Меню
Бесплатно
Главная  /  Наши дети  /  Жуковский «Светлана» – анализ. Жуковский «Светлана» – анализ Жуковский, «Светлана»: главные герои

Жуковский «Светлана» – анализ. Жуковский «Светлана» – анализ Жуковский, «Светлана»: главные герои

Она трижды меняла имя и вероисповедание, четырежды была замужем, родила троих детей, которые отреклись от нее, дважды эмигрировала из СССР. Несколько раз уезжала и возвращалась в США. Жила в Грузии, в Швейцарии, в Англии, во Франции. Написала несколько книг. Но до конца жизни осталась для всех дочерью Сталина.

В книге «Двадцать писем к другу» Светлана Аллилуева подробно описывает то время, о котором рассказывает фильм

Сюжет фильма «Светлана»

Режиссер Евгений Звездаков: «Сценарий картины «Светлана» написал Александр Бородянский. Действие в фильме охватывает основные события жизни Светланы Аллилуевой с 1942 года по 1966 год. Учеба в школе, начало романа с Каплером, два ее замужества, рождение детей, и 1966 год — отъезд из СССР. В книге «Двадцать писем к другу» Светлана Аллилуева подробно описывает то время, о котором мы рассказываем. Мы отталкивались именно от ее слов, а не от воспоминаний о ней. В фильме мы проживаем с ней самый драматичный кусок истории страны от возвеличивания Сталина до разоблачения культа Сталина на 20-м съезде».

Актеры о работе в фильме «Светлана»

Виктория Романенко: «Когда я готовилась к роли, я много всего пересмотрела, перечитала, я видела все интервью Светланы Аллилуевой. Она — интересная личность и грандиозный женский персонаж. Нелегко было все это разбирать, пытаться соотносить с собой, погружаться в историю».

Виктория Романенко: «Мы старались не залезать к нашей героине в нижнее белье, мы хотели рассказать личную историю. Следствием ее непростых отношений с отцом были поиски на протяжении всей жизни своего абсолютного мужчины. Мы показываем историю женщины Светланы Аллилуевой, что творилось у нее внутри, что она чувствовала, как она с этим боролась».

Ее драма с отцом заключалась в том, что фигура Сталина над всеми висела, как рок. Светлана была самым чувствительным объектом. Естественно, она понимала, что происходило в стране, видела все, что было сделано его руками. Но для нее это был, прежде всего, отец, которого она любила, у нее с ним была крепкая связь. Это известный факт: если девочка воспитывается отцом, она потом образ отца будет проецировать на всех

Первую любовь Светланы-Каплина (прототип Каплер) сыграл . «У нас сложилась невероятная компания, прежде всего, благодаря режиссеру Евгению Звездакову. Он потрясающий человек, он собрал нас всех, настроил на единое дело. Мы друг друга понимали и подружились за период съемок. Съемки были долгие, первый зимний блок был 2,5 месяца, и потом почти 2 месяца летом», — вспоминает актриса Виктория Романенко.

Как снимался фильм «Светлана»

Кастинг на роль Аллилуевой длился долго. Пробовались многие известные актрисы на роль Светланы. И уже в самом конце продюсер Сапронов предложил посмотреть актрису театра «Современник» Викторию Романенко. По словам режиссера Евгения Звездакова, выбор был верным: «В образе Светланы Аллилуевой в исполнении Виктории Романенко есть интеллект и чертовщинка во взгляде, и некая грация».

Виктория Романенко очень дотошно отнеслась к каждой мелочи, чтобы все в образе соответствовало нужному периоду времени. Она настаивала на своем: и в костюме, и в прическе, и в гриме — было все так, как она хотела. «Роль драматическая, возрастная. И это работало. В кадре она настоящая», — говорит режиссер фильма Евгений Звездаков.

Сергей Колтаков внешне совсем не похож на Сталина. У актера был очень сложный пластический грим. «Сергей так готовился к роли, знал все о привычках своего персонажа. Он попал в роль», — говорит режиссер.

1

Светлана возвращается домой после операции. Ее бывший муж Юрий пытается силой увезти дочь. Светлана пытается дозвониться отцу, но тот отказывается от разговора с ней. Сталину становится плохо, он теряет сознание в кабинете на Ближней даче, однако охрана боится зайти к нему без приказа. Светлана предчувствует беду. Только через сутки она узнает правду: ее привозят к отцу, вслед за ней прибывает брат Василий. Сидя у постели Сталина, Светлана вспоминает свою жизнь: когда она узнала шокирующую правду о смерти матери, только Алексей Каплин поддержал ее в этот сложный период. Они начали встречаться…

Бендер-Задунайский

2

Светлана вспоминает о прогулке с Каплиным по ночной Москве, за ними постоянно следует охрана. Сталин выражает недовольство по поводу поклонника дочери. Каплина отправляют корреспондентом в Сталинград, он идет на риск – печатает в «Правде» письмо с фронта. Все догадываются, кому оно адресовано. По возвращении его ожидает грандиозный скандал в редакции. Светлана предлагает Каплину уехать, но Алексея сразу арестовывают. Чтобы не оставаться с отцом, Светлана очень быстро выходит замуж за одноклассника брата – Григория, у них рождается сын, но они несчастливы. Неожиданно проездом в Москве оказывается освободившийся Алексей…

«Светлана» — премьера биографического фильма на Первом опубликовано: 16 октября, 2018 авторство: Бендер-Задунайский

3

Умирает Сталин. Светлана приезжает на Ближнюю дачу забрать личные вещи отца, но ей отказывают: Берия даже не желает с ней объясниться. Светлана жалуется Хрущеву, тот обещает помочь, но, в свою очередь, просит, чтобы она поставила Василия на место – он утверждает, что Сталина убили и даже просит политического убежища в посольстве Китая. Светлана едет к брату, но Василий, уверенный в своей неуязвимости, не хочет ее слушать. Он сообщает сестре, что Каплин находится на Лубянке. Добиваясь свидания с Каплиным, Светлана узнает, что Алексей женат…

«Светлана» — премьера биографического фильма на Первом опубликовано: 16 октября, 2018 авторство: Бендер-Задунайский

4

Арестован Берия. Каплина освобождают из тюрьмы. Светлана едет к нему домой, чтобы выяснить отношения. Каплин говорит, что между ними все кончено. После этого Светлана совершает неудачную попытку самоубийства. Чувствуя себя очень одинокой Светлана идет к Мессингу и просит предсказать ей будущее. Мессинг говорит, что ее ждет долгая, полная приключений, жизнь. Светлане звонит Каплин, и они опять начинают встречаться. Василия приговаривают к восьми годам тюрьмы…

«Светлана» — премьера биографического фильма на Первом опубликовано: 16 октября, 2018 авторство: Бендер-Задунайский

5

После смерти отца Светлане назначают пожизненную пенсию и оставляют квартиру в Доме на набережной. Василий по-прежнему в тюрьме. Из ссылки возвращается друг детства Светланы Джонрид Сванидзе. Алексей, несмотря на просьбы Светланы, не хочет рвать с женой. От неё Светлана узнает, что у Алексея роман с поэтессой Юлией Друниной. Светлана скоропалительно выходит замуж за Джонрида. Начинается размеренная семейная жизнь, которая, однако, длится недолго. Хрущев убеждает Светлану ради детей и собственной безопасности взять фамилию матери.

«Светлана» — премьера биографического фильма на Первом опубликовано: 16 октября, 2018 авторство: Бендер-Задунайский

6

Жизнь Светланы после XX съезда не ухудшается. Она продолжает работать в Институте мировой литературы, её коллега – литературовед и критик Андрей Синявский. Алексей женится на Друниной. Светлана знакомится с известным московским ловеласом — женатым поэтом Дэзиком Смоловым. Из тюрьмы возвращается Василий Сталин, который категорически отказывается менять фамилию…

«Светлана» — премьера биографического фильма на Первом опубликовано: 16 октября, 2018 авторство: Бендер-Задунайский

7

Нетрезвый Василий рвется в китайское посольство. Его высылают из Москвы. Светлана отдыхает в Комарово, её собеседником становится индийский коммунист, переводчик Сингх. У них начинается роман. Для обоих это большое настоящее чувство. Смолов пытается вернуть Светлану, но получает резкий отказ. У Синявского находят самиздат и арестовывают его. Светлане удается спасти свой дневник. Светлана и Сингх строят планы на будущее, но ему не дают визу. Хрущев сообщает, что это решение Политбюро: дочь Сталина не должна встречаться с иностранцем.

«Светлана» — премьера биографического фильма на Первом опубликовано: 16 октября, 2018 авторство: Бендер-Задунайский

8

Пост Генерального секретаря занимает Брежнев. Любимому Светланы дают разрешение на въезд в СССР. Они встречаются после года разлуки. Сингх просит Светлану стать его женой. Из-за дружбы с Синявским за Светланой устанавливают слежку. Политбюро категорически против брака дочери Сталина с иностранцем. Светлана в отчаянии. В довершение всех бед и несчастий, свалившихся на неё в последнее время, Светлана узнает о смертельной болезни Сингха…

«Светлана» — премьера биографического фильма на Первом опубликовано: 16 октября, 2018 авторство: Бендер-Задунайский

«Светлана» — премьера биографического фильма на Первом опубликовано: 16 октября, 2018 авторство: Бендер-Задунайский

Год: 1813 Жанр: баллада

Главные герои: Светлана - девица

В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы. Она удручена тем, что от ее жениха уже давно нет вестей. И она решатся на страшное гадание с зеркалом. Далее описывается жуткий сон девушки, в котором она видит мертвым своего возлюбленного. Но, завершает произведение счастливый конец. Проснувшись, девушка, еще под впечатлением увиденного во сне, садится у окна и, вдруг видит, что милый ее жив и здоров и едет к ней.

Таким развитием событий и неожиданно счастливой их развязкой автор хотел сказать, что терпение, вера и смирение вознаграждаются. В этом отражаются черты русского народа, уповающего на свою непоколебимою веру. Все страшное и плохое – это сон, который остается за незримым порогом, когда вера человека и чистота души и помыслов приводит его к победе над этим.

Пересказ

Накануне праздника Крещения собрались девушки, чтобы погадать на своего милого-суженого и узнать свою судьбу. Среди девушек находится и Светлана, но настроение у нее совсем не радостное. Подружки спрашивают, почему она так молчалива и задумчива. Светлана отвечает, что ее угнетает разлука с любимым женихом, который уже год находится где-то в дальних краях.

Девушка садится к столу с зеркалом и свечой, но в зеркале видит лишь темноту. Ей становится страшно от этой темноты и тишины, царящей вокруг. И вдруг Светлана слышит стук и видит в зеркале, что за ее спиной кто-то стоит. Девушка оглядывается и видит своего жениха, который протягивает к ней руки и приглашает поехать с ним в церковь для венчания.

Молодые люди выходят во двор, где их уже ждут сани с лошадьми. Вскоре они оказываются около церкви, где находится множество людей, а посреди зала стоит черный гроб. Не останавливаясь, сани продолжают свой путь. Потом на пути им встречается мирная хижина, и внезапно Светлана оказывается около нее одна, жених и кони пропали. На улице кружит метель, девушка перепугана и стучит в двери хижины. Двери отворяются, и Светлана заходит внутрь.

И здесь посреди избушки девушка видит гроб. Испуганная и измученная, она притаилась в углу. Постепенно вьюга стихла, откуда-то появился белый голубь и сел на грудь Светланы. Но вдруг она замечает, что мертвец в гробу шевелится и пытается встать. Покров с него спал, и девушка узнала в покойном своего милого жениха. Но голубь бросился на грудь мертвецу, и тот замер в своем гробу.

Внезапно Светлана просыпается и видит себя в своей горнице перед зеркалом. Девушка не знает, как понимать этот сон, что он предвещает. Вдруг она слышит звук колокольчика. К крыльцу подлетают сани, и Светлана видит, что из них выходит ее дорогой жених. Он приехал за своей невестой, чтобы отвезти ее в церковь для венчания.

Беда и смерть оказались страшным сном, пробуждение принесло радость и счастье. Автор призывает верить в Провидение, и тогда сам Создатель будет защитой человеку и все беды пройдут мимо него.

В самом начале произведения описываются народные гадания девушек крещенским вечером. И только одна из них, Светлана, невесела. Она удручена тем, что от ее жениха уж целый год, как нет никаких вестей. Девушка очень сильно кручинится из-за этого.

Подружки же ее, между тем, забавляются различными гаданиями: кидают башмак за ворота, насыпают зерно курице. Видя тоску Светланы, они спрашивают, почему она так грустна и предлагают присоединиться к их забавам. На что она отвечает им, что с ней случилось. Говорит она о своей тоске по милому, рассказывает о недоумении, почему же от него нет вестей. В душу девушки начали уже закрадываться подозрения, что он забыл о ней.

И вот, в итоге, Светлана решается на далеко не безобидное гадание с зеркалом при свечах. Оставшись ночной порой одна перед ним, девушка хочет узнать, какая судьба уготована ей и сулит ли она для нее встречу с милым.

Испытывая страх, девушка все же продолжает всматриваться с надеждой в зеркало. И тут ей начинает чудиться, будто кто-то хлопнул замком. А потом она ощутила чье-то присутствие за своей спиной и услышала голос. Обернувшись, Светлана видит своего долгожданного жениха перед собой, простирающего руки к ней. Он развевает все ее страхи и сомнения, словами о том, что молитвы ее услышаны и разлуки для них отныне не существует. И зовет девушку скорее ехать с ним в храм, где уже ждут их попы.

Вот, Светлана преступает порог, покидая дом вместе с полночным гостем. У ворот ждут их лошади, запряженные в сани. Герои едут вперед. Жених неожиданно делается молчаливым и мрачным. Светлану начинает это настораживать. В ответ на свой вопрос, почему же он стих, девушка получает лишь молчание. Жутко ей, но любовь и вера заставляют всему покориться и безропотно продолжать путь.

Еще страшнее становится девушке, когда они проезжают храм. Ветер, приоткрывший его дверь, показывает ей мрачную картину. Там собрался народ на панихиду по усопшему. Видит девушка там черный гроб и слышит слова священника, предающего покойника могиле.

А жених ее все молчит. Все так же он мрачен. Вот, виднеется хижина, занесенная снегом. Кони мчат молодых прямо к ней. В это время поднимается метель. Появляется ворон, своим зловещим карканьем предвещая недоброе. А жених все так же бледен и уныл. И тут, достигнув избы пропадают кони вместе с санями и женихом. Как будто и вовсе их не бывало. Остается Светлана совсем одна в безлюдном и совсем не знакомом ей месте.

Преодолевая жуткий страх, девушка решается постучаться в дверь хижины. И она распахивается перед ней. Картина, представшая взору девушки и здесь была жуткой. На столе стоял гроб, покрытый белым саваном. Успокаивает ее то, что имеются здесь иконы. Помолившись святым образам, Светлана робко и с боязнью забивается в уголок под ними. Влетает в хижину белый голубок. Он не оставляет девушку.

Вдруг, чудится Светлане звук. Это мертвец зашевелился в гробу. Приоткрывается саван и он восстает со своего упокоительного ложа, силясь разжать сцепленные на груди руки. Девушке виден весь его силуэт в полный рост, но лица пока еще она не разглядела. Тут на помощь приходит голубь. Он садится на грудь покойному, лишая его всей мощи. И, будучи не в силах уже ничем навредить девушке, мертвец грозно сверкает на нее очами, страшно скрежеча зубами. В этот миг Светлана узнает в нем своего возлюбленного.

И тут девушка просыпается. И где же? На том самом месте, где и уснула – за столом пред зеркалом, поведавшем ей такую страшную историю. Все это ночное путешествие оказалось всего лишь сном. Кажется ей теперь, что недобрым знаком было увиденное, что вещает оно ей недобрую судьбу.

Пытаясь успокоится, садится Светлана у окна. И тут доносится до нее звон колокольчика. Видит подъезжающие сани к дому. Из них выходит статный молодец и идет на крыльцо. С радостью узнает в нем девушка своего долгожданного жениха.

Остается позади мрачный ночной кошмар. Впереди ждет свадьба крепко любящую своего избранника Светлану

  • Краткое содержание Выстрел Пушкина (Повесть Белкина)

    Жизнь армейского полка проходит как обычно. Скучная жизнь офицеров заканчивается, когда они знакомятся с Сильвио.

  • Краткое содержание Астафьев Прокляты и убиты

    События романа разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Зима, конец 1942 года, Сибирь. В карантинный лагерь близ Бердска поступает новая партия заключенных. Несколько дней новобранцев готовят к жизни

  • Краткое содержание Хоббит, или Туда и обратно Толкиена

    К Бильбо приходит Гэндальф с гномами. Они берут Хоббита с собой в путешествие. Им нужно забрать сокровища у дракона Смауга.

  • Жуковский Василий Андреевич
    Произведение “Светлана”

    (Баллада, 1808-1811) –
    Светлана – героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, “Людмила”, на тему “образцовой” баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера “Ленора”, – возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. “Светлана” – попытка создания идеального национального характера, “русской души”, какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души – чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее – в сентиментальном ключе – под девушку из народной песни или сказки.
    Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит

    Гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и – пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
    Образы и сюжет “Людмилы” (“Леноры”) переосмысливаются в “Светлане”: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением.
    Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит “ангела-утешителя” утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
    Герои “страшных” баллад Жуковского – всегда “страдальческая сторона”, они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои – жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В “Светлане” все наоборот: героиня невинна, “вещий сон” не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схем – не балладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы – лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада “Светлана” заканчивается ранним утром, в то время как действие “Людмилы” – и “Леноры” – не выходит за пределы ночи.)
    С. – один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл “своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение”. Имя Светлана стало литературным именем этой женщины – адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И – И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе “Арзамас” самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском “крещении” имя оказалось пророческим: Жуковский был “Светланой не только именем, но и душою”. Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, “светлой” веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.
    А. С. Пушкин использовал “молчаливый и грустный” образ С. для характеристики своей героини Татьяны (“Евгений Онегин”, гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.

    1. Добролюбов Николай Александрович Произведение “Луч света в темном царстве” Статья посвящена драме Островского “Гроза” В начале статьи Добролюбов пишет о том, что “Островский обладает глубоким пониманием русской жизни”. Далее он...
    2. Чехов Антон Павлович Произведение “Три сестры” Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых. Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. “На дворе солнечно, весело”, а в зале...
    3. Мольер Жан Батист Произведение “Мизантроп” Своим нравом, убеждениями и поступками Альцест не переставал удивлять близких ему людей, и вот теперь даже старого своего друга Филинта он отказывался считать другом –...
    4. Братья (Якоб и Вильгельм) Гримм Произведение “Три человечка в лесу” Вдова вышла замуж за вдовца, обещаясь лелеять его дочку в ущерб своей, однако на деле все вышло наоборот. Однажды она...
    5. Гарин-Михайловский Николай Григорьевич Произведение “Студенты” Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии. Главный герой – Тема Карташев полон мечтаний о том, как он “станет серьезным, будет заниматься, будет...
    6. Ильф и Петров Произведение “Золотой теленок” Конец весны или начало лета 1930 г. В кабинет арбатовского предисполкома входит гражданин, выдающий себя за сына лейтенанта Шмидта и нуждающийся по сей причине...
    7. Бестужев-Марлинский Александр Александрович Произведение “Аммалат_Бек” Близ дороги из Дербента в Тарки, слева от которой возвышаются оперенные лесом вершины Кавказа, а справа опускается берег вечно ропотного, как само человечество, Каспийского моря,...
    8. Жан Расин Произведение “Береника” Источником трагедии послужило жизнеописание императора Тита в книге римского историка Гая Светония Транквилла “Жизнь двенадцати цезарей”. Император Тит хочет жениться на палестинской царице Беренике, однако римские...
    9. Байрон Джордж Гордон Произведение “Манфред” Ставшая дебютом Байрона-драматурга философская трагедия “Манфред”, пожалуй, наиболее глубокое и значимое (наряду с мистерией “Каин”, 1821) из произведений поэта в диалогическом жанре, не без оснований...
    10. Пришвин Михаил Михайлович Произведение “Жень-шень” После окончания русско-японской войны я выбрал трехлинейку получше и отправился из Маньчжурии в Россию. Довольно скоро перешел русскую границу, перевалил какой-то хребет и на берету...
    11. Теккерей Уильям Мейкпис Произведение “История Генри Эсмонда” События происходят в Англии в самом начале XVIII в., во время правления королевы Анны – последней из династии Стюартов. У Анны нет детей,...
    12. Булгаков Михаил Афанасьевич Произведение “Морфей” Повесть М. Булгакова Морфий – ни что иное, как мир, показанный нам через восприятие врача. Главный герои повести – Бомгард, врач, от лица которого ведется...
    13. Есенин Сергей Александрович Произведение “Пугачев” Мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о том, что мужики ждут нового...
    14. Тургенев Иван Сергеевич Произведение “Записки охотника: Хорь и Калиныч” Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди, живущие в Орловской губернии и Калужс-кой. “Орловский мужик невелик ростом,...
    15. Лесаж Ален Рене Произведение “Тюркаре” Молодая баронесса оказалась после смерти мужа в весьма стесненных обстоятельствах. А потому она вынуждена поощрять ухаживания малосимпатичного и далекого от ее круга дельца Тюркаре, который...
    16. Эдвард Олби Произведение “Кто боится Вирджинии Вулф” Каждый акт здесь имеет свой подзаголовок: “Игры и забавы”, “Вальпургиева ночь”, “Изгнание беса”. Сорокашестилетний Джордж, доктор философии, преподаватель некоего колледжа в Новой Англии,...
    17. Лукиан Произведение “Икароменипп, или Заоблачный полет” Менипп рассказывает Другу о своем необычайном путешествии, поражая собеседника точными данными о расстоянии от Земли до Луны, до Солнца и, наконец, до самого неба...Оливер Гольдсмит Произведение “Векфильдский священник” Англия, XVIII в. Семейство пастора Чарльза Примроза наслаждается безмятежным существованием “в прекрасном доме среди живописной природы”. Главное сокровище четы Примрозов – шестеро замечательных детей: “сыновья...

    Год написания: 1813

    Жанр произведения: баллада

    Главные герои: Светлана - девица

    Сюжет

    В один вечер девушки решили погадать. Только Светлана не хотела и грустила. Её милый далеко от нее. Уже год как нет весточки. Произнося заклинание, Светлана оставляет столовые приборы у зеркала. В полночь приехал жених и пригласил ехать в церковь на венчание. Проезжая мимо храма девушка увидела внутри гроб, а ворон кричал: печаль. Приехали к хижине, кони и жених пропали. В ней стоял гроб. Светлана припала к иконам с зажав крест в руке. Девушке казалось, что мертвый шевелится. Залетел голубь. Когда он сел на человека в гробу, тот умер. Вскоре Светлана просыпается в своей комнате и в окне видит жениха, который приехал вести ее под венец.

    Вывод (мое мнение)

    Время только укрепляет отношения. Любовь нужно ждать и искренне верить в нее. Вера просветляет душу и дает уверенность. Гадание предоставлено в неоднозначном свете. Любимый вернулся и так, а из-за гадания девушка лишь все больше накручивала себя.

    Крещенским вечером гадали девушки: сняв с ноги башмачок, бросали его за ворота. Так они пытались узнать судьбу свою, угадать суженого. И только Светлана среди веселых девушек — грустна и молчалива, только она не гадает и не поет. Милый ее уехал далеко, год от него нет никакой весточки. Светлана тяжко переживает разлуку.

    Белая скатерть на столе во светлице, на нем — два прибора и зеркало со свечой. В полночь Светлана увидит в зеркале свою судьбу, своего возлюбленного. Робко она садится к зеркалу, но в нем лишь темнота, и только трепет свечи на столе. Ровно в полночь Светлана в страхе различает шаги. Он с робостью заглядывает в зеркало, ей кажется, кто-то прямо за ее спиной шепчет, что любит ее. Он оглядывается — там милый протягивает руки и зовет ее с собой: в церкви уже ждет поп, а хор запел венчальную песнь.

    За воротами они садятся в сани и пускают коней вскачь.

    Проезжают ночной степью, где путь освещает лишь тусклая луна. Любимый Светланы вдруг умолкает, становится уныл и бледен. В стороне виднеется храм, через его открытые двери видно, как отпевают лежащего в черном гробу усопшего. Светлана в страхе, а жених ее все так же хранит молчание, уныние, все так же бледен. Поднимается метель. Над санями вьется черный ворон и каркает о печали. Появляется занесенная снегом хижина, подлетевшие к ней кони вдруг исчезают, исчезает и жених.

    Светлана остается одна. Она входит... в хижину и видит в ней накрытый белой скатертью стол с гробом на нем. Увидев образ Спасителя, Светлана падает перед ним на колени и молится, а затем садится под иконы, в уголок, зажимая крестик в руке.

    Метель стихает, мигает свеча у гроба. Вокруг тишина. Тут к Светлане на грудь спускается белый голубь и обнимает ее крыльями. И снова тишина. Но Светлане кажется, что покойник пошевелился. Так оно и есть — вот спало покрывало с гроба, и из уст мертвеца раздается стон. Еще немного — и его окоченевшие руки разомкнуться, и сам он встанет из гроба своего. Тут белый голубь вспорхнул и уселся на грудь к покойнику. Лишенный силы мертвец заскрежетал зубами, снова стал мертвенно бледным и замер без движения.

    Светлана видит, что мертвец — это ее милый друг, и тут она пробуждается. Пробуждается в собственной светлице — она заснула во время гадания. За окном уже рассвет, поет, встречая новый день, петух. Но тяжесть на душе Светланы остается, возможно, видела она вещий сон. Она смотрит на дорогу в надежде избавиться от тоски, и видит мчащиеся к дому сани. Из них выходит статный гость — это и есть жених Светланы.

    Мрачный сон развеян — возлюбленный приехал за невестой, чтобы повести ее под венец.

    Итог баллады таков, верь в Бога и в судьбу свою, и любое несчастье будет для тебя лишь сном страшным. Не знай сих страшных снов, Светлана!