Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Реформы середины XVI века. Государственные реформы в России середины XVI века Итог военной реформы середины 16 века

Реформы середины XVI века. Государственные реформы в России середины XVI века Итог военной реформы середины 16 века

В конце 40-х годов вокруг молодого царя образовался круг советников, получивший позднее название «Избранная рада». В состав Избранной рады вошли люди, различные по своему происхождению и социальному статусу. Здесь были люди «породные», представители аристократических фамилий, такие, как князь Андрей Курбский; были выходцы из провинциального дворянства, вознесенные вверх по царской милости. К таким относился один из самых видных деятелей Избранной рады, костромской помещик Алексей Адашев, взятый, по высокомерному замечанию Ивана Грозного, ко двору «из гноища». Был близок к раде священник Сильвестр, сильный своим нравственным воздействием на царя. Сильвестр принадлежал к натурам глубоко, фанатично верующим. Ему даже являлись пророческие «видения» и «небесные голоса», рассказы о которых потрясали впечатлительного Ивана. И хотя при царском дворе немало злословили по адресу новоявленного пророка, царь боялся ослушаться Благовещенского протопопа, а сам протопоп, по-видимому, искренне верил в свою миссию поучать и наставлять в «божественной правде» своего венценосного духовного сына. Позднее Иван IV обвинит «проклятого попа» в том, что он запугивал его, держал в страхе. Трудно проверить истинность этих обвинений. Сильвестр, несомненно, сдерживал «неистовый нрав» Ивана IV , напоминая об ответственности за совершенные грехи, обязанности жить в страхе Божьем. Такие отношения между пастырями и паствой, священником и его духовными чадами были нормой.

Но что в таком случае объединило столь разных по положению и характеру людей? Почему они оказались причастными к Избранной раде? Общим для них оказалось осознание необходимости реформ и готовность осуществить их. И, наконец, участие в их осуществлении. Потому, определяя роль и значение Избранной рады в политической истории XVI века, необходимо с известными оговорками сказать, что рада стала неофициальным идейным и организационным центром реформ, объединением единомышленников, сильных своей близостью и влиянием на Ивана IV . Главная мысль, объединившая членов Избранной рады, заключалась в признании необходимости сильной власти с опорой на дворянство.

Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались, в первую очередь, управления и реализовывались внутренние функции государства, а, следовательно, ощущались недостатки, потребность в изменении.

В 1550 году был принят новый «Судебник». Его характерной чертой стало стремление улучшить отправление правосудия. Правда, старая система управления и суда в лице наместников и волостелей сохранялась. Но с существенными поправками, суть которых сводилась к усилению контроля над ними со стороны местного населения и центральных властей, с этой целью в суде наместников должны были участвовать старосты и целовальники, представители дворянства, посада и черносошных (т.е. свободных, плативших подати государству) крестьян: «Без старост и без целовальников суда не судити». Контроль со стороны центральной администрации выражался в том, что ряд дел должен был согласовываться и получать одобрение в Москве: «без доклада» государю наместник не имел права наказывать или миловать «татя (вора) и душегубца и всякого лихого человека». Пристальный контроль должны были осуществлять за деятельностью наместников дьяки, представители формирующейся бюрократии.

Основание для произвола наместников и волостителей, могущее возникнуть из-за отсутствия общегосударственного законодательства, с появлением Судебника если не исчезло, то было сильно сужено. Были установлены единые и общеизвестные размеры наместничьих судебных пошлин. Население на местах отныне имело доходные списки с исчислением круга судебных и финансовых прерогатив наместников. Взяточничество и волокита получали юридическое осуждение. Мздоимство каралось штрафом.

Наконец, впервые в масштабе всей страны была проведена так называемая губная реформа, утверждавшая местное самоуправление. Компетенция его была достаточно скромной: ряд уголовных дел, розыск «ведомых разбойников», в поимке которых было особенно заинтересовано население. Но и эта сфера деятельности была изъята из ведения наместников.

Примечательно, что очень скоро статьи о суде наместников и волостителей утратили свою силу. В середине 50-х годов Избранная рада вовсе отменила управление наместников и передала его в руки избранных населением «излюбленных судей» или «голов», «которые бы были добры и прямы и всем крестьянам (христианам) любы». Те же дела, которые избранным судьям «кончать не мочно», велено было направлять в Москву. Вместо наместнических «кормов» и пошлин, которые ранее шли на содержание наместников и волостелей, устанавливался оброк («кормленичий окуп»), идущий в царскую казну на жалованье ратным людям и на иные нужды.

Таким образом, наместническая система управления, сложившаяся в период ликвидации уделов и вошедшая в сильное противоречие с требованиями времени, сначала была ограничена, а затем - в силу своей коренной непригодности - упразднена.

Значение Судебника 1550 года огромно. Несмотря на судьбу отдельных его статей, это было действующее законодательство общегосударственного масштаба. Опираясь на него, расширила свои функции служилая приказная бюрократия, без которой немыслимо строительство централизованного государства. Новый свод законов ускорил формирование приказной системы. Централизованное государство нашло в Судебнике правовую базу; получив же ее, увереннее двинулось в избранном направлении. Нельзя не видеть и социальную направленность Судебника. Получили подтверждение и развитие нормы еще сохраненного крестьянского выхода в Юрьев день. При этом усилилась власть помещика и вотчинника над крестьянином: во-первых, возлагалась ответственность за многие крестьянские преступления; феодала в Судебнике называли по аналогии с холопьим правом - «государем» крестьянина. Факт знаменательный, свидетельствующий о сближении в правосознании законодателей юридического положения бесправного холопа с крестьянином. Подобные нормы «предсказывали» будущее русского крестьянства, превращение его в крепостное крестьянство.

С Избранной радой тесно связана история создания и становления приказов - центральных органов исполнительной власти, своеобразных ведомств по отраслям хозяйства, регионам страны и государственным делам. Наиболее важными были приказы Посольский, ведавший внешней политикой; поместный приказ, занимавшийся землевладением служилых людей; рядный, в компетенцию которого входили военно-служебные росы – организация войска, назначение воевод. Важное значение приобрел челобитный приказ, оказавшийся в ведении Алексея Адашева. Сюда стекались все жалобы на «неправедный», «насилия» и т.д. Уличенных в беззаконии и злоупотреблении настигала государева опала - «кручина». Таким образом, Челобитный приказ превратился в своеобразный контрольный орган, надзирающий за администрацией.

К концу 50-х годов возникла единая приказная система, построенная на отраслевом принципе. Действуя на всей территории государства, каждый приказ преимущественно ведал важной для исполнительной власти областью: внешняя политика, военное дело и т.д., что, естественно, приводило к более весомым результатам. Но совершенствование деятельности органов управления - лишь одна сторона реформ. Другая же, не менее важная, сводилась к тому, что старая территориальная система управления, выросшая в процессе политического объединения земель, дополнялась отраслевой системой управления, более соответствующей потребностям централизации. Это был сдвиг качественный. Государство с разветвляющимися органами центрального управления и изжившими приказными дельцами превращалось в более эффективное орудие самодержавной власти. Увеличение числа чиновников повышало мздоимство, против которого пытались бороться положениями Судебника 1550 года.

В 1556 г. вместе с отменой кормлений – института наместничества - было принято важное Уложение о службе. Четкие статьи его упорядочивали службу, создавали заинтересованность у помещиков. Число военных слуг, отправляющихся с землевладельцем в поход, находилось в строгой зависимости от размеров имений. Отступление от числа в сторону уменьшения - наказывалось, превышение – поощрялось денежной подмогой и земельными придачами.

Меры по реорганизации службы, призванные укрепить вооруженные силы, были дополнены упорядочением системы наместничества. Возникнув на рубеже XV - XVI веков, местничество призвано было регламентировать отношения внутри аристократической, правящей части господствующего класса. Это была своеобразная форма сосуществования аристократии, защищавшая ее, с одной стороны, от произвола московского «великого князя, государя, с другой, - побуждающая знать служить этой власти. Первое достигалось тем, что высшие придворные и государственные должности находились в руках аристократических родов, «породных людей»; назначение на них было связано не только с волей царя, но и зависело от происхождения (фактора от государя независимого), «отеческой чести». В свою очередь, «отеческая честь» слагалась из прежних служебных назначений, заслуг рода и назначений будущих. Таким образом, великокняжеская, царская власть получала инструмент воздействия на аристократию через систему служебных назначений.

Институт наместничества организовал и ввел в определенные рамки отношения внутри аристократии, между аристократией и властью. Однако эта организация была далека от идеала. Между родами и их представителями постоянно возникали местнические споры. Посчитавшие то или иное назначение умалением своего «отечества», отказывались от поста, «волочили дело», не повиновались и т.д. Последствия были малоутешительны. Назначения в полки осуществлялись часто не по принципу пригодности, таланта, а местнической совместимости. Впрочем, это редко помогало. «Кого ни назначишь, всякий тотчас заместничает», - жаловался Иван IV . Местничество отрицательно сказывалось во всем, но более всего - в военном деле, оборачиваясь неудачами, проигранными сражениями.

Избранная рада попыталась упорядочить местнические отношения и даже регламентировать их в самой уязвимой области - в военной. Последнее, в частности, выразилось в том, что было категорически запрещено местничать во время боевых действий.

Ограничение местничества, равно как и другая мера правительства - организация постоянного стрелецкого войска, повысили боеспособность русского войска. С другой стороны, перемены в такой сугубо «аристократической сфере», как местничество, свидетельствовали о решимости Избранной рады затронуть даже интересы титулованной и нетитулованной знати ради упрочения государства. В этом же направлении развивалась и финансовая правительственная политика. Первоначально Избранная рада надеялась пополнить царскую казну и заодно удовлетворить помещичьи требования о новых земельных раздачах за счет церковных вотчин. Эти планы вызвали яростное сопротивление духовенства. Митрополит Макарий, имевший большое влияние на царя, открыто дал понять, что церковь воспротивится любым попыткам слуг «царя земного» покуситься на собственность слуг «царя небесного».

Самодержавная власть слишком нуждалась в поддержке власти духовной, чтобы идти на сомнительное обострение отношений. Рада принуждена была отступить. Но это было отступление-компромисс: приговором 1551 г. был положен предел безграничному разрастанию монастырских вотчин: монастыри лишались права покупать новые земли или получать их, как вклады, без разрешения царя. Это была попытка пресечь растаскивание светских земель «из службы» - ведь помещики и вотчинники отправлялись на войну именно с этих земель.

Однако подобное решение вопроса о монастырском землевладении ни в коей мере не разрешало проблемы финансовой. Между тем преобразования в государственной и военной областях остро поставили вопрос о пополнении бюджета. Избранная рада решилась на частичную отмену «тарханов» - разнообразных финансовых и судебных привилегий крупных светских и духовных землевладельцев. Был в этой финансовой акции правительства и иной, социальный пласт: развитая система «тарханов» была свойственна удельной эпохе. Следовательно, это была мера, которая отражала потребности централизации, необходимости уравнения сословий и классов перед феодальным общегосударственным законом.

Среди финансовых мероприятий Избранной рады была и податная реформа. Увеличение государственных налогов сочеталась в ней с попыткой более гибкого учета материальных возможностей тяглового населения.

Была введена единая система налогообложения. За единицу была взята «соха» (участок земли примерно 400-600 га), с которой взималось «тягло» (комплекс натуральных и денежных повинностей). Учитывалась, в первую очередь, распаханная, «жирная» земля, которая приносила доход. Правительство не желало разорения тяглецов - не случайно это было поставлено в вину боярам-правителям. Но оно и не хотело, чтобы кто-то пребывал «в легкости», избегал обложения. Новая система обложения носила ярко выраженный социальный характер. Более всех платили черносошные, зависимые от государства крестьяне. Они облагались дополнительными повинностями: строительство, перевоз и т.п. Затем следовали земледельцы, живущие на землях церкви, монастырей. Меньше всех платили помещичьи крестьяне. Легкость эта, однако, объяснялась необходимостью содержать помещика, платить ему оброк, делать «изделье» - барщину.

Реформы произошли и в церкви. На рубеже 40-50-х годов дважды пополнялся пантеон святых. На этот раз предпочтение было отдано русским чудотворцам, своим месточтимым святым, которые получали статус общерусских. Подтекст этой акции очевиден: и Русь богата своими подвижниками, и она являет их всему православному миру, претендуя тем самым на ведущее место - место истинного центра восточного христианства. Это был прямой ответ на ту политическую доктрину об особой роли русского православного государства, которая получала распространение в обществе и требовала дополнительных идеолого-религиозных обоснований. Единый пантеон русских святых единого русского государства был утвержден в 1551 г. на так называемом Стоглавом соборе (в сборнике его решений было 100 параграфов - глав, «Стоглав»). Одновременно были унифицированы церковные обряды, упорядочено богослужение, что укрепляло церковное управление. Много внимания Стоглавый собор уделил нравственному облику духовенства, чтобы священники «не билися и не лаялися и не сквернословили и пияни бы в церковь и во святой алтарь не входили». Речь шла не о падении морального уровня, благочестия духовенства - хотя подобных примеров жизнь давала предостаточно. В условиях централизующегося государства возрастала роль церкви, в рамках которой по преимуществу протекало духовное бытие общества. Новые требования вызвали изменения внутри церковной организации, побудили строже отнестись к нравственному облику пастырей - той силе, которая была непосредственно обращена к верующим.

Начало царствования Ивана IV.

Произошло дальнейшее закрепощение кре-стьянства, причем в самых жестких фор-мах (барщина).

Итак, разорение и террор опричных лет (1565-1572 гг.) стали одними из главных при-чин того глубокого кризиса, который пережива-ла Россия в конце XVI в. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса - отсутст-вия прямого наследника, привела русское го-сударство к трагическим событиям Смутного времени: появлению самозванцев, претендую-щих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономи-ки, деградации государства.

Оценка историков.

Такое явление в русской истории как опричнина разные историки оценивают по-разному. Одни говорили о её необходимости и пользе для страны, другие наоборот осуждали. Так Сергей Михайлович Соловьёв утверждал, что «опричнина означала победу государственного начала над родовым», а поскольку это была необходимость, то получается, что он оправдывает действия Ивана Грозного. Похожей точки зрения придерживались и историки 30-40 годов XX столетия Они утверждали, что «опричнина была направлена на слои боярского землевладения, народ поддерживал царя, следовательно, возникал террор». С другой стороны, такие историки как Карамзин, Ключевский, Скрынников и ряд других историков говорят о том, что царь действовал таким способом из-за боязни потерять свою власть. Но давайте наведем порядок в этих мнениях и разберёмся в них. Начнем с причин опричнины.

Практически все историки едины в своем мнении о том, что основными причинами опричнины явились:

Неудачи в Ливонской войне (1564 г);

Успешные набеги крымских татар;

Смерть царицы Анастасии,

Падение Избранной Рады (1560 г.);

Конфискация земель и переселение последнего князя Владимира Старицкого,

Бегство князя Курбского в Литву (1564 г)

Также историки едины и в вопросе о целях опричнины. Основными целями опричнины являются:

Укрепление самодержавной власти царя;

Дальнейшее закрепощение крестьянства;

Укрепление обороноспособности страны,

Репрессии против феодальной знати

Под «феодальной знатью» большинство историков подразумевают боярство. Ведь не зря Грозный выделил «земщину» именно Боярской думе. Именно в боярах царь видел причины своих неудач. Он был уверен в необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии Но так считают не все историки. Например, Кобрин, наоборот, утверждает, что боярство боролось за укрепление централизации власти.

Он приводит ряд доказательств:

Мысль о том, что боярство было постоянной аристократической оппозицией центральной власти, возникла в нашей науке во многом под влиянием знакомства с историей Западной Европы, где гордые и самоуправные бароны сопротивлялись королям и даже императору. На Руси же ещё в период феодальной раздробленности, когда подходил неприятель иноземный или из соседнего княжества, боярин никогда не принимался за укрепление и оборону своей усадьбы. Русские бояре защищали не каждый свое село, а все вместе княжеский град и все княжество в целом.

Высшим правительственным учреждением была Боярская дума Все указы и законы оформляли как «приговоры» или «уложения» царя и великого князя с боярами. Все историки согласны, что воплощенная в этих указах правительственная политика была направлена на централизацию страны.

Для крупных русских феодалов не были характерны обширные латифундии, обычно у боярина были вотчины одновременно в нескольких уездах. Границы же уездов, как правило, совпадали со старыми рубежами княжеств. Поэтому возврат к временам удельного сепаратизма реально угрожал интересам знати.

Среди «новых» слуг царя было много отпрысков аристократических родов. Таким образом, мы видим, что Кобрин приводит вполне обоснованные доказательства.

Также многие историки отмечают, что опричная политика не была чем-то единым на всём своём протяжении и централизаторская политика проводилась в крайне архаичных формах, подчас под лозунгом возврата к старине. Утверждая самодержавную власть монарха как непреложный закон государственной жизни, Иван Грозный в то же время передавал всю полноту исполнительной власти в земщине в руки Боярской думы и приказов. Кобрин в свою очередь утверждает, что был иной путь развития событий. Он полагал, что этим путём могла бы стать деятельность Избранной Рады, при правлении которой были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации. Этот путь не только был не таким мучительным и кровавым, как опричный, он и обещал результаты более прочные. Но этот путь не обещал результатов немедленных и тем более он исключал становление снабженной roc-аппаратом деспотической монархии. С этим не был согласен царь, вот почему он выбрал опричнину.

Так каковы же последствия оной? Все без исключения историки утверждают, что главная цель опричнины - уничтожение феодальной раздробленности, подрывание основы боярско-княжеской независимости - была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к противоречиям внутри страны, ослабила её военную мощь. Она вызвала усиление феодально-крепостнического гнёта и являлась одним из факторов, вызвавших дальнейшее углубление классовых противоречий и развитие классовой борьбы в стране. Скрынников также подчёркивает и тот факт, что опричный террор ослабил влияние боярской аристократии и нанёс также большой ущерб дворянству, церкви, высшей приказной бюрократии, то есть силам, которые служили наиболее прочной опорой монархии. С политической точки зрения борьба против этих группировок - полная бессмыслица.

Итак, тот путь централизации через опричнину, по которой повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Должно быть это не случайно. Аморальные деяния не могут привести к прогрессивному результату. История опричнины ещё раз наглядно демонстрирует справедливость этой утешительной истины.

Государственные реформы середины XVI в.

В середине XVI в. при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Среди них одной из первых была попытка уменьшить всесилие Боярской думы (в которую входили в основном представители феодальной аристократии).

Реформы централизации:

В 1549 г. в составе Думы была учреждена «Избранная дума»

(«Избранная рада») из доверенных лиц, назначаемых царем. Это был совещательный орган, решавший вместе с царем все наиболее важные вопросы управления государством, оттеснивший на время Боярскую думу.

Способствовала централизации и опричнина . Большая «опричная» территория управлялась особым аппаратом - царским двором, с опричными боярами, придворными и др. Власть царя опиралась на специальный опричный корпус, выполнявший функции личной охраны царя, органа политического сыска и непосредственного карательного аппарата, боровшегося не только с противниками Ивана IV, но и с народными массами, выступавшими против усиления феодального гнета.

Реформа местного управления: Существовавшая ранее система кормления была постепенно отменена и заменена органами губного и земского самоуправления . Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы , которые ведали борьбой с разбойниками, татями, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возложены и некоторые управленческие функции . Так, на них возлагался сбор податей, перепись населения, осуществление контроля за кабаками (питейными заведениями), корчмами. Губные старосты объявляли административные распоряжения, ведали губной тюрьмой. В XVII в. компетенция губных органов стала еще шире по сравнению с периодом их создания и включала все дела местного управления. Губные грамоты составлялись от имени Государя всея Руси, содержали прямое указание на это, утверждались соответствующими подписями и печатями.

Земская реформа: В середине XVI в. была проведена земская реформа , в результате которой были созданы органы земского самоуправления , выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. Их компетенция распространялась только на посадских и крестьян. Бояре и дворяне были из компетенции земских органов изъяты.

Реорганизация местного управления: В начале XVII в. началась существенная реорганизация местного управления . Во многие уезды и города правительственной властью были назначены воеводы . Воеводы являлись властью административной и военной (командовали вооруженными отрядами, расположенными на подведомственной им территории), контролировали сбор податей и выполнение повинностей, ведали судом, полицией. Им подчинялись местное самоуправление и городовые приказчики.

Военная реформа. Продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения. Было создано постоянное стрелецкое войско из людей «по прибору» (т.е. по найму). В начале XVII в. была предпринята еще одна очень важная реформа в организации вооруженных сил - созданы постоянные полки .

Финансовая реформа. В 80-90-х годах XVI в. правительство провело повсеместное описание земель. Писцовые книги служили актами крепостной зависимости крестьян определенному помещику.

В качестве прямых налогов взимались так называемые стрелецкий «корм», «кормленный откуп», «пищальное» (на приобретение оружия), «полоняничные» (на выкуп пленных), ямские деньги . В XVII в. царское правительство ввело целый ряд дополнительных прямых и косвенных налогов: так называемую пятину, т.е. взимание одной пятой стоимости движимого имущества; таможенный, соляной, кабацкий косвенные налоги, торговые пошлины, которые в 1653 г. были заменены единой торговой пошлиной в размере 5% цены товара. Были увеличены и налоги, которые платило зависимое население присоединенных к России земель.

Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.

Общего определения понятия преступления в законе нет. Но из содержания статей Соборного уложения можно сделать вывод о понимании под преступлением нарушения царской воли, закона. По субъектампреступления различаются как отдельные лица, так и группа лиц.

Появились многие новые и важные институты уголовного права. Так, в Соборном уложении различались преступления умышленные и неосторожные . За случайные деяния наказание не устанавливалось. Уложение знало и институт необходимой обороны . Соборному уложению известно и положение о крайней необходимости , освобождающее от уголовной ответственности. Определено соучастие , известно подстрекательство, пособничество, укрывательство . Повторное или неоднократное совершение преступления наказывалось жестче, нежели содеянное в первый раз. Уложение проводило различие между покушением и оконченным преступлением . В соборном Уложении преступления изложены по определенной системе .

Система преступлений по соборному уложению (по расположению в уложении):
1) преступления против религии и церкви. (богохульство, нарушение порядка в церкви);
2) преступления против государства . (Имеются ввиду выступления против царя и даже умысел, наказывались смертной казнью);
3) преступления против порядка управления (подделка печатей, фальшивомонетничество, нарушение правил взимания торговых пошлин);
5) Преступление против судебной власти (лжеприсяга, лжесвидетельство);

6) Воинские преступления (измена военнослужащего, побег с поля боя);

7) Преступления против нравственности (сводничество, нарушения семейных устоев)

8) Преступления против личности (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, оскорбление словом и действием)
6) Имущественные преступления (кража, грабеж, поджог, мошенничество).

Система наказания.

Первичная цель наказания: устрашение, возмездие. Второстепенная цель наказания: изоляция преступника от общества.

Наказания по соборному уложению:
1) смертная казнь: квалифицированная и простая.(Квалифицированная : сожжение, залитое в горло металла, четвертование, колесование; закапывание живьем в землю; Простая казнь: повешение)
2) членовредительские: отсечение руки, ноги, вырываете глаз, ноздрей и т. д. (2 цели этого наказания: а) устрашение, б) выделить преступника).
3) болезненные наказания : сечение потогамере кнутом в публичном месте; тюремное заключение (от 3х дней до 4х лет или на неопределенный срок).
4) лишение чести и прав. (Применялось только к привилегированным слоям).
5) имущественные наказания . (Система штрафов и высшая санкция - конфискация имущества преступника).
6) церковные наказания: покаяние, отлучение от церкви, ссылка в монастырь.

7) тюремное заключение (от 3-х дней до бессрочного);

9) каторжные работы.

Устав благочиния 1782 г регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния - коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий , приставы гражданских и уголовных дел , выборные от граждан - ратманы-советники .

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав , в квартале - квартальный надзиратель . Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.

Руководство полицией возлагалось на губернские власти : губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей, Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

Развитие государственной системы России в первой половине

XIX в. + 24. Развитие государственной системы России во второй половине XIX в.

Александр I

Негласный комитет и Комитет министров:

В мае 1801 г . императору был представлен проект создания особого

«негласного комитета» для разработки и проведения государственных

реформ. «Негласный комитет» прекратил свою деятельность весной 1802 г.,

подготовкой и проведением реформ стал заниматься Комитет мини-

стров. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств : военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Сенат:

В июне 1801 г. Сенату был направлен ряд указов, в которых повелевалось выработать на незыблемой законодательной основе систему прав и обязанностей этого органа, была сделана попытка восстановления Сената в качестве высшего органа правительственной власти. Сенату поручалось привести в порядок действующее законодательство, для чего при нем образовывалась специальная комиссия. Сенат должен был стать верховным хранителем законов.

Идея преобразования Сената в законодательный орган была отвергнута «негласным комитетом». Сенату отводилась роль высшего судебного и надзорного органа , непосредственно подчиненного императору.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе , его сменил Непременный совет (в 1801 г.), состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г., когда в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты (утверждаемые императором), был создан Государственный совет.

Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые

акты - законы, уставы, учреждения. Основная цель его законотворческой деятельности - привести к единообразию всю правовую систему.

Судебная реформа:

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа .

Судами второй инстанции в губерниях сталипалаты уголовного и гражданского суда . Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.

Уездный суд был первой инстанцией по незначительным уголовным и гражданским делам всех сословий уезда, кроме городского (горожане судились в ратушах, магистратах, коммерческих и словесных судах).

Прокуратура на местах передавалась в ведение Министерства юстиции .

В волостях, населенных государственными крестьянами , действовали

сословные суды - волостные расправы , полицейские и судебные функции которых были подробно регламентированы уставами 1839 г.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды , рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и проч.

Действовали другие ведомственные суды - военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, полостные крестьянские суды.

В столицах действовали надворные суды по делам сословий . Судебное

управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юс-

тиции . Вся судебная система строилась на сословных началах.

Николай I

Судебная реформа 1864 г.

Предпосылки:

1) До реформы суд в империи был сословный ;
2) Отсутствовал институт защиты ;
3) Практиковались закрытые судебные заседания ;
4) Судьи назначались администрацией ;
5) Господствовала "Теория формальных доказательств" .

Принципы судебной реформы (ноябрь 1864):
1) Суд стал бессословным ;
2) Процессуальное рабство сторон ;
3) Обеспечение защиты , участие присяжных заседателей ;
4) Свободная оценка доказательств , отмена Теории формальных доказательств, отмена определения об оставление в подозрении;
5) Судебный процесс был отделен от административного вмешательства и судьи стали независимыми и несменяемыми ;
6) Часть судей избиралась ;
7) Гласность, публичность ;
8) Равенство всех перед законом ;
9) Прокурорский надзор .

По реформе 1864 года возникло две судебные системы: суды местные, суды общие . Судебная система - это "здание, в котором нет ни фундамента, ни крыши".

Местные суды: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.

Общие суды: окружные (учреждались для нескольких уездов), судебные палаты по гражданским и уголовным делам и конституционные департаменты сената по гражданским и уголовным делам.
Мировые судьи состояли по уездам и городам, уезд с городами - это был мировой округ. Он делился на участки мировые, в каждом был свой участковый мировой судья. Эти судьи избирались.

Требования к судьям: 1) не менее 25 лет от роду; 2) наличие специального юридического образования или стажа работы; 3) определенный имущественный ценз 4) избирались на 3 года на уездных земских собраниях.
Мировым судьям были подсудны дела о менее важных преступлениях и проступках . Наказания: арест до 3 месяцев, денежное взыскание, где высшая мера не превышала 300 рублей, денежные дела, которые могли закончиться примирением сторон.

Все остальные дела рассматривает окружной суд.
Окружные суды учреждались на несколько уездов, состояли из председателя и членов. На уровне окружных судов действует суд присяжных (модель континентальная). Присяжные заседатели избирались из представителей всех сословий.

Требования к присяжным:
1) Русское поданство;
2) Возраст от 25 до 70 лет;
3) Ценз оседлости - не менее 2-х лет.
Присяжными не могли быть , как правило, профессиональные юристы, военные, чиновники полиции и лица, которые занимали высокие административные должности. Присяжные рассматривали дела о преступлениях и проступках, которые влекли за собой наказания, связанные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.
Таким образом, в самодержавной монархии появилась власть, во многом от нее независимая.

Земская реформа 1864 г.

Началась с 1 января 1864 года. Создаются выборные органы местного самоуправления. Это означает, что реформа имела буржуазный характер . Органы занимались просвещением, здравоохранением, строительством дорог, страхованием от пожаров, борьбой с сельскохозяйственными вредителями. Земства были созданы на двух уровнях: уездах и губерниях . В основе земской реформы лежала куриальная система . Курия - особый разряд избирателей, они делятся на группы по каким-то признакам. Курии три: 1) уездные землевладельцы - помещики; 2) городская; 3) сельская. Есть пережитки сословности, но в основном, все слои населения к выборам допущены.

Выборы: каждая курия собирается и выбирает гласных на 3 года на уездное, земское собрание. Это распорядительный орган. Это собрание в свою очередь избирает исполнительные органы : уездные, земские управы во главе с председателями.Председателя утверждает губернатор, поэтому земство зависит от администрации.

Губернские земские учреждения. Раз в 3 года члены уездных земских собраний избирают гласных, собрания в свою очередь избирают губернские земские управы- исполнительный орган во главе с председателем. Председателя утверждает министр внутренних дел.

Городская реформа 1870 г.

1870 год - по образцу земской была проведена городская реформа. Образец для реформы был найден в Пруссии. Создаются бессословные органы городского самоуправления , поэтому реформа буржуазная . Эти органы избираются один раз в четыре года на основании имущественного ценза.

Помимо имущественного ценза, требования : старше 25-ти лет, русские подданные. Каждые 4 года составлялись городские избирательные собрания. Эти собрания избирали гласных городской Думы. Собрания было три, и каждое избирало одну треть от всех гласных. В собраниях участвовали только те, кто платили городские налоги (предприниматели, домохозяева...). 1 собрание: входили наиболее крупные налогоплательщики, они платили одну треть от общей суммы городского налога; 2 собрание: менее крупные налогоплательщики, опять платят одну треть. В Москве это примерно 13 процентов от общего числа избирателей - 1 и 2-я курия. Все остальные - 3 собрание. Эти собрания выбирают гласных в городскую Думу, это распорядительный орган . Они же формируют исполнительный орган - городскую управу . Во главе и того, и другого - городской глава. Городского главу утверждал в уездных городах - губернатор , в губернских - министр внутренних дел. Городское управление зависит от администрации .

Также создается губернское по городским делам присутствие , его председатель - губернатор. Это учреждение может отменить любое решение городского управления, поэтому здесь полная зависимость администрации. Функции городского управления - в основном хозяйственные вопросы:
1) внешнее благоустройство городов;
2) водопровод, канализация;
3) борьба с пожарами;
4) развитие торговли и промышленности;
5) организация народного образования и здравоохранения.

Оформление конституционной монархии в России. Государственная дума.

Повод к началу революции 9 января 1905 года: 100 тысяч рабочих выходят с петицией к царю. Петиция состоит из двух частей:

1) вероподаническая;

2) фактически требуется установление конституционной монархии и ввести основные демократические свободы.

В начавшейся революции предлагались 3 модели преобразований:

1) консервативная - нужно как можно меньше изменить политический строй, но как можно меньше. Этого курса придерживается император до осени 1905 года;

2) либеральная - Россия должна развиваться по западной модели: конституционализм, парламентаризм, признание верховенства закона, прав человека и гражданина и государственные гарантии на цивилизованные условия труда и быта людей;

3) социал-демократы. В России должно возникнуть социальное государство, оно должно защищать и гарантировать права трудящегося большинства. Это модель в перспективе построение в стране основ социализма.

В феврале 1905 г . царь подписывает 2 противоречащих друг другу акта: "О незыблемости самодержавия" , дает поручение министру внутренних дел Булыгину создать законопроект законосовещательного учреждения в империи . Проект будет готов в начале августа, но уже не устроит Россию. От января до конца 1905 года революция в городах идет по нарастающей линии. Осенью 1905 г. начинается всеобщая политическая стачка , впервые.

Царь под давлением Витте идет на уступки и 17 октября 1905 подписывает манифест "О совершенствовании государственного порядка" , провозгласивший: 1) свободу совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов. В своих воспоминаниях Витте отрекается от того, что заставил царя подписать акт. Это манифест, поэтому остальные положения дальше будут детализировать со в других актах. В самом названии признается, что необходимо менять политический строй страны.

В начале акта фактически признается, что он появился в результате революционных действий, затем формулируются 3 остальных положения, которые фактически означают: Россия вступила на путь конституционной монархии.

Москве, издан Указ об изменении Положения о выборах в Государст-

венную думу , которым значительно расширился круг избирателей.

Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило

избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось

неравным для избирателей разных категорий (курий).

20 февраля 1906 г. вышел акт об учреждении Государственной думы , в котором определялась ее компетенция : предварительная разработка и обсуждениезаконодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении

акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы

были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться

Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора.

С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, ко-

миссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с актом об учреждении Думы принято новое Положение о Государственном совете , который был реформирован и стал верхней палатой, обладавшей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты,принятые Думой, должны были затем поступать в Государственныйсовет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину - члены «по высочайшему на-

значению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

Основные законы империи 1906-го года. Содержание законов:

1) закрепляют унитарную форму государственного устройства ;

2) закреплен особый статус Финляндии . Финляндия всегда была в империи на особом положении;

3) закреплен статус русского языка как единственного в государстве .

4) у императора власть верховная, самодержавная . Власть законодательную император делит с государственным советом государственной Думы

5) у царя есть механизм, позволяющий принимать чрезвычайное законодательство

6) царь имел право инициативы по всем законам , вопросам. С инициативой пересмотра основных законов империи мог выступить только царь, но положение о выборах и основные законы меняла только государственная Дума.

7) Исполнительная власть в полном объеме принадлежит императору , он назначает и смещает министров, включая первого министра

8) Власть судебная в полном объеме принадлежит императору

9) Власть военная у него же . Он же объявляет местность на чрезвычайное положение.

10) Внешняя политика - целиком прерогатива императора .

В основных законах империи впервые четко и ясно сформулированы права и обязанности поданных :

1) всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола ;

2) обязанность платить налоги , отделенные законом пошлины и сборы;

3) никто не может быть подвергнут преследованию , не иначе как за преступное деяние в законе определенное;

4) задержать человека под стражу можно только в том случае, если это определено законом ;

5) неприкосновенность жилища ;

6) право собраний ;

7) свобода слова в пределах, установленных законом ;

8) право создавать союзы поданных ;

9) неприкосновенность собственности ;

10) право поданных менять место жительства, свободно выезжать за пределы государства ;

11) право выбора занятий ;

12) право приобретать и отчуждать имущество .

Гражданское право.

ВЦИК в апреле 1918 г. принял Декрет об отмене наследования , по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись. После смерти владельца принадлежавшее ему имущество становилось государственным достоянием, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала

родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения.

Май 1918 г. - Декрет ВЦИК о дарениях , запретивший всякое «безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей». Произошло резкое сокращение торгового оборота , из которого былиизъяты национализированное имущество, ценные бумаги (акции, купоны).

Государственная монополия на хлеб, текстиль, нефть, спички предельно сократила товарооборот. Система главкизма исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли исключала из сферы экспортно-импортных отношений частных лиц и частный капитал. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения.

Семейное право.

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачующихся и проч.), узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода.

В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В Кодексеподчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридическихпоследствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другогоследовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов.

Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей , запрещалось усыновление.

Трудовое право.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни . Эти меры социальнойзащиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918 г . был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ) , разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС иобобщающий все предшествующее советское законодательство о труде.

В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации , реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности. В июненачалось введение трудовых книжек , ужесточившее систему контролянад трудящимися. Мобилизация неквалифицированной рабочей силыбыла изъята у профсоюзов и передана Наркомтруда.

Земельное право.

В феврале 1919 г. ВЦИК издал Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию . Вся земляопределялась в качестве единого государственного фонда . Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующихнаркоматов. Создавались совхозы, коммуны, общества по совместнойобработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие. Целью ставится создание единого производственного хозяйства и постепенное обобществление землепользования.

Уголовное право.

В декабре 1919 г . Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР , ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном

правосудии, о преступлении и наказании, стадиях совершения преступления, соучастии, видах наказания, об условном осуждении, о пространстве

действия уголовного права. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на социальное чутье пролетарского суда.

При назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность . При этом наказание должно было основываться на целесообразности его применения.

Конституция РСФСР 1918 г.

Основу Конституции РСФСР 1918 г. составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Разработкой проекта Конституции занималась Конституционная комиссия (председатель - Я.М. Свердлов), созданная при ВЦИК. Процесс работы над проектом занял 4 месяца и сопровождался полемиками и дискуссиями.

Конституция была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов , опубликована в «Известиях ВЦИК» 19 июля 1918 г. и тогда же вступила в силу.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее

шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности - диктатура пролетариата и ее политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер , субъектами Федерации были национальные республики .

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов .

Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный

Право.

Систематизированные таким образом нормы составят «обязательное для всех право» , тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой лишь технические инструкции. Этот первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства.

20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

ЗК состоял из Основных положений и 3 частей:

1) О трудовом землепользовании;

2) О городских землях и государственных земельных

имуществах;

3) О землеустройстве и переселении.

ЗК провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении

Наркомзема.

Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание, дарение, залог) запрещались под страхом уголовного наказания.

Государство могло предоставлять землю лишь во владение и пользование.

Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства

при условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР.

Земля предоставлялась в бессрочное пользование,

которое могло быть прекращено только на основании за-

Использование наемного труда имело ограничения:, все трудоспособные члены крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР.

ЗК устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами междудворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли).

Как исключение, ЗК разрешал аренду земли, которая носила трудовой характер. Срок аренды ограничивался одним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая.

ЗК устанавливал правовой статус крестьянскогодвора, который представлял собой объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства - домохозяин, который руководил крестьянским двором. ЗК предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета.

По ЗК правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии .

Уголовное право ликвидирует чрезвычайные карательные меры , характерные для периода Гражданской войны, множественность нормативных актов союзного и республиканского значения, получает четкое деление на Общую и Особенные части и завершается принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР.

УК дает общее понятие преступления , выделяя общественную опасность и противоправность , наличие умысла или неосторожности , однако признает преступлением всякое действие и бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. Таким образом узаконивается произвол в привлечении к уголовной ответственности без вины, которое стало возможным лишь на основании социальной опасности лица, наличие или отсутствие которой устанавливал суд.

УК объявляет законной аналогию и обратную силу уголовного закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения

и назначения наказания.

Из числа преступных деяний была исключена спекуляция , что было обусловлено проведением нэпа.

Особенностью УК стало введение составов контрреволюционных преступлений как наиболее опасных.

Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений , свержение советской власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др.

Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя.

В качестве высшей меры наказания предусматривается сме

Преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников князь А.М. Курбский впоследствии назвал Избранной радой. Во главе этого кружка служилой знати и придворных фактически встали дворянин из богатого, но не знатного рола А.Ф. Адашев и духовник царя протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья Д. Курлятев, А. Курбский, Н. Одоевский, М. Воротынский и др. В состав рады входил и первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий.

Не являясь формально государственным учреждением, избранная рада была по сути правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 г. талантливым публицистом дворянином И.С. Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства.

Важнейшим шагом правительства был созыв в 1549 г. первого Земского "собора примирения". Собор принял решение о составлении нового Судебника (утвержден в 1550 г.), в котором нашли отражение новые моменты судопроизводства (контроль за наместниками, взимание единой государственной пошлины). Право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации. Население должно было нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей.
В середине XVI в. была установлена единая для всего государства мера взимания налогов - "соха" - земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель (в среднем от 400 до 600 га).

В целях укрепления вооруженных сил в 1550 г. правительством Ивана IV начали осуществляться военные реформы . Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности) на время походов.
В Московском уезде была "испомещена" "избранная тысяча" - 1078 провинциальных дворян, которые должны были составить ядро дворянского ополчения , опору самодержавной власти.

Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: "по отечеству" (по происхождению) и "по прибору" (по набору). Службу "по отечеству" проходили дворяне и дети боярские (мелкие феодалы на службе князей и бояр). Служба регулировалась изданным в 1556 г. "Уложением о службе", она переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин в трех полях и от 4 до 7 рублей в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина "конно и оружно", в случае недодачи налагался штраф.

В 1550 г. из числа служилых людей "по прибору" формируется стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы было набрано 3 тыс. человек, которые были сведены в б "приказов". Они составляли личную охрану царя. К концу XVI в. в постоянном стрелецком войске насчитывалось до 25 тыс. человек, которые являлись наиболее мошной боевой силой русской армии .

Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е гг. совершенствуется приказная система. Растет и бюрократический аппарат.

В 1552 г. была создана Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек), из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и др.

Стоглавый собор (1551). Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований.
Еще при Иване III и Василии II остро стоял вопрос о церковном землевладении. В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

Реформы середины XVI в. значительно укрепили центральную власть и государственное управление, что позволило Ивану IV перейти к решению задач внешней политики.

Избранная рада просуществовала до 1560 г. Важным поводом, вызвавшим ее падение, были разногласия с семьей умершей в этот год первой жены царя Анастасии Захарьиной. Но главной причиной, однако, являлась проблема выбора основных путей политического развития России . Избранная рада была сторонницей постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван IV, получивший прозвище Грозный, предпочел путь террора, способствующий быстрому усилению его личной власти. Лидеры рады А.Ф. Адашев и протопоп Сильвестр оказались в опале и умерли в ссылке.

В 1564 г. один из бывших руководителей Избранной рады князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению.

Земский собор (1549 г.)

Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создаНИИ на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.

Реформа центральных органов государственного управления

В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности

Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое». Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество.

Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений.

Итоги реформ:

Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:

  • *Усилилась централизация государства и личная власть царя;
  • * Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;
  • * Выросла военная мощь страны;
  • * Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства;

Умело играя на чувствах своих подданных, Иван IV заставил их несколько раз униженно просить его вернуться в Москву. А когда наконец согласился, то поставил свои условия:

  • 1) предоставить царю право внесудебной расправы над любыми «изменниками»;
  • 2) выделить опричнину - личный удел царя;
  • 3) набрать для царя особое войско из тысячи избранных бояр и дворян.

В 1565 г. Иван IV учредил опричнину - систему мер, направленных наукрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян.

Последствия опричнины. Главная цель опричнины - уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к обострению противоречий внутри страны, ослабила ее военную мощь.

ТЕМА5 Мир в эпоху расцвета прединдустриальной цивилизации. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в России в конце XVI - XVII вв.

В 1547 г. при Иване Грозном было создано новое правительство --Избранная рада. В состав рады входили представители различных слоев господствующего класса.Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но она управляла от имени царя в течение 13 лет и фактически была правительством.Своей задачей члены Избранной рады ставили упорядочить законы и управление страной, изыскать расширение источников поступления доходов в казну, учитывая при этом интересы как служилого дворянства, так и боярства. Реформы включали создание новой системы центральных органов управления -- приказов. Состав Боярской думы был расширен Иваном IV в три раза. Земский собор. В него входили представители боярства, служилого дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики и финансов, а также избрание новых царей. Первый Земский собор был созван в 1549 г., он принял решение о составлении нового Судебника и сформулировал программу реформ XVI в. Земский собор.1550 г. принял новый Судебник, подтвердивший право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличивший плату за "пожилое".В XV--XVI вв. на Руси были созданы и органы местного управления --система наместничества. Реформы 50-х гг. XVI в. коснулись и местного управления -- система кормлений была отменена. В 1550 г. была проведена военная реформа, нацеленная на укрепление вооруженных сил страны. Исключительно важное значение имела аграрная реформа Ивана Грозного. Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., когда учредилопричнину, предствлявшую собой систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное слово. В начале XVI в. предпринималась попытка ограничить церковное землевладение, однако тогда победили сторонники богатой церкви, так называемые "стяжатели".