Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Г. П

Г. П

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. Отец, Петр Георгиевич, выпускник Московского высшего технического училища, работал в авиационной промышленности. Мать, Капитолина Николаевна, после окончания I Московского медицинского института работала врачом.

В 1946 г. Г.П. Щедровицкий поступает на физический факультет Московского университета (специальность теоретическая физика). Область научных интересов Георгия Петровича сформировалась уже на первых курсах физфака - строение научных теорий с интенцией на разработку проекта теории мышления. Это предопределило его переход на философский факультет (1949 г.), где он занимается философскими проблемами естествознания, а затем логикой и методологией науки. Еще будучи студентом четвертого курса, стал преподавать в школе (логика, психология, физика). В 1953 г. заканчивает с отличием факультет; дипломная работа посвящена механизмам развития научных понятий.

Сразу же после окончания университета Г.П. Щедровицкий начинает работу над кандидатской диссертацией по теме «Языковое мышление и методы его анализа», пытаясь особым образом соединить представления, средства и методы логики, лингвистики, психологии и социологии. После защиты диссертации ему была присуждена ученая степень кандидата философских наук (1964 г.).

Первые научные статьи Георгия Петровича (по проблемам мышления и мыслительной деятельности) датированы 1957 г. Тогда же в журнале «Доклады АПН РСФСР» была опубликована разработанная им совместно с Н.Г.Алексеевым и И.С.Ладенко программа комплексных исследований мышления и деятельности, до настоящего времени реализуемая многими исследованиями.

В научной (одновременно и педагогической) деятельности Георгия Петровича особое место занимают семинары, благодаря которым он вовлекал в свои исследовательские программы студентов и научную молодежь, С 1955 г. он ведет методологический семинар и в том же году организует (при кафедре логики философского факультета МГУ) семинар по комплексному и системному изучению мышления. В марте 1958 г. в рамках Всесоюзного общества психологов Георгий Петрович организует (совместно с В.В.Давыдовым и при поддержке профессора П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике, деятельность которой он обеспечивал до конца жизни. Наконец, в 1962 г. при Совете по кибернетике АН СССР он создает (совместно с В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике, которым руководит до 1976 г. Результатами работы этого семинара стали, в частности сборник «Проблемы исследования систем и структур» (1965 г.) и брошюра Г.П. Щедровицкого «Проблемы методологии системного исследования» (1964 г.).

С апреля 1958 г. Георгий Петрович начинает работать в издательстве АПН РСФСР: в редакции педагогического словаря он ведет разделы психологии, физиологии и производственного обучения, затем в редакции педагогики редактирует труды Н.К. Крупской, П.П. Блонского, книги по теории и истории педагогики. В те же годы он работает в отделе теории (редактор) журнала «Вопросы психологии».

Основной круг научных интересов в эти годы - структурно-системный анализ знаний и мыслительной деятельности, место и границы логических и нормативных методов анализа мышления, их отношение к психологическим и психолого-педагогическим исследованиям мышления.

С октября 1960 г. по август 1965 г. в должности младшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания ОПН РСФСР Г.П. Щедровицкий занимается проблемами умственного развития дошкольников, детской игры и ее роли в развитии «детского общества», развития дошкольников и школьников в условиях обучении, а также анализом и типологией ситуации учения-обучения. Основные темы исследований этого периода: «Исследования мышления детей на материале решений арифметических задач» (публикации 1960, 1961, 1964, 1965, 1974 гг.), «Методология педагогического исследования игры» (1963, 1964, 1966, 1973 гг.), «Взаимосвязь обучения и развития в системодеятельностной точки зрения» (1966,1968,1974 гг.). Тогда же Георгий Петрович (совместно с Б.В.Сазоновым, В.М. Розиным, Н.И. Непомнящей, Н.Г. Алексеевым и А. С. Москаевой) подготовил к изданию фундаментальный труд «Педагогика и логика», в котором были отражены основные направления исследований в рамках содержательно-генетической логики и теории деятельности.

С 1960 года Г.П. Щедровицкий уделяет много внимания проблемам речи и языка, намечая программу построения системодеятельностной семиотики. Основные работы этого направления: «О методе семиотического исследования знаковых систем» (публикации 1963, 1965, 1967 гг.), «Естественное и искусственное в знаковых системах» (1965, 1966, 1967 гг.), «Об основных подходах в изучении знаков и знаковых систем» (1964, 1965, 1966, 1967 гг.).

Во ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (август 1965 г. - март 1969 г.) Г.П. Щедровицкий в должности старшего научного сотрудника руководит группой методологией дизайна. Основными становятся базовые понятия теории деятельности, особенности проектного мышления и проектной деятельности, методы исторического и историко-критического анализа. Исследования этого периода отражены в работах «Дизайн в системе обособляющегося проектирования» (1965-1967 гг.) и «Мышление дизайнера» (1966-1969 гг.). Одновременно делается попытка перенести представления о сфере деятельности, разработанные на материале дизайна, в область педагогики и лингвистики: «Система педагогических исследований» (публикации 1966 и 1970 гг.) и «Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий» (1966 и 1969 гг.). Вместе с тем разрабатываются и углубляются социологические подходы в изучении деятельности и мышления, на передний план все больше выходят проблемы организации, руководства и управления. Начинаются исследования научно-технических движений - дизайнерского, системного, организационно-управленческого и др.

В феврале 1968 г. в Москве проходит судебный процесс по делу А.Гинзбурга и Ю.Галанскова, который учился в той же школе, где в свое время преподавал Георгий Петрович. По этой причине или по каким-то другим соображениям он подписал коллективное письмо деятелей культуры и науки руководителям КПСС и правительства в защиту обвиняемых. В июле-августе того же года решениями РК и МГК КПСС Г.П. Щедровицкий был исключен из рядов КПСС (вступил в 1956 г.) «за действия, использованные во вред партии и страны». В след за этим был рассыпан набор «Педагогики и логики», которая полноценным тиражом вышла лишь в 1993 году.

Тем не менее до марта 1969 г. Георгий Петрович продолжал работать в отделе теории и методики дизайна ВНИИТЭ, руководил подготовкой коллективной монографии «Методологические проблемы теории дизайна» - до внезапного увольнения из института по причине сокращения штатов. Непосредственным поводом послужила «Реплика» газеты «Правда», подписанная тогдашним главным редактором В. Афанасьевым, по поводу статьи Г.П. Щедровицкого «Данные науки или самообман» в «Литературной газете». В статье (заголовок был дан газетой) утверждалось, что до сформирования социологией своего научного предмета проводимые конкретные социологические исследования нельзя рассматривать как научно обоснованные.

В итоге Георгий Петрович остался без работы и - в перспективе - без средств к существованию, поскольку в те годы мало кто мог решиться взять на работу исключенного из партии кандидата философских наук. Однако такие люди нашлись: в апреле 1969 г. Г.П. Щедровицкого принимают в штат Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР - вначале на должность методиста, затем руководителя учебно-методической лаборатории.

В этот период, не обращая внимания на «обстоятельства», Георгий Петрович продолжает разработку проблем семиотики и теории понимания (герменевтики), исследования особенностей проектного, планирующего и программирующего мышления, занимается анализом перспектив развития методологического мышления и методологии, специфических форм методик и методической работы, используя любые возможности для публикации результатов своих (и коллективных) исследований.

Основные работы этого периода: «Смысл и значение в структуре знака» (публикации 1969, 1970, 1971 и 1974 гг.), «Проблемы исторического развития мышления» (1973, 1974 и 1975 гг.), «Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии» (1974, 1979, 1981 и 1985 гг.). Тогда же осуществляются интенсивные разработки основ общей теории деятельности, процессов рефлексии и их роли в развитии деятельности, начинается более детализированный анализ процессов коммуникации. Основные публикации в рамках этого направления: «Значения и знания» (1971 г.), «Деятельность, коммуникация, рефлексия» (1974 г.), «Смысл и понимание» (1977 г.).

В 1975 г. выходит коллективная (А.Раппопорт, О. Генисаретский, Б. Сазонов и др.) монография «Разработка и внедрение автоматических систем в проектировании. Теория и методология». В разделе «Исходные представления и категориальные» средства теории деятельности«, который написал Георгий Петрович, осуществлена сборка основных представлений теории деятельности и системного подхода.

В октябре 1974 г. Г.П. Щедровицкий переходит в Московский областной государственный институт физической культуры старшим преподавателем кафедры педагогических дисциплин. Он читает лекции по педагогике и истории педагогики, введению в специальность, ведет курсы по методологии научно-педагогических исследований в сфере спорта и методологии проектирования систем спортивной подготовки, а также спецкурсы по социально-психологической структуре спортивных коллективов и команд. С 1977 г. он организует исследования по теме «Методические рекомендации по проектированию годичного цикла подготовки (содержание и модели организации учебных занятий с тренерами олимпийского резерва)».

Интерес, проявленный к методологии со стороны спортивных руководителей, вполне понятен: приближается Московская Олимпиада. С 1974 г. Георгий Петрович становится членом Научного совета Спорткомитета СССР и руководителем Комиссии структуросистемных исследований и разработок в сфере физкультуры и спорта. За три года Комиссия провела пять всесоюзных совещаний по проблемам системодеятельностного анализа физкультуры и спорта. В те же годы Г.П. Щедровицкий руководит (совместно с Л.Н.Ждановым) научно-методологическим семинаром по проблемам физкультуры и спорта в МОГИФКе (с 1976 г.) и реализацией комплексной научно-методологической программы исследований производственной практики и практической подготовки студентов (с 1979 г.), организованной Минвузом СССР.

В этот период основными предметами исследований становятся формы организации коллективного мышления и деятельности, организационная и социально-психологическая структура коллективов, коммуникация в группах и в коллективе, междисциплинарные связи. Основные тексты: «Об основных аспектах социологического исследования физкультуры и спорта как сферы деятельности» (1977 г.), «Об основных проблемах и направлениях научно-методологических исследований в сфере спорта» (1977 г.), «Комплексная организация научно-исследовательских работ как социотехническая система» (1979 г.) и др.

В 1979 г. Георгий Петрович начинает исследования по теме «Анализ техники решения сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия». На их основе им была разработана новая форма организации коллективного мышления и деятельности, направленная на решение сложных междисциплинарных, производственных, научно-технических и оргуправленческих проблем, которая получила название организационно-деятельностные игры (ОДИ). За период 1979-1991 гг. Г.П. Щедровицкий провел свыше 90 ОД-игр, при том, что сами они послужили материалом и средством дальнейших разработок в области мышления, деятельности, понимания и рефлексии. Так, в 1983 г. Георгий Петрович с группой соавторов в рамках темы «Перспективы и пути автоматизации систем мыследеятельности» подготовил следующие работы: «Ситуационный анализ и анализ ситуаций», «Схемы и знаки в мышлении и деятельности», «Схемы в мышлении и знаки в коммуникации», «Работа со схемами в организационно-деятельностных играх».

1980-1983 гг. - Г.П. Щедровицкий работает (старший научный сотрудник) в отделе психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В декабре 1983 г. в связи с изменениями в руководстве НИИОПП и решением президиума АПН о закрытии всех исследований, связанных с психологией оргуправленческой деятельности, он переходит в ЦНИИпроект Госстроя СССР - в отдел методологии и теории инженерных изысканий, который в 1986 г. был передан (в процессе реорганизации) в Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству Госстроя СССР.

Основные темы исследований этого периода: «Категория сложности производства проектно-изыскательских работ» и «Типология ситуаций проектно-изыскательских работ». Одновременно Георгий Петрович ведет межвузовский семинар по системному подходу в геологии в МИНХ и ГП им. И.М. Губкина.

Следующим местом работы Г.П. Щедровицкого стал Всесоюзный НИИ теории архитектуры и градостроительства, где Георгий Петрович заведывал лабораторией организации проектно-строительного дела (декабрь 1988 г. - апрель 1992 г.), восстанавливая прежнюю линию проектных и программных разработок.

Последним местом работы Георгия Петровича была Международная академии бизнеса и банковского дела (в настоящее время - Тольяттинская Академия управления) (апрель 1992 года - 1994 год). Здесь он руководил группой своих учеников, создавших Сеть методологических лабораторий для проектирования современной системы образования и методологической подготовки и приступавших к реализации этого проекта.

В общей сложности Георгий Петрович имеет около 150 опубликованных работ, в том числе в США, Англии, Германии, Болгарии и др. странах. Но это лишь часть того, что написано им за 40 лет активного труда, непрекращающихся размышлений, дискуссий, обсуждений и бесед с коллегами, друзьями и учениками.

Последние годы его жизни, совпавшие с периодом перестройки, способствовали социализации методологии. В структуре Союза научных и инженерных обществ СССР Г.П. Щедровицкий создает Комитет по СМД-методологии и ОД-играм, организует и проводит пять всесоюзных съездов методологов (Киев, Самара, Москва), последний из которых (1993 год) был посвящен 40-летию Московского методологического кружка.

Текст подготовлен Г.А. Давыдовой на основе автобиографических материалов.

Георгий Петрович Щедровицкий

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Место смерти:

Болшево Московской области

Научная сфера:

СМД-методология, философия, логика, языкознание

Альма-матер:

Московский государственный университет

Научный руководитель:

А. А. Зиновьев, П. А. Шеварев

Известные ученики:

Н. Г. Алексеев, О. И. Генисаретский, Н. И. Кузнецова, В. А. Лефевр, В. П. Литвинов, С. В. Наумов, С. В. Попов, Ю. В. Громыко, А. П. Зинченко, А. Г. Реус, А. А. Тюков, Р. Г. Шайхутдинов, В. С. Швырёв, П. Г. Щедровицкий

http://www.fondgp.ru

Биография

Георгий Петрович Щедровицкий родился в семьеинженераи хозяйственного руководителяП. Г. Щедровицкого (старшего)иврача-микробиологаК. Н. Щедровицкой(урождённойБаюковой;1904-1994).

В 1937 годуон поступил во второй класс 2-й средней школы и учился в ней до эвакуации семьи в г.Куйбышев. В Куйбышеве параллельно с учёбой в школе работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В1943 годувместе семьёй возвратился в Москву и продолжил учёбу в 150-й школе. В 1946 году закончил эту школу с серебряной медалью.

С 1946по1949 годучился нафизическом, а с 1949 года - нафилософском факультете МГУ, который закончил с отличием в1953 году. В1964 годузащитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Член КПССс1956по1968 год(исключён за подписание так называемого «Письма 170-ти» в защитуАлександра ГинзбургаиЮрия Галанскова ).

В 1951-1958 годахработал школьным учителем; в 1958-1960 годах-редакторомиздательстваАПН РСФСР. В 1960-1965 годы-научный сотрудникНИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР; в 1965-1974 годы- научный сотрудник научно-исследовательских и проектных организаций; в 1974-1980 годы- преподавательМОГИФК; в 1980-1983 годы- научный сотрудникНИИОПАПН. С 1983 по1992 год- заведующий лабораториями в проектно-исследовательских организациях.

В период 1990-1994 годов- главный редакторжурнала«Вопросы методологии»; с1988 года- председатель Комитета по системомыследеятельностной методологии и ОДИ ПравленияСоюза научных и инженерных обществ СССР.

Последние годы Щедровицкий прожил и провёл в кругу молодых «банкиров» в Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела(МАБиБД, г.Тольятти, Ягодинский лес). С 2000 года проект МАБиБД был переименован вТольяттинскую Академию Управления(ТАУ, «Русская школа управления»), ректором которой с2008 годаявляется ученик Щедровицкого Н.Ф. Андрейченко. Предыдущий ректорА. Е. Волковзанимается проектомМШУ «Сколково».

Был трижды женат: на Н. П. Мостовенко, И. А. Щедровицкой (Кривоконевой) иГ. А. Давыдовой. От первого брака родилась дочь, от второго - сынПётр.

Скончался в посёлке БолшевоМосковской областизимой1994 года .

Деятельность

Щедровицкий - один из основателей Московского логического кружка(с1952 года; в Кружок также входилиБ. А. Грушин,А. А. ЗиновьевиМ. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения -Московского методологического кружка (ММК).

Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологическом так и в онтологическом планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии«как общей рамки всей жизнедеятельности людей». Предложил и развивал оригинальную логико-методологическую программу, прошедшую этапы:

    деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-1971),

    системомыследеятельностного подхода и общей методологии (с 1971).

В развитие и социально-практическое воплощение своих философско-методологических идей предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойстваучебно-деловых игри интеллектуального методологическогодискурса(с1979по1993 годыорганизовал и провел 93 игры).

Круг интересов и размах научного творчества Щедровицкого был чрезвычайно широк и разнообразен: педагогикаилогика, общая теория деятельности и логика и методология системно-структурных исследований и разработок,философия наукиитехники, проектирования и организации,психологияисоциология,языкознаниеисемиотика- везде он оставил свой оригинальный след.

Георгий Щедровицкий

Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология

Курс лекций 3-е издание, исправленное и дополненное

Издательство Студии Артемия Лебедева


Ответственный редактор П. Г. Щедровицкий

Редакторы Г. А. Давыдова, А. В. Русаков

Эта книга – третье издание курса лекций по управлению Г. П. Щедровицкого (1929–1994) – отечественного мыслителя, философа, методолога и общественного деятеля. Автор считает, что деятельность организации и управления является ведущей для развития любых практических сфер. Источник принципов методологической школы управления – глубокая теоретическая и онтологическая проработка оргуправленческого мышления. Знания и представления, которыми оперирует методология, имеют характер предписаний к действию или проектов организации деятельности (или мышления). Особое внимание в лекциях уделено системному подходу, разработанному в Московском методологическом кружке.

Книга предназначена для специалистов по организации, управлению и руководству, для студентов и аспирантов всех специализаций в области менеджмента.


© ННФ «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», основной текст, 2005

© П. Г. Щедровицкий, предисловие, 2014

© Г. А. Давыдова, А. В. Русаков, предисловие редакторов, примечания, указатель имен, 2014

© А. В. Русаков, литература, 2014

© Студия Артемия Лебедева, оформление, 2014

П. Г. Щедровицкий. Предисловие

Я поднимаюсь по эскалатору станции метро «Павелецкая», выскакиваю на улицу и, щурясь от солнца, бегу к переходу через Садовое кольцо. На противоположной стороне Садового, у моста через Москву-реку стоит типичная советская постройка – на вид 1930-х годов, из кирпича, покрашенная желтоватой краской. Тут расположен Институт повышения квалификации Министерства энергетики СССР. Именно здесь сегодня начнутся лекции моего отца, Георгия Петровича Щедровицкого, и организационно-деятельностная игра, посвященные проблемам управления. На дворе – май 1981 года.


Обстановка

В Советском Союзе с конца 1960-х годов стали существенно расширяться планы строительства атомных электростанций (АЭС). Партийные и правительственные документы, включая постановление 1980 года, предусматривали в период с 1980 по 1991 год ввод в эксплуатацию 66,9 миллионов кВт, а также создание необходимой инфраструктуры гражданской атомной энергетики для обеспечения АЭС совокупной мощностью в 100 ГВт. Продолжается активное продвижение отечественных атомных технологий на рынки стран Восточной и Северной Европы.

В периоды непосредственно предшествующий и последующий за чтением в ИПК Минэнерго лекций Георгия Петровича Щедровицкого в атомной отрасли происходит целый ряд значимых событий .

8 апреля 1980 года состоялся пуск третьего блока Белоярской АЭС, строительство которого продолжалось почти 13 лет. В июне 1981 года досрочно завершается эксплуатация первого блока Белоярской АЭС. После аварии в декабре 1978 года активно обсуждается судьба первого и второго блоков и разрабатываются сценарии развития площадки в целом. К этим обсуждениям в дальнейшем был привлечен Георгий Петрович и члены его команды .

По мере увеличения масштабов сооружения новых энергоблоков все более и более остро обозначились многочисленные проблемы серийного строительства АЭС. Несмотря на идущую в этот период разработку и дальнейшее принятие в 1982 году на базе накопленного опыта «обязательных технологических правил сооружения энергоблока» (так называемых ОТП-82), которые были ориентированы на серийное строительство АЭС , эти сроки повсеместно нарушались и фактически темпы и качество строительства зависели во многом от качества руководства конкретным объектом.

В седьмой лекции Георгий Петрович, потеряв терпение, зачитывает выдержку из отчета правительственной комиссии по итогам проверки хода строительства на Калининской АЭС .

«…У нас на строительстве, – цитирует Георгий Петрович, – уже много лет не выполняется план ввода мощностей… Основными недостатками строительства энергетических объектов являются недостаточная концентрация и распыленность капитальных вложений, увеличение против нормативной продолжительности строительства, неравномерность ввода мощностей в течение года, неравномерность загрузки рабочих и техники, медленный рост производительности труда. На результатах строительства отрицательно сказывается отставание собственной индустриальной базы Министерства, хроническое несоблюдение принципа опережающего строительства жилых домов, объектов социального и культурно-бытового назначения».

Таким образом, вопрос об управлении строительством в этот момент стоял чрезвычайно остро, что и задавало прикладную направленность работы, которую проводил ИПК Минэнерго с резервом кадров.

Следует сказать, что с 30 марта по 4 апреля 1981 года по просьбе директора Белоярской атомной электростанции Вадима Михайловича Малышева Георгий Петрович Щедровицкий проводит в городке Заречный Свердловской области организационно-деятельностную игру «Обеспечение нормального функционирования и развития технологий и деятельности на АЭС». Одним из следствий игры стало привлечение Георгия Петровича к обсуждению ситуации в отрасли и приглашение его в качестве лектора в ИПК Минэнерго для работы с кадровым резервом.


Ситуация

Лекции Георгий Петрович читает параллельно с проведением игры . Игра называется «Вступление в должность начальника управления строительством АЭС». Чуть позже Георгий Петрович проведет с резервом кадров ИПК Минэнерго еще одну игру – «Программирование социального развития коллектива строительства АЭС».

Резерв кадров Минэнерго представлял собой достаточно разнородный и разновозрастный коллектив. Реальных начальников управлений строительства, как я помню, в составе слушателей летнего потока 1981 года было всего двое. Большинство резервистов – заместители, как линейные, так и функциональные. Но было и несколько специалистов, находящихся на более низких уровнях пресловутой советской вертикали управления, которых, как это часто бывает в практике повышения квалификации и переподготовки, прислали в последний момент взамен заместителей с тех площадок строительства, где, как всегда в летние месяцы, образовался «аврал».

Молодые специалисты чувствуют себя неуютно – особенно поначалу, сидя за одной партой с начальством, пусть и не их непосредственным, но слой узкий, все, конечно, друг друга знают. В коридорах работники ИПК шушукаются: давно не было такого представительного состава. Аж два настоящих руководителя строек приехали; такого в последнее время никто не помнит. Неспроста.

На игре состав слушателей разбит на группы по пять человек. С ними работает команда психологов во главе с Виктором Андреевичем Заргаровым , социологом и психологом из Новосибирска. В моде тогда были разговоры о командах и командообразовании, о ролевых структурах, о более эффективном использовании индивидуальных качеств и способностей каждого управленца. Атомная отрасль и здесь хочет быть передовой и максимально использовать как отечественный, так и мировой опыт подготовки управленческих кадров, в том числе в командном режиме. Это отдельная линия обучения.

Вступление в должность – типовая ситуация, с которой неоднократно в своей карьере сталкивается любой руководитель. Георгий Петрович экспериментирует с игровой формой. Игра строится как имитационная: вас назначили руководителем управления строительством АЭС; сроки строительства сорваны; партия и правительство ждут от отрасли своевременного ввода в эксплуатацию новых энергетических объектов; экономика страны нуждается в дешевой электроэнергии; вы приехали на площадку; ваши первые действия.

Действительно, а с чего вновь назначенный руководитель должен начать свое знакомство с ситуацией на площадке – с коллектива? Как ему быстро выявить причины отставания от утвержденного графика?

Вот вы, например, заместитель начальника управления строительством на Нововоронежской АЭС по транспорту? Вас назначили начальником строительства на Калининскую АЭС. Именно материалы по анализу ситуации на этой станции раздаются всем участникам игры как «кейс» для разработки программы действий. Ваши действия? Проблема

Каждый из читателей может мысленно поставить себя на место «резервистов» или вспомнить аналогичные ситуации из своей управленческой практики. «Георгий Петрович, надо собрать совещание», – то ли вопросительно, то ли утвердительно после достаточно длинной паузы произносит «новоиспеченный» начальник строительства. «Ну, так собирайте! Проводите». – «Что, прямо здесь? Сейчас?!» – «Да, здесь и сейчас. Товарищи, давайте поможем, переставим столы, чтобы получился стол для совещаний. Перед вами типовая организационная структура управления строительством. Материалы о реальной ситуации на одной из строек. Давайте быстро распределим позиции и роли между собой и приступим».

Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995. - 800 с.
ISBN 5-88969-001-9

Настоящее издание есть первое (и пока единственное) собрание трудов выдающегося мыслителя XX века - философа и методолога Георгия Петровича Щедровицкого (1929-1994), основателя методологического движения в нашей стране. И в качестве такового это издание преследует весьма скромную цель - лишь в самых общих чертах отобразить размах его творчества, представив работы разных лет и разной проблемно-тематической направленности.

Книга адресована широкому кругу читателей - всем тем, кто рефлексивно относится к своей деятельности и придает значение собственным мыслительным средствам.

  • Предисловие
  • К творческой биографии Г.П.Щедровицкого (1929 - 1994)
  • ПРОГРАММЫ. ПОДХОДЫ. КОНЦЕПЦИИ
  • Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований
  • О различии исходных понятий «формальной» и «содержательной» логик
  • «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах
  • Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии
  • Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок
  • Организационно -деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности
  • Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов
  • КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
  • Проблемы методологии системного исследования
  • Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности
  • Два понятия системы
  • Исходные представления и категориальные средства теории деятельности
  • Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание
  • НАУКА. ИНЖЕНЕРИЯ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ
  • Методологические замечания к проблеме происхождения языка
  • Методологическая картина дизайна
  • Дизайн: проблемы исследований
  • Дизайн и его наука: «художественное конструирование» - сегодня, что дальше?
  • Педагогика и социология
  • О специфических характеристиках логико-методологического исследования науки
  • Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности
  • «Человек» как предмет исследований
  • Проблема объекта в системном проектировании
  • Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности
  • «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах
  • МЫШЛЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ
  • «Языковое мышление» и его анализ
  • О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики
  • Заметки о мышлении по схемам двойного знания
  • Системно-структурный подход в анализе и описании эволюции мышления
  • Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание»
  • Рефлексия
  • Проблема исторического развития мышления
  • ЗНАК. ЗНАЧЕНИЕ. СМЫСЛ
  • К характеристике основных направлений исследования знака в логике, психологии и языкознании
  • Что значит рассматривать «язык» как знаковую систему?
  • Смысл и значение
  • ПОНЯТИЕ. ЗНАНИЕ. МОДЕЛЬ
  • О некоторых моментах в развитии понятий
  • О строении атрибутивного знания
  • О различных планах изучения моделей и моделирования
  • Синтез знаний: проблемы и методы
  • РАЗВИТИЕ. УЧЕНИЕ. ИГРА
  • К анализу процессов решения задач
  • Игра и «детское общество»
  • Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания
  • Методологические замечания к педагогическому исследованию игры
  • Литература
  • I. Работы Г.П.Щедровицкого
  • II. Работы других авторов
  • Указатель имен

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ЩЕДРОВИЦКИЙ

3 февраля 1994 г. скончался Георгий Петрович Щедровицкий, создатель новой профессии "методолог " и основатель современной школы методологии. Скончался Ученый, внесший существенный вклад во многие области гуманитарной науки и социальной практики. Скончался Учитель, воспитавший несколько поколений настоящей элиты представителей гуманитарной культуры. Со смертью Г.П. Щедровицкого человеческий дух, устремленный к поиску правды, добра и красоты, понес невосполнимую утрату.

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 г. в Москве. Он учился в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и, перейдя с физического факультета на философский, закончил его в 1953 г. Еще будучи студентом, он работал учителем в школе и преподавал физику, логику и психологию. В 1963 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по философии.

В течение своей профессиональной жизни Георгий Петрович накопил поистине богатейший послужной список мест работы и должностей, но где бы он ни находился, везде он обращал на себя внимание новизной своих идей и мощностью своего ума. Там, где он появлялся, тут же возникал центр полипрофессиональной коммуникации, центр жарких дискуссий по самым актуальным проблемам философии, логики, психологии, лингвистики и методологии науки. Каждый раз человеческий талант и выбранная им самим судьба методолога выдвигали его на место руководителя, организатора, исследователя, учителя, преподавателя.

В последние годы Г.П. Щедровицкий являлся председателем Комитета по системомыследеятельностной методологии и организационнодеятельностным играм правления Союза научных и инженерных обществ, главным редактором журнала "Вопросы методологии ".

На протяжении 40 лет Г.П. Щедровицкий был бессменным руководителем Московского методологического кружка. В течение уже первых 10 лет деятельности ММК (1953- 1963 гг.) методологи первого поколения, как они вошли в историю кружка,- А.А. Зиновьев, А.М. Пятигорский, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин, В.А. Костеловский, В.Н. Садовский, В.А. Лекторский, Н.Г. Алексеев и Г.П. Щедровицкий - создали основной корпус методологических дисциплин: содержательногенетическую логику, системноструктурную методологию, теорию языкового мышления, общую теорию деятельности, эпистемологию, теорию семантики, методологию психологии. Ими были заложены основы современной культурологии и антропологии, сформулированы основные методологические принципы макросоциологии анализа развития социальнопроизводственных систем. Мы говорим "ими ", так как Георгий Петрович был одним из первых, кто во весь голос заявлял, что время гениальных одиночек прошло и наступает время коллективной мыслительной деятельности. Он всю жизнь без остатка отдал этому делу - делу свободного объединения свободных творческих сил. Вместе с тем его незаурядность вносила в любое коллективное действие столь мощный заряд, что о многих результатах работ его коллег и учеников можно сказать: это либо влияние, либо реализация идей Г.П. Щедровицкого.

Собственные научные труды Георгия Петровича по проблемам методологии и антропологии невозможно переоценить. Из его

печатных работ опубликовано 7 монографий и более 200 статей. Кроме того, его перу принадлежат десятки тысяч страниц текстов, хранящихся в библиотеке Московского методологического кружка, к содержанию которых обращаются все новые и новые Поколения методологов. Широта проблем, обсуждавшихся в кружке, позволяла Г.П. Щедровицкому откликаться на самые острые и кризисные ситуации развития методологии, философии и науки. Его статьи публиковались в журналах Академии наук СССР, периодических изданиях Академии педагогических наук, в других научных и научнопопулярных журналах, сборниках трудов и материалах бесчисленного количества семинаров и конференций. Многие из его работ переведены на иностранные языки и опубликованы в зарубежных изданиях. В 1990 г. Георгий Петрович создал журнал "Вопросы методологии " как трибуну для современной методологии.

Многие работы Г.П. Щедровицкого посвящены актуальным проблемам психологии, некоторые из них были опубликованы в журнале "Вопросы психологии ". Среди этих работ отметим лишь те, которые оказали существенное воздействие на развитие психологической науки в целом: это, прежде всего, методология исследования мышления как деятельности, содержательногенетический анализ структуры способа и процесса решения задач, методология педагогического исследования игры дошкольника, общая теория деятельности и анализ кооперации, изучение структуры смысла и процессов понимания в коммуникации, исследования взаимоотношений детей в совместной деятельности, проблемы психологических методов в педагогике. Многие его идеи по разработкам психологических проблем нашли воплощение в фундаментальных и прикладных исследованиях его коллег и учеников, но значительно большее количество его идей еще окажут свое мощное влияние на развитие психологической науки в будущем.

Так, в 1966 г. при непосредственном участии и под руководством Георгия Петровича была написана коллективная монография "Педагогика и логика ", определившая на принципиально иных основах - основах антинатуралистической, деятельностной доктрины - программу построения новой психологии и педагогики. Непреходящее значение для психологии имеет сборник "Обучение и развитие ", опубликованный в 1966 г. по материалам симпозиума, где Георгий Петрович изложил основные принципы анализа проблемы обучения и развития в парадигме общей теории деятельности, создав тем самым фундамент нового подхода к определению места психологии в сфере образования.

Г.П. Щедровицкий обладал безгранично широким кругозором и стремился передать свое видение горизонтов мысли большому количеству слушателей, людей, искренне заинтересованных проблемами науки. Стремясь расширить круг участников дискуссий, в 1979 г. он вместе со своими друзьями и единомышленниками пришел к идее создания организационнодеятельностной игры как формы и метода исследования, социального проектирования, техники социальных инноваций и способа практического решения крупных народнохозяйственных проблем. Этот метод за короткое время принял форму постоянно расширяющегося социального движения, включающего в свою орбиту все новые области общественной практики и охватывающего все новые регионы в нашей стране и за ее пределами. Все 15 лет Георгий Петрович оставался неизменным лидером этого движения, проявляя при этом незаурядный организаторский и просветительский талант.