Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Эсминец бодрый. Бодрый (1936)

Эсминец бодрый. Бодрый (1936)

Зенитная артиллерия

Предпосылки к строительству корабля

В июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР одобрил программу военно-морского строительства, в которой предусматривалось создание новых, более эффективных эскадренных миноносцев, и объявил о создании Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1), главным инженером которого был назначен В. А. Никитин , а ответственным исполнителем работ - П. О. Трахтенберг. Комиссия Союзверфи во главе с В. А. Никитиным в 1932 году отправилась в Италию для изучения технико-тактических характеристик итальянских эсминцев судостроительной фирмы «Ансальдо» и дальнейшей корректировки своего проекта. Ознакомившись с документацией эсминцев типа «Мистрале» , инженеры официально внесли корректировки в свой проект. Таким образом, основой для кораблей проекта 7 стали итальянские эсминцы этого типа. 21 декабря проект был утверждён Союзом Труда и Обороны.

Стараниями ЦКБС-1 новые корабли данного типа оказались одними из лучших в мире: ни по боевым качествам, ни по показателям стрельбы, ни по скорости хода, качеству энергетической установки и надёжности эсминцы проекта 7 не уступали даже германским образцам. Но главной заслугой советских конструкторов стало то, что такая крупная серия кораблей была построена своевременно ещё до начала Великой Отечественной войны. Головным кораблём данного проекта стал именно эсминец «Бодрый».

Строительство эсминца и предвоенная служба

Эскадренный миноносец «Бодрый» был заложен 31 декабря на заводе имени 61-го Коммунара в Николаеве. Спуск на воду состоялся 1 августа , а сам корабль вошёл в строй 6 ноября . В ходе заводских и приёмных испытаний были выявлены некоторые дефекты конструкции корабля, вследствие чего были дополнительно укреплены главные котлы, оборудовано раздельное питание силовой и осветительной электросетей, заменены торпедные аппараты и артиллерия главного калибра, а также переделана изоляция во всех помещениях. Позднее на следующих эсминцах данного типа усовершенствования шли во время строительства. Дважды корабль прошёл ремонты до войны: гарантийный с июля 1939 года по апрель 1940 года в Николаеве на заводе № 198 и текущий с августа по октябрь 1940 года в Севастополе на заводе № 201. Также в апреле на эсминце заменили 130-мм орудия Б-13 первой серии на вторую. В июне 1940 года «Бодрый» посетил румынский порт Констанцу .

Великая Отечественная война

Оборона Одессы

Начало войны эсминец встретил в Севастополе, где производил чистку и щелочение паровых котлов. С начала боевых действий он нёс дозорную службу, обеспечивал ПВО главной базы и прикрывал отход кораблей Дунайской флотилии . В июле он одним из первых был оборудован размагничивающими обмотками ЛФТИ, проложенными по борту рядом с привальным брусом. В августе 1941 года он участвовал активно в обороне Одессы : сопровождал транспорты с припасами и подкреплениями, отражал авианалёты, обстреливал сухопутные позиции противника. При помощи береговых корректировочных постов экипаж эсминца эффективно боролся с вражескими силами и даже получил благодарность командования Одесской военно-морской базы за уничтожение командного пункта и штаба одной из румынских дивизий.

В январе 1942 года «Бодрый» прошёл планово-предупредительный ремонт в Поти, совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций гитлеровцев (израсходовал 174 снаряда калибром 130 мм) и произвёл высадку десанта в районе Судака. В конце февраля эсминец был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и одновременно включён в систему ПВО города. 26 марта огнём из 130-мм орудий моряки сбили вражеский самолёт. Приближение немцев заставило 8 июля перебазировать эсминец в Поти для завершения ремонта.

Бомбардировка в Поти

Работы уже были закончены, когда произошла трагедия: 16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6-7 км) и группами спикировали на корабли. В корму «Бодрого» почти одновременно с сигналом боевой тревоги попали 2 бомбы: первая пробила настил палубы по правому борту в районе 166-167-го шпангоутов и ударилась во вспомогательный упорный подшипник гребного вала, а затем, изменив направление, пронзила несколько переборок и цистерн, но не взорвалась; вторая угодила в кормовое машинное отделение и взорвалась; третья бомба разорвалась между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута. Взрыв был огромной силы, и несколько моряков были выброшены ударной волной за борт. Все помещения позади 133-го шпангоута быстро заполнились водой, корабль осел кормой на 5,7 м. Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала морякам удалось локализовать поступление воды внутрь корпуса, затем с помощью подошедшего буксира СП-13 они осушили ряд помещений и подвели под корму два 80-тонных понтона. На следующий день, предварительно обрезав висевший на искорёженных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осушении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпангоута. Кормовая часть «Бодрого» фактически отломилась. Два с половиной года шёл ремонт корабля, и лишь 31 декабря , когда боевые действия на Чёрном море уже завершились, эсминец вступил в строй.

За годы войны он прошёл 12 120 миль, 13 раз выходил на обстрелы береговых позиций противника, произвёл 72 зенитные стрельбы, выпустил по неприятелю следующее количество снарядов:

  • 1332 снаряда калибра 130 мм
  • 988 снарядов калибра 76 мм
  • 12 снарядов калибра 45 мм
  • 1771 снаряд калибра 37 мм
  • 1433 пули калибра 12,7 мм
    • 10.1936 - 08.1937 - Харламов Николай Михайлович
    • 194? - 07.1942 - капитан 3-го ранга Митин Владимир Михайлович
    • 16.07.1942 - 04.1944 - капитан 3-го ранга Козлов Евгений Андреевич
    • 24.04.1944 - 194? - капитан 2-го ранга Жиров Ф. В.

    Ссылки

    • Эскадренный миноносец «Бодрый» на сайте Черноморского флота РФ (рус.)

«Бодрый»

Головной эсминец проекта 7 николаевской постройки. Официально включен в состав ЧФ через три с лишним месяца после приемки (отсюда разночтения в дате его ввода в строй, колеблющиеся в разных источниках от 6.11.1938 до 1.3.1939). В ходе заводских и приемных испытаний был выявлен ряд дефектов конструкции корабля, из-за чего пришлось провести дополнительные подкрепления корпуса главных котлов, оборудовать раздельное питание силовой и осветительной электросетей, заменить торпедные аппараты и артиллерию главного калибра, переделать изоляцию во всех помещениях, крепление которой не выдержало вибрации во время стрельбы из орудий. На следующих однотипных эсминцах эти усовершенствования осуществлялись уже в ходе постройки.

До начала Великой Отечественной войны «Бодрый» дважды проходил ремонты: гарантийный с июля 1939 года по апрель 1940 года в Николаеве (на заводе № 198) и текущий с августа по октябрь 1940 года в Севастополе (на заводе № 201). Кроме того, в апреле 1941-го на эсминце вновь заменили 130-мм орудия Б-13 - первой серии на вторую.

В июне 1940 года «Бодрый» посетил румынский порт Констанцу.

Начало войны застало эсминец в Севастополе, где он производил чистку и щелочение паровых котлов. С конца июня «Бодрый» нес дозорную службу, обеспечивал ПВО главной базы, прикрывал отход кораблей Дунайской флотилии. В июле он одним из первых был оборудован размагничивающими обмотками ЛФТИ, проложенными по борту рядом с привальным брусом.

В течение августа 1941-го «Бодрый» активно участвовал в обороне Одессы. Он сопровождал транспорты, отражал атаки вражеской авиации, неоднократно вел обстрел сухопутных позиций противника. Артиллерийские стрельбы проводились с помощью береговых корректировочных постов и оказались весьма эффективными. За уничтожение командного пункта и штаба одной из румынских дивизий экипажу «Бодрого» была вынесена благодарность командования Одесской военно-морской базы.

13 августа эсминец перевооружили новыми зенитными автоматами 70-К вместо 45-мм полуавтоматов. Это было сделано весьма своевременно. Пять дней спустя «Бодрый» возвращался после очередного обстрела побережья в базу и дважды подвергся воздушным атакам. Затем налеты участились: немецкие самолеты пытались нанести удар по эсминцу 22, 25 и 28 августа, но интенсивный зенитный огонь из орудий и пулеметов заставлял их сбрасывать бомбы преждевременно.

Первое боевое повреждение эсминец получил 9 сентября в Одессе. Корабль только что прибыл из Севастополя и выгружал доставленные в осажденный город боеприпасы (1040 снарядов для полевой артиллерии). В этот момент в левый борт попал вражеский 6-дюймовый снаряд. Взрыв перебил три шпангоута (№ 171, 172 и 173), оборвал кабели и трубопроводы, уничтожил все оборудование лазарета. Осколки проникли в нефтяные цистерны и орудийные погреба, но воспламенения топлива или боезапаса, к счастью, не произошло. Эсминец сохранил боеспособность и, прикрывшись дымовой завесой, благополучно вышел из гавани. Пробоину в наружной обшивке временно заделали пластырем.

На следующие 5 дней пришлась наибольшая интенсивность боевой деятельность «Бодрого». Корабль обстрелял 18 береговых батарей противника, пять раз сам подвергался обстрелу с их стороны, а также неоднократно отражал воздушные атаки. Каждый раз экипаж умело применял дымоаппаратуру, что вместе с успешным маневрированием позволило избежать попаданий вражеских снарядов и бомб.

14 сентября «Бодрый» прибыл в Севастополь, где всего за полтора дня на нем был произведен основательный ремонт. Помимо исправления повреждений от разрыва снаряда на корабле изменили расположение противоминной обмотки, перенеся ее с борта на верхнюю палубу. 17 сентября эсминец вновь вышел в море и в течение месяца непрерывно занимался конвойной службой, а также совершил одну минную постановку.

В октябре «Бодрый» принял самое активное участие в эвакуации гарнизона Одессы. Только за четыре дня, с 13 по 17 октября, он израсходовал 45 130-мм, 163 76-мм и 216 37-мм снарядов и 200 12,7-мм патронов. 16 октября, по пути в Севастополь, «Бодрый» попал в шторм (ветер 8 баллов, волна до 7 баллов) и получил небольшие повреждения.

Суровым испытанием для экипажа эсминца стало 31 октября 1941 года. Корабль возвращался в Севастополь после обстрела занятых противником береговых позиций в районе Евпатории. В 16.25 на дистанции 60 кбт были обнаружены вражеские самолеты - 9 «юнкерсов» и 6 «мессершмиттов». «Бодрый» увеличил ход и через минуту открыл огонь. Пилоты люфтваффе (явно имевшие немалый опыт) действовали грамотно, заходя на цель выше облаков, а затем пикируя со стороны солнца. Всего немцы сбросили на советский эсминец 36 бомб и выпустили огромное количество пуль и снарядов. Причем, если бомбардировщики, сбросив свой груз, ушли, то истребители продолжали обстреливать корабль в течение часа - вплоть до его входа в Севастополь.

Прямых попаданий бомб не было, но некоторые из них взорвались в опасной близости от корабля, на расстоянии 7- 10 м от корпуса. Осколки буквально изрешетили эсминец: по возвращении в Севастополь в надстройках и надводном борту насчитали около двух тысяч пробоин! Еще 19 пробоин оказалось в подводной части - по левому борту в районе ватерлинии. Из топливных цистерн начала вытекать нефть - как за борт, так и внутрь корабля. Давление в котельных отделениях резко упало, что вызвало снижение скорости. Вышли из строя дальномеры, различные приборы, загорелись дымовые шашки и 37-мм снаряды в кранцах. Потери экипажа составили 4 человека убитыми и 49 ранеными (в числе последних был и командир эсминца капитан 3 ранга В.М.Митин).

Борьба за живучесть корабля проходила в сложных условиях под непрерывным огнем с истребителей. В ее ходе произошел редкий случай. Вентиляторы затянули дым от горевших дымовых шашек во второе котельное отделение. В это время от сотрясения корпуса открылась крышка люка котельного отделения, и из него повалил густой дым. Аварийная партия, решив, что там вспыхнул пожар, бросила в люк баллоны с углекислотой, но те, к счастью, не сработали - иначе котельное отделение вышло бы из строя.

Два дня спустя, уже находясь у стенки Севморзавода, эсминец подвергся новой воздушной атаке. Три фашистских бомбардировщика неожиданно появились над городом и резко спикировали на стоявший корабль. Четыре 250-кг бомбы угодили в нефтяную баржу, стоявшую у левого борта «Бодрого», и потопили ее. В корпусе эсминца образовалось около тысячи новых осколочных пробоин, из них 14 - в подводной части корпуса. Повреждения усугубил пожар: это вспыхнуло растекшееся по воде топливо. 10 человек из команды корабля погибли и еще 16 были ранены.

Продолжать ремонт в Севастополе посчитали опасным, поэтому в ночь на 3 ноября «Бодрый» своим ходом в сопровождении эсминца «Безупречный» отправился в Поди. На переходе сквозь наспех заделанные деревянными пробками пробоины начала просачиваться вода, из-за чего крен достигал 10°. Один раз пришлось даже останавливать турбины, но в конце концов все закончилось успешно. Корабли прибыли в Поти, где менее чем за полтора месяца «Бодрый» был полностью отремонтирован и доукомплектован экипажем.

16 декабря 1941 года эсминец, приняв на борт 227 человек десанта, вышел в Туапсе, а оттуда - в Новороссийск. Четыре дня спустя «Бодрый» в составе отряда командующего флотом вице-адмирала Ф.С.Октябрьского (крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ», лидер «Харьков» и эсминец «Незаможник») участвовал в знаменитом прорыве в осажденный Севастополь. Отряд отразил многочисленные атаки бомбардировщиков люфтваффе и доставил в город 4 тысячи бойцов 79-й бригады морской пехоты. На борту «Бодрого» в этом походе находилось 340 десантников, 6 противотанковых орудий и 35 т боеприпасов.

Более суток эсминец находился в Севастополе, почти непрерывно ведя огонь по вражеским самолетам и сухопутным войскам, а вечером 22 декабря ушел в Поти. Всего за этот поход «Бодрый» выпустил по неприятелю 421 130-мм, 83 76-мм, 292 37-мм снаряда и 450 12,7-мм пуль. Зенитчикам корабля удалось подбить один «Юнкерс-88».

В январе 1942 года «Бодрый» прошел планово-предупредительный ремонт в Поти, совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций гитлеровцев (израсходовал 174 130-мм снаряда) и произвел высадку десанта в районе Судака. В конце февраля эсминец был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и одновременно включен в систему ПВО города. 26 марта комендоры «Бодрого» огнем из 130-мм орудий сбили вражеский самолет.

Приближение немцев заставило 8 июля перебазировать эсминец в Поти для завершения ремонта. Работы уже были закончены, когда произошла трагедия. 16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6-7 км) и группами спикировали на корабли. В корму «Бодрого» почти одновременно с сигналом боевой тревоги попали 2 бомбы. Первая пробила настил палубы по правому борту в районе 166-167-го шпангоутов, ударилась во вспомогательный упорный подшипник гребного вала и, изменив направление, пронзила несколько переборок и цистерн, но не взорвалась. Вторая угодила в кормовое машинное отделение, и ее взрыв вызвал огромные разрушения. Наконец, серьезный вред причинила и третья бомба, разорвавшаяся между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута.

Эсминец встряхнуло так, что некоторых моряков выбросило за борт. Дым и вырывавшийся из перебитого трубопровода раскаленный пар сделали невозможным вести зенитный огонь. Кормовой торпедный аппарат и трехметровый дальномер были сорваны со своих оснований и выброшены за борт. Все помещения позади 133-го шпангоута быстро заполнились водой, корабль осел кормой на 5,7 м.

Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала локализовали поступление воды внутрь корпуса, затем с помощью подошедшего буксира СП-13 осушили ряд помещений и подвели под корму два 80-тонных понтона. На следующий день, предварительно обрезав висевший на искореженных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осушении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпангоута. Кормовая часть «Бодрого» фактически отломилась - точнее, «повисла на волоске».

Ремонт корабля силами слабо оборудованной базы в Поти затянулся на 2,5 года. Вступил он в строй лишь 31 декабря 1944-го. К тому времени боевые действия на Черном море завершились.

За годы войны «Бодрый» прошел 12 120 миль, 13 раз выходил на обстрелы береговых позиций противника, произвел 72 зенитные стрельбы. Эсминец выпустил по неприятелю 1332 130-мм, 988 76-мм, 1245-мм, 1771 37-мм снарядов и 1433 12,7-мм пуль, поставил 50 мин КБ-3. На его боевом счету- 2 сбитых и 2 поврежденных вражеских самолета. Торпедное и противолодочное оружие ему использовать не пришлось.

«Бодрый» - эскадренный миноносец Черноморского флота СССР, головной корабль проекта 7, участник Великой Отечественной войны.
  • 1 Предпосылки к строительству корабля
  • 2 Строительство эсминца и предвоенная служба
  • 3 Великая Отечественная война
    • 3.1 Оборона Одессы
    • 3.2 Авианалёты в Севастополе
    • 3.3 Прорыв в Севастополь. Оборона города
    • 3.4 Бомбардировка в Поти
  • 4 После войны
  • 5 Командиры
  • 6 Ссылки

Предпосылки к строительству корабля

В июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР одобрил программу военно-морского строительства, в которой предусматривалось создание новых, более эффективных эскадренных миноносцев, и объявил о создании Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1), главным инженером которого был назначен В. А. Никитин, а ответственным исполнителем работ - П. О. Трахтенберг. Комиссия Союзверфи во главе с В. А. Никитиным в 1932 году отправилась в Италию для изучения технико-тактических характеристик итальянских эсминцев судостроительной фирмы «Ансальдо» и дальнейшей корректировки своего проекта. Ознакомившись с документацией эсминцев типа «Мистрале», инженеры официально внесли корректировки в свой проект. Таким образом, основой для кораблей проекта 7 стали итальянские эсминцы этого типа. 21 декабря 1934 проект был утверждён Союзом Труда и Обороны.

Стараниями ЦКБС-1 новые корабли данного типа оказались одними из лучших в мире: ни по боевым качествам, ни по показателям стрельбы, ни по скорости хода, качеству энергетической установки и надёжности эсминцы проекта 7 не уступали даже германским образцам. Но главной заслугой советских конструкторов стало то, что такая крупная серия кораблей была построена своевременно ещё до начала Великой Отечественной войны. Головным кораблём данного проекта стал именно эсминец «Бодрый».

Строительство эсминца и предвоенная служба

Эскадренный миноносец «Бодрый» был заложен 31 декабря 1935 на заводе имени 61-го Коммунара в Николаеве. Спуск на воду состоялся 1 августа 1936, а сам корабль вошёл в строй 6 ноября 1938. ходе заводских и приёмных испытаний были выявлены некоторые дефекты конструкции корабля, вследствие чего были дополнительно укреплены главные котлы, оборудовано раздельное питание силовой и осветительной электросетей, заменены торпедные аппараты и артиллерия главного калибра, а также переделана изоляция во всех помещениях. Позднее на следующих эсминцах данного типа усовершенствования шли во время строительства. Дважды корабль прошёл ремонты до войны: гарантийный с июля 1939 года по апрель 1940 года в Николаеве на заводе № 198 и текущий с августа по октябрь 1940 года в Севастополе на заводе № 201. Также в апреле 1941 на эсминце заменили 130-мм орудия Б-13 первой серии на вторую. июне 1940 года «Бодрый» посетил румынский порт Констанцу.

Великая Отечественная война

Оборона Одессы

Начало войны эсминец встретил в Севастополе, где производил чистку и щелочение паровых котлов. С начала боевых действий он нёс дозорную службу, обеспечивал ПВО главной базы и прикрывал отход кораблей Дунайской флотилии. июле он одним из первых был оборудован размагничивающими обмотками ЛФТИ, проложенными по борту рядом с привальным брусом. августе 1941 года он участвовал активно в обороне Одессы: сопровождал транспорты с припасами и подкреплениями, отражал авианалёты, обстреливал сухопутные позиции противника. При помощи береговых корректировочных постов экипаж эсминца эффективно боролся с вражескими силами и даже получил благодарность командования Одесской военно-морской базы за уничтожение командного пункта и штаба одной из румынских дивизий.

13 августа эсминец был перевооружён зенитными автоматами 70-К вместо 45-мм полуавтоматов, что стало очень своевременным: через пять дней эсминец подвергся двумя воздушным атакам по возвращении в базу. Затем налёты повторились 22, 25 и 28 августа, однако бомбардировщики не смогли повредить эсминец. И всё же 9 сентября в Одессе корабль, доставлявший 1040 снарядов для полевой артиллерии гарнизона, был повреждён 6-дюймовым снарядом. Взрыв перебил 171-й, 172-й и 173-й шпангоуты, оборвали кабели и трубопроводы, уничтожил оборудование лазарета, а осколки проникли в нефтяные цистерны и орудийные погреба. К счастью, воспламенения топлива или боезапаса не произошло. Эсминец сохранил боеспособность и, прикрывшись дымовой завесой, благополучно вышел из гавани. Пробоину в наружной обшивке временно заделали пластырем.

В течение следующих пяти дней «Бодрый» обстрелял 18 береговых батарей противника и пять раз подвергнулся обстрелу с их стороны, а также неоднократно отражал воздушные атаки. Благодаря своевременному применению дымоаппаратуры повреждений удалось избежать. 14 сентября корабль прибыл в Севастополь, где за полтора дня на нём восстановили всё повреждённое оборудование, исправили повреждения от разрыва снаряда и изменили расположение противоминной обмотки, перенеся её с борта на верхнюю палубу. 17 сентября эсминец вновь вышел в море и в течение месяца непрерывно занимался конвойной службой, а также совершил одну минную постановку. октябре он принял участие в эвакуации одесского гарнизона и за четыре дня израсходовал огромное количество боеприпасов. 16 октября по пути в Севастополь он попал в 8-балльный шторм (волна до 7 баллов), но получил небольшие повреждения.

Авианалёты в Севастополе

31 октября 1941 в 16:25 на дистанции 60 кабельтовых от корабля, который шёл в Севастополь после обстрела занятых противником береговых позиций в районе Евпатории, были обнаружены 9 самолётов Ju-87 и 6 самолётов Me-109. Корабль увеличил скорость и открыл огонь по самолётам. Пилоты люфтваффе, однако, действовали грамотно в ответ на стрельбу: они поднимались выше облаков и пикировали на цель со стороны солнца. Немцы сбросили 36 бомб и выпустили огромное количество пуль и снарядов. Прямых попаданий бомб не было (бомбардировщики скрылись тут же), но некоторые взорвались на расстоянии 7-10 метров от корпуса корабля. Помимо этого истребители противника в течение часа до конца пути эсминца продолжали его обстрел.

Ремонтники насчитали около 2 тысяч пробоин в надстройках и надводном борту, а также 19 пробоин по левому борту в районе ватерлинии. Из топливных цистерн вытекала нефть (за борт и внутрь корабля), давление в котлах резко упало и привело к снижению скорости. Также произошло возгорание дымовых шашек и 37-мм снарядов в кранцах, плюс ко всему вышли из строя некоторые приборы. Жертвами авианалёта стали 4 убитых и 49 раненых (ранен был и командир корабля, капитан 3 ранга В. М. Митин). Борьба за живучесть корабля шла в сложных условиях под огнём с истребителей, и в её ходе чуть не произошла катастрофа: вентиляторы затянули дым от горевших дымовых шашек во второе котельное отделение, а в это время от сотрясения корпуса открылась крышка люка котельного отделения, и оттуда повалил густой дым. Моряки решили, что что там вспыхнул пожар, и бросили в люк баллоны с углекислотой, но те чудом не сработали (в противном случае котельное отделение могло выйти из строя).

Через два дня у стенки Севморзавода эсминец снова вступил в бой: три бомбардировщика резко спикировали на корабль. Четыре бомбы массой 250 кг каждая угодили в баржу у левого борта «Бодрого» и утопили её. корпусе эсминца образовалось около тысячи новых осколочных пробоин, из них 14 в подводной части корпуса. Повреждения усугубило загоревшееся топливо, которое ещё и растеклось по воде. Убито 10 человек, ранено 16. Продолжать ремонт было опасно, и поэтому в ночь на 3 ноября «Бодрый» своим ходом в сопровождении «Безупречного» поспешил в Поти. На переходе сквозь наспех заделанные деревянными пробками пробоины начала просачиваться вода, из-за чего крен достигал 10° (один раз пришлось даже останавливать турбины). Поти за полтора месяца эсминец был отремонтирован и доукомплектован экипажем.

Прорыв в Севастополь. Оборона города

16 декабря 1941 года эсминец, приняв на борт 227 человек десанта, вышел в Туапсе, а оттуда в Новороссийск. Четыре дня спустя «Бодрый» в составе отряда командующего флотом вице-адмирала Ф. С. Октябрьского (крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ», лидер «Харьков» и эсминец «Незаможник») участвовал в знаменитом прорыве в осаждённый Севастополь. Отряд отразил многочисленные атаки бомбардировщиков люфтваффе и доставил в город 4 тысячи бойцов 79-й бригады морской пехоты. На борту «Бодрого» в этом походе находилось 340 десантников, 6 противотанковых орудий и 35 т боеприпасов. Более суток эсминец находился в Севастополе, почти непрерывно ведя огонь по вражеским самолётам и сухопутным войскам, а вечером 22 декабря ушёл в Поти. Зенитчикам корабля удалось подбить один Junkers Ju 88.

В январе 1942 года «Бодрый» прошёл планово-предупредительный ремонт в Поти, совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций гитлеровцев (израсходовал 174 снаряда калибром 130 мм) и произвёл высадку десанта в районе Судака. конце февраля эсминец был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и одновременно включён в систему ПВО города. 26 марта огнём из 130-мм орудий моряки сбили вражеский самолёт. Приближение немцев заставило 8 июля перебазировать эсминец в Поти для завершения ремонта.

Бомбардировка в Поти

Работы уже были закончены, когда произошла трагедия: 16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6-7 км) и группами спикировали на корабли. корму «Бодрого» почти одновременно с сигналом боевой тревоги попали 2 бомбы: первая пробила настил палубы по правому борту в районе 166-167-го шпангоутов и ударилась во вспомогательный упорный подшипник гребного вала, а затем, изменив направление, пронзила несколько переборок и цистерн, но не взорвалась; вторая угодила в кормовое машинное отделение и взорвалась; третья бомба разорвалась между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута. Взрыв был огромной силы, и несколько моряков были выброшены ударной волной за борт. Все помещения позади 133-го шпангоута быстро заполнились водой, корабль осел кормой на 5,7 м. Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала морякам удалось локализовать поступление воды внутрь корпуса, затем с помощью подошедшего буксира СП-13 они осушили ряд помещений и подвели под корму два 80-тонных понтона. На следующий день, предварительно обрезав висевший на искорёженных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осушении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпангоута. Кормовая часть «Бодрого» фактически отломилась. Два с половиной года шёл ремонт корабля, и лишь 31 декабря 1944, когда боевые действия на Чёрном море уже завершились, эсминец вступил в строй.

За годы войны он прошёл 12 120 миль, 13 раз выходил на обстрелы береговых позиций противника, произвёл 72 зенитные стрельбы, выпустил по неприятелю следующее количество снарядов:

  • 1332 снаряда калибра 130 мм
  • 988 снарядов калибра 76 мм
  • 12 снарядов калибра 45 мм
  • 1771 снаряд калибра 37 мм
  • 1433 пули калибра 12,7 мм

Также корабль поставил 50 мин КБ-3. Итого он сбил два самолёта и два повредил, торпеды и глубинные бомбы не сбрасывал.

После войны

Эсминец с 1951 до конца 1953 стоял на капитальном ремонте. 17 февраля 1956 его вывели из боевого состава и переформировали сначала в судно-цель ЦЛ-3, а 13 октября 1959 в учебно-тренировочную станцию УТС-8. 9 сентября1962 он был превращён в плавучую мишень и вскоре посажен на прибрежную отмель у Тендровской косы, где сохранился и по сей день.

Командиры

  • 10.1936 - 08.1937 - Харламов Николай Михайлович
  • 194? - 07.1942 - капитан 3-го ранга Митин В.М.
  • 16.07.1942 - 04.1944 - капитан 3-го ранга Козлов Евгений Андреевич
  • 24.04.1944 - 194? - капитан 2-го ранга Жиров Ф.В.

Ссылки

  • Эскадренный миноносец «Бодрый» на сайте Черноморского флота РФ (рус.)
скачать

Реферат на тему:

Бодрый (миноносец)



План:

    Введение
  • 1 В составе Второй Тихоокеанской эскадры
  • 2 Служба в составе Сибирской флотилии
  • Примечания
    Литература

Введение

«Бодрый» - эскадренный миноносец типа «Буйный», принявший участие в Цусимском сражении.


1. В составе Второй Тихоокеанской эскадры

В 1901 году зачислен в списки судов Балтийского флота и заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 4 мая 1902 года, вступил в строй 19 сентября 1902 года. После вступления в строй отправился на Дальний Восток с отрядом А. А. Вирениуса, однако с началом Русско-японской войны вернулся в Россию.

Вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры и 29 августа 1904 года покинул Кронштадт под командованием капитана 2-го ранга П. В. Иванова .

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Бодрый» входил в состав 2-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении контр-адмирала О. А. Энквиста . Утром 15 мая «Бодрый» взял на борт команду с гибнущего миноносца «Блестящий». Было принято решение уйти в Шанхай, где принять уголь и попытаться самостоятельно прорваться во Владивосток.Но на следующий день миноносец попал в жестокий шторм, а в ночь на 17 мая уголь на корабле подошел к концу. Из тентов пришлось соорудить самодельные паруса . Вскоре терпящий бедствие «Бодрый» был замечен с английского парохода «Квейлин», который на буксире привёл русский корабль в Шанхай. Там миноносец разоружился до окончания военных действий.


2. Служба в составе Сибирской флотилии

6 ноября 1905 года «Бодрый» был включён в состав Сибирской флотилии. В 1907 году прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту с заменой листов палубного настила и трубок в котлах и перевооружением. 12 декабря 1917 года вошел в состав Красной Сибирской флотилии, затем был захвачен японскими войсками.

После освобождения Владивостока от интервентов в строй не вводился. 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ и сдан на слом.


Примечания

  1. 1 2 Изд-во: СПб: ЛеКо, 2005 г.; ISBN 5-902236-19-3

Литература

  • «Невки». Эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации; Афонин, Н. Н. - Изд-во: СПб: ЛеКо, 2005 г.; ISBN: 5-902236-19-3
  • Александровский Г. Б. Цусимский бой. - Нью-Йорк: Rossiya Publishing Company, Inc., 1956.
  • Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг... - Харвест, 2000. - ISBN 9854338886
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 03:23:28
Похожие рефераты:

«Бодрый» - эскадренный миноносец типа «Буйный», принявший участие в Цусимском сражении.До 9 марта 1902 - «Пескарь».
В составе Второй Тихоокеанской эскадры
: в 1901 году зачислен в списки судов Балтийского флота и заложен на судоверфи

Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 4 мая 1902 года, вступил в строй 19 сентября 1902 года.
После вступления в строй отправился на Дальний Восток с

отрядом А. А. Вирениуса, однако с началом Русско-японской войны вернулся в Россию.
Вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры и 29 августа 1904 года покинул Кронштадт под командованием капитана 2-го ранга П. В. Иванова.

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Бодрый» входил в состав 2-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении контр-адмирала О. А. Энквиста. Утром 15 мая «Бодрый» взял на борт команду с гибнущего миноносца «Блестящий».
Было принято решение уйти в Шанхай, где принять уголь и попытаться самостоятельно прорваться во Владивосток.Но на следующий день миноносец попал в жестокий шторм, а в ночь на 17 мая уголь на корабле подошел к концу. Из тентов пришлось соорудить самодельные паруса.
Вскоре терпящий бедствие «Бодрый» был замечен с английского парохода «Квейлин», который на буксире привёл русский корабль в Шанхай. Там миноносец разоружился до окончания военных действий.

Служба в составе Сибирской флотилии

6 ноября 1905 года «Бодрый» был включён в состав Сибирской флотилии. В 1907 году прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов во Владивостокском порту с заменой листов палубного настила и трубок в котлах и перевооружением. 12 декабря 1917 года вошел в состав Красной Сибирской флотилии, затем был захвачен японскими войсками.

После освобождения Владивостока от интервентов в строй не вводился. 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ и сдан на слом.

Служба

Класс и тип судна - Эскадренный миноносец.

Порт приписки - Санкт-Петербург,Владивосток.

Организация - Вторая Тихоокеанская эскадра,Сибирская флотилия.

Изготовитель - Невский завод.

Выведен из состава флота - 1925 год.

Статус - Разобран.

Основные характеристики

Водоизмещение - 440 т.

Длина - 64,1 м.

Ширина - 6,4 м.

Осадка - 2,82 м.

Двигатели - 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла Ярроу.

Мощность - 5700 л. с. (4,2 МВт).

Движитель - 2.

Скорость хода - 26,06 узла (48,3 км/ч).

Дальность плавания - 1200 морских миль 12-узловым ходом.

Экипаж - 4/62 чел.

Вооружение

Артиллерия - 1 × 75-мм/50,5 × 47-мм/35 Гочкиса,2 × 7,62-мм пулемёта.

2 × 75-мм,6 × 7,62-мм пулемётов.

Минно-торпедное вооружение - 3 × 381-мм ТА