Меню
Бесплатно
Главная  /  Отношения  /  Презентация на тему симеон полоцкий. Семион полоцкий

Презентация на тему симеон полоцкий. Семион полоцкий

Симеон Полоцкий как поэт для детей


Симеон Полоцкий является выдающимся русским поэтом XVII века, активным деятелем в области просвещения. Огромное его литературное наследие пронизано педагогическими идеями. И это не случайно, ибо всю свою жизнь он занимался педагогиче­ским трудом. Поэтому вполне естественно его участие в создании детской литературы.

Родился поэт в 1629 г. в Полоце, где получил первоначальное образование. В 1653 г. окончил Киево-Могилянскую коллегию (академию), после чего учился за границей, а затем стал учителем на своей родине.

В 1664 г, царь Алексей Михайлович пригласил его в Москву, где Симеон стал пользоваться почетом и уважением за свою широкую образованность, беспримерное трудолюбие, поэтический талант и педагогические способности. Вскоре он был назначен учителем наследника - царевича Алексея, а после его смерти (1670) воспитателем нового наследника - Федора. Под его руководством воспитывались также царевна Софья и будущий царь Петр I.

Особенно большим почетом и уважением был окружен Симеон при царе Федоре Алексеевиче, вступившем на престол в 1676 г.

Умер Симеон 25 августа 1680 г.

За 16 лет жизни в Москве Симеон написал, издал или подготовил к печати 14 книг, половину из которых составляют книги учебные или детские. Самыми крупными его созданиями являются поэтические книги «Рифмологион», состоящий из 1308 страниц большого формата, и «Вертоград многоцветный» - 1316 страниц. Они были завершены поэтом за два года до смерти.

^ Педагогические взгляды Симеона Полоцкого


Симеон Полоцкий придавал решающее значение воспитанию и начисто отрицал наличие в человеке врожденных пороков. Душу ребенка он уподоблял «скрижали ненаписанной», на которой «учитель что хощет написати может», В этом отношении он был предшественником Джона Локка. Наиболее действенным средством воспитания он считал положительный пример, который могут дать родители и воспитатели.

Плод от древа си поблизу падает,

Чада от отца нравы получает.

Главное место в педагогических воззрениях Симеона Полоцкого занимает трудовое воспитание. Он считал, что трудиться должны все, без различия возраста, общественного и сословного положения, в том числе и цари. «Люботрудие», «трудолюбие», «трудник», «трудолюбец», «люботрудник» и другие подобные слова - самые частые в его творчестве. Он считал, что трудиться надо учить человека с детства, только тогда труд станет для него привычным делом.

Не возленися трудов положити,

Имат бо тебе польза многа быти.

Аще ся видит досадно труждати,

Но сладко плоды трудов собирати.

Восхваляя люботрудников, поэт остро обличал тунеядцев, которых, по его словам, следует изгонять из общества. Под, трудом понимал он не только труд физический, но и умственную, деятельность, чтение, учение, управление государством.

Поэзия Симеона Полоцкого полна гимнами книге, грамоте, чтению. Книга, по его словам, приносит огромную пользу: развивает ум, расширяет образование. Она способна «душу сильно усладити», делает человека мудрым. Но настоящими мудрецами он считал тех, кто, обладая знаниями, щедро делится ими с окружающими и с большой пользой применяет их в повседневной жизни.

^ Учебные и детские книги Симеона Полоцкого


По прибытии в Москву Симеон принял участе в подготовке к изданию букваря 1664 г., для которого написал десять приветствий, обращенных к детям, их родителям и благодетелям. В 1667г. он издал новый, целиком им составленный букварь, который был переиздан в 1669 г. Учебный материал был взят для него в основном из «Московской азбуки» 1637 г.- издания. Особенно выделялось в нем предисловие, которое является первым печатным педагогическим трактатом на русском языке.

Через 10 лет, в 1679 г., Симеон составил и издал новый букварь, являющийся итогом более чем векового развития русского учебника.

Для истории детской литературы наибольший интерес имеют два стихотворения, помещенные в букваре 1679 г. Это «Предисловие к юношам, учится хотящим» и «Увещание».

По своей композиции «Предисловие» напоминает стихотворение справщика Савватия, опубликованное в азбуке 1637 г. В обоих произведениях прославляется просвещение и рассказывается о настоящей книге. Как и в других своих произведениях, С. Полоцкий призывает детей постоянно трудиться, ибо тот, кто трудится с юности, будет жить в покое в старости. Грамота, по его словам, великий дар, средоточие мудрости. Хотя она безгласна, но разносится беспредельно далеко. Все то, что чувствует сердце, о чем рассуждает ум,- все это через грамоту становится известно другим. Если голос рядом стоящего слышен только немногим, то мысли пишущего могут быть доставлены куда угодно. В книге, как в зеркале, отражается жизнь человека и всего человечества. Это «врачевство на всякие раны». Другая роль письменности - запечатлеть происходящее, быть памятником и указать путь в будущее.

В начале и в конце «Предисловия» поэт непосредственно об­ращается к ребенку:

Отроче юный, от детства учися,

Письмена знати и разум почтися.

Заключенное в такую композиционную рамочку стихотворение выглядит более цельным и задушевным.

По своей поэтике стихотворение это отличается от других произведений Симеона, написанных для взрослых. Здесь нет обычных для него исторических или библейских параллелей, уподоблений, ссылок на античных и византийских авторов, усложненных стилистических конструкций. Это теплая, откровенная беседа с ребенком на доступном ему языке и на близкую тему.

Второе стихотворение - «Увещание» - помещено в конце книги и предназначается не всем, а только ленивым и буйным. В нем выражена одна из сторон педагогических взглядов Симеона - признание физических наказаний. Поэт убеждает маленького читателя: если он хочет быть образованным и умным, то должен постоянно трудиться, выполнять определенные требования. А нарушающий правила вынужден будет терпеть наказания розгами, так как

Те орудия глупых исправляют,

Плоти целости ничтоже вреждают.

Розга ум острит, память возбуждает

И волю злую в благу прелагает.

В конце стихотворения поэт вновь призывает детей трудиться, чтобы не подвергаться наказаниям.

В руководимой Симеоном Верхней типографии, открытой царем Федором Алексеевичем специально для издания произведений своего любимого учителя, изданы две книги для детского и юношеского чтения: «Тестамент, или Завет Василия, царя греческого, к сыну его Льву Философу» (январь, 1680) и «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (сентябрь 1б80 г.).

Первую книгу можно отнести к известному с древнейших пор жанру поучения. Кроме других многочисленных наставлений в ней выделены специальные главы о книгах и чтении. Симеон написал к «Тестаменту» большое стихотворное предисловие, обращенное к юным читателям. В нем говорится о роли чтения в жизни человека и о настоящей книге: комментируется ее содержание, подчеркиваются главные моменты, чтобы обратить на них особое внимание ребенка и тем самым сделать ее более доступной. Поэт убеждает, что «книжица сия добру научает», но не всякого, а только того, кто будет не только читать, но и следовать её советам.

«Русский классицизм» - Опишите картину А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда». Владимира, у ног на книгах восседает орел – аллегорическое изображение Российского государства. Классицизм в русской живописи 18в. В России классицизм зародился во второй четверти 18в. Классицизм как художественное направление. Лицо как бы высвечивается на общем фоне полотна.

«Русская культура XVII века» - Музыка и театр. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура. Устное народное творчество. Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода.

«Культура России в 17 веке» - Живопись. Парсуна – произведение светской портретной живописи. Домашнее образование. Происходит уменьшение зависимости русской культуры от церкви. Основные понятия. Показать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры. Исторические условия развития русской культуры. Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты.

«Образование и культура 17 века» - Стихотворение в форме креста. Образование и культура. Новоиерусалимский монастырь. Красная площадь. Театр. Нарышкинское или московское барокко. «Восьмое чудо света». 1648 г – открытие Семеном Дежневым пролива между Азией и Америкой. Симеон Полоцкий. Парсуна. XVII век. Новый стиль. Выпуск печатных книг.

«Быт XVII века» - Свадебный пир – быт бояр. Предположите, что изображено на картине. Быт и нравы россии XVII в. Выезд царя Алексея Михайловича из Спасских ворот Кремля. Боярыня Морозова церковный раскол. В ожидании царя - бояре. Степан Разин. Царский поезд. Московская улица. Освоение новых земель. Крестьянская рубленная изба.

«Русская культура 17 века» - Тимонен Александр Федорчук Никита. С. Ушакова. Культура XVII века. Троица. Вот такой вот был 17 век в русской культуре и истории. Русская культура 17 века была близка к западной Европе. Россия начала планомерный переход от средневековья к новому времени. Как в культурном, так и в политическом плане.

Всего в теме 19 презентаций

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Навуходоносор Навуходоносор (Nebuchadnezzar II) - старший сын и наследник Набополасара, основателя Халдейской (или Нововавилонской) империи. Наиболее известный представитель этой династии. В историю вошел как полководец, устроитель столицы и как человек, сыгравший выдающуюся роль в еврейской истории. Имя его известно из надписей на глиняных табличках, из еврейских источников и от античных авторов. Правильная форма имени Навуходоносора - Набу-кудурри-усур, что означает: "бог Набу, охрани мои границы". Именно это имя оттиснуто на миллионах кирпичей, находящихся ныне на развалинах Вавилонской башни, описанной Геродотом. Археологи раскопали также и знаменитую "дорогу процессий". Эта дорога вымощена огромными квадратными каменными плитами, и на нижней стороне каждой из них высечена надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Чудо в пещи огненной И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. [И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…"». А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога.

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Описание слайда:

Особенность языка пьесы: Старославянский язык Стихотворный размер (способ написания стихотворного текста- силлабический система стихосложения (11 слогов). Силлабическая поэзия, это когда ударения нас не интересуют, а стихотворный текст строится по принципу деления на число слогов. Такой вид стихосложения господствовал на Руси вплоть до появления Тредиаковского и Ломоносова и представлен в русской литературе уже упомянутым Симеоном Полоцким) Сравнения Эпитеты Восклицательные предложения Выдержки из библии

Альтернативные подходы. Переговоры о присоединении к ВТО. Гармонизация. Ключевые вопросы. Региональная интеграция. Международные стандарты. Переговорная тактика. Суверенное право членов ВТО. Уровень гармонизации. Санитарные и фитосанитарные меры. Члены ВТО. Практика разрешения споров. Анализ практики разрешения споров. Присоединение Беларуси к ВТО. Меры на международно-согласованных стандартах. Апелляционный орган ВТО.

«Технологии в Беларуси» - Направления информатизации. Результаты использования портала ФСЗН. Пример проекта. Безопасность портала ФСЗН. Схема работы системы документооборота. Система реализована по трехзвенной архитектуре. Подпрограммы Национальной программы. АИС контроля торговых автоматов. Получение статистической информации. Платформа системы документооборота. Тенденции развития Республики. Схема портала. Платформа. Портал Фонда социальной защиты населения.

«Белорусская АЭС» - Меры по защите от запроектных аварий. Второй контур. Основа безопасности. Ближайший аналог – Ленинградская АЭС. Системы по преодолению запроектных аварий. Общая характеристика. Концепция безопасности проекта Белорусской АЭС. Устойчивость АЭС к воздействиям. Основные принципы и подходы при проектировании. Система локализации расплава. Управление аварией. Система удаления водорода из защитной оболочки.

«Год бережливости» - Планета Земля. Мероприятия по экономии материальных ресурсов. Год бережливости и экология. Аспекты бережливости. Проведение года бережливости. Информационная работа. Электронная карта. Год бережливости в Минске. Экономия и бережливость. Нормы расхода тепловых и энергетических ресурсов. Цель социально-экономического развития Беларуси. 2013 – год бережливости. Цели директивы. Устойчивое развитие. Республиканский план мероприятий.

«Гражданин Республики Беларусь» - Я – гражданин Республики Беларусь. Патриотизм. Гражданин. Гражданственность. Опыт патриотического и гражданственного воспитания. Формирование гражданского отношения. Структура гражданской культуры. Развитие личности. Методические разработки. Гражданское общество. Типовые проблемы. Социальные навыки. Гражданские ценности. Проблемы патриотического воспитания. Воспитание патриотизма. Понимание времени.

«Миграция в Беларуси» - Определение. Стратегия МИРПАЛ. Всемирный банк. Департамент по гражданству. Опыт правового регулирования. Мероприятия. Принципы осуществления внешней трудовой миграции. Ряд мероприятий. Прошедший период. Соглашения о временной трудовой деятельности. Порядок трудоустройства. Сотрудник представительства МОМ.