Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Диего ривера картины. Диего Ривера - живописец и муралист

Диего ривера картины. Диего Ривера - живописец и муралист

Диего Ривера, известный по прозвищу "людоед", родился в хорошо обеспеченной семье, в Гуанахуато, Мексика (Guanajuato, Mexico), 8 декабря 1886-го. Брат-близнец Диего, Карлос, прожил всего два года. С 1896-го по 1902-й Ривера учился в Академии художеств Сан-Карлос, а затем отправился в Испанию.

В 1922-м Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, из которой вышел в 1929-м. Он стал придерживаться троцкистских взглядов, но из-за конфликта с самим Троцким (Leon Trotsky) Диего изгнали из мексиканской секции троцкистского "4-го Интернационала".



Художник воссоздал свою знаменитую фреску "Человек на распутье", уничтоженную в 1934-м по решению правления Рокфеллеровского центра. В несколько измененной версии, названной "Человек, управляющий Вселенной", появился Троцкий, рядом с Карлом Марксом (Karl Marx) и Фридрихом Энгельсом (Friedrich Engels).

Обладая особым обаянием и притягательностью, Диего разбивал одно женское сердце за другим. Неоднократно изображая самого себя как толстобрюхую лягушку, держащую чье-то сердце в руке, художник однажды признался, что жаждет подвергать женщин страданиям, особенно тех, в которых сам без ума влюблен.

Первой супругой "людоеда" стала русская художница Ангелина Белова (Angelina Beloff). Брак был заключен в 1911-м, и жена давала мужу "все, что только женщина способна дать мужчине". За это Диего "награждал" ее "всеми страданиями, которые мужчина может причинить женщине".

Страсть, интриги, безумная ревность, отчаяние и даже рукоприкладство - таковыми были основные составляющие брака между Беловой и Ривера. Их сын не сумел оправиться от гриппа и умер в 1918-м. Пара распалась в 1921-м, но русская художница так и не смогла выжечь любовь из своего сердца к "мужчине с набрякшими веками и выпученными глазами".

В одном из писем бывшему мужу Ангелина не преминула сообщить, что Диего стал для нее Богом. Этот "бог" как-то случайно встретился с ней в Мехико (Mexico City) и сделал вид, будто не узнал ее или вообще никогда с ней не был знаком.

Еще состоя в первом браке, Ривера сделал заложницей своей любви другую русскую художницу, Марию "Маревну" Воробьеву-Стебельскую (Maria Vorobieff-Stebelska). Сердцеед напирал на свою новую "жертву" до тех пор, пока Мария не осознала, что этому мужчине чужды любые моральные принципы. Позднее в своим мемуарах она заявила, что ее притягивала необычность Диего, обладающего силой гения и слабостью ребенка.

Лучшие дня

Внебрачную дочку от Маревны, Марику Ривера (Marika Rivera), ставшую актрисой театра и кино и танцовщицей, известную по фильмам "Скрипач на крыше" ("Fiddler on the Roof") и "Девушка на мотоцикле" ("The Girl on a Motorcycle"), Диего никогда не признавал на людях. Он бросил дочку и дико оскорбленную и униженную любовницу, оставившую ему на память шрам не шее от ножа, и отправился в родные края с целью начать все заново. Позже Маревна написала о том, что путеводителем по жизни для Ривера были его похоть и страсть к женщинам.

Вернувшийся в Мексику (Mexico) и воодушевленный царящей в стране атмосферой после революции, художник начал создавать свои монументальные работы, именуемые мурали. В 1922-м он взял в жены мексиканскую модель и писательницу Гуадалупе Марин (Guadalupe Marín). Она родила мужу двух дочерей.

В 1927-м художник приезжал с визитом в СССР (USSR), где в следующем году был назначен членом-учредителем объединения "Октябрь". Диего принял участие в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в российской столице. Его зарисовки участников празднования в Москве (Moscow) были показаны на выставке в нью-йоркском Музее современного искусства. Второй раз в СССР художник побывал в 1955-1956 гг.

Не изменяя самому себе, Ривера изменил второй супруге со студенткой Фридой Кало, ставшей главной женщиной в его жизни. Брак распался в 1929-м, и в этом же году, 42-летний Диего взял в жены 22-летнюю "девушку из космической расы", притягивающую его как магнит. Однако связь эта была больше духовная, чем плотская, и ничего подобного художник более не переживал в своей жизни.

В 1939-м Фрида подала на развод, узнав об измене мужа с ее сестрой Кристиной. Кало решила, что также имеет право спать, с кем захочет, и одним из ее любовников оставался Троцкий, обосновавшийся в Мексике вместе с женой в 1937-м.

Однако в 1940-м Диего и Фрида вновь связали себя узами брака. Измученный разлукой супруг был готов пойти на все, чтобы вернуть "экстраверсивную натуру", и та потребовала заключить брачный контракт, предусматривавший полный отказ от секса. У пары не было детей. Страдавшая от полиомиелита и перенесшая жуткую автомобильную аварию, слабая здоровьем Кало перенесла два выкидыша.

Художницы не стало 13 июля 1954-го. Говорят, она сама упрашивала мексиканскую актрису Марию Феликс (María Félix), множество портретов которой написал Диего, выйти за Ривера после ее смерти. Свадьба действительно состоялась, но с Эммой Уртадо (Emma Hurtado), владелицей художественного салона.

Будучи атеистом, Диего стал членом теологического и тайного мистического "Ордена розы и креста", основанного американским оккультистом Харви Спенсером Льюисом (Harvey Spencer Lewis).

Когда в 1954-м Ривера попытался вернуться в Мексиканскую коммунистическую партию, считающую "Орден розы и креста" "подозрительно похожим на масонство", художника призвали к ответу. Изначально Диего утверждал, что просочился в орден, типичную организацию "янки", во славу коммунизма.

Однако впоследствии он заверил, что, по сути своей, орден имел материалистическую природу, допускал существование различных состояний материи и энергии и основывался на древнеегипетских оккультных знаниях от Аменхотепа IV (Аменхотепа IV) и Нефертити (Nefertiti).

Диего Ривера - художник-живописец и муралист, написавший немало прекрасных картин и фресок. Он занимался политикой и неоднократно бывал в СССР, дружил с Лениным и Троцким.

Биография

Диего Ривера родился 08 декабря1886 года в северо-западной части Мексики. Семья его была известна и обеспечена. В возрасте 10 лет мальчик начал получать навыки рисования в Академии художеств. Искусство сразу заинтересовало Диего, благодаря этому он делал успехи. За прекрасную учебу мальчик получил стипендию, которая позволила ему перебраться в Испанию. Долгое время Диего Ривера путешествовал по Европе, получая знания и набираясь опыта. Здесь молодой человек знакомится с именитыми художниками, такими как Пикассо и Рейес.

Художник Диего Ривера формировал свой стиль под влиянием различных течений: модернизма, классического европейского художественного искусства, кубизма, мексиканского художественного творчества.

Политическая деятельность

В 1922 году Ривера начинает интересоваться политикой и вступает в коммунистическую партию в Мексике, позже он даже решает отправиться в СССР. Здесь он принимает активное участие в деятельности объединения «Октябрь» и поддерживает коммунистов.

Несколько лет спустя художник меняет свои взгляды в пользу троцкизма, однако убийство основоположника течения заставляет его примкнуть к основному курсу Сталина.

Фрида Кало

Фрида Кало - так звали невесту и будущую жену известного художника. Она родилась в простой мексиканской семье. Несмотря на тяжелую болезнь (полиомиелит), которую Фрида перенесла в детстве, весёлый нрав и задорный характер были ее отличительными чертами. В 18 лет девушка попадает в автомобильную аварию и повреждает ребра и ключицу. Огромное число операций и длительный период восстановления заняли много лет и оставили большой отпечаток на ее здоровье. Девушка постоянно была вынуждена носить корсет, а также врачи сказали, что она не сможет иметь детей. Печальное событие еще больше сблизило ее с главным увлечением ее жизни - живописью. Эта страсть и познакомила девушку с известным художником.

Личная жизнь известного художника

Первой супругой художника была Лупе Марин. Их брак не сложился, и вскоре они развелись. На момент знакомства с будущей второй женой Диего Риверы уже был взрослым мужчиной и состоявшимся художником. Более того, он слыл большим ловеласом, несмотря на непривлекательную внешность. Он был достаточно грузен (более 100 кг) и некрасив. Его даже сравнивали со слоном и жабой. Внешние недостатки не мешали Ривере пользоваться большим успехом у женщин. Его общительность и обаяние подкупали любого.

Знакомство пары произошло в школьном дворе, где художник помогал оформлять стены. Девочка решила показать ему свои работы, в результате их общение переросло сначала в дружбу, а вскоре Ривера попросил руки молодой девушки. Его не смущало ее заболевание и то, что она не могла ходить.

Семейная жизнь

Характер у молодоженов был горячим, и разногласия часто заканчивались ссорами. Молодая невеста никогда не боялась указать супругу на недочеты в его работах, что сильно обижало мужа. Он уходил, но всегда возвращался с подарками. Фрида очень любила украшения. Неважно, что это: камни, стекло или настоящие брильянты.

Несмотря на поставленный Фриде диагноз пара всегда мечтала о детях. Трижды Фрида Кало была беременна, и трижды у нее происходил выкидыш. Семья не отчаивалась, и вскоре Диего Ривера решает увезти жену в США, чтобы пройти лечение там.

Жизнь в Америке Фриде не понравилась. США удивляли своим великолепием и безразличием к окружающим. Фрида, которая видела изнанку жизни, не могла этого понять. Здесь женщина переносит тяжелое заболевание, которое только уменьшает шансы забеременеть.

В этот период времени Диего Ривера нарисовал известную фреску для рокфеллеровского центра, которая изображала среди других персонажей Ленина. Он соединял руки рабочим. Несмотря на требование заменить лицо российского политического деятеля на лицо незнакомца Ривера отказался что-то менять. За свою работу он не получил ни цента, а в 1934 году фреску уничтожили. Свой известный труд живописец позже воссоздает во дворце искусств в Мексике.

Дружба с Троцким и разрушение семьи

В 1936 году политическая обстановка в СССР вынуждает Троцкого бежать от преследования в Мексику. Здесь он находит убежище в доме старого знакомого художника. Ривера и Троцкий сильно сблизились и стали настоящими друзьями.

Разлад в семье произошел, когда Диего Ривера узнал о романе жены и его близкого друга. Троцкий был очарован женой друга, а вот Фрида не испытывала столь сильных чувств. Больше ей хотелось отомстить неверному мужу. Политическому деятелю пришлось покинуть дружеский дом, а отношения пары стали только ухудшаться. Несмотря на свои постоянные измены муж не мог простить Фриде обмана.

Вскоре решают расстаться. За этот период времени здоровье Фриды только ухудшалось. Несколько тяжелых операций перенесла Фрида. Диего Ривера не мог забыть супругу. Время и другие отношения не смогли убить чувства, и в 1940 году они вновь женятся. Болезнь до последних дней мучила Фриду, и в 1954 году ее не стало.

За свою жизнь Фрида написала множество известных картин, одна из которых даже была помещена в Лувр.

Диего Ривера, картины которого известны во всем мире, без любимой жены прожил только три года. Скончался он в Мексике, а похоронили его на территории Ротонды прославленных творцов.

Мексиканский художник Диего Ривера, биография которого полна противоречивых событий и фактов, является одним из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики. Его творчество, политические взгляды и личная жизнь были в центре внимания в течение всей первой половины ХХ века и обсуждаются до сих пор.

Детство и юность художника

Этот художник муралист, революционер и разрушитель женских сердец, появился на свет 8 декабря 1886 года в мексиканском городке Гуанахуато. Ему предстояло стать основателем мексиканской школы национальной живописи и приводить критиков в неистовство смешением стилей. Мальчик не отличался отменным здоровьем, ходили слухи, что в детстве он едва выжил. Диего Ривера был любителем рассказывать небылицы, но доподлинно известно, что в 1893 году его семья переехала в столицу страны — Мехико. Через 5 лет, успешно окончив школу, юный художник поступил в Академию искусств Сан-Карлос. Это заведение дало молодому человеку настолько прекрасное образование, что по ее завершении он смог получить стипендию. Воспользовавшись возможностью, он отправился в путешествие по Испании. Затем он посетил Англию, Бельгию, Голландию и Италию.

Личная жизнь «людоеда»

За страстную любовь к женщинам и несчетное количество связей Диего Ривера был прозван «людоедом». Он и сам любил изображать себя в виде толстой лягушки, сжимающей в лапе чье-то сердце. Природная полнота и тяжелые веки делали сходство даже внешне заметным. Описывая личную жизнь художника-бунтаря, обычно говорят о его браке с Фридой Карло. Но она не была первой, а уж тем более единственной женщиной в жизни творца. В первый брак юный Диего Ривера вступил по страстной любви к русской художнице Ангелине Беловой в 1911 году. У них родился сын. Но одержимый бесконечными страстями и изменами супруг покинул Ангелину, отправившись в Мексику. Вторым недолгим браком завершились отношения с Лупе Марин. Союз был плодотворен и дал миру двух дочерей.

Жена и подруга

К 1929 году, когда второй брак уже распался, он встретил главную женщину своей жизни - Фриду Карло. Диего Ривера женился на девушке намного младше его. В 1939 году случился развод, но уже в 1940 они снова сочетались браком. На протяжении всей жизни Ривера оставался macho и страстным любителем женщин. Он изменял женам с любовницами, которые рожали ему внебрачных детей.

Отношения Диего и Фриды были полны страсти, любви, ревности и порой рукоприкладства. Фрида с огромным терпением относилась к выходкам мужа, боготворила своего кумира, писала массу его портретов. Но когда он изменил Фриде с ее же сестрой, простить уже не могла, и к 1939 году отношения распались. Очень скоро супруг, сам оскорбительно требовавший развода, умолял жену вернуться к нему на любых условиях. Он предоставил ей финансовое содержание и уступил ее главному требованию. Условием повторного брака стало подписание брачного контракта, предусматривающего полный отказ от интимных отношений между супругами. В личной жизни так и остался треугольник Диего Ривера, жена и любовницы.

У этой супружеской пары не было детей, 2 беременности Фриды закончились выкидышами. В 1954 году Ривера стал вдовцом, позже появлялись предположения о том, что он помог супруге уйти из жизни, но это не более чем слухи. До последних дней супругов объединяли коммунистические идеи и общение с видными русскими политическими деятелями.

Художник в политике

С начала 30-х годов Диего Ривера становится безоговорочным лидером среди мексиканских монументалистов. Он, безусловно, один из самых известных и противоречивых художников, чьи политические симпатии к коммунизму, неотразимые монументальные фрески, бурная творческая деятельность и социальная жизнь создавали облик гения. Отец-основатель нового направления в искусстве ХХ века все сильнее привлекал внимание мировой общественности.

Дебют монументалиста в Америке состоится в 1930 году в городе Сан-Франциско, а уже в декабре 1931 года с потрясающим ажиотажем пройдет его персональная выставка. За всю историю музея это была вторая экспозиция одного и того же автора. Первым такой чести удостоился Анри Матисс. После завершения выставки художник отправляется в Детройт, куда его лично пригласил Здесь, в самом центре индустриальной мысли Америки художник Диего Ривера получает заказ на выполнение фрески для Института искусств на тематику «Индустрия Детройта». Генри Форд имел репутацию непреклонного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 года на заводах Форда остались безработными несколько тысяч забастовщиков. Любопытно, что, несмотря на это, Диего Ривера, позиционировавший себя, как борец за права пролетарита, принимает заказ и оплату у промышленного магната.

Часть фрески с сюжетной композицией «Вакцинация» показалась отсылкой к иконографии Рождества Христова, чем и спровоцировала бурю негодования и протеста в прессе и церковных кругах против мурали. Громкий резонанс в обществе стал неотъемлемой составляющей фрески, а затем принес Детройту громкую славу.

Человек на перепутье

Политические взгляды художника отражались в его творчестве и порой вызывали бурные конфликты с заказчиками. Фреска «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» стала поводом для одного из таких случаев. Работа над ней началась в марте 1933 года. Прения случились уже на этапе выбора палитры, а в итоге мураль стала цветной по настоянию автора. Она состояла из трех частей. В центре изображен человек - повелитель стихий. По мере работы фреска стала все более сложной и в итоге представляла собой два мира, противопоставленных друг другу. С одной стороны прелести социализма, а с другой — ужасы капитализма. Среди персонажей даже появляется некто, очень похожий на Ленина. Фреска должна была быть представлена общественности на открытии здания 1 мая 1933 года. Но все разраставшийся скандал не дал этому случиться и несмотря на то, что семья Рокфеллеров рассматривала вариант сохранения мурали вне здания, было принято решение о ее уничтожении. Это было крупнейшее поражение Риверы в творчестве и политике.

Влияние на мировое искусство

«Диего внушает мне беспокойство. Он отказался от славы, предпочитая заниматься тем, что он делает теперь», — так отзывался о своем близком друге Альфонсо Рейес. Переход к кубизму знаменателен для Диего Ривера. Картины «Поклонение Богоматери» и "Девушка с фруктами" отражают движение автора в этом направлении. Особенностью последних работ стало деформированное понимание пространства, хотя и далекое от кубизма. Во всех работах художник делал акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Значительное влияние на становление Диего Риверы оказали классические европейские стили в живописи. Именно стенные росписи периода XIV - XVI веков дали немало пищи для размышлений и способствовали успеху фресок Диего. Начиная с 1940 годов, он достиг немалых успехов во фресковой живописи, благодаря чему был приглашен для работы на Всемирной выставке в Сан-Франциско, а позже привлечен правительством для росписи Национального дворца в Мехико.

Завершение пути

Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 в Мехико и был похоронен в Ротонде прославленных творцов. Он был противоречив во всем. С готовностью выполнял заказы капиталистов, прославляя социализм, придерживаясь коммунистических взглядов. Любил женщин, но разрушал их судьбы и жизни с той же страстью, с которой рисовал их портреты. Диего Ривера, стиль которого ни до него ни после, не смог повторить никто из живописцев, оставил после себя столько тайн и загадок, что и нескольких веков не хватит, чтобы их разгадать.

Уйдя из жизни в возрасте 70 лет, он немногим пережил свою любимую супругу - Фриду и оставил бесценное наследие в культуре, истории, политике и сердцах тех, кто любил его.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 01.10.2017 17:57 Просмотров: 1505

Жизнь Диего Риверы – цепь противоречивых событий и фактов. Это один из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики.

Он будоражил общественное мнение своим творчеством, политическими взглядами и личной жизнью всю первую половину XX в.

Из биографии художника (1886-1957)

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес – таково его полное имя. Родился будущий художник 8 декабря 1886 г. в г. Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. C 1896 по 1902 г. Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 г. он жил в Европе: учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом (мексиканский писатель).
Испытал влияние классического европейского изобразительного искусства и модернизма (в основном кубизма), а также традиционных мексиканских художественных жанров и стилей.

Д. Ривера «Поклонение Богоматери» (1913)
В 1922 г. Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.
В 1927 г. художник посетил СССР и даже стал здесь членом-учредителем объединения «Октябрь», участвовал в праздновании 10-й годовщины Октябрьской социалистической революции в Москве, находясь на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Делал зарисовки участников празднования в Москве.
Позже Ривера принял троцкистские взгляды, вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. После конфликта между ними в 1939 г. Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.
Затем, став сторонником сталинизма, в 1954 г. снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1955-1956 гг. художник снова приезжал в СССР.

Д. Ривера «Майская демонстрация в Москве» (1956)
Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 г. в Мехико и похоронен на территории «Ротонды выдающихся деятелей».

Ротонда выдающихся деятелей – участок на территории Гражданского Пантеона Долорес в Мехико. Здесь покоится прах знаменитых военных, учёных, видных деятелей культуры Мексики
Ривера был трижды женат. Последней его женой была художница Фрида Кало – главная женщина его жизни.

Фрида Кало и Диего Ривера. Фотография 1929 г.

Творчество Диего Риверы

В 1922 г. он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписал огромное число стен общественных зданий. Им расписаны здания Министерства просвещения (1923-1929), Министерства здравоохранения (1929-1930), Национального дворца (1929- 1950-е), отеля «Прадо» в Мехико (1947-1948), Национальной сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926-1927), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-1930), Института искусств в Детройте (1932-1933), театра «Инсурхентес» (1951-1953), Олимпийского стадиона в Мехико (1952-1953), Водораспределительной камеры реки Лермы (1951-1953).

Олимпийский стадион в Мехико
В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики.
Одна из главных тем в творчестве Риверы – фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, события революционного движения в стране.
В 1932-1933 гг. по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке Ривера создал фреску «Человек на распутье». На ней был изображён В. И. Ленин, соединяющий руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Д. Ривера «Человек на распутье»

Д. Ривера. Фрагмент фрески
Фреска состояла из трех частей. В центре изображен человек – повелитель стихий. Два мира противопоставлены друг другу: социализм со всеми его преимуществами – и ужасы капитализма.
По решению правления Рокфеллеровского центра фреска была уничтожена в 1934 г. после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина другим, неизвестным изображением.
Художник воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств (но на ней уже появилось изображение Троцкого). Фреска была названа «Человек, управляющий Вселенной».

Д. Ривера «Человек, управляющий Вселенной» (деталь с изображением Троцкого)
В течение нескольких лет после 1934 г. он занимался преимущественно станковой живописью. Работал в технике масла и акварели, отдавал предпочтение портрету и пейзажу.
Начиная с 1940 г. Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико.

Станковая живопись Д. Риверы

Хотя главным делом художника была настенная живопись, монументальная фреска, значительное место в его творчестве занимала станковая живопись. Кубистический период начался примерно с 1913 г. и продолжался недолго, 2-3 года. Ривера быстро осваивал авангардные стили, достигал совершенства в их интерпретации и переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, Пикассо стал для него настоящим открытием.

Д. Ривера. Портрет человека (художник Зиновьев) (1915)
Большая часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали на демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами.

Д. Ривера «Триумф революции» (1926)
Герои картины раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, изображённого слева. Это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.
Во всех своих работах художник делает акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Д. Ривера «Сумерки в Акапулько» (1956)
Все критики отмечают особенности стиля художника, который никто не смог повторить. А вернее, его творчество – это смесь стилей: реализма , символизма , экспрессионизма , сюрреализма ...

Д. Ривера «Руки доктора Мура» (1940)
На холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Вместо дерева при внимательном взгляде на картину легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: «Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году». Благодаря этой подписи становится понятен символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни.

Д. Ривера «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». Центральный фрагмент (1948)
Эта картина – изображение традиционного мексиканского праздника – Дня мёртвых. Многофигурная композиция включает в себя все слои мексиканского общества: портреты современников, представителей мексиканской элиты, бедняков. Главным персонажем произведения является фигура в маске, напоминающей череп (маска Катрины).

Ривера был почетным гостем на лекции о современном мексиканском искусстве и искусстве стран Латинской Америки, которая состоялась в Москве 9 ноября 1927 года, и сам дал несколько лекций в Академии изящных искусств, критикуя станковую живопись.

Диего Ривера впервые приехал в Советский Союз осенью 1927 года, в канун празднования 10-й годовщины Октябрьской революции - и зарисовал в блокнот сюжеты демонстрации на Красной площади, подготовив сорок пять акварелей и множество карандашных зарисовок. Часть этих акварелей Риверы были впоследствии приобретены Эбби Рокфеллер, в качестве материала для фрески в здании Рокфеллер-Центра в Нью-Йорке, уничтоженной по требованию американского правительства в 1933 году. Ряд эскизов были опубликованы в журнале «Cosmopolitan» в сентябре 1932 года, иллюстрируя статью Эмиля Людвига о Сталине.

35.


Оригинал

Ривера был почетным гостем на лекции о современном мексиканском искусстве и искусстве стран Латинской Америки, которая состоялась в Москве 9 ноября 1927 года, и сам дал несколько лекций в Академии изящных искусств, критикуя станковую живопись и призывая обратить внимание на традиции прикладного народного творчества. Он с головой окунулся в полемику вокруг проблем нового революционного искусства, сблизившись с группой «Октябрь», и активно поддержал троцкисткую оппозицию. Это вызвало резкую, а подчас и грубую критику в его адрес, и вынудило досрочно прервать свой визит.

36.


Оригинал

«Я никогда не забуду мое первое впечатление в Москве - организованное марширующеедвижение людей. Ранним утром снег падал с неба. Марширующая масса была темной,компактной, объединенной ритмично, эластичной. Плавающее движение змеи, котораябыла прекраснее любой рептиоии, какую я мог себе представить. Она медленно плыла из узких улиц на открытые площади, у нее не было конца»

12.


Оригинал

Это рисунки из Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), где хранится рабочий блокнот Риверы, который он заполнял карандашными и акварельными эскизами во время своего полугодового пребывания в СССР. На всех листах рядом с автографом проставлена дата - «28», но предполагают, что 1927 год там тоже есть. Спасибо clervo за апдейт, далее кусок его поста.

1-6. Эта и пять следующих зарисовок - бытовые. Некоторые предметы узнаваемы, кажется, на уровне генетической памяти: печка в городском доме, умывальник и таз на табуретке под ним, этажерка с книгами и бюстиком Ильича. Коммуналка? Быть может.

1.

Оригинал

2.

Оригинал

3.

Оригинал

4.

Оригинал

5.

Оригинал

6.


Оригинал

Седьмой рисунок из блокнота повторяет шестой (или это допущенная при размещении сканов на сайте музея ошибка?), поэтому сразу переходим к восьмому листку из блокнота художника.

8-10. Московские улицы, украшенные к празднику. Вероятно, какая-то рабочая окраина. Узнать местность не могу, ничего не приходит в голову.

8.


Оригинал

9.


Оригинал

10.

Оригинал

11-16. Народ собирается на демонстрацию. Началу движения в центр города предшествует митинг. Пока с трибуны несутся лозунги, работницы в легких платьях то ли обсуждают что-то, то ли прихорашиваются.

11.


Оригинал

13.

Оригинал

14.

Оригинал

15.

Оригинал

16.

Оригинал

С этого листа и до конца блокнота - Красная площадь и подходы к ней, перемежающиеся набросками портретов демонстрантов и зрителей первомайского действа.

17.


Оригинал

18.


Оригинал

19.


Оригинал

21.


Оригинал

22.


Оригинал

23.


Оригинал

24.


Оригинал

25.

Оригинал

26.

Оригинал

27.


Оригинал

28.


Оригинал

29.


Оригинал

31.


Оригинал

32.


Оригинал

33.


Оригинал

34.


Оригинал

37.


Оригинал

Где это место? Была мысль, что на заднем плане Сухарева башня, но строения, изображенные справа, опровергают это предположение.
38.


Оригинал

39.

45.

.

shakko: В 1955-1956 годах, восстановив отношения с просоветской Компартией Мексики, Ривера еще раз посетил СССР, написав маслом на холсте «Празднование Первого Мая в Москве». И на этой картине демонстрация вновь шла через Красную площадь.

А вот знаменитое панно «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего», которое ему заказал Рокфеллер для своего центра в Нью-Йорке в 1933 году. Фреска была почти готова, когда на ней разглядели Троцкого, Ленина и так далее. Ее сбили, работу Ривере больше не давали. Цветное фото -- это ее авторский повтор во Дворце изящных искусств в Мехико.


Фрагменты
Ленин, Троцкий, Энгельс и Маркс, придерживающие красное знамя, на котором написан призыв: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь в IV Интернационале!»



Единство рабочих. Портрет Америки. 1933

А вот русские на портретах Риверы (в основном парижские знакомства еще).

Это два варианта "Портрета Максимилиана Волошина" (1916). Реально же похож!

Какой-то художник Зиновьев (1913), инициалов нет.
UPD rumenica Александр Петрович Зиновьев. Живописец, график, сценограф. Приехал из Москвы учится в Париж, но так там и остался. С Риверой- был знаком.
https://artinvestment.ru/auctions/2375/biography.html

"Портрет Маревны", 1914, русской парижской художницы, которая была любовницей Риверы и матерью его дочери Марики

"Материнство", ок. 1916
Портрет Ангелины Белофф, другой русской художницы, первой юридической жены Риверы. Здесь она с их сыном Диего (прожил всего два года).

Портрет Эренбурга. 1915. Музей Медоуз (США)

И вот интересно:
В 2019 году в Пушкинском музее и Третьяковской галерее в Москве одновременно пройдут выставки работ мексиканской художницы Фриды Кало и ее мужа Диего Риверы.

«Мы представили себе, что было бы идеально сделать сразу две выставки, связанные друг с другом: в Пушкинском музее — выставку Фриды Кало, а в Третьяковке — выставку о Диего Ривере и важной традиции, которая связывает его с советским искусством, сопоставить монументальные произведения Риверы с трудами советских монументалистов, таких как Александр Дейнека», — сообщает директор ГМИИ Марина Лошак. Работы Фриды Кало станут ядром экспозиции «День смерти», которая пройдет в Пушкинском музее и будет посвящена мексиканскому празднику мертвых.