Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Викторина для подготовительной группы по развитию речи. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Литературная викторина

Викторина для подготовительной группы по развитию речи. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Литературная викторина

В течение нескольких лет на базе нашего Центра в каникулярное время я провожу логопедический тренинг «Учимся говорить правильно и красиво», который включает различные темы («Путешествие в осенний лес», «В гостях у Деда Мороза», «В гости к сказке», «Звуки, звуки слышим вас!» и другие). К участию в досуговых мероприятиях привлекаю и родителей. Необычная, инновационная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи. Такие мероприятия значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.
Я предлагаю разработку одного из этих мероприятий.

Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку»

Цель :

  • закреплять приобретенные произносительные умения.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа.
  • воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование :

  • карточки с предметными картинками для заданий, 2 магнитные доски, магниты, 2 миски с различными природными материалами, 2 колокольчика, разрезные картинки, пирамидки, медальки, жетоны.

Ход викторины:

Вступительное слово логопеда.

Раз, два три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.

Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Вопрос на засыпку». Цель такого мероприятия- не соревнование, не желание кто лучше, кто хуже, а показать чему научились ребята. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной.

Пожелаем мы ребятам
Не скучать и не зевать,
На вопросы логопеда побыстрее отвечать!
Начинаем викторину!
Раунд «Разминка».
Я задам сейчас вопросы…
Отвечать на них не просто!

1.Какая ночная птица охотится на мышей и поэтому ее прозвали «пернатой кошкой»?

а)сова(+)
б)зяблик
в)аист

2. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша.

Сколько всего детей у мамы?

3. Почему рыба-пила получила такое название?

а)за плохой характер
б)похожа на пилу(+)
в)ею можно распилить все что угодно.

4. Что в сказках всегда побеждает?

5. Кто держался за внучку в сказке «Репка»?

Раунд «Вопрос на засыпку»

Вам нужно будет ответить на вопросы.

Из чего состоит любое сказанное слово?

1) из букв;
2) из цифр;
3) из звуков.

Какой первый звук в слове гном?

Каким цветом мы закрасим первый звук в слове гном?

1) синим;
2) красным;
3) зелёным.

Что мы видим, читая книгу?

1) звуки;
2) буквы;
3) числа.

Какими звуками заканчиваются слова: гномик, дом, звук, ключик, логопед?

1) гласными;
2) твёрдыми согласными;
3) мягкими согласными.

Что потеряла Золушка в известной сказке Шарля Перро?

1) сапоги-скороходы;
2) ключик;
3) туфельку.

Раунд «Слоговые игрушки»

В центре зала на столах миски с различными природными материалами – фасолью, камнями, ракушками.

Ваша задача — каждый участник команды находит игрушку в миске и определяет количество слогов в слове.

Раунд «Ты — мне, я — тебе»
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться (книга)
Белый зайчик прыгает по черному полю.
Следы оставляет.
Дети их читают,
А потом стирают. (мел).

Раунд «Физкультпривет»

Игра «Пирамидки» (быстро и правильно собрать пирамидки)

Игра «Он-она»

У меня для вас игра под названьем «Он-она».
Попрошу вас не зевать,
Слово в стих мой добавлять.
Он слон -она …..слониха
Он лось -она……..лосиха.
Он кот -она…..
Нет, конечно! Это кошка
Ну ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж -она….
Он заяц -она….
Он еж -она…..
Он бык — она…..
Всем знакомо это слово?
Да, да, да! Она корова.

Раунд «Собери картинки»(использую разрезные картинки)

Раунд»Переменка»

Приглашаю детвору на весёлую игру! Встаньте в круг.

Игра «Бывает – не бывает».

Если бывает – подпрыгиваем, если не бывает – приседаем.

Заяц скачет по лесу.
Заяц по небу летит.
Девочка рисует дом.
Дом рисует девочку.
Ночью солнце светит ярко.
Утром солнце светит жарко.
В школе дети учатся.
Дедушка в школе учится.
Рыбы по полю пошли. Рыбы в море плавают.
Дочка младше мамы.
Мама младше дочки.

Раунд «Спецзадание».

Этот раунд для наставников (для родителей), которые не боятся отвечать на детские вопросы. Родителей от каждой команды мы проверим, как они занимаются с детьми дома артикуляционной гимнастикой.

Послушайте внимательно инструкцию: рот открыть, губы в улыбке, широким кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося «д».

Как называется артикуляционное упражнение?

а(барабанщики(+)
б)молоточки
в)музыканты.

Раунд «Пропавшие буквы».

Серый вол, голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.(Вол — волк)
Стол высокий, метра три,
Крепко держит фонари.
(Стол — столб)

Землю роет старый кот,
Под землёю он живёт.
(Кот — крот)

Кран зажёгся голубой -
Фильм посмотрим мы с тобой.
(Кран — экран)

Шар на шею повязал
И ангину не поймал.
(Шар — шарф)

Лень с ветвистыми рогами
Мчит на встречу мне и маме.
(Лень — олень)

От весёлой острой утки
Хохотали мы все сутки.
(Утки — шутки)

Рыбки в лодочке сидят,
К поплавку прикован взгляд.
Раунд» Заморочки из бочки».

Логопед зачитывает математические задачи:

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (пять).

Пять ребят в футбол играли.
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает.
Сколько их теперь играет? (четыре).

Три пушистых кошечки
Уселись на окошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (четыре).

У меня есть три подружки,
У каждой по кружке.
Сколько кружек у моих подружек? (три).

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши…
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (два)

Раунд «Наоборот»

Скажу я слово высоко,
Вы отвечайте низко.
Скажу я слово далеко,
Вы отвечайте близко.
Понятно задание?

Молодой – (старый).
Быстрый – (медленный).
Начало – (конец).
Потолок – (пол).
Мокрый – (сухой).
Тихо – (громко).
Белый – (черный).
Широкий – (узкий).
Чистый – (грязный).
Темный – (светлый).
Ночь – (день).
Пустой – (полный).
Хорошо – (плохо).
Твердый – (мягкий).
Трусость – (храбрость).
Богатый – (бедный).
Горячий – (холодный).
Толстый – (тонкий).
Небо – (земля).
Маленький – (большой).

Итог викторины.

Мы думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой,
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

Вот и закончилась наша встреча. Спасибо вам за хорошую игру. Надеюсь, она всем понравилась. Старайтесь говорить красиво, правильно! До свидания, друзья! До новых встреч!

Анисимова А.В.,
учитель-логопед

Викторина по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Продемонстрировать родителям результаты, которых достигли дети к концу учебного года, и предложить им познавательные викторины и конкурсы по развитию речи детей.

Задачи:

1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.

2. Развивать речь, коммуникативность, память. Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением. Продолжить знакомство детей с многозначными словами. Классифицировать предметы на группы.

3. Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Ход занятия:

Вы веселые ребята, и не будете скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед.

И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование.

Успех решает не судьба, а только ваши знания,

И соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней, и наша дружба крепнет с ней.

Педагог предлагает детям разделиться на две команды. За каждый выигранный конкурс победившая команда получает звездочки, которые подсчитываются в конце викторины. Таким образом будет определяться победитель.

Конкурс «Назови правильно сказку».

«Федорино море» (К. Чуковский).

«Крот в сапогах» (Ш. Перро).

«Гладкий утёнок» (Г.Х. Андерсон).

«Кусалочка» (Г.Х. Андерсон).

«Нежная королева»(Г.Х.Андерсон).

«Маленький цветочек» (С.Т. Аксаков).

«Серебряное корытце» (П. Бажов).

«Сивка- Мурка» (К.Д. Ушинский).

«Серая Лейка» (Д.Н. Мамин - Сибиряк).

«Заюшкина изба» (русская народная)

Конкурс «Назови одним словом».

Стол, стул, кровать, шкаф, тумбочка – мебель. Повар, продавец, врач, строитель – профессии. Лето, осень, зима, весна - времена года. Корова, баран, коза, лошадь - домашние животные. Тарелка, чашка, стакан, блюдо – посуда. Платье, рубашка, брюки, шорты – одежда. Синица, сорока, ворона, голубь, воробей – птицы. Бабочка, муравей, комар, муха, жук – насекомые. Волк, лиса, медведь, заяц – дикие животные. Самолет, вертолет, воздушный шар, - воздушный транспорт.

Конкурс «Скажи наоборот».

рано – поздно

радостный – грустный, печальный

черный – белый

сухой – мокрый

тишина – шум

светло – темно

один – много

открыто – закрыто

горячий – холодный (чай)

верху – внизу

ясный – пасмурный (день)

мёрзнуть – согреваться

левая – правая (рука)

чисто – грязно

день – ночь

сахар – соль

зима – лето

потолок – пол

узкая – широкая (юбка)

длинное – короткое (платье)

сильный – слабый (спортсмен)

высокий – низкий (человек)

смеется – плачет (ребенок)

лежит – сидит (человек)

закрыть – открыть (книгу)

Конкурс «У какого это есть»

У кого есть иголки? (сосна, швейная машинка, еж, медицинская игла).

У кого есть ножки? (у детей, у стола, стула, кресла).

Конкурс «Скажи, какой, какая, какое»

Шар (желтый, воздушный, резиновый, большой)

Шапка (меховая, зимняя, мягкая)

Ведро (пластмассовое, детское, желтое, легкое)

Хлеб (белый, мягкий, вкусный)

Мяч (разноцветный, круглый, большой, прыгучий)

Сумка (кожаная, красивая, модная)

Груша (сочная, вкусная, желтая, мягкая)

Сапоги (резиновые, непромокаемые,красивые, модные

Конкурс «Что куда кладут»

Для хлеба? (Хлебница).

Для сахара? (Сахарница).

Для конфет? (Конфетница).

Для салата? (Салатница).

Для салфеток? (Салфетница).

Для масла? (Масленка).

Для соли? (Солонка).

Для перца? (Перечница).

Молодцы! Справились!

Итог викторины:

Педагог подводит итоги конкурса и делает вывод.

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти:

Слово «я» и слово «мы».

«Я» на свете одиноко,

В «я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «мы» сильней чем «я».

Мы – семья,

И мы – друзья.

Мы – народ,

И мы – едины.

Вместе мы Непобедимы.

ВИКТОРИНА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Составила:

Григорьева А.А.

Программное содержание:

Задачи:

    Закреплять знания детей по основным лексическим темам;

    Продолжать учить понимать вопросы и отвечать на них;

    Закреплять умение отчитываться о выполненных действиях;

    Расширять словарный запас, активизировать речь детей;

    продолжать учить глобальному и аналитическому чтению табличек;

    продолжать закреплять название основных цветов, учить находить, соотносить и называть эти цвета;

    развивать внимание, память, мышление;

    развивать графические навыки

    воспитывать умение слушать педагога;

    воспитывать навык самоконтроля;

    воспитывать положительное отношение к занятию;

    воспитывать умение уступать помогать друг другу.

ХОД.

Дети рассаживаются в группе за столы по парам.

    «Разрезные картинки» (домашние и дикие животные)

Педагог раздает детям картинки животных. Дети собирают, говорят какое животное. Далее педагог спрашивает где живет (в лесу или дома). Дети отвечают самостоятельно или опираясь на картинку подсказку.

    «Один- много» транспорт

Педагог раздает каждому ребенку по 2 картинки с изображением транспорта одного вида в ед. и мн. числе. Дети должны ответить, найти табличку и соотнести с картинкой. Затем сказать, что делает этот вид транспорта: летает, едет, плавает.

    Д/и «Назови, чья игрушка»

Педагог раздает детям по игрушке. Затем задает вопрос. Дети отвечают, используя местоимения самостоятельно, либо с опорой на схему.

    Подвижная игра «Разложи по корзинам» (муляжи овощи и фрукты)

Педагог показывает на подносе муляжи овощей и фруктов. Делит детей на 2 команды дает инструкцию одной команде собирать овощи, а другой фрукты. Затем спрашивает у каждого ребенка: Что ты собрал? Дети отвечают: Я собрал …

    «Спрячь мячик»

Цель: формирование навыков понимания предложных конструкций.

Педагог дает инструкцию дети ее выполняют. Например: Положи мяч под стол, на стул, в шкаф, на диван и т.д.

    «Чудесный мешочек» (одежда)

В волшебном мешочке кукольная одежда. Дети по очереди вытаскивают по одному предмету одежды, находят нужную табличку и читают её.

    «Времена года»

Детям раздаются картинки с изображением времен года. Затем дети выкладывают времена года в правильной последовательности, начиная с текущего времени года.

    «Магазин» (продукты).

Игра в магазин. Педагог – продавец, дети - покупатели. Дети выбирают продукты в магазине, затем педагог спрашивает: Что ты купил?

Дети отвечают: Я купил (ла) … устно или с опорой на таблички.

    «Что пропало» (посуда)

Педагог расставляет в ряд различную посуду. Затем все вместе называют посуду. Далее педагог просит детей закрыть глаза, а сам убирает какую-либо посуду. Дети должны отгадать, что убрал педагог.

«Литературная викторина»

Автор : Богорубова Е.И МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36»

Подготовительная группа «Ягодка»
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, его можно использовать как повседневно, так и на итоговом занятии, удачи.

Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте.

Цель : показать знания и умения детей, полученные в речевом развитии в течение года

Задачи : Формировать узнавать сказку по описанию, описывать их внешний вид, их действия, переживания.

Ход занятия.

Программное содержание

    Закрепить содержание литературных произведений в играх и упражнениях;

    Вспомнить русских и зарубежных писателей;

    Продолжать учить самостоятельно и грамматически правильно строить предложения, формировать свои мысли, описывать героев;

    Совершенствовать навыки чтения;

    Расширять словарный запас и развивать ассоциативное мышление;

    Воздействовать на развитие творческих качеств детей собственным творчеством;

    развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности;

    Предоставлять детям возможность по-своему интерпретировать роль, давать выход импровизационным качеством.

Предварительная работа

    Чтение детям рассказов, сказок, русских и зарубежных писателей;

    Работа по книге М.М. Беруких, Т.А. Филиппова «Учимся рассказывать по картинкам», в течении года;

    Подобрать картинки к «Волшебному кубику»;

    Выучить словесную игру «Какую книгу я читал - не скажу, а героя сказки покажу». Цель: учить детей двигаться и изображать героев, используя мимику и жесты;

    Игры с настольным театром по сказкам «Три поросенка», «Три медведя», «Лиса и журавль».

Ход занятия

На столе у воспитателя лежит волшебный кубик, на каждой стороне его сказочный персонаж.

Дети заинтересованно рассматривают его.

Воспитатель: - Как вы думаете о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

Какие бывают сказки? (ответы детей: народные, авторские, сказки зарубежных писателей).

Предлагаю детям выйти из-за столов и поиграть с волшебным кубиком на ковре.

Ребенок бросает кубик, и кубик катится по ковру, на какой стороне он остановится, дети называют персонаж и дают полное название сказки.

Воспитатель: - Назовите народные сказки («Репка», «Теремок», Гуси лебеди», «Три медведя»)

Почему они называются народными? (сочинил народ)

Какая это сказка?

К какому виду сказок, ее можно отнести?

Назовите зарубежных писателей? (Бр. Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен).

Какие сказки вы знаете? («Золушка» и «Кот в сапогах» Ш.Перро, Бр. Гримм «Бременские музыканты»).

Волшебный кубик кладем в книжный уголок, обращаю внимание детей на настольные театры в книжном уголке, сказочных персонажей.

Загадываю загадки по сказкам.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький – крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои это сказки?

(Три поросенка)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарили.

Девочка имя забыла свое.

А вы подскажите нам имя ее.

(Красная Шапочка)

Воспитатель: - Героев каких сказок, басен, произведений вы видите на полках? (Индивидуальные ответы детей: Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», «Теремок», «Колобок», русская народная сказка: «Журавль и лиса», басня «Стрекоза и Муравей» и др.)

Воспитатель: - Хорошо, вы знаете сказки, басни, а теперь поиграем в игру: «Какую книгу я читал - не скажу, а героя сказки покажу». (для показа вызвать 4-х, 4-х детей). Дети отгадывают и называют произведение.

Предлагаю пройти к столам.

Воспитатель: - Дети, на столах у вас лежат конверты с заданиями, картинки вам могут быть знакомы, так как мы с вами весь год занимались по книге «Учимся рассказывать по картинкам». Сегодня вы вспомните, а кто-то даже прочитает отрывок и определит по тексту из какого произведения эти слова. Будьте внимательны и не спешите, кто готов подходите и говорите.

(Ответы детей: «Два Мороза» Михайлов; «Теремок» русская народная сказка инсценировка отрывка, басня «Стрекоза и муравей» и т.д.)

Занятие подошло к концу, очень хочется похвалить самых активных детей (называю по имени активных детей) и пожелать всем дружить с книгой.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Викторина «Умные непоседы»

Цель:

1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.

2. Развивать речь, коммуникативность, память. Умение составлять предложения по схеме. Умение проговаривать скороговорки, классифицировать общие понятия, составление слова из букв.

3. Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Ход занятия :

Вы веселые ребята, и не будете скучать. На вопросы викторины будем с вами отвечать! Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.Сегодня будет дружба владычицей побед. И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование. Успех решает не судьба, а только ваши знания, и соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, и наша дружба крепнет с ней.

Воспитатель делит детей на две команды, и представляет команды

I. Конкурс «Живое слово».

Каждой подгруппе необходимо составить название команды по буквам. При затруднении, дети могут ориентироваться на цифры, указывающие порядковый номер буквы в слове – названии команды.

1. РОМАШКА

II. Конкурс «Веселые загадки».

1.В чаще голову задрав.

Воет с голоду... жираф. (Волк)

2. Кто в малине знает толк,

Косолапый бурый... волк. (Медведь)

3. Дочерей и сыновей

Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

4. Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая... лисица. (Белка)

5.В теплой лужице своей

Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок)

6. С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

7.Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву...(О)

8.Давно известно детям всем:

Корова знает букву...(М)

9.Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь букву... (У)

10. В слове рот и в слове крот

Эта буковка живёт.

В слове тигр она р-р-рычит,

В слове крик она кричит. (Р)

11.В слове мы и в слове выЕсть такая буква - ...(Ы)

12.Целый час жужжит уже

На цветочке буква...(Ж)

13. Киска сливки пьёт из миски,

Эта буква есть в ириске.

Знают все друзья мои,

Эта буква - буква...(И)

14.На заре звенит звонок,

На двери висит замок.

Есть в занозе и козе

Эта буква - буква...(З)

III. Конкурс «Забавные животные».

Детям дается задание отобрать картинки (игрушки) животных: для первой команды – диких животных, в названиях которых есть звук [Л], для второй – домашних животных, в названиях которых есть звук [К], назвать где в слове этот звук живет?

! V. Конкурс «Назови одним словом».

Стол, стул, кровать, шкаф, тумбочка – мебель. Повар, продавец, врач, строитель – профессии. Лето, осень, зима, весна – времена года. Синица, сорока, ворона, голубь, воробей – птицы. Бабочка, муравей, комар, муха, жук – насекомые. Понедельник, вторник, среда – дни недели.

V. Физминутка .

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в одну очень интересную игру, она называется

«Скажи наоборот»

Рано – поздно.

Радостный – грустный, печальный

Черный – белый

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Светло – темно

Один – много

Открыто – закрыто

Горячий – холодный

Верх – низ

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Левый – правый

Чисто - грязно

VI. Конкурс

«Проговори четко и быстро скороговорку». Вначале мы с вами немного разомнемся, давайте вспомним скороговорки, какие мы с вами знаем, а затем вам нужно будет проговорить скороговорку одной команде о животных, а другой – о насекомых.

VII. Конкурс .

Составь предложение по схеме на тему «Осень»

Резерв .

«Волшебный мешочек»

Подсчитываем жетоны, в итоге победила дружба, потому что мы сегодня с вами такие молодцы, столько много успели сделать, чем мы сегодня занимались? И сейчас мы все вместе, дружно пойдем искать заслуженную награду: клад! Для этого мы построимся в одну линию и внимательно слушаем мои команды, но на мои действия не смотрите, я буду вас путать. (Проводится игра «Путаница»)