Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Основные проблемы по русскому языку егэ. Примеры сочинений егэ

Основные проблемы по русскому языку егэ. Примеры сочинений егэ

В преддверии ЕГЭ по русскому языку я бы хотела разобрать несколько сочинений, которые удостоились максимальной оценки - 24 первичных балла. Вы увидите, что эти сочинения далеки от идеальных, но благодаря своему содержанию они получили высший балл.

1.


Когда я прочитала это сочинение, то удивилась, почему вообще ему присудили 24 балла. В нём наблюдаются речевые, грамматические и пунктуационные ошибки.
Глагол "сочувствовать" требует после себя дополнения "кому/чему".
"Выслушать и дать совет" - ошибка в однородных членах предложения, поскольку эти глаголы требуют после себя разных падежей ("выслушать кого/что?" и "дать совет кому/чему").
"Так" - в данном контексте является вводным словом и должно отделяться запятой (негрубая пунктуационная ошика).
"О её положении, она сама" - избыточность местоимений порождает двусмысленность.
"Порой" - наречие времени, не является вводным словом, следовательно, не обособляется.
Кроме этого, можно отметить огромное количество повторов (речевая ошибка).
UPD: позже, благодаря нашему пользователю Любови Орловой, была обнаружена и орфографическая ошибка: "на примере случИя". По-видимому, эксперт посчитал её негрубой.

Тем не менее это сочинение получило максимальный балл. Возможно, из-за усталости проверяющего, не заметившего ошибки (хотя сочинения на 23-24 балла обычно перепроверяются несколькими экспертами; возможно, я всё-таки излишне придирчива). Зато на вооружение можно взять тот факт, что даже пример из сомнительного шоу "Пусть говорят" был удостоен высшей оценки.

2.

И здесь тоже обнаруживаются негрубые ошибки.
"Повествовать историю" нельзя: можно "рассказывать историю" либо "повествовать о ком/чём".
"Они оба": строго говоря, местоимение "они" должно относиться к подлежащему "предложения", а не к "герою и его матери".
Глагол "переживает" без дополнения "что/о ком/о чем/из-за чего" переходит в разряд разговорной лексики. В письменной же речи к глаголу необходимо дополнение.
"Из-за запрета мужа" не является уточняющей конструкцией, поэтому не должно обособляться (негрубая пунктуационная ошибка).
"День Рождения" - название праздника пишется с маленькой буквы: "день рождения" (негрубая орфографическая ошибка).

В этом сочинении можно обратить внимание на допустимость отсылки к исходному тексту без цитирования (при помощи указания номеров предложений).

3.


Данное сочинение отличается богатством языка и особенно удачной композицией (к которой можно отнести и эпиграф). Единственный существенный недостаток - это отсутствие названия произведения и автора во втором аргументе. Но поскольку второй аргумент формально может быть взятым хоть из программы "Пусть говорят", то эта оплошность не помешала автору получить высший балл.

4.

Какими бывают проблемы?

1.Нравственные проблемы
2.Социальные проблемы
3.Философские проблемы
4.Эстетические проблемы
5.Политические проблемы
6.Экологические проблемы

Как определить главную проблему текста?

1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.
2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.
3. Выберите главную из них.
4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.
5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста.

Формулировка конкретных проблем текста

1. Проблема роли книги в жизни человека
2. Проблема роли книги в формировании личности
3. Проблема роли чтения в жизни человека
4. Проблема культуры речи в жизни человека
5. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального развития
6. Проблема развития русского языка
7. Проблема сохранения русского языка
8. Проблема образования в наши дни
9. Проблема милосердия и сострадания в нашей жизни
10. Проблема сохранения души
11. Проблема чёрствости и жестокосердия
12. Проблема роли любви в жизни человека
13. Проблема роли дружбы в нашей жизни
14. Проблема роли чести в жизни человека
15. Проблема роли совести в жизни человека
16. Проблема роли патриотизма в человеческой жизни
17. Проблема одиночества в жизни человека
18. Проблема нравственного выбора человека
19. Проблема взаимоотношения поколений
20. Проблема взаимоотношений между членами семьи
21. Проблема нравственного значения памяти в жизни людей
22. Проблема человеческого равнодушия
23. Проблема правильного выбора жизненной цели
24. Проблема роли интернета в жизни человека
25. Проблема роли великодушия в нашей жизни
26. Проблема смысла жизни человека
27. Проблема отношения к пожилым родителям.
28. Проблема роли внешней и внутренней красоты в нашей жизни
29. Проблема сохранения памятников
30. Проблема роли детских воспоминаний в жизни взрослых людей
31. Проблемы переходного возраста
32. Проблема роли влияния родителей на формирование личности ребёнка.
33. Проблема роли природы в жизни людей
34. Проблема исторической памяти
35. Проблема роли денег в жизни людей
36. Проблема межнациональных конфликтов.
37. Проблема роли искусства в жизни человека.
38. Проблема роли музыки в человеческой жизни
39. Проблемам отношения к войне
40. Проблема отношения к животным
41. Роль проблемы бескорыстия и благородства человека
42. Проблема роли таланта и гениальности в жизни человека
43. Проблема роли свободы в жизни человека
44. Проблема значимости труда в жизни человека
45. Проблема роли массовой культуры в жизни людей
46. Проблема нравственных уроков войны
47. Проблема равнодушного и жестокого отношения к природе
48. Проблема самореализации человека в жизни
49. Проблема толерантности и её роль в отношениях между людьми
50. Проблема социального неравенства

О проблемах, которые могут быть затронуты в текстах экзамена по русскому языку, можно говорить бесконечно. Нет, не настолько сложен ЕГЭ. Просто все, что касается сочинения, всегда довольно абстрактно и противоречиво. А проблемы порой открывают границы для фантазии. Человеку свойственно воспринимать материал в силу своей образованности, в соответствии с уровнем интеллекта и воспитания. Поэтому там, где один не видит ничего, другой может найти проблему.

Эксперты, проверяющие экзамен по русскому языку, имеют материалы, в соответствии с которыми ставятся баллы. Критерии, касающиеся грамотности, прозрачны: правила есть правила, здесь нет спорных моментов. Со списком проблем дела обстоят хуже: проверяющим предоставлен примерный круг проблем . В нем, как правило, представлены формулировки основных проблем. Обычно их 3-4 штуки. Но опыт показывает, что в большинстве текстов проблем гораздо больше.

Возникает путаница. "Что делать, если моей проблемы нет в списке?"- именно этот вопрос волнует чуть ли не половину выпускников, только что вышедших с экзамена. И ведь есть повод волноваться, потому что все, что будет происходить дальше, зависит от субъективного мнения эксперта. Увидит проверяющий в исходном тексте выделенную вами проблему или не увидит - вот в чем вопрос. Можно , но не "попасть" в список основных проблем. Поэтому лучше опираться на общепризнанные формулировки из списка проблем сочинения ЕГЭ.

Виды проблем в сочинении формата ЕГЭ

С вы можете ознакомиться в соответствующем разделе сайта. Задача этой страницы - помощь в запоминании распространенных формулировок. Чтобы работать с проблемами было проще, нужно разбить их на блоки. Будет замечательно, если вы возьмете названия блоков с этого сайта и впишете в каждый проблемы из списка самостоятельно.

Философские проблемы

Затрагивают вопросы развития природы, общества и человека. Часто речь идет о смысле жизни, взаимодействии человека и культуры, историческом пути общества. Данная группа проблем многим кажется сложной в силу того, что обсуждение указанных выше вопросов требует подготовки и определенного типа мышления.

Социальные проблемы

Связаны с функционированием общества. Часто это злободневные проблемы, актуальные и сегодня: соблюдение прав человека, общественный прогресс, усиление роли науки в обществе. По проблемам данной группы просто писать, потому что каждый из нас взаимодействует с социальной сферой жизни общества.

Политические проблемы

Касаются власти в рамках государства, политических партий. Могут быть связаны с вопросами войны и мира, выбором пути реформ или революции. Видоизменяются под воздействием времени, подстраиваясь под требования общества: например, сегодня активно обсуждаются проблемы терроризма и национализма.

Нравственные проблемы

Являются продуктом развития духовной сферы общества. Нравственные проблемы связаны с оценкой ситуаций и поступков с точки зрения морали (добра и зла). Обсуждается истинная красота человека, ведутся разговоры о подлинных нравственных качествах личности. Сюда же можно отнести проблемы, связанные с конфликтом поколений.

Экологические проблемы

В текстах, посвященных данным проблемам, говорится о красоте и богатстве природы. Обсуждается взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы, возникновение экологических кризисов, взаимодействие природы и человеческой культуры.

Единый государственный экзамен, успешное прохождение которого позволяет уже вчерашним школьникам стать студентами престижных вузов - задание довольно непростое. Поскольку экзамен требует повышенной внимательности и достаточного количества необходимых знаний, педагоги рекомендуют учащимся хорошо подготовиться, прежде чем приступать к его прохождению.

В числе множественных испытаний ЕГЭ - сочинение по русскому языку, минимальный объем которого должен составлять 150 слов. При меньшем количестве слов, как показала практика, полностью раскрыть имеющуюся тему довольно тяжело.

Рассмотрим процесс создания плана сочинения, который поможет выразить суть сочинения и полноценно обосновать точку зрения на проблему. Как и для большинства работ такого плана, будет нелишним добавить в структуру текста вводную и заключительную часть. Большинство педагогов рекомендуют план следующего типа для написания сочинения для ЕГЭ :

  1. Суть темы.
  2. Комментарии к ней.
  3. Мнение автора.
  4. Личный взгляд учащегося на проблему.
  5. Обоснование собственной точки зрения (привести как минимум 2 аргумента).

Приведем примеры сочинений для ЕГЭ , которые помогут вам сориентироваться и написать достойное изложение на выбранную тему.

Пример 1

Весь текст Михайлова пронизан мыслью о феномене гениального человека. Автор подчеркивает неспособность науки полностью изучить и объяснить природу гениальности и найти ее источник. Одни мыслители полагают, что известный на сегодня термин «дети индиго»можно обосновать как рождение ребенка от союза человека и инопланетного существа, другие ученые считают возникновение такой одаренной категории детей итогом генетических мутаций.

Как доказательство Михайлов приводит реальную историю о ребенке 8 лет. Девочка вскоре может стать инвалидом, но при этом демонстрирует поразительные способности к рисованию, изучению языков. Можно предположить, что такой случай -феномен, но на самом деле причина талантливости девочки заключается в желании родителей помочь реализовать таланты дочери.

Михайлов выражает мнение о том, что только с помощью усердного труда и помощи родственников и близких людей можно проявить гениальные задатки.

В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага». Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.

Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей. Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.

Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго.

Пример 2

Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?

Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени. Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести. Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне. В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.

Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.

Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.