей» (4 классы, 20-25 мин)

Учитель начальных классов рассказывает детям об изобретателях и изобретениях, демонстрирует примеры открытий известных всему миру полезных вещей, законов. Практическую работу можно провести с использованием видеозаписи передачи «Пока все дома» («Оч. умелые ручки»).

VII . Выставки научно-познавательных книг «Наука без границ», изучение материалов тематических газет «Это интересно!» (перемены)

VIII . Закрытие Дня науки «Во славу Отечества!» (6 урок, 20 мин)
Ведущий:

День науки подошел к концу. Подведем его итоги.

НАГРАЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРАМОТАМИ ЗА УЧАСТИЕ В ДНЕ НАУКИ

Ведущий:

Думаю, каждому из вас сегодня понятны слова одного известного в мире физика Жолио-Кюри: «Я люблю науку и знаю, как много она может сделать для счастья людей...». В каждом человеке живет ученый. Важно его вовремя распознать.

Истинный ученый беззаветно предан науке. Служение науке рождает истинные открытия.

Будущее науки нашей страны в ваших руках. Вы должны стремиться к знаниям, к творчеству, чтобы сделать нашу страну сильной, духовно богатой и процветающей.

Нет сомнений в том, что ваша совместная с учителями и родителями работа на пути познания и открытий непременно увенчается успехом.

Желаю, чтобы в ваших сердцах всегда горел неугасимый огонь научного познания. Удачи вам, здоровья, новых достижений, открытий и творческих успехов !

Список литературы

1. В. Кондратюк «Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Для чтения в семье и школе». Рязань: Зерна-Книга, 2013 г. – 168 с.

2. Исаева Е.В., Сизых Н.А. О редких животных и растениях Рязанской области. – Рязань: Зеленые острова, 1998 г. – 36 с.

Сегодня современная школа нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к учению. Чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся в нашей школе мы ежегодно проводим мероприятия, посвященные Дню науки (включают: научно – исследовательскую конференцию, день открытых дверей, день науки и творчества). Работа в этом направлении включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей: от занятия искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов, ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образованности. Мероприятия такого плана дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризовать научные знания. Это является одной из форм внеклассной работы.

Цели и задачи:

  • активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
  • развитее творческих способностей учащихся и выявление наиболее одаренных в разных областях науки;
  • расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки;
  • повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки;
  • организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Место проведение актовый зал.

Оборудование:

  • проектор,
  • мультимидийная доска,
  • музыкальный центр,
  • листы бумаги,
  • ручки.

Оформление сцены – название мероприятия “Да здравствует наука! ”; названия наук.

Ход классного часа

Ведущий 1-й:

Здравствуйте, дорогие друзья! Друзья науки и творчества!

Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня в нашей школе праздник -

День науки и творчества.

Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.

Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
Науке - громкое “Ура”!

Ведущий 2-й:

8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.

7 июня 1999 года указом президента РФ, “следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук” был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.

Ведущий 1-й:

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. (слайд 4)

Ведущий 2-й:

Классификация наук (слайд 4).

Какие понятия связаны с научной деятельностью? Прогресс, эволюция, технический прогресс, социальный прогресс.

Опять февраль на белом свете,
На школьной радостной планете.
Природа снова оживает:
Звенит, поет, благоухает.

И снова чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас!

Ведущий 1-й:

Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, С.П. Королев - эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники. И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года, спустя 22 года после П.Л. Капицы, российский физик, академик Ж.И. Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.

(6-11 слайды: великие ученые России)

1) Физико-математическая секция

7 чтец

Мы математику грызем,
Других наук не замечаем,
И в результате твердо знаем:
Эйнштейнами мы скоро станем!
Физика для нас, как день рождения,
С радостью идем мы на урок.
Плитки, утюги, электролампы -
Физика дает нам знанья впрок.

2) Информационно- коммуникационная секция

Компьютер, ах, компьютер!
Ты и сила, и ловкость ума.
Компьютер, ах, компьютер,
Ты сведешь поколенье с ума!

3) Секция обществоведческих наук

9 чтец

Понимаем мы, что трудно, очень трудно
Нам историю сейчас преподавать.
Ведь так много в ней происходило,
Что попробуй все осмыслить и понять.

4) Секция языковедческих наук

10 чтец

Великий, могучий,
Правдивый, свободный,
Нам русский язык так доступен всегда.
Нас с Дубровским и Машей,
С Му-му и Грушницким
Невидимой нитью связал навсегда.

5) Секция физической культуры

Чтоб расти и закаляться,
Нужно спортом заниматься.
Закаляйся, детвора,
В добрый путь, физкульт-ура!

Ведущий 2-й: (13 слайд)

Фестиваль науки - это, прежде всего, возможность рассказать о новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и праздник – радостный, яркий, незабываемый. Мы с удовольствием приглашаем разделить с нами праздник Науки всех, кого отличает любознательность, кому небезразлично постижение нового, кто стремится разобраться в сути вещей, кто хотел бы открыть для себя дорогу в мир знаний.

Побольше чтоб из нашей школы
Шагнули дети в мир науки.
Так передадим им по реестру что ли
Побольше знаний в золотые руки.
Пронесут по жизни, словно знамя,
Полученные в школе знания,
Они применят их в дела умело,
И будем мы гордиться ими смело.

(14-20 слайд: достижения учащихся школы)

Ведущий 1-й:

А сейчас всем учащимся зачитается напутствие:

  • пытайтесь узнать и понять окружающий мир;
  • учитесь черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала культура;
  • своими знаниями, успехами и достижениями укрепляйте авторитет своей школы;
  • овладевайте и усовершенствуйте те знания, которые дают вам учителя;
  • по больше читайте, интересуйтесь, узнавайте.

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Вперед все в науку!
Свершите большие дела!

Заключение: тест-опрос:

(за правильный ответ, участник получает жетон)

Ведущий 1-й читает стихотворение-загадку, ученики пишут на листочках термин.

Много умных слов мы знаем,
Часто их употребляем.
И сейчас проверки ради
Мы запишем их в тетради.

Процесс движения вперед - серьезнейший процесс.
Его зовут ученые понятием прогресс.

Знаем разные слова: Прогресс, этап, революция.
Но развитие человека, мы точно знаем, -
Ученые зовут эволюция.

Труд с человеком был рядом всегда.
Он управлял истории процессом.
Развитие техники и орудий труда
Зовем техническим прогрессом.

Это определение трудно срифмовать,
Но вы должны его прекрасно знать.
Он часть исторического процесса.

Развитие общества, его культуры и экономики, государства и политики, сферы труда и быта называют социальным прогрессом.

Жили когда-то люди общиной:
С утра на охоту ходили мужчины,
Женщины плоды собирали,
Все ровно делили и горя не знали.
Так шли век за веком, за годом год,
Такую общину мы зовем род.

Ведущий2-й

Какие утверждения верны?

1. Природа - это все то, что нас окружает. (Да)

2. Науки, которые изучают живую природу, - это общественные науки.(Нет)

3. Природные науки - это естественные науки. (Да)

4. Люди делают все коллективно, сообща - это общество. (Да)

5. Химия - общественная наука. (Нет)

6. Общество - это объединение людей для совместной дельности. (Да)

7. Науки, которые изучают неживую природу, - это общественные науки. (Нет)

8. Науки, которые изучают растения и животных, - это естественные науки. (Да)

9. Строительство городов, линий электропередач - это результат деятельности человека. (Да)

10. Астрономия - это общественная наука. (Нет)

(Участники, правильно ответившие на вопросы, получают призы).

Итог мероприятия.

7 июня 1999 года Указом президента Российской Федерации был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник был установлен: «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».

Это памятный день ученых, исследователей, тех, кто всерьез занимается наукой.

Именно в этот период в институте проводятся дни студенческой науки.

Дни студенческой науки представляют собой комплекс мероприятий для студентов научно - исследовательского характера, проводимых в институте ежегодно.

Основная цель Дней студенческой науки – развитие научного творчества молодежи, активизация исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и студентов института, развитие сотрудничества с другими учебными заведениями.

Предлагаемые библиотекой мероприятия объединяют три взаимосвязанные темы:

1. « Жизнь замечательных людей» . Здесь представлена литература о великих российских ученых прошлого, которые внесли огромный вклад в российскую науку, о людях российской науки настоящего времени, о научных открытиях и исследованиях.

2. В продолжение темы открытий в научном мире, приуроченная к дням студенческой науки и в помощь нашим одаренным и трудолюбивым студентам действует выставка-рекомендация: « Твори, выдумывай, пробуй». Большой интерес студенты проявили к рекомендательной литературе по написанию и оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.

Исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

Примером трудолюбия и любознательности наших студентов стали представленные исследовательские работы.

3. В этом году празднование дня науки совпало с еще одной знаменательной датой – 180-летием со дня рождения Д.И.Менделеева, российского ученого, который внес огромный вклад в развитие науки, и не только в области химии.

Перед посетителями выставки с обзором представленной литературы выступил студент 2 курса группы ОП-2-12, глава студенческого научного совета Дмитрий Ермаков.

Мероприятие завершилось показом фильма о жизни и деятельности Д.И.Менделеева.

Успеха вам, студенты, в ваших научных исканиях!

Цели мероприятия:

Расширить и углубить знания по естественным наукам;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Проверить степень усвоения знаний учащихся по естественным наукам;

Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

Расширить кругозор обучающихся;

На данном мероприятии учащиеся знакомятся с российскими лауреатами нобелевской премии (презентация). Также учащиеся совместно с учителями показывают ряд опытов п о естсетвенным наукам: химии, физики, математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий школьного мероприятия «День науки».

Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут».

М.В. Ломоносов.

Цели:

Расширить и углубить знания по естественным наукам;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Проверить степень усвоения знаний учащихся по естественным наукам;

Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

Расширить кругозор обучающихся;

Ведущий:

Добрый день дорогие учащиеся и учителя. Сегодня мы проводим мероприятие под названием «День науки», посвященное таким интересным наукам как физика и химия.

Ведущий:

Вначале мы представляем вам презентацию про российских лауреатов Нобелевской премии. (см. презентацию)

За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству..»

За счет, какого изобретения у Нобеля образовался приличный капитал? (динамит)

Ведущий:

Вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам помогут любимые учителя.

Ведущий:

О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика плечами
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.

Ведущий:

Сейчас учащиеся совместно с учителями покажут ряд опытов по естественным наукам: по физике, химии, математике. Математика – царица наук. И наш первый опыт связан с математикой.

Опыт 1. Лист Мебиуса. Опыт со свечкой (свеча, конус).

(учитель математики Стрекаловская Л.С. и учащиеся 10 кл. – Ярославцев В., Журавлев В.)

Ведущий:

  • Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? Ответ: В газообразном .
  • Что мешает ученику, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Ответ: Взаимное притяжение между молекулами.
  • В каких учащихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.

Опыт 2. «Фараонова змея» (глюконат кальция)

(учитель русского языка и литературы Федорова Х.А. и ученик 11кл – Монахов Г.

Ведущий:

  • Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло? ответ: Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
  • В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? Ответ: Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы.
  • Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? Ответ: При подъеме в гору атмосферное давление уменьшается соответственно уменьшается температура кипения, поэтому сварить яйцо в крутую нельзя.

Опыт 3. Чудесная нить (ложка, спичка, нитка).

(учитель русского языка и литературы Афанасьева Е.К. и ученик 10кл – Ефременко М.

Ведущий:

  • Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? Ответ: Диффузия.
  • Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? Ответ: Соляная кислота НСl
  • Отгадайте загадку:

В производстве я любом,

Сколько ни было б там фракций,

Не расходуюсь при том,

Ускоряю ход реакций. Ответ: Катализатор.

Опыт 4. Сила давления.

(учитель географии Кайсарова О.В.. и ученик 11кл – Юсупов Э.)

Ведущий:

  • Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? Ответ: Гелий .
  • Тип кристаллической решётки у сахара. Ответ: Молекулярная.
  • Сейчас этот элемент широко распространён, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? Ответ: Алюминий.

Опыт 5 Надувание шарика с помощью химии (получение углекислого газа).

(учитель биологии Маркова Е.В. и ученик 11кл – Слепцов Е.)

Ведущий:

  • То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл...Ответ: Корпускулами.
  • Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? (Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа).
  • В XVI веке король Генрих IV издал закон: «Никому, кто бы ни был, не разрешается превращать простые металлы в золото». Как возможно нарушение этого закона в нашем веке? Ответ: С развитием атомной физики стало возможным проводить ядерные реакции и превращения элементов. Таким путём, например, из ртути можно получить золото. Иное дело, что себестоимость такого золота будет намного больше, чем добытого обычным поисковым методом.
  • Девушка Маша, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе причёску. Она долго перед зеркалом расчёсывала свои волосы пластмассовой расчёской. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с её волосами? Ответ: Электризация

Опыт 6. Сухая из воды (монета, вода). Чудеса давления (стакан с водой, лист).

(учитель математики и физики Кириллина Г.Н. и ученик 11кл – Татаринов И.

Ведущий:

  • Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? (Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода).
  • Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк).
  • Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? (Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово).
  • Какой химический элемент назван в честь России? (44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия»).

Ведущий: В конце нашего мероприятия хочу вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».

Спасибо всем за участие!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«День Науки» Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут». М.В. Ломоносов.

Российские лауреаты

Иван Петрович Павлов 1904 г. Физиология и медицина Великий русский физиолог, вошедший в историю медицины как один из первых исследователей условных рефлексов, впервые провел революционный эксперимент, ставший ныне классическим, с голодной собакой, которая должна была реагировать на звук колокольчика, который ассоциировался с едой. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за свои исследования.

Илья Ильич Мечников 1908 г. Физиология и медицина Русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог И. И. Мечников совместно с Паулем Эрлихом был удостоен Нобелевской премии «за труды по иммунитету.» После открытий Л. Пастера и Р. Коха оставался невыясненным основной вопрос иммунологии: «Каким образом организму удается победить болезнетворных микробов, которые, атаковав его, смогли закрепиться и начали развиваться?» Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Мечников положил начало современным исследованиям по иммунологии и оказал глубокое влияние на весь ход ее развития.

Иван Алексеевич Бунин 1933 г. Литература Знаменитый русский писатель Иван Бунин не принял революцию 1917 года и навсегда покинул Россию. Он попал в Париж. В последствии этот город называли городом Бунина. Там он жил, читал друзьям свои повести, рассказы, иногда – стихи. Он очень любил Россию и писал только о ней. В 1922 году Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. И вот в 1933 году 10 ноября все газеты Парижа вышли с крупными заголовками: "Бунин - Нобелевский лауреат".

Николай Николаевич Семёнов 1956 г. Химия Российский ученый, академик, один из основоположников химической физики, основатель научной школы, дважды Герой Социалистического Труда, создал общую количественную теорию цепных реакций, теорию теплового пробоя диэлектриков, разработал теорию теплового взрыва газовых смесей. Был награжден Ленинской премией и Государственной премией СССР.

Павел Алексеевич Черенков 1958 г. Физика В1937 году П.А. Черенков обнаружил необычное по поляризации и длине волны излучение, которое испускалось водой, если её облучить гамма-излучением. Теперь это излучение и сам эффект называют излучением (эффектом) Вавилова-Черенкова. Причина этого излучения была объяснена движением частиц со скоростями, превосходящими скорость света И. М. Франком и И. Е. Таммом. П. А. Черенков удостоен (вместе с И. Е. Таммом и И. М. Франком) Нобелевской премии "за открытие и объяснение эффекта Черенкова".

Илья Михайлович Франк 1958 г. Физика Профессором МГУ, руководитель лаборатории Радиоактивного Излучения НИИ Ядерной Физики, разработал теорию движения со скоростью большей скорости света в веществе, академик АН СССР, лауреат Государственной премии, совместно с П. А. Черенковым и И. Е. Таммом, получил Нобелевскую премию по физике "за открытие и объяснение эффекта Черенкова".

Игорь Евгеньевич Тамм 1958 г. Физика Совместно с физиками И. Е. Таммом, П. А. Черенковым и И. М. Франком получил Нобелевскую премию «за открытие и объяснение эффекта Черенкова». Работа Франка и Тамма - это математическое описание открытого Черенковым эффекта, которое «помимо простоты и ясности удовлетворяло ещё и строгим математическим требованиям».

Борис Леонидович Пастернак 1958 г. Литература Стихи, великолепные переводы "Гамлета" В. Шекспира, "Фауста" Гете, Шандора Петефи, Шиллера. В течение 10 лет им создается роман "Доктор Живаго". Автор считал написание романа "исполнением своего долга" перед соотечественниками. Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы". Пастернак был вынужден отказаться от премии. В Шведскую академию наук он послал лишь телеграмму, где были такие слова: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлён, смущён». Ему предлагали покинуть Россию, но поэт отвечал, что не мыслит себя вне Родины.

Лев Давидович Ландау 1962 г. Физика Лауреат Сталинской премии, сформулировал теорию множественного рождения частиц при столкновении высокоэнергетических пучков, ввел понятие комбинированной четности, построил теорию двухкомпонентного нейтрино, сформулировал теорию для "квантовой жидкости" Ферми-типа. Награжден медалью Макса Планка и премией Фрица Лондона. Присуждена Нобелевская премия по физике за "революционные теории в области физики конденсированного состояния, особенно жидкого гелия ".

Николай Геннадьевич Басов 1964 г. Физика Профессор, директор Физического института Академии Наук СССР, Лауреат Ленинской премии за исследования по созданию молекулярных осцилляторов и парамагнитных усилителей, исследовал возможности применения лазеров для получения термоядерной плазмы. Совместно с А. М. Прохоровым и Чарльзом Таунсом получает Нобелевскую премию по физике за разработку принципа действия лазера и мазера.

Александр Михайлович Прохоров 1964 г. Физика Действительный член Российской Академии Наук, главный редактор "Большой Советской Энциклопедии", основатель Института общей физики РАН, лауреат Ленинской и Государственных премий в области науки и техники и Нобелевской Премии по физике, создатель квантовой электроники. Совместно с Н.Г. Басовым и Чарльзом Таунсом получил Нобелевскую премию по физике за разработку принципа действия лазера и мазера.

Михаил Александрович Шолохов 1965 г. Литература Советский писатель. Академик АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Автор произведений: « Донские рассказы », «Лазоревая степь », «Тихий Дон », «Поднятая целина », «Они сражались за Родину », «Судьба человека », «Наука ненависти », «Слово о Родине », « Нахалёнок ». В 1965 году Шолохову М.А. присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон», «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время ».

Александр Исаевич Солженицын 1970 г. Литература За несогласие с официальной политикой был исключен из Союза писателей СССР. Его произведения печатались за границей. В 1970 Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе « за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» . В 1973 во Франции вышел в свет 1-й том «Архипелага ГУЛАГ». В 1974 был арестован, обвинен в «измене родине», лишен советского гражданства и без суда вывезен из страны.

Андрей Дмитриевич Сахаров 1975 г. Премия мира Советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР. Вместе с Таммом участвовал в исследованиях управляемой термоядерной реакции. Награжден Нобелевской премией « За бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

Леонид Витальевич Канторович 1975 г. Экономика Л.В.Канторович советский математик и экономист, пионер и один из создателей линейного программирования. Был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с американским экономистом Т.Купмансом) за работы по теории оптимизации распределения ресурсов.

Пётр Леонидович Капица 1978 г. Физика Российский физик и инженер, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике конденсированного состояния, электронике и физике плазмы, разработал импульсный метод создания сверхсильных магнитных полей, изобрел и построил машину для адиабатического охлаждения гелия, открыл сверхтекучесть жидкого гелия Удостоен Нобелевской премии по физике “за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур” (совместно с Арно Алланом Пензиасом и Робертом Вудроу Вильсоном.

Иосиф Бродский 1987 г. Литература Известный поэт награжден Нобелевской премией по литературе «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины». И. Бродский является одним из самых молодых лауреатов Нобелевской премии за все годы ее присуждения. Эмигрировал в США, на момент присуждения премии уже 15 лет жил заграницей и являлся гражданином США.

Михаил Сергеевич Горбачёв 1990 г. Премия мира Президент СССР 1990-1999 гг. В период деятельности Горбачёва произошли: Окончание холодной войны, Введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов, Вывод советских войск из Афганистана, Распад СССР и Варшавского блока, переход большинства социалистических стран к рыночной экономике и демократии. В 1990г. Награжден Нобелевской премией «в знак признания его ведущей роли в мирном процессе».

Жорес Иванович Алфёров 2000 г. Физика Профессор, директор Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН, один из крупнейших российских ученых в области физики и техники полупроводников. Лауреат премий: Балантайна института Франклина (США). Ленинская премия. Хьюллет-Паккардовская премия Европейского физического общества, Государственная премия. награда Симпозиума по GaAs . премия А. П. Карпинского, премия им. А. Ф. Иоффе РАН, общенациональная неправительственная Демидовская премия. Награжден медалью Х. Велькера. Почетный член многих Академий Наук. Стал лауреатом Нобелевской премии в области физики, разделив ее с американскими учеными Гербертом Кремером и Джеком Килби.

Виталий Лазаревич Гинзбург 2003 г. Физика Член Академии Наук СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, премии им. Мандельштама и Ломоносовской премии. Награждён медалью Польской АН им. Смолуховского, золотой медалью Лондонского Королевского Астрономического Общества, премией Бардена, премией Вульфа, золотой медалью им. Вавилова, золотой медалью им. Ломоносова РАН, орденом «За заслуги перед Отечеством», медалью ЮНЕСКО им. Нильса Бора, медалью Американского Физического общества им. Николсона, премией «Триумф». Член девяти зарубежных академий наук.Нобелевская премия присуждена совместно с А. Абрикосовым и Энтони Леггеттом за «за вклад в развитие теории сверхпроводников и сверхтекучести».

Алексей Алексеевич Абрикосов 2003 г. Физика Советский физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР. С 1991 года Абрикосов работает в США. Обладатель Ленинской и Государственной премий, премии имени Лондона, Нобелевской премии совместно с В. Гинзбургом и Энтони Леггеттом "за вклад в развитие теории сверхпроводников и сверхтекучести".

2010 год «за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена » Константин Новоселов российский и британский физик Андрей Гейм советский, нидерландский и британский физик Оба ученых - выходцы из России: Константин Новоселов из Нижнего Тагила и Андрей Гейм из Сочи. В данное время проживают и работают в Великобритании.

О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть станет математика плечами Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире.

Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? Ответ: В газообразном. Что мешает ученику, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Ответ: Взаимное притяжение между молекулами. В каких учащихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.

Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло? ответ: Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает. В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? Ответ: Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы. Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? Ответ: П ри подъеме в гору атмосферное давление уменьшается соответственно уменьшается температура кипения, поэтому сварить яйцо в крутую нельзя.

Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? Ответ: Диффузия. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? Ответ: Соляная кислота НСl Отгадайте загадку: В производстве я любом, Сколько ни было б там фракций, Не расходуюсь при том, Ускоряю ход реакций. Ответ: Катализатор.

Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? Ответ: Гелий. Тип кристаллической решётки у сахара. Ответ: Молекулярная. Сейчас этот элемент широко распространён, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? Ответ: Алюминий.

То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл Ответ: Корпускулами. Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? Ответ Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа. В XVI веке король Генрих IV издал закон: «Никому, кто бы ни был, не разрешается превращать простые металлы в золото». Как возможно нарушение этого закона в нашем веке? Ответ: С развитием атомной физики стало возможным проводить ядерные реакции и превращения элементов. Таким путём, например, из ртути можно получить золото. Иное дело, что себестоимость такого золота будет намного больше, чем добытого обычным поисковым методом. Девушка Маша, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе причёску. Она долго перед зеркалом расчёсывала свои волосы пластмассовой расчёской. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с её волосами? Ответ: Электризация

Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? Ответ: Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода. Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? Ответ:Мышьяк). Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? Ответ: Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово. Какой химический элемент назван в честь России? Ответ:44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия».