Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Русские первопроходцы. Василий Ермолаевич Бугор был арктическим мореходом и одним из первопроходцев Сибири Моря открытые русскими путешественниками

Русские первопроходцы. Василий Ермолаевич Бугор был арктическим мореходом и одним из первопроходцев Сибири Моря открытые русскими путешественниками

Без русских первооткрывателей карта мира была бы совсем другой. Наши соотечественники - путешественники и мореплаватели - совершили открытия, обогатившие мировую науку.

Первая антарктическая экспедиция Беллинсгаузена

В 1819 году мореплаватель, капитан 2-го ранга, Фаддей Беллинсгаузен возглавил первую кругосветную антарктическую экспедицию. Целью плавания было исследование вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов, а также доказательство или опровержение существования шестого материка - Антарктиды. Снарядив два шлюпа - «Мирный» и «Восток» (под командованием Михаила Лазарева), отряд Беллинсгаузена вышел в море.

Экспедиция длилась 751 день и вписала множество ярких страниц в историю географических открытий. Главное из них - открытие Антарктиды - было сделано 28 января 1820 года.

Кстати, попытки открыть белый материк предпринимались и ранее, но не принесли желаемого успеха: не хватало немного удачи, а, может, русского упорства.

Так, мореплаватель Джеймс Кук, подводя итоги своего второго кругосветного плавания, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».

За время антарктической экспедиции Беллинсгаузена было открыто и нанесено на карту более 20 островов, сделаны зарисовки видов Антарктики и обитающих на ней животных, а сам мореплаватель вошел в историю, как великий первооткрыватель.

«Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить на ряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи», - писал немецкий географ Август Петерман.

Открытия Семёнова Тянь-Шанского

Центральная Азия в начале XIX века была одной из наименее изученных областей земного шара. Неоспоримый вклад в исследование «неведомой земли» - так называли Центральную Азию географы - внес Петр Семёнов.

В 1856 году сбылась главная мечта исследователя - он отправился с экспедицией на Тянь-Шань.

«Работы мои по азиатской географии привели меня к обстоятельному знакомству со всем тем, что было известно о внутренней Азии. Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов - Тянь-Шань, на которые ещё не ступала нога европейского путешественника и которой был известен только по скудным китайским источникам».

Исследование Семёнова в Центральной Азии длилось два года. За это время на карту нанесли истоки рек Чу, Сырдарьи и Сары-Джаз, вершины Хан-Тенгри и другие.

Путешественник установил расположение хребтов Тянь-Шаня, высоту снежной линии в этом районе и открыл громадные тянь-шанские ледники.

В 1906 году указом императора за заслуги первооткрывателя к его фамилии стали добавлять приставку - Тянь-Шанский.


Пик Семёнова в Киргизии (4875 метров)

Азия Пржевальского

В 70-80-х гг. XIX века Николай Пржевальский возглавил четыре экспедиции в Центральную Азию. Эта малоизученная область всегда привлекала исследователя, и путешествие в Центральную Азию было его давней мечтой.

За годы исследований были изучены горные системы Кунь-Луня, хребтов Северного Тибета, истоков Хуанхэ и Янцзы, бассейнов Куку-нора и Лоб-нора.

Пржевальский был вторым человеком после Марко Поло, добравшимся до озера-болотаЛоб-нора!

Кроме того, путешественник открыл десятки видов растений и животных, которые названы его именем.

«Счастливая судьба дала возможность совершить посильное исследование наименее известных и наиболее недоступных стран внутренней Азии», - писал в своем дневнике Николай Пржевальский.

Кругосветка Крузенштерна

Имена Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского стали известны после первой русской кругосветной экспедиции.

За три года, с 1803 по 1806 гг. - а именно столько длилась первая кругосветка - корабли «Надежда» и «Нева», пройдя через Атлантический океан, обогнули мыс Горн, а затем водами Тихого океана добрались до Камчатки, Курильских островов и Сахалина. Экспедиция уточнила карту Тихого океана, собрали сведения о природе и жителях Камчатки и Курил.

Во время плавания русские моряки впервые пересекли экватор. Отпраздновали это событие, согласно традиции, с участием Нептуна.

Матрос, одетый в повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями, ведь ранее российский флаг в этих местах не видели. На что командующий экспедицией ответил: «Для славы науки и отечества нашего!».

Экспедиция Невельского

Одним из выдающихся мореплавателей XIX века по праву считается адмирал Геннадий Невельской. В 1849 г. на транспортном судне «Байкал» он отправляется в экспедицию на Дальний Восток.

Амурская экспедиция продолжалась до 1855 года, за это время Невельской сделал несколько крупнейших открытия в районе нижнего течения Амура и северных берегов Японского моря, присоединил к России огромные пространства Приамурья и Приморья.

Благодаря мореплавателю стало известно, что Сахалин - остров, который отделяется судоходным Татарским проливом, а устье Амура доступно для входа судов с моря.

В 1850 г. отрядом Невельского был основан Николаевский пост, который сегодня известен как Николаевск-на-Амуре.

«Сделанные Невельским открытия неоценимы для России, - писал граф Николай Муравьев-Амурский, - множество предшествовавших экспедиций в эти края могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы, по крайней мере в той степени, как исполнил это Невельской».

Север Вилькицкого

Целью гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910-1915 гг. было освоение Северного морского пути. По воле случая обязанности руководителя плавания принял капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» вышли в море.

Вилькицкий продвигался северной акваторией с востока на запад, и за время плавания сумел составить подлинное описание северного побережья Восточной Сибири и многих островов, получил важнейшие сведения о течениях и климате, а также стал первым, кто совершил сквозное плавание из Владивостока в Архангелск.

Участники экспедиции открыли Землю Императора Николая II, известную сегодня как Новая Земля - это открытие считают последним из значительных на земном шаре.

Кроме того, благодаря Вилькицкому на карту нанесли острова Малый Таймыр, Старокадомского и Жохова.

По окончании экспедиции началась Первая мировая война. Путешественник Руаль Амундсен, узнав об успехах плавания Вилькицкого, не удержался от восклицания в его адрес:

«В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь мир!»


Камчатская кампания Беринга и Чирикова

Вторая четверть XVIII века была богата на географические открытия. Все они были сделаны в ходе Первой и Второй Камчатских экспедиций, которые увековечили имена Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

В ходе Первой Камчатской кампании Беринг - руководитель экспедиции и его помощник Чириков исследовали и нанесли на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-восточной Азии. Открыли два полуострова - Камчатский и Озерный, Камчатский залив, Карагинский залив, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия, а также пролив, который сегодня носит имя Витуса Беринга.

Соратники - Беринг и Чириков - также возглавили Вторую Камчатскую экспедицию. Целью кампании было найти путь к Северной Америке и исследовать острова Тихого океана.

В Авачинской бухте участники экспедиции заложили Петропавловский острог - в честь кораблей плавания «Святой Петр» и «Святой Павел» - который позже переименовали в Петропавловск-Камчатский.

Когда корабли вышли в плавание к берегам Америки, по воле злого рока, Беринг и Чириков стали действовать поодиночке - из-за тумана их судна потеряли друг друга.

«Святой Петр» под началом Беринга достиг западного побережья Америки.

А на обратном пути участников экспедиции, на чью долю выпало немало трудностей, штормом выбросило на небольшой остров. Здесь и закончилась жизнь Витуса Беринга, а остров, на котором остановились зимовать участники экспедиции, назвали в честь Беринга.
«Святой Павел» Чирикова также достиг берегов Америки, однако для него плавание закончилось более благополучно - на обратном пути он открыл ряд островов Алеутской гряды и благополучно вернулся в Петропавловский острог.

«Неясачные землицы» Ивана Москвитина

О жизни Ивана Москвитина мало что известно, однако этот человек всё-таки вошел в историю, и причиной тому открытые им новые земли.

В 1639 году Москвитин, возглавив отряд казаков, отправился в плавание на Дальний Восток. Основной целью путешественников было «отыскание новых неясачных землиц», сбор пушнины и рыбы. Казаки преодолели реки Алдан, Маю и Юдому, открыли хребет Джугджур, отделяющий реки бассейна Лены от рек, впадающих в море, и по реке Улье вышли в «Ламское», или Охотское море. Исследовав побережье, казаки открыли Тауйскую губу и вошли в Сахалинский залив, обогнув Шантарские острова.

Один из казаков сообщил, что реки в открытых землях «собольные, зверя всякого много, и рыбные, а рыба большая, в Сибири такой нет… столько-де её множество - только невод запустить и с рыбою никак не выволочь…».

Географические данные, собранные Иваном Москвитиным, легли в основу первой карты Дальнего Востока.

Путешествия на Руси были обусловлены образом жизни наших предков, а также природно-климатическими факторами. Основным видом хозяйственной деятельности было земледелие, которое носило «подсечный» характер. Так как большие пространства занимали леса, необходимо было вырубать деревья, сжигать их и на этом месте возделывать землю. Такая земля служила не более двух-трех лет. Восстановление плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Поэтому славянам приходилось осваивать новые пространства.

Морской коч XVI века. Рис. В.Дыгало и Н.Нарбекова


Как и у других народов, на Руси совершались путешествия с торговыми целями. Существовало несколько торговых путей.

Первый - путь по Днепру в Черное море, оттуда через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

Второй – знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря.
Третий - Волжский торговый путь к Каспийскому морю.

Четвертый торговый путь шел из Новгорода и Киева на Волгу.

В 936 г. русские ладьи в составе византийского флота побывали с торговым визитом в Италии. В 961 г. подобный визит был нанесен на остров Крит. Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. Большое место в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли паломников.

Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община.

Самым известным путешествием XIV в. является путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Летом 1466 г. купцы из Твери решили отправиться торговать на берега Каспийского моря. Главой каравана из двух судов избрали купца Афанасия Никитина. Он с первых же дней путешествия стал вести дневник. Караван благополучно добрался до Нижнего Новгорода. Для того чтобы плыть дальше беспрепятственно по Волге, купцам пришлось присоединиться к каравану ширванского посольства во главе с Хасан-беком. Вместе с ним они миновали Казань, свободно проехали Орду, Сарай. Но в устье Волги на них напали татары астраханского хана. Здесь путешественники потеряли два судна, которые сели на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен всех, кто там находился.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. В Каспийском море суда попали в шторм. Одно из судов было выброшено на берег близ города Тархы (ныне Махачкала). Жители побережья разграбили товар, а людей захватили в плен. Афанасий Никитин вместе с десятью оставшимися купцами на посольском судне добрался до Дербента. Там он провел почти год.

Афанасий Никитин не мог вернуться обратно с пустыми руками, так как, отправляясь торговать, он взял у других купцов товары в долг. Афанасию Никитину ничего не оставалось делать, кроме того, как идти дальше на юг. Он добрался до Баку, где устроился работать на одну из нефтяных скважин. Заработав необходимую сумму, в сентябре 1468 г. Афанасий Никитин отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран. Там он провел более восьми месяцев, затем, перейдя через Эльбрус, двинулся на юг. Маршрут его пролегал по караванному пути, объединявшему юго-восточное побережье Каспия с внутренними районами Персии.

Весной 1469 г. Афанасий Никитин дошел до Ормуза – большого порта при входе из Аравийского моря в Персидский залив, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Афанасий Никитин пробыл здесь месяц. Он узнал, что главным товаром вывоза из Персии и Аравии в Индию были лошади. В Индии лошадей не разводили, так как они не выдерживали жаркого и влажного климата и быстро погибали. Тверской купец, вложив все свои средства, купил хорошего коня, чтобы затем в Индии выгодно продать.


Карта путешествия Афанасия Никитина


В апреле 1471 г., Афанасий Никитин под именем Хаджи Юсуфа отправился в Индию и в июне этого же года отправился в глубь Индии на восток, а оттуда на северо-запад в Джуннар (Джунейр). Там Афанасий Никитин провел два месяца, в ожидании, когда просохнут дороги после сезона дождей. Всюду Афанасий Никитин водил за собой коня, которого он никак не мог продать. Афанасий Никитин отправился в Алланд, где открывалась большая ярмарка. Но и там не удалось продать коня, так как на ярмарке собралось более двадцати тысяч коней. Через четыре месяца ему, наконец, удается выгодно продать коня.

Путешествуя по Индии, Афанасий Никитин вел наблюдения и записи. Проведя более трех лет в Индии, тверской купец пришел к заключению о бесперспективности торговли с Индией. Истомившись в Индии, Афанасий Никитин отправился в обратный путь, описанный им очень кратко.

В Каллуре Никитин провел пять месяцев, закупил драгоценных камней и направился в город Дабул (Довбыль), расположенный на западном побережье Индии. Там он сел на корабль, который шел через Аравийское море к берегам Эфиопии. От Эфиопии судно повернуло на северо-запад и, обогнув Аравийский полуостров, достигло Маската. Конечным пунктом плавания был Ормуз. Из Ормуза Афанасий Никитин дошел по уже знакомому пути к городу Рей. Дальше ему предстояло перейти через Эльбрус, чтобы попасть на южное побережье Каспийского моря.

Далее Афанасий Никитин переправился через Черное море и достиг Балаклавы, а затем Феодосии. Там Афанасий Никитин встретился с русскими купцами и весной 1475 г. по Днепру отправился на север. Он остановился в Киеве, пошел дальше, но, не дойдя до Смоленска, умер. Афанасий Никитин первым из русских людей описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. Он первым среди европейцев за 30 лет до Васко да Гамы достиг Индии. Путь его так и не был повторен.

В начале сентября 1581 г. отряд Ермака (около 600 человек) вышел из селения Кергедан (в настоящее время там находится Камское водохранилище). Затем в составе нескольких десятков кораблей казаки отплыли по реке Чусовой. После этого казаки переправились через Уральские горы и достигли реки Тагил, а затем реки Тура. Пройдя по этой реке около 100 километров, отряд Ермака встретил первое сопротивление в районе селения Епанчин-городок (ныне Туринск). Без труда преодолев сопротивление, корабли пошли дальше вниз по Туре. Но татары, бежавшие из-под Епанчина предупредили хана Кучума о приближении флотилии Ермака.

В октябре 1582 г. корабли Ермака достигли реки Иртыш и сделали стоянку в Тобольске. Оттуда казаки пошли вверх по Иртышу с целью захвата Искеры. Казаки обратили в бегство татар и Искер был взят, а Кучум бежал. Здесь казаки зазимовали. Зимой 1583 г. десятитысячное войско татар двинулось на Искер. Ермак не стал ждать осады, а внезапно атаковал колонну татар в 15 километрах к югу от Искеры. В результате тяжелого боя татарское войско отступило.

Весной Ермак отправил отряд атамана Богдана Брязги вниз по Иртышу с целью разведать путь на Обь. Идя вниз по Иртышу, флотилия Брязги достигла Белогория (место впадения Иртыша в Обь) и вернулась назад. Не дождавшись подкрепления ни зимой 1583 г., ни летом 1584 г., Ермак решил вернуться назад во владения Строгановых, следуя по течению реки Тавды. По реке Тавда Ермак подошел к столице Пелымского княжества городу Пелым- укрепленной крепости с гарнизоном более 700 воинов. Чтобы уберечь свою дружину, Ермак не стал штурмовать эту крепость и повернул назад в Искер.

К тому времени подошло подкрепление в составе 300 стрельцов во главе с воеводой Волховским. Воеводе Волховскому был дан приказ взять управление Сибирью в свои руки, а Ермака отправить в Москву. Приказ этот осуществить не удалось, так как воевода вскоре умер. Ермаку пришлось провести еще одну зиму в Искере.

С начала весны 1585 г. отряды хана Карачи целый месяц держали Искер в осаде, рассчитывая уморить оставшихся казаков голодом. Не имея возможности вступать в открытое противостояние, Ермак, под покровом ночи, с отрядом казаков пробрался в ставку Карачи и разгромил ее. Самому хану удалось избежать гибели, но его войска отошли от Искера.

Летом 1585 г. казаки предприняли поход в южные районы ханства, куда отступили отряды Карачи. После нескольких мелких столкновений с татарами Ермак достиг хорошо укрепленной крепости Кулары. Через пять дней безуспешного штурма казаки, оставив крепость, двинулись дальше к Ташатканскому городку, откуда Ермак ушел на Шиш-реку, где проходили рубежи Сибирского ханства. После этого казаки решили вернуться обратно в Искер.

В это время хан Кучум объединил свои силы с ханом Карачи и решил заманить отряд Ермака в западню. Когда казаки проходили мимо крепости Кулар, татары распространили слух о том, что в устье реки Вагай задержан караван из Бухары. Отряд Ермака поспешил на помощь каравану. В начале августа 1585 г. у города Вагай казаки остановились на ночлег и были атакованы многочисленными отрядами татар. С тяжелыми потерями казакам удалось вырваться из окружения и на кораблях добраться до Искера. Но в этом бою Ермак погиб. Лишившись атамана, остатки отряда вышли из Искера, спустились по Иртышу на Обь, а оттуда пошли печорским путем на родину. В Россию смогли вернулись 25% отряда.

Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций. Через несколько лет русские войска взяли Пелым, покорили Пелымское княжество и разгромили остатки Сибирского ханства. Тогда были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие чем тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. В Сибирь двинулись землепроходцы, которых ждали новые открытия. Позже эти земли стали наполняться ратными людьми, промышленниками и крестьянами-переселенцами.

В 1610 г. Кондратий Курочкин первым обследовал фарватер нижнего Енисея от Туруханска до устья этой реки. Он установил, что Енисей впадает в Карское море. Продвигаясь на восток, в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские землепроходцы открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену. Из Якутска русские землепроходцы продвигались вверх по Лене, а затем по ее притокам – Олёкме и Витиму. Далее путешественники переходили через водораздельные хребты и достигали берегов Амура. Первым, кто проник в бассейн Амура, был Василий Данилович Поярков.


В июле 1643 г. была снаряжена экспедиция с целью выяснения природных богатств юго-восточной Сибири. Сначала Поярков по Лене дошел до реки Алдан, затем он поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учур и Гонам. Осенью Поярков с отрядом в 90 человек пошел на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брятны, впадающей в реку Зею. Через 10 дней отряд достиг левого притока Зеи. Там Поярков потребовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю. Разграбив одно из селений, Поярков послал отряд из 50 казаков в другое селение. Но дауры, собрав конный отряд, разбили казаков.

В мае 1644 г. к Пояркову подошли люди, зимовавшие на реке Гонам. Экспедиция отправилась дальше. В конце июня 1644 г. отряд Пояркова вышел на Амур в районе устья Зеи. Часть отряда вместе с Поярковым решили двигаться вверх по Амуру, на реку Шилку – для поиска серебряных руд. Другая часть – отправилась на разведку вниз по Амуру. Через три дня разведчики вернулись, так как выяснили, что море далеко, а местное население враждебно. Через несколько месяцев экспедиция достигла устья Амура, и там устроили вторую зимовку.

В конце мая 1645 г., когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, и повернул на север. Морское плавание на речных лодках продолжалось три месяца. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море.

Первым из европейцев открыл Охотского море и обследовал его берега Иван Юрьевич Москвин в 1639 г. Он же открыл Сахалинский залив. В начале сентября 1645 г. Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки нашли уже знакомый им народ – эвенков и остались на третью зимовку. Весной 1646 г. отряд двинулся на нартах вверх по Улье и вышел к реке Мае, бассейна Лены. Здесь путешественники выдолбили лодки и через три недели дошли до Якутска.

Во время этой трехлетней экспедиции Поярков прошел около 8 тыс. километров, в том числе по течению Амура до его устья – 2 тыс. километров. Он прошел новым путем от Лены на Амур, открыв реки Учур, Гонам, Зея, а также Амурско-Зейскую и Зейско-Бурейскую равнины. От устья Зеи он первым спустился по Амуру, дойдя до Амурского лимана, первым совершил плавание вдоль берегов Охотского моря, открыл Сахалинский залив и собрал некоторые сведения о Сахалине. Поярков также собрал сведения о народах, живущих по Амуру.

Наиболее известным первооткрывателем был Семен Дежнев из Великого Устюга. Он служил рядовым казаком в Тобольске, Енисейске, Якутске, занимался пушным промыслом. С 1640 г. участвовал в походах за ясаком. В 1642 г. проводил сбор дани в районе реки Оймякон. В 1643 г. Дежнев в составе отряда казачьего десятника и купца Михаила Стадухина прошел на кочах из Оймякона вниз по Индигирке, вошел в Восточно-Сибирскоре море и зашел до устья Колымы. Здесь было заложено Нижнекамское зимовье.

В 1648 г. Дежнев в составе экспедиции Исая Игнатьева из Нижнеколымска отправился из устья Колымы на восток. На шести кочах они вышли в Восточно-Сибирское море, и пошли на восток вдоль берега. Целью экспедиции были поиск развития запасов и добыча моржового клыка. Экспедиция вышла в Чукотское море. Дежнев строго придерживался береговой линии. В октябре 1649 г. Дежнев обогнул Чукотский полуостров и продолжал следовать на юг. В Анадырском заливе во время шторма Дежнев потерял одно судно. У мыса Наварин затонуло другое. На оставшемся судне Дежнев дотянул до бухты в устье реки Укэлаят (ныне эта бухта называется «бухта Дежнева»). Около Олюторского полуострова затонуло его последнее судно. Высадившись на берег, Дежнев повернул на север вдоль берега Камчатки. Через три месяца отряд Дежнева дошел к Устью реки Анадырь.

В 1659 г. Дежнев отправился по реке Белая и достиг Колымы. В 1661 г. он прибыл в Оймякон на реке Индигирка. Далее он достиг реки Алдан и из нее попал в Лену. В 1662 г. Дежнев прибыл в Якутск. Оттуда его послали в Москву с большой партией моржовых клыков. Благополучно добравшись до Москвы и сдав груз, Дежнев неожиданно заболел и умер.
Открытие Дежневым пролива между Азией и Америкой тогда никто не принял во внимание. Лишь в 1898 г., в честь 250-летия плавания Дежнева, крайняя восточная точка Азии была названа мысом Дежнева.

Таким образом, к концу XVII в. благодаря путешествиям и открытиям русских землепроходцев образовалось крупнейшее в мире государство, простирающееся с запада на восток от Белого моря до Камчатки и Тихого океана. Южные границы России были еще неопределены. Эта задача решалась во время дальнейших походов.

Афанасий Никитин — русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твреи в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» — ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

Семен Дежнёв (1605 —1673)

Выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири. В 1648 году Дежнев первым среди известных европейских мореплавателей (на 80 лет раньше, чем Витус Беринг) удалось пройти Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. Казачий атаман и торговец пушниной, Дежнев активно участвовал в освоении Сибири (сам Дежнев женился на якутке Абакаяде Сючю).

Григорий Шелихов (1747 — 1795)

Русский промышленник, проводивший географические исследования северных островов Тихого океана и Аляски. Основал первые поселения в Русской Америке. Его именем названы пролив между о. Кадьяк и североамериканским материком, залив в Охотском море, город в Иркутской области и вулкан на Курилах. Замечательный русский купец, географ и путешественник, прозванный с легкой руки Г. Р. Державина «Русским Колумбом», родился в 1747 года в г. Рыльске Курской губернии в мещанской семье. Преодоление пространства от Иркутска до Ламского (Охотского) моря и стало его первым путешествием. В 1781 году Шелихов создал «Северо-Восточную компанию», которая в 1799 году была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию.

Дмитрий Овцын (1704 — 1757)

Русский гидрограф и путешественник, руководил вторым из отрядов Великой Северной экспедиции. Произвел первую гидрографическую опись побережья Сибири между устьями Оби и Енисея. Открыл Гыданский залив и Гыданский полуостров. Участвовал в последнем плавании Витуса Беринга к берегам Северной Америки. Его имя носят мыс и остров в Енисейском заливе. В русском флоте Дмитрий Леонтьевич Овцын находился с 1726 года, принимал участие в первом плавании Витуса Беринга к берегам Камчатки, а к моменту организации экспедиции дослужился до чина лейтенанта. Значение экспедиции Овцына, как и остальных отрядов Великой Северной экспедиции, чрезвычайно велико. На основании составленных Овцыным описей карты исследованных им мест готовились вплоть до начала 20 столетия.

Иван Крузенштерн (1770 — 1846)

Русский мореплаватель, адмирал, руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят пролив в северной части Курильских островов, проход между о. Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле. 26 июня 1803 года корабли «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта и направились к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. 19 августа 1806 года во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы. Первое русское кругосветное плавание имело большое научное и практическое значение и привлекло к себе внимание всего мира. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными.

Фаддей Беллинсгаузен (1778 — 1852)

Фаддей Беллинсгаузен — русский мореплаватель, участник первого русского кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна. Руководитель первой русской антарктической экспедиции, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его имя носят море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о. Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова. Будущий открыватель южного полярного материка родился 20 сентября 1778 года на острове Эзель близ г. Аренсбург в Лифляндии (Эстонии).

Федор Литке (1797-1882)

Федор Литке — русский мореплаватель и географ, граф и адмирал. Руководитель кругосветной экспедиции и исследований на Новой Земле и Баренцевом море. Открыл две группы островов Каролинской цепи. Один из основателей и руководителей Русского географического общества. Имя Литке носят 15 пунктов на карте. Литке возглавил девятнадцатую русскую кругосветную экспедицию для гидрографических исследований малоизвестных районов Тихого океана. Путешествие Литке было одним из самых успешных в истории русских кругосветных плаваний и имело большое научное значение. Были определены точные координаты главных пунктов Камчатки, описаны острова — Каролинские, Карагинские и др., чукотский берег от мыса Дежнёва до устья р. Анадырь. Открытия были настолько важными, что Германия и Франция, споря за Каролинские острова, обращались к Литке за консультацией по поводу их расположения.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

Самая большая страна собиралась веками. Первооткрывателями новых земель и морей были путешественники. Проложив путь в новое, таинственное, через непредсказуемые трудности и риски, они достигали цели. Я думаю, что эти люди, в личном плане, преодолев опасности и страдания экспедиций, совершили подвиг. О трёх из них, сделавших много для государства и науки, я хочу напомнить.

Великие русские путешественники

Дежнев Семен Иванович

Семён Дежнёв (1605-1673), устюжский казак, первый обогнул по морю самую восточную часть нашего Отечества и всей Евразии. Прошёл пролив между Азией и Америкой, открыл путь из Северного Ледовитого океана в Тихий.

Кстати, Дежнёв открыл этот пролив на 80 лет раньше Беринга, побывавшего лишь в южной его части.

Именем Дежнёва назван мыс, тот самый, рядом с которым проходит линия перемены дат.

После открытия пролива международная комиссия географов решила, что это место самое удобное для проведения такой линии на карте. И теперь новый день на Земле начинается на мысе Дежнёва. Заметьте, на 3 часа раньше, чем в Японии и на 12 раньше, чем в предместье Лондона – Гринвич, откуда начинается отсчёт всемирного времени. Не пора ли совместить нулевой меридиан с линией перемены дат? Тем более, что предложения такие от учёных поступают давно.

Пётр Петрович Семёнов-Тянь-Шанский

Пётр Петрович Семёнов-Тянь-Шанский (1827-1914), ведущий учёный Русского Географического общества. Не кабинетный учёный. Он обладал нравом, который по достоинству могут оценить только альпинисты. В прямом смысле – покоритель горных вершин.

Среди европейцев первым проник в труднодоступные горы Центрального Тянь-Шаня. Открыл вершину Хан-Тенгри и громадные ледники на её склонах. В то время на Западе, с лёгкой руки немецкого учёного Гумбольдта, считали, что там извергаются гряды вулканов.

Семёнов-Тянь-Шанский открыл истоки рек Нарына и Сарыджаз, по пути обнаружил, что река Чу, несмотря на мнение географов «международного сообщества», не вытекает из озера Иссык-Куль. Проник в верховья Сыр-Дарьи, которые до него тоже были не хожеными.

На вопрос, что открыл Семёнов-Тянь-Шанский, ответить очень легко. Он открыл Тянь-Шань научному миру, заодно предложив этому миру совершенно новый путь познания. Семёнов Тянь-Шанский первым начал изучать зависимость горного рельефа от его геологического строения. Взглядом геолога, ботаника и зоолога в одном лице он увидел природу в её живых родственных связях.

Так родилась русская самобытная географическая школа, которая опиралась на достоверность очевидца и отличалась разносторонностью, глубиной и цельностью.

Михаил Петрович Лазарев

Михаил Петрович Лазарев (1788-1851), русский адмирал. На корабле «Мирный».

В 1813 году Лазареву поручили наладить регулярное сообщение между Петербургом и Русской Америкой. В Русскую Америку входили области Аляски, Алеутских островов, а также русские фактории в штатах Британская Колумбия, Вашингтон, Орегон и Калифорния. Самая южная точка – Форт-Росс, в 80 км от Сан-Франциско. Места эти были уже исследованы и обжиты Россией (кстати, есть сведения, что одно из поселений на Аляске было основано спутниками Дежнёва в 17 веке). Лазарев совершил кругосветное путешествие. По пути, в Тихом океане он открыл новые острова, которые назвал в честь Суворова.

Где особенно чтят Лазарева, так это в Севастополе.

За плечами адмирала были не только кругосветные плавания, но и участие в битвах с противником, многократно превосходящим по числу кораблей. За то время, пока Лазарев командовал Черноморским флотом, были построены десятки новых кораблей, включая первый корабль с металлическим корпусом. Лазарев по-новому стал обучать моряков, в море, в обстановке приближенной к боевой.

Он заботился о Морской библиотеке в Севастополе, построил там Дом собраний и школу для детей моряков, начал строить адмиралтейство. Он же построил адмиралтейства в Новороссийске, Николаеве и Одессе.

В Севастополе на могиле и у памятника адмиралу Лазареву – всё время свежие цветы.