Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Почему нужно знать историю средних веков. Урок "История Средних веков

Почему нужно знать историю средних веков. Урок "История Средних веков

Урок №1 «Что изучает история Средних веков?»

Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;

2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;

3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;

Тип: Урок изучения нового материала;

Оборудование: 1. Электронная презентация;

2. Лента времени;

3. Карта мира;

План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;

2. Значение средневековья в современной жизни;

3. Исторические источники по истории средневековья;

Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник;

ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго за Древним миром этапа Всемирной истории – Средневековья. Сегодня мы узнаем, что же изучает история Средних веков? (Слайд №1)

1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории .

Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья; (Слайд №2)

Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т. к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени. (Слайд №3)

*Средние века – обозначение в исторической науке периода истории Земного шара с V по XVII вв.

(запись термина в словарь)

? Вспомните еще раз, какое событие стало окончанием истории Древнего мира и, следовательно, началом истории Средних веков? (476г. – падение Западной Римской империи)

Запомните и другу дату – 1640 – начало Английской буржуазной революции, как дату окончания истории Средних веков. (Слайд №4)

А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать: (Слайд №5)

1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?

2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?

3. Напишите любой год, относящийся к VI, XII вв.

4. К какому веку относится: 843 г.

5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;

6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;

Т. о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:

V – XI вв. – Раннее средневековье;

XII – XV вв. – Расцвет средневековья;

XVI – XVII вв. – Позднее средневековье; (Слайд №6)

Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.

2. Значение средневековья в современной жизни

А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.

Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества: (Слайд №7)

Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…

В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.

Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь – римско-католическая, православная, разные виды протестантской, мусульманская.

Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах , в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.

Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки , придуманные средневековыми портными.

3. Исторические источники по истории средневековья

? Вспомните, что такое исторические источники?

*Исторический источник – это все, что дает информацию о прошлом человеческого общества. ()

? Вспомните, какие исторические источники вы знаете? (Слайд №8)

Письменные источники, которых огромное множество по истории средневековья хранятся в специальных хранилищах документов – архивах .*

Большое количество сохранилось так называемых хроник – запись исторических событий в хронологическом порядке. *

А сейчас, давайте попробуем определить, к какому типу исторических источников относятся приведенные примеры:

2. Драгоценная чаша, на которой написано имя и прозвище ремесленника; (5)

3. Средневековый замок; (5)

5. Народные пословицы и поговорки; (2)

III ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сегодня, мы с вами узнали, что же изучает история Средних веков. Давайте вспомним:

Что представляет собой история Средних веков? Какой период охватывает история Средних веков? Сколько стадий включает в себя история Средних веков? Какие исторические источники по истории средневековья вы знаете?

Выводы: (Слайд №9)

IV ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр. 6-8; выучить термины и даты;

Средневековья Средневековье. Но уже много лет историки на могут выработать единый взгляд на проблему того, когда начинаются и заканчиваются Средние века.

Большинство авторов сходятся на том, что история европейского Средневековья начинается с распадом Римской Империи в V веке н.э. Однако и этот взгляд на проблемы нельзя считать универсальным. Политические и экономические изменения в Римской Империи стали происходить задолго до ее распада. Фактически экономическая история Средних веков началась раньше политической. К тому же, остается дискуссионным вопрос начала периода Средневековья вне Европы, например, в Китае.

Ряд исследователей считают Средневековье только европейским феноменом, исключая из него страны Азии.

Обозначить конец Средневековья еще сложнее. В марксистской историографии было принято мнение, что началом Нового времени можно считать революцию в Англии 1640 года, сопровождавшуюся свержением короля и приходом к власти Кромвеля. В то же время, ученые Европы и США предлагают другие даты - начало Великих географических открытий или начало религиозных войн в Европе, связанных с появлением протестантизма. В итоге все три точки зрения сосуществуют в работах различных авторов.

Специалисты по истории ментальности подчеркивают, что нельзя провести четкую границу конца Средневековья, так как преставления этого времени были сильны даже в людях XVIII века.

Основные разделы истории Средних веков

В XIX веке, во времена становления современной , исследователей интересовала прежде всего политическая история Средних веков - возникновение и исчезновение государств, их конфликты между собой, наиболее заметные политические деятели. Позднее спектр интересов исследователей расширился. На рубеже XIX-XX веков стало появляться все больше трудов по религиозной истории этого периода, которая была тесно связана с политической - например, папа в Средние века был одним из крупнейших землевладельцев и управлял своим государством.

Историки-марксисты стали уделять основное внимание экономической истории Средневековья, считая, что именно с эволюцией производства возникали изменения в общественных отношениях.

В то время, в двадцатые годы XX века появились историки, например, Марк Блок, которые начали комплексно изучать ментальность средневекового

Вопросы и задания.

1. Для чего следует изучать историю Средних веков?

Средневековье изучено лучше истории Древнего мира, но оно по-прежнему хранит множество тайн и загадок. Изучать историю Средних веков надо потому, что в период Средневековья жизнь людей развивалась, изменялась и усложнялась. Изучение истории дает понимание исторических процессов, происходящих в обществе, способствует изучению культуры и общественного устройства. Изучая прошлое, люди строят свое будущее, руководствуясь богатым опытом поколений, жившим в данную историческую эпоху. Знание истории, в частности ошибок, помогает избежать их будущим поколениям.

2. Как ученые объясняют, когда началось и когда закончилось Средневековье? На какие периоды можно поделить Средние века?

По мнению ученых, Средневековье началось в 5 веке и закончилось примерно в 15-16 веке. Эти даты условны, т.к. переход от одного исторического периода к другому у разных народов проходил по-разному, не одновременно.

Средневековье можно разделить на три главных временных периода (этапа):

1. Раннее Средневековье - с конца 5 века до середины 11 века. Этап охватывает период от падения Западной Римской империи до складывания основных характерных черт эпохи.

2. Зрелое средневековье- с середины 11 века до конца 14 века, характеризующее формированием средневековых монархических государств.

3. Позднее Средневековье - с конца 14 века до 15 века, характеризующее формированием новых общественных отношений.

3. Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какую периодизацию истории Средневековья использовали авторы учебника? Обратите внимание на различные страны и народы, историю которых вам предстоит изучить.

Авторы учебника использовали такую периодизацию: Средневековый мир в 5-11 веках и Средневековый мир в 11-14 веках. Нам предстоит изучить историю древних германцев, варварских королевств, историю Западной Европы, Византии, исламских стран, европейских государств, стран Азии, Африки, Америки в эпоху Средневековья.

4*. Почему, изучая историю Средневековья, нельзя обойтись рассмотрением лишь некоторых стран, а надо представить прошлое человечества в целом?

Изучая историю Средневековья, нельзя обойтись рассмотрением лишь некоторых стран, а надо представить прошлое человечества в целом потому, что только так можно получить наиболее целостную картину развития мира в ту эпоху. Все страны развивались по-разному и внесли свой вклад в общее развитии истории и построение средневекового мира, в формирование общественных отношений. Помимо этого, развитие любой страны, любой территории, континента определяется взаимодействием не только внутренних, но и внешних факторов.

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.