Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Периоды истории древней греции. Периодизация истории Греции Древняя греция периоды

Периоды истории древней греции. Периодизация истории Греции Древняя греция периоды

Изучение истории Древней Греции с начала зарождения цивилизации и ранней государственности на рубеже III - II тысячелетий до н. э. и до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, дает возможность как проследить общие закономерности ее развития, так и выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих греческую цивилизацию от других.

Историю можно разделить на три больших этапа:

I. Крито(минойско)-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.)
В этот период существует две цивилизации: Минойская цивилизация на Крите и Микенская на материковой части Балкан. Минойская цивилизация, созданная догреческим населением, появилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Поэтому для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития.

a) Минойская цивилизация (Крит):

  1. Раннеминойский (XXX-XXIII вв. до н. э.) - господство доклассовых родовых отношений.
  2. Среднеминойский период , или период старых дворцов (XXII-XVIII вв. до н. э.), -образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.
  3. Позднеминойский период , или период новых дворцов (XVII-XII вв. до н. э.), -объединение Крита и создание критской морской державы, расцвет критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

b) Элладская цивилизация (Балканская Греция) :

  1. Раннеэлладский период (XXX- XXI вв. до н. э.) - господство первобытных отношений, догреческое население.
  2. Среднеэлладский период (XX- XVII вв. до н. э.) -расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложение родоплеменных отношений.
  3. Позднеэлладский , или микенский (XVI-XII вв. до н. э.), — возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

II Полисный период (XI-IV вв. до н. э.)

  1. Гомеровский период , или Темные века , или Предполисный период (XI- IX вв. до н. э.), -родоплеменные отношения в Греции.
  2. Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).
  3. Классический период (V-IV вв. до н. э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н. э. вступил в полосу затяжного кризиса.

III Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.).

  1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). — Восточные походы Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
  2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.) — Функционирование эллинистических обществ и государств, расцвет экономики и культуры.
  3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). — Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства - Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации, которое составляет содержание курса “История Древней Греции”.

Заключение :

Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.

Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.

Во II тысячелетии до н. э. вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, как и в большинстве стран Древнего Востока, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины.

Эти примитивные монархии и раннеклассовые общества в Греции, внутренне слабые, разрушились под ударами извне. В начале I тысячелетия до н. э. в Греции возникла новая ячейка - греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

Как независимый суверенный город-государство греческий полис стал испытывать кризис в IV в. до н. э. но на новом этапе развития древнегреческой (и древневосточной) цивилизации - эллинистическом - он получил новые импульсы для своего существования, оказавшись включенным в рамки крупного территориального государства, которое обеспечивало стабильность его внутренней структуры, автономию города-полиса и его внешнюю безопасность. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией и местными традициями в рамках большого государства греческий полис уже в новой форме римского муниципия стал одной из основных административных единиц римской средиземноморской империи и способствовал социально-экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.

На разных этапах исторического развития во II-I тысячелетиях до н. э. греки вступали в активные контакты с древневосточными государствами, сложным племенным миром Средиземноморья и Причерноморья, что способствовало взаимообогащению и древних греков, и других народов. Однако следует отметить благотворное воздействие древнегреческой цивилизации, ее стимулирующее влияние на исторические судьбы народов Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Особенно сильным это влияние оказалось во время великой греческой колонизации VIII-VI вв. до н. э. и в эллинистический этап древнегреческой истории.

Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях: организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важных условий цивилизованного существования; установлением демократической республики (демократии) -наиболее прогрессивной формы государственного устройства; создании замечательной культуры.

Города и городская жизнь появились на Древнем Востоке еще в III тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. достигли высокого уровня развития. Однако при этом подавляющая масса населения проживала в сельской местности, в многочисленных деревенских поселениях, в которых протекала вся их производственная (как сельскохозяйственная, так и ремесленная) деятельность, их досуг, вся их жизнь. Древневосточный общинник мог прожить всю жизнь в микромире своего родного поселения, с ним неразрывно были связаны весь уклад жизни, образ мыслей и система ценностей.

Иное положение сложилось в Греции. Хотя в Греции существовало немалое число полисов, не имеющих городов (например, Спарта), однако греческий полис как таковой предполагал существование благоустроенного города в качестве естественного центра. Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только ремесленников, торговцев и прочего городского люда, но включал также и сельское население, т. е. становился местом жительства большей части населения полиса, которое, таким образом, могло пользоваться всеми благами благоустроенной городской жизни.

Город как место жительства основной части граждан полиса стараниями греческих градостроителей благоустраивался и украшался и в классический период стал регулярным городом, т. е. городом, построенным по плану, с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц, с правильным делением на кварталы, предусмотренными местами для главной площади, центральных святилищ, стадиона, театра, зданий общественного назначения.

Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. В самом городе сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Непременной частью греческого города были театральные помещения, вмещавшие большую часть гражданского населения, гимнасии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени. Основные принципы регулярной планировки, появившиеся в классический период, были усовершенствованы в эллинистическое время и впоследствии оказали большое воздействие на европейское градостроительство.

Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (наиболее совершенное воплощение - афинская демократия). Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.

Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения.

Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума).

Однако не стоит забывать, что эта демократия существовала только для граждан и зижделась на жесточайшей эксплуатации рабов. Помимо этого существовала еще большая прослойка неграждан, также стоявших вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении.

Не только профессиональные историки и студенты исторических факультетов увлекают античной Греции. Это предмет восхищения и интереса исследователей из смежных областей науки, туристов и путешественников, которые хотят знать все о Древней Греции. Это касается, как исторических событий, так и быта, культуры, философии, научных знаний, философии, мифологии.

Под Древней Грецией принято понимать период во всемирной истории, который начался в 3 тыс. до нашей эры и продолжался до середины 1 века нашей эры.

Периодизация

В зависимости от того, какие критерии ученые закладывают в деление древнегреческой истории, такой и может быть периодизация. Существует две наиболее распространенных и принятых в науке классификаций. Первая из них предполагает деление на три больших периода:

  • Доклассический, который начался в 3 в. до н.э. и продолжался до 4 в. до н.э.;
  • Классический, охватывающий 5-4 вв. до н.э.;
  • Эллинистический, датируемый второй половиной 4 в. – серединой 1 в. н.э.

Археологи же настаивают на том, что доклассический период стоит дополнительно делить на три этапа – крито-микенский, гомеровский и архаический. На Рубеже 3-2 тыс. до н.э. на острове Крит возникла первая цивилизация, которую удалось отделить от остальных периодов, благодаря различным артефактам. Культура крито-микенского периода не такая богатая, как других эпох Древней Греции, но она говорит о том, что эта цивилизация требует отдельного внимания исследователей.

Гомеровский период мало изучен историками, основные сведения о нем сохранились в произведениях Гомера. Хронологически охватывал период с 11 по 9 вв. до нашей эры.

После него следовал архаический этап, в котором стали складываться основы государственности греков, менталитет, культура, мифология. Начался период в 8 в. до н.э. и закончился на границе 5-4 вв. до н.э.

Заселение Эллады

Люди стали появляться на южных окраинах Балканского полуострова в период среднего палеолита. Следы первобытного человека были обнаружены от Македонии до Элиды. В неолите люди уже занимались земледелием, разводили скот, стали строить дома, складывался родовой строй, который в 3-2 тыс. до н.э. перерос в раннеклассовое общество.

В эгейский период происходило заселение материковой и островной Греции. В частности, на Крите развивалась минойская культура, на материковой части – элладская, а на островах – кикладская.

В бронзовом веке активно развивалась цивилизация на греческих островах. Для этого периода были характерные следующие черты и достижения:

  • Началась добыча руд, в том числе медной;
  • Люди стали применять активно серебро и свинец;
  • Оружие, украшение, орудия, вещи культа изготовлялись из металла;
  • Создавались керамические и гончарные изделия;
  • Развивалось строительство и ремесла, связанные с ним. Это позволило развивать судоходство. Строительство кораблей способствовало постепенному освоению соседних с Грецией островов. Следствием чего, древние греки установили господство над побережьем всего Эгейского моря;
  • Возникли крупные города, которые были центрами тех или иных племен. Располагались населенные на возвышенностях, что говорит о начале дифференциации общества. Появились правители, которые стремились возвышаться над другими людьми. Это спровоцировало первые межплеменные войны в Древней Греции.

В бронзовом веке центром социального и хозяйственного развития был Крит, на котором сложились несколько государств. К ним относятся Фест, Маллия, Кнос. По своему характеру – это были раннерабовладельческие государства, в которых существовала своя письменность (иероглифическая). В самом конце бронзы на Крите начался новодворцовый период, в течение которого происходило создание новых дворцов и обновление старых. Крито-микенская цивилизация было одной из самых развитых в Древней Греции, при которой значительно расширились связи с внешним миром, морское господство, укрепились города. В 1470 г. до н.э. на острове Фера случилось землетрясение, которое дошло и до Крита. Мгновенно были разрушены и города, и дворцы, и флот. Погибло и все население острова, после чего его территория стала приходить в запустение. Через сто лет Кносский дворец был восстановлен, но былого могущества это государство уже не достигло.

На материке возникли другие центры рабовладения, ставшие отдельными городами-государствами. Это были Пилос, Тиринф и Микены, которые создали ахейские племена. Они строили не только военные корабли, но и большие торговые суда, что позволило установить господство над существующими торговыми путями того времени. Изделия ахейцев продавались в такие страны Востока, как Финикия, Сирия, Египет. Встречаются изделия древних греков и в Малой Азии, и в Италии. Ахейцы придумали собственную письменность, которая в отличии от критской была не иероглифической, а слоговой.

Особенности гомеровского периода

Ахейская цивилизация пала под натиском новых племен – дорийских, которые захватили государства в средних и южных регионах. Выстояли Афины, куда переселились ахейцы из Пелопоннеса. Здесь удалось сохранить высокую культуру и развиваться дальше, а остальная часть Греции в развитии была отброшена назад.

Связано это с тем, что дорийские племена пребывали в условиях становления родового строя. Поэтому производство, города и политической системы стали быстро меняться. На первый план вышло опять родовые отношения, из-за чего в древнегреческом обществе стали распространяться орудия и оружие, сделанное из железа. Изделие из металла и железа вызвали формирование особого класса общества – ремесленников, благодаря чему в конце 9 в. до н.э. ремесло окончательно отделилось от земледелия и скотоводства. Так стал формироваться рынок, отдельные города стали специализироваться на производстве только одного вида железных изделий.

Стали складываться независимые общины, возглавляемые басилеями. Их власть поддерживала родовая знать, которая свое влияние укрепляла через земельные владения. Население, проживавшие на таких территориях, попадало в рабство. Люди попадали в зависимость от богатых по-разному:

  • В Спарте к зависимым категориям населения относились периэки, составляющие основу коренного населения государства; а также илоты – земледельцы из Мессении. Периэки обладали небольшим самоуправлением, продолжая дальше заниматься торговлей и различными ремеслами. Илоты же были государственной собственностью, были прикреплены к участкам земли спартиатов – представителей местной знати;
  • В Фессалии покоренное население называлось пенесты;
  • На Крите это были клароты.

Рабство в гомеровский период существовало и в Афинах, но рабами становились люди, не выплатившие долги.

Греция в архаический период

Увеличение количества городов и усложнение общественного строя вызвало активное развитие торговли. Жители населенных пунктов требовали постоянного сырья для работы и продуктов питания. Ситуация ухудшалась и тем, что в города становились пристанищем для крестьян, у которых отобрали землю. Увеличивалось и количество представителей знати, которой постоянно требовались рабы. Их использовали для строительства дворцов, для возделывания полей, домашней работы.

Все это создало предпосылки для начала нового этапа в истории Древней Греции – колониального. Толчком к началу созданий городов-колоний стало обострение социальной борьбы внутри греческого общества. В течение 8-6 вв. до нашей эры были выведены колонии на островах Сицилия и Эвбея, побережье Тарентского залива, Черном море, вдоль Эгейского побережья.

Наличие большого числа колоний вывело торговлю греков на новый уровень развития – международный. К последствиям создания колоний стоит отнести:

  • Рост спроса на греческие товары;
  • В метрополию постоянно поступали рабы;
  • Знать получала богатства и предметы роскоши;
  • В торговле стали использоваться монеты, позаимствованные у других народов;
  • Усилилась позиция многих землевладельцев и родовой знати;
  • Отдельные города Греции стали общими религиозными центрами.

Для архаического периода была характерна постоянная борьба между демосом и аристократией. Население городов стремилось избавиться от рабства, и это удалось сделать в ряде городов Эллады.

Сопротивление оказывала родовая знать, которую удалось смирить через установление режима тирании.

В течение 8-6 вв. до н.э. сложилась и особая форма политического, социального и экономического устройства греческого города. Это был полис – свободный населенный пункт, в котором проживали только свободные граждане. Если люди принадлежали к полису, то это обеспечивало им права, в том числе на рабов и на землю.

Полисы делились на две группы:

  • Олигархические (Спарта и Крит);
  • Демократические (Афины).

В городах-государствах одновременно существовали рабство и элементы родового строя. На юге материковой Греции продолжали развиваться земледельческие общины, которые принадлежали отдельным племенам.

Эллада в классический период развития

Пика своего развития Греция достигла в 5-4 вв. до н.э. Историки считают, что это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Торгово-ремесленные полисы и дальше использовали рабов – в ремесленных мастерских, на рудниках, на полях, в хозяйстве.

Распространение получили мелкие крестьянские хозяйства и ремесла.

В классический период центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Это позволило им выиграть ряд греко-персидских войн, создать Делосский союз, чтобы бороться против персов.

В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась проигрышем последнего полиса. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников.

Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии.

В середине 4 в. до н.э. в северных греческих регионах сформировалась новая политическая сила, которую возглавил город-полис Македония. Ее царь Филипп Второй постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации.

В 338-337 гг. до нашей эры Филипп Второй созвал Коринфский конгресс, на котором было официально оформлено господство Македонии на островной и материковой Грецией. Также он создал союз полисов, в которых был провозглашен олигархическим режим правления. Порядок среди населения и в органах власти поддерживался усилиями македонской армии.

Упадок Древней Греции

В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.

Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:

  • Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
  • Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
  • Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
  • Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
  • Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
  • В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.

В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров нне разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политсила на Балканском полуострове – Византийская империя.

Религия и мифология Древней Греции

Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.

Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.

Искусство и наука

Огромный вклад жители Древней Эллады сделали в развитие театра, живописи, скульптуры. Искусство греков присутствует практически в каждом уголке земного шара. В первую очередь, это храмы и архитектурные стили. Возводили греки храмы в честь богов, чтобы Зевсу и его сторонникам было, где жить. Но, в отличии от римлян, или же древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Вавилонии, элладцы строили храмы не большими (относительно, если судит по размерам), размещая их в акрополе города. Это была самая защищенная часть населенного пункта. Чтобы храм было видно издали, возводили его на горе или холме. Для строительства старались применять два основных материала – известняк и белый мрамор. Каждый храм, как и любое греческое строение, обязательно имело колоны, располагавшееся в один или два ряда. В классический период искусство строить храмы достигло пика развития. В следующую эпоху – эллинистическую – стали появляться стадионы, спортивные площадки, прогулочные пространства, амфитеатры.

Одновременно со скульптурой развивалась скульптура, которая менялась в течение всего периода существования Древней Греции. Если в архаический период на скульптурах людей обязательно были одеяния, то в классическую эпоху основное внимание мастера сконцентрировали на человеческом теле. Было принято изображать физически развитых, сильных, атлетически сложенных людей, что подчеркивало внутреннюю и внешнюю красоту. В эллинизм скульптуры стали носить метафорический характер, в произведениях искусства появились преувеличения, пышность, которой раньше не было.

Отличались греки и особой техникой живописи, образцы которой практически не сохранились до сегодняшнего времени. Но рисунки можно увидеть на вазах. Применяли греки два способа росписи таких изделий, как чернофигурная и краснофигурная. Для первой было характерно использование черного лака, чтобы изобразить людей и животных. А краснофигурная подразумевала полное закрашивание черного фона, фигуры же делались красными, а черный лак помогал еще четко прорисовать детали.

В период отмечания праздника виноделия, который был посвящен богу Дионису, стал складываться греческий театр. С его возникновением стали активно развиваться музыка и литература. Часто эти направления не отделялись друг от друга, что делало и литературу, и театр органическим целым. В постановках было принято применять специальные маски, которые носили только мужчины-актеры. Женщины в спектаклях участия не принимали.

Об особой роли театра в повседневной и общественной жизни Греции говорит большое количество театров и амфитеатров. Без постановок не обходились ни празднества, ни народные гуляния. Театр отличался большим разнообразием сюжетов и тематик, жанрами. Это были и комедии, и трагедии, и сатиры, и иронические представления на злобу дня.

Научные знания греков развивались в разных областях – философии, математики, астрономии, геометрии, биологии, физике, химии, истории. Особое место среди знаний занимала философия, которая занималась изучением проблем происхождения космоса, планет, человека, поиска ответов на вопросы, связанные с бессмертием. В Элладе сформировалось несколько философских школ, яркими представителями которых были Платон, Аристотель, Сократ, Фалес, Геродот и т.д.

В школах Древней Греции преподавались литература, грамматика, математика, история, астрономия, философия. Обязательным было физическое воспитание, чтобы личность человека развивалась гармонично.

Самым знаменитым наследием греков являются Олимпийские игры, которые были созданы для того, чтобы восхвалять богов и приносить им различные почести. Сначала это были локальные соревнования, которые со временем развились до общегреческих. На соревнованиях выступали спортсмены с разных полисов Эллады, стараясь получить статус лучшего атлета. Основные состязания происходили в такой дисциплине, как пятиборье, сейчас оно также присутствует на Олимпийских играх.

История Древней Греции охватывает огромный период – от конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э., т. е. свыше двух тысячелетий. За этот период на территории Древней Греции, в бассейне Эгейского моря, произошел переход от бронзового века к железному.

В эпоху бронзового века на острове Крит и на территории Балканской Греции сложилась цивилизация, которая по двум основным центрам – в Эгейском море (Крит) и на материке (Микены) – получила название крито-микенской цивилизации. Согласно археологическим раскопкаме, в истории Крита и Балканской Греции выделяются три периода.

Для истории Крита они называются минойскими (по имени его легендарного царя – Миноса):

  1. раннеминойский период – ХХХ-ХХвв. до н.э. – заключительный этап существования родового строя, когда создавались условия для возникновения цивилизации;
  2. среднеминойский период – ХХ-ХVПвв. до н.э. – так называемый период «старых дворцов» – возникновение цивилизации на Крите;
  3. позднеминойский период – ХVII-ХIV вв. до н. э. – время расцвета цивилизации на Крите вплоть до грандиозной катастрофы, после которой Крит был завоеван ахейцами, а минойское общество – уничтожено.

Периоды истории Балканской Греции называются элладскими:

  1. – ХХХ-ХХГ вв. до н.э. – существование позднеродовой общины у автохтонного населения Балканского полуострова;
  2. – ХХ-ХVII вв. до н. э. – заселение Балканского полуострова греками-ахейцами, которые находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений;
  3. позднеэлладский период – ХVI-ХIIвв. до н. э. – возникновение у ахейцев микенской цивилизации бронзового века и ее гибель в результате дорийского нашествия.

После этого греческий мир вновь погружается в первобытную эпоху, это происходит с началом железного века. В это время зарождается новая античная цивилизация, центральным элементом которой становится полис.

В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода:

гомеровский, или предполисный, период – ХГ-ГХ вв. до н. э. – эпоха существования родового строя;

  • архаический период – VIIГ-VIвв. до н. э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса; распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью;
  • классический период – ? – IVвв. до н.э. – расцвет античной цивилизации и греческого классического полиса;
  • эллинистический период – конец IV-Г в. до н. э. – покорение персидской державы Александром Македонским и слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира с цивилизациями Древнего Востока; завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией – на востоке.

После падения последнего эллинистического государства – царства Птолемеев в Египте – центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим, и история древнегреческого общества, ставшего составной частью древнеримской мировой державы, уже рассматривается в рамках истории .

В период существования Древней Греции, границы античного мира непрерывно расширялись. Колыбелью первой европейской цивилизации на рубеже III-II тысячелетий до н. э. стали острова Эгейского моря и юг Балканского полуострова. На материке первые очаги цивилизации на протяжении долгих веков оставались лишь островками в обширном море первобытного племенного мира. В конце II тысячелетия до н. э. греческие племена освоили весь бассейн Эгейского моря, плотно заселив и западное побережье Малой Азии. В архаическую эпоху греки создали ряд поселений на севере Африки и прочно обосновались в бассейне Черного моря. в результате победоносных походов Александра Македонского античная цивилизация распространилась на обширной территории от греческих колоний на побережье Испании до эллинистических царств на границе с Индией и от Северного Причерноморья до южных границ Египта.

3 этапа:

·

· Греко-ахейская цивилизация

2.Полисный этап полиса

Периоды:

1. Предполисный период

2. Архаический период

3. Классический период

3. Эллинистический период

Делится на 3 эпохи:

1.Войны диадохов (334-281гг до н.э.),

2. (280 - сер. 2 в.),

3.

Основные культурные достижения древних греков.

Полис: Полис - самостоятельная политическая, хозяйственная и культурная единица, объединение свободных граждан. С 6 в. до н. э. у большинства полисов установилась демократическая форма правления.

Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия. Общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.

Мировоззрение: Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры.

герой культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность. Отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образец удачного вписывания в ландшафт - комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской . Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности. За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм ).

Философия: Уже ранние философские системы, Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды невозможно войти в одну и туже реку -исходная точка разработки диалектики как принципа философского мышления. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон).

История: В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" - Геродот.

Политология: Аристотель в научной работе "Политика " сформировал первую теорию государства.

Математика: Эвклид заложил основы геометрии, Архимед - механики.

Театр: Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н.э. театры были уже во всех больших греческих городах. "Театр " - гр слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ ". В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. зрителей. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы"), Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий был Аристофан (пьеса "Птицы ").

Спорт: В Греции 1 раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские игры основал Геракл. Первые игры - 776 г до н э . Они проводились с тех пор 1000 лет, к тому времени когда их запретили по требованию христиан (4 в н э). Возобновили их в 1896г. С тех пор они стали всемирными и проводятся в разных странах по очереди.

Литература: Гомер "Илиада" и "Одиссея" ХІІІ в до н э. Драматургия: Аристофан, Евполид,

Еврипид, Софокл, Теодект. Писатели: Ксенофонт, Геродор, Ахилл Татий.

Ораторское искусство: Демосфен, Перикл

Скульптура: Статую Афины Паллады в Парфеноне ("Храм девы") сделал Фидия (11 м высоты) - из слоновой кости и золота. Известные греческие скульпторы - Фидий, Мирон, Поликлет и др . Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобола" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа.

В архитектуре греки славились колоннами. 3 типа: Дорические, ионические, коринфские. Часто вместо колон греки использовали каменные статуи, которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи виде мужчин - атлантами , а в виде женщин - кариатидами .

Пелопонесская война

После Греко-персидских войн начался подъем в экономике Греции. Он сопровождался значительным ростом торговли. Это не могла не отразиться на обострении соперничества между ведущими полисами Эллады – Афинами, с одной стороны и Коринфом и Мегарами – с другой.

В войне участвовали, с одной стороны Делосский союз во главе с Афинами, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой.

Причины:

1)Их торговые интересы сталкивались.

2)Равновесие 2союзов было нарушено. Спарта ориентировалась на олигархические режимы.

3)Соперничество между Спартой и Афинами за свое главенство в Греции.

Пелопоннесская война – ряд военных столкновений 431 – 404 гг. до н.э.

Повод – конфликт, столкновение между Коринфом, входившей в состав Пелопонесского союза, и Керкирой – колонией этого полиса, по поводу их совместной колонии Эпидамна. Керкира стремилась обрести независимость и подчинить Эпидман. В 433 году Афины прислали на поддержку Керкире часть своего флота, в результате чего из Эпидмана были изгнаны представители олигархов. Это е обострило отношения между Коринфом и Афинами.

В войну были втянуты все греческие полисы.

Лидер афинской демократии Перикл, желая использовать преимущество Афин на море (Спарта тогда не обладала собственным флотом), принципиально отказывался вести сухопутные сражения. Спарта же, имея превосходную сухопутную армию, предполагала прежде всего разорить территорию Аттики, а затем разгромить афинян и их союзников в генеральном сражении на суше.

В ходе войны выделяют 2 крупных этапа:

1. Архидамова война (431 -421 гг до н.э.)

Войну начали союзники Спарты фиванцы. В апреле 431 г. фиванцы напали на полис Платеи. В середине 431 г спартанцы во главе с царем Архидамом вторглись в Аттику.

Первые годы войны пагубно отразились на экономике Афин. Эпидемия подорвала и военную силу полиса. Умер Перикл. На смену ему пришел Клеон.

Афинянам удалось пленить более 100 знатных спартиатов на о. Сфактерия. Спарта оказалась в угрожающем положении.

В битве при Амфиполе (422 г.) афинян по главе с Клеоном потерпели поражение. И Клеон и Брасид пали в сражении. Их силы были подорваны. Это привело к заключению мира в 421 году мирного договора – Никиев договор по имени начальника, возглавлявшего афинскую делегацию.

В битве при Мантинее в 418 г. Спарта подавила мятежников. Но Алкивиад не унимался. По его инициативе в 415 г. Афиняне организовали военно-морскую экспедицию против Сиракуз на о. Сицилия. С помощью Спарты афиняне были разбиты, что нанесло сильнейший удар по их авторитету и могуществу.

Вскоре по предательскому совету Алкивиада спартанцы продолжили боевые действия в Аттике, первратив местечко Декелея в плацдарм для нападения на Афины. По названию этого городка 2 этап войны стал именоваться Декелейской войной.

Одновременно Спарта, заручившись финансовой поддержкой своего бывшего врага – Персии, получила возможность собирать дань с греческих городов Малой Азии, отпавших в ходе первого этапы войны от союза с Афинами.

Последние годы войны отмечены несколькими морскими сражениями, которые велись с переменным успехом. С помощью финансовой поддержки Персии спартанцам удалось построить собственный флот, не уступавший по силе афинскому. Тем не менее в морской битве при Кизике, в Ионии, афинянам удалось одержать победу над спартанцами.

В 406 году - им вновь сопутствовала победа при Аргинузских островах.

В 405 году - спартанский флотоводец Лисандр разгромил афинян в сражении при Эгоспотамах в Геллеспонте.

В 404 году – осажденные с моря и с суши Афины были вынуждены капитулировать.

Спарта продиктовала очень тяжелые условия мирного договора:

1) Роспуск Первого Афинского морского союза

2) Выдача всего флота

3) Ликвидация укреплений порта Пирей и срытие Длинных стен, соединявших его с Афинами.

4) Афины должны были вступить в Пелопонесский союз, предводителем которого оставалась Спарта.

В результате в Афинах было установлено олигархическое правление 30 тиранов, имевшее репрессивный характер.

В 404 году – установился тиранический режим.

Основной итог войны – установление гегемонии Спарты в Греции, резкое падение престижа всей Греции в международном масштабе.

Нескончаемые войны.

5-6 вв. до н.э. – и расцвет, и кризис полисной системы. С конца 5 века начинается затяжной кризис.

После греко-персидских войн сложилось 2 центра объединения

V в. – 2 центра объединения Греции – Афины и Спарта.

Форма подчинения – союзы. Гегемониальная симмахия - неравноправный союз с ярко выраженным полисом-гегемоном. 431-404 гг. – борьба Афин и Спарты. Победила Спарта, Греция объединилась.

Но! Ни один греческий полис не способен управлять всем греческим миром. Спарта должна была тратить колоссальные силы на удержание своего господства.

1-ый Афинский морской союз (Афины объединили ок. 170 полисов).

Пелопонесский союз (Спарта объеденила ок. 30 полисов).

431-404 гг. – Пелопонесская война.

после этого 100-летний период кризиса греческого полиса.

Все полисы объединились против Спарты.

394–387 гг. – Коринфская война – после Пелопоннкской войны на смену гегемонии Афин пришла гегемония Спарты. Бесцеренность ее политики привела к недовольству как ее союзников, как Коринф и Фив, так и противников. Кроме того, Спарта разоряла пропресидскую Малую Азию, ввязалась в династическую смута Ахеменидов, Артаксеркс II обиделся. Начали военные действия, спартанцы проиграли на суше, в битве при Книде в 394 кончилось господство Спарты на море. Афины стали получать деньги от Персии. Постепенно Афины вернули себе влияние на Эгейском море. Антиспартанская коалиция начала выигрывать сражения. Но это не входило в планы Артаксеркса II и тот стал помогать Спарте. Затяжная война закончилась в 387 года Анталкидовым миром, царским миром, условия которого продиктовал перс. Под власть персов переходила Малая Азия. Пелепонесский союз сохранялся. Спарта должна была хранить договор. Восстанавливался афинский флот. 378 г. – 2-ой Афинский морской союз (ок. 70 полисов), боятся Спарты и Персии. Но договорились не трогать Малую Азию, что успокоило Артаксерса. Верховным органом союза был синедрион – собрание всех членов союза. Заседал вместе с афинским НС. Не нужно было платить взносов, только добровольно, это привлекло 70 городов. В 376 году они вынудили Спарту признать их.

Поднимают голову Фивы. В персидские войны они помогали персам, а пелопоннескую –спартанцам, а Коринфскую – афинянам. После царского мира союз возглавили Эпаминон и Пелопид. Когда Спарта и Афины заключили в 371 году мир, Спарта напала на Фивы, но вешающий удар могуществу Спарты нанес Эпаминонд в ходе Беотийских войн (371 - 362 гг. до н.э.) в битве при Левктрах (5 августа 371 г.). Спарта распустила Пелопонесский союз, Спарта больше не гегемон.

371-362 гг. – гегемония Фив.

362 г. – битва у Мантинеи (погиб Эпаминонд). Победа Фив. Спарта и Фивы.с

356 г. – поражение Афин в Союзнической войне 357-356. После роспуска Пелопоннеского союза Афины вернулись к великодержавной политики, что привело к восстаною союзников. Хиос, Родос, Византий, Кос. По договору 355 году союзы получили автономию и право на выход из союза.

360 г. – Филипп – царь Македонии. Греция ничего не могла противопоставить.

355 – 346 г. – Священная война.

Дельфы – общегреческое святилище, храм Аполлона.

Фокейцы-демократы ограбили храм, наняли 10 тыс. наемников. Жрецы ппросили о помощи, Филипп пришел, покоряя народы. Афиняне испугались. И Филипп так и не прошел через Фермопилы в Среднюю Грецию. Но уже в 346 году Демосфена отстранили и Филипп пришел в Среднюю Г. Афины и Фивы объединяются. Битвы в 338 году при Херонее. 30 тыс.пеходы и 2 тыс. конницы Филиппа смяли врага. Царь вернул граждан Афин и распустил Второй Союз, Фивы были объявленны автономными. В Корифе созвал в 337 году всю Элладу, создали всеэленский союз, Филипп – стратег-автократ,. наступил мир, объявление священной войны Персии.

заканчивается кризис в 338 г. – подчинение Греции Македонии. Полисная система не смогла перерасти во что-то другое.

Селевкидское царство.

Основатель - Селевк, один из телохранителей Александра. По договору, заключенному между сатрапами в 321 году, он получи в управление Вавилонию. (Сатрап – правитель Древней Персии, назначался царем).

Сначала он столкнулся с Александром Евменом, который потерпев поражение в Малой Азии, с боями отступал на Восток.

В 315 году Селевка Антигона сместили с должности. Но Селевк, получивший от правителя Египта Птолемея небольшой отряд возвратился в Вавилонию в 312 г. Именно 312 год – считается началом селевкидской эры.

Опираясь на поддержку местного населения, Селевк восстановил свою власть над всей сатрапией.

Из-за благоприятных условий (продолжение войны на западе) он совершил поход на Восток.

В походе он столкнулся с Чандрагуптой, основателем державы Маурьев в Индии. Конфликт был разрешен путем уступки Селевком всех индийских владений, раннее входивших в состав державы Александра. Взамен Чандрагупта предоставил 300 боевых слонов, что очень усилило армию Селевка.

В 305/304 г. Селевк провозгласил себя царем, несколько позднее захватил Северную Сирию, а в 281 г. – и большую часть Малой Азии; погиб в том же году при попытке завоевать Македонию.

Политика Александра, направленная на создание единства персов и македонян как «властвующих» народов в империи, была полностью отброшена.

Государство Селевкидов считалось государством македонян, и все остальное во много раз превосходящее их числом население находилось на более низкой ступени социальной лестнице.

В государстве Селевкидов был достигнут компромисс между требованиями греков и централизованной политикой государства Селевкидов, что обеспечило заинтересованность греков вновь основанных в Азии городов в поддержке существующего строя, в поддержке новой династии.

Селевкиды делали греческие города соучастниками эксплуатации местного населения и превращали из в опору своей власти.

Основную массу населения составляли крестьяне-общинники, обязанные нести денежные и натуральные повинности в пользу царя.

Крестьяне-общинники считались лично свободными, однако система селевкидского государства способствовала постепенному процессу закабаления крестьян, усилению их зависимости от государства, проявлявшейся в форме прикрепления к земле.

Армия состояла из постепенного, сравнительно небольшого ядра македонской пехоты и конницы, также гарнизонов в важнейших центрах, находившихся под командой местных стратегов.

Все территории разделялись на сатрапии. Селевкидские сатрапии были меньших размеров. Во главе сатрапии стоял сатрап, осуществляющий как гражданскую, так и военную власть. Финансовое же ведомство было самостоятельным.

Земли государства делились на 2 основные категории: принадлежащие лично царю и принадлежащие городам, местным династиям, племенам, общинам, власть над которыми осуществлялась на основе суверенитета царя.

Широкое строительство греческих городов способствовало дальнейшему развитию рабства.

Македонское завоевание способствовало ухудшению положения народных масс, усилению их эксплуатации, форм зависимости, большему приближению их к рабству. Это вызвало протест населения, чем и объяснилась нестабильности государства, тенденции к распаду которого уже ярко проявились спустя несколько десятилетий после его возникновения.

Восток занимал важное место в политике ранних Селевкидов.

Начались затяжные войны между Селевкидами и Птолемеями за обладание южной Сирией.

На Востоке возникают и усиливаются сепаратистские настроения, желание освободиться от власти Селевкидской династии.

В III веке во время династической междоусобицы, переросшей в войну с Птолемеями, государство Селевкидов оказалось на краю катастрофы.

Поход Селевка II (230-227 гг.) на восток, несмотря на первоначальные успехи, окончился неудачей. Таким образом, крайний северо-восток Селевкидской державы был потерян.

В 222 г. в начале царствования АнтиохаIII против центрального правительства восстали сатрап Мидии Молон и его брат Александр, сатрап Персиды. В момент наибольших успехов Молон даже захватил Вавилонию и Месопотамию. Но восстание было подавлено.

Позднее Антиох III начал грандиозный поход на восток, цель которого было восстание власти Селевкидов над утраченными областями. Результат похода – завоевание отпавшей Парфии.

Затем армия Антиоха перешла Гиндукуш и вторглась в пределы Индии; с местным царем Софагасеном был заключен договор, согласно которому Антиох получил индийских боевых слонов.

Вона между Римом и царством Селевкидов была порождена их соперничеством за контроль над Грецией. Дальнейшие события показали всю непрочность успехов Антиоха III. Сразу же после поражения в войне с Римом в 189 году, возобновился процесс распадения селевкидского государства.

Испытывая крайние финансовые затруднения, Антиох III решил поправить дела уже испытанным способом – ограбить местные храмы в Элимаиде, что вызвало восстание местного населения, в ходе которого погиб и он сам.

Последняя попытка восстановить мощь Селевкидского царства связана с именем сына Антиоха III Великого – Антиоха IV .

Постоянная угроза с Запада, со стороны Рима, заставляла его думать об укреплении власти Селевкидов на Востоке, где после смерти его отца произошли важные события, в том числе отпадение Персиды.

Таким образом, задачи стоявшие перед Антиохом IV, были сложнее тех, которые пришлось решать несколькими десятилетиями раннее его отцу. В то же время средств у Антиоха IV было меньше, поэтому его поход окончился полной неудачей, а сам он погиб.

В результате территория Селевкидского царства сократилась до пределов Сирии, Финикии и части Киликии. В 64 году до н.э. остатки царства были присоединены к Риму в качестве провинции Сирия.

Птолемеевский Египет

Одно из крупнейших государств эллинизма. Ядро - Египет. Все границы, кроме восточной оставались нетронутыми за период.

Особенности :

· Спокойное существование (легко обороняемые границы ядра государства, слабость соседних воинственных племен)

· Основной компонент населения – египтяне (главные производители материальных благ, основная эксплуатируемая часть подданы)

· Сохранение неизменной традиционной административной системы управления страной (деспотическая власть царя, разветвленный аппарат многочисленных чиновников, строгая централизация государственной власти, ее активное вмешательство в хозяйственную часть страны;

· Всего 3 города-полиса: Александрия, Птолемаида, Навкратис.

Правил там Птолемей Лаг Сотер, основатель династии. Он получил его при первом разделе наследства Александра. Он быстро стал расширять свою территорию, захватил Кипр, вторгся в Сирию. В 306 после Антогона провозгласил себя царем. После битвы при Ипсе ему и его наследниками целое столетие удавалось вести активную внешнюю политику, претендуя на роль арбитра в эллинистическом мире.

Власть царя была неограниченной, формируется царский культ, передавалась по наследству по мужской линии, хотя иногда там правили и царицы и несколько царей; разветвленный и громоздкий бюрократический аппарат.

Сохранилась номовая система территориального деления страны. Номы делились на топархии (во главе – топарх, работавший вместе с топограмматевсами (писцами), а те на деревни (комарх и комограмматевс).

Неизмененный – традиционный институт храмов и жречества. При храмах – эпистаты (царские представители, наблюдавшие за всеми культовыми мероприятиями и экономической деятельностью жречества).

Армия состояла из 2 контингентов: первый (македоняне, греки, прибывшие в Египет с армией АМ – регулярные силы) и второй (представители коренного населения – во вспомогательных частях, флоте, полицейских силах). Была особая речная полиция.

Периодизация истории древней Греции, краткая характеристика каждого периода.

3 этапа:

1. Эгейский (крито-микенский) (3-2 тыс. до н.э.) - это возникновение, расцвет и падение раннеклассовых обществ и первых государственности в Греции – история Крита и Ахейской Греции. Местное население – пеласги. Первые очаги государственности возникли еще в середине 3 тыс. до н.э. Около 22 века этот процесс был прерван нашествием ахейцев, мигрировавших с придунайской Европы. Они ассимилировали коренное греческое население.

· Развилась крито-микенская цивилизация . Время постройки дворцовых комплексов. Развитие минойского Крита было прервано природными катаклизмами.

· Греко-ахейская цивилизация – с центром в Микенах, прекратила свое существование к 12 в до н.э. причиной стало перемещение на новые земли греков-дорийцев с севера.

2.Полисный этап - от гибели микенской цивилизации в 12-11 веках – до последней трети 4 века. Это период возникновения, развития и кризиса полиса . Заканчивается завоеванием греками и македонцами державы Ахеменидов.

Периоды:

1. Предполисный период (11-9 вв. до н.э.) – («гомеровский период» и «темные века». Господство родоплеменных отношений на территории Балканской Греции. В результате открытия железа экономика начала развиваться и развитие пошло вперед. Период застоя, при полном отсутствии угрозы извне.

2. Архаический период (8- 6 вв до н.э.) - время становления полисов, развитие понятий гражданства и демократии, период великой греческой колонизации. Демографический взрыв. Раннегреческие тирании. Реформы Солона и Клисфена в Афинах, тирания Писистрата. Имущественное расслоение во всех полисах.

3. Классический период - развитие рабовладения в полисах. (5- 4 вв. до н.э.) Расцвет древнегреческих полисов, период наивысших культурных достижений греков. Повсеместная эксплуатация рабов. Победа над Персией сыграла свою роль в хозяйственном подъеме. В последней трети 5 века Греция втянулась в междоусобную войну. В результате войны проиграли все греки, полисная система вступает в фазу кризиса.

После восточного похода Александра Македонского и создания системы эллинистических государств начинается

3. Эллинистический период (вторая половина 4 в. до н. э. - 30 г. до н. э.). Последняя дата знаменует формальное завершение истории Древней Греции. Эпоха эллинизма ознаменована восточным походом Александра Македонского. Были созданы огромные эллинистические государства с разветвленной экономикой и синтезом культyp, включившим в себя и западные, и восточные элементы. В 30 году до н. э. последнее из эллинистичecких государств - Птолемеевский Египет теряет независимость и становится добычей Рима.

Делится на 3 эпохи:

1.Войны диадохов (334-281гг до н.э.),

2.Время расцвета Греко-восточной государственности (280 - сер. 2 в.),

3.Кризис с середины 2 века начинают проявляться кризисные черты, приведшие к распаду государственности

Вопросы по истории ДМ

1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.

2. Периодизация истории Древней Греции.

3. Историческая география Древней Греции.

4. Письменные источники по истории Древней Греции.

5. Минойская цивилизация на Крите.

6. Микенская Греция.

7. Троянская война.

8. «Тёмные века» в истории Греции.

9. Греческая мифология: основные сюжеты.

10. Поэмы Гомера.

11. Великая греческая колонизация.

12. Спарта как тип полиса.

13. Формирование полиса в Афинах (VIII-VI вв. до н.э.).

14. Реформы Солона.

15. Тирания Писистрата.

16. Реформы Клисфена.

17. Греко-персидские войны.

18. Афинская демократия в V в. до н.э.

19. Афинская морская держава в V в. до н.э.

20. Пелопоннесская война.

21. Кризис полиса в Греции IV в. до н.э.

22. Греческая культура архаического времени.

23. Греческая культура классического времени.

24. Возвышение Македонии.

25. Походы Александра.

26. Эллинизм и его проявления в экономике, политике, культуре.

27. Основные эллинистические государства.

28. Северное Причерноморье в классическую и эллинистическую эпоху.

29. Периодизация истории Рима.

30. Историческая география Рима, Италии и империи.

31. Письменные источники по римской истории.

32. Этруски и их культура.

33. Царский период истории Рима.

34. Ранняя Республика: борьба патрициев и плебеев.

35. Завоевание Римом Италии.

36. Вторая Пуническая война.

37. Завоевание Средиземноморья Римом во II в. до н.э.

38. Реформы братьев Гракхов.

39. Борьба оптиматов и популяров. Марий и Сулла.

40. Политическая борьба в Риме в I пол. I в. до н.э.

41. Завоевание Галлии Цезарем.

42. Восстание Спартака.

43. Борьба за власть и диктатура Цезаря.

44. Борьба Антония и Октавиана.

45. Принципат Августа.

46. Императоры из династии Тибериев-Юлиев.

47. Римские провинции в I-II вв. н.э. и их романизация.

48. «Золотой век» Римской империи во II в. н.э.

49. Римская культура времени гражданских войн.

50. Римская культура эпохи принципата.

51. Эпоха «солдатских императоров».

52. Реформы Диоклетиана-Константина.

53. Древняя христианская церковь. Принятие христианства в IV в.

54. Натиск германских племен на границы империи в IV-V вв.

55. Восточные провинции в IV-VI вв. Рождение Византии.

56. Падение Западной Римской империи.

57. Культура Поздней империи.

58. Античные традиции в культуре последующих эпох.

59 Восстание Спартака

1.Oсобенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока .

История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого - не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе. Хронологические рамки истории древней Греции - от конца III тысячелетия до н.э., времени образования первых государств на острове Крит, до 30 г. до н.э., когда последнее созданное греко-македонскими завоевателями царство - Египет - было покорено Римом (соответственно и все даты в книге - до нашей эры). История древней Греции традиционно делится на несколько эпох (исторических периодов). Примерно с 2200 до 1450 г. существовала минойская цивилизация на острове Крит. С ней соседствовала, а затем ее разрушила микенская цивилизация (около 1600 – 1150 гг.). После нее приходит упадок, наступают «темные века» (XI - IX вв.). Греция создает новый тип цивилизации, и самый первый перод ее развития – это архаическийпериодисторииГреции (VIII - VIвв.). Период расцвета древней Греции – это классический период ее истории (V - IVвв.). Наконец, в результате походов Александра Македонского греческая культура и цивилизация распространяются на Восток, и наступает последний период древнегреческой истории – эллинистический (IV - Iвв.).

Периодизация истории Древней Греции.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Основная территория древнегреческой цивилизации – Эгейский регион, т.е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. В XVIII-XVI вв. – Великая греческая колонизация, в ходе которой осваиваются о. Сицилия и Южная Италия. Этот регион будет называться Великая Греция. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге.

Этнический состав древнегреческого населения – этническая однородность. Область центрального региона Греции заселена греческой народностью. 4 племенные группы :

2) дорийцы

3) ионийцы

4) эолийцы.

История Древней Греции охватывает огромную историческую эпоху – от конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э., т. е. свыше двух тысячелетий. За этот период в Эгеиде (бассейн Эгейского моря) произошел переход от бронзового века к железному и сменили друг друга две цивилизации.

В эпоху бронзового века на острове Крит и на территории Балканской Греции сложилась цивилизация, которая по двум основным центрам – в Эгейском море (Крит) и на материке (Микены) – получила название крито-микенской. Согласно археологической датировке, в истории Крита и Балканской Греции выделяются три периода.

Для истории Крита они называются минойскими (по имени его легендарного царя – Миноса):

1) раннеминойский период – ХХХ-ХХвв. до н.э. – заключительный этап существования родового строя, когда создавались условия для возникновения цивилизации;

2) среднеминойский период – ХХ-Х?Пвв. до н.э. – так называемый период «старых дворцов» – возникновение цивилизации на Крите;

3) позднеминойский период – ХVII-ХIV вв. до н. э. – время расцвета цивилизации на Крите вплоть до грандиозной катастрофы, после которой Крит был завоеван ахейцами, а минойское общество – уничтожено.

Периоды истории Балканской Греции называются элладскими:

1) раннеэлладский период– ХХХ-ХХГ вв. до н.э.– существование позднеродовой общины у автохтонного населения Балканского полуострова;

2) среднеэлладский период – ХХ-ХVII вв. до н. э. – заселение Балканского полуострова греками-ахейцами, которые находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений;

3) позднеэлладский период – ХVI-ХIIвв. до н. э. – возникновение у ахейцев микенской цивилизации бронзового века и ее гибель в результате дорийского нашествия.

После этого греческий мир вновь оказывается в первобытной эпохе, одновременно с началом железного века. В этих условиях зарождается новая античная цивилизация, центральным элементом которой становится социально-политический и экономический феномен – полис.

В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода:

1) гомеровский, или предполисный, период – ХГ-ГХ вв. до н. э. – эпоха существования родового строя;

2) архаический период – VIIГ-VIвв. до н. э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса; распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью;

3) классический период– ?-IVвв. до н.э.– расцвет античной цивилизации и греческого классического полиса;

4) эллинистический период – конец IV-Г в. до н. э. – покорение персидской державы Александром Македонским и слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира с цивилизациями Древнего Востока; завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией – на востоке.

После падения последнего эллинистического государства – царства Птолемеев в Египте – центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим, и история древнегреческого общества, ставшего составной частью древнеримской мировой державы, уже рассматривается в рамках истории Древнего Рима.

Пока существовала Древняя Греция, границы античного мира непрерывно расширялись. Колыбелью первой европейской цивилизации на рубеже III-II тысячелетий до н. э. стали острова Эгейского моря и юг Балканского полуострова. На материке первые очаги цивилизации на протяжении долгих веков оставались лишь островками в обширном море первобытного племенного мира. В конце II тысячелетия до н. э. греческие племена освоили весь бассейн Эгейского моря, плотно заселив и западное побережье Малой Азии. В архаическую эпоху греки вывели колонии на остров Сицилия и в Южную Италию, а также на побережье Испании и Галлии. Они создали ряд поселений на севере Африки и прочно обосновались в бассейне Черного моря. В эпоху эллинизма в результате победоносных походов Александра Македонского античная цивилизация распространилась на обширной территории от греческих колоний на побережье Испании до эллинистических царств на границе с Индией и от Северного Причерноморья до южных границ Египта. Но во все времена центром античной Греции оставались Балканская Греция и Эгеида.Затем начинается 300-летняя эпоха эллинизма (конец IV-конец I вв. до н.э.), которая берет начало от походов Александра Македонского и находит свое завершение в крушении мира эллинистических государств, подчинении западных территорий Риму и вхождением восточных территорий в состав Парфянского царства.