Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Начальник службы военных сообщений. От крыма до балтики, от афгана до сирии

Начальник службы военных сообщений. От крыма до балтики, от афгана до сирии

Транспорт и Служба военных сообщений – передний край обороны страны

Служба ВОСО сегодня должна выработать конкретные предложения по повышению живучести железнодорожного транспорта и восстановлению железных дорог

Владимир ТКАЧЕНКО

Служба военных сообщений (ВОСО) России была создана 6 июня 1868 г. приказом Военного министра по указанию Государя Императора от 14 мая 1868 г. при Генеральном штабе (ГШ) из генералов и офицеров ГШ. Такая система организации и подчиненности службы ВОСО существовала в России до октябрьских событий 1917 г.

С расформированием ставки Верховного главнокомандования и образованием Высшего Военного Совета Республики (ВВСР) ему 5 марта 1918 г. было передано Управление военных сообщений, существовавшее при ставке. Этот день считается днем образования органов военных сообщений Красной Армии. В мае 1918 г. Управление ВОСО было образовано и при вновь созданном Всероссийском Генеральном штабе. Позже эти органы управления были объединены в единое Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО) при ВВСР.

Приказом ВВСР от 7 октября 1918 г. №49 было установлено, что ЦУП ВОСО является высшим органом военных сообщений.

Управление ВОСО в начале Великой Отечественной войны (ВОВ) находилось в составе ГШ. Возглавлял управление бывший начальник кафедры ВОСО академии ГШ генерал-лейтенант Н.И. Трубецкой.

Известный советский военачальник Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, оценивая значение всех видов транспорта для достижения победы в войне, подчеркивал, что только умелое сочетание использования всех видов транспорта может дать армии ту подвижность, которая необходима для достижения победы, а государству ту стойкость, которая нужна в современной войне. Он указывал также, что в современных условиях органы военных сообщений, особенно центральные, не могут быть простым исполнителем приказов командования, они должны непосредственно участвовать в работе самого командования, его штаба, быть в курсе намерений командования, чтобы прийти на помощь в маневре средствами транспорта.

В начальный период ВОВ благодаря высокой мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта и оперативности службы ВОСО в летне-осенний период 1941 г. для развертывания и сосредоточения Вооруженных Сил из внутренних военных округов были доставлены главным образом железнодорожным транспортом 291 стрелковая дивизия, 94 стрелковые бригады и свыше 2 млн. человек маршевых пополнений. В ноябре-декабре 1941 г. было скрытно перевезено с Урала, Сибири и из Средней Азии четыре резервные армии, свыше 30 отдельных стрелковых бригад. Это позволило остановить фашистскую армию под Москвой, перейти в контрнаступление, в целом избежать трагического развития событий.

Одновременно с перевозками войск и материальных средств на фронт шел большой встречный поток эвакуационных перевозок из западных и юго-западных районов страны. В первые месяцы войны объем эвакуационных перевозок составил около 1,5 млн. вагонов или 30 тыс. поездов.

При маневренном характере действий войск в Великой Отечественной войне часто выполнялись перевозки не только соединений, но и армейских и даже фронтовых объединений. После разгрома немецких войск под Сталинградом из района Сталинграда было отправлено 894 эшелона на Воронежско-Курское направление.

В ходе подготовки военных действий против Японии в 1945 г. на Дальний Восток на расстояние около 11 тыс. км выполнялись перевозки трех общевойсковых и одной танковой армий, механизированного и артиллерийских корпусов, а также много других частей и соединений общим количеством около 1700 эшелонов.

Понимая особую роль службы ВОСО в ходе ВОВ, кардинальные решения по службе ВОСО принимал лично Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил СССР И.В. Сталин.

Пытаясь, по его мнению, приблизить управление воинскими перевозками, он назначил своего заместителя – начальника тыла Красной Армии генерала армии А.В. Хрулева народным комиссаром путей сообщения и подчинил ему службу ВОСО.

Роль службы ВОСО и железнодорожного транспорта в ВОВ были настолько высокими, а иногда даже решающими (как, например, в битве под Москвой), что И.В. Сталин лично выслушивал доклады о ходе важнейших перевозок начальника Управления военных сообщений Красной Армии генерал-лейтенанта И.В. Ковалева.

Рассматривая роль и значение транспорта и Службы военных сообщений для обороны страны, нельзя не остановиться на той ситуации, которая сопутствовала службе ВОСО в вопросах подчиненности.

Чехарда с подчиненностью службы ВОСО всегда отрицательно сказывалась на ее работе. Очень точно о роли службы ВОСО и ее месте в Вооруженных Силах написано в книге генерала армии С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны»: «…Органы военных сообщений часто переподчинялись то одному, то другому начальнику, но от Генерального штаба никак уйти не могли. В начале войны управление ВОСО организационно входило в состав Генштаба. Потом некоторое время оно было самостоятельным, и его начальник являлся наркомом путей сообщения. Затем это управление переподчинили начальнику тыла, который стал по совместительству и наркомом путей сообщения. А в конце войны ВОСО опять вернулась в Генштаб. Опыт подтвердил одну непреложную истину: кому бы органы военных сообщений ни подчинялись, в отрыве от Генштаба они работать не могут. Поскольку в военное время оперативные перевозки идут непрерывно, и от них в немалой степени зависит судьба операций, Генштаб должен планировать и контролировать их ежедневно, а в иных случаях и ежечасно, давать ВОСО конкретные указания, неослабно следя за исполнением».

Во время Великой Отечественной войны и после нее авторитет ВОСО был очень высок. Службу возглавляли генерал-полковники, заместитель и начальники двух управлений имели чины генерал-лейтенантов и генерал-майоров, что позволяло им при решении любых проблем находить взаимопонимание с руководителями МО, транспортных министерств и Госпланом СССР.

Один из самых талантливых начальников Службы военных сообщений генерал-полковник В.И. Дмитриев возглавлял ее с 1944 по 1962 г.

В период холодной войны с учетом появления ракетно-ядерного оружия в СССР был разработан и реализован план повышения живучести железнодорожного транспорта: построены обходы крупных железнодорожных узлов, подходы к наведению наплавных железнодорожных мостов через крупные реки, подготовлены временные перегрузочные районы (ВПР). ВОСО постоянно контролировала наличие и состояние железнодорожных платформ, паровозов для дублирования электротяги, наличие и состояние восстановительных материалов, к которым относятся рельсы, шпалы, пролетные строения железнодорожных мостов.

Служба ВОСО стала инициатором и организатором работ по строительству стратегически важной Байкало-Амурской магистрали, которая, кстати, до сих пор не имеет второго пути.

В современной России, после проведения приватизации на видах транспорта и реформирования железнодорожного транспорта, роль службы ВОСО еще более востребована, особенно в деле планирования и контроля мобилизационной подготовки транспорта в интересах обороноспособности страны.

Еще в 2001 г. тогдашний начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин, выступая на парламентских слушаниях, посвященных реформе железнодорожного транспорта, заявлял, что предлагаемая в тот момент реформа железнодорожной отрасли России вызывает опасения относительно сохранения военного потенциала страны. Имеющийся опыт приватизации на водном и авиационном транспорте привел, по мнению начальника Генштаба, к сугубо отрицательным последствиям – новых объектов не появилось, часть старых пришла в негодность. В результате водный и авиатранспорт не готовы к выполнению мобилизационных функций. Поэтому основная нагрузка ложится на железные дороги, которые и в мирное время выполняют до 95% военных перевозок.

В последние годы серьезно обострилась международная обстановка. В США уже не первый год разрабатывается концепция «Мгновенного глобального удара», в соответствии с которой ВС США должны получить возможность высокоточного и глобального неядерного поражения критически важных объектов в любой точке Земного шара.

Опыт военных конфликтов современности, например, агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., показывает, что в первую очередь разрушаются пункты управления и коммуникации.

Руководство РЖД заинтересовано в основном в получении высоких прибылей.

Поэтому, как и в Советском Союзе, служба ВОСО сегодня должна на основе моделирования возможного массированного удара по железным дорогам выработать конкретные предложения по повышению живучести железнодорожного транспорта и восстановлению железных дорог.

Основная сеть железных дорог России (50%), в том числе и железнодорожные направления, выводящие на ТВД, электрифицированы и вследствие этого очень уязвимы. Дублирование электротяги – одна из важнейших и дорогостоящих проблем, которая требует решения в интересах надежной обороноспособности России. Следует смоделировать организацию движения автономными видами тяги на электрифицированных железных дорогах, с учетом возможных обходов по прилегающим железнодорожным участкам, выработать конкретные предложения, мероприятия для дублирования электротяги.

На основе детального анализа подготовить проект постановления правительства на проведение работ, требующих капитальных вложений, и добиваться его выполнения.

В настоящее время центральный аппарат Службы военных сообщений преобразован в Департамент транспортного обеспечения МО РФ. Личный состав ВОСО неоднократно сокращался в интересах других служб тыла – в общей сложности был урезан на 76%. В результате сегодня численность ВОСО в 18 раз меньше численности Транспортного командования МО США (TRANSCOM). TRANSCOM возглавляет четырехзвездный генерал, а семь генералов и адмиралов возглавляют управления. Командующий TRANSCOM имеет право решать вопросы с президентом США, входит полноправным членом в Объединенный комитет начальников штабов, численность TRANSCOM – 547 военнослужащих.

А у нас сегодня управление ВОСО возглавляет полковник, из-за малочисленности и низкой категории оно потеряло свой былой престиж и авторитет, что не позволяет влиять на мобилизационную подготовку транспорта, в первую очередь – железнодорожного.

При этом Железнодорожные войска сохранили свой уровень. Они на виду: восстанавливали пути на железнодорожных станциях во время событий в Чечне, Абхазии, ремонтируют подъездные пути к складам и базам МО. В настоящее время строят железную дорогу в обход Украины. В СССР Железнодорожные войска были в оперативном подчинении службы ВОСО, так как являются неотъемлемой частью в организации воинских перевозок.

Таким образом, сегодня налицо разрыв между опытом ВОВ, советского послевоенного периода и настоящим временем. Ситуация непростая, но в интересах безопасности страны надо решать вопрос о восстановлении роли и места службы ВОСО в ВС.

Необходимо восстановить статус Службы военных сообщений в ранге Центрального управления военных сообщений и увеличить численность линейных органов ВОСО. Это прерогатива министра обороны и Верховного главнокомандующего ВС РФ.

Необходимо подготовить новый состав службы ВОСО с высоким статусом, чтобы можно было влиять на выполнение работ по повышению живучести и мобилизационной подготовки железнодорожного транспорта, в первую очередь – для работы в условиях внезапного массированного удара.

Очевидно, было бы полезно объ-единить в одном органе ВОСО и Железнодорожные войска. Так это было перед Великой Отечественной войной, когда выполнялся огромный объем работ по увеличению пропускной способности железных дорог на территориях вновь присоединенных областей.

Служба военных сообщений – это оперативная служба. В руках Генерального штаба ВС РФ это один из важнейших инструментов управления войсками. Имея на видах транспорта сеть линейных органов, Служба военных сообщений способна в считанные часы решать срочные задачи по отправке крупных соединений войск по оперативному предназначению. В процессе перевозки Генеральный штаб ВС РФ через линейные органы Службы военных сообщений имеет постоянную возможность управлять войсками, менять направления перевозок, места выгрузки и сосредоточения войск, а с учетом огромной территории России это приобретает решающее значение для обеспечения надежной обороны страны.

Железнодорожный транспорт и развитая сеть автомобильных дорог играют огромную роль в экономическом развитии стран и ее обороноспособности.

Экономическое, географическое и геополитическое положение России таково, что железные дороги являются основным видом транспорта, обеспечивающим функционирование экономики и в целом жизнедеятельность страны и ее обороноспособности.

Дуайт Эйзенхауэр, став президентом США, решил сразу две проблемы: мотивируя угрозой со стороны СССР, довел протяженность автомобильных дорог до 5 млн. км, а железнодорожный транспорт оставил на автономном виде тяге (тепловозной). Это позволило США резко поднять экономическое развитие страны и ее военный потенциал.

По данным на 2012 г., протяженность автодорог в США – 6586000 км, железных дорог – 226000 км. В России на 2014 г. протяженность автодорог составляла 1396000 км (с твердым покрытием – 984000 км), железных дорог – 85500 км.

Для создания новой мощной экономической базы и повышения обороноспособности страны планировалось еще до 1990 г. уложить второй путь на Байкало-Амурской магистрали с организацией движения на тепловозной тяге, а также построить вдоль БАМа современную автомагистраль. Эти планы не реализованы до сих пор.

В интересах экономического развития России, ее жизнедеятельности и повышения надежной обороноспособности целесообразно составить конкретный план увеличения дорожной сети и выполнять его как самую приоритетную программу страны.

18 июня будет отмечаться 150-летие службы военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2017 года № 222 в Вооруженных Силах Российской Федерации был установлен новый праздник – День службы военных сообщений.Служба военных сообщений является важным связующим звеном между военным ведомством и органами транспорта.Создание прообраза службы военных сообщений в русской армии произошло вместе с изданием Петром Первым «Устава воинского» 30 марта 1716 года, где в главе тридцать второй вводится должность «генерал-вагенмейстера» или обозного. В «Уставе воинском» были установлены должностные обязанности квартирмейстеров. На них возлагалось изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск в мирное и военное время, сбор сведений о противнике, ведение карт, составление отчетов о военных действиях и т. п.В 1812 году согласно «Учреждению для управления большой действующей армией» планирование и организацию передвижения войск на театре военных действий осуществляли директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер, подчиненные дежурному генералу при начальнике Главного штаба армии.В 1851 году были разработаны первые руководства о перевозке войск по железной дороге и осуществлена крупная перевозка войск из Петербурга в Москву на расстояние 650 км.24 ноября 1851 года было отдано первое циркулярное распоряжение военного ведомства об использовании железной дороги для воинских перевозок.В соответствии с повелением от 14 мая 1868 года государя–императора Александра II, был подписан приказ Военного министра генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина от 6 (18) июня 1868 года № 183, которым был учрежден Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою, а также аппарат заведующих передвижением войск на транспорте и наблюдающих за отправлением войск. Таким образом, был создан окончательный прообраз современной структуры службы военных сообщений.Служба военных сообщений состояла при Главном Штабе Военного министерства и комплектовалась офицерами, окончившими Николаевскую академию Генерального штаба и занимавшими (либо претендующими) на занятие должностей в службе военных сообщений, состоящей при Генеральном Штабе.В 1914 году, в соответствии с Положением о полевом управлении войск в военное время в состав Штаба, а затем Ставки Верховного главнокомандующего было включено и управление начальника военных сообщений. На каждом фронте, а при необходимости и при отдельных армиях, имелись начальники военных сообщений фронтов и армий, подчиненные на местах главным начальникам снабжения армий фронтов.18 сентября 1915 года Николай II утвердил «Положение о Главном Управлении военных сообщений». Главный начальник военных сообщений назначался Императором и обладал широкими полномочиями. При Главном начальнике военных сообщений было создано Главное управление военных сообщений.С объявлением войны железные дороги театра военных действий переходили в полное подчинение военным властям. Это обстоятельство вызывало необходимость для военного ведомства иметь надлежаще подготовленный кадр чинов, которые могли бы выполнить крайне ответственную роль распорядителей железнодорожного транспорта во время войны. Таким кадром были офицеры, подведомственные в мирное время Отделу военных сообщений, как одному из подразделений Главного управления Генерального штаба.Отдел военных сообщений был центральным органом, ведавшим подготовкой для войны железных дорог и внутренних водных путей, организацией этапно-транспортной службы, почтово-телеграфных сношений военного времени и полевыми железнодорожными войсками. Местными органами Отдела военных сообщений в отношении железных дорог были заведующие передвижением войск различных районов, на которые делилась вся территория империи, и каждый из которых заключал в себе от 3-х до 4 тысяч верст железнодорожной сети. Районы делились на комендантские участки, составлявшие примерно от 400 до 500 верст пути, с управлениями железнодорожных комендантов в крупных узловых пунктах.При управлениях заведующих передвижением войск было некоторое число офицеров для поручений. Они практически и теоретически изучали железнодорожное дело и, после испытания, зачислялись в кандидаты на должности железнодорожных комендантов. Приведенная организация службы по военным сообщениям давала возможность Генеральному штабу подготовить необходимый персонал для занятия во время войны должностей на дорогах Полевого управления и принимать в мирное время ответственное участие в общей подготовке всей железнодорожной сети к выполнению ее работы военного времени.В таком виде Управление военных сообщений просуществовало до конца января 1917 года.21 января 1917 г. Николай II утвердил «Положение об управлении путями сообщения на театре военных действий». При Штабе Верховного главнокомандующего создавались Управление путей сообщения и Управление начальника военных сообщений театра военных действий.После Октябрьской революции 1917 года Управление военных сообщений на Театре военных действий при Ставке ВГК (фактически главный центральный орган военных сообщений) находилось в Могилеве и в условиях фактического развала железнодорожного транспорта, революционных настроений в войсках продолжало выполнять свои задачи по организации воинских перевозок.На второй день образования Советской власти II Всероссийский съезд Советов создал Комитет по военным и морским делам, переименованный в декабре 1917 г. в Коллегию военных комиссаров. Для защиты завоеваний революции 15(28) января 1918 г. Председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин подписал декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).Еще продолжалась Первая Мировая война. Россия в составе Антанты противостояла Германии. Затянувшаяся позиционная война никого не приводила к успеху. Свою роль в деморализации русской армии сыграли и большевики. При этом, как показывает история, слабостью России всегда пользовались ее «друзья» и противники.Объявленная большевиками демобилизация царской армии не привела к полной деградации оставшихся органов военного управления. Однако условия работы офицеров Ставки с каждым днем все усложнялись. К трудностям походной жизни добавлялся прессинг революционно настроенных бывших подчиненных. Ранее, в начале декабря 1917 года за отказ вести переговоры с немцами сначала был отстранен от командования, а потом растерзан толпой матросов Верховный главнокомандующий Русской Армии генерал Николай Николаевич Духонин. В Ставке стали обыденным делом ночные обыски у офицеров, особо сопротивляющихся могли просто пристрелить.Прибывший в Ставку назначенный Правительством большевиков новый Главковерх, – бывший прапорщик царской армии Николай Крыленко, 20 января 1918 года издает приказ Верховного Главнокомандующего № 14 о расформировании Ставки. Управлениям и отделам Ставки предписывается о завершении расформирования докладывать изданием приказов.Учитывая сложившуюся революционную ситуацию в России, фактическое отсутствие сильного единого централизованного государственного и военного управления, а на местах просто анархию, в феврале 1918 года германские войска переходят в наступление по всему фронту и рвутся к Петрограду.Вновь сформированное Правительство большевиков, понимая, что тезис «любая кухарка может управлять государством» в военной сфере не срабатывает и можно просто потерять Россию как государство, вызывает из Ставки в Петроград военспецов старой русской армии, главным образом оперативной части, вместе с которой 21 февраля 1918 года убывает и начальник Управления военных сообщений на Театре военных действий, всем известный, как первый «ЗР» в Красной Армии, бывший генерал-майор старой армии Николай Иосифович Раттель.На «хозяйстве», временно исполняющим должность начальника в Управлении ВОСО на ТВД в Могилеве остается начальник отдела воинского движения, бывший генерал-майор старой армии Иван Александрович Бармин.Николай Иосифович Раттэль будет активно участвовать в строительстве новой Красной армии. Выстроенная система управления военными сообщениями, ее генералы и офицеры, сохранившие преемственность и преданность делу военных сообщений, позволили Управлению ВОСО на ТВД в бывшей Ставке ВГК остаться одним из наиболее работоспособных организмов.На следующий день после отъезда Раттэля в Петроград, 22 февраля 1918 года Управление военных сообщений на театре военных действий в количестве 56 человек эвакуируется в Орел.4 марта 1918 года в Петрограде был образован Высший Военный Совет, и его приказом от 5 марта 1918 г. № 2 было установлено считать управление Ставки расформированным, за исключением Управления начальника военных сообщений, Управления путей сообщения и Санитарного управления.В этот же день, 4 марта 1918 года в Управлении военных сообщений на театре военных действий был издан приказ № 37 о расформировании отдельных отделов (канцелярии, военно-железнодорожного отдела, автомобильного отдела, инспекции броневых автомобильных частей действующей армии), а также упразднении отдельных должностей и сформировании с 5 марта 1918 года Управления военных сообщений на ТВД по штату, утвержденному Ликвидационной комиссией (Цекодарфом) Красной армии, при этом практически весь личный состав этим же приказом был переназначен на новые (старые) должности.Не было, как это установлено в случае создания новой структуры, так называемого приказа № 1. Управление ВОСО на ТВД функционировало и продолжало выполнять свои задачи, которые на тот момент не прекращались, одной из которых были перевозки по демобилизации разваливающейся старой армии в условиях почти парализованного железнодорожного транспорта в стране.И хотя официальных постановлений, декретов высшего руководства страны об образовании службы военных сообщений в 1918 году фактически не было, 5 марта 1918 года стало датой формирования центрального органа военных сообщений РККА и, в дальнейшем, Днем образования службы военных сообщений РККА.Потом была революция, гражданская война, разруха, военный коммунизм, новая экономическая политика. В начале 30-х годов начались первые серьезные чистки в рядах Красной Армии, когда были посажены, а в дальнейшем и расстреляны восовцы, перешедшие на сторону Красной Армии из царской армии, затем 37-й год – репрессии, Советско-Финская война 1939 года, Великая Отечественная.Так, из поколения в поколения офицеры службы военных сообщений накапливали и передавали свой опыт, совершенствовали систему военных сообщений.В годы Великой Отечественной войны выстроенная организация воинских перевозок позволяла своевременно сконцентрировать войска на определенных командованием направлениях, что стало одним из решающих факторов при отражении фашистской агрессии.Существенный вклад служба военных сообщений внесла в послевоенный период. В соответствии с заданиями командования своевременно были организованы и выполнены:переброски войск на Кубу во время Карибского кризиса 1962 года, в Демократическую республику Афганистан, на территорию государств бывшей Югославии;перевозки войск для наведения конституционного порядка в Чеченской Республике, в ходе операции по принуждению Грузии к миру, а также в ходе присоединения Крыма к России;воинские перевозки в условиях техногенных и природных катастроф, таких как Чернобыльская авария 1986 года и землетрясение в Армении 1988 года, а также связанных с доставкой вооружения, военной техники и материальных средств в Сирийскую Арабскую Республику.

Транспорте.

Они предназначены для организации воинских перевозок, разработки предложений по подготовке путей сообщения в интересах Вооруженных Сил (ВС России). Органам военных сообщений на видах транспорта предоставлено право решать с командованием перевозимых войск и должностными лицами на транспорте все вопросы, касающиеся воинских перевозок.

История

Официальным днём образования службы ВОСО, считается 5 марта 1918 года , когда ВЦИК РСФСРбыл принят соответствующий декрет .

Служба военных сообщений является одной из старейших служб Вооруженных Сил Российской Федерации, она прошла большой и сложный исторический путь развития. Еще в «Уставе воинском» 1716 г., утверждённом Петром I указывалось, что в полевом управлении русской армии доставка войск и воинских грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт и содержание находятся в ведении особого учреждения, возглавляемого генералом - вагенмейстером. Пути сообщения, используемые в интересах войск, в сочетании со специальным армейским транспортом стали называться «военными сообщениями».

В 1812 году согласно «Учреждению для управления большой действующей армией» на театре военных действий планирование и организацию передвижения войск осуществляли директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер , подчинённые непосредственно состоявшему при начальнике Главного штаба армии дежурному генералу, а орган, обеспечивающий выполнение этих задач, стал называться «службой военных сообщений». Таким образом, в начале XIX века в России сложилась система военных сообщений.

Дальнейшее свое развитие органы военных сообщений получили с появлением железных дорог и началом опытных воинских перевозок на участке Петербург -Колпино Петербургско-Московской железной дороги. На этом участке впервые был сконструирован и испытан специальный подвижной состав для перевозки войск. В 1851 году были составлены первые руководства о перевозке войск по железной дороге. Первая крупная перевозка войск была осуществлена из Петербурга в Москву на расстояние 650 км, которой потребовалось 9 поездов по 14-19 вагонов в каждом.

Рост военного значения железных дорог выразился в создании на них службы военных сообщений - органов, которые должны были планировать, организовывать и обеспечивать воинские перевозки, причем служба военных сообщений на железных дорогах России возникла раньше, чем на железных дорогах Англии, Франции и Германии, опережавших Россию в железнодорожном строительстве.

В первое время руководство воинскими перевозками объединялось в руках военного министерства , а в последующем в системе военного ведомства возникла служба военных сообщений.

С 1862 года служба военных сообщений входила в ведение Главного штаба, который ведал вопросами дислокации и передвижения войск, а с 1868 года была представлена в Главном штабе - «Комитетом по передвижению войск железными дорогами и по воде».

На театре военных действий службу возглавлял инспектор военных сообщений, подчинявшийся начальнику штаба действующей армии. В задачи службы военных сообщений входили не только вопросы эксплуатации, но и вопросы разрушения и восстановления путей сообщения.

К концу 60-х годов вводятся должности заведующих передвижением войск на железнодорожных линиях и водных путях сообщения, а несколько позже - с 1912 года - комендантов железнодорожных участков.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции и необходимостью ведения военных действий на фронтах гражданской войны остро встал вопрос о системе управления воинскими перевозками. С расформированием Ставки Верховного Главнокомандования и образованием Высшего военного совета Республики 5 марта 1918 года ему было передано Управление военных сообщений, существовавшее при ставке . Этот день считается днём образования органов военных сообщений Красной Армии .

Вероломное нападение фашистской Германии и вынужденный отход наших войск в начальный период войны поставили железнодорожный транспорт в исключительно трудное положение. Из-за временного отхода войск протяженность железных дорог все время сокращалась и к концу 1941 г. снизилась на 42 % от довоенного уровня. Среднесуточная погрузка войск и материальных средств в первые дни войны составила около 40 % общей погрузки на всей сети железных дорог. На контроле органов военных сообщений одновременно находилось до 1,5-1,7 тыс. оперативных эшелонов и до 10-12 тыс. транспортов только по централизованному плану.

По внутренним водным путям сообщения за годы войны было перевезено более 4 млн бойцов и командиров , 212 тысяч лошадей, много боевой техники, переведено несколько сотен подводных и надводных боевых кораблей . Подразделениями ГВФ и частями АДД было перевезено около 2,7 млн человек (включая раненых) и около 300 тысяч т различных грузов.

В 1961 году была проведена реорганизация службы военных сообщений. Объем и характер работ службы стали более широкими и многогранными, значительно увеличилась сложность решаемых ею задач по подготовке всех видов транспорта в оборонном отношении и использованию их для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в перевозках.

В 60-е годы было построено 7 тысяч км новых железнодорожных линий. Строились магистральные железнодорожные направления, усиливавшие транспортные связи центра страны с районами Средней Азии, Забайкалья, Дальнего Востока. Строились магистральные автомобильные дороги Москва - Киев , Москва - Волгоград , Куйбышев - Уфа - Челябинск . Техническое перевооружение железных дорог позволило повысить весовые нормы поездов, увеличить их длину и скорость движения.

Совершенствование транспортного обеспечения и технологии перевозок, повышение устойчивости работы транспорта и внедрение новых транспортных средств, улучшение качества управления перевозочным процессом и его всестороннее обеспечение - эти и многие другие задачи находятся в центре внимания личного состава органов военных сообщений.

Совершенствуется работа транспорта, растут темпы перевозок войск, улучшается координация работы всех видов транспорта, всестороннее обеспечение перевозимых войск. Новое в организации воинских перевозок прочно входит в жизнь.

В 1979-1989 гг. органы военных сообщений обеспечивали перевозку войск в Афганистан , а затем их вывод оттуда. В последующем, в связи с сокращением и выводом войск в сжатые сроки были осуществлены перевозки личного состава, боевой техники и имущества из стран дальнего и ближнего зарубежья. Например, из Западной группы войск железнодорожным и морским транспортом вывезено 6 армий (22 дивизии , 47 бригад , 42 отдельных полка) общей численностью более 500 тысяч человек, 123 629 единиц техники и вооружения, около 3 млн т материальных средств.

В период с 30 ноября 1994 года по 1 января 1997 при проведении ограниченным контингентом Российских войск совместно с внутренними и пограничными войсками операции по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне в целях восстановления конституционного порядка личный состав службы военных сообщений ВС России выполнял задания правительства по организации воинских перевозок в Чеченскую Республику. Штаб командования объединенной группировки войск в Чечне был обеспечен всесторонней информацией о подходе резервов и их местоположении, составе и времени прибытия в пункты назначения.

Всего за весь период проведения операции было перевезено 209 воинских эшелонов, около 7000 вагонов, кроме того, было доставлено 3477 воинских транспортов, около 18 тысяч вагонов с боеприпасами , вооружением , военной техникой и другими материальными средствами. Опыт переброски войск в Чечню и организация их всестороннего обеспечения еще раз показали, что железнодорожный транспорт является важнейшим при подготовке и в ходе ведения как крупномасштабных боевых действий, так и при выполнении специфических задач.

В настоящее время служба военных сообщений Вооруженных Сил России обеспечивает транспортные потребности войск (сил флота) и осуществляет контроль за подготовкой путей сообщения в интересах Вооружённых Сил России.

Задачами особой важности являются сохранение и усиление потенциала органов военных сообщений, оптимальное использование действующих и разработка более эффективных способов организации перевозок, упрочение структуры службы и системы управления воинскими перевозками.

В соответствующих директивных документах подтверждено и закреплено, что органы военных сообщений являются полномочными представителями Министерства обороны России на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте. Они предназначены для организации воинских перевозок, разработки предложений по подготовке путей сообщения в интересах Вооруженных Сил. Органам военных сообщений на всех видах транспорта предоставлено право решать с командованием перевозимых войск и должностными лицами на транспорте все вопросы, касающиеся воинских перевозок.

В настоящее время строительство и повседневная деятельность органов военных сообщений протекают в усложненных условиях, сложившихся на транспорте. Прежде всего, это качество руководства ими в условиях современного болезненного переходного периода, децентрализации руководства морским, речным и воздушным транспортом, отсутствия новых достаточно эффективных нормативно-правовых документов , устаревания материально-техническая база транспорта, ослабления внимания к мобилизационной работе, а в целом ряде случаев и её свертывания, существенного повышения тарифов на воинские перевозки, отсутствие финансирования воинских перевозок в необходимых объёмах.

Офицерам органов военных сообщений приходится сталкиваться с проблемами, связанными с возникновением таможенных барьеров и новых государственных границ. Решают их путем заключения двухсторонних соглашений по организации межгосударственных перевозок. Много вопросов возникло с обеспечением войск Калининградского особого района, т. к. транзит осуществляется через Литву и Беларусь. ЦУП ВОСО совместно с заинтересованными управлениями и службами минобороны предложило организовать судоходную линию Санкт-Петербург -Калининград с использованием сил и средств Балтийского флота и гражданских владельцев Северо-Западного региона.

Основными ориентирами развития службы военных сообщений являются: совершенствование системы всестороннего обеспечения войск (сил флота) в транспортном отношении; совершенствование боевой готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов военных сообщений; совершенствование системы управления воинскими перевозками с учётом изменений системы управления транспортом; исследование и разработка мероприятий по совершенствованию мобилизационнотехнической подготовки железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта; перестройка кадровой политики системы подготовки и воспитания офицеров службы военных сообщений с учетом современных требований.

Строительство службы ВОСО включает три этапа. На первом этапе строительства службы (1992) проведены основные организационные мероприятия по формированию службы военных сообщений ВС России (определено место службы военных сообщений в структуре Вооруженных Сил, разработана нормативно-правовая база строительства и функционирования службы). В ходе второго этапа (1993-1995 гг.) проводилась реорганизация службы и сокращение её численности с учётом решаемых войсками задач, разрабатывались предложения по повышению живучести путей сообщения и контроля за их выполнением. Третий этап строительства службы военных сообщений (после 1995 г.) обозначается как завершение строительства службы и её сокращение до установленной численности, расстановка учреждений военных сообщений для полного обеспечения транспортных потребностей объединений, соединений и частей по новым местам дислокации.

Структура органов военных сообщений на железнодорожном транспорте

  • Управление военных сообщений ДТО (ЗР)
Почтовый адрес: 119160, г. Москва, Большой кисельный переулок, д. 14
  • Служба военных сообщений округа (ЗО) - их четыре, по числу округов .
  • Территориальное управление военных сообщений на железнодорожном транспорте (З) - их семнадцать.
  • Комендатура военных сообщений ж. д. участка и станции (ЗКУ) - обычно, находится в здании бывшего отделения железной дороги.
  • Комендатура военных сообщений железнодорожной станции (ЗК)
  • Представительство военных сообщений (ЗН)

Структура органов военных сообщений на воздушном транспорте

  • Департамент транспортного обеспечения Минобороны России
  • Управление военных сообщений ДТО
  • Управление транспортного обеспечения (УТрО) - их четыре, по числу округов.
  • Службы военных сообщений округа (ЗО) - их четыре, по числу округов.
  • Управления военных сообщений на воздушных трассах (З возд) (с 1 декабря 2009 г. сокращены)
  • Комендатуры военный сообщений аэропортов (ЗКА) - Обычно, находится в здании аэропорта.

Структура органов военных сообщений на водном (морском, речном) транспорте

  • УВОСО на Западно-Сибирских речных бассейнах (Новосибирск , с 1 декабря 2006 г. расформировано)
  • УВОСО на Ленском речном бассейне (Якутск)
  • УВОСО на Амурском речном бассейне (Хабаровск , с 1 декабря 2009 г. расформировано)
  • Комендатуры военных сообщений водного участка и порта - соответственно на морском (ЗКУ мор)- и речном транспорте (ЗКУ вод)
  • Примечания