Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Болонский процесс. Что такое Болонский процесс

Болонский процесс. Что такое Болонский процесс

1. Вступление России в Болонский процесс

Болонский процесс- движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

    с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

    до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

    введение двухуровневого обучения;

    введение кредитной системы;

    контроль качества образования;

    расширение мобильности;

    обеспечение трудоустройства выпускников;

    обеспечение привлекательности европейской системы образования.

С 2002 года обостряется интерес вузовской общественности ко всем аспектам Болонского процесса. В ходе дискуссий, посвященных проблеме реформирования системы высшего образования в России, была признана необходимость предания ей большей открытости, а, следовательно, сопоставимости с системами университетского образования, принятых в других странах. Причинами движения в подобном направлении были названы необходимость обеспечения большей доступности и конкурентоспособности высшего образования в России и потребность в превентивном реагировании на проблемы образования, которые ожидают Россию в ходе ее включения в процесс глобализации рынков (в том числе рынка образовательных услуг и рынка квалифицированного труда). Особое внимание должно быть обращено на проблему присоединения России к Болонской декларации 1999 года. Исходя из вышесказанного, Санкт-Петербургский государственный университет выступил с инициативой активного включения нашей страны в Болонский процесс. По инициативе Санкт-Петербургского университета в декабре 2002 г. Министерство образования РФ (Приказ Минобразования от 14.10.2001 №3582) провело Первый Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы». В работе семинара приняли участие эксперты Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных организаций, представители законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, ректоры и проректоры вузов России, представители общественных организаций.

Участники семинара отметили, что в Российской Федерации уже созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс:

    действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования, более того в ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ;

    на территории России проводятся эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц;

    в России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.

Итогом работы семинара стала выработка целой серии рекомендаций, адресованных Минобразованию России:

    при реализации программы модернизации отечественной системы высшего профессионального образования учитывать перспективы вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию, а также положения Болонской декларации и сопровождающих ее документов;

    обеспечить доступность для граждан и студентов зарубежных стран информации о российской системе образования, о структуре квалификаций, дипломов и о процессах модернизации высшего профессионального образования в России;

    разработать предложения по оптимизации состава и структуры Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с учетом необходимости интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство;

    активизировать взаимодействие с министерствами (ведомствами) Российской Федерации по расширению практического признания квалификации (степени) "бакалавр" на предприятиях, в учреждениях и организациях конкретных отраслей;

    разработать методологию модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования;

    разработать систему выпускных документов, совместимых с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement);

    ускорить принятие решений по инициированию подключения Российской Федерации к Болонскому процессу.

Таким образом, Первый международный семинар очертил основные направления движения России в сторону Болонского процесса с учетом уже имеющихся достижений и обращением внимания на специфические черты российской образовательной системы в ее экономической и социальной практике. Кроме того, по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета была создана соответствующая рабочая группа, которую возглавили заместитель Министра Российской Федерации, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы и ректор Санкт-Петербургского государственного университета. В состав группы вошли ректоры ведущих вузов, эксперты по вопросам международного сотрудничества.

17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции Министров Высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса. В конференции приняли участие министры высшего образования 33 государств, подписавших к тому времени Болонскую декларацию и министры 7 государств – кандидатов на присоединение к ней, в том числе Российской Федерации. На совещании Министров образования по инициативе Франции, поддержанной представителями Италии, Великобритании и Германии, было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

В конце сентября 2003 г. научно-педагогическая общественность была извещена о присоединении Российской Федерации к Болонскому процессу на заседании Совета по педагогическому образованию. Основной докладчик – Министр образования В.М. Филиппов обратил внимание на необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы к 2010 г. войти в европейское образовательное сообщество. Тогда основные планы реформаторов, в изложении Филиппова, выглядели следующим образом:

    для эффективной подготовки учащихся к вузу в старшей школе в обязательном порядке вводится профильное обучение, а в 9-х классах – предпрофильное (предполагалось ввести с сентября 2005 г.);

    разрабатывается новый базисный учебный план и стандарты, учитывающие особенности профильной школы (должны быть введены с сентября 2006 г.);

    система высшего образования должна быть приведена в соответствие с «многоуровневой системой» Европы, описанной в документах Болонского процесса

    необходимо расширение дистантного образования (т.е. заочного, с помощью Интернета и филиалов центральных вузов);

    должно быть разработано единое приложение к диплому;

    для решения проблемы интеграции в Болонский процесс среднего специального образования предполагается создать учебные заведения "смешанного типа";

    проблема послевузовского образования (статуса степенней доктора и кандидата наук) предположительно решится так: кандидаты приравняются по статусу к магистрам, а доктора (наши) будут приравнены к европейским докторам наук (PhD);

    базовые учебные планы следует фундаментально сократить, т.к. учащиеся сильно перегружены, а в странах ЕС массовое образование не предполагает многих тем, обязательных в России;

    форсировать внедрение ЕГЭ как единого критерия для поступления в вуз (полностью в 2005/2006.)

Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года. В связи с этим меняется общественное отношение к Болонскому процессу в России, а обсуждение проблемы «Россия и Болонский процесс» приобретает новую окраску. На Втором Международном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции», организованный Министерством образования РФ, Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ, Советом Европы и Санкт-Петербургским государственным университетом, прошел 29-30 октября 2003 года в стенах Санкт-Петербургского государственного университета, в котором приняли участие представители Совета Европы и ЮНЕСКО, министерств и ведомств РФ, ректоры ведущих высших учебных заведений России, представители систем образования из ближнего зарубежья, основное внимание было обращено на промежуточные итоги интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство, динамику развития в этом направлении и обозначены перспективы участия России в Болонском процессе.

Именно на этом семинаре министр образования РФ В.М. Филиппов обозначил основные цели и задачи, стоящие перед системой высшего образования России в рамках работы в Болонском процессе. Министр подчеркнул, что вхождение России в единое образовательное пространство является не только очередным шагом в процессе общеевропейской интеграции, но также отвечает внутренней потребности российского рынка образовательных услуг. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования. Первой из таких задач является создание многоуровневой системы высшего образования: «бакалавриат-магистратура». Внедрение двухступенчатой подготовки специалистов в российской высшей школе началось как эксперимент в 1992 г., и по сравнению с некоторыми другими «странами Болонского процесса» Россия находится значительно ближе к ее полноценной реализации. Одной из проблем в окончательном освоении двухступенчатой системы подготовки специалистов является поиск и принятие соответствующих решений относительно признания квалификации бакалавра после четырехлетнего обучения на рынке труда. Другая проблема связана с разработкой нового поколения государственных стандартов и их внедрением к 2006 г. В числе первоочередных задач были также названы введение системы зачетных единиц - «credit system», разработка и внедрение Приложения к диплому (Diploma Supplement), создание системы аттестации и контроля качества обучения.

Характеризуя состояние дел по каждому из вопросов, министр отметил, что в России уже проводится эксперимент по внедрению системы зачетных единиц в двадцати вузах страны, но повсеместно ввести систему «кредитов» в российской высшей школе и изменить российский диплом о высшем образовании Россия пока не готова. При этом министр подчеркнул, что должна быть выработана модель, совместимая с европейской системой кредитных единиц, при этом учитывающая традиционные особенности российского образования. Подробно остановившись на проблеме разработки сопоставимого с общеевропейской системой Приложения к диплому, министр отметил, что ожидать внедрения в ряде университетов такого приложения можно не ранее все того же 2006 года, но очень важно добиться того, «чтобы уже выпускники 2008-2010 годах получили дипломы европейского образца с соответствующим Приложением».

России в Болонский процесс Присоединение России к Болонской конвенции позволяет провести реформу...
  • Болонский процесс и Российское образование

    Реферат >> Педагогика

    Образования, что позволило России в сентябре 2003 года присоединиться к Болонскому процессу и вступить в Единое Европейское... единиц, оплату труда преподавателей. Распространение Болонского процесса в России имеет целый ряд особенностей и ограничений...

  • Экономика высшего образования в России : проблемы и перспективы

    Курсовая работа >> Экономика

    В вузы. Нельзя не освятить и вопрос Болонского процесса и России . Болонский процесс представляет собой глубокую образовательную реформу... отнеслись к идее вступления России в Болонский процесс , точнее, к тому, чтобы вводить Болонскую систему в чистом виде...

  • В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ Владимира Михайловича Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

    Еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы (в том числе Томский государственный университет) накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

    Несмотря на это, российское высшее образование фактически осталось одноуровневым. Дело в том, что упомянутый закон по сути является эклектическим, в нем реализована своеобразнаю смесь традиционной российской системы образования с англо-американской. Введя бакалавриат и магистратуру, закон тем не менее оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию «дипломированный специалист». В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. Ничтожно малая часть выпускников (2-5%) выходят из вуза с дипломом бакалавра, при этом работодатели смотрят на них как на недоучек, отчисленных за неуспеваемость.

    В целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Многие преподаватели искренне убеждены, что отечественная система подготовки дипломированных специалистов является лучшей в мире, любое вмешательство в сложившиеся традиции губительно. Такое отношение объясняется не только действительными успехами (в основном, в прошлом) российских ученых и инженеров, но и малой информированностью о реальном положении дел в высшем образовании за границей (в Европе и США). Многие десятилетия Россия была отгорожена от остального мира «железным занавесом» и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.

    Инициаторами выхода вузовской России из самоизоляции и вхождения в международное пространство высшего образования выступили вузы, более других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение 2001-2003 года был проведен ряд всероссийских совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журналах было опубликовано множество статей на эту тему (см. библиографию по Болонскому процессу http://www.kubsu.ru/files/inects.doc). Министерство образования России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктивное письмо от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13 (приложение 4) и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе» (приложение 5).

    В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болоноской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому и т. п.

    После того, как как министр образования В. М. Филиппов в сентябре 2003 г. подписал от имени России Болонскую декларацию, началась официальная история Болонского процесса в России. Однако последовавшая в 2004 г. смена правительства и реорганизация самого министерства на какое-то время его затормозили, никаких видимых действий со стороны органов управления высшим образованием не было, скептики даже утверждали, что Болонский процесс «вышел из моды» и останется только на бумаге. Конец сомнениям и колебаниям положил приказ вновь организованного Министерства образования и науки от 15 февраля 2005 г. № 40, которым утвержден конкретный план мероприятий по реализации основных направлений Болонской декларации в срок до 2010 года (приложение 6),

    Следующий приказ, имеющий отношение к Болонскому процессу, датирован 22 апреля 2005 года (приложение 7). В нем определен перечень учреждений и вузов, ответственных за координацию работ по выполнению данного плана мероприятий. Предусмотрена матричная схема, при которой головные вузы закрепляются как по содержательному (основные направления плана), так и по географическому (федеральные округа) принципам. В частности, вузами-координаторами по Сибирскому федеральному округу определены ТГУ и НГТУ. Таким образом, старейший и крупнейший в Сибири классический Томский университет, который всегда отличался определенной консервативностью, оказался в эпиценте событий Болонского процесса.

    Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

    Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке – это сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.

    В связи с новыми экономическими условиями в России прекратилось приоритетное финансирование вузов.

    Участие в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования. Оно обозначает стремление к сопоставимости систем образования, к тому, чтобы сделать более динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, и систему высшего образования.

    Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает:

    § первую ступень - бакалавр (не менее трех лет);

    § вторую ступень - магистр (два года).

    Первая ступень заключается в том, что обучение должно быть продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первой ступени, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня.

    Вторая ступень должна вести к получению степени магистра и/ или степени доктора (Ph.D), как это принято во многих европейских странах.

    С введением двухступенчатой системы возникает искусственное различие в параллельных программах. Поэтому в процессе адаптации повсеместно реализовывалась своеобразная эклектичная система со следующими особенностями:

    § одинаковая подготовка на первых четырех курсах и по специальности, и по направлению;

    § почти все выпускники-бакалавры поступают на пятый курс;

    § в магистратуру поступают как бакалавры, так и дипломированные специалисты (на второй курс), то есть выпускники формально того же уровня, что и магистры.

    Эта трехуровневая система оказалась гибкой, так как сохраняет традиционные элементы (5 лет) и обеспечивает стыковку с европейской системой (бакалавры - магистры).

    Нельзя допустить, чтобы переход на бакалавриат означал высшее образование для бедных в три года. Россия не должна отказываться от принципа фундаментальности нашего образования, который выгодно отличает нашу систему образования. В этом смысле многое зависит от учебного плана, а не от того, сколько лет мы на него отводим. В советский период расцвета нашей системы образования студенты в реальности учились в целом менее 5 лет. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наше фундаментальное образование, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, рассмотреть возможности интенсификации и оптимизации учебного процесса.

    Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко сокрушаются критики Болонской системы в России. Те бакалавры, что пожелают или в силу объективных причин будут вынуждены остановиться на этом уровне, сделают это по сугубо прагматическим соображениям. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше, на магистра, российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение.

    Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное, - сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра.

    Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы в разных вузах, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 - семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, кафедр, ведущих подготовку. Информация должна включать также полный план по данному уровню подготовки и сведения об административных процедурах для регистрации на программу.

    Достижению большей совместимости и сравнимости систем высшего образования способствует и принятие системы понятных и сопоставимых степеней. В настоящее время существуют значительные расхождения в системах научных степеней. В Европе их три, в России четыре: бакалавр, магистр, кандидат и доктор.

    Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

    Если говорить о развитии российской системы высшего образования в контексте Болоньи, стоит попытаться выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для России.

    1. Благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования.

    2. В России действительно достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если российская система образования подтвердит свой статус конкурентоспособной, способной быть открытой для программ обучения зарубежных студентов и преподавателей, то ее выгода и влияние на международное образование будет расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы в сфере образования.

    3. В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт.

    4. В русле ожидаемого роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов. Россия получит дополнительный шанс побеждать конкурентов в борьбе за иностранных студентов. Наряду с европейскими университетами российские вузы смогут "привлекать таланты со всего мира".

    5. Болонский процесс поможет российской педагогической общественности по-новому определить роль и место министерства образования в системе высшего образования, перенять опыт европейских вузов, которые взаимодействуют со своими министерствами образования, сохраняя вузовскую автономию и соблюдая разумную подотчётность государственным структурам. Он будет способствовать утверждению новых форм аттестации: помимо нередко формальной государственной станет применяться ещё и корпоративная, гораздо более взыскательная, обеспечивающая признание успешности работы конкретного вуза со стороны профессионального сообщества.

    6. Естественным образом продолжит эволюционировать содержание высшего образования. В едином европейском пространстве высшего образования появится возможность определить общие для европейских стран, в том числе и для России, требования к квалификациям, создать общеевропейские предметные объединения вузов (сети вузов по направлениям подготовки), адаптировать учебные планы к требованиям современного общества.

    7. По мнению авторов Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Болонский процесс позволит на основе мягкого консенсуса "найти общий знаменатель европейского образования". Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

    8. Престижность высшего образования в стране будет расти, в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности – у молодёжи появится дополнительный стимул для обучения в вузе. К тому же во время обучения в вузах Европы по программам мобильности российские студенты смогут воочию познакомиться с реальными условиями жизни и работы на Западе, что в большей степени позволит им избежать ошибок, принимая решение о поиске работы за рубежом.

    9. Заметно увеличатся масштабы и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки гораздо более прагматичными. Это, несомненно, в конечном счёте, окажет влияние и на методические системы преподавания иностранных языков в России, до сих пор, пусть и в имплицитной форме, испытывающие на себе влияние последствий семидесятилетней жизни за железным занавесом. Студенты напрямую получат доступ к самому актуальному лексико-грамматическому пласту изучаемых иностранных языков.

    10. Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры - значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.

    11. Возрастёт общий культурный уровень страны. Академическая мобильность значительно увеличит возможности российских студентов, преподавателей и администраторов вузов по ознакомлению с культурными ценностями европейских стран. Во время пребывания за рубежом российские студенты познакомятся с национально-культурными особенностями, памятниками культуры.

    12. Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. Благодаря Болонскому процессу университеты России вместе с университетами других европейских стран смогут участвовать "в обогащении понятия европейской гражданственности", исходить из общих европейских ценностей, развивать культурное измерение Европы. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение. Будут подрываться идейные основы межнациональной розни, агрессивности на национальной почве.

    1. Вступление России в Болонский процесс

    Болонский процесс- движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

    Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

    В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

    Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

    1. с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

    2. до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

    Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

    1. введение двухуровневого обучения;

    2. введение кредитной системы;

    3. контроль качества образования;

    4. расширение мобильности;

    5. обеспечение трудоустройства выпускников;

    6. обеспечение привлекательности европейской системы образования.

    С 2002 года обостряется интерес вузовской общественности ко всем аспектам Болонского процесса. В ходе дискуссий, посвященных проблеме реформирования системы высшего образования в России, была признана необходимость предания ей большей открытости, а, следовательно, сопоставимости с системами университетского образования, принятых в других странах. Причинами движения в подобном направлении были названы необходимость обеспечения большей доступности и конкурентоспособности высшего образования в России и потребность в превентивном реагировании на проблемы образования, которые ожидают Россию в ходе ее включения в процесс глобализации рынков (в том числе рынка образовательных услуг и рынка квалифицированного труда). Особое внимание должно быть обращено на проблему присоединения России к Болонской декларации 1999 года. Исходя из вышесказанного, Санкт-Петербургский государственный университет выступил с инициативой активного включения нашей страны в Болонский процесс. По инициативе Санкт-Петербургского университета в декабре 2002 г. Министерство образования РФ (Приказ Минобразования от 14.10.2001 №3582) провело Первый Международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы». В работе семинара приняли участие эксперты Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных организаций, представители законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, ректоры и проректоры вузов России, представители общественных организаций.

    Участники семинара отметили, что в Российской Федерации уже созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс:

    1. действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования, более того в ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ;

    2. на территории России проводятся эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц;

    3. в России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.

    Итогом работы семинара стала выработка целой серии рекомендаций, адресованных Минобразованию России:

    1. при реализации программы модернизации отечественной системы высшего профессионального образования учитывать перспективы вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию, а также положения Болонской декларации и сопровождающих ее документов;

    2. обеспечить доступность для граждан и студентов зарубежных стран информации о российской системе образования, о структуре квалификаций, дипломов и о процессах модернизации высшего профессионального образования в России;

    3. разработать предложения по оптимизации состава и структуры Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с учетом необходимости интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство;

    4. активизировать взаимодействие с министерствами (ведомствами) Российской Федерации по расширению практического признания квалификации (степени) "бакалавр" на предприятиях, в учреждениях и организациях конкретных отраслей;

    5. разработать методологию модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования;

    7. разработать систему выпускных документов, совместимых с общеевропейским «Приложением к диплому» (Diploma Supplement);

    8. ускорить принятие решений по инициированию подключения Российской Федерации к Болонскому процессу.

    Таким образом, Первый международный семинар очертил основные направления движения России в сторону Болонского процесса с учетом уже имеющихся достижений и обращением внимания на специфические черты российской образовательной системы в ее экономической и социальной практике. Кроме того, по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета была создана соответствующая рабочая группа, которую возглавили заместитель Министра Российской Федерации, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы и ректор Санкт-Петербургского государственного университета. В состав группы вошли ректоры ведущих вузов, эксперты по вопросам международного сотрудничества.

    17-19 сентября 2003 г. состоялся визит делегации Минобразования России в г. Берлин (Германия) для участия в конференции Министров Высшего образования Европейских стран, проводимой в рамках Болонского процесса. В конференции приняли участие министры высшего образования 33 государств, подписавших к тому времени Болонскую декларацию и министры 7 государств – кандидатов на присоединение к ней, в том числе Российской Федерации. На совещании Министров образования по инициативе Франции, поддержанной представителями Италии, Великобритании и Германии, было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

    В конце сентября 2003 г. научно-педагогическая общественность была извещена о присоединении Российской Федерации к Болонскому процессу на заседании Совета по педагогическому образованию. Основной докладчик – Министр образования В.М. Филиппов обратил внимание на необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы к 2010 г. войти в европейское образовательное сообщество. Тогда основные планы реформаторов, в изложении Филиппова, выглядели следующим образом:

    1. для эффективной подготовки учащихся к вузу в старшей школе в обязательном порядке вводится профильное обучение, а в 9-х классах – предпрофильное (предполагалось ввести с сентября 2005 г.);

    2. разрабатывается новый базисный учебный план и стандарты, учитывающие особенности профильной школы (должны быть введены с сентября 2006 г.);

    3. система высшего образования должна быть приведена в соответствие с «многоуровневой системой» Европы, описанной в документах Болонского процесса

    4. необходимо расширение дистантного образования (т.е. заочного, с помощью Интернета и филиалов центральных вузов);

    5. должно быть разработано единое приложение к диплому;

    6. для решения проблемы интеграции в Болонский процесс среднего специального образования предполагается создать учебные заведения "смешанного типа";

    7. проблема послевузовского образования (статуса степенней доктора и кандидата наук) предположительно решится так: кандидаты приравняются по статусу к магистрам, а доктора (наши) будут приравнены к европейским докторам наук (PhD);

    8. базовые учебные планы следует фундаментально сократить, т.к. учащиеся сильно перегружены, а в странах ЕС массовое образование не предполагает многих тем, обязательных в России;

    9. форсировать внедрение ЕГЭ как единого критерия для поступления в вуз (полностью в 2005/2006.)

    Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года. В связи с этим меняется общественное отношение к Болонскому процессу в России, а обсуждение проблемы «Россия и Болонский процесс» приобретает новую окраску. На Втором Международном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции», организованный Министерством образования РФ, Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ, Советом Европы и Санкт-Петербургским государственным университетом, прошел 29-30 октября 2003 года в стенах Санкт-Петербургского государственного университета, в котором приняли участие представители Совета Европы и ЮНЕСКО, министерств и ведомств РФ, ректоры ведущих высших учебных заведений России, представители систем образования из ближнего зарубежья, основное внимание было обращено на промежуточные итоги интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство, динамику развития в этом направлении и обозначены перспективы участия России в Болонском процессе.

    Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования . Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года , когда была подписана Болонская декларация .

    Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

    Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан - первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

    Основные цели Болонского процесса

    С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса. В процессе множественных встреч министров образования были разработаны основные положения единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области европейского высшего образования.

    Для участников, которые присоединились к Болонскому процессу ранее 2010 года, были поставлены цели, достижение которых ожидается к 2010 году :

      построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

      формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности европейской высшей школы в мире;

      обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

      повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

    Создание Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей Болонского процесса. Таким образом, мы можем теперь сказать, что Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу, а именно консолидации и совершенствования, особенно в свете очень разной реакции на реализацию Болонского процесса.

    Основные положения Болонской декларации

    Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования , а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

    Декларация содержит семь ключевых положений:

      Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

      Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

      Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов ). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

      Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

      Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

      Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

      Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

    Присоединение к Болонскому процессу

    Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

      с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам [ источник не указан 547 дней ] бакалавра и магистра ;

      до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

    Участники Болонского процесса

    Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия . Таким образом, Монако и Сан-Марино - единственные члены Совета Европы , не участвующие в процессе. Все страны - члены Европейского союза задействованы в процессе.

    Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию , дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей , а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда . Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования , открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .

    США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нем. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits ). В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors).

    По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Работодателей, которые учились во времена СССР , нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе , например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует . Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.

    Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

    Сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration , 1998). . Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

    Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации , в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

    Основные цели Болонского процесса

    Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию студентов и преподавателей рынок труда . Присоединение России

    Основные положения Болонской декларации

    Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

    Декларация содержит семь ключевых положений:

    1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
    2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
    3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
    4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
    5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
    6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
    7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

    Присоединение к Болонскому процессу

    Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

    Участники Болонского процесса

    Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия . Таким образом, Монако , Белоруссия и Сан-Марино - единственные члены Совета Европы , не участвующие в процессе. Все страны - члены Европейского союза задействованы в процессе.

    Конференции министров

    В рамках Болонской декларации, раз в два года проводятся конференции министров, министры выражают свою волю посредством коммюнике.

    В Пражском коммюнике , от 2001 года , число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей, в условиях непрерывного образования, для повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении, как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.

    Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине , в 2003 году , Берлинское коммюнике увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area ), а также меры по содействию получения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике, создание новых структур, поддерживающих процессы инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.

    Второй организационный Болонский форум состоялся в Вене в марте 2010 года , в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.

    Достоинства и недостатки

    Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию , дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей , а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда . Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .

    По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Работодателей, которые учились во времена СССР , нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе , например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует . Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.

    Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

    По мнению большинства российских экспертов в области высшего образования, а также ведущих российских учёных переход России на двухуровневую систему приведёт к окончательному развалу всей отечественной системы высшего образования.

    См. также

    Примечания

    1. «Зона европейского высшего образования»
    2. Казахстан присоединился к Болонской декларации . Vesti.kz (12 марта 2010). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 24 июля 2010.
    3. Сорбонская декларация - The Sorbonne Declaration (англ.)
    4. Болонская декларация - The Bologna Declaration (англ.)
    5. Болонский процесс в вузах Российской Федерации
    6. Members (англ.) . About Bologna Process . The official Bologna Process website 2010-2012. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 10 марта 2011.
    7. The official Bologna Process website - Members.
    8. Пражское коммюнике - the Prague Communique (англ.)
    9. Берлинское коммюнике - The Berlin Communique (англ.)
    10. Бергенское коммюнике - The Bergen Communique (англ.)
    11. Лондонское коммюнике 2007 года - the London Communiqué (англ.)
    12. Коммюнике составленное в городе Лёвен (2009) - the Leuven/Louvain-la-Neuve Communiqué (англ.)
    13. the Budapest-Vienna Ministerial Conference (англ.)
    14. The first Bologna Policy Forum (англ.)
    15. The Second Bologna Policy Forum (англ.)
    16. В. Н. Ембулаев. Единый Государственный Экзамен (Егэ). Бакалавриат И Магистратура
    17. Альфия Булатова Лукавая болонизация // STRF.ru - 23 декабря 2008 года
    18. European Higher Education

    Литература

    • Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой . - Москва: Оргсервис-2000, 2006. - ISBN 5-98115-066-1
    • Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та , 2010. - 260 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-98079-651-8
    • Реализация Болонского процесса в странах проекта Tempus (2009/2010) . - Брюссель, 2010. - Т. 2.

    Ссылки

    • Новый официальный сайт (англ.)
    • Старый официальный сайт (англ.)
    • Болонский процесс на сайте Томского государственного университета
    • Растко Мочник . Зачем защищать государственное образование и здравоохранение
    • Владимир Унковски-Корица .