Пунктуационные знаки и их роль в тексте. Где ставится точка На что указывают знаки препинания в конце
Точка ставится в конце повествовательного или побудительного невосклицательного предложения: 1. Юрий Бондарев говорил, что художественная литература не может материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к собственной жизни и жизни общества. 2. Приезжайте к нам, пожалуйста, чаще.
Примечание. Если в конце предложения находится графическое сокращение, еще одна точка не ставится: «Повесть о Горе-Злосчастии» - выдающееся произведение XVII в.
Вопросительный знак ставится:
а) в конце простого вопросительного предложения: Когда же вы успели так изменить свой образ мыслей? (А. Островский);
б) в конце сложного предложения, если все его части или только последняя содержат вопрос: 1. Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (А. Грибоедов). 2. Да знаешь ты, кто я такой? (А. Чехов). 3. Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает? (А. Островский).
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения: 1. Я вас умоляю, говорите правду! (А. Островский). 2. Какое это великое счастье - жить, существовать в мире, дышать, видеть небо, воду, солнце! (И. Бунин).
Многоточие в конце предложения ставится:
а) для обозначения незаконченности высказывания, возможности продолжения перечисления: 1. «Пантелеймон... - трясущимся голосом спросил Коротков, - куда он поехал? Скорей скажи, он другого, понимаешь ли...» (М. Булгаков). 2. Старая дорожная коляска, старая почтовая тройка, ушастый ямщик-татарин на высоких козлах рядом с увязанными чемоданами, дружный топот копыт под несмолкающий плач колокольчиков, бесконечная лента шоссе... (И. Бунин);
б) при указании на переход (часто неожиданный) от одной мысли к другой, на промежуток во времени между событиями, описываемыми в предложениях: 1. Долго я оборачивался и глядел на сизые зубцы скал, вырезывающихся из сини пустого неба... А тройка под заливающийся звон и топот катилась и катилась все ниже и ниже, все глубже и глубже, в лесистые живописные пропасти, все дальше и дальше от перевала, вырастающего и уплывающего в небо (И. Бунин). 2. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам... Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья (И. Бунин).
В конце предложения может быть сочетание знаков препинания:
1. В конце вопросительного предложения, произносимого с восклицательной интонацией, ставятся вопросительный и восклицательный знаки: Что я слышу?! Что я слышу?! Неужели мой учитель и благодетель гонит меня?! (М. Булгаков).
2. Для указания на особую эмоциональность высказывания может ставиться несколько восклицательных знаков: «Пошел вон!!» - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал (А. Чехов).
3. При необходимости одновременной постановки вопросительного или восклицательного знака и многоточия ставятся нужный знак и две точки: Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?.. (М. Лермонтов).
В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование, побуждение к действию), вопросительный (поиск информации) знак. При восклицательной интонации, сопровождающей сообщение, ставится восклицательный знак: В восьмом часу он подходит к дому. Вся его фигура изображала решимость (Ч.) ; Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); - Отчего так скоро? Алексей Степаныч где? (Ч.); Что будет, то будет! (Ч.).
Вопросительный знак ставится также в конце вопроса, если он риторический: Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории (Булг.), а восклицательный - в конце побудительного предложения, если оно эмоционально окрашено: Дух осени, дай силу мне владеть пером! (Забол.); Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.).
§ . При незаконченности высказывания, недоговоренности, указании на возможность продолжения перечисления в конце предложения ставится многоточие: Закрывай глаза и спи... Отлично... (Ч.); Дома Сашка хотел было рассказать жене Вере, как его в магазине... Но начал, и тут же расхотелось... (Шукш.); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою... (Бун.); В тумане низко плывет малиновый шар солнца, и в белом шевелении парят над землей дальние силуэты ветел, крыши деревни... (Бонд.). Многоточие может указывать на особый смысл (многозначительность), подтекст: Но вот сейчас ей сорок пять. Сорок шесть скоро. Писатель должен бы знать, какой это сложный возраст... (Мак.); Теперь я понимаю, это были ученические работы, даже, может быть, просто мазня... (Кат.).
Примечание. В заголовках из знаков конца предложения употребляются знаки вопросительный, восклицательный и многоточие: Что делать? (название романа Н. Чернышевского); Подарки в студию! (название газетной заметки); Дешево? Зато сердито! (название репортажа); Мы на лодочке катались... (название газетной корреспонденции).
Точка в конце заголовка, состоящего из одного предложения, не ставится:
Неромантичный человек
Говорят, что молодость - самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое (Ток.).
Точка ставится после первого предложения в двучленном заголовке:
Состав литературного произведения. Его форма и содержание (название главы в учебнике «Теория литературы»).
§ .
В конце
предложения могут сочетаться: вопросительный
и восклицательный знаки, вопросительный знак
и многоточие,
восклицательный знак
и многоточие.
Точка с другими
знаками не сочетается. Сочетание знаков препинания передает взаимодействие
целевой установки и эмоциональной окраски предложения: вопрос может
сопровождаться негодованием, недоумением; сильное чувство может послужить
причиной недоговоренности и т. п. Чаще всего такое сочетание знаков наблюдается
в прямой речи для передачи ее интонации: - Как это
так взяли?! - крикнул, побагровев, Давыдов
(Шол.); - Ну,
что? Как дело?.. - Плохо... Беда!.. - Что? Говори живее!.. - Половцев вскочил,
сунул исписанный лист в карман
(Шол.).
Точка ставится:
- в конце законченного повествовательного предложения: Стоял солнечный день.
Точка может ставиться:
- в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания (Ну что ж, иди.);
- перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение, т. е. предыдущее предложение интонационно закончено (сравните: Ливень продолжался несколько часов. Но вот солнце опять заблестело. - Ливень продолжался несколько часов, но вот солнце опять заблестело );
- в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение, например: Вот что произошло вчера утром (дальше следует развернутое повествование) .
Вопросительный знак ставится:
- в конце простого вопросительного предложения (Разве тебе не стыдно? );
- в конце сложносочинённого предложения, если вопрос содержится в обеих его частях (Ты идешь или мне идти одному? ) или в одной (Сам пришел, а Наташа-то где? );
- в конце сложноподчинённого предложения, если вопрос содержится в главном предложении (Неужели не ясно, что задача решена правильно? );
- в конце бессоюзного предложения, если последняя часть его содержит прямой вопрос (сравните: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - Как она могла тебя укусить - я не понимаю ).
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Ах, какая это была девушка! ).
Так как восклицательными становятся предложения, произносимые с усиленной эмоциональностью, то в зависимости от
оттенка значения и от интонации возможна двоякая пунктуация (Что за человек? - Что за человек! ).
При равноправии вопроса и восклицания встречается сочетание двух знаков - вопросительного и восклицательного (Да что же это такое?! ).
Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, на неожиданный переход от одной мысли к другой и т. д. (Слушай, отпусти ты меня... ). Многоточие ставится и в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: “Первоэлементом литературы, - указывал Горький, - является язык... ”.
В конце законченного повествовательного предложения ставится точка.
- С середины неба глядит месяц.
- Ветер стал холодный.
- Навстречу солнцу ползет свинцовая туча.
- Слышны далекие раскаты грома.
- Теплый ветер гуляет по траве.
- В комнате совершенно темно.
- Луна скрылась за лесом.
- Роща спит над темной рекой.
- Мы отправились в лес и долго бродили там.
- Кругом сверкала вода, по которой едва заметно шла рябь.
- Рассвет был сырой, холодный.
- В небе грозно сверкает молния, гремит гром.
- Дети пили чай на кухне, взрослые о чем-то спорили, сидя за столом в гостиной.
- В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
- Накануне выпал небольшой снежок, подморозило.
- Что написано пером, не вырубишь и топором.
- Что мне неприятно, то его всегда радует.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Что ты не виноват, мне давно и хорошо известно.
- Наступила осень, и журавли потянулись на юг.
- Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.
- Воздух дышит осенним светом, и вся природа оживляется.
- Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
- Ни я не послал ему письма, ни он мне не написал.
- Мать решила никуда не ездить, да и мне не хотелось.
В конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания, может ставится точка.
- Дедушка, тебе бы полечиться.
- Позвольте мне прийти еще раз.
- Ты меня не учи.
- По пути в окна не высовываться.
- К этой двери не прислоняться.
- Тебе бы на юг поехать, например, в Сочи.
- Ох, отдохнуть бы часа два.
- Отправить этого лодыря с глаз долой, в деревню к бабушке.
- Ровно к часу ребятам всем быть на пустыре позади школы, в зарослях.
- Так, а теперь идти быстро и тихо, не оглядываясь по сторонам.
- Короче, дети, к вечеру переодеться, причесаться, умыться и сидеть чинно, как в гостях.
- Пусть колдунам не удается морочить правоверных.
- Лишь бы лета нам дождаться.
- Улететь бы вольною птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров.
- Перебраться бы скорее на новую квартиру.
- Всем бы прочитать эту книгу.
- Конечно, мне бы сказать ему сразу: "На меня не надейся".
Точка ставится перед союзами, если они начинают собой новое предложение.
- Программа грандиозная. И вполне реальная.
- На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены.
- Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге - гиблое дело...
- Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал.
- Ждали малоснежную зиму. И не угадали.
- Осип надеялся на добросердечие барина. Однако просчитался.
- У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью.
- Гроза бушевала над опустевшим городом. Но вот раскаты грома стали стихать.
- Для такой работы нужно предельное внимание. И терпение.
- Мама твердо решила соблюдать диету. Однако выдержала только два дня.
- Девочка неожиданно рассмеялась. И мальчик улыбнулся.
- Мы договорились встретиться днем. Но встретились только поздним вечером.
- Он меня не слышит. И я его не слышу.
- Раздался чей-то голос. Или мне так только показалось?
Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение.
- Отец рассказал следующее. На дорогу перед машиной внезапно выскочила маленькая собачонка, мокрая и жалкая. Шофёр резко нажал на тормоз, машина завертелась на мокром асфальте и едва не свалилась в кювет. К счастью, всё обошлось.
- Вот как это случилось. Пёс погнался за котёнком и опрокинул шаткий столик. Бабушкины очки, которые лежали на столике, упали на пол, одно стекло треснуло, дужка отломилась.
- Я, пожалуй, сделаю вот как. Аккуратно выкопаю этот розовый куст и пересажу его под самое окно. И тогда в спальне по утрам будет пахнуть розами.
- Немного отдышавшись, Петя рассказал вот что. Лодка с ребятами опрокинулась на самой середине речки. До берега дети добрались вплавь, а лодку унесло течением.
- Представьте себе такую картину. В комнату вбегает Антон в сопровождении огромного лохматого барбоса. Тот вертится и подпрыгивает, пытаясь лизнуть мальчика в лицо. Антон отталкивает собаку, падает на пол и разражается громким рёвом.
- Вот что у нас случилось сегодня утром. В открытую форточку влетела синица, заметалась по комнате, а потом стала биться об оконное стекло. Петя бросился ее спасать, споткнулся и разбил коленку.
В конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, ставится вопросительный знак.
- Это кто стучал?
- Что это вы пишете?
- Хотят ли русские войны?
- Как ваше здоровье?
- Что может краткое свиданье мне в утешенье принести?
- Может с Тёркиным беда?
- Знаете ли вы украинскую ночь?
- Случалось ли вам хоть однажды заблудиться в лесу?
- Куда же мне теперь деваться?
- Как бы мне повидаться с Петром Петровичем?
- Который теперь час?
- Во сколько ты приедешь?
- Какое сегодня число?
- Сколько стоит эта книга?
- Ты откуда взялся, Фёдор?
Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится в одной или в обеих его частях. При этом следует помнить, что, если оба предложения содержат вопрос и соединены соединительными или разделительными союзами, запятая между ними не ставится.
- В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слез прошла пора?
- Где ты была и кто разрешил тебе так поздно приходить домой?
- Куда он едет и когда вернется сюда?
- Во сколько мы встретимся и где ты меня будешь ждать?
- Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?
- Зачем ты это сказал и что нам теперь делать?
- Он сможет разобраться с этим или нам сделать самим?
- Маша приедет к нам или нам поехать к ней?
- Ты позвонишь в магазин или мне заехать туда?
- Антон вымоет посуду или мне попросить Катю?
- Вы купите хлеб или послать в магазин Диму?
- Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
- Книга такая толстая, а сколько ты уже прочитал?
- Вот раздались чьи-то шаги, или мне только показалось?
- Я виноват перед тобой, но ты когда-нибудь простишь меня?
- На дворе уже апрель, но когда же наконец станет тепло?
- Комната очень большая, но понравится ли она Вашему мужу?
Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится в главном предложении.
- Разве кто-нибудь из вас понял, о чем они спорили?
- Неужели ты не представляешь, сколько времени потребуется для выполнения этой работы?
- Разве кто-то может знать, как сложится дальше его жизнь?
- Неужели ты не помнишь, как он оказался на чердаке?
- Разве трудно понять, что детям не следует слушать подобные разговоры?
- Кто-нибудь из вас знает, какой дорогой лучше пройти к церкви?
- Разве дети не знали, чьи книги лежали на столе?
- А за кого же я могу вас принимать после того, как вы отказались помочь мне уничтожить предателя?
- Тебе не было страшно, когда из окна повалил дым?
- Не было ли тебе обидно, что работу твою не оценили?
- Разве не странно то, что ты совсем не помнишь меня?
- Не удивительно ли то, как Олег отреагировал на мою просьбу?
Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если его последняя часть содержит прямой вопрос.
- Хвалы приманчивы - как их не пожелать?
- Я шел и думал: что бы всё это значило?
- Он постоянно спрашивал себя: за что, за что такие мучения?
- А я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют?
- С изумлением глядел он на старый дом: неужели он жил тут когда-то?
- Иногда мне думается: нужно ли было так упорно настаивать на своем?
- Вот чего я никак не могу понять: как такое могло произойти?
- Лежу и думаю: как мы выберемся из этой передряги?
- А боюсь я вот чего: ну как зверь подкрадется незаметно?
- Печален я: где мой друг любезный?
- Он заволновался: как можно стрелять в безоружного человека?
- Мне совсем не хочется спать: неужели уже без четверти два?
- Сережка промолчал: к чему словесные клятвы и заверения?
- Саша боялся подойти к обрыву: а вдруг поскользнешься?
- Никто и не помышлял идти спать: как пропустить такое зрелище?
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного (произносимого с усиленной эмоциональностью) предложения.
- О, вы не знаете украинской ночи!
- Божественная ночь!
- Очаровательная ночь!
- И какая сверкающая даль!
- Какая красивая и умная собака!
- Да, вот это гроза так гроза!
- Что за чудесный человек мой отец!
- Ах, как вы побледнели!
- Встань! Ступай в свою комнату!
- - Держи! - стонал старик, отпихивая баркас от берега.
- Чтобы я больше не слушал таких разговоров!
- Слушайте все! Чрезвычайное происшествие!
- Вот венец мой, венец позора!
- Как ярко светит солнце и как поют птицы!
- Какой красивый кот и какая у него белая грудка!
- Какой красивый лес и как тихо все вокруг!
- Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!
- Какое лето было тогда и как мы любили друг друга!
- Как вечер тих и как тиха река!
- Чего не знаю, того и не хочу знать!
- Что было между нами, того уж не вернешь!
Многоточие ставится в конце предложения для обозначения незаконченности высказывания.
- А, так ты... - Я без души лето целое все пела.
- - И кроме того... - подумалось мне, - и кроме того...
- В департаменте... Но лучше не называть, в каком департаменте.
- Пожалуй я... Да нет, лучше мне промолчать.
- На выставке представлены свыше 50 произведений Ренуара, Гогена, Дега, Сезанна, Моне...
- Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову...
- Фестивали... Конкурсы... Концерты...
- Горы, леса, ширь - конца-краю нет...
- Не бывал я в таких делах...
- Пропаду ведь я...
- Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы...
- Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет...
- Стоять я не могу... мои колени слабеют... душно...
- Жена его... Впрочем, они были совершенно довольны друг другом.
- Друг Моцарт, эти слезы...
- Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на "тягу"...
Многоточие ставится в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца.
- Горький писал, что "Рудин - это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев..."
- О Пушкине Гоголь писал так: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте..."
- "Нет сомнений, - говорил Тургенев о Пушкине, - что он создал наш поэтический, наш литературный язык..."
- И.С. Тургенев говорил: "Нет счастья вне родины..."
- Чернышевский писал, что "искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни..."
- "В "Онегине" все части органически сочленены..." - писал Белинский.
- Выступая в защиту устной речи, А.П. Чехов писал: "В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать..."
- М.В. Ломоносов писал, что "красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг..."
- "Надо уметь употреблять слова, которые наиболее тонко выражали бы мысли..." - написал А.А. Фадеев.
- "...Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа..." - писал Н.Г. Чернышевский
Общие сведения
В русском языке 10 знаков препинания. Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь, обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Вообще, без знаков препинания текст был бы набором слов. У них разнообразный круг употребления. На первый взгляд, трудно разобраться в их постановке, но научиться этому можно, нужно только знать пунктуационные правила.
Функции знаков препинания
1.Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)
2.Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. З.П. расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч.).
Виды знаков препинания
1.Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч..
2.Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
3.Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
Пунктуационные знаки |
Употребление |
Примеры формулировок в сочинении |
Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания. |
Приведу в пример предложение № 3: «В лесу стало тихо.» Это законченное высказывание, в котором повествуется о наступлении вечерней тишины и спокойствия. Точка обозначила конец предложения. |
|
Многоточие |
Знак завершения. Во-первых, оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. В-третьих, многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. В четвертых, многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании). Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами (волнением, например). |
Многоточие стоит в конце предложения № 17: «Как бы вам объяснить попонятнее…» Этот пунктуационный знак указывает на конец завершенного высказывания. Многоточие указывает, что автор размышляет, пытается подобрать нужные слова, чтобы продолжить свою речь. |
Например, предложения № 23 и 24: «Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря…» В конце обоих высказываний стоит многоточие. С одной стороны, этот знак обозначает конец завершенного высказывания, отделяет одну мысль от другой. С другой стороны, многоточием обозначается неожиданный переход от одного высказывания к другому, быстрая смена событий. |
||
Возьмем, к примеру, предложение № 14: «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте.» Гоголь поставил многоточие неслучайно. Этим пунктуационным знаком обозначен перерыв речи, заминка автора, видимо, размышляющего, стоит ли указывать место действия. |
||
Восклица- тельный знак |
Знак завершения. Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи. |
«Как жаль, что птицы улетели!» Это предложение (№4) представляет собой законченную мысль. Автор, находясь в лесу, с сожалением замечает, что стало очень тихо. Его эмоциональное состояние подчеркивает восклицательный знак в конце предложения. |
Вопроси-тельный знак |
Знак завершения. Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего. |
Посмотрим на предложение № 16: «Который час?» Здесь звучит прямой вопрос. Законченное высказывание принадлежит Павлу, герою рассказа, который ожидает ответа. |
«На выставке были представлены самые последние (?) модели отечественных автомобилей.» Читая это предложение, мы понимаем, что автор высказывания сомневается, несколько неуверен в приводимом факте. |
||
Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение. |
Разделительный знак запятая несколько раз употребляется в предложении: «Ромашки, одуванчики, лютики, клевер – полевые цветы.» (№ 13) Здесь перечисляются однородные члены (подлежащие), соединенные бессоюзной связью. Границы между ними обозначают запятые. |
|
Два простых предложения в составе сложного бессоюзного (№ 18) разделены запятой: «Гремел гром, сверкала молния.» Знак препинания указывает на границы частей сложного предложения, обозначает их автономность, независимость. |
||
Вот, например, предложение № 2: «Лил дождь, косой и мелкий.» Запятая здесь употреблена неслучайно. Ею обособлены однородные одиночные определения, которыми образно рисуется осенний дождь в городе. |
||
Двоеточие |
Знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь. |
Рассмотрим предложение: «Печален я: со мною друга нет.» (№ 20) Это законченное высказывание. Оно представляет собой бессоюзное сложное предложение. В нем две части, причем вторая поясняет причину того, о чем говорится в первой. Граница между двумя простыми предложениями обозначена двоеточием. |
«На скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, поморники.» В этом простом предложении перечисляются однородные члены. Это подлежащие, которые обозначают названия пернатых. Обобщающее слово «птицы» употреблено перед ними. Для отделения его от однородных членов поставлено двоеточие. |
||
В тексте есть предложение № 15. Оно состоит из слов автора текста («Он спросил») и прямой речи («Который час?»), принадлежащей герою рассказа Владимиру. Между этими высказываниями ставится двоеточие, обозначающее их разделение. |
||
Точка с запятой |
Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.). |
Автор использует точку с запятой в предложении: «Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.» (№ 16) Высказывание представляет собой бессоюзное сложное предложение. Оно состоит из двух независимых, самостоятельных частей. Второе простое предложение осложнено деепричастным оборотом, который обособляется. Следовательно, между частями сложного предложения поставлен точка с запятой. |
Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. В-третьих, оно может разделять пояснительные члены предложения. В-четвертых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-пятых, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. В-шестых, после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире. |
Перед нами бессоюзное сложное предложение: «Настанет утро – двинемся в путь.» В нем две части (простые предложения), причем первая из них указывает на время, когда будут происходить предполагаемые события. Поэтому внутри сложного предложения между относительно самостоятельными высказываниями ставится тире. |
|
Тире употреблено в предложении № 17: «Солнце дымное встает – будет день горячий.» Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат). Поэтому между простыми предложениями ставится тире. |
||
Во-первых, кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. Во-вторых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении. |
Автор, анализируя стихи российского поэта, приводит такие строчки: «Как писал Блок, «и вечный бой, покой нам только снится». (предложение № 29) Цитата из произведения заключена в кавычки, тем самым обозначается смена автора речи. |
|
Например, предложение № 27 представляет собой высказывание русского критика 19 века В.Г.Белинского: «Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить о «высоких персонах». В словах писателя мы слышим иронию, а потому часть слов заключена в кавычки. |
||
Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию. |
«Летом (скорее всего в июле) мы отправимся в круиз по Черному морю.» Прочитав это предложение, мы видим обстоятельство времени «летом», которое уточняется словами «скорее всего в июле». Уточняющие члены предложения, вносящие необходимую информацию, заключены в скобки. |
|
Сочетание восклица-тельного знака с многоточием |
Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью в.з. мы доносим и то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца). |
Пример предложения: Вряд ли!.. |
Сочетание вопроситель-ного знака с многоточием |
Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, в.з. обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). В-третьих, автор, сочетая в.з. с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность. |
Пример предложения: В чем же его обаяние? В уме его?.. Во взгляде?.. |
Образец сочинения
Точка и многоточие – важные знаки препинания письменной речи
Точка и
многоточие – важные знаки письменной речи. Точка – один из знаков завершения, она обозначает интонацию конца высказывания и ставится в конце повествовательного
предложения, которое выражает
законченную мысль. Не будь этого знака, мы бы не делали пауз между
высказываниями, а потому не поняли бы, где
завершается одна мысль и начинается другая. Точка обозначает интонацию
конца. Многоточие тоже может завершать
фразу, но функция знака
препинания иная. Рассуждая на
какую-либо тему, повествуя о чем-либо,
автор речи, бывает, не решается высказать свою мысль полностью, о чем-то умалчивает.
Многоточие нужно, чтобы выразить эту недосказанность
и размышление. При этом оно может сочетаться как с вопросительным, так и с восклицательным
знаками. В первом случае автор
спрашивает о чем-либо, во втором выражает эмоции (удивление, радость и
проч.). Кроме того, случается, что этот знак употребляется и внутри
предложения, когда цитируется
чье-либо высказывание не полностью. Многоточие мы ставим на месте пропущенных
слов.
Посмотрим на отрывок из текста.
Рисуя своего героя, автор описывает его речь (предложение № 24), особенно много
внимания уделяет голосу (предложение № 25), манере общаться с людьми.
Высказавшись, Н.Гейнце завершает свои
мысли, которые представляют собой повествовательные
предложения, поэтому в конце мы видим точки. Рассказывая о том, какое
впечатление производил Берсеньев на окружающих, писатель приводит в качестве
примера слова некоторых из них: «Как вам сказать… я не знаю… но он
очарователен.» Многоточие здесь неслучайно. С его помощью подчеркивается, как женщины размышляют, пытаются понять, чем
герой привлекал к себе. Да и сам Н.Гейнце, погрузившись в свои мысли,
задумывается, в чем же обаяние Берсеньева: «В уме его?.. Во взгляде?.. Или в
его голосе?..» Эти вопросы он, размышляя,
задает себе, но не сразу готов
ответить на них, а потому здесь многоточие сочетается с вопросительным
знаком.
Итак, точка и многоточие – важные
знаки письменной речи.
В русском языке в зависимости от типа предложения по цели высказывания или тональности и эмоциональной окраски предложения могут стоять разные знаки препинания.
Точка
Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Наступила осень. Сегодня у моего друга день рождения. Однако дополнительная точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова. Кроме того, точка ставится в конце побудительного предложения , если оно произносится без восклицания: Не расстраивайся, Танюша.
Многоточие
Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, неожиданный переход от одной мысли к другой:
В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте...
Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря...
Многоточие
в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени.