Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Подготовка к впр. Задания для отработки темы "3 ВПР" Характерные свойства веществ

Подготовка к впр. Задания для отработки темы "3 ВПР" Характерные свойства веществ

Всероссийская проверочная работа

Химия, 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включенные в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по химии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.

Образец всероссийской проверочной работы по истории

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Записывайте ответы на задания в отведенном для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнить задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество балов.

1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1-3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:

1. Стальных кнопок от древесных опилок;

2. Воздуха от распыленных в помещении мелких капель водоэмульсионной краски?

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

Ответ:

2. На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.

На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

1. Определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2. Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3. Определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Ответ:

3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения радиуса атомов следующие элементы: N, Al, C, Si. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Ответ: Al - Si - C - N.

4. В приведенной ниже таблице перечислены характерные свойства веществ с молекулярной и атомной кристаллическими решетками.

Характерные свойства веществ

Используя данную информацию, определите, какую кристаллическую решетку имеет:

1. Кварц (SiO2);

2. Углекислый газ (СО2).

Запишите ответ:

Кварц имеет ________________

Углекислый газ имеет _________________

Ответ: кварц (SiO2) имеет атомную кристаллическую решетку; углекислый газ (СО2) имеет молекулярную кристаллическую решетку.

Прочитайте текст и выполните задания 5-7.

Оксид серы (IV) используют в пищевой промышленности в качестве консерванта (пищвая добавка Е220). Поскольку этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады. Это вещество также используют для отбеливания соломы, шёлка и шерсти, то есть материалов, которые нельзя отбеливать хлором.

Промышленный способ получения этого вещества заключается в сжигании серы или сульфидов. В лабораторных условиях его получают воздействием сильных кислот на сульфиты, например, взаимодействием серной кислоты с сульфитом натрия.

При взаимодействии оксида серы (IV) с гидроксидом кальция образуется соль сульфит кальция. Это вещество применяется в промышленности как пищевая добавка Е226, консервант, для приготовления желе, мармелада, мороженого, напитков и фруктовых соков.

5. Сложные неорганические вещества условно можно распределить, то есть классифицировать, по четырем группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырех групп впишите по одной химической формуле веществ, упоминаемых в приведенном выше тексте.

Сложные вещества:

оксид -

основание -

кислота -

соль -

Ответ: оксид - SO2

основание - Ca(OH)2

кислота - H2SO4

соль - Na2SO3 или CaSO3.

6. 1. Составьте молекулярное уравнение реакции сжигания серы, о которой говорилось в тексте.

Ответ: S + O2 = SO2

2. Укажите, с каким тепловым эффектом (с поглощением или выделением теплоты) протекает эта реакция.

Ответ: реакция протекает с выделением энергии (экзотермическая).

7. 1. Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между оксидом серы (IV) и гидроксидом кальция.

Ответ: Ca(OH)2 + SO2 = CaSO3 + H2O

2. Опишите признаки протекающей реакции между оксидом серы (IV) и раствором гидроксида кальция.

Ответ: в результате реакции образуется нерастворимое вещество - сульфит кальция; наблюдается помутнение исходного раствора (выпадение осадка).

8. При исследовании минерализации бутиллированной воды в ней были обнаружены следующие катионы металлов: Ag2+, Na+, Mg2+. Для проведения качественного анализа к этой воде добавили раствор CaCl2.

1. Какие изменения можно наблюдать в растворе при проведении данного опыта (концентрация вещества достаточная для проведения анализа)?

Ответ: наблюдается выпадение белого творожистого осадка.

2. Запишите сокращенное ионное уравнение произошедшей химической реакции.

Ответ: Ag+ + Cl- = AgCl↓

9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

Ответ: составлен электронный баланс.

2| N+5 +e → N+ 4

1| Cu0 -2e → Cu+2

2. Укажите окислитель и восстановитель.

Ответ: указано, что медь в степени окисления 0 является восстановителем, а HNO3 (или азот в степени окисления +5) - окислителем.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Ответ: составлено уравнение реакции: 4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

10. Дана схема превращений:

Na2S → H2S → SO2 → BaSO3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Ответ:

1. Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S

2. 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O

3.SO2 + Ba(OH)2 = BaSO3 + H2O

(Допускаются иные, не противоречащие условию задания уравнения реакций.)

Для выполнения заданий 11-13 используйте вещества, приведенные в перечне:

1. Этан

2. Ацетилен

3. Толуол

4. Метанол

5. Ацетальдегид

11. Из приведенного перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным классам/группам органических соединений. Запишите номера структурных формул этих веществ в соответствии с названиями.

Предельный углеводород -

Одноатомный спирт -

Ответ:

Предельный углеводород - этан С2Н6

Одноатомный спирт - метанол СН3ОН.

12. В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведенного выше перечня. Расставьте коэффициенты в полученные схемы, чтобы получилось уравнение химической реакции.

1. ....... + Cl2 = CH3CH2Cl + HCl

2. ........ + Cu(OH)2 = CH3COOH + Cu2O + H2O

Ответ:

13. Толуол является сырьем для производства компонентов моторных топлив с высоким октановым числом, для получения взрывчатых веществ (тринитротолуола), фармацевтических препаратов, красителей и растворителей. Получить толуол можно в соответствии с приведенной ниже схемой превращений.

Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня.


Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При записи уравнений реакций используйте структурные формулы веществ.

Ответ:

14. Одним из важных понятий в экологии и химии является "предельно допустимая концентрация" (ПДК). ПДК - это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК формальдегида в воздухе составляет 0.003 мг/м3. В помещении площадью 40 кв. м с высотой потолка 2,5 м с поверхности дверей, изготовленных из древесно-стружечных плит (ДСП), пропитанных фенолформальдегидной смолой, испарилось 1,2 мг формальдегида. Определите, превышена ли ПДК формальдегида в воздухе данного помещения. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию формальдегида в помещении.

Ответ: 1. Определен объем помещения, и определена концентрация формальдегида в нем:

V (помещения) = 40 х 2,5 = 100 куб. м

2. Сформулирован вывод о превышении ПДК; значение ПДК формальдегида в помещении превышает показатель 0,003 мг/ куб. м;

3. Сформулировано одно предложение по снижению содержания формальдегида в помещении.

Возможные варианты: замена дверей на новые, сделанные из другого материала (например, древесины); покрытие поверхности дверей пленкой, слоем лака или краски; регулярное проветривание (вентиляция) помещений.

15. Для обработки обожжённых кожных покровов применяют 5%-ный раствор перманганата калия. Рассчитайте массы перманганата калия и воды, котоые необходимы для приготовления 120 г такого раствора. Запишите подробное решение задачи.

Ответ: m(KMnO4) = 0,05 x 120 = 6 г

m(воды) = 120-6 = 114 г

Задания 7. Неорганическая химия. Свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом, которая упоминалась в тексте.

2. Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.

В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е526, которая представляет собой гидроксид кальция Ca(OH)2. Она находит применение при производстве: фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских изделий и сладостей.

Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой , этот процесс называется гашение.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью взаимодействовать с углекислым газом CO2, содержащимся в воздухе. Это же свойство раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода содержит вещества (например, кислоты ), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между сульфитом натрия и соляной кислотой.

2. Объясните, какие особенности сернистой кислоты позволяют использовать эту реакцию для получения сернистого газа.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Диоксид серы - это очень распространённая добавка, используемая в пищевой промышленности. На этикетках её можно обнаружить как E220, а сам консервант образуется в результате сжигания серы. Данное вещество можно встретить почти везде: фрукты и овощи (консервированные, сушёные, замороженные). Чтобы избавиться от плесени и грибка с целью обеззараживания складов, погребов, теплиц, иногда используют окуривание помещений сернистым газом (оксид серы(IV)). Для этого в помещении поджигают серу. Однако сернистый газ для обработки погреба можно получить взаимодействием сульфита натрия с раствором серной кислоты. Иногда для этих целей смешивают сульфит кальция с раствором соляной кислоты.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между раствором нитрата серебра и цинком.

2. Объясните, почему такая реакция возможна.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Ещё в конце XVIII века врачи-алхимики открыли лечебные противовоспалительные свойства ляписа (нитрата серебра). Они получали его растворением металлического серебра в концентрированной азотной кислоте. До сих пор ляпис встречается в аптеках как антисептическое средство в виде мазей, растворов и ляписного карандаша для прижигания ранок от нагноения.

Нитрат серебра используют также в процессе получения высококачественных зеркал. При этом для получения очищенного от примесей нитрата серебра используют обработку его растворов цинковыми стружками.

Для обнаружения нитрата серебра и проверки подлинности серебряных изделий используют раствор соляной кислоты. И, наоборот, ионы серебра являются реактивом на ионы хлора.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между растворами пищевой соды и уксусной кислоты.

2. Объясните, почему «гашёную» уксусом соду используют при приготовлении теста.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Пищевая сода (гидрокарбонат натрия) используется в медицине, кондитерской промышленности, в быту. Образуется пищевая сода при пропускании избытка углекислого газа через раствор гидроксида натрия. В домашних условиях гидрокарбонат натрия, «гашёный уксусом», добавляют в тесто для мягкости и пышности готовых изделий. В промышленности пищевую соду получают из карбоната натрия, действуя на его раствор избытком оксида углерода(IV).

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между алюминием и раствором гидроксида калия.

2. Объясните, какие свойства оксида алюминия делают такую реакцию возможной.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Алюминиевая посуда - довольно частый предмет даже на современных кухнях. Основным достоинством этого металла является образование на поверхности тонкой, но прочной оксидной плёнки, противодействующей разрушению посуды и увеличивающей срок её полезного использования. Благодаря защитному слою еда сохраняет свой вкус. В то же время недостатки алюминиевой посуды вполне очевидны. Этот материал легко поддаётся как механическому повреждению, так и разрушению под воздействием кислот и щелочей, может вступать в активную реакцию с кислыми или щелочными продуктами, высвобождая достаточно большое количество вредных для здоровья ионов металла. Поэтому категорически запрещается использовать посуду из алюминия для приготовления блюд с уксусом, томатом, кислыми фруктами и ягодами, молочными продуктами и маринадов. К тому же нельзя использовать эту посуду для длительного хранения любых продуктов и блюд, в том числе воды.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения аммиачной воды (гидроксида аммония) из аммиака.

2. Объясните, правильно ли называть 10%-ный раствор аммиака нашатырным спиртом.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Гидроксид аммония, или аммиачная вода, используется в химической промышленности в процессе получения аммонийных солей, использующихся в сельском хозяйстве в качестве азотных удобрений, например, аммиачная селитра (нитрат аммония). В пищевой промышленности гидроксид аммония применяется в качестве регулятора кислотности и эмульгатора E527.

Эмульгатор E527 чаще всего используют в составе продуктов питания, содержащих какао-порошок или масло. Это могут быть сладости, шоколадные конфеты или карамель, выпечка и другие кондитерские изделия.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом, о которой говорилось в тексте.

2) Укажите признаки этой реакции.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Гидроксид кальция Са(ОН) 2 относится к наиболее используемым в быту и промышленности неорганическим соединениям. Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашением.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью взаимодействовать с углекислым газом CO 2 , содержащимся в воздухе. Это же свойство раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе солей железа).

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции окисления аммиака кислородом.

2) Укажите, к каким процессам - эндотермическим или экзотермическим - относится эта реакция.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Аммиак (NН 3 ) - одно из наиболее используемых в промышленности неорганических веществ. Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония. Внимание! При получении аммиака держите пробирку-приёмник дном кверху. Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота.

Молекула аммиака имеет форму тригональной пирамиды с атомом азота в вершине. Три неспаренных электрона атома азота участвуют в образовании ковалентных связей с 1s-электронами трёх атомов водорода (связи N-H), четвёртая пара внешних электронов является неподелённой. При нормальных условиях аммиак - бесцветный газ с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта), хорошо растворим в воде, ядовит. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах.

Для аммиака характерны реакции как с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления), так и без изменения степени окисления атома азота (реакции присоединения).

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции между раствором карбоната калия и оксидом углерода(IV).

2) Каков объём (н. у.) оксида углерода(IV), выделяемого организмом в сутки?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Оксид углерода(IV), или диоксид углерода (СО 2 ), - газ без запаха и цвета, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании животных и растений. Растворим в воде (1 объём диоксида углерода в одном объёме воды при 15 °C).

По химическим свойствам диоксид углерода относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием карбонатов и гидрокарбонатов.

Организм человека образует приблизительно 1 кг диоксида углерода в сутки. Он переносится от тканей, где образуется в качестве одного из конечных продуктов метаболизма, по венозной системе и затем выделяется с выдыхаемым воздухом через лёгкие.

В промышленных количествах оксид углерода(IV) содержится в дымовых газах. Он представляет собой побочный продукт химических процессов, например при разложении природных карбонатов (известняк, доломит), производства алкоголя (спиртовое брожение). Смесь полученных газов промывают раствором карбоната калия, который поглощает диоксид углерода, переводя его в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая диоксид углерода.

В лабораторных условиях небольшие количества его получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора или соды с соляной кислотой в аппарате Киппа. Использование серной кислоты в данном случае менее желательно.

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции разложения азотной кислоты.

2) Почему концентрированная азотная кислота имеет бурую окраску?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Азотная кислота (HNO 3 3 имеет обычно бурую окраску вследствие происходящего на свету или при нагревании процесса разложения. Азотную кислоту можно перегонять без разложения только при пониженном давлении. Золото, некоторые металлы платиновой группы и тантал инертны к азотной кислоте во всём диапазоне концентраций, остальные металлы реагируют с ней, ход реакции при этом определяется её концентрацией. HNO 3 как одноосновная кислота взаимодействует с основными и амфотерными оксидами, основаниями, вытесняет слабые кислоты из их солей. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя за счёт азота в степени окисления +5. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты.

1) Запишите уравнение реакции обжига пирита на воздухe.

2) Почему печь специальной конструкции называется печью для обжига в «кипящем слое»?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Серная кислота (H 2 SO 4

1) Напишите уравнение взаимодействия серной кислоты с гидроксидом железa(III).

2) Приведите формулы возможных продуктов восстановления концентрированной серной кислоты.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Серная кислота (H 2 SO 4 ) является одним из основных продуктов крупнотоннажной химии. Без неё невозможно производство удобрений, полимеров, лекарств, красителей. Ежегодно во всём мире производят примерно 220 млн тонн серной кислоты.

Разбавленная серная кислота обладает всеми общими свойствами кислот, реагирует с основаниями, основными и амфотерными оксидами, гидроксидами металлов, металлами и солями. Концентрированная серная кислота является сильным дегидратирующим средством. При растворении серную кислоту тонкой струйкой приливают к воде, но не наоборот! H 2 SO 4 проявляет довольно сильные окислительные свойства и способна окислять неметаллы и некоторые малоактивные металлы, стоящие в ряду стандартных окислительно-восстановительных потенциалов («ряд напряжений металлов») после водорода. Как правило, при действии металлов водород из концентрированной серной кислоты не выделяется.

В одном из способов получения серной кислоты первой стадией является обжиг пирита FeS 2 в присутствии кислорода воздуха. Обжиг «в кипящем слое» ведут в печах специальной конструкции. Образовавшийся сернистый газ тщательно очищают и окисляют до оксида серы(VI), который поглощают концентрированной серной кислотой. Продукт поглощения после разбавления водой превращается в серную кислоту нужной концентрации.

1) Запишите в молекулярном виде оговорённое в тексте уравнение реакции образования гидрокарбоната натрия, которая происходит при пропускании аммиака и углекислого газа через раствор поваренной соли.

2) Какая реакция среды в растворе карбоната натрия?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

2 CO 3 ) используют в стекольном производстве, мыловарении и производстве стиральных и чистящих порошков, эмалей, для получения ультрамарина. Также он применяется для смягчения воды паровых котлов и вообще для уменьшения жёсткости воды. В пищевой промышленности карбонаты натрия зарегистрированы в качестве пищевой добавки E500 - регулятора кислотности, разрыхлителя, препятствующего комкованию и слёживанию.

Теоретически карбонат натрия можно получить взаимодействием соответствующих оксидов - кислотного и основного. В 1861 году бельгийский инженер-химик Эрнест Сольве запатентовал метод производства соды, который используется и по сей день. В насыщенный раствор хлорида натрия пропускают одинаковые количества газообразных аммиака и диоксида углерода. Выпавший остаток малорастворимого гидрокарбоната натрия отфильтровывают и кальцинируют (прокаливают) нагреванием до 140-160 °C, при этом он переходит в карбонат натрия.

3 COOH и серной H 2 SO 4 .

1) Запишите в молекулярном виде оговорённое в тексте уравнение разложения гидрокарбоната натрия, приводящего к образованию кальцинированной соды.

2) Что такое «жёсткость воды»?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Карбонат натрия (кальцинированная сода, Na 2 CO 3 ) используют в стекольном производстве, мыловарении и производстве стиральных и чистящих порошков, эмалей, для получения красителя ультрамарина. Также он применяется для смягчения воды паровых котлов и вообще для уменьшения жёсткости воды. В пищевой промышленности карбонаты натрия зарегистрированы в качестве пищевой добавки E500 - регулятора кислотности, разрыхлителя, препятствующего комкованию и слёживанию.

Карбонат натрия можно получить взаимодействием ищёлочи и углекислого газа. В 1861 году бельгийский инженер-химик Эрнест Сольве запатентовал метод производства соды, который используется и по сей день. В насыщенный раствор хлорида натрия пропускают эквимолярные количества газообразных аммиака и диоксида углерода. Выпавший остаток малорастворимого гидрокарбоната натрия отфильтровывают и кальцинируют (прокаливают) нагреванием до 140-160 °C, при этом он переходит в карбонат натрия.

Римский врач Диоскорид Педаний писал о соде как о веществе, которое шипело с выделением газа при действии на него известных к тому времени кислот - уксусной CH 3 COOH и серной H 2 SO 4 .

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции промышленного получения оксида углерода(IV) из известняка.

2) Не приводя уравнение реакции, объясните, на чём основано применение доломита в сельском хозяйстве для раскисления почв.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Углекислый газ (CO 2 ) - газ без запаха и цвета, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется. Содержится в воздухе и в воде минеральных источников, выделяется при дыхании животных и растений. Растворим в воде (1 объём оксида углерода в одном объёме воды при 15 °C). Степень окисления +4 для углерода является устойчивой, тем не менее углекислый газ может проявлять окислительные свойства, взаимодействуя, например, с магнием. По химическим свойствам диоксид углерода относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием карбонатов и гидрокарбонатов. Организм человека выделяет приблизительно 1 кг углекислого газа в сутки. Он переносится от тканей, где образуется в качестве одного из конечных продуктов метаболизма, по венозной системе и затем выделяется с выдыхаемым воздухом через лёгкие. В промышленных количествах оксид углерода(IV) выделяется из дымовых газов или в качестве побочного продукта химических процессов, например при разложении природных карбонатов (известняк, доломит) или при производстве алкоголя (спиртовое брожение). Смесь полученных газов промывают раствором карбоната калия, который поглощает оксид углерода(IV), переводя его в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая диоксид углерода. В лабораторных условиях небольшие количества его получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора или соды с соляной кислотой в аппарате Киппа. Использование серной кислоты в данном случае менее желательно.

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции, протекающей без изменения степени окисления азота.

2) Назовите получившийся при этом продукт.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Аммиак (NН 3

Молекула аммиака имеет форму тригональной пирамиды с атомом азота в вершине. Три неспаренных электрона атома азота участвуют в образовании ковалентных связей с 1s-электронами трёх атомов водорода (связи N-H), четвёртая пара внешних электронов является неподелённой. При нормальных условиях аммиак - бесцветный газ, легче воздуха, с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта), хорошо растворим в воде, ядовит. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах.

Для аммиака характерны реакции как с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления), так и без изменения степени окисления атома азота (например, присоединение хлороводорода).

1) Составьте молекулярное уравнение реакции железа и азотной кислоты.

2) Каким образом легирование с помощью других металлов позволяет улучшить химическую стойкость железа?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Железо один из самых используемых металлов человеком. Его применяется как в тяжелой так и в легкой промышленности, например в строительстве, сфере обороны, в сельском хозяйстве и т. д.

Железо в промышленности получают из железной руды, которая в основном состоит из гематита (Fe 2 O 3 ). Для этого в доменную печь помещают руду, кокс (С), который переходит при нагревании с угарный газ и дополнительные добавки, которые позволяют избавляться от нежелательных примесей.

Полученное таким образом железо не часто используют в чистом виде, так как оно химически не устойчиво и обычно его в процессе производства легируют разными добавками, например никелем. Если этого не делать сталь может окислиться на воздухе при сильной влажности или температуре, а также она хорошо реагирует с кислотами.

Также для защиты поверхности металла часто используют технику электрохимической или химической пассивации. Железо, например можно пассивировать с помощью концентрированной азотной или серной кислоты, однако разбавленные кислоты хорошо реагируют с металлом.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции оксида алюминия и гидроксида натрия.

2) Как повлияет повышение температуры на реакцию?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Алюминий - мягкий, легкий и очень удобный металл при производстве посуды, металлических элементов декора, а также легких металлических конструкционных изделий. Так как данный металл самый распространенный на поверхности земли, то соответственно он относительно дешевый. Однако в чистом виде в природе его практически не встретишь. Алюминий обычно получают электрохимическим путем из глинозема и фторида алюминия.

Алюминий часто используют в декоративных целях, однако со временем из-за атмосферного кислорода на поверхности образуется оксидная пленка серого цвета, которая портит эстетический вид.

Такую пленку можно снять, например травлением в щелочном растворе NaOH, в итоге получаем чистую поверхность металла. Также чистый металл хорошо реагирует с кислотами особенно с соляной кислотой.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции диоксида кремния и плавиковой кислоты.

2) Что еще не желательно хранить в стекле из диоксида кремния?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Кремний один из самых распространенных на земле элементов. Обычно в промышленности в чистом виде его получают путем сильного нагревания кремневого песка и кокса. В лаборатории обычно получают при реакции диоксида кремния с магнием. Кремний в данный момент активно применяется в солнечной энергетике и микро- и наноэлектронике.

Диоксид кремния является основной частью большинства стекол. Однако данные стекла реагируют с плавиковой кислотой, поэтому обычно ее хранят в пластиковой таре. Также его применяют для создания абразивов, керамики и строительный материалов. Благодаря своим пьезоэлектрическим эффектам используется в радио и высокоточной электронике. При нагревании SiO 2 вытесняет более летучий кислотный оксид из солей образуя силикат. При реакции силиката с кислотами, выпадает кремневая кислота.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции меди и азотной кислоты описанной в тексте.

2) Какого цвета будет полученный раствор?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Азот - устойчивый газ, который составляет основной объем атмосферы. Из-за его свойств он часто используется для продувания систем, труб и для создания инертной среды, так как благородные газы дороже. Азот также применяют как хладагент для заморозки или поддержания низкой температуры. В основном азот используют для получения аммиака. Аммиак же окисляют, получая сначала оксид азота, а потом диоксид азота, а в присутствии воды азотную кислоту. Азотная кислота хорошо взаимодействует со многими металлами. Ее применяют для получения удобрений, в реакциях нитрования для получения нитросоединений, а так же металлической промышленности. Азотную кислоту в лабораторных условиях используют для получения диоксида азота при реакции с медью, при этом не получается побочных газов.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции перекиси водорода и сульфита натрия описанной в тексте.

2) Какая среда получится в итоговом растворе если взяли реагентов 1 к 1 моль?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Перекись водорода очень полезная вещество как в химической промышленности и медицине, так и в быту. Используется, например, как отбеливатель на текстильном производстве и при изготовлении бумаги. Применяется как ракетное топливо, в качестве окислителя. Перекись водорода в лабораторных условиях можно получить реакцией пероксида бария с серной кислотой. Для пероксида водорода характерны как окислительные так и восстановительные свойства. Так, например пероксид водорода может окислить сульфит натрия до сульфата. Действием пероксида водорода на некоторые гидроксиды можно получить пероксиды металлов, таким образом при реакции с гидроксидом натрия получается пероксид натрия

Пероксид водорода очень полезна в медицине в качестве антисептического средства, также при попадании на рану она размягчает ткани, что позволяет легче ее промыть.

Перекись водорода не устойчива и разлагается на воду и кислород.

1) Составьте молекулярное уравнение карбоната кальция и соляной кислоты.

2) Почему кислотные дожди нежелательны для древних мраморных скульптур и построек?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Угарный газ является одним из продуктов горения органики и углеродосодержащих веществ при недостатке кислорода. Он ядовит и пожароопасен. Горит синим пламенем и окисляется до диоксида углерода. Оксид углерода(II) реагирует с галогенами. Наибольшее практическое применение получила реакция с хлором, в результате этой реакции получается фосген - вещество, получившее широкое распространение в разных отраслях химии, а также как боевое отравляющее вещество. Фосген хорошо реагирует с аммиаком с образованием карбамида.

Угарный газ восстанавливает диоксид серы до серы, при этом получается диоксид углерода.

При пропускании газа диоксида углерода через оксид кальция получается карбонат кальция. Карбонат кальция широко используется в строительстве, в пищевой промышленности, а также в сфере бытовой химии. Карбонат кальция хорошо реагирует с кислотами, особенно с соляной, выделяя при этом углекислый газ.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции оксида свинца и азотной кислоты.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Свинец используется многие тысячелетия, поскольку он широко распространён, легко добывается и обрабатывается. Он очень ковкий и легко плавится. Выплавка свинца была первым из известных человеку металлургических процессов. Благодаря своей плотной кристаллической упаковке и большой атомной массе служит защитой от радиоактивного излучения. Окисление свинца получают оксид свинца, который используют для производства свинцовых стекол. Оксид свинца – амфотерный оксид, при реакции с азотной кислотой получается нитрат свинца. Это вещество очень токсично и сфера его применения сильно ограничена техникой безопасности.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции оксида хрома и гидроксидом натрия.

2) Как определить прошла ли реакция?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Хром - важный компонент во многих легированных сталях (в частности, нержавеющих), а также и в ряде других сплавов. Добавка хрома существенно повышает твердость и коррозийную стойкость сплавов. Используется в качестве износоустойчивых и красивых гальванических покрытий. При большой температуре сгорает, образуя оксид хрома(III), который является основным пигментом для краски, а так же абразивом. При сплавлении оксида хрома с карбонатом натрия в атмосфере кислорода получают дихромат натрия. Дихромат натрия с серной кислотой дает оксид хрома(VI). Оксид хрома(VI) при реакции с гидроксидом натрия дает хромат натрия.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции азотной кислоты с оксидом цинка(II).

2) К каким реакциям относится взаимодействие оксида цинка с азотной кислотой - экзотермическим или эндотермическим?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Азотная кислота (HNO 3 ) - одноосновная кислота, которую раньше получали взаимодействием концентрированной серной кислоты при нагревании с сухим нитратом калия. Азотная кислота смешивается с водой в любых соотношениях. В водных растворах она практически полностью диссоциирует на ионы. Азотная кислота - бесцветная, дымящая на воздухе жидкость, температура плавления 41,6 °C, кипения +82,6 °С. Высококонцентрированная HNO 3 имеет обычно бурую окраску вследствие происходящего на свету или при нагревании процесса разложения. Азотную кислоту можно перегонять без разложения только при пониженном давлении. Золото, некоторые металлы платиновой группы и тантал инертны к азотной кислоте во всём диапазоне концентраций, остальные металлы реагируют с ней, ход реакции при этом определяется её концентрацией. HNO3 как одноосновная кислота взаимодействует с основными и амфотерными оксида-ми, основаниями, вытесняет слабые кислоты из их солей. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя за счёт азота в степени окисления +5. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции серной кислоты с железом.

2) Какое тривиальное название полученного соединения железа?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Серная кислота (H 2 SO 4 ) является одним из основных продуктов крупнотоннажной химии. Без неё невозможно производство удобрений, полимеров, лекарств, красителей. Ежегодно во всём мире производят примерно 220 млн тонн серной кислоты. Ее можно получить при реакции воды и оксида серы(VI).

Разбавленная серная кислота обладает всеми общими свойствами кислот, реагирует с основаниями, основными и амфотерными оксидами, гидроксидами металлов, металлами и солями. Концентрированная серная кислота - сильное дегидратирующее средство, проявляет довольно сильные окислительные свойства и способна растворять некоторые малоактивные металлы, стоящие в ряду стандартных окислительно-восстановительных потенциалов («ряд напряжений металлов») после водорода.

В одном из способов получения серной кислоты первой стадией является обжиг пирита FeS 2 в присутствии кислорода воздуха. Обжиг «в кипящем слое» ведут в печах специальной конструкции. Образовавшийся сернистый газ тщательно очищают и окисляют до оксида серы(VI), который поглощают концентрированной серной кислотой. Продукт поглощения после разбавления водой превращается в серную кислоту нужной концентрации.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение гидроксида кальция и углекислого газа.

2) Почему раствор гидроксида кальция мутнеет при этой реакции?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Алмаз является самым твердым природным веществом на нашей планете. Он представляет собой чистый углерод с кубической сингонией. Алмаз благодаря его механическим и оптическим свойствам используют как абразив или алмазный нож, в часовых механизмах, оптике, а также в качестве украшения. Алмаз горит с образование углекислого газа.

Углекислый газ применяют в пищевой промышленности в качестве консервантов и разрыхлителя, как средство пожаротушения. При реакции гидроксида кальция с углекислым газом на выходе получается карбонат кальция, который применяется в строительстве и пищевой промышленности с соответствующей маркировкой Е170. При реакции карбоната кальция с сульфидом натрия можно получить пищевую соду и сульфид кальция.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение присоединения хлороводорода к аммиаку.

2) Как понять, что реакция пошла?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

12. Аммиак (NН 3 ) - одно из наиболее используемых в промышленности неорганических веществ. Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония. Промышленный способ получения аммиака основан на прямом взаимодействии водорода и азота.

Молекула аммиака имеет форму тригональной пирамиды с атомом азота в вершине. Три неспаренных электрона атома азота участвуют в образовании ковалентных связей с 1s-электронами трёх атомов водорода (связи N-H), четвёртая пара внешних электронов является неподелённой. При нормальных условиях аммиак - бесцветный газ, легче воз-духа, с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта), хорошо растворим в воде, ядовит. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах.

Для аммиака характерны реакции как с изменением степени окисления атома азота (реакции окисления), так и без изменения степени окисления атома азота (например, при-соединение хлороводорода). При горении аммиака, на выходе получается чистый азот, а полученный при реакции с хлороводородом хлорид аммония может очищать металлы, например медь от оксида.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции сернистой кислоты с гидроксидом калия.

2) Какую среду имеет раствор после реакции?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Диоксид серы - это очень распространённая добавка, используемая в пищевой промышленности. На этикетках её можно обнаружить как E220, а сам консервант образуется в результате сжигания серы. Данное вещество можно встретить почти везде: фрукты и овощи (консервированные, сушёные, замороженные). Однако оксид серы, производимый при сжигании нефтепродуктов, является большой проблемой для окружающей среды. При попадании в воду, например через осадки он образует сернистую кислоту, которая подкисляет водоемы и почву. Данная кислота реагирует и с сильными щелочами например гидроксидом калия.

При контакте угарного газа с диоксидом серы, выпадает чистая сера и выделяется углекислый газ, данная реакция используется в выходных трубах металлургической промышленности.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции оксида натрия и углекислого газа.

2) Что мы будем наблюдать если в раствор полученного карбоната добавить хлорид бария?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Натрий - очень активный щелочной металл, с взрывом реагирующий с водой. Он подвергается окислению на воздухе с образования оксида натрия, а при горении образуется пероксид натрия. при пропускания через оксид натрия углекислого газа на выходе получается карбонат натрия. Карбонат натрия хорошо реагирует с кислотами с образованием соли, углекислого газ и воды.

В промышленности пищевую соду получают из карбоната натрия, действуя на его раствор избытком оксида углерода(IV). Пищевая сода (гидрокарбонат натрия) используется в медицине, кондитерской промышленности, в быту. Образуется пищевая сода при про-пускании избытка углекислого газа через раствор гидроксида натрия. В домашних условиях гидрокарбонат натрия, «гашёный уксусом», добавляют в тесто для мягкости и пышности готовых изделий.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение образования фосфорной кислоты.

2) Какая кислота сильнее соляная или фосфорная?

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Фосфор является важнейшим биогенным элементом и в то же время находит очень широкое применение в промышленности. Фосфор хорошо горит и окисляется кислородом.

Красный фосфор применяют в производстве спичек. Наиболее активен химически, токсичен и горюч белый («жёлтый») фосфор, потому он очень часто применяется в взрывчатых веществах. При горении образуется оксид фосфора который при контакте с водой образует фосфорную кислоту.

Фосфорная кислота применяется в пищевой промышленности в качестве пищевой добавки E338, в сельском хозяйстве и медицине. В реакции с аммиаком фосфорная кислота дает удобрение аммофос. При реакции с гидроксидом кальция получается фосфат кальция.

1. Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между оксидом серы(IV) и гидроксидом кальция.

2. Опишите признаки протекающей реакции между оксидом серы(IV) и раствором гидроксида кальция.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Оксид серы(IV) используют в пищевой промышленности в качестве консерванта (пищевая добавка Е220). Поскольку этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады. Это вещество также используют для отбеливания соломы, шёлка и шерсти, то есть материалов, которые нельзя отбеливать хлором.

Промышленный способ получения этого вещества заключается в сжигании серы или сульфидов. В лабораторных условиях его получают воздействием сильных кислот на сульфиты, например взаимодействием серной кислоты с сульфитом натрия.

При взаимодействии оксида серы(IV) с гидроксидом кальция образуется соль сульфит кальция. Это вещество применяется в промышленности как пищевая добавка Е226, консервант, для приготовления желе, мармелада, мороженого, напитков и фруктовых соков.

1. Составьте молекулярное уравнение реакции между фосфорной кислотой и гидроксидом натрия.

2. Укажите, к какому типу реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) относится взаимодействие фосфорной кислоты с гидроксидом натрия.

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

Оксид фосфора(V) (P 2 O 5 ) образуется при сжигании фосфора на воздухе и представляет собой белый порошок. Это вещество очень активно и с выделением большого количества теплоты реагирует с водой, поэтому его применяют в качестве осушителя газов и жидкостей, водоотнимающего средства в органических синтезах.

Продуктом реакции оксида фосфора(V) с водой является фосфорная кислота (H 3 PO 4 ). Эта кислота проявляет все общие свойства кислот, например взаимодействует с основаниями. Такие реакции называют реакциями нейтрализации.

Соли фосфорной кислоты, например фосфат натрия (Na 3 PO 4 ), находят самое широкое применение. Их вводят в состав моющих средств и стиральных порошков, применяют для снижения жёсткости воды. В то же время попадание избыточного

количества фосфатов со сточными водами в водоёмы способствует бурному развитию водорослей (цветению воды), что вызывает необходимость тщательно контролировать содержание фосфатов в сточных и природных водах. Для обнаружения фосфат-иона можно использовать реакцию с нитратом серебра (AgNO 3 ), которая сопровождается образованием жёлтого осадка фосфата серебра (Ag 3 PO 4 ).

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

– Периодическая система химических элементов;

– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

– электрохимический ряд напряжений металлов;

– непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

1. Дисперсной называют систему, в которой одно вещество в виде мелких частиц распределено в объёме другого.

Дисперсная фаза – это вещество, которое присутствует в дисперсионной системе в меньшем количестве. Она может состоять и из нескольких веществ.

Дисперсионная среда – это вещество, которое присутствует в дисперсионной системе в большем количестве, и в объеме которого распределена дисперсная фаза.


Заполните таблицу агрегатные состояния дисперсионной среды и фазы

2. На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите количество протонов, которые содержит этот элемент;

3) укажите количество заполненных энергетических уровней;

4) определите максимальную валентность этого элемента

Ответы запишите в таблицу.

3. С увеличением заряда ядра атомов наблюдается постепенное закономерное изменение свойств элементов и их соединений от металлических к типично неметаллическим, что связано с увеличением числа электронов на внешнем энергетическом уровне.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения неметаллических свойств, следующие элементы: Na, Cl, Al, Si. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Ответ: ____________________________

4. Атом водорода , соединенный с атомом фтора, кислорода или азота (реже - хлора, серы или других неметаллов), может образовывать еще одну дополнительную связь. Водородная связь обусловлена электростатическим притяжением атома водорода (несущим положительный заряд δ+) к атому электроотрицательного элемента, имеющего отрицательный заряд δ−. В большинстве случаев она слабее ковалентной, но существенно сильнее обычного притяжения молекул друг к другу в твердых и жидких веществах.

Из предложенных соединений выберите 2 соединения, между молекулами которых образуются водородные связи: этаналь, этанол, водород, аммиак , кислород.

Запишите ответ в отведенном месте:

1) _________________________

2) _________________________

5. Солеобразующие оксиды классифицируют на три группы, как показано на схеме. В эту схему впишите пропущенные названия групп и приведите по два примера химических формул веществ, принадлежащих данной группе.

Прочитайте следующий текст и выполните задания 6–8.

Сульфат бария часто используется при рентгеновских исследованиях желудочно-кишечного тракта как радиоконтрастное вещество, так как тяжёлые атомы бария хорошо поглощают рентгеновское излучение. Хотя все растворимые соли бария ядовиты, сульфат бария практически нерастворим в воде (и в соляной кислоте, которая содержится в желудочном соке), поэтому он нетоксичен. Для рентгенографического исследования органов пищеварения пациент принимает внутрь суспензию сульфата бария («баритовую кашу») с содержанием бария 58,7 %.

Сульфат бария получают взаимодействием растворимых солей, оксида, пероксида или гидроксида бария с серной кислотой или растворимыми сульфатами. В аналитической химии сульфат бария применяют как хорошую гравиметрическую форму для определения сульфат-ионов и ионов бария в гравиметрическом анализе.

Кроме того сульфат бария используется как цветовой компонент для пиротехнических средств, так как ионы бария способствуют окрашиванию пламени в зеленый цвет. В настоящее время для этих целей в основном используют нитрат бария, за счет того, что он является сильным окислителем и способствует энергичному горению пиротехнической смеси.


6. 1) Составьте молекулярное уравнение реакции получения сульфата бария из пероксида бария, которая упоминалась в тексте.

Ответ: _____________________________________________________

2) Объясните, почему сульфат бария не оказывает токсического влияния на организм.

Ответ: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

7. 1) Составьте молекулярное уравнение реакции между хлоридом бария и сульфатом натрия.

Ответ: _________________________________________________________________

2) Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать хлорид бария в аналитической химии.

Ответ: ________________________________________________________________

______________________________________________________________________

8. 1) Составьте сокращенное ионное уравнение реакции между хлоридом бария и сульфатом натрия.

Ответ: _____________________________________________________________

2) Объясните, почему нитрат бария предпочтительней сульфата бария в качестве цветового компонента для пиротехнических средств

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции

PH3 + KMnO4 + H2SO4 → MnSO4 + H3PO4 + K2SO4 + H2O

1) Составьте электронный баланс этой реакции

______________________________________________________________________

2) Укажите окислитель и восстановитель

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Расставьте коэффициенты в уравнении реакции

______________________________________________________________________

10. Дана схема превращений: Al → Na → AlCl3 → Al(OH)3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения

1) ________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________

3) _________________________________________________________________

11. Установите соответствие между названием органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА КЛАСС/ГРУППА

А) Толуол 1) спирты

Б) Ацетилен 2) алкены

В) Этанол 3) арены

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты

1) CaC2 + H2O → …….. + ……………….

2) CH3NH2 + ……….. → ……….. + N2 + H2O

13. Сырьем для производства серной кислоты служат самородная сера и сульфидные руды. Среди них наибольшее значение имеет железный колчедан – пирит FeS2. В природе он залегает массивными плотными слоями, из которых добывается в виде кусков, которые дробят и измельчают. При производстве серной кислоты из пирита сернистый газ получают путем обжига железного колчедана.

Какая масса пирита необходима для получения 67,2 л сернистого газа (н. у.)? Запишите подробное решение задачи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Ацетон является популярным растворителем, применяется как сырье для синтеза многих важных химических продуктов, таких как уксусный ангидрид, метилметакрилат. Ацетон является естественным метаболитом, производимым организмами млекопитающих, в том числе и человеческим организмом. В соответствии с приведенной ниже схемой составьте уравнения реакций получения ацетона . При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

1) _________________________________________________________

2) _________________________________________________________

3) _________________________________________________________

Глауберова соль Na2SO4.10H2O применяется при лечении желудочно-кишечных заболеваний как слабительное. Сколько (г) Na2SO4.10H2O нужно для приготовления 250 г раствора, с массовой долей Na2SO4, равной 5%. Запишите подробное решение задачи.

Ответы

4. 1) этанол 2) аммиак

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) Составлен электронный баланс:

P-3 -8 ē → P+5 5

Mn+7 + 5 ē → Mn+2 8

2) Указано, что PH3 за счет P-3 является восстановителем,

а KMnO4 за счет Mn+7 является окислителем;

3) Составлено уравнение реакции:

5PH3 + 8KMnO4 +12 H2SO4 →8 MnSO4 +5 H3PO4 +4 K2SO4 + 12H2O

Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

Правильно записаны два из названных выше элементов ответа

Правильно записан один из названных выше элементов ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Каталог заданий.
Задания 3. Таблица Менделеева

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Решение.

Атомный радиус увеличивается вниз по группе и влево по периоду. Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет азот, так как он относится ко второму периоду пятой группы. Далее идет углерод, он относится ко второму периоду четвертой группы, потом кремний - третий период четвертой группы и алюминий - третий период третьей группы.

Ответ: N&C&Si&Al

Источник: Демонстрационная версия ВПР по химии 11 класс 2017 год.

Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы:

Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Решение.

Самым наименьшим металлическим свойством из представленных химических элементов будет обладать углерод, так как он относится ко второму периоду четвертой группы. Далее идет бор, он относится ко второму периоду третьей группы, потом алюминий третий период третьей группы и кальций - четвертый период второй группы.

Ответ: C, B, Al, Ca.

Ответ: C&B&Al&Ca.

Источник: РЕШУ ВПР

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

Решение.

Самый наименьший атомный радиус из представленных химических элементов имеет кислород, так как он относится ко второму периоду шестой группы. Далее идет сера, он относится к третьему периоду шестой группы, потом фосфор третий период пятой группы и галлий - четвертый период третьей группы.

Ответ: O, S, P, Ga.

Ответ: O&S&P&Ga

ВАРИАНТ 1 - №№ 1, 2, 5, 7, 9

ВАРИАНТ 2 - №№ 3, 4, 6 ,8, 10

1.Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке , следующие элементы:С, Са, В, А1

2.известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы:О, Ga, Р, S.

3.Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств , следующие элементы:F, Не, Si, S.

4.известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

увеличения радиусов атомов следующие элементы: Cl, Р, Ва, А1.

5.Известно, что для элементов главных подгрупп восстановительные свойства элементов в периоде слева направо уменьшаются, в группах сверху вниз увеличиваются.

увеличения восстановительных свойств следующие элементы: Sn, С, Ge, Si.

6.Известно, что для элементов главных подгрупп окислительные свойства элементов в периоде слева направо усиливаются, в группах сверху вниз ослабевают.

Учитывая данные закономерности, расположите в порядке увеличения окислительных свойств следующие элементы:S, Al, Р, С1.

7.известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности следующие элементы: С,N, Si, Ge.

8. известно, что с увеличением порядкового номера химического эле-мента в периодах электроотрицательность атомов увеличивается, а в группах - уменьшается.



Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения электроотрицательности

9.известно, что кислотный характер высших оксидов элементов в периодах с увеличением заряда ядра усиливается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления кислотных свойств высших оксидов следующие элементы: В, С, N, А1.

10.известно, что кислотный характер высших оксидов элементов в периодах с увеличением заряда ядра усиливается, а в группах - уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке ослабления кислотных свойств высших оксидов следующие элементы: Р, As, S, Cl.

ТЕСТ 2.Строение атома

ВАРИАНТ 1 - №№ 1, 3

ВАРИАНТ 2 - №№ 2, 4

1


2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3 .На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.


На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

4 .На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

ТЕСТ 3. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ,КЛАССИФИКАЦИЯ

ВАРИАНТ 1 №№ 1, 3, 5, 7

ВАРИАНТ 2 №№ 2, 4, 6, 8

1. В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества азот N 2 и поваренная соль NaCl. Запишите ответ в отведённом месте:

1) азот N 2 - …. 2) поваренная соль NaCl- …

2 .В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества водород Н2 и соль нитрат калия KNO3. Запишите ответ в отведённом месте:

1) водород Н 2 - …. 2)соль нитрат калия KNO 3 - …

3 .В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества вода (Н 2 О) и графит (С). Запишите ответ в отведённом месте:

1)вода Н 2 0 - … 2) графит (С) - …..

4.В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества хлор CI 2 и кремний (Si). Запишите ответ в отведённом месте

1) хлор CI 2 - … 2) кремний Si - …

5

Mg(OH) 2 Fe(NOs) 3 РЬО HNO 3

6 .Установите, к какому классу/группе относятся неорганические вещества, формулы которых указаны в таблице. В пустые ячейки таблицы впишите названия групп/классов, к которым относится данное вещество.

СаНР0 4 H 2 SO 3 N0 2 Fe(OH) 2

7 . Внимательно прочитайте текст:

Диоксид серы - это очень распространённая добавка, используемая в пищевой промышленности. На этикетках её можно обнаружить как E220, а сам консервант образуется в результате сжигания серы. Данное вещество можно встретить почти везде: фрукты и овощи (консервированные, сушёные, замороженные). Однако оксид серы, производимый при сжигании нефтепродуктов, является большой проблемой для окружающей среды. При попадании в воду, например через осадки он образует сернистую кислоту, которая подкисляет водоемы и почву. При контакте угарного газа с диоксидом серы, выпадает чистая сера и выделяется углекислый газ, данная реакция используется в выходных трубах металлургической промышленности.