Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Проводимая им европеизация носила насильственный спешный. Краткая оценка пушкарева

Проводимая им европеизация носила насильственный спешный. Краткая оценка пушкарева

Краткая оценка С.Г. Пушкарева

В заключение обратимся к краткой оценке, данной Петру и его реформам американским историком , бывшим нашим соотечественником С.Г. Пушкаревым .

"...необходимо отметить как великую заслугу Петра его непрерывное и самоотверженное служение государству и народу российскому, которому он действительно посвящал все свои силы в течение всей своей жизни..."

"Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от народа, но велики были и его достижения".

"Но есть и немало пятен на солнце Петра Великого. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер..."

Реформы Петра глазами современного писателя Александра Бушкова

Самая грандиознейшая ложь, пущенная в широкий обиход еще при жизни Петра I, - это уверения, будто Петр первым придумал и ввел многочисленные новшества, будто до Петра Россия представляла собой нечто замшелое, застойное, невероятно отсталое, прямо-таки автоматически сопротивлявшееся всяким и любым изменениям окостеневшего порядка вещей.

Даже беглое изучение источников и мемуаров убеждает: до Петра Россия вовсе не была отгорожена от остальной Европы неким "железным занавесом", как это порой пытаются представить славословящие Петра. Другое дело, что европейские новшества проникали на Русь медленно и применялись в ограниченных масштабах, - но ту же картину постепенного, эволюционного распространения всевозможных новшеств мы видим и во многих западноевропейских государствах...

Впервые сбрил бороду отец Ивана Грозного Василий III - и мир не перевернулся, а народ не взбунтовался. Православные иерархи, правда, пытались робко увещевать государя всея Руси, но, зная его крутой характер, быстренько примолкли...

Еще Ивана Грозного некий дьяк Тимофеев упрекал за пристрастие к иноземным лекарям (мне так и не удалось выяснить, что с дьяком после этого произошло, но, зная характер Грозного, строить догадки легко...). А первые наемные иностранные солдаты (немцы) появились в русской армии как раз при Василии III.

Еще Борис Годунов послал пятерых молодых дворян учиться в Англию. Правда, когда грянула Смута, все пятеро стали "невозвращенцами". Мало того, один, некий Никифорко Олферьев, мало того, что перешел в "аглицкую" веру, но еще "неведомо по какому искушению" стал англиканским священником .

Еще Лжедмитрий I намеревался открыть в России университет по европейскому образцу.

А во второй половине царствования Алексея Михайловича иноземные новшества начинают распространяться по России прямо-таки семимильными шагами...

Первые корабли западного образца построены именно тогда. Первый театр по западному образцу немец Грегори заводит на Руси в царствование Алексея. При дворе появляется немалое количество "иностранных специалистов". Немецкий ученый Адам Олеарий в своем "Описании путешествия в Московию" писал: "Его царское величество содержит также, с большими расходами, много толмачей для разных языков, а также много других слуг из немцев и иностранцев. В особенности много у него высших военных офицеров, частью оставивших свою религию и перекрестившихся; они и в мирное время получают большое вознаграждение. У его царского величества между другими его толмачами имеется прекрасный человек по имени Иоганн Беккер фон Дельден, родом из Копенгагена. Он получил хорошее университетское образование, совершил замечательные путешествия и знает много языков" .

Тут же Олеарий отмечает, что русские доброжелательно относятся к иностранцам и их культуре, охотно усваивая то, что им кажется необходимым. "У них нет недостатка в хороших головах для учения. Между ними встречаются люди весьма талантливые, одаренные хорошим разумом и памятью".

В Москве к тому времени уже были открытые иностранцами аптеки, где фармацевтическому делу и латинскому языку учились и русские (наиболее известен из таких учеников стрелецкий сын Дмитрий Евдокимович Дерюжкин).

Сам Алексей Михайлович, как и другие дети Михаила, в детстве носил немецкое платье. Правда, взойдя на престол, вынужден был соблюдать традиции и одеваться "подедовски", а также запретить ношение немецкого платья при дворе - но не вообще в Москве. Дворня боярина Никиты Ивановича Романова, дяди царя Алексея, всегда щеголяла в немецких ливреях, сам боярин за стенами Кремля - тоже. Борясь с этими "соблазнами", патриарх Никон устроил боярину прямо-таки детскую каверзу: попросил прислать ему "из любопытства посмотреть" немецкие кафтаны Романова, а когда тот, ничего не подозревая, выполнил просьбу, Никон распорядился изрезать в куски "еретические одежи" и сжечь. Тем не менее в рядах московского Гостиного двора как в то время, так и позднее можно было свободно покупать одежду "иноземных" фасонов, а большое количество немецких и польских портных, живших тогда в столице, свидетельствовало, что покупатель на их товар был многочислен...

При царском дворе тогда видную роль играли два влиятельных и знаменитых "западника" - Ордин-Нащокин и Матвеев, обучившие своих детей на западный лад. Придворный проповедник, знаменитый Симеон Полоцкий, сочинял пьесы для театра и переводил иностранные. По указанию царя в Посольском приказе стали переводить иностранные книги по космографии, риторике и фортификации.

Военная реформа на европейский манер - опять-таки новшество допетровского времени. Еще в 1646 г. князь И.Д. Милославский выехал в Голландию с поручением пригласить "мастеров железного дела, опытных капитанов и солдат человек 20 добрых самых ученых". Это и послужило началом для широкого реформирования армии. Документы тех времен пестрят именами иностранных офицеров: полковник Гамильтон, майор Фролнюс, капитан Реттих... Параллельно со старым стрелецким войском создаются полки "иноземного строя", "рейтарские" и "солдацкие" - к моменту единоличного воцарения Петра составлявшие больше половины всех русских вооруженных сил (63 полка, 90 000 солдат). Практически все иностранные воинские звания, чье введение приписывается Петру I, существовали уже при Алексее Михайловиче: полковники, майоры и ротмистры, поручики и прапорщики, сержанты и капралы, квартирмейстеры и каптенармусы. В 1674 г. стрельцами, посланными осадить взбунтовавшийся Соловецкий монастырь, командовали майор Иван Березников, ротмистр Иван Порошин и поручик Оксен Сипягин - бок о бок с сотником, Клементием Иевлевым, служившим в "старых" подразделениях.

Иностранные офицеры в полках "иноземного строя" составляли если и большинство, то не подавляющее. Хватало и русских. В одном из документов поминаются "поместные рядовые иноземцы" Степан Алабышев и Василий Плаксин. В данном случае, понятно, "иноземцы" обозначает не происхождение, а должность.

В 1647 г. в Москве был издан в переводе с немецкого военный устав "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей, по которому и обучали "иноземные" полки.

Развитие горного дела и промышленности началось опять-таки в царствование Алексея Михайловича. В 1666 г. "рудознатцы" князья Милорадовы искали залежи серебра на Мезени, а майор Мамкеев - в Холмогорском уезде. Именно тогда в Невьянске и заложил первые заводы медеплавильщик Тумашев (хотя официальная историография приписывает эту заслугу Петру).

Интересно, что идея "прорыва" России к Балтийскому морю впервые родилась отнюдь не в России. В 1676 г. в Москву прибыл новый датский посол Фридрих фон Габель - именно он, ярый ненавистник Швеции, и принялся убеждать царя захватить Ливонию, вернуть себе балтийское побережье, от которого отрезали Россию шведы.

Еще более интересен тот факт, что до появления прыткого датчанина в России, оказывается, успели крепко подзабыть о некогда "исконно русских" землях. Только после настояний Габеля в архивах были разысканы ветхие бумаги, повествующие, что коварные шведы незаконно владеют Финляндией. И уж предельно любопытен состав тех, кто решительно воспротивился идеям Габеля. Это были не "закорузлые консерваторы" из глубинки, а наоборот, люди для своего времени передовые, оборотистые, поддерживавшие постоянные контакты севропейцами, - купцы из Архангельска...

Строго говоря, порты на Балтийском море России были и не особенно нужны. Торговля с Европой через Архангельск являла собой не то полусонное копошение, каким ее впоследствии стали представлять превозносившие Петра историки, а налаженное и мощное предприятие. Только за один год (что полностью подтверждается иностранными источниками) чистая прибыль от архангельского товарооборота дала триста тысяч рублей - сумма по тем временам фантастическая. А посему купцы не хотели ввязываться в сомнительное предприятие со столь же сомнительным финалом - и к прожектам датчанина отнеслись при дворе холодно, положив их под сукно. То, что потом эти планы с точностью "до третьего знака" взялся выполнять Петр I, вызывает сильные подозрения, что ему попросту внушили их датчане в Немецкой слободе...

Кстати, о Немецкой слободе. Эта "кузница кадров", откуда Петр во множестве черпал сотрудников и идеи, была основана за десятилетия до рождения Петра - что само по себе свидетельствует: не было ни "изоляции",ни "железного занавеса". Иностранная колония в Москве была настоящим городом (кроме немцев там жили голландцы, швейцарцы, шотландцы).

Когда умер Алексей Михайлович, на трон вступил его старший сын от первой жены Федор, правивший с 1676 по 1682 г.* При нем реформы получили дальнейшее развитие. Федор и его старшая сестра Софья получили великолепное по тем временам образование - благодаря Симеону Полоцкому Федор в совершенстве знал латинский язык, неплохо читал по-польски, сочинял стихи. Софья немного менее преуспела в иностранных языках, зато сама писала пьесы и даже ставила их в кругу близких, создав домашний театр.

* Федор, Софья и Иван - дети Алексея от первой жены Марии Милославской. Петр - от второй Натальи Нарышкиной.

При Федоре и были начаты преобразования, творцом которых впоследствии объявили Петра...

Именно Федор отменил местничество - глупейший пережиток старины, мешавший нормальной организации армии и государственных учреждений. Все "поместные росписи" были сожжены, что особого сопротивления не встретило.

Была проведена реформа одежды. Всем придворным, военным и государственным чиновникам приказали отныне носить "иноземное" платье (правда, не немецкое, а польское). Тем, кто продолжал щеголять в старомодных охабнях и однорядках, был царским указом запрещен вход и в Кремль, и во дворец. Одновременно придворным, военным и чиновникам было рекомендовано брить бороды - что к тому времени было вовсе не таким уж шокирующим новшеством, Россия завела тесные связи с Польшей, перенимая и польские кунтуши, и язык, и бритье бород. Как пишет современник: "...на Москве стали волосы стричь, бороды брить, сабли и польские кунтуши носить, школы заводить". Заодно Федор ликвидировал старинный обычай, когда "воинских людей", по трусости бежавших с поля боя, обязывали появляться на людях непременно в женских охабнях.

Провели церковные реформы, отменив "собственные иконы", - до Федора был широко распространен обычай вешать в церкви свои личные иконы и во время службы молиться только на них, запрещая это остальным. Были смягчены "судебные жестокости" - ворам отныне не отсекали ни рук, ни ног, ни пальцев.

Наконец, серьезнейшие перемены был затеяны в сфере образования. Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев, прозванные "латинщиками" (т.е. попросту "западниками"), разработали проект Славяно-греко-латинской академии. Учениками ее могли быть люди всех сословий и возрастов, науки предполагались и гражданские, и духовные: грамматика, пиитика, риторика, диалектика, философия, богословие, языки - славянский, греческий, латинский и польский.

К сожалению, из-за смерти Федора подготовку к открытию первого в России университета не довели до конца, потребовалось еще четыре года, чтобы Академия начала работу.

Стоит добавить, что само по себе избрание Софьи правительницей при малолетних братьях наглядно свидетельствовало о решительном разрыве с прежними традициями, по которым место женщины - исключительно в тереме, вдали от людских глаз (об этой стороне правления Софьи как-то не принято задумываться, господствует абсолютно нелогичная посылка с упором на слово "застойная правительница", хотя появление женщины в русской политической жизни - уже как раз и есть разрыв с "застоем").

Кроме того, ближайшими сподвижниками Софьи были отнюдь не какие-то "заскорузлые и замшелые" ревнители старины, а, пожалуй, самые передовые люди своего времени: Сильвестр Медведев (которого казнили после устроенного Петром переворота) и князь Василий Васильевич Голицын, любовник Софьи, чьи идеи заметно опередили свое время. По свидетельствам иностранцев, Голицын с большим уважением относился к европейцам, был открытым "западником", владел несколькими иностранными языками. Его московский дом был убран в европейском стиле, князь владел огромной библиотекой. Руководя Посольским приказом (тогдашнее министерство иностранных дел), Голицын добился немалых успехом, что сквозь зубы признают даже "петрофилы". Именно Голицын заключил "вечный мир" с Жечью Посполитой, добившись возвращения России Киева. Из воспоминаний иностранцев известен его проект крестьянской реформы - крестьяне получили бы во владение землю, взамен чего должны были, освобожденные от многих прежних повинностей, платить лишь ежегодный налог. Чтобы подробно рассказать о деятельности Голицына, пришлось бы написать отдельную книгу, замечу лишь, что иные иностранцы именовали князя "великим деятелем".

Подводя итоги всего вышесказанного, пора сделать краткий вывод: как уже говорилось, Петр I самостоятельно не придумал ничего толкового. Все, что он делал, было лишь продолжением преобразований, начатых за десятилетия до его появления на свет...

Личность и деятельность Петра I встречала и у современников и у потомков не только различные, но и прямо диаметрально противоположные оценки. Поклонники Петра уподобляли его божеству (М.В. Ломоносов), а противники видели в нем антихриста (раскольники). По мнению одних, русский народ «принял от Петра свой ум, свою нравственную силу и свои руки» (А.В. Никитенко), другие же обвиняли Петра в том, что он создал раздвоение между высшими и низшими слоями народонаселения, «переломил» весь строй русской жизни, и утверждали, что у него не было предшественников в древней Руси» (К.С. Аксаков). Те и другие сходились в одном: фигура Петра «застила собою всю древнюю русскую историю» (М.П. Погодин).

Противоречивы оценки деятельности Петра I и у историков XIX-ХХ веков. Так, Соловьев С.М. считал, что история ни одного народа не представляет такого великого, многостороннего, даже всестороннего преобразования, сопровождавшегося столь великими последствиями, как для внутренней жизни народа, так и для его значения в общей жизни народов, во всемирной истории. Во внутренней жизни народа положены были новые начала политического и гражданского порядка. В политическом порядке пробуждена самодеятельность общества введением в управление коллегиального устройства, выборного начала и городского самоуправления, а введением присяги не только государю, но и государству впервые дало народу понятие о настоящем значении государства. В частной гражданской жизни приняты меры к ограждению личности: она освобождена от оков родового союза исключительным вниманием Петра к личной заслуге, подушной податью, запрещением браков по принуждению родителей или господ, выводом женщины из терема. Всемирно-исторические следствия реформы были: 1) вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на историческую сцену со значением сильного деятеля в общей политической жизни народов; 2) соединение обеих дотоле разобщенных половин Европы, восточной и западной, в общей деятельности посредством введения в эту деятельность славянского племени, теперь только принявшего деятельное участие в общей жизни Европы через своего представителя, через русский народ.



Ключевский В.О. считал, что реформа Петра I освещается односторонне, и взгляд на нее круто преломляется, когда смотришь только на один ряд ее условий, выпуская из вида другие условия. Ее следует рассматривать под тройным углом зрения:

ü По отношению Петра к Западной Европе;

ü По его отношению к древней Руси;

ü По влиянию его дела на дальнейшее время.

Ключевский В.О. подчеркивал, что Петр I не питал к Западной Европе слепого или нежного пристрастия, напротив, относился к ней с трезвым недоверием и не обольщался мечтами о задушевных ее отношениях к России, знал, что Россия всегда встретит там только пренебрежение и недоброжелательство. Сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью. Техника военная, народнохозяйственная, финансовая, административная и техническое знание – вот обширная область, в которой работать и учить русских работать призывал Петр западного европейца. Он хотел не заимствовать с Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом – техническим знанием.

Ключевский В.О. отмечает у Петра I безотчетную наклонность воспроизводить в нововведениях отзвуки минувшего. Петр не тронул основ общественного склада, закрепленных Уложением, - ни сословного деления по роду повинностей, ни крепостного права. Напротив, старые сословные повинности он осложнил новыми. Установив обязательное обучение дворянства и разделив его обязательную службу на две особые колеи: военную и гражданскую, он плотнее сомкнул городские тяглые состояния особым сословным управлением, земскими избами, а потом магистратами, а на верхний городской класс, гильдейское гражданство, возложил сверх прежних казенных служб – еще особую повинность, по добывающей и обрабатывающей промышленности, сдавая казенные фабрики и заводы принудительно образуемым из купечества компаниям. Фабрика и завод при Петре не были вполне частными предприятиями, руководимыми исключительно личными интересами предпринимателей, а получили характер государственных операций, которые правительство вело посредством своего обязательного агента, гильдейского гражданина: за это купец, фабрикант или заводчик пользовался дворянской привилегией приобретать к фабрике и заводу деревни с крепостными рабочими руками. С другой стороны, не изменяя сущности крепостного права, Петр изменил социальный состав крепостного состояния: разные виды холопства, юридические и хозяйственные, теперь окончательно слились с крепостным крестьянством в один класс тяглых крепостных людей, а гулящая вольница частью была приписана в городах к низшему гражданству, чтоб «гуляки за ремесло принялись и никто бы без дела не шатался», частью попала в солдаты или в крепостные. Так, продолжая дело Уложения, упрощение общественного состава посредством уничтожения переходных, промежуточных слоев, законодательство Петра принудительно вытесняло их в рамки основных сословий. Теперь русское общество окончательно получило тот склад, какой стремилось дать ему московское законодательство XVIIв., вышло из реформы с более резкими и округленными сословными очертаниями, а каждое сословие с более осложненным бременем повинностей на плечах. Таково было общее отношение Петра к государственному и общественному порядку старой Руси.

Ключевский В.О. считал, что реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но все это приходилось делать среди упорной и опасной внешней войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, воспитанной хищным приказным чиновничеством и грубым землевладельческим дворянством, бороться с предрассудками и страхами, внушенными невежественным духовенством. Поэтому реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновала все классы общества.

Платонов С.Ф. считал, что реформы Петра по своему существу и результатам не были переворотом: Петр не был «царем-революционером», как его иногда любят называть.

Прежде всего, деятельность Петра не была переворотом политическим: во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами. В политике внутренней Петр недалеко ушел от XVII века. Государственное устройство осталось прежним.

Деятельность Петра не была и общественным переворотом. Государственное положение сословий и их взаимные отношения не претерпели существенных изменений. Прикрепление сословий к государственным повинностям осталось во всей силе, изменился только порядок исполнения этих повинностей.

В экономической политике Петра, в ее целях и результатах, также нельзя видеть переворот. Петр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него, - задачу поднятия производительных сил страны. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народное хозяйство на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была все-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.

И в культурном отношении Петр не внес в русскую жизнь новых отношений. Старые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII в. вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. И образование при Петре коснулось только высших слоев общества, и то слабо; народная же масса пока осталась при своем старом мировоззрении.

Высокую оценку результатам деятельности Петра I дает С.Г. Пушкарев . Он пишет, что Петр открыл России морские пути для сношений с другими народами и ввел Россию в среду европейских народов; созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой; он создал далекий от совершенства, но все же более пригодный аппарат государственного управления, чем была устарелая, сложная и запутанная система московских приказов; созданием крупной промышленности и особенно успешным развитием горного дела он сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от иных стран; наконец, он заложил основы светской русской культуры, которая дала также обильные плоды в XIX столетии.

Но даже он вынужден признать, что проводимая Петром европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер, прикрывая лишь «немецкими» кафтанами и париками старые московские слабости и пороки. С другой стороны, резкая и внезапная европеизация общественной верхушки оторвала эту последнюю от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в Московской Руси, сделало дворянство и чиновничество иностранцами в собственной стране.

Отрицательную оценку деятельности Петра I дает Е.Н. Стариков . Он считает, что краткой формулой сути петровских реформ является форсированное развитие части производительных сил (военной промышленности) за счет деградации и примитивизации производственных отношений. В топку петровских реформ, давших временное усиление военной мощи России, бросались живая сила народа, сохранившиеся еще кое-где куцые остатки его прав и свобод, возможности развития рыночных отношений. Короче говоря, в жертву сиюминутной выгоде приносилось будущее страны.

Стариков Е.Н. утверждает, что Петр завершил оформление уникального «русского пути» в истории – развития «вдогонку», когда длительный период застоя сменяется лихорадочно-торопливой «гонкой за лидером» путем заимствования результатов чужого развития – без развития собственного.

Отрицательным результатом деяний Петра I является и ускоренный процесс похолопления элиты, которая привыкла терпеть петровскую палку на своих спинах. По этому поводу у Петра была своя «философия»: «Хотя что добро, - говаривал Петр, - надобно, а новое дело, то наши люди без принуждения не сделают». От похолопления элиты до похолопления всего народа – один шаг. И вот при Петре возникает «исторический уникум» - промышленность на крепостном труде». В отличие от монголов и Ивана Грозного, Петр не горомит города – центры торговли, культуры и демократии, а наоборот – строит Петербург. И вроде бы Петр отнюдь не против появления «третьего сословия» – наоборот он горой за развитие грамотности, ремесел и торговли. Более того, он издает целый ряд указов и регламентов, долженствующих подстегнуть развитие всех этих «западных начал». Вот эти-то регламенты окончательно ремесла, торговлю «третье сословие» и губят. Через четверть века действия петровских регламентов относительно ремесла в Петербурге насчитывалось всего 709 ремесленников, а в Москве – лишь 117. Жесткий контроль и административная регламентация задушили русское предпринимательство. В этих условиях купеческий капитал растет почти исключительно в качестве комиссионера дворянства, феодальных заводов и дворянского государства. Жизнь не толкает этот капитал в сторону роста товарной продукции. Так что вопреки собственным субъективным намерениям Петр I фактически делал относительно ремесел и торговли то же самое, что и Грозный: погромов хотя и не устраивал, но руками аппарата душил вполне исправно. Петр I – подлинный отец русской бюрократии. Герцен А.И. в «Былом и думах» писал: «Один из самых печальных результатов петровского переворота – это развитие чиновничьего сословия. Класс искусственный, необразованный, голодный, ничего не умеющий делать, кроме «служения», ничего не знающий, кроме канцелярских форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующее в судах и полиции и сосущее кровь народа тысячами ртов».

Резко ухудшается положение крестьянства: 3 млн. крепостных были закреплены за 140 тыс. дворян; крепостные крестьяне «приписываются» к государственным заводам указом 1721г. Петр разрешает купцам покупать к заводам крестьян. Замена поземельного налога подушным фактически уничтожила частное владение крестьян, стимулировав уравнительное землепользование и окончательно превратив крестьянскую общину в передельную. Положение русского крестьянина все более и более приближалось к положению низшего, порабощенного класса восточных деспотий. Подневольный крестьянский труд на пользу помещиков и государства делался все более и более тяжелым. Следствием этого явилось депопуляция сельской России. Широко известны данные П.И. Милюкова об уменьшении податного населения России с 1678 по 1710гг. на одну пятую часть. По некоторым губерниям убыль дворов была и того больше: в Архангельской и Санкт-Петербургской губерниях убыло 40 процентов, в Смоленской – 46, в Московской – 24 – результаты, близкие к последствиям опричных погромов.

После смерти Петра на Руси наступает «застойный период». Лишенная в следствии господства подневольного труда внутренних стимулов к развитию, подвергающаяся бюрократической регламентации, поставленная в тепличные условия русская промышленность в XVIII в. развивалась исключительно медленно.

И, наконец, последнее: Петр I, по словам Н.Г. Чернышевского, «заимствуя у немцев и шведов военные учреждения, заимствовал, кстати, мимоходом и все вообще, что встречалось его взгляду». Вот так, «мимоходом», к литейному делу, занес Петр I на русскую почву и западную культуру. С тех пор всю русскую историю можно рассматривать как взаимодействие двух субкультур – «почвы» и «цивилизации», культуры «народа» и культуры «общества».

Основные термины:

Гражданский шрифт русского алфавита (гражданская азбука), введен в изданиях гражданской печати в России после реформы печатного кирилловского полуустава, произведенной Петром 1 в 1708 г. Лег в основу современного русского шрифта.

Иерархия – располажение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Коллегии – группа лиц, образующих руководящий, совещательный или распорядительный орган, действующий по принципу коллегиальности – принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией), каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности.

Курляндия – историческая область в западной части Латвии.

Лифляндия – немецкое название Ливонии в ХIII в., официальное название территорий Северной Латвии и Южной Эстонии в ХVI – нач. ХХ вв.

Ландрат – в 1713-1719 гг. советник от дворян уезда при губернаторе.

Откупа – передаваемые частным лицам права на торговлю товарами государственной монополии, например, питейные откупа.

Подряды – поставки, осуществляемые купечеством по казенному заказу.

Подушная подать – основной прямой налог в Российской империи ХVIII-ХIХ вв. Заменила в 1718-1724 гг подворное обложение. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90-х гг. ХIХ в.

Посессионные крестьяне – данная категория крестьян введена Петром 1, указом 1721 г. о покупке людей к заводам в связи с необходимостью обеспечить рабочими растущую крупную мануфактуру. Положение посессионных крестьян отличалось от положения крепостных: их не разрешалось переводить на сельскохозяйственные работы, отдавать в рекруты вместо помещичьих крестьян и т.д.

Рекрутская повинность – способ комплектования российской регулярной армии в ХVIII-ХIХ вв. Податные сословия обязаны были выставлять от своих общин определенное число рекрутов. В 1874 г. заменена воинской повинностью.

Ревизская душа – лицо мужского пола независимо от возраста.

Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.

Регентство (от латинского – «править») – временное правление одного (регент) или нескольких лиц (регентский совет), пока законный монарх не может исполнять свои обязанности (по малолетству, болезни, нахождении в плену и т.п.)

Северный союз – военно-политический союз России, Дании, Речи Посполитой и Саксонии против Щвеции. Заключен в 1699 г. Распался в ходе Северной войны. Возобновлен был после решающих побед России. В 1713 г. к нему присоеденилась Пруссия.

Вопросы для обсуждения:

1. Реформы Петра I – копирование опыта Запада или модернизация с учетом самобытности России.

2. Петр I – революционер или реформатор? Современные дискуссии о наследии Петра I.

3. Определите экономические, правовые, социальные и психологические условия, препятствовавшие модернизации России в XVIII в.

4. Какая часть российского общества противостояла петровским реформам? Почему?

5. Какие области русской культуры подверглись наибольшему реформированию? Почему?

6. Был ли для России предопределен имперский путь? Каковы причины появления российской империи?

7. Каковы экономические, правовые, социальные и психологические условия, которые препятствовали модернизации России в ХVIII в.?

Проблемные задачи:

1. В 1701г. Петр I разослал по стране повеление собрать в пользу государства часть церковных колоколов. К маю общий вес скопившихся в Москве колоколов уже достиг примерно 90 тыс. пудов. Церковь же при этом не роптала. Почему?

2. При Петре I металлургические заводы первоначально строились за казенный счет, потом значительная их часть передавалась частным лицам. С какой целью? Разве не могло само государство управлять заводами, если оно сумело их построить? Кроме того, передавая заводы в частные руки, государство лишалось значительной части доходов. Почему же проводилась такая политика?

3. Развитие любого государства – это в первую очередь развитие его экономики. В то время как во всех странах происходило освобождение крестьян и образование промышленного и торгового сословия, физическое принуждение заменялось на экономическое, реформы Петра пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I?

4. В 1722г. в России было введено цеховое устройство. Почему, ведь в Западной Европе цехи в этот период уже были архаикой, и Петр I не мог не знать об этом?

5. Оценивая деятельность Петра I, часто говорят: «Он много сделал для России». Но почему тогда в ходе этих «многодеяний» население Центральной России, а именно эту территорию в первую очередь затронули преобразования Петра I, сократилось в годы его царствования на 25-40%?

6. Петр I умер 28 января 1725г., не назначив преемника. При сопоставлении распоряжения Петра о престолонаследии с его же указом о единонаследии получилось, что в отсутствие сыновей престол должна занять старшая дочь. Так как старшая дочь Петра I Анна в свое время под присягой отказалась вместе с женихом от русского престола, законное наследство логически переходило ко второй дочери Петра – Елизавете. Однако Елизавета в 1725г. не стала императрицей, ею стала вдова императора Екатерина I. Почему?

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

2. Герб и флаг России X-XX вв. (Артамонов В.А. и др.). – М.: Юридическая литература, 1997.

3. Заорская И.Ю., Зотов М.В. Становление и подъем Российской державы ХV-ХVIII вв. М.: МГАП «Мир книги», 1994.

4. Иоанн Грозный, Петр Великий, А.Д. Меньшиков, Г.А. Потемкин. Биографические очерки. – М.: Республика, 1998.

5. История России в лицах: с древности до наших дней: (Х-ХХ вв.). – М.: Русское слово, 1997.

6. Мавродин В.В. Рождение новой России. – Л., 1988.

7. Рождение империи. – М.: Фонд Сергея Дубова, 1997.

8. Российское предпринимательство XVI – начала ХХ вв. К завершению исследовательского проекта Института российской истории РАН // Отечественная история, 1998, № 6, С. 3-53.

9. Шмурло Е.Ф. История России (IХ-ХХ вв.). – М.: «Аграф», 1999.

10. Утверждение династии (Андрей Роде. Августин Мейерберг. Самуэль Коллинс. Яков Рейтенфеликс).- М.: Фонд Сергея Дубова, Рита-Принт,1997.

Приложение VI

Документ 1.

Прошлого 706 года, где на Москве и в городах на посадах и в дворцовых волостях и в патриарших и архиерейских и монастырских и церковных и вся­ких чинов людей, в поместьях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне, и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчинникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода. А буде кто тех беглых людей и крестьян, с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий их и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и кре­стьяне явятся. А которые беглые люди и крестьяне высланы в прежние места, а иные помещики и вотчинники и их прикащики и старосты и крестьяне, не до-пустя их до прежних мест, учнут принимать к себе вновь, а сыщется про то допряма - и тем, за прием тех беглых людей и крестьян, и которые помещики и вотчинники чинились или впредь учинятся сильны, о беглых людях и о кре­стьянах в городах сказок не дадут, учинено будет против вышеобъявленного государева указа.

И с сего его великого государя указа по всем воротам прибить листы, а в города послать грамоты. <...>

Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. № 2147.

Документ 2.

УСИЛЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСКОГО ГНЕТА. ПОБОРЫ С КРЕСТЬЯН КОМАРИЦКОЙ ВОЛОСТИ В 1705 г.

Архивный документ 1705 г. рисует картину непомерного налогового обложения Комарицкой волости Севского уезда, где с жителей 238 деревень и сел с 3940 тяг­лыми дворами взимались самые различные натуральные и денежные поборы. Публи­куется по изданию: Вестник Московского университета. - 1956. - № 2. - С. 157-161.(Публикация П.П. Епифанова.).

И по указам великого государя... с вышеписанного дворового числа збираетца с Комарицкой волости с жителей по окладу на дачу Севского прежнего нововыборного жилого полку солдатам по десять тысяч по девятисот по сороку рублев на год... Да по окладу емлетца хлеба, муки ржаной, по осми тысяч по пятидесяти по пяти четвертей с осминою; и в нынешнем 706 году тое муку отвозили они, камаричане, на своих подводах в Смоленск... Да в Севску збираетца по тысяче по триста по четырнадцати четвертей с осминой овса; и тот хлеб дается в Севску Васильева полку Кошелева стрельцом.

Да збираетца ж в Приказ Военных Дел по полуполтине з двора, да в ямскую гоньбу взято бобылей и устроено восемдесят вытей, а в те выти взято по три человека да по три мерина на выть 1 ; да им же, ямщиком, в тое новостроенную слободу для поселения взято многое хоромное строение, и тех ямщиков селили и хоромное строение возили они, камарчаня; да им же на жалованье збирают по двадцати рублев на выть, да хлеба по осмине ржи, овса потомуж 2 . Да збирано с них же, з жителей, в прошлом в 705 году на узды и на седлы и на кавардаки 3 по девяти алтын, да на платеж лошадей, которые взяты в ямскую гоньбу, збирано... по три алтына по две деньги з двора.

Да стольник Логин Михайлович Щербачев в драгунскую службу описных лошадей, которые описаны были от стольника князь Григо­рия... Волконского и которые... явились быть годны, у камарицких жителей взяты и поставлены в Камарицкой волости ныне на корму; и тем лошадям на корм сено и овес збираетца с них же, камаричь, также и на караул у тех лошадей ставится человек по семидесяти.

Да за мельницы... да за мосты... збирают оброку по сту по двадца­ти рублев на год. В полк думного дворянина и воеводы Семена Протасьевича Неплюева взято в подводы по двадцать пять меринов, а за теми подводы проводником збирано по пяти денег з двора. Да в стре­лецкие в два полки отпущено в поход... в Григорьев полк Анненкова сто сорок, в Васильев полк Кошелева семьдесят... в Михайлов полк Франка семьдесят же подвоя, в ево ж думного дворянина и воеводы Семена Протасьевича в полк дано пятьдесят подвод, да под полко­вые припасы пятьдесят палуб 4 да пятьдесят телег простых с хомуты с рогожи и с ужицы и с цыновки.

Да для оковки пушечных станков сбирают уголье с них же, кама­ричь.

Да Афанасию Кологривову, которой был в Севску для пересмотру в казенных анбарех порченого ружья и фузей, и под то ружье и под пушки ему Афонасью до Москвы дано пятьдесят восемь подвод. Да по указу великого государя… велено взять на 705 год з двадцати пять дворов по подводе.

Да на дачу его, великого государя, жалованья рекрутом по осми денег з двора, и те деньги собрав высланы к Москве к приказу Земских дел.

Да почтарям, которые гоняют почтовую гоньбу из Севска до Малоросийских городов, а от Севска до Болхова и до Карачева, и тем почтарям... на наем збирано по три алтына по две деньги з двора.

Да в Севск в таможню и на кружечные дворы к таможенному и кабацкому збору в целовальняки емлют в год по сту и больши, и на заставех у целовальников на карауле стоят для збору пошлин с проезжих людей человек по четыре ста...

Иные многие поборы збирают из Севские Розрядные избы, а в Земскую избу х камарицким бурмистром не пишут.

Всего збираетца по окладу:

солдатом в приказ военных дел........... 10 940 рублев на год

полуполтинных. ........………................ 985 рублев

ямщиком по........…...………………..... 1600 рублев

за мельницы по...........…………….......120 рублев

на дачу рекрутом.................………….. 157 рублев 20 алтын

Итого окладных 13 802 рубли 20 алтын

Неокладных

Из розрядные избы на уезды

и на седла и на кавардаки………………........ 1 063 рубли 26 алтын 4 деньги

на ямские лошади............…………………… 394 рубли

подводчиком 25 человек ……………............. 118 рублев 6 ал­тын 4 деньги

1 970рублев

Обоего окладных и неокладных 15 772р. 20 алт.

Да хлеба по окладу муки и ржи

по.............……………………..................... 11 340 четвертей

по......................………………………........... 233 четвертей овса

Да к Москве в полки выслана 533 подводы да 100 телег.

1 Выть - здесь: доля в три человека с лошадьмив общей группеямщиков.

2 Осмина - половина четверти = около 6 пудов ржи

3 Кавардак - похлебка из капусты, лука и толченых сухарей; здесь - остальные принадлежности конской сбруи.

4 Палуба - повозка с кровлей, из луба и досок.

Документ 3.

1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать,нообращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недви­жимое чрез духовную (по завещанию. - Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которым должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследни­ком будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <...>

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и по­сторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников. - Ред.), а прочее другим, кому надлежит равным образом.

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор. - Ред.), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те усеченные лета (названные лета. - Ред.) должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. <...>

5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духов­ной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведо­мы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеписан­ных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты (несовершеннолетние, "недорос­ли". - Ред.) обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а жен­ского до семнадцати лет.

Полное собрание законов Российской империи. Т. V. № 2789.

Контрольная работа по истории России 18 век 8 класс вариант 1

Задание 1. «Да или нет»

1.Северная война длилась 21 год.

2. Пётр III был Петру I сыном
3. Собрание-бал с участием женщин в домах знати назывался ассамблея.
4. Петр I запрещали дворянам жениться, если они не учились.
5. Первый музей в России назывался Эрмитаж и его открыли при Екатерине I.
6. Екатерина II впервые в России выпустила бумажные деньги

7. Софья Доротея Вюртембергская имя Екатерины II до принятия православия

8. Первые гвардейские полки в России назывались Семёновский и Преображенский.
9.Южные районы России назывались - Новороссия.
10. Согласно указу Павла I, крестьянин должен был работать на помещика 6 дней в неделю.

1. Этот император любил говорить, что в России тот велик, с кем я говорю и пока говорю?

2. О чём сказал Пушкин: Люблю, тебя, Петра творенье

3. «Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер, прикрывая лишь «немецкими » кафтанами и париками старые московские слабости и пороки.» «Одни современники провозглашали его подобным Богу, другие называли Антихристом. Причиной тому- противоречивость самой эпохи, последствий его преобразований для дальнейшей истории России, масштабность и неоднозначность фигуры царя –реформатора.»

1. Выдающимися архитекторами XVIII в. были:

2. Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?

1) Д. И. Фонвизин 2) В. К. Тредиаковский 3) Ф. Г. Волков 4) М. В. Ломоносов

3. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:

1)Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны; 2)Пётр Алексеевич – внук Петра I;

3) Карл Пётр Ульрих – Племянник Елизаветы Петровны; 4)Елизавета Петровна – дочь Петра Великого

4. В чьё правление состоялись Итальянский и Швейцарский походы А.В Суворова:

1)Екатерины I 2)Анны Иоанновны 3)Павла I 4)Петра I

5. Санкт-Петербург был основан: 1) 1700 г 2) 1703 3) 1721 4)1755

6. Что из названного было следствием проводившейся в России в XVIII в. секуляризации?

7. Политика покровительства отечественной промышленности и торговле называется:

1)экспорт 2)ревизия 3)импорт 4)протекционизм

1) «Табель о рангах» 2) Соборное уложение 3) рекрутчина 4) губернии 5) бироновщина 6) земщина

1 Карамзин Н.М. (1766 – 1826 гг.)

А живопись

2 Лосенко А.П. (1737 – 1733 гг.)

Б литература

3 Крылов И.А. (1769 – 1844 гг.)

В архитектура

4 Казаков М.Ф. (1738 – 1812 гг.)

Г скульптура

5

6


А Б В

Вопросы

Контрольная работа по истории России 18 век 8 класс вариант 2

Задание 1. «Да или нет»

1.Северная война закончилась подписанием Ништадтского мира

2. Пётр II был Петру I внуком
3. Коллегии – это места, где собирались для обсуждения государственных вопросов.
4. Петр I награждал медалями за пьянство.
5. Первый музей в России назывался Кунсткамера и его открыли при Петре I.
6. Петр I провел перепись населения

7. Петр Федорович настоящее имя Пётра III

8. При Елизавете Петровне Россия не вступала в войны.
9. Малороссия – это причерноморские земли России
10. Павел I возобновил телесные наказания для дворян

Задание 2. Определите о ком или о чем идет речь

1. О ком говорил Пушкин, что он обнял все отрасли просвещения, историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, универсальный ученый?
2. Тяжело в учении, легко в бою - чьи это слова

3. «Прежде чем стать царицей, она прожила в России 18 лет. Много сделала она в эти годы, чтобы понять русских: приняла православие и получила имя …, выучила русский язык, историю и обычаи страны. Обладая привлекательной внешностью, расположила в свою пользу и Елизавету, и двор. 21 августа 1745 г. она была обвенчана с великим князем Петром.

4. «Удивленная Европа видела, как русский флот прошел через океан и Средиземное море, ...возвестил грекам свободу и взорвал мусульманский флот в Чесменском заливе; наконец, великий визирь был осажден Румянцевым в Шумле, и тень Петра Великого отомщена. Султан, побежденный и принужденный согласиться на постыдный мир, уступил русским Азов, Таганрог, дозволил им свободное плавание по Чёрному морю и признал независимость Крыма».

Задание 3. Найди правильный ответ

1. Выдающимися художниками XVIII в. были:

1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин 2) Матвей Казаков, Василий Баженов
3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов 4) Иван Кулибин, Иван Ползунов

2. Политика покровительства отечественной промышленности и торговле называется:

1)экспорт 2)импорт 3)протекционизм 4)ревизия

3. Елизавета Петровна оставила престол:

1) Петру Фёдоровичу 2)Ивану Антоновичу 3)Екатерине Алексеевне 4)Петру Алексеевичу

4. Понятие "кондиции", "бироновщина", "кабинет министров" относятся к царствованию: 1) Петра I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Анны Иоановны.

5. К истории какой войны относятся сражения у Нарвы, Гангут, Гренгам, Лесной ? 1) Северной 2) Семилетне 3) Русско-турецкой

6. Манифест о вольности дворянства был подписан: 1) Анной Иоановной; 2) Елизаветой Петровной; 3) Павлом 1

7. Что из названного было следствием проводившейся в России в XVIII в. секуляризации?

1) проведение реформы церковного богослужения 2) обращение церковной собственности в государственную 3) отделением школы от церкви 4) создание Святейшего Синода

8. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ. 1) «Табель о рангах» 2) губернии 3) бироновщина 4) земщина 5) Соборное уложение 6) рекрутчина

Задание 4. Соотнеси личность и его деятельность

1 Растрелли Б.К. (1675 – 1744 гг.)

А живопись

2 Сумароков А.П. (1717 – 1777 гг.)

Б литература

3 Старов И.Е. (1745 – 1808 гг.)

В архитектура

4 Фальконе Э.М. (1716 – 1791 гг.

Г скульптура

5 Крылов И.А. (1769 – 1844 гг.)

6 Рокотов Ф.С. (1735 – 1808 гг.)

Задание 5. Определи архитектурный стиль (направление)


А Б В

    Рококо 2) классицизм 3) барокко

Задание 6. Поработайте с текстом.

Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву

единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его

мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго

моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в

котором наследует ближняя родственница последнее-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лице мужеское или женское, которое заступает её место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…

Вопросы

1.Чем, на ваш взгляд, объяснялась необходимость принятия манифеста о престолонаследии

Контрольная работа по истории древнего мира 5 класс вариант 1

А. Греция

Б. Египет

В. Персия

Ж. Палестина

Имена: 1) Траян 2) Перикл 3) принц Гаутама 4) Конфуций 5) Ксеркс 6) Ромул 7) Солон 8) Октавиан Август 9) Ашока 10) Тутмос III 11) Тиберий Гракх 12) Марк Антоний 13) Цинь Шихуан 14) Соломон 15) Имхотеп 16) Дарий I 17) Хеопс 18) Нерон

А. Греция

Б. Египет

В. Персия

Ж. Двуречье

Географические объекты : 1) Афины 2) Тигр и Евфрат 3) Тибр 4) Янцзы и Хуанхэ 5) Спарта 6) Рим 7) Марафонская равнина 8) Мемфис 9) Мохенджо-Даро 10) Вавилон 11) Инд и Ганг 12) Нил 13) Персеполь 14) Рубикон

А. Греция

Б. Египет

В. Персия

Ж. Двуречье

1

2

3

7

4

6

А. Греция

Б. Египет

В. Персия

Ж. Двуречье

Термины: 1) плебеи 2) клинопись 3) брахманы 4) демократия 5) фараон 6) бессмертные 7) папирус 8) конфуцианство 9) демос 10) консул

Текст № 1

Текст № 2

Контрольная работа по истории древнего мира 5 класс вариант 2

Задание 1. Распредели имена по странам

А. Греция

Б. Ассирия

В. Египет

Ж. Двуречье

Имена: 1) Траян 2) Перикл 3) принц Гаутама 4) Конфуций 5) Ашшурбанапал 6) Ромул 7) Солон 8) Октавиан Август 9) Ашока 10) Тутмос III 11) Тиберий Гракх 12) Марк Антоний 13) Цинь Шихуан 14) Фидий 15) Имхотеп 16) Хамураппи 17) Хеопс 18) Нерон

Задание 2. Соотнеси страну и географические объекты

А. Греция

Б. Египет

В. Двуречье

Ж. Палестина

Географические объекты : 1) Олимпия 2) Тигр и Евфрат 3) Тибр 4) Янцзы и Хуанхэ 5) Спарта 6) Рим 7) Афины 8) Мемфис 9) Индрапрастха (Дели) 10) Вавилон 11) Инд и Ганг 12) Нил 13) Иордан 14) Иерусалим

Задание 3. Соотнеси страну и иллюстрации

А. Греция

Б. Египет

В. Персия

Ж. Двуречье

1

2

3

7

4

6

Задание 2. Соотнеси страну и термины

А. Греция

Б. Египет

В. Персия

Ж. Финикия

Термины: 1) демос 2) пурпур 3) касты 4) демократия 5) фараон 6) бессмертные 7) папирус 8) император 9) патриции 10) конфуцианство

Задание 5. Выбери один из текстов. Найдите ошибки и выпиши их.

Текст № 1

Греция делилась на 3 части: Северную, Среднюю и Южную. Со временем в отдельных областях Греции возникли небольшие самостоятельные государства – полисы. В Южной Греции находилась область Аттика. Главным городом Аттики был Пирей. В Пирее находились военные и торговая гавани. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

Другой полис - Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее большим театром и прекрасными статуями. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

Текст № 2

Город Рим возник на берегу реки Тигр. Здесь когда-то проживало племя умбров, которые и стали основателями города. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат Италии в стране развивались земледелие и виноградарство.

Подчинив себе Италию, римляне стали стремиться к захвату островов Корсика и Сардиния. Их попыткам овладеть островом воспротивился Карфаген – богатейший город в Египте. Первую войну Рима с Карфагеном выиграл Карфаген. Однако обе стороны готовились к новым схваткам. Вторая война началась с нападения войска Ганнибала и снова Карфаген победил. Рим вынужден был смириться с поражением и выплатить денежный ущерб (контрибуцию)

«Вместе с тем вся революционность Петра имела… консервативный характер. Модернизация институтов и структур власти ради консервации основополагающих принципов традиционного режима – вот что оказалось конечной целью».

КРАТКАЯ ОЦЕНКА ПУШКАРЕВА

В заключение обратимся к краткой оценке, данной Петру и его реформам американским историком, бывшим нашим соотечественником С. Г. Пушкаревым.

«…необходимо отметить как великую заслугу Петра его непрерывное и самоотверженное служение государству и народу российскому, которому он действительно посвящал все свои силы в течение всей своей жизни…»

«Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от народа, но велики были и его достижения».

«Но есть и немало пятен на солнце Петра Великого. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому во многом поверхностный характер…»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь перейдем к конечной части данного сочинения, а именно подведем некоторые итоги. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".

И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: "Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то есть действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности».

Нельзя не упомянуть важность личности Петра для людей творческих. Во всех видах искусства теме Петра уделялось внимание. Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений. Большинство авторов все же признают Петра великим историческим деятелем.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Но навряд ли кто-нибудь из ученых-историков будет спорить с важностью фигуры Петра и его деятельности в истории государства Российского. Ну а объективность в оценках событий того времени есть не что иное, как многообразие субъективных суждений о России начала XVIII века. Надеюсь, что в небольшой степени, но мне все же удалось представить разнообразную картину петровских реформ глазами различных историков, живших в разные эпохи и говоривших на разных языках.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ключевский В. О. Курс русской истории. – Сочинения. Т.4. - Москва, 1958.

2. Платонов С.Ф. Русская история. - Москва, 1996.

3. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Ленинград, 1989

4. Баггер Х. Реформы Петра Великого. – Москва,1985.

5. Петр Великий. (Серия: Государственные деятели России глазами современников). – Москва, 1993.

6. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – Ставрополь, 1993

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (1613 – 1645)

“Отсутствие у Михаила ярких талантов могло в тогдашней ситуации оказаться даже преимуществом: страна устала, она ждала покоя, осторожной консервативной политики. Романовы устраивали всех”.

“Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления – воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой”.

“После бури смуты пришло спокойное, но “душное” время, когда невозможно было проявить свой талант, когда мысли приходилось утаивать. Смута несла надежды, успокоение вызывало разочарование.

Новая власть настойчиво стремилась вытравить из памяти русских людей то время, когда царя избирали, когда можно было раздумывать, спорить и решать, кто будет царем в Российском государстве”.

(А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва История России XVI – XVIII вв. М. 1995 г. с. 125)

“В истории Михаил Федорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Но последние двенадцать лет Михаил Федорович правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих"”

(Энциклопедия для детей. История России М. 1997 г. т. 5 с. 387)

"Михаил Романов хотя и был от природы человеком неглупым, из-за своей меланхоличности и недостатка образования (вступая на трон он едва умел читать) не был способен управлять страной.

Набожный до фанатизма, молодой царь во всем покорялся воле отца и матери".

(А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва История России XVI – XVIII вв. М. 1995 г.)

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ (1645 – 1676)

“Впервые после длительного перерыва царский трон занял подготовленный к политической деятельности государь. Он знал иностранные языки, разбирался в философии, в богослужении, в законах, понимал и любил духовную музыку. Он был мягким, добродушным человеком; Тишайшим прослыл в истории”.

“Внешняя мягкость его была обманчивой. Этот государь обладал твердым характером. Так, он без колебаний изгонял вчерашних любимцев, которые начинали навязывать свои идеи”.

(См. Энциклопедия для детей. История Росси. М. 1997 г. т. 5 с. 387)

Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Я готов видеть в нем лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление”.

(См. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. М. 1993)

“При всей своей живости, как отмечали современники царя, Алексей Михайлович был безвольным и малодушным человеком. Он не знал радости в труде. Сначала за него правил Б.И. Морозов, затем Н.И. Одоевский, и т.д. Добродушный и безвольный, подвижный, но не энергичный царь Алексей не мог быть борцом и реформатором.”

(Б.Г. Пашков, Русь. Россия. Российская империя М. 1997 г. с. 338)

“Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русскую землю”.

(См. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. М. 1993)

ПЁТР I (1682-1725)

Существуют разные точки зрения характеризующие личность Петра I. Согласны ли вы с одной из оценок Петра I как революционера на троне?

“В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий император был под стать своей огромной державе, напоминающий гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище.”

(Энциклопедия для детей. История России. М.1997 т.5 ч.1 с.500)

“Будучи поклонником законности справедливости и правопорядка, Петр, однако, не проявлял достаточной выдержки и самодисциплины, мало уважал личное достоинство окружающих, а иногда отдаваясь припадкам раздражения и гнева, проявлял дикую и совершено излишнюю жестокость, как в черные дни массовых казней московских стрельцов”.

(С.Г. Пушкарев Обзор Русской истории С.1993г.с.262)

“Привычка к власти, раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества в Петре, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту, он сознавал и не раз подчеркивал, что он - абсолютный монарх, м все, что он делает и говорит не подвластно людскому суду: лишь бог спросит за все и хорошее и плохое”.

(В.И. Буганов, П.Н. Зырянов История России конец XVII - XIX вв. с. 41)

Реформаторская деятельность Петра I

“Велики были его достижения. Он открыл России морские пути для сношений с другими народами и ввел Россию в среду европейских народов; созданием первоклассной армии и военного флота, он сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от иных стран; наконец, он заложил основы культуры, которая дала такие обильные плоды в XIX в”.

“Значения петровских преобразований для России и Европы велико. Россия и “прорубила окно в Европу”, вышла на мировую арену сильной, мощной и обновленной. Гений Петра коснулся многих сфер деятельности. Его новаторские мысли актуальны и в наши дни. Он - пример подражания для всех поколений россиян, для тех, кто по настоящему любит Отечество и радеет за него”.

(Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М. 1997 с.386)

“Реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации”.7)

(Энциклопедия для детей. История России. М. 1997 т. 5 ч. 1 с. 49

“С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так; если бы я не употреблял строгости, то бы давно уже не владел русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей”

Петр I

(Энциклопедия для детей. История России. М. 1997 т. 5 ч. 1 с. 497)

“Петр I правил “наездами”; проводя преобразования во всероссийском масштабе и подчас не имел возможности вникнуть в суть частных проблем, он передоверял их приближенным и отнюдь не всегда мог проконтролировать деятельность этих людей. Подобное положение дел открывало дорогу многочисленным служебным злоупотреблениям, вполне обычным в Петровское время.

(Энциклопедия для детей. История России. М. 1997 т. 5 ч. 1 с. 498)

“Реформы Петра I при всей прогрессивности оборачивались для трудящихся новыми налогами, повинностями и тяготами, намного превышающими тяготы предшествующих царствований”.

(История отечества по ред. Б.А. Рыбакова, А.К. Преображенского М. 1993 г. с. 220)

“Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, мало продуманный и потому во многом поверхностный характер, прикрывая лишь “немецкими” кафтанами и париками старые московские слабости и пороки. С другой стороны, резкая и внезапная европеизация общественной верхушки оторвала эту последнюю от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в Московской Руси, сделало дворянство и чиновничество иностранцами в собственной стране.”

(С.Г. Пушкарев Обзор Русской истории С. 1993 г. с. 262)

“Если Петр старался вводить в Россию европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации - дух законной свободы и гражданственности - был ему, деспоту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоинства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным им за границей”.

М.А. Фонвизин

(См. История России под ред. Шумилова М.М., Рябикина С.П.1997 г.)

АННА ИОАННОВНА (1730-1740)

“В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления. Говорят, что у нее нежное сердце, хотя она и скрывает тщательно свои поступки. Вообще могу сказать, что она совершенная государыня”.

(См. А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва История России XVI - XVIII вв. М. 1995 г. с. 289)

“Императрица, грубая, необразованная, лишенная высших интересов и чувства долга и мало интересующаяся государственными делами, отдала управление государством в руки окружавшей ее кучки немцев. В это время сама императрица развлекалась роскошными торжествами и забавами. На устройство этих забав и на подарки любимцам Анна щедрою рукою тратила казенные деньги, которые собирались с крестьян при помощи военных экзекуций...”

(С.Г. Пушкарев Обзор русской истории Ставр. 1993 г. с. 267)

“В общем, в лице Анны Иоанновны на русском престоле царствовала женщина с типичными чертами крепостницы-помещицы. Анна Иоанновна вошла в историю под именем кровавой, а период ее правления назван бироновщиной”.

(Б.Г. Пашков Русь. Россия. Российская империя М. 1997 г. с. 397)

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

“В целом же правление Елизаветы было мягким. Необузданных “птенцов” Петра I и бездушных немцев времен Анны Иоановны сменило поколение людей”.

(Б.Г. Пашков Русь. Россия. Российская империя М.1997 г. с.410)

“Историки часто писали об отсутствии в годы правления Елизаветы Петровны громких дел и масштабных преобразований. Однако первый театр, Московский университет, распространение изящных искусств, отмена смертной казни за обычные уголовные преступления, Царское село, Зимний дворец и Смольный монастырь - это ли не облик эпохи Елизаветы”.

(См. Энциклопедия для детей Т.5 ч.2 с.97)

“Елизавета серьезное внимание уделяла лишь внешней политике, передоверив управление огромной империей своим министрам. Необъятную власть она использовала не для №служения Отечеству, а лишь для удовольствия”.

(См. А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва История России XVI - XVIII вв. М.1995 г. с.299)

“...время Елизаветы характеризуется сменой немецкого влияния, господствовавшего в предшествующую эпоху, французским культурным влиянием: французские моды, французский язык, французская литература начинают в эту пору завоевывать русское образованное общество для того, чтобы окончательно восторжествовать в нем в эпоху Екатерины”.

(С.Г. Пушкарев Обзор русской истории Ставр.1993 г. с.272)

ЕКАТЕРИНА II (1762-1796)

“Природа дала Екатерине II большой ум. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщённому материалу своеобразной внешний вид. Это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспособляться к внешним обстоятельствам.

Екатерина не любила скучного, печального, слишком учёного, чересчур чувствительного.”

(Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М. 1997 с.449-450)

Люди, близко видевшие её, находили в ней, немало слабостей. Её упрекали в славолюбии, “в самолюбии до бесконечности”, в тщеславии любви к лести.

Привычка к удаче сделала её несколько самонадеянной и очень обидчивой. Она раздражалась не только порицанием её действий, но и мнениями, с которыми была не согласна “

(см. Ключевский В.О. Афоризмы. “Исторические портреты” и этюды” М. 1993 с.245,247)

Что же означали реформы Екатерининского царствования-движение вперёд или топтание на месте, застой?

“В эпоху Екатерины II была проведена колоссальная законодательная и административная работа, превратившая Россию из наспех сколоченного государства Петра I в европеизированную державу, Армия и Флот доставили немало славных побед России.

“История правления императрицы Екатерины II - история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искаженного осуществления. Из Екатерины не получился “мудрец на троне”: в России не ослабли самодержавие и крепостное право, во многом они даже усилились”.

(См. Энциклопедия для детей М. 1997 г. т. 5 ч. 2 с. 126)

“В целом царствование Екатерины было временем определенной внутриполитической стабильности. Это период расцвета русской культуры и просвещения. Ее царствование вошло в историю как время просвещенного абсолютизма. Екатерина сделала второй, после Петра Великого, шаг по пути европеизации страны, и первый по пути реформирования ее в либерально – просветительном духе”.

“Екатерина II довела “до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история” - и это заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля”

(Платонов С.Ф. см История России IX - XX вв. под ред. Шумилова М.М., Рябикина С.П. С-П. 1997 г. с. 203)

“Реформы Екатерины не имели радикального характера, не меняли существа ни политической системы, ни общественных отношений, не влияли сколько ни будь решительно на положение какой - либо социальной группы. Поиски в политических реформах Екатерины каких - либо буржуазных тенденций - дело бесперспективное”.

(Каменский А.Б, Вопросы истории №3 1989 г. с. 82)

“Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и желанием европеизировать страну оказались неоконченными и нерезультативными, отвергнутыми русской действительностью”.

(См История России IX - XX вв. под ред. Шумилова М.М., Рябикина С.П. С-П. 1997 г. с. 202)

Внешняя политика Екатерины II

“В области внешней политики Екатерина с самого начала заняла твердую позицию и с иностранными дипломатами держалась гордо и высокомерно. “С первых дней царствования она крепко взяла внешнюю политику в свои руки и не выпускала ее до самой смерти”.

“Это было время военных побед, достижений в области военного искусства - время Румянцева, Суворова, Ушакова. Внешнеполитические успехи и знаменитые виктории на суше и на море сыграли важную роль в развитии русского национального самосознания”.

(Каменский А.Б. Екатерина II. Вопросы истории № 3 1989 г. с. 82 - 85)

“Внешнеполитические успехи оказались несоизмеримыми с материальными и людскими затратами. Что же касается Польши, то последствия “успехов” политики Екатерины в отношении этой страны ощущаются по сей день”.

“В целом характер внешней политики Екатерины II может быть определен как экспансионистский. Не принимались в расчет ни “естественная справедливость”, ни судьбы и интересы других народов. Роль сыгранная царизмом в деле уничтожения польского государства, является позорным пятном в его истории. Внешнеполитический экспансионизм Екатерины вряд ли можно оправдать в данном случае “благородным” мотивом объединения восточно - славянских земель”.

(Каменский А.Б. Екатерина II. Вопросы истории № 3 1989 г. с. 82-85)

Полное приложение содержит тезисы обо всех первых лицах государства.